ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ
Чуланова О. Л.
доктор экономических наук, доцент профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом БУ ВО «Сургутский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИМЕНЕНИЯ SCRUM В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация В статье подробно рассмотрены методические аспекты, возможности и риски, которые влечет за собой использование одной из разновидностей гибкой методологии управления проектами - Scrum. Этот метод является самым популярным в использовании по данным проведённого исследования Agile Development Survey.
Ключевые слова: методология гибкого управления проектами Agile manifesto, Scrum, роли в Scrum, SCRUM-мастер, команда проекта, планирование спринта ,SCRUM-собрание, обзор спринта, ретроспектива спринта, возможности Scrum, риски Scrum.
Abstract. In the article the methodical aspects, possibilities and risks, which involve the use of one of the varieties of the flexible methodology of project management - Scrum, are considered in detail. This method is the most popular in use according to the conducted research Agile Development Survey
Key words: methodology of flexible project management Agile manifesto, Scrum, roles in Scrum, SCRUM master, project team, sprint planning, SCRUM meeting, sprint review, sprint retrospect, Scrum opportunities, Scrum risks
SCRUM создавалась на начальном этапе как методология, предназначение которой заключалось в совершенствовании проектного управления в сферах разработок компьютерных программных продуктов. Сегодня данную методологию используют в различных сферах производства, на многих предприятиях, где предпочитают не только работать, но и наблюдать конечный итог собственной трудовой деятельности. Она широко применяется в управлении статистическими секторами предприятий, при работе с инвестиционным потоками, в средствах массовой информации и т.д. SCRUM консолидирует человеческие ресурсы и усилия независимо от сферы деятельности .[1-15]
Для того что бы понять может ли применяться методология SCRUM в организации необходимо ответить на три важных вопроса представленных на рисунке 1.
Какие роли будут выполнять участники команды проекта?
Какова организация данного процесса?
Какие артефакты необходимы для создания качественного продукта организации работы?
Рисунок 1. Вопросы для внедрения технологии SCRUM в реализацию проекной деятельности
В методологии SCRUM существует три роли ( рисунок 2).
Владелец продукта (Product Owner)
•Владельцем продукта является человек, который отвечает за его разработку. Как правило, это либо официальный представитель, либо доверенное лицо заказчика. Также он может представлять рынок, на котором продукт будет реализовываться.
SCRUM -мастер (SCRUM Master)
•SCRUM-мастер - это самый важный человек во всем процессе. От него зависит инициативность и самостоятельность всех остальных членов команды,
удовлетворенность получаемыми результатами, атмосфера в коллективе и итоги работы вообще. SCRUM-мастером должен быть один из участников команды; необходимо, чтобы он тоже был задействован в процессе разработки.
Команда проекта (Delivery Team)
•Командой разработчиков называется группа из 5-9 инициативных и самостоятельных человек - членов команды. Ее первостепенная задача состоит в постановке реально достижимой, прогнозируемой, интересной и значимой цели для каждой итерации.
Рисунок 2. Роли в SCRUM
Рассмотрим более подробно каждую роль.
Уже упоминалось, что владельцем продукта является человек отвечающий за его разработку. Владелец продукта в обязательном порядке составляет бизнес-план, где отображаются предстоящие доходы на реализацию деятельности, и план развития, который включает требования, отсортированные по коэффициенту окупаемости вложений. Обязанности владельца продукта представлены на рисунке 3. [1]
Предоставление команде понятных и тестируемыхтребований
Формирование видения продукта Взаимодействие с командой проекта Прием и оценка результата в конце каждой итерации
Рисунок 3. Обязанности владельца продукта
Руководствуясь имеющейся информацией, владелец продукта разрабатывает список требований, который также рассортирован по значимости. Владельца продукта можно смело назвать центром принятия окончательных решений для проектной команды. По этой причине им может быть всегда только один человек, но никак не группа людей.
SCRUM - мастер - ключевое звено всей проектной команды. Его важность заключается в том, что от него зависит своевременное решение задач, независимо от их масштаба, а также SCRUM-практик, которые будут использоваться в разработке проекта.
Также SCRUM-мастеру необходимо обеспечивать эффективную работоспособность и максимальную продуктивность команды, четкое взаимодействие всех участников проекта; ликвидировать проблемы, задерживающие или останавливающие работу, ограждать команду от любых внешних воздействий в течение каждой итерации, обеспечивать следование рабочему процессу. Перечень обязанностей SCRUM-мастера представлен на рисунке 4.[1,12,13.14]
Участие в общих встречах и обеспечение успешной коммуникации участников
Создание доверительной атмосферы
Устранение препятствий в работе
_
Рисунок 4. Перечень обязанностей SCRUM-мастера
Команда проекта. Члены команды проекта должны уметь планировать и оценивать свою работу, а также уметь работать в команде, регулярно проводить анализ качества своего взаимодействия друг с другом и работы и улучшать его. Перечень обязанностей команды проекта представлен на рисунке 5.
