REFERENCES
1. Alekseev, A.V. (2003), Overcome yourself!, Physical Education and Sports, Moscow.
2. Gorbunov, G.D. (2006), Psychopedagogics of sports, Soviet Sport, Moscow.
3. Kiselev, Yu.Ya. (2009), Mental readiness of an athlete: ways and means of achieving, Soviet Sport, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2008), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.
5. Marishchuk, V.L. and Evdokimov, V.I. (2001), Behavior and human self-control under stress, Publishing House "September", St. Petersburg.
6. Morosanova, V.I. and Aronov, E.A. (2007), Self-awareness and self-regulation of behavior, Publishing House of the "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", Moscow.
7. Myasischev, V.N. (1960), Personality and neurosis, Leningrad State University, Leningrad.
8. Ed Ageevets, V.U. and comp. Surkov, E.N. (1996), Sports Psychology in terms, concepts, interdisciplinary links: Dictionary directory, Physical Culture, Education, Science, Moscow.
9. Ed. Babyshkin, G.D. (2006), Psychological support of sports activity: monograph, Publishing House SibGUFK, Omsk.
10. Ed. Ulyaeva, L.G. (2014), Psycho-pedagogical support of sports activities in the context of self-realization: monograph, "OntoPrint", Moscow.
11. Ed. Babyshkin, G.D. and Smolentseva, V.N. (2010), Psychology of competitive activity athlete: monograph, Publishing House SibGUFK, Omsk.
12. Nekrasov, V.I. [et al.] (1985), Psychoregulation in training of athletes, Physical Education and Sports, Moscow.
13. Costas, I.K. (2010), Inside sport psychology, Human Kinetics, Champaign.
14. Cox, R.H. (1994), Sport psychology: Concepts and applications, McGraw - Hill ^mpany, Boston - N.Y.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2017
УДК 159+37.01
ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Ирина Александровна Федосеева, доктор педагогических наук, Юлия Михайловна Перевозкина, кандидат психологических наук, Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), Новосибирск
Аннотация
В статье рассматривается психосемантическое поле феномена патриотизма в репрезентациях студентов, кадетов и курсантов. Обозначается, что формирование патриотизма закладывается с одной стороны через воспитание, которое включает физическое и духовное развитие личности, с другой стороны неотъемлемой частью становления чувства патриотизма выступает образование, включающее социализацию субъекта, сознательно ориентированного на некоторые идеальные образы, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В этой связи авторы предлагают определить психосемантическое пространство патриотизма учащихся образовательных учреждений и выявить особенности отношения к патриотизму современной молодежи: курсантов, кадетов, студентов. Испытуемые-эксперты (N = 150) оценивали патриота, по 15 биполярным шкалам, полученным в результате выбора на основе частотного анализа характеристик патриота (f > 50). На основе полученного массива данных проводился факторный анализ, позволивший выявить три интегральных фактора «Интеллектуально-нравственный фактор», «Фактор альтруизма», «Фактор героизма», объясняющих 64,17% изменчивости. По выделенным факторам были вычислены оценки для каждого испытуемого, по которым производилось сравнение кадетов, курсантов и студентов (ANOVA). Были обнаружены значимые различия по двум факторам (p < 0,01), демонстрирующие о том, что проекция героического на образ патриота наиболее выражена у респондентов, образование которых связано с военной специальностью, тогда как фактор альтруизма в большей степени апеллирует к женскому началу, связанному с самопожертвованием.
Ключевые слова: образование, патриотизм, психосемантическое пространство, кадеты, курсанты, студенты, молодежь.
