М.Д. Куличкина
Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха
Глаголы, характеризующие речевую деятельность человека в современном якутском языке
В последние годы, в частности, представителями Новосибирской сибировед-ческой научной школы на материалах разных языков проводится лексикологическое описание слов (Б.Б. Саналова [2004], О.Ю. Кокошникова [2004], Н.Н. Широбокова [2005], В.С. Барыс-Хоо [2006] и др.).
Глаголы речи в современном якутском языке до сих пор не были предметом специального изучения. Между тем, по степени употребления и распространения эти глаголы являются одной из основных лексических групп в словарном составе якутского языка.
Глаголы речи характеризуются общей категориально-лексической семой «речевое действие». Общим идентификатором является глагол санар 'говорить', который передает общий смысл речевого понятия 'говорить, сказать'. С помощью семы 'говорить', содержащейся в семантической структуре глагола санар, глаголы речи современного якутского языка передают различные характеристики речевой деятельности человека.
В данной статье, на основе «Якутско-русского словаря» [1972] (под редакцией П.А. Слепцова) и Академической картотеки современного якутского языка, рассматривается группа глаголов речи, характеризующих речевую деятельность человека, со значениями «осуждать», «упрекать» и «оскорблять» в современном якутском языке.
Как правило, эти глаголы трехвалентны. Соответственно, в ситуации речи присутствуют два участника коммуникации (говорящий и слушающий) и информационный компонент, или собственно информация, которая передается от одного участника к другому. Поэтому в контекстах ситуация речи уточняется обычно именно в этих аспектах, которые реализуются в характерных для глаголов речи позициях: позиция говорящего субъекта, позиция адресата речи, объектная позиция, обозначающая содержание высказывания. Основным признаком глаголов речи является цель и намерение говорящего, ради которого реализуется высказывание [Серль, 1986, с. 151-175].
В современном якутском языке функционирует группа глаголов речи, характеризующая речевую деятельность человека, со значениями 'осуждать' и семантически близкие к ней глаголы со значениями 'упрекать’ и ’оскорблять’.
К этой группе относятся глаголы речи: сэмэлээ ’порицать, осуждать кого-что-л.1; хокулаа ’осуждать; хулить’; омнуолаа 'осуждать кого-л., высказывать недовольство кем-л.', хомуруй 'укорять, корить, упрекать; порицать’; буруйдаа 1) 'обвинять в чем-л., порицать, осуждать за что-л.’; 2) 'наказывать, карать’.; холуннар 'чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.'; бакаа5ырт 'клеветать на кого-л., оговаривать, порочить кого-л.'; хобулаа 'доносить, наушничать; клеветать; сплетничать’; уох 'ругать, бранить, поносить; выговаривать кому-л.’; ньансааттаа 'без конца ругать, бранить кого-л.; выговаривать кому-л.’; ньахсай 'бесконечно покрикивать на кого-л., бранить,ругать кого-л.’.
Эти глаголы выражают общий смысл речевого понятия 'данная ситуация или действие плохое; говорящему она не нравится'.
Как показывает языковой материал, в данной ситуации в глаголах наличествует несколько значений речевой ситуации. Кроме этого, данные глаголы различаются и через мотивировки субъекта.
В некоторых глаголах говорящий характеризуется тем, что 'просто информирует собеседника о своей отрицательной оценке данного действия или ситуации'.
К ним относятся глаголы: сэмэлээ 'порицать, осуждать кого-что-л.'; хоку-лаа 'осуждать; хулить’; омнуолаа 'осуждать кого-л., высказывать недовольство кем-л.'.
Основным глаголом в данной подгруппе является словоформа сэмэлээ, которой передаются семы «порицать, осуждать кого-л». Например: - Бу дьон сурдэ-рин! - Катя сэмэлиир. - Акаабатах-сиэбэтэх дьонно дылы [Д АТС 1980, 53]. -
‘ Ужасные люди! Как будто они никогда не ели, не кушали, - осуждает Катя ’.
Глаголы хокулаа и омнуолаа имеют дополнительные пейоротивные компоненты 'хулить', 'чернить, клеветать'; 'высказывать недовольство кем-л.’.
Другие глаголы обозначают субъект, который преследует цель, 'чтобы адресат понял, что он поступал плохо, и чтобы он так больше не делал, а поступал так, как этого хочет говорящий'.
К ним относятся глаголы: хомуруй 'укорять, корить, упрекать; порицать’; буруйдаа 1) ’обвинять в чем-л., порицать, осуждать за что-л.’; 2) ’наказывать, карать’.
