Terentyeva Zinaida Sergeevna, Khalizova Irina Alekseevna FLEXIBLE PROJECT MANAGEMENT METHODS ...
economic sceinces
УДК 330:65.015
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0089
ГИБКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ, АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ
© 2019
Терентьева Зинаида Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Промышленная логистика» Хализова Ирина Алексеевна, магистрант кафедры «Промышленная логистика», Московский государственный технический университет Н.Э. Баумана (105005, Россия, Москва, 2-ая Бауманская улица, 5, стр. 1, e-mail: henpukuhime@yandex.ru)
Аннотация. В настоящее время применение проектных методов управления получает все большее распространение и включает в себя различный инструментарий, который раньше применялся в других отраслях управления. Руководители понимают, что необходимо использовать различные способы сокращения сроков выполнения работ, повышения их качества, сокращения стоимости реализации проект, оптимизация используемых ресурсов. Одним из таких способов является переход на гибкие методы управления проектами. К особенностям этих методов можно отнести их адаптивность к условиям и процессам, которые существуют в организации. В статье проведен анализ и сравнение наиболее востребованных из существующих гибких методов управления проектами, таких как SCRUM, KANBAN, LEAN, Six Sigma. Представлены основные характеристики каждого метода, рассмотрены их особенности. Авторами выделены критерии сравнения представленных методов, такие как: область применения, количество задействованных сотрудников, сложность внедрения, требования к рабочей группе, используемый инструмент, сроки исполнения. На основании проведенного анализа составлена сравнительная таблица гибких методов управления проектами для упрощения выбора по требуемым критериям. Использование разработанной таблицы позволяет выбрать наиболее подходящий для каждого проекта инструмент или их комбинацию для разных этапов проекта.
Ключевые слова: Управление проектами, Scrum, Kanban, Lean, Six Sigma, систематизация, гибкие методы управления проектами, Agile, анализ, сравнение, проектная деятельность, модель управления, инструменты управления.
FLEXIBLE PROJECT MANAGEMENT METHODS, ANALYSIS AND COMPARISON
© 2019
Terentyeva Zinaida Sergeevna, Candidate of Engineering Sciences, associate professor of the chair "Industrial logistics" Khalizova Irina Alekseevna, master student
of the chair "Industrial logistics" Bauman Moscow State Technical University (105005, Russia, Moscow, 2ndBaumanskaya Street, 5, p. 1, e-mail: henpukuhime@yandex.ru)
Abstract. Currently, management methods are used, all used in a different tool, which was previously used in other branches of management. Managers understand that it is necessary to use various ways to reduce the time required to complete work, improve their quality, reduce the cost of project implementation, and optimize from resources. One of such methods is the transition to flexible project management methods. The features of these methods include their adaptability to the conditions and processes that exist in the organization. The article analyzes and compares the most demanded of the existing flexible management methods, such as SCRUM, KANBAN, LEAN, Six Sigma. The main characteristics of each method are presented, their features are considered. The authors highlighted the comparison methods, such as: scope, number of employees involved, complexity of implementation, requirements for the working group, ownership, deadlines. Based on the analysis, a comparative table of flexible project management methods was compiled to simplify selection by the required criteria. Using the developed table allows you to select the appropriate tool for each project or a combination of them for different stages of the project.
Keywords: Project management, Scrum, Kanban, Lean, Six Sigma, systematization, flexible project management methods, Agile, analysis, comparison, project activity, management model, management tools.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях современной экономики, характеризующейся ростом конкуренции, важно сфокусировать внимание на методах, способных обеспечить организации передовые позиции на рынке. Одними из наиболее востребованных и зарекомендовавших себя являются проектные методы управления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Основываясь на работах многих исследователей, таких как Терехова А.Е, Логиновский О.В., Фалько С.Г., Мелякова Е.В., Тебекин А.В., Ткаченко И.Н., Тронин В.Г. [1-7], можно выявить аддитивную интеграцию актуальных методов в управлении, руководстве и координировании деятельности предприятий. Однако, зачастую можно заметить, что к рассмотрению принимаются эксперименты и внедрение только одного метода[14,20]. Опираясь только на такие исследования, сложно определить целесообразность других методов в данном проекте и невозможно оценить валидность остальных методов целям и зада-
чам проекта.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является проведение анализа и сравнения существующих гибких методов проектного управления.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исследования существующих методов проектного управления проектами показали, что наиболее актуальными являются укрупненные гибкие методы управления проектами как: Scrum (Скрам), Kanban (Канбан), Lean, Six Sigma (Шесть сигм). Рассмотрим подробнее каждый из них.