PHENOMENON OF PATRIOTISM IN LIGHT OF MODERN YOUTH SPACE OF
PSYCHOSEMANTIC Irina Aleksandrovna Fedoseeva, the doctor of pedagogical sciences, Yuliya Mikhailovna Perevozkina, the candidate of psychological sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Annotation
The article deals with the phenomenon of patriotism in psychosemantic field in the representations of the students, trainees and cadets. It indicated that the formation of patriotism is laid, on one hand, through education, which includes the physical and spiritual development of the individual, on the other hand, an integral part of the formation of sense of patriotism in favor education, including the socialization of the subject, deliberately focused on some ideal images, more or less clearly fixed in the public consciousness social standards. In this connection, the authors propose to define the psychosemantic space of patriotic students of educational institutions and to identify the features of the relation to the patriotism of today's youth: cadets, trainees and students. Subject experts (N = 150) evaluated the patriot by 15 bipolar scales obtained as a result of selection based on the frequency analysis totalizer patriot (f> 50). Based on the resulting data set there was carried out factor analysis revealed three integral factors "Intellectual and moral factor", "Factor of altruism", "Factor of heroism", explaining 64.17% of the variability. For the dedicated evaluation factors there were calculated marks for each tested, which was the bases for carrying out a comparison of the cadets, trainees and students (ANOVA). The significant differences were found for two factors (p <0,01), demonstrating that the projection of the image for the heroic patriot is most pronounced among the respondents, the formation of which is related to the military profession, while the altruism factor is more appealing to the feminine associated self-sacrifice.
Keywords: education, patriotism, psychosemantic space of cadets, trainees, students, youth.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы живем в пограничных условиях, обусловленных, с одной стороны, «мировоззренческой катастрофой», изменением духовно-психологического климата в обществе, с другой, ориентиром на смыслы и ценности родового базиса культуры, как охранной грамоты, позволяющей не просто выживать ее народу, но и успешно развиваться. В конце XX века национально-государственное развитие России было подвергнуто масштабной ломке, трансформации. Произведён удар по национальному самосознанию, системе ценностей, которая обуславливала поведение человека, охватывала внутреннюю структуру личности, являлась отражением нравственного состояния общества. Новые либерально-рыночные отношения создали серьезную проблему в отечественном образовании, навязав ему иную модель личности, успешность которой оценивается по объему денежного мешка, получению различных благ. Такой подход акцентирует внимание на жестко профессиональную подготовку будущих специалистов, где жизнь здорового человека, его руки, труд, знания, культура все больше превращаются в товар, стоимость. При этом игнорируются и недооцениваются вопросы духовно-нравственного развития специалистов, их готовности в сфере духовно-культурной.
Механизмы денежной системы, столь характерные для рыночно-капиталистического бытия, произвели чудовищную деформацию существующих социальных порядков, ценностей, норм. Поддерживая этот тезис, Е.Н. Селезнева пишет, что модернизация современной системы образования ставит перед собой цель в эффективном освоении профессиональных знаний с их последующим практическим применением, что дает возможность готовить хороших специалистов, в ущерб духовно-нравственному воспитанию [9].
Объективируя себя в общественном мире через цели духовно-нравственного порядка, человек одновременно и субъективирует себя, «выделывает» себя (по Ф.М. Достоевскому), развивает свою субъективность. В пространстве размышлений, А.М. Егорычев [1] пишет об интеграции всех источников развития личности (природные, психические, социокультурные, духовные и др.) в один социальный поток, в котором об-
наруживают себя такие значимые для общества и личности характеристики как созидание, терпимость, любовь, взаимопомощь, самопожертвования, соборности и т.д. Именно этот социальный поток, в свою очередь, по мнению А.М. Егорычева обеспечивает устойчивость и расцвет государства, способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Поскольку государство, по выражению русского православного философа И. А. Ильина «...есть организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.» [2, с. 296]. Это значит, что сильное и здоровое государство строится на духовных основах национального опыта народа, который сохраняется и передается от поколения к поколению посредством системы образования.
На государственном уровне создаются соответствующие предпосылки по реформированию воспитательно-образовательных систем «Однако, - отмечает известный современный ученый В.А. Никитин, - существует опасность игнорирования соборного начала в жизни российского общества, его коллективных традиций, одним из выражений которых являются гражданско-патриотические позиции, единство духовной жизни и культуры народа [4, с. 5].