Здесь глагол хомуруй имеет семы «упрекать, порицать». Например: «Ити барыта эйигиттэн, эн кука5ан кики буоланнын», - диэн хомуруйан турааччы
[АФ II 1962, 377]. ’Иногда он начинает упрекать: «Это все из-за того, что ты плохой человек»’.
Глагол буруйдаа помимо семы «порицать» имеет дополнительный компоненты «обвинять, наказывать».
Намерение субъекта «испортить репутацию объекта, предать гласности свою отрицательную оценку» характеризуют глаголы: холуннар ’чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.’; бакаа5ырт ’клеветать на кого-л., оговаривать, порочить кого-л.’; хобулаа ’доносить, наушничать; клеветать; сплетничать’.
Все эти глаголы имеют различную эмоциональную окрашенность. Здесь более общее значение имеет глагол холуннар «чернить, хулить кого-л.; клеветать на кого-л.». Например: Кука5ан кики бэйэтин аргыстарын холуннара, намтата сылдьаахтыыр угэстээх [АА К 1958]. ‘Плохой человек имеет привычку чернить, унижать своих друзей ’.
Глаголы бакаа5ырт, хобулаа характеризуют не только «клеветать» но и обладают также дополнительным коннотативным значением с отрицательной экспрессивностью 'чернить’, ’доносить’, ’наущать’, ’порочить’, как и глагол холуннар.
Общее понятие речи «дать выход отрицательным эмоциям, злобе говорящего, таким образом, сделать неприятное адресату» констатируют глаголы: уох 'ругать, бранить, поносить’; ньансааттаа 'без конца ругать, бранить кого-л.; выговаривать кому-л.’; ньахсай 'бесконечно покрикивать на кого-л., бранить, ругать кого-л.’.
В данной подгруппе основной глагол уох имеет сему «ругать, бранить, поносить». Например: О5онньор харчы биэрэрин оннугар, уо5эн-мо5он, холдьо5он талкайдаан барбыта, онуоха остуолга сытар тимири ылан куттаары далай-бытым [СоД Уо 1981, 224]. ‘Вместо того, чтобы дать денег, старик начал ругаться, оскорблять, толкаться, и тогда я, чтобы напугать его, замахнулся железякой, лежавшей на столе ’.
Как показывает языковой материал, вторым компонентом семантической структуры этого глагола, является сема - “обозвать”: Сарсыныгар биир уол
кыыкыран: “Эрдээх кыыс”! - диэн уохтэ, онно МотуоНа ытаата [ББ СДь 1971, 86]. ‘На следующий день один парень, рассердившись, обозвал: “Замужняя девка!", и тогда Мотуоса заплакала ’.
Глагол ньансааттаа кроме основного значения имеет дополнительный компонент, констатирующий речевое действие говорящего «ругать постоянно, всегда»; а в глаголе ньахсай, кроме основного, наличествуют семы «долгое время ругать, бранить кого-л. очень сильно, очень громко».
Приведенный краткий анализ лексического материала показывает, что глаголы речи в современном якутском языке являются наиболее ярким и выразительным средством в акте общения, и представляют собой необходимый, весьма значительный слой лексики современного якутского языка.
Литература
Барыс-Хоо В.С. Лексико-семантическая группа глаголов движения в тувинском языке. Новосибирск, 2006.
Кокошникова О.Ю. Семантическая структура многозначности глагола в хакасском языке в сопоставлении с тюркскими языками Южной Сибири. Новосибирск, 2004.
Саналова Б.Б. Глаголы интеллектуальной деятельности в алтайском языке. Новосибирск, 2004.
Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986.
Широбокова Н.Н. Отношение якутского языка к тюркским языкам Южной Сибири. Новосибирск, 2005.
Якутско-русский словарь / Под ред. П. А. Слепцова. М., 1972.
Список сокращений
АА К - Амма Аччыгыйа (Н.Е. Мордвинов). Кэпсээннэр (Рассказы). Якутск, 1958.
АФ II - Афанасий Федоров. Талыллыбыт айымньылар. 2 т. Роман. СэИэннэр. Пьеса (Избранное. Т. 2. Роман. Повести. Пьеса). Якутск, 1962.
ББ СДь - Болот Боотур (В.С. Соловьев). Сааскы дьыбардар. Роман (Весенние заморозки. Роман). Якутск, 1971.
Д АТС - Далан (В. С. Яковлев) Аар тайгам суугуна (Шумит седая тайга. Повесть). Якутск, 1980.
СоД Уо - Софрон Данилов. Уот (Огонь). Якутск, 1981.