ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
.Ж*'
+У V экон
экономика
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!
Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к публикации научных статей. Возможны
срочные публикации!
ГИПЕРЛОКАЛЬНЫЕ СМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Главная страница журнала
Hyper-local media in rural areas
Экономические науки
УДК 338.432
О журнале
Редакция
Общая лента
Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
16.02.2016 О 133
Выходные сведения:
Гарина Е.П., Шушкина Н.А. Гиперлокальные СМИ в сельской местности // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. №1 (9). URL: http://aeaonomy.ru/saienae/eaonomy/giperlokalnye-smi-v-selskoy-m estn os/
Авторы:
Гарина Екатерина Петровна к.э.н., доцент, зам зав. кафедры «Экономика предприятия» НГПУ им. Козьмы Минина keo. [email protected]
НОВОСТИ
Шушкина Наталья Анатольевна, студент НГПУ им. Козьмы Минина кео. [email protected]
Экономика
Сельское хозяйство
Это интересно
Authors:
Garina Ekaterina Petrovna Ph.D., Associate Professor, Deputy Head. Department of "Economics of Enterprise" NSPU named after Kozma Minin keo. [email protected]
Shushkina Natalia A. Student "NSPU named after Kozma Minin keo. [email protected]
Ключевые слова:
гиперлокальные СМИ, печатная пресса, газеты
Keyword:
hyperlocal media, print media, newspapers Аннотация:
В статье рассматривается роль информационных источников для развития регионов. В мире отмечено рекордное падение показателей продаж печатной прессы. Эта тенденция затронула и российскую медийную сферу. Однако в сельской местности показатели продаж печатных изданий остаются стабильными.
Социально-экономические изменения, происходящие в государстве затрагивают все сферы деятельности, включая сельское хозяйство. Поскольку страна переживает переходный период, повышается роль информационной осведомлённости и координации действий населения. Информационная поддержка играет важную роль в развитии как производственного сектора, так и адаптации социальных структур к этим изменениям. Организаторами гиперлокальных проектов выступают сами граждане, что в корне отличает «западную» модель гиперлокальных СМИ от российской.
В нашей стране организаторами СМИ выступают преимущественно муниципалитеты и представители бизнеса. Таким образом, отечественные гиперлокальные СМИ характеризует односторонняя связь с общественностью. Из этого следует, что существует необходимость в налаживании интерактивного взаимодействия между СМИ и населением. Продажи печатных
ВОККЕРЦ
WOKKER.RU Vif
издании постоянно снижаются, а доступность технологии даёт возможность становиться ®х журналистами обычному населению. Наглядной демонстрацией этой тенденции является развитие блогерства. Поэтому в создании гиперлокальных СМИ могут принимать рядовые граждане, которые желают поделиться интересными историями и подробностями.
Одной из основных движущих сил информационной медийной индустрии в сельской местности являются локальные СМИ. На фоне этого усиливается необходимость развития гиперлокальных новостных изданий. Представлено понятие гиперлокальных средств массовой информации и их роль в социальном и экономическом развитии регионов. Освещены основные отличия российской модели гиперлокальных СМИ от западной.
Annotation:
The article discusses the role of information sources for the development of regions. In a world marked by a record drop in sales of printing presses. This trend has affected the Russian media sphere. However, in rural areas the sales of publications remains stable.
ФРАНШИЗА
СЕТИ ПАНЗИАТСКИХ ЛАПШИЧНЫХ №1
Socio-economic changes in the state affect all spheres of activities including agriculture. As the country goes through this transition, increasing the role of information awareness and coordination of actions of the population. Information support plays an important role in the development of the manufacturing sector, and the adaptation of social structures to these changes. The organizers of hyperlocal projects are the citizens themselves, that fundamentally distinguishes the "Western" model of hyperlocal media from the Russian.