Оценка элементов бэклога продукта
Разработка продукта и предотавление его заказчику
Отслеживание своего прогресса вместе со SCRUM-мастером
Предоставление результата владельцу продукта
Рисунок 5. Перечень обязанностей команды проекта
Рассмотрим более подробно процессы SCRUM.
Планирование Спринта: Команда со SCRUM-мастером разрабатывает план работ на будущий спринт, то есть составляет беклог спринта (список) задач. [1,2,12,13]
На этом этапе существует риск отсутствия взаимопонимания между владельцем продукта (заказчиком) и командой проекта, в связи с этим происходит неправильная постановка целей и задач. Минимизация: необходимо четко обозначить требования и цели конечного результата продукта.
Структура такой встречи по SCRUM методологии состоит из шагов, представленных на рисунке 6.
V
представление, пояснение
списка требований, которые проводит Product Owner
вопросы команды
разделение требований на задачи
оценка задач при помощи технологии "Planning Poker"
S.
Рисунок 6. Последовательность действий, выполняемых при планировании спринта
Ежедневное 8СЯиМ-собрание. Ежедневно, участники команды затрачивают 15-20 минут на обсуждение статуса задач и состояния проекта.
Происходит обсуждение возникающих в ходе выполнения проблем. Риск и его минимизация представлены на рисунке 8. Невозможность раскрывать проблемы в полном объеме каждного сотрудника для создания качественного продукта. Для того что бы минимизировать данный риск необходимо увеличить время проведения собрания
Обзор Спринта. Команда показывает рабочую функциональность владельцу продукта, который вносит изменения в требования, если они необходимы.
Ход презентации продукта представлен на рисунке 7.[1]
Рисунок 7. Процесс презентации продукта (по Багинскому Д.)
Ретроспектива Спринта. Проводится сразу после подведения итогов спринта и до планирования следующего спринта. Проведение ретроспективы необходимо для обмена опытом внутри команды. Команда, SCRUM-мастер и владелец продукта обсуждают прошедший спринт, делают выводы, думают над тем, что можно было бы улучшить.
В SCRUM применяют лишь 3 артефакта:
1. Product backlog - это перечень всех задач, которые необходимо осуществить для реализации конечного продукта. Проект может считаться завершённым, когда здесь не останется никаких требований. Требования описываются по общему шаблону, или User Story (пользовательская история). Они составляются таким образом, чтобы было понятно, какую ценность они представляют для пользователя. Задачи располагаются по приоритетам, последние в каждом спринте подвергаются модификации.
2. Sprint backlog. Поскольку требуется разумно и просто сформулировать перечень требований к продукту, составить бэклог, SCRUM методология использует довольно необычный подход. Привычный список заданий заменяется пользовательскими историями, то есть небольшими сюжетами, содержащими пожелания относительно результата проекта.
3. Sprint Goal. Это краткое описание цели, которая преследуется в данном спринте. Ее определяет Product Owner.Необходимость данной цели заключается в том, чтобы самостоятельно принимать аргументированные решения при возникновении альтернативных способов выполнения задачи. [1,2,12,13]
Несмотря на все особенности и методические тонкости SCRUM, он остается самым популярным среди всех гибких методологий.
Список использованных источников
I. Багинский Д. Scrum методология: современные задачи и решения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kom-dir.ru/article/1997-SCRUM-metodologiya (время обращения 25.01.2018)
2. Все, что вы хотели знать о Scrum, но боялись спросить. URL: http://zillion.net/ru/blog/303/vsie-chto-vy-khotieli-znat-o-SCRUM-no-boialis-sprosit ( время обращения 30.01.2018)
3. Что такое Agile-перевод, область применения. Гибкая методология разработки. [Электронный ресурс] URL: http://rosbalt.com.ua/news/759405/ (время обращения 20.01.2018)
4. Павленко А. Agile и Scrum разница. [Электронный ресурс] URL: https://SCRUMmasters.com.ua/blog/SCRUM-and-agile (время обращения 12.01.2018)
5. Основные идеи и принципы Agile manifesto. Методология Feature Driven Development. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/17_1604_osnovnie-idei-i-printsipi-Agile-Manifesto-metodologiya-Feature-Driven-Development.html Загл. с экрана (дата обращения 29.12.17)
6. Вольфсон Б. Гибкое управление проектами и продуктами. СПб.: Питер, 2015. - 144 с. - с. 19.
7. К ен Швабер Софт за 30 дней. Как Scrum делает невозможное возможным/ Джефф Сазерленд, Кен Швабер,- Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2017-256с.