SCRUM
Scrum методика является гибким фреймворком Agile системы, на основе которого и появилось многообразие гибких методов, впрочем каждый со своими особенностями и условиями применения. Главная идея, которая характеризует Скрам - «работа должна быть видимой» [8,17,18]. Scrum предполагает разделение проекта на подзадачи , которые выполняются за короткие промежутки времени (от недели до четырех) - спринты - в течение которых группа, ответственная за выполнение
экономические науки
Терентьева Зинаида Сергеевна, Хализова Ирина Алексеевна ГИБКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ...
определенной подзадачи, должна либо полностью выполнить ее, либо показать минимально работоспособный продукт, способный удовлетворить владельца продукта/дать ему возможность определить, что заказчика не удовлетворяет или что бы он хотел увидеть/изменить в готовом продукте.
Модерирует работу команды скрам-мастер, а общается непосредственно с заказчиком «владелец продукта» - человек, ответственный за своевременное получение информации от заказчика и распределение задач. Как основной инструмент используется скрам-доска, которую делят на три части: «бэклог», «в процессе» и «завершено»; в бэклоге по списку приоритетности располагаются задачи, требующие выполнения, впоследствии перемещающиеся «в процессе» с условием их выполнения за спринт. Количество задач необходимо выбирать таким образом, чтобы время в спринте было заполнено равномерно. После того, как заказчик оказывается удовлетворен проделанной работой, задача перемещается в раздел выполненных.
KANBAN
Данная методика еще известна как «вытягивающая» [9] или «подход баланса». Основная задача такой системы - сбалансировать работу и уровни рабочих внутри группы. Kanban делит выполнение проекта на стадии выполнения требуемых задач: «Планируется», «Разрабатывается», «Тестируется», «Завершено» и т.д. по необходимости. Выполнение задач начинается не последовательно: от контрольной точки 1, через контрольную точку 2 к контрольной точке 3, а с конца: сначала контрольная точка 3 сообщает о предполагаемом количестве выпускаемой продукции, после чего передает требования о необходимых элементах контрольной точке 2, которая, в свою очередь, после обработки запроса передает информацию с требованиями контрольной точке 1. Т.е. методология «вытягивает» требуемые элементы из каждой предыдущей операции. Главный инструмент - «сигнальные карточки» [9,16]. Карточки представляют собой разрешение на получение/производство требуемой партии комплектующих. Основной показатель эффективности, применяющийся в текущей методологии - среднее время прохождения/выполнения задач по доске; если задача была выполнена быстро или в заданные сроки - значит команда работала продуктивно и слаженно; если при выполнении задачи возникли задержки и ее выполнение затянулось - значит необходимо найти на каком этапе возникло «бутылочное горлышко», оптимизировать работу и устранить проблему.
LEAN
Как говорилось выше, Scrum-методология представляет собой изменяемый каркас и Lean система является «дочерней» идеей такого каркаса, только более масштабной. В Lean, так же, как и в Скрам, проект разделяется на подзадачи, но реализуются они отдельно и независимо; каждая из подзадач не имеет ограничений по принципу «спринта», но каждая из них ведется параллельно друг другу до того момента, пока задача не будет выполнена в соответствии с заявленными требованиями.
Основная идея Lean - устранение всех видов потерь [10]. Основные понятия, используемые в данной методологии:
- ценность (value) - то, что в конечном счете принесет прибыль предприятию,
- потоки (flow) - м.б. поток автомобилей на трассе, поток требований к продукту, поток запчастей на кон-веере,
- потеря (waste) - термин, применимый для потраченных времени и усилий впустую.
По замыслу Lean методологии ценность продукта создается поэтапно с момента появления заказа и до поставки конечного продукта конечному потребителю. Этот показатель требует максимизации, в отличие от потерь, которые требуют сведения их к минимуму. Потери классифицируются по:
- Defect - дефекты,
- Overproduction - перепроизводство,
- Waiting - потери на ожидание,
- Not using employees creativity - если не использовать таланты сотрудников, будут потери,
- Transport - информационные и материальные потоки,
- Inventory - затраты на хранение и учет,
- Motion - оптимизация,
- Extra processing - совокупность реакций на достижение конкурентного преимущества.