In our country the organizers of the media are mainly municipalities and business representatives. Thus, domestic hyperlocal media characterizes one-way communication with the public. This implies that there is a need to establish an interactive communication between the media and the public. Sales of publications is continuously decreasing, and the availability of technology gives the opportunity to become journalists General population. A clear demonstration of this trend is the development of blogista. Therefore, in the creation of hyperlocal media can take ordinary people who want to share interesting stories and details.
One of the main driving forces of the information media industry in the rural area are the local media. Against this background, increases the need for the development of hyperlocal news outlets. Presents the concept of hyperlocal media and their role in social and economic development of regions.
Гиперлокальные СМИ в сельской местности
Highlight the main differences of the Russian model of hyperlocal media from the West.
Введение
Социально-экономические изменения, происходящие в государстве затрагивают все сферы деятельности, включая сельское хозяйство.
Поскольку страна переживает переходный период, повышается роль информационной осведомлённости и координации действий населения.
Информационная поддержка играет важную роль в развитии как производственного сектора, так и адаптации социальных структур к этим изменениям.
.10.2016 Гиперлокальные СМИ в сельской местности
Одной из основных движущих сил информационной медийной индустрии в сельской местности являются локальные СМИ. Важность проблемы социальной адаптации и развития региональных СМИ затрагивают в своих работах Валентина Васильевна Варавва и Елена Николаевна Иванова [1].
Рынок печатных СМИ постепенно сокращается, люди переходят на Интернет-источники. Однако эта тенденция не касается малых регионов и сельской местности [2]. Поскольку доступ в интернет в сельской местности развит слабо, основными источниками информации для села остаются радио, телевидение и периодическая печатная пресса.
Для сельской местности характерно преобладание пожилых людей, которые сложно воспринимают технологические новации, по-прежнему предпочитают читать газеты и смотреть телевизор.
Это означает, что популярность газет и телевидения в регионах в ближайшее десятилетие существенным образом не снизится.
Материал и методы
На данный момент наблюдается тесное слияние печатной прессы и информационных технологий. Согласно докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, к 2020 году печатные компании превратятся в мультимедийные агрегаторы новостей, поскольку аудитория сможет узнавать новости из любых источников.
Согласно данным отчёта 85% изданий размещает информацию только в интернете, у 54% СМИ имеется отдельная интернет-версия. Однако в малых городах этот процент составляет всего 29% [3].
Таким образом, существует необходимость увеличивать этот показатель в малых городах и сельской местности. Основным информационным каналом о местных событиях в регионах являются локальные СМИ, которые транслируют новости, касающиеся непосредственно географической территории. На этом фоне возрастает необходимость запуска гиперлокальных проектов.
Для гиперлокальных медиа характерны небольшие географически зоны. Гиперлокальные СМИ отличаются от муниципальных используемой схемой управления, каналами финансирования и,
зачастую, целями существования. Позитивный опыт использования гиперлокальных медиа имеют такие страны как США, Великобритания и Чехия [4].
Влияние гиперлокальных СМИ в этих странах настолько велико, что может конкурировать с крупными национальными изданиями. Тем не менее, западная модель гиперлокальных СМИ отличается от российской. Для западной модели характерно тесное взаимодействие между гражданами и властями.
Организаторами гиперлокальных проектов выступают сами граждане, что в корне отличает «западную» модель гиперлокальных СМИ от российской [5]. В нашей стране организаторами СМИ выступают преимущественно муниципалитеты и представители бизнеса. Таким образом, отечественные гиперлокальные СМИ характеризует односторонняя связь с общественностью. Из этого следует, что существует необходимость в налаживании интерактивного взаимодействия между СМИ и населением.
В России гиперлокальные СМИ практически не представлены, но у страны есть потенциал. Имеются отдельные пилотные проекты от крупных издательских домов, например проект «Милый Друг», но все подобные проекты представлены в городах [6].