Анализируя такое сложное положение, отметим, что Россия это страна самобытной духовной культуры, активность которой прорастает в деятельностных актах, связанных с высшими смыслами Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Россия всегда опиралась на собственные силы, строилась и держалась на смыслах и ценностях национальной культуры, ядро которой составляла духовность. Об этом писали ученые, философы, русские пассионарии Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.
Русские мыслители хорошо понимали первичность духовного начала в жизни любого человека, жизни общественной, соборной по своей сути, поскольку без духовного не может быть и нравственной, творческой личности. Именно духовность является тем фундаментом, генетическим базисом, на котором строится культура национальная, воплощается в жизнь национальное воспитание, осуществляется формирование отцовских и материнских качеств, уважительное отношение к людям, вера в добро, справедливость, любовь, дружбу. Именно эти характеристики национальной культуры выступают ориентирами жизнедеятельности человека, являются той жизнеутверждающей силой, которая помогла выстоять России в трудное время, провоевать две трети своей жизни, побеждать отступая.
Реальность такова, что каждое государство закладывает свое будущее через образование и воспитание. Именно образование подчинено высшей цели - духовному и нравственному становлению человека, формированию его целостной культуры. Рассматривая образование как сложный смысловой конструкт, обратимся к определению В. В. Сласте-нина и В.П. Каширина [10], которые под образованием понимали процесс социализации, включающий физическое и духовное формирование личности, ориентирующий субъекта на идеальные, исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Отсюда следует, что образование как социальное явление, реализует важную социальную функцию - активизирует социально значимые цели и задачи, придает им своеобразие, формирует (воспитывает) личность по заданным извне параметрам с учётом ценностей принятых в данном обществе. И чем больше его социализирующая роль, тем органичнее оно связано с воспитанием (его базисом). Оно (воспитание) определяет и должно всегда определять цель, задачи и содержание образования, творить смысл образования.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 2013 г., «воспитание - есть ... деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределе-
ния и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе...» [11]. Теоретическую основу этого базиса составляют философские и социокультурные традиции народа, его национальные идеи и ценности. Смысл социального воспитания и образования состоит в том, чтобы не просто помочь индивиду войти в постоянно меняющийся социум, научить чувствовать в нем достаточно «комфортно», помочь ему в сложной социальной ориентации, но и в развитии таких социально-значимых качеств, таких как милосердие, сострадание, патриотизм, стремление исправить мир, сделать его более добрым и прекрасным. Человек, наделенный национальным самосознанием и сформированный на национальных идеалах, начинает творить мир, на смыслах и ценностях, проверенных многовековым опытом своего народа. Общество, состоящее из людей, обладающих национальным самосознанием, чувством сопричастности к своей истории и наделенных ответственностью за происходящее - есть общество национальное (в этническом и государственном смыслах).
В этой стези актуальны слова президента Российской Федерации В.В. Путина, который на одной из встречи с молодежью в своем выступлении сказал следующее: «сегодня мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Однако формирование патриотов страны происходит в очень не простое время, которое переживает Россия. Бывший начальник ЦРУ в США А. Даллес, назвал русский народ самым «непокорным народом» в мире и сформулировал стратегию уничтожения русского народа изнутри, через размывание системы ценностей, на которых базируется жизнь народа, российской цивилизации, через разрушение ценностного генома русского человека, дегероизацию его истории, через опошление его духовных авторитетов и героев, включая героев Великой Отечественной войны. Тем не менее, Россия всегда с глубоким почтением относилась к защитникам Отечества. Патриотический дух изумлял от печенегов и хазар до великой войны XX века, этим духом держалась Россия на протяжении всей своей истории. Проблема патриотического воспитания занимала лучшие умы России, такие как В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский, В.П. Остроградский, В.Я. Стоюнин, Н.И. Пирогов и др.
