Как выяснилось при расследовании, вынужденный забой теленка был произведен скотником этого хозяйства утром, на лугу; теленок был сильно истощен. До убоя его не осматривал ветеринарный работник. Тушу теленка везли на телеге до ближайшего села 4—5 часов. Мясо осмотрел ветеринарный фельдшер, диагностировавший у забитого теленка бронхопневмонию. Телятину положили на ночь в пристройке к молочнотоварной ферме, а на утро отвезли ее в холодильник фабрики. От момента забоя теленка до сдачи туши на холодильник прошло 30—32 часа. Из холодильника телятину выдавали в столовую без предварительного бактериологического исследования.
Остатков мяса и пищи при расследовании не было обнаружено. Для бактериологического изучения были взяты смывы с мест хранения мяса (лавка в пристройке молочнотоварной фермы, стеллажи холодильника), выделения и кровь больных. Из смывов, а также промывных вод, кала и крови больных была выделена культура Б. ег^егШсПв ОаНпеп. На 8—12-й день после вспышки пищевой токсикоинфекции сыворотки крови больных агглютинировали диагностикум Б. егйегШсНБ в разведении 1:400, а выделенную со смывов культуру в разведении 1:800 и чаще 1:1600.
Отсутствие остатков пищи и продуктов, из которых она была изготовлена, не явилось препятствием к установлению этиологии токсикоинфекции — Б. е^егШсНэ Саг1пеп.
Поступила 30/ХП 1964 г.
УДК 371.7.035.3:656.130)71.8
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ
АВТОСЛЕСАРЯ
Т. П. Рудейко (Ленинград)
Гигиенические условия производственного обучения учащихся старших классов профессии автослесаря были изучены на 8 автобазах города. На каждом из них одновременно занималась группа из 10—15 детей; они по 2—3 человека были распределены в цехах — карбюраторном, моторном, агрегатном, механическом и электроцехе. Для наблюдения было отобрано 72 практически здоровых мальчика в возрасте 15—16 лет.
Фактическая продолжительность производственного обучения в 9-м классе составляет 4—5 часов в день, в 10—-11-х классах — 5—6 часов (в том числе теоретические занятия 3—4 часа в 9-м классе и 2 часа в 10—11-х классах и часовой перерыв на обед). Характер работы учащихся в цехах сводится к выполнению ими слесарных и сборочных работ по ремонту и изготовлению отдельных деталей и узлов автомобиля под руководством рабочего. В ремонтной зоне, где учащиеся работают эпизодически, производится установка отремонтированной детали или узла на автомашину с помощью рабочего.
Во всех цехах, где работали учащиеся, вентиляция, как правило, эксплуатируется неудовлетворительно, особенно зимой, когда в помещения подается неподогретый воздух. Освещенность рабочих мест крайне неравномерная: в глубине цехов она в пределах 10—50 лк, вблизи светонесущих стен 160—200 лк, а в зонах технического обслуживания 10—80 лк. Уровень громкости шума в некоторых местах достигает 102 дб. Исследования воздушной среды, проведенные жилищно-коммунальным отделением лаборатории Ленинградской санэпидстанции в холодное время года в 8 цехах и 2 ремонтных зонах на 2 автобазах (цехи и участки на всех 8 автобазах находились в идентичных условиях), показали, что температура воздуха в 3 цехах колеблется в пределах допустимых норм, в 7 цехах — от 9,2 до 15°. В зонах технического обслуживания она не превышает 14°, но там учащиеся постоянно не работают, а бывают эпизодически (когда нужно снять с машины неисправную или установить на ней отремонтированную деталь). Относительная влажность в цехах и в зонах технического обслуживания была в пределах 26—60%. Движение воздуха в цехах составляет 0,048—0,6 м!сек, в зонах технического обслуживания — 0,09—1,75 м/сек, превышая предельные нормативы в некоторых помещениях в 2—5 раз.
Содержание окиси углерода в цехах и в зонах технического обслуживания в пределах допускаемых нормативов. Содержание паров бензина в цехах колеблется от 0,05 до 0,5 мг/л, а в зонах технического обслуживания — от 0,1 до 1 лг/л (концентрация, превышающая 0,3 мг/л, обнаружена в воздухе 3 цехов). В воздухе 8 цехов обнаружены смолистые вещества в различных концентрациях (от 0,0015 до 20 мг/м3), что свидетельствует о проникновении туда выхлопных газов из ремонтной зоны. Концентрация смолистых веществ зависела от количества машин в ремонтной зоне, объема их ремонта и режима работы вентиляции.
Полученные данные свидетельствуют о некомфортабельных условиях работы (низкая температура воздуха, наличие в воздухе паров бензина и смолистых веществ, недостаточная освещенность рабочих мест).
Работают учащиеся в основном в положении стоя, для коррегирования их роста имеются подставки. В ремонтной зоне рабочие позы бывают всевозможные (стоя, сидя на полу, на корточках, лежа на спине и т. п.). Норма выработки не установлена.
Наблюдения показали, что школьники по-настоящему заняты работой непродолжительное время, врабатываемость их незначительна. Труд учащихся, как правило, организован неудовлетворительно, этим и объясняются большие колебания в плотности их рабочего времени (от 44,6 до 97,6%). Оптимальная плотность рабочего времени отмечена только в 16% случаев, у половины обследованных она не превышает 55%.
Кратковременных перерывов в работе школьников нет. Во время обеденного перерыва учащиеся, как правило, не принимают пищи; они проводят этот перерыв в учебной комнате, где играют в домино или шахматы, читают книги.
До начала работы и в конце рабочего дня у учащихся проведены исследования пульса и проба Штанге на задержку дыхания. У 52 детей отмечено учащение пульса на 3—8 ударов к концу рабочего дня, у 4 — замедление пульса на 3—5 ударов; у 16 частота пульса остается прежней. Анализ данных пробы Штанге показал уменьшение времени задержки дыхания к концу рабочего дня у 34 мальчиков, некоторое увеличение у 26, у 12 школьников время задержки дыхания остается прежним. Таким образом, большинство обследованных к концу рабочего дня имеет в том и другом отношении худшие показатели, чем в начале работы. Ухудшается как скорость, так и точность работ. Патологических изменений в состоянии здоровья учащихся, связанных с производственным обучением, за 2 учебных года не обнаружено.
На основании полученных данных предложен ряд мероприятий по рационализации режима производственного обучения (правильная организация труда, равномерная физическая нагрузка в течение всего рабочего дня, устройство кратковременных перерывов, улучшение работы вентиляции, переоборудование искусственного освещения в цехах и учебных помещениях, герметизация процессов мойки деталей и др.). Производственное обучение учащихся на автобазах допустимо лишь при выполнении предложенных мероприятий.
Поступила 12/1II 1965 г.
6 Гигиена и санитария, № 1