Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка факторов образовательной среды в школах Монголии'

Гигиеническая оценка факторов образовательной среды в школах Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ СРЕДЫ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ШКОЛА / МОНГОЛИЯ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / SCHOOL ENVIRONMENT / MONGOLIA / HYGIENIC ASSESSMENT / SCHOOL AREA / SANITATION FACILITIES / RURAL SCHOOLS / REGIME EDUCATIONAL PROCESS / INDOOR CLIMATE / AIR QUALITY / SCHOOL FURNITURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амгалан Гомбоцэрэн, Погорелова Ирина Геннадьевна, Купул Жалхаа

В статье рассмотрены особенности формирования образовательной среды городских и сельских общеобразовательных школ Монголии. Выявлены факторы, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся, это не соответствие гигиеническим нормативам значения площади на одного обучающегося и параметров микроклимата, увеличения уровня загрязнения воздуха учебных помещений в 1-1,5 раза как к концу занятия, так и к концу учебного года. Оценено, что режим образовательного процесса городских и сельских школ представляет слабую степень риска для здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амгалан Гомбоцэрэн, Погорелова Ирина Геннадьевна, Купул Жалхаа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment some enveromental factors of secondary schools Mongolia

This article considers the features of the environment of secondary schools of urban and rural area of Mongolia. Study results revealed the factors which are negatively affecting for health of the school children. In particular, insufficient space for students, indoor climate, parameters of school furniture were not meet hygienic requirements and air pollution of classrooms had increased by 1-1,5 times after the end of lesson and end of the school year. In conclusion, regime of educational process in the urban and rural schools of Mongolia had been influencing mild risk for health of the students.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка факторов образовательной среды в школах Монголии»

muscle disease in the Mongolian People's Republic // Veterinarija. - 1967. - №3. - P.712-737. (in Russian)

5. Sodnomdarzhaa A. White-muscle disease in lambs and goatlings, measures of disease control in the Mongolian People's Republic: Avtoref. dis. ... kand. vet. nauk. - Moscow, 1968. - 18 p. (in Russian)

6. Alfthan G. A micromethod for the determination ofselenium in tissues and biological fluids by single-test-tube fluorimetr // Analitica Chimica Acta. - 1984. - Vol. 65. - P.187-194.

7. Erdenetsogt E., Golubkina N.A., Nadegkin S.M., et al. Ecological risks connected with the low selenium levels in foodstuffs of Mongolia // Environment and Natural Resources Research. - 2014. - №5. - P.192-203.

8. Golubkina N.A., Monhoo B. Relationship between meat

selenium content and the Mongolians selenium status // Trace Elements in Medicine. - 2013. - Vol. 14. - P.22-27.

9. Komatsu F., Kagawa Y., Kawabata T., et al. A high accumulation of hair minerals in Mongolian people: 2nd report. Influence of manganese, iron, lead, cadmium and aluminum to oxidative stress, Parkinsonism and arthritis // Current Aging Science. - 2011. - Vol. 4. - P.42-56.

10. Lander R.L., Enkhjargal T., Batjargal J., et al. Multiple micronutrient deficiencies persist during early childhood in Mongolia // Asia Pacific J. of Clinical Nutrition. - 2008. - Vol. 17. - P.429-440.

11. Li S., Banuelos G.S., Wu L., Shi W. The changing selenium nutritional status of Chinese residents // Nutrients. - 2014. - Vol. 6. - P. 1103-1114.

Информация об авторах:

Эрдэнэцогт Эрдэнээ - аспирант ИГМУ, научный сотрудник, Монголия, 211049, г. Улан-Батор, пр. Мира, 1, e-mail: [email protected]; Тармаева Инна Юрьевна - д.м.н., профессор кафедры гигиены труда и гигиены питания; Решетник Любовь Александровна - д.м.н., профессор, заведущий кафедрой детских болезней; Батжаргал Жамьян - к.м.н., заведующий сектором питания; Голубкина Надежда Александровна - д.с.-х.н., ведущий научный сотрудник.