Зачастую метод Lean используется не как отдельный способ достижения целей и результатов проекта, но как инструмент в совокупности с другими методами для построения собственной системы управления.
SIX SIGMA
Метод Шести сигм зачастую представляется как более структурированная версия метода Lean [11,15], сфокусированная на повышении качества, снижении количества брака и проблем, и использующая более четкое планирование для экономии ресурсов. Конечная цель проекта - удовлетворение клиента качеством продукта. Достигается это благодаря непрерывному процессу улучшения всех сторон проекта, основанном на тщательном анализе показателей. В методе Six Sigma отдельное внимание уделяется исключению и ликвидации возникающих проблем: для этого применяется процесс, известный как DMEDI:
- Определение (Define): содержания проекта, целей и задач, информации о проекте,
- Измерение (Measure): какие показатели будут определять успех проекта и какие данные необходимо собрать/собирать и анализировать,
- Исследование (Explore): менеджеру проекта необходимо решить каким же образом команда может достичь поставленных целей и выполнить все требования в срок и в рамках бюджета,
- Разработка (Develop): планов и решений, принятых на предыдущих этапах. К данному моменту уже должен быть описан четко структурированный план. Также на данном этапе измеряется прогресс проекта.
- Контроль (Control): ключевой этап в методологии 6 сигм; основная задача - долгосрочное улучшение процессов реализации проектов. Данный этап требует тщательного документирования полученного опыта, анализа собранных данных и применения полученных знаний как в проектах, так во всей компании/предприятии в целом.
Таблица 1 - Сопоставление гибких методов
SCRUM KANBAN LEAN SIX SIGMA
Критерии
Область применения IT-технологии производство. Бизнес-процессы Контроллинг, бизнес-процессы, менеджмент
Количество участников проекта 3-8 человек Н ео граниченный Неограниченный Неограниченный
Сложность внедрения 2 8 4 6
Требования к рабочей группе Высокие требования. Необходима универсальная команда специалистов Средние требования. Группа может обладать разными уровнями ТТрив етствуется Средние требования. Группа может обладать разными уровнями навыков Высокие требования к опыту и/или нестандартно сти менеджера проекта
И спо льзуемый инструмент Скрам-доска Карточки Любой инструмент для четкой коммуникации Любой инструмент для четкой коммуникации, инструменты для документирования данных
Сроки исполнения Жестко установленные Варьируются Варьируются По требованию
Для выбора наиболее подходящего для организации метода проектного управления предлагается провести их сравнение по следующим критериям: область применения, количество участников проекта, оценка сложности внедрения (предлагается оценивать по 10-балльной шкале от 1 до 10, где 1 - очень просто, 10- очень сложно), также проведен анализ по требованиям к рабочей группе, главным инструментам и срокам выполнения.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)
375
Terentyeva Zinaida Sergeevna, Khalizova Irina Alekseevna FLEXIBLE PROJECT MANAGEMENT METHODS ...
economic sceinces
Сопоставление гибких методов управления проектами по вышеуказанным критериям предоставлено в таблице 1.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализируя данные из таблицы 1 можно выбрать наиболее подходящий по требуемым критериям метод для управления проектами исходя из его целей и ресурсов. Перспективы развития гибких методов управления подразумевают возможность использования вариаций предложенных подходов на разных этапах выполнения проектов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Терехова А.Е., Верба Н.Ю. Проблемы управления большими и сложными проектами // Вестник ГУУ. 2013. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-bolshimi-i-slozhnymi-proektami (дата обращения: 03.10.2018).
2. Логиновский О.В., Зеленков Ю.А. О методологии стратегического управления развитием корпоративных информационных систем в условиях неопределенности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-metodologii-strategicheskogo-upravleniya-razvitiem-korporativnyh-informatsionnyh-sistem-v-usloviyah-neopredelennosti (дата обращения: 30.10.2018).
3. Фалько С.Г. Традиционные, гибкие и гибридные модели и стандарты проектного менеджмента// Управление научно-техническими проектами: материалы Второй Международной научно-технической конференции, Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2018. №2. - 276 с.