8. Джефф Сазерленд Scrum. Революционный метод управления проектами/ Джефф Сазерленд, - Изд-во: Манн, Иванов и Фербер,2016 -272с.
9. Майк Кон Scrum. Гибкая разработка ПО/ Майк Кон,- Изд-во: Вильямс, 2016- 576с.
10. Кеннет С. Рубин Основы Scrum. Практическое руководство по гибкой разработке ПО/ Кеннет С. Рубин,- Изд-во:Вильямс,2016 - 544с.
II. Хенрик Книберг Scrum и XP: заметки с передовой/ Хенрик Книберг,- Изд-во: Инфра-М, 2013 - 94с.
12. Арефьев А. Все что нужно знать про Scrum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexcouncil.com/SCRUM/ (время обращения 17.12.2017)
13. Твердоступова Л. Scrum — метод управления проектами. [Электронный ресурс]. URL: https://lifeofproject.wordpress.com/2016/05/11/SCRUM-метод-управления-проектами/ (время обращения 25.11.2017)
14. Сухоруков А. Методы управления проектами: Scrum vs Kanban. [Электронный ресурс]. URL: http://suhorukov.com/news_akademy/metody-upravleniya-proektami-SCRUM-vs-kanban ( время обращения 30.10.2017)
15. Scrum — Джефф Сазерлэнд. [Электронный ресурс]. URL: ЬИрв://Ьооктв1ёег.щ^^иМ-ё2Ье::(-ва2ег1епё/(время обращения 02.11.2017)
1. Baginskij D. Scrum metodologiya: sovremennye zadachi i resheniya. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.kom-dir.ru/article/1997-SCRUM-metodologiya (vremya obrashcheniya 25.01.2018)
2. Vse, chto vy hoteli znat' o Scrum, no boyalis' sprosit'. URL: http://zillion.net/ru/blog/303/vsie-chto-vy-khotieli-znat-o-SCRUM-no-boialis-sprosit (vremya obrashcheniya 30.01.2018)
3. CHto takoe Agile-perevod, oblast' primeneniya. Gibkaya metodologiya razrabotki. [EHlektronnyj resurs] URL: http://rosbalt.com.ua/news/759405/ (vremya obrashcheniya 20.01.2018)
4. Pavlenko A. Agile i Scrum raznica. [EHlektronnyj resurs] URL: https://SCR UMmasters. com. ua/blog/SCR UM-and-agile (vremya obrashcheniya 12.01.2018)
5. Osnovnye idei i principy Agile manifesto. Metodologiya Feature Driven Development. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://studopedia. ru/17_1604_osnovnie-idei-i-printsipi-Agile-Manifesto-metodologiya-Feature-Driven-Development.html Zagl. s ehkrana (data obrashcheniya 29.12.17)
6. Vol'fson B. Gibkoe upravlenie proektami i produktami. SPb.: Piter, 2015. -144 s. - s. 19.
7. Ken SHvaber Soft za 30 dnej. Kak Scrum delaet nevozmozhnoe vozmozhnym/ Dzheff Sazerlend, Ken SHvaber,- Izd-vo: Mann, Ivanov i Ferber, 2017- 256s.
8. Dzheff Sazerlend Scrum. Revolyucionnyj metod upravleniya proektami/ Dzheff Sazerlend, - Izd-vo: Mann, Ivanov i Ferber,2016 - 272s.
9. Majk Kon Scrum. Gibkaya razrabotka PO/ Majk Kon,- Izd-vo: Vil'yams, 2016- 576s.
10. Kennet S. Rubin Osnovy Scrum. Prakticheskoe rukovodstvo po gibkoj razrabotke PO/Kennet S. Rubin,-Izd-vo: Vil'yams,2016 - 544s.
11. Henrik Kniberg Scrum i XP: zametki s peredovoj/ Henrik Kniberg,-Izd-vo: Infra-M, 2013 - 94s.
12. Arefev A. Vse chto nuzhno znat' pro Scrum. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.alexcouncil.com/SCRUM/ (vremya obrashcheniya 17.12.2017)
13. Tverdostupova L. Scrum — metod upravleniya proektami. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://lifeofproject. wordpress. com/2016/05/11/SCR UM-metod-upravleniya-proektami/ (vremya obrashcheniya 25.11.2017)
14. Suhorukov A. Metody upravleniya proektami: Scrum vs Kanban. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://suhorukov.com/news_akademy/metody-upravleniya-proektami-SCRUM-vs-kanban ( vremya obrashcheniya 30.10.2017)
15. Scrum — Dzheff Sazerlehnd. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://bookinsider.ru/SCRUM-dzheff-sazerlend/(vremya obrashcheniya
02.11.2017)