Information About the Authors:

Erdenetsogt Erdenee - researcher of National Center of Public Health of Mongolia, Mongolia, 211049, Ulan-Bator, Mira av., 1, e-mail: [email protected]; Tarmaeva Inna Yurievna - M.D., professor of the department of labour and food hygiene of Irkutsk State Medical Univerisity; Reshetnik Lyubov Aleksandrovna - M.D., professor, Head of of the department of children's diseases of Irkutsk State Medical Univerisity; Batjargal Jamiyan - PhD Head of Nutrition division of National Center of Public Health of Mongolia; Golubkina Nadezhda Aleksandrovna - Doctor of Agriculture Science; Senior Research Worker the Laboratory of Nutritional Toxicology of Agrochemical Test Center of All-Russian Scientific Institute of Selection and Vegetable-Seed Industry.

© АМГАЛАН Г., ПОГОРЕЛОВА И.Г., КУПУЛ Ж. - 2014 УДК 613.95 /.96

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ МОНГОЛИИ

Гомбоцэрэн Амгалан1, Ирина Геннадьевна Погорелова2, Жалхаа Купул1 ('Национальный центр общественного здоровья, Монголия, директор - 0. Ганчимэг; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассмотрены особенности формирования образовательной среды городских и сельских общеобразовательных школ Монголии. Выявлены факторы, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся, это не соответствие гигиеническим нормативам значения площади на одного обучающегося и параметров микроклимата, увеличения уровня загрязнения воздуха учебных помещений в 1-1,5 раза как к концу занятия, так и к концу учебного года. Оценено, что режим образовательного процесса городских и сельских школ представляет слабую степень риска для здоровья обучающихся.

Ключевые слова: образовательная среда, факторы среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие, детские коллективы, школа, Монголия, дети, подростки.

HYGIENIC ASSESSMENT SOME ENVEROMENTAL FACTORS OF SECONDARY SCHOOLS MONGOLIA

G. Amgalan1,1.G. Pogorelova2, J. Kupul1 ^National Center for Public Health, Mongolia; 2Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. This article considers the features of the environment of secondary schools of urban and rural area of Mongolia. Study results revealed the factors which are negatively affecting for health of the school children. In particular, insufficient space for students, indoor climate, parameters of school furniture were not meet hygienic requirements and air pollution of classrooms had increased by 1-1,5 times after the end of lesson and end of the school year. In conclusion, regime of educational process in the urban and rural schools of Mongolia had been influencing mild risk for health of the students.

Key words: school environment, hygienic assessment, school area, sanitation facilities, rural schools, regime educational process, indoor climate, air quality, school furniture, Mongolia.

Состояние здоровья подрастающего поколения Монголии представляет собой серьёзную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие Республики. Это обусловлено многочисленностью группы детей школьного возраста, которая составляет 30% от всего населения Монголии, при этом большая часть проживает в сельской местности [6]. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, вклад внутришкольной среды в процесс формирования здоровья у детей и подростков составляет от 20 до 27% [1,2]. При этом в комплексе причин ухудшения здоровья детей школьного возраста, наблюдаемое в настоящее время, значитель-

ное место занимают как традиционные факторы, связанные с санитарно-гигиеническим состоянием общеобразовательных учреждений, так и новые, в частности, значительные по объему и интенсивности учебные нагрузки [1,2,7].

По результатам многочисленных исследований интенсивные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения в организации учебного процесса и режима дня неблагоприятно сказываются на ещё не сформировавшемся до конца организме детей [4,7]. Усугубляет ситуацию неправильная эксплуатация территорий образовательных учреждений, что связано со строительством на прилегающих земельных участках зданий, гаражей и других объектов и увеличение наполняемости школ в связи с пере-

селением сельского населения в город [4].

Работы некоторых Монгольских исследователей были посвящены вопросам санитарного и материально-технического состояния общеобразовательных школ отдельных аймаков и г.Улаанбаатара, но комплексных исследований по оценке факторов образовательной среды общеобразовательных учреждений Монголии не проводилось.

Цель работы: гигиеническая оценка факторов образовательной среды в сельских и городских школах Монголии.

Материалы и методы

Проведена гигиеническая оценка условий обучения в 69 сельских и городских общеобразовательных учреждений Монголии по таким показателям, как площадь земельного участка и классных помещений, параметры микроклимата, загрязненность воздуха учебных помещений (общее микробное число и общее число грибов и плесени), освещенность, соответствие учебной мебели, режим и организация учебной нагрузки в соответствии с СанПин-11-66-88 [5].

