РАЗДЕЛ IX
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 316.6
А. И. Белкин
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ В КОММУНИКАЦИИ АВТОРОВ ГРАФФИТИ
В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и мобильности. Эти процессы, прежде всего, затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными.
Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити - надписи и рисунки, имеющие нелигитимированный характер, служащие средством конструирования психосоциальной идентичности и решения индивидуальных психологических проблем [2]. Граффити определяются как «посвятительные, религиозные, магические, бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т. п.» [5, с. 102]. Некоторые современные исследователи относят к граффити, прежде всего, надписи и рисунки, которые не поддаются однозначной смысловой кодификации [3; 6].
Граффити представляют собой обыденную, промежуточную, междисциплинарную реальность, важную для понимания состояния и самочувствия современной молодежи. Феномен граффити не является объектом искусствоведения, так как неинституциональные надписи и рисунки не являются искусством, литературоведения - так как это не литература, лингвистики так как граффити - фрагментированный язык, и т. д. С этой точки зрения анализ граффити, прежде всего, лежит в области изучения психологии больших социальных групп и ментальности, то есть психологии на стыке с культурологией, семиотикой, историей - в сферах социальной и культурно-исторической психологии.
Новое информационное общество, возникающее в наиболее развитых странах Запада уже с середины 50-х гг. 20 в. и которое начинает формироваться в России на рубеже тысячелетий, изменяет рельеф плоскости, включающей в себя многочисленные дискурсы научного и ненаучного толка, заново конструируя и переосмысляя явления, имеющие солидную, хотя и не
А. И. Белкин
всегда легитимную, историю. Одним из таких явлений является та область дискурсивных и социальных практик, которуккиринято обозначать как .«граффити» или «неинституциональная изобразительная деятельность». Долгое время этот вид изобразительной деятельности не служил предметом научного изучения и к нему относили рисунки и надписи, которые делались из самых различных побуждений - для того, чтобы обозначить свое право на владение какой-то вещью или выражения протеста против социальной несправедливости, признания в любви, а также и для фиксации не совсем благовидных с общественно-нормативной точки зрения мыслей и чувств -сексуальных желаний, агрессии по отношению к конкретным людям или миру В целом И т. Д. . , , ' -
Особенностью граффити как знаково-символической семиотической системы является особый характер взаимодействия автора с читателем или другим автором граффити. Автор граффити, как правило, анонимен, читателем является любой индивидуум, но, прежде всего — представитель народа, сознанию которого близка смеховая культура (М. М. Бахтин). .
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что общение авторов граффити, реализуемое через и посредство текста, носит герменевтический характер. Для подтверждения или опровержения гипотезы необходимо обратиться вглубь философской классики, определить сущность и природу герменевтического общения, герменевтической коммуникации, В настоящей работе специфика коммуникации авторов граффити анализируется через герменевтическую концепцию, М. Хайдеггера.
Исследование настенных и туалетных граффити проводилось на базе 14-