Так, в контексте идей В.И. Водовозова патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, как подготовка к жизни полезных граждан, любящих Отечество и дело, которому служат. В.Я. Стоюнин представлял патриотическое воспитание в русле развития стремления к добру, любви, воспитанию сердца. В. П. Острогорский акцентировал внимание на эстетическое воспитание, как основы нравственного воспитания. Н.И. Пирогов писал, что «только патриот в высоком понимании этого слова сознает свой долг гражданина, исполняет обязанности перед обществом и способен служить ему на любом поприще» [8, с. 37].
Человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российского искусства. Среди них выдающиеся поэты, писатели, актеры (Г.Р. Державин, Д.В. Давыдов, К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, В.И. Даль, А.А. Бестужев-Марлинский, М.А. Бестужев, К.М. Ста-нюкевич, А.И. Куприн, А.А. Фет, Н.Г. Гарин-Михайловский, М.А. Шолохов, К.М. Симонов, и др.).
Патриотический характер сынов Отечества проявился и в развитии родного музыкального искусства (М.И. Глинка, А.А. Алябьев, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С.А. Чернецкий, А.В. Александров и др.). Музыкальное сопровождение являлось составной частью воспитания солдат в русской, позже советской армии, мощной силой для подъема патриотического движения в войне 1812 г., 19411945гг. Так, 7-я Симфония Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде стала одним из
главных духовных символов борьбы с захватчиками в годы Великой Отечественной войны; «Священную войну» А.В. Александрова увозили с собой солдаты, уходя на фронт, пели перед расстрелом, шепотом в партизанских землянках, короткие интервалы между боями.
МЕТОДИКА
Справедливости ради отметим, что во всем мире существует крайне мало образовательно-воспитательных систем, формирующих из детей личности творческие, обладающие чувством ответственности, высоким уровнем культуры, и, прежде всего, патриотов и государственников, ведь без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Исходя из выше изложенного, нам было интересно проанализировать отношение к патриотизму современной молодежи: курсантов, кадетов, студентов. В роли испытуемых-экспертов выступили студенты НГПУ (N=22); курсанты НВИ (N=31); кадеты училищ г. Новосибирска и г. Севастополя ^ = 97). Всего в исследовании участвовало 150 человек.
Для построения психосемантического пространства понятия «патриотизм» испытуемые описывали патриота, на основе частотного анализа было выделено 15 характеристик с высокой частотой : > 50), которые составили биполярные шкалы семантического дифференциала, по которым оценивался образ патриота по 7 балльной шкале.
С целью построения психосемантического пространства проводился факторный анализ методом главных компонент с вращением варимакс-нормализованных.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате была определена факторная структура из трех компонентов, объясняющая 64,17% изменчивости всех данных и по критерию Кайзера имеющих собственное значение больше 1 (таблица 1).
Таблица 1 - Факторные нагрузки (метод главных компонентов, вращение Варимакс нормализованных)_
Биполярные шкалы Фактор - 1 Фактор - 2 Фактор — 3
Храбрый - трусливый 0,04 0,43 0,67
Сильный - слабый 0,19 0,15 0,81
Любящий - ненавидящий 0,26 0,67 0,09
Отзывчивый - эгоистичный 0,21 0,71 0,35
Справедливый - нечестный 0,67 0,37 0,01
Побеждающий - уступающий 0,37 0,25 0,68
Воспитанный - невоспитанный 0,81 0,18 0,09
Образованный - невежда 0,80 0,09 0,19
Добрый - злой 0,22 0,55 0,40
Верный - неверный 0,20 0,80 -0,17
Бескорыстный -корыстный 0,79 0,12 -0,05
Умный - глупый 0,76 0,10 0,37
Честный - лживый 0,76 0,34 0,07
Высокоморальный - безнравственный 0,79 0,14 0,21
Щедрый - жадный 0,71 0,16 0,47
Собственные значения факторов 6,90 1,71 1,02
% общей дисперсии по каждому фактору 45,97 11,42 6,77
% общей дисперсии всего по модели 64,17
Первый фактор с дисперсией 45,97% включает в себя восемь биполярных шкал с максимальной нагрузкой по данному фактору (таблица 1). На положительном полюсе данного фактора сосредоточены переменные, отражающие как интеллектуальный потенциал (умный, образованный), так и морально-нравственные качества личности (воспитанный, бескорыстный, честный, высокоморальный, щедрый). Эти переменные, прежде
всего, связаны с потенциями и тенденциями, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой, общей образованностью личности, принятыми в обществе представлениями о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Во второй фактор, объясняющий 11,42%, входит четыре биполярные шкалы: верный - неверный (0,80), отзывчивый - эгоистичный (0,71), любящий-ненавидящий (0,67), добрый - злой (0,55), отражающих альтруистичный аспект патриота. В свою очередь альтруизм, понимается как бескорыстное действие на благо окружающих, связанное с бескорыстной заботой о благополучии других людей, принося в жертву собственные выгоды и интересы ради общего блага.