Для интегральной оценки факторов образовательной среды применялись критериальные признаки по методике А.Г. Сухарева (2009) [7]. Анализ полученных данных проводился с учетом места расположения образовательного учреждения (город, село).

Статистическая обработка полученных данных производилась с использованием параметрического ^критерия Стьюдента после проверки распределения на нормальность. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р<0,05.

Результаты и обсуждение

Результаты гигиенической оценки земельных участков школ, представленные в таблице 1, свидетельствуют о статистических значимых различиях в показателях площади земельных участков в расчете на 1 обучающегося в городских

Характеристика состояния земельных участков школ

одного размера, не соблюдался оптимальный порядок расстановки мебели с учетом маркировки, не выдерживались нормируемые расстояния (между рядами, от светонесущей стены и т.д.).

Гигиеническая оценка естественного освещения в исследуемых общеобразовательных учреждениях показала, что в 78,7% городских, 82,9% сельских школ уровни освещенности не соответствовали гигиеническим нормативам по световому коэффициенту и составляли 1:8 при нормируемом значении 1:4-1:6 (р>0,1). Уровень искусственного освещения учебных помещений также была ниже нормируемых значений (20-24 Вт на 1 м2) и составляла 10,2-14,5 Вт на 1 м2 в городских школах и 10,6-16,7 Вт - на 1 м2 в сельских.

Гигиеническая оценка параметров микроклимата в учебных помещениях выявила, что средняя температура воздуха была в городских школах 22,03±0,14оС, в сельских школах - 21,42±0,24оС, при рекомендуемой 18-20оС, при этом значения температуры воздуха ниже 18оС были отмечены в 3,3% классных помещений городских и 18,5% сельских школ.

Количество учебных помещений с загрязнением воздуха,

Таблица 2

По показателю общего микробного числа

I четверть IV четверть

в начале занятия | в конце занятия в начале занятия | в конце занятия

По показателю общего числа грибков и плесеней

Город 20,8 33,3 58,3 87,5

Село 50 83,3 8,3 41,7

По показателю общего числа грибков и плесеней

Город 16,6 8,4 16,6 20,8

Село - 16,7 - 8,3

Таблица 1

№ Показатели Среднее значение по городским школам Среднее значение по сельским школам Норма

1. Количество обучающегося на одно общеобразовательное учреждение, чел. 1936,11±146,9 1297,14±141,5 -

3. Площадь на 1 обучающегося, м2 5,57±1,04 17,67±3,14 25-40

4. % озеленения 16,4 6,4 50

5. Наличие физкультурной площади, % Имеет 86,4 85,7 -

Неимеет 13,6 14,3 -

и сельских школах, которые составляют соответственно -5,57±1,04 м2 и 17,67±3,14 м2 (р<0,001), что ниже нормируемых величин.

При оценке зонирования земельных участков в 41,9% общеобразовательных учреждениях выявлено нарушение в зонировании, которое выражается в отсутствии площадки для сбора отходов, нерациональном размещении хозяйственной зоны, недостаточной площади зеленых насаждений.

Средняя наполняемость классов в городских и сельских школах составляла в среднем 37,45±0,42 и 32,44±0,40 детей соответственно, при этом в 67,9% городских, 58,7% сельских школ показатель площади на одного обучающегося не соответствовал гигиеническим требованиям (2,5 м2) и составлял в городских - 1,4±0,02 м2, в сельских - 1,5±0,02

м2.

Оптимальная организация рабочего места школьника является одним из ведущих факторов профилактики развития утомления и сохранения высокого уровня работоспособности учащихся, что обеспечивается, прежде всего, соответствием размеров школьной мебели антропометрическим характеристикам школьника [3,8]. При изучении обеспеченности рациональной школьной мебелью выявлены нарушения практически во всех общеобразовательных учреждениях, а именно - классы были оборудованы столами и стульями

Относительная влажность воздуха в 36,5% городских и 52,4% сельских общеобразовательных учреждений также не соответствовала гигиеническим нормативам (40-60%) и составляла соответственно 40,98±0,9% и 37,45±0,6%.