4. Мелякова Е.В. Современные подходы к управлению сетевыми и виртуальными организациями // ПСЭ. 2015. №4 (56). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-upravleniyu-setevymi-i-virtualnymi-organizatsiyami (дата обращения: 24.10.2018).
5. Тебекин А.В. Эволюция методов управления проектами: мировой опыт и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2017. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-upravleniya-proektami-mirovoy-opyt-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 30.10.2018).
6. Ткаченко И.Н., Сивокоз К.К. Использование гибких технологий Agile и Scrum для управления стейкхолдерами проектов // Управленец. 2017. №4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gibkih-tehnologiy-agile-i-scrum-dlya-upravleniya-steykholderami-proektov (дата обращения: 24.10.2018)
7. Тронин В.Г. Возможности применения гибких методологий управления проектами при обучении в вузе по техническим специальностям // Вестник УлГТУ. 2016. №3 (75). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-gibkih-metodologiy-upravleniya-proektami-pri-obuchenii-v-vuze-po-tehnicheskim-spetsialnostyam (дата обращения: 30.10.2018).
8. Dr Jeff Sutherland "Scrum: A Revolutionary Approach to Building Teams, Beating Deadlines and Boosting Productivity" //Random House. 2014. 209 с.
9. Сабадаш Ф.А., Толмачев О.М., Запускалов Н.М. Модернизация машиностроительных предприятий на основе логистических систем kanban и Just-in-Time // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-mashinostroitelnyh-predpriyatiy-na-osnove-logisticheskih-sistem-kanban-i-just-in-time (дата обращения: 06.11.2018).
10. Смолякова Н.В. Управление бизнес-процессами коммерческого банка на основе Lean-концепции // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravle-nie-biznes-protsessami-kommercheskogo-banka-na-osnove-lean-kontsept-sii (дата обращения: 06.11.2018).
11. Хабибуллин Х. Х. Lean Six Sigma как методология улучшения бизнес-процессов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ lean-six-sigma-kak-metodologiya-uluchsheniya-biznes-protsessov (дата обращения: 06.11.2018).
12. Epler Igor J., Bozickovic Ranko C., Arsic Slavisa N., Dinic Jelena B. Real improvement processes in the Army based on the Lean Six Sigma concept// Vojnoteh. glas. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ real-improvement-processes-in-the-army-based-on-the-lean-six-sigma-concept (дата обращения: 06.11.2018).
13. Гулюк Н.В. Принципы успешного управления проектами // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №2 (7). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/printsipy-uspeshnogo-upravleniya-proektami (дата обращения: 05.11.2018).
14. Яценко В.В. Компетенции команды и менеджеров проектов // Инновации в менеджменте. 2018. №2 (16). С. 72-79
15. Долженко Р.А. Сущность и оценка эффективности использования оптимизационных технологий «Лин» и «Шесть Сигм» // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. №1. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/suschnost-i-otsenka-effektivnosti-ispolzovaniya-optimizat-sionnyh-tehnologiy-lin-i-shest-sigm (дата обращения: 27.11.2018).
16. Карасев Д.А., Щерба Т.А. Сравнительная характеристика подходов к концепции бережливого производства // Вестник молодежной науки. 2016. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/nAsrav-nitelnaya-harakteristika-podhodov-k-kontseptsii-berezhlivogo-proizvodst-va (дата обращения: 27.11.2018).
17. Андреева Р.Н., Синяева Ольга Юрьевна SCRUM: ГИБКОСТЬ
В ЖЕСТКИХ РАМКАХ // Вестник ГУУ. 2018. №2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/scrum-gibkost-v-zhestkih-ramkah (дата обращения: 27.11.2018).
18. Зарубина А.А. Управление проектами: применение метода Scrum в маркетинговых проектах // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upra-vlenie-proektami-primenenie-metoda-scrum-v-marketingovyh-proektah (дата обращения: 27.11.2018).
19. Плотников А. Н., Плотников Д. А. Актуальные проблемы управления проектами //Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/aktualnye-problemy-upravleniya-proektami (дата обращения: 27.11.2018).
20. Гориш А. В., Панов Д. В., Пономарев С. А., Дмитриенко А. Г. Стиль и методы управления предприятием // НиКа. 2013. №. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/stil-i-metody-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 27.11.2018).
Статья поступила в редакцию 27.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019