И, наконец, последний третий фактор охватывает три биполярных шкалы с дисперсией 6,77%. Объединяющим началом переменных, входящих в третий фактор выступает героизм: сильный - слабый (0,81), побеждающий - уступающий (0,68), храбрый -трусливый (0,67). По О. Нойбергеру (приведено по: [5]), герой - это «юношеская противоположность» состарившегося отца и олицетворяет собой он то, чем был, когда-то наделен отец - смелость, мужество и закаленность в боях, всеобщую мечту о свободе и власти. В целом, герой всегда грандиозен и велик, он является безусловным лидером. B. W. Bridgeforth [13] доказывает наличие архетипа лидера, рассматривая его в качестве основной ролевой фигуры в социальной динамике. М. Марк и К. Пирсон пишут [3], что естественным окружением для героя или спасителя являются: поле битвы, спортивные состязания. В общем, он будет там, где вызовы либо трудности требуют мужественных, решительных, энергичных действий. Стремление, воля, независимость взглядов, вот основные характеристики героя, который умеет выбирать цель и достигать ее.
Таким образом, по результатам факторного анализа можно утверждать, что психосемантическое пространство феномена патриотизм, состоит из трех интегративных факторов «Интеллектуально-нравственный фактор», «Фактор альтруизма», «Фактор героизма».
Выделенные факторы, аккумулирующие в себе все основные характеристики патриота, отражают идеи авторов на патриотическое воспитание личности: нравственное воспитание, стремление к добру, любви, воспитанию сердца, способность служить отечеству, защищая его и творчески преобразовывая.
Но при этом остается открытым вопрос, могут ли выделенные интегральные факторы дифференцировать испытуемых в зависимости от их образования. С целью изучения различий был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), проводимый в случае однородности дисперсий, которая определялась по критерию Leven и была доказана однородность ( p > 0,05; таблица 2).
Результаты применения дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимые различия, при этом апостериорные сравнения показывают различия между студентами с одной стороны, курсантами и кадетами с другой стороны (p < 0,05). Интересным является тот факт, что фактор альтруизма наиболее выражен у студентов, а фактор героизма у курсантов и кадетов (рисунок 1). Полученные результаты можно объяснить, что среди выборки студентов, преобладают представительницы женского пола (больше половины), которые, по всей видимости, проецируют на патриота свои экзистенциальные потребности в гуманистической направленности, ярко выраженные у архе-типического образа «Мать» [7].
Таблица 2 - Результаты дисперсионного анали-
за
Факторы ANOVA Leven
F P F p
Интеллектуально-нравственный 0,97 0,424 1,05 0,44
Альтруизм 4,60 0,002 1,26 0,50
Героизм 3,59 0,008 0,76 0,23
Иначе говоря, если мы попробуем проанализировать альтруизм, как характеристику личности, то на первый план выходят такие черты как отзывчивость и готовность к сотрудничеству к отношениям, предполагающим взаимопомощь и взаимовыручку. Альтруист, способен сочувствовать людям, когда они находятся в состоянии горя, при этом такое сочувствие, порой предполагает самоотверженность и самопожертвование. Обращаясь к архетипическому женскому началу, которое сконцентрировано в образе матери, мы находим несомненное сходство. Так, с точки зрения К.Г. Юнга [12] типичными формами архетипа матери являются природные аспекты как море, земля, луна, небо, любая полая форма (матка, сосуд). Благоприятное проявление архетипа определяется его единственным свойством: «нечто материнское». Обладает такими характеристиками как мудрость, духовная высота, плодородное и сакральное место. К.Г. Юнг выделяет три аспекта архетипа Матери: «благо, страсть и мрак». Соответственно автор рассматривает три типы архетипа: «оберегающая, эмоциональная и темная». Безусловно, альтруистической составляющей отвечают первые два аспекта. Э. Нойманн [5], анализируя светлый аспект женской сущности, отмечает, что он обладает такими качествами как: оберегающая, принимающая, дарящая любовь. В наших исследованиях было показано [6], что архаическая символика и психосемантическое пространство светлого материнского начала тесно связано с самопожертвованием и самоотдачей, а главная задача этого архетипа жертвовать собой для других. Это позволяет нам, прийти к выводу, что альтруизм лежит в основе этого архетипа. В то же время фактор героизма, архетипически принадлежит к мужскому началу [7], имманентно заключающего в себе стремление к изменениям, активности, потребности преодолевать препятствия, сражение с представителями темного мира, и освобождение творческих сил природы -женского начала. Герой устремляется к приключениям, получая вызов и отвечая на него, уходит в мир темных сил, сражается, одерживает победу, освобождает принцессу-душу и возвращается в социальный мир. Пройдя этот путь, он становится обладателем сакральных знаний, переживая естественную трансформацию. И в этих действиях вся сущность героя, весь смысл его существования - преодоление препятствий.
В древнем мире это мужские сообщества, делающие из мальчика - мужа, посредством прохождения инициации. Возвращаясь в современный мир патриота, мы находим аналогии в военной службе на благо отечеству, когда приобщение к миру военнослужащих, закрытому мужскому сообществу отражает те же функции инициализации молодого человека, способного защитить, и только в этом случае рядом с таким «героем» может проявиться женская сущность.
Основываясь на полученных результатах и выше приведенных рассуждениях, можно с высокой долей вероятности утверждать наличие гендерного аспекта в феномене патриотизма - фемининное, связано с альтруизмом и маскулинное связанное с героизмом.
Заслуживает внимания третий фактор, по которому не было обнаружено статистически значимых различий (р > 0,05). Следовательно, интеллектуально-нравственный компонент, не обладает дифференцирующим эффектом для образовательных учреждений. Это отражает, тот факт, что в образе патриота, кроме дифференцирующей гендер-ной составляющей имеет место межгендерный культурно-ценностный аспект, апеллирующий к уровню образованности и эрудированности гражданина-патриота, инициирую-
студент курсант кадет
Статус
□ Альтруизм Героизм
Рисунок 1 - Различия в факторах «альтруизм» и «героизм» в зависимости от образовательного учреждения
щий морально-нравственные качества личности, как у женщин, так и у мужчин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура патриотизма молодых людей современного Российского общества самым тесным образом связана с наиболее важными характеристиками человечества и состоит из трех относительно самостоятельных элементов: интеллектуально-нравственный фактор, фактор альтруизма, фактор героизма.
Три интегральных фактора патриотизма, отражающих жизнеспособности социальной группы и общества, обобщают ресурсы собственного духовного развития субъекта. Патриотическое психосемантическое пространство может рассматриваться как совокупность интеллектуальных, морально-нравственных и духовных сил современной молодежи, которая может быть использована для достижения индивидуальных, общественных, экзистенциальных целей и потребностей, включая расширение и самореализацию самих возможностей, возможностей человека и общества.
Патриотический потенциал молодых представителей российского общества имеет ряд черт, находящих свое выражение в структуре, интеллектуальной развитости, моральной, нравственной, духовной и других ценностей, в настроении и готовности к мобилизации и защите родины, при этом проекция героического на образ патриота наиболее выражена у респондентов, образование которых связано с военной специальностью. Именно в специализированных учебных заведениях целенаправленно осуществляется формирование активной позиции защитника Отечества на основе патриотической идеологии, оформленной в виде общенациональной идеи, обобщающей национальный интерес, национальный идеал и национальные ценности. Сохранение, творческое преобразование, защита и трансляция ценностей офицерского корпуса выступает условием современного военного строительства и одновременно профессионального становления офицера в военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорычев, А.М. Антропоцентризм как выражение гуманитарной парадигмы в образовании / А.И. Егорычев // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. - 2008. - № 3. - С. 17-24.
2. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. - М. : Изд-во «Институт русской цивилизации», 2011. - 1216 с.
3. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон. - СПб. : Питер, 2005. - 336 с.
4. Никитин, В.А. Начало социальной педагогики : учебное пособие / В.А. Никитин. - М. : Флинта, 2008. - 72 с.
5. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. - М. : Рефл-бук Ваклер, 1998. - 464 с.
6. Перевозкина, Ю.М. Влияние личностных особенностей на отношение к мифологическим персонажам / Ю.М. Перевозкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 13. - С. 315-324.
7. Перевозкина, Ю.М. Архетипические основания сказочных персонажей / Ю.М. Перевозкина, С.Б. Перевозкин, Н.В. Дмитриева // Вестник педагогических инноваций. -2013. - № 1 (31). - С. 35-46.
8. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - 701 с.
9. Селезнева, Е.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века / Е.Н. Селезнева. - М. : Изд-во Рос. гос. социал. ун-та, 2009. - 48 с.
10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика : учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега-Л, 2013.
- 134 с.
12. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг. - М. : Академический проект, 2009. - 303 с.
13. Bridgeforth, B.W. Leadership As Role and Relationship in Social Dynamics : An Exploratory Study Seeking a Leadership Archetypeт : Doct. Diss. / Bridgeforth, B.W. - Walden University, 2009. -230 p.
REFERENCES
1. Egorychev, A.M. (2008), "Anthropocentrism as an expression of humanitarian paradigms in education", Vestnik UMO universities of Russia for education in social work, No. 3. pp. 17-24.
2. Ilyin, I.A. (2011), The path of spiritual renewal, Institute of Russian civilization, Moscow.
3. Mark, M. and Pearson, K. (2005), Hero and outsider. Creating a brand with the help of archetypes, Peter, St. Petersburg.
4. Neumann, E. (1998), Origin and evolution of consciousness, Refl-book, Moscow.
5. Nikitin, V.A. (2008), Home Social Pedagogy: textbook, Flint, Moscow.
6. Perevozkina, Yu.M (2008), "Influence of personal features of the attitude of the mythological characters", Siberian Pedagogical Journal, No. 13. pp. 315-324.
7. Perevozkina, Yu.M., Perevozkin, S.B. and Dmitrieva, N.V. (2013), "Archetypal base fairytale characters", Herald of pedagogical innovations, Vol. 31, No. 1, pp. 35-46.
8. Pirogov, N.I. (1952), Selected pedagogical works, publishing house Academia pedagogical Sciences of the RSFSR, Moscow.
9. Selezneva, E.N. (2009), Problems of spiritually-moral education in the education policies of the XXI century, publishing house RSSU, Moscow.
10. Slastenin, V.A. and Kashirin, V.P. (2001), Psychology and Pedagogy, Academy, Moscow.
11. Federal Law "On Education in the Russian Federation " (2013), Omega-L, Moscow.
12. Yung, K.G. (2009), The structure of the psyche and the archetypes, Academic Project, Moscow.
13. Bridgeforth, B.W. (2009), Leadership As Role and Relationship in Social Dynamics: An Exploratory Study Seeking a Leadership Archetype, Doct. Diss., Walden University.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2017