Если обратить внимание на данные Национальной Тиражной службы, то становится очевидно, что больше всего гиперлокальных СМИ представлено в Москве и Московской области — 27 изданий обозревательной прессы тиражом от 5000 до 3000 тыс. экземпляров.
В других регионах гиперлокальные издания представлены преимущественно в городах и относятся к рекламно-развлекательной категории. Так в Нижнем Новгороде имеется 6 локальных печатных изданий и одно в Выксе (табл. 1). Кроме того, имеется 6 Нижегородских телеканалов.
Таким образом, ниша гиперлокальных СМИ остаётся практически пустой, что свидетельствует о потенциале развития этой отрасли непосредственно для региона [3, 7].
Таблица 1 - Гиперлокальные СМИ Нижнего Новгорода
http://aeconomy.ru/science/economy/giperlokalnye-smi-v-selskoy-m Издание Город Категория Тираж
estnos/
Гиперлокальные С Арена рекламных возможностей МИ в сельской местности Нижний Новгород Рекламная газета 465000
Улица Красные Зори Выкса Развлекательно-информационный газета 9999
НН.Собака.ш Нижний Новгород Развлекательно-информационный журнал 8000
ИМЯ Нижний Новгород Образовательно-развлекательный журнал 10000
Выбирай. Нижний Новгород Нижний Новгород Специализированное издание. 10 500
Bellissimo (Беллиссимо) Нижний Новгород Рекламно-информационный журнал 15000
Столица Нижний Нижний Новгород Рекламно-информационный журнал 10 000
Результаты и обсуждение
Можно выделить две основных функции гиперлокальных СМИ (применительно к жителям сельской местности)
• Мотивация к действию — повышение гражданской активности и усиление информационной кампании на локальном уровне. Гиперлокальные СМИ повышают степень участия жителей сельской местности в общественную жизнь региона.
• Развитие рекламной отрасли в регионе, что отразится на бизнесе. Спрос на информационные услуги напрямую взаимосвязан с рынком. Все частные СМИ существуют за счёт доходов рекламодателей. Таким образом, гиперлокальные СМИ могут выступить в качестве движущей силы развития бизнеса [8].
Явление гиперлокальных СМИ является следствием развития социальных интернет-технологий и трансформационных процессов, происходящих в журналистике. На текущем этапе журналистика перестала быть сугубо профильной.
Продажи печатных изданий постоянно снижаются, а доступность технологий даёт возможность становиться журналистами обычному населению. Наглядной демонстрацией этой тенденции является развитие блогерства [9, 10]. Поэтому в создании гиперлокальных СМИ могут принимать рядовые граждане, которые желают поделиться интересными историями и подробностями.
Гиперлокальные проекты имеют вертикальную структуру управления, со штаб-квартирой в городе. Таким образом, гиперлокальные СМИ могут представлять собой версию городских газет и журналов, адаптированную для региональной аудитории. Важной чертой гиперлокальных СМИ является тесное сотрудничество изданий с населением.
В формировании контента для гиперлокальных изданий принимает участие местное население. Штаб-квартира задаёт основные требования к контенту и оформлению номеров, а в качестве корреспондентов выступают жители регионов. Структура гиперлокальных СМИ представлена на рис. 1
] Митральный ифмс
НэдаНЖ 1 Издание 2 - Ииышчо 5
-
Рисунок 1 - Структура гиперлокальных СМИ
Формирование контента в гиперлокальных СМИ осуществляется непосредственно из тех тем, которые интересны и актуальны непосредственно для региона. Таким образом, из тематики исключаются общенациональные темы, которые затрагиваются в общероссийских изданиях [11].
11.10.2016 Гиперлокальные СМИ в сельской местности
Координация с главным офисом осуществляется через интернет. Основные темы гиперлокальных СМИ:
• события и происходящие в регионе;
• региональные и муниципальные программы;
• визиты интересных лиц и встречи;
• письма в редакцию от жителей регионов.
