сентябрь №9 (222) ЗНифО
37
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Е.В. Михеева, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев
HYGIENIC ASSESSMENT OF CONDITIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE MODERN CONTEXT
E.V. Mikheeva, I.I. Novikova, Yu.V. Erofeev
Омская государственная медицинская академия, Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены
Факторы воспитания и обучения оказывают в современных условиях существенное воздействие на формирование здоровья школьника. Современные методы комплексной оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений свидетельствуют о наличии и реализации на протяжении периода обучения факторов риска здоровью, что приводит к формированию у школьников нарушений здоровья.
Ключевые слова: факторы воспитания и обучения, здоровьесберегающие функции, здоровье школьников, уровень санитарно-эпидемиологического благополучия.
Education and training Factors have in modern conditions essential influence on formation of health of the schoolboy. Modern methods of a complex estimation of level of sanitary-and-epidemiologic well-being of educational institutions testify to presence and realisation throughout the period of training of risk factors to health that leads to formation at schoolboys of infringements of health.
bywords: education and training factors, здоровьесберегающие functions, health of schoolboys, level of sanitary-and-epidemiologic well-being.
Актуальность. В соответствии с принятым в 1992 г. Федеральным законом «Об образовании», общеобразовательным учреждениям было регламентировано право свободного выбора программ, технологий и методов обу-
чения, что привело к существенному увеличению как аудиторной, так и внеаудиторной нагрузки, при сохранении исходных условий воспитания и обучения, а в ряде случаев ухудшения материально-технической базы обще-
38
ЗНиСО Сентябрь №9 (222)
образовательных учреждений. Вместе с тем, по данным Министерства образования доля одаренных детей не превышает 6 %, удельный вес лиц, имеющих высокие учебные возможности, составляет 12—15 %, показатели здоровья детей и подростков имеют стабильную тенденцию к ухудшению. В связи, с чем проблема гигиенической оценки здоровья современного школьника, а также изучения причинно-следственных связей в системе «факторы воспитания и обучения, образ жизни — здоровье современного школьника», оценки риска здоровью, обусловленного неблагоприятными факторами воспитания и обучения приобретают особую актуальность
Методы исследования. В работе применялись гигиенические, эпидемиологические и социологические методы исследования. Период наблюдения 2000—2009 гг. Материалы исследований включали данные инструментальных замеров в учебных классах и кабинетах искусственной освещенности (п = 1 723); микроклимата (п = 986); электромагнитных полей (п = 723); результаты лабораторных исследований по микробиологическим показателям готовых блюд (п = 1 372), питьевой воды (п = 1 578); данные компьютерной статистической обработки (621 таблица промежуточных расчетов).
Для оценки среды обитания применялись методы оценки химического и микробиологи-
ческого загрязнения объектов окружающей среды, рекомендованных Роспотребнадзором. Для гигиенической оценки вклада среды обитания в формирование здоровья школьников были проведены расчеты отношения шансов. Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия проводилась по бальной системе в соответствии с методикой А. Г. Сухарева. Гигиеническая оценка питания школьников включала сравнение количественных показателей среднесуточного потребления школьниками основных групп продуктов с физиологической нормой.
Результаты исследований и их обсуждение. В целом за анализируемый период количество общеобразовательных учреждений сократилось на 5,2 % и составило на 2009 г. 1 062 учреждения, в том числе 1 048 государственных образовательных учреждения. Численность школьников сократилась на 15,7 % и составила 245,1 тыс. школьников. Показатели санитарно-эпидемиологического благополучия имели позитивную динамику. Так, за период 2000—2009 гг. сократилось количество объектов, нуждающихся в проведении капитального ремонта (на 5,7 %), общее количество не канализованных объектов (на 9,4 %), объектов, не имеющих централизованного водоснабжения (на 6,8 %) и отопления (на 3,3 %). Снизился удельный вес готовых блюд, не отвечающих гигиеническим требовани-
% 35 30
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 □ микроклимат Е2 освещенность
Рис. 1. Удельный вес исследованных проб воды и готовых блюд, отобранных в общеобразовательных учреждениях и не отвечающих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям (в %)
сентябрь №9 (222) ЗНифО
39
% 35 30 25 20 15 10 5 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 □ микроклимат 0 освещенность
Рис. 2. Удельный вес результатов инструментальных исследований, выполненных в общеобразовательных учреждениях и не отвечающих гигиеническим требованиям (в %)
ям по микробиологическим показателям (на 56,4 %). Отмечена позитивная динамика по микробиологическим показателям питьевой воды подаваемой в учреждения образования, сокращение процента нестандартных проб готовых блюд, положительных смывов на кишечную палочку.
Суммарный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений образования по самой многочисленной (2-й группе) объектов практически не изменился (56,2—67,1 %), удельный вес объектов 3-й группы составлял 29,1—3,4 %, к первой группе было отнесено 16,5—28,3 % от всех общеобразовательных учреждений.
В основу распределения учреждений образования по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия были заложены стандартные критерии. К I группе были отнесены — объекты, соответствующие действующим санитарным правилам и нормам; ко II группе — объекты, не в полной мере отвечающие требованиям санитарных правил и норм, регистрирующие отдельные отклонения от гигиенических нормативов по результатам лабораторно-инструментальных исследований физических, химических и биологических факторов среды; к III группе — объекты, на которых регистрировалось существенные расхождения с гигиеническими требованиями, превышение гигиенических нормативов,
регистрировался повышенный уровень заболеваемости детей и подростков.
На протяжении всего периода наблюдения факторы риска здоровью имелись практически в каждом учреждении основного общего образования. Так, высоким оставался риск возникновения и распространения инфекционной заболеваемости (кишечные инфекции) и пищевых отравлений, поскольку в целом по области, только по официальным данным, каждое 6—7-е учреждение не имело и не имеет централизованного водоснабжения; нуждается в установке электро-водонагревателей, замене технологического оборудования; приобретении необходимого холодильного оборудования (каждое 4-е учреждение). Не смотря на стабилизацию и позитивные тенденции качества питьевой воды из разводящей сети централизованной системы водоснабжения, на протяжении 15 лет более 10 % всех проб не отвечало гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям. Не была решена в полном объеме проблема обеспечения благоприятного воздушно-теплового режима в учебных помещениях, следовательно, высоким оставался риск возникновения простудных заболеваний и пополнения группы часто болеющих детей. Удельный вес инструментальных исследований микроклимата, не отвечающих гигиеническим требованиям, составлял за период наблюдения 20,2—26,8 %.
40
ЗНиСО сентябрь №9 (222)
Была и остается высокой вероятность формирования у школьников патологии зрения и нарушений осанки на этапе получения образования. Поскольку в значительной части общеобразовательных учреждений не созданы необходимые безопасные условия для поддержания оптимальной рабочей позы и выполнения зрительной работы.
Не в полном объеме в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области реализовался резерв здоровьесбережения, предусмотренный рациональной организацией уроков физической культуры. Так, в 9,1 % общеобразовательных учреждений нет спортивных залов. Более 25 % образовательных учреждений характеризовалось низкой обеспеченностью спортивным инвентарем. Следовательно, в этих учреждениях не в полном объеме реализуются условия для развития необходимых ребенку, подростку двигательных и морально-волевых качеств и достижения оздоровительного эффекта потенцируемого уроками физической культуры.
Большая часть лицеев и гимназий вели и продолжают вести образовательный процесс в режиме двухсменных занятий, работая в режиме переуплотненности.
При распределении учреждений образования по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия по методике, основанной на бальной оценке показателей и критериев санитарно-эпидемиологического благополучия (А.Г. Сухарев,1996) были определены основные факторы и показатели риска общеобразовательных учреждений Новосибирской области, по которым было недобрано наибольшее количество баллов.
По среднемноголетним данным: к 1 группе по УСЭБ относилось 32,4 % всех учреждений, ко 2 группе — 65,6 %, третьей группы — 2,0 %. Количественные показатели при использовании данной методики были более позитивными по сравнению с результатами распределения объектов по стандартной схеме, изложенной в инструкции по заполнению формы статистического наблюдения № 18 «Санитарное состояние территории».
К факторам риска, по которым было набрано наименьшее количество баллов, была отнесена группа «оценка санитарно-гигиенического
содержания учебных и вспомогательных помещений, систем водоснабжения и канал изова-ния, организации питания, режима обучения, медицинского обслуживания».
Среди группы риска «оценка санитарно-гигиенического содержания учебных и вспомогательных помещений, систем водоснабжения и канализования, организации питания, режима обучения, медицинского обслуживания», обеспечивающей более низкий средний балл, — факторы, связанные с организацией питания: соблюдение технологии приготовления блюд и обеспечение физиологической полноценности питания (по 3 балла). Таким образом, по группе факторов, которую условно можно назвать факторы организации питания недобрано в совокупности 14 баллов (70 %), основные причины — несоответствие исследуемых блюд гигиеническим требованиям по калорийности (24—32 %), по содержанию витамина С (28—32 %), несоблюдение цикличного меню (42 %), нарушение требований к обработке посуды (28 %).
По остальным составляющим, которые условно можно сгруппировать в факторы соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, не добрано 54 % баллов, водоснабжение — 36 % баллов, по группе «режим» — 40 % баллов.
Таким образом, к факторам, оказывающим наибольшее влияние на снижение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия, отнесены как управляемые, так и не управляемые факторы, из чего можно сделать вывод о недостаточной эффективности работы системы образования в плане реализации мер профилактической направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ямпольская Ю.А. Тенденция физического развития школьников в последнее десятилетие //8-й Конгресс педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». М., 2003. Т. 2. Приложение 1. С. 436.
2. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера, 1998. 352 с.
Контактная информация: Михеева Е.В., тел.: 8-909-53-79-831 ^nta^ information: Mihceeva E.B., phone: 8-909-53-79-831