Анализ качества воздуха учебных помещений по общему микробному числу и присутствию грибков и плесени показал увеличение данных параметров как к концу занятия,

так и к концу учебного года в 1,5-5 раза во всех исследуемых учреждениях (табл. 2).

При сравнении организации учебного процесса в городских и сельских школах Монголии выявлено, что в классах младшей ступени обучения недельная учебная нагрузка не превышает нормируемых величин и составляет 2122 часа, тогда как у учащихся средней и старшей ступеней обучения выше гигиенической нормы на 2-3 часа.

При анализе расписания уроков (по таблице И.Г. Сивкова) установлено, что еженедельная учебная нагрузка у учащихся младших классов городских и сельских школ составляет 139139,5, средних классов - 153-153,5, старших классов - 186-188 баллов соответственно. При этом у учащихся средних и стар-

Рис. 1. Распределение учебной нагрузки (в баллах) по дням недели у учащихся городских и сельских школ младшей ступени обучения.

ших классов наибольшее количество баллов за день приходилось на крайние дни недели (понедельник, четверг и пятница), то есть в период врабатывания и снижения работоспособности детей (рис. 1-3). Гигиеническая оценка дневного расписания классов средней и старшей ступеней обучения всех обследованных городских и сельских школ позволяет

Рис. 2. Распределение учебной нагрузки (в баллах) по дням недели у учащихся городских и сельских школ средней ступени обучения.

утверждать о его несоответствии нормируемым значениям, а именно - наличие сдвоенных уроков, перегрузка первых и последних уроков, сочетание равных по сложности предметов. Кроме того, перерывы между основными и факультативными занятиями составляли не более 20 мин. в сельских и не более 30 мин. в городских школах при норме - 1 ч.

38,5

38

37,5

37

36,5

£

#

Л*'

Рис. 3. Распределение учебной нагрузки (в баллах) по дням недели у учащихся городских и сельских школ старшей ступени обучения.

На выполнение домашних заданий учащиеся младших классов затрачивали 2-3 ч. в день, что превышает нормируе-

мое значение на 20% и более. По критериям «внеу-чебная деятельность» и «дополнительные занятия вне школы» у всех учащихся городских и сельских школ наблюдалось соответствие гигиеническим нормам, так как дополнительные занятия не были предусмотрены базисным планом, а объём и направления организации внеучебной деятельности не превышали норму (10 ч.).

Интегральная оценка режима образовательного процесса городских и сельских школ составляла в классах младшей ступени 19 баллов, а в классах средней и старшей ступеней 23 баллов, что частично соответствует гигиеническим нормам и представляет слабую степень риска для здоровья обучающихся [7]. Таким образом, основными факторами образовательной среды в городских и сельских школах Монголии, обуславливающими ухудшение состояния здоровья детей и подростков, являются неблагоприятные гигиенические условия обучения (микроклимат, освещенность, высокие уровни микробного загрязнения воздуха учебных помещений), несоответствие параметров школьной мебели росто-возрастным особенностям, нерациональная орга--шрочеки низация образовательного процесса.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

-сельские школы

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. -М., 2008. - 437 с.

2. Кучма В.Р., Храмцов П.И., Сотникова Е.Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария. - 2006. - №3. - С.61-64.

3. Молдованов В.В. Гигиеническая оценка использования ученической мебели в современной начальной школе: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2009. - 23 с.

4. Полякова А.Н., Селезнева Е.В. Гигиеническая оценка средовых факторов образовательных учреждений // Вестник

Ивановской государственной медицинской академии. - 2012.

- Т. 17. №4. - С.73-74.

5. СанПин-11-66-88 «Санитарные нормы и правила учебно-воспитательных учреждений». - Улан-Батор, 2003.

- 43 с.

6. Статистический сборник-2005 / Национальный статистический центр. - Улан-Батор, 2012. - C.350-355.

7. Сухарев А.Г. Образовательная среда и состояние здоровья учащихся: научно-методич. пособие. - М., 2009. - 253 с.

8. Храмцов П.И., Строкина А.Н., Сотникова Е.Н. и др. Особенности физического развития современных детей в оценке функциональных размеров ученической мебели // Гигиена и санитария. - 2009. - №2. - С.34-36.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma B.R., Sukhareva L.M. Otsenka sostoyaniya zdoroviya detei. Novie podkhodi k profilacticheskoi n ozdorovitelinoi rabote b obrazovatelinikh uchrejdeniyakh. -Moscow, 2008. - 437 p. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., Sotnikova Ye.N. New approaches to integrating prophylactic and health-improving technologies in an educational process // Gigiena i sanitariya. -2006. - №3. - P.61-64. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Moldovanov V.V. Gigienicheskaya otsenka ispolizovaniya uchenicheskoi mebeli v sovremennoi nachalinoi shkole: Thezis PhD. - Moscow, 2009. - 23 p. (in Russian)

4. Polyakova A.N., Selezneva E.V., Denisova N.B., Mikheeva M.G. Hygienic evaluation of inside school environment factors //

Vestnik Ivanovskoi Gosudarstvennoi Meditsinskoi Akademii. -2012. - Vol. 17. №4. - P.73-74. (in Russian)

5. SanPin-II-66-88 «Sanitary norms and rules of the educational institutions». - Ulaanbaatar, 2003. - 43 p. (in Mongolian)

6. Statistical report-2005 / National statistical centre. -Ulaanbaatar, 2012. - P.350-355. (in Mongolian)

7. Suharev A.G. Obrazovatelinaya sreda i sostoyanie zdoroviya uchashikhsya: nauchno-metodich. posobie. - Moscow, 2009. - 253 p.

8. Khramtsov P.I., Strokina A.N., Sotnikova Ye. N., et al. The specific features of present-day children's physical development in the estimation of the functional sizes of furniture for pupils // Gigiene I sanitariya. - 2009. - №2. - C.33-36.

Информация об авторах:

Гомбоцэрэн Амгалан - научный сотрудник Центра общественного здоровья Монголии при Министерстве здравоохранения Монголии; Погорелова Ирина Геннадьевна - доцент, к.м.н., кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ИГМУ 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: pogorelova_ [email protected]; Жалхаа Купул - к.м.н., Консультант Центра общественного здоровья Монголии при Министерстве здравоохранения Монголии.

Information About the Authors:

Gombotseren Amgalan - researcher at the Center of Public Health, Ministry of Health of Mongolia Mongolia; Pogorelov Irina G. -Associate Professor, MD, PhD, Department of Municipal Hygiene and Hygiene of Children and Adolescents ISMU, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: [email protected]; Jalkhaa Kupul - PhD, Consultant at the National Center for

Public Health, Ministry of Health of Mongolia.

© ТАРМАЕВА И.Ю., ЭРДЭНЭЦОГТ Э., ЛЕМЕШЕВСКАЯ Е.П., РЕШЕТНИК Л.А., ЭНХЖАРГАЛ Ц. - 2014 УДК[614/7+613.9]:546.23-053.2

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДЕФИЦИТА СЕЛЕНАУ ДЕТЕЙ МОНГОЛИИ

Инна Юрьевна Тармаева1,Эрдэнээ Эрдэнэцогт2, Елизавета Петровна Лемешевская1, Любовь Александровна Решетник1,Энхжаргал Цэрэннадмид2 ('Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. - д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская; кафедра детских болезней, зав. - д.м.н., проф. Л.А. Решетник; ^Национальный центр общественного здоровья Монголии, Монголия,

директор - к.м.н. Улзийбаярын Ганчимэг)

Резюме. Изучена обеспеченность селеном 280 сравнительно здоровых детей (143 мальчика и 137 девочек) в возрасте от 6 месяцев до 15 лет, проживающих в г. Улан-Баторе, а также в четырех провинциях Монголии. В ходе проведенных исследований выявлена недостаточная обеспеченность селеном, установлена низкая концентрация селена, характеризующаяся уровнем микроэлемента в сыворотке крови в среднем 60,53 мкг/л.

Ключевые слова: селен, сыворотка крови, аймаки, дети, Монголия.

SELENIUM DEFICIENCY ASSESSMENT OF CHILDREN IN MONGOLIA

I.Yu. Tarmaeva1, E. Erdenetsogt2, E.P. Lemeshevskaya1, L.A. Reshetnik1, Ts. Enkhzhargal2 ('Irkutsk State Medical University, Russia; 2National Center of Public Health of Mongolia)

Summary. We studied selenium supply of 280 relatively healthy children (143 boys and 137 girls) of the age from 6 months to 15 years living in Ulaanbaatar, as well as in the four provinces of Mongolia. During the researches we revealed a lack of selenium supply, determined low concentration of selenium, defined by its level in blood serum 60,53 mсg/l.

Key words: selenium, blood serum,aimag, children, Mongolia.

Организм здорового человека обладает достаточно четкой саморегулирующейся системой гомеостаза, в которой немаловажную роль играют химические элементы. Их уровень в крови и тканях организма подчиняется определенным физиологическим закономерностям. Элементный гомеостаз - это частная форма общей гомеостатической системы организма, нарушения которой отражаются на способности организма к адаптации в экстремальных условиях [2,9].

Полноценное содержание эссенциальных элементов и минимальное, но не угрожающее срыву адаптационных механизмов организма - токсичных и условно-токсичных - составляет один из важнейших компонентов здоровья человека. Как недостаток, так и избыток многих микроэлементов оказывает существенное влияние на состояние и жизнедеятельность органов и систем, ход биологических процессов в организме, уровень сопротивляемости вредным факторам [2].

Выявление и оценка сдвигов в обмене макро- и микроэлементов, а также их коррекция являются перспективными направлениями современной медицины, позволяющими подойти к решению ряда вопросов, существенно влияющих на показатели здоровья населения регионов России, резко отличающихся по уровню экономического и социального развития, климатогеографическим, биогеохимическим условиям [9].

Микроэлемент селен относится и к эссенциальным, и к токсическим одновременно. Селен отнесен к высоко опасным элементам (II класс), наряду с мышьяком, кадмием, ртутью, свинцом, фтором по специфическому воздействию на живые организмы [1,3,4,].

Селен является составной частью фермента глутатионпе-роксидазы - одного из компонентов антиоксидантной системы, принимающего участие в защите организма от цепных реакций свободнорадикального перекисного окисления [20]. Селен входит также в состав фермента йодтирониндеиоди-назы, отвечающего за синтез тиреоидных гормонов [14,15]. Выявление биологической роли селена послужило стимулом для интенсивных исследований обеспеченности этим микроэлементом населения различных регионов земного шара [20]. Для этой цели обычно измеряют концентрацию селена в

сыворотке крови. Считается, что адекватной обеспеченности селеном соответствует его уровень в сыворотке крови 50-120 мкг/л [20], концентрацию менее 20-40 мкг/л рассматривают как свидетельство дефицита [10,11], 115-120 мкг/л - как оптимальную обеспеченность этим микроэлементом [11,20].

В 1907 г. в округе Кешан на севере Китая были впервые зарегистрированы случаи болезни Кешана. Ей поражаются преимущественно дети 2-7 лет и женщины фертильного возраста. На территории России данное заболевание было впервые выявлено в 1987 г. в Читинской области. В последующем были диагностированы случаи болезни на территории Республики Бурятии, Якутии, Иркутской, Амурской областей, а также спорадические случаи в городах Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и др. [5,6,7].

Учитывая, что ребенок получает селен в первые месяцы жизни исключительно от матери, а продукты детского питания не всегда содержат его в достаточном количестве [22], особое значение приобретает изучение обеспеченности этим микроэлементом женщин как на протяжении беременности, так и в период лактации. Существующие данные по обеспеченности селеном женщин в период беременности весьма противоречивы: ряд авторов утверждают, что уровень селена в крови с возрастанием срока беременности понижается [24], другие этого понижения не наблюдали или даже обнаруживали увеличение уровня селена [12,13]. Эти противоречия могут быть обусловлены особенностями питания обследуемых женщин, различиями биологической доступности селена из продуктов питания [16,17], употреблением в пищу обогащенных этим микроэлементом пищевых добавок и препаратов [16].

Исследования обеспеченности селеном различных групп населения, в частности детей, проживающих в Монголии, до последнего времени не проводились.

В 2005 г. совместно с Оклендским технологическим университетом Новой Зеландии и Центром питания Института общественного здоровья Монголии проведены первые исследования в 4аймаках и г. Улан-Баторе по обеспеченности микроэлементами, в том числе селеном, среди детей 6-35-месячного возраста, в результате которых у 57% обследованных в сыворотке крови обнаружен дефицит селена [19,21,23].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.