Однако, из основных функций гиперлокальных СМИ одна выделяется отдельно — это функция мотивации населения. Поэтому для изданий характерно постоянное проведение акций и мероприятий.
Выводы
Перед гиперлокальными СМИ стоит основная задача вовлечь население в социальные процессы и организовать интерактивную двустороннюю связь, которая позволит улучшать качество жизни в регионах [12].
Работу по этому вопросу можно вести в нескольких направлениях: улучшать сферу социальных услуг путём налаживания системы отзывов, вводить мотивирующие тематические программы и материалы. В качестве коммуникационных себя отлично зарекомендовали социальные сети.
Одним из центральных вопросов является окупаемость изданий, учитывая небольшой географический охват и узкую аудиторию, характерную для небольших населенных пунктов присущих сельской местности. Основными источниками дохода новостных изданий являются реклама и платная подписка.
В периоды бурных экономических потрясений показатели рекламодатели снижают свои расходы. Учитывая, что в сельской местности рекламная индустрия развита слабо, то основным источником становится является платная подписка. Таким образом, для развития гиперлокальных СМИ требуется финансовая поддержка, в том числе и со стороны государства.
Библиографический список
1. Варавва В.В. Терминологический аппарат науки журналистики // Научные исследования: от теории к практике. 2014 — № 1 (1). — С. 278-280.
2. Варавва В.В. Трансформационные процессы в российской журналистике //Наука и образование: современные тренды. 2014. — № 6 — (6). С. 6-13.
3. Зеленцов М.В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 262-272.
4. Ершов Ю.М. Местная пресса выпадает из национальной медиа-системы // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. — № 2 (14). — С. 55-59.
5. Кедяркин С.Н., Макарова Л.С. Современная районная пресса Нижегородской области // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4-1. С. 313-319.
6. Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. — № 5 (360). — С. 406-414.
7. Ливанова М.В. «Контент выживания» локальной прессы // Век информации. 2014. — № 3. — С. 94-103.
8. Юдина Е.Ю. Кто победит в медиаспоре: цифра или слово // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2013. — Т. 2. № 12. — С. 16-22.
9. Варламова И.В. Региональная пресса в условиях глобализации (на примере печатных СМИ Чувашской республики) // Журналист. Социальные коммуникации. 2013. — № 2. — С. 16-20.
10. Тулупов В.В. Российская региональная журналистика на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. — № 1. — С. 111-120.
11. Мансурова В.Д. Журналистики в ценностной сфере социального взаимодействия // Медиаисследования. 2014. — №1 — С.46-63.
12. Тортунова И.А. Современные печатный СМИ «Для профессионалов» как разновидность деловой прессы (на примере изданий для юристов) //Век информации. 2014. № 3. С. 248-258.
13. Алексеенко Д.И. «РИА Новости»: особенности взаимодействия с региональными информационными партнёрами // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2013.— Т. 2. № 12. — С. 14-16.
14. Ваньке А.В., Кулаев М.А. Рабочие в дискурсе российских телеканалов и печатной прессы // Социологические исследования. 2015. — № 7 (375). — С. 126-132.
15. Тулупов В.В. Региональная журналистика: сегодня и завтра // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2013. — № 1-2 (112-113). — С. 2-7.
16. Арбатская Е.О. Открытые данные как ресурс региональной журналистики // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. — № 5 (360). — С. 52-58.
17. Андреева А.А., Петрова О.А. История региональной журналистики: раскрытие краевой
идентичности // Журналист. 2014. — № 4. — С. 80-81.
18. Иванов А.И. Быт или Бытие? Нериторические вопросы региональной журналистики // Век информации. 2014. — № 3. — С. 61-68.
19. Смирнова С.Ю. Информационные процессы как отражение поиска ценностей ориентации региональной журналистики //Журналист. Социальные коммуникации. 2013. — № 3. — С. 87-91.
20. Аксенова О.Н. Региональная интернет-журналистика: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. — № 2. — С. 101-106.
References
1. Varavva V.V. Terminologicheskij apparat nauki zhurnalistiki, Nauchnye issledovanija: ot teorii k praktike. 2014, Vol. 1 no.1. p.p. 278-280.
2. Varavva V.V. Transformacionnye processy v rossijskoj zhurnalistike, Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. 2014. Vol.6 no.6., p.p. 6-13.
3. Zelencov M.V. Gorodskie media: uslovija funkcionirovanija // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2015. T. 4. № 3. P. 262-272.
4. Ershov Ju.M. Mestnaja pressa vypadaet iz nacional'noj media-sistemy, Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. 2014, Vol.2 no.14., p.p. 55-59.
5. Kedjarkin S.N., Makarova L.S. Sovremennaja rajonnaja pressa Nizhegorodskoj oblasti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010. № 4-1. P. 313-319.
6. Svitich L.G. Izmenenie zhurnalistskoj professii v processah mediakonvergencii., Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vol. 5 no.360. p.p. 406-414.
7. Livanova M.V. «Kontent vyzhivanija» lokal'noj pressy, Vek informacii. 2014, no 3., p.p. 94-103.
8. Judina E.Ju. Kto pobedit v mediaspore: cifra ili slovo, Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija.
2013,Vol. 2. no.12., p.p. 16-22.
9. Varlamova I.V. Regional'naja pressa v uslovijah globalizacii (na primere pechatnyh SMI Chuvashskoj respubliki), Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. 2013, no 2. p.p 16-20.
10. Tulupov V.V. Rossijskaja regional'naja zhurnalistika na sovremennom jetape, Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2013. No. 1.p.p 111-120.
11. Mansurova V.D. Zhurnalistiki v cennostnoj sfere social'nogo vzaimodejstvija, Mediaissledovanija.
2014, no., p.p.46-63.
12. Tortunova I.A. Sovremennye pechatnyj SMI «Dlja professionalov» kak raznovidnost' delovoj
pressy (na primere izdanij dlja juristov), Vek informacii. 2014, no.3., p.p. 248-258.
13. Alekseenko D.I. «RIA Novosti»: osobennosti vzaimodejstvija s regional'nymi informacionnymi partnjorami, Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2013., Vol. 2. no 12., p.p 14-16.
14. Van'ke A.V., Kulaev M.A. Rabochie v diskurse rossijskih telekanalov i pechatnoj pressy, Sociologicheskie issledovanija. 2015, Vol. 7 no. 375. p.p. 126-132.
15. Tulupov V.V. Regional'naja zhurnalistika: segodnja i zavtra, Akcenty. Novoe v massovoj kommunikacii. 2013. Vol. 1-2, no. 112-113, p.p. 2-7.
16. Arbatskaja E.O. Otkrytye dannye kak resurs regional'noj zhurnalistiki, Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vol. 5 no. 360., p.p. 52-58.
17. Andreeva A.A., Petrova O.A. Istorija regional'noj zhurnalistiki: raskrytie kraevoj identichnosti, Zhurnalist. 2014. no. 4., p.p 80-81.
18. Ivanov A.I. Byt ili Bytie? Neritoricheskie voprosy regional'noj zhurnalistiki, Vek informacii. 2014. no. 3, p.p 61-68.
19. Smirnova S.Ju. Informacionnye processy kak otrazhenie poiska cennostej orientacii regional'noj zhurnalistiki, Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. 2013. no. 3. p.p. 87-91.
20. Aksenova O.N. Regional'naja internet-zhurnalistika: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija, Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. 2013. vol. 2. p.p. 101-106.
Возврат к списку
Люцерн - озеро, город и горы
Знаменитые деревянные мосты. Легендарные завораживающие места.
О
КОНТАКТЫ
© 2014-2016 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная публикация научных статей, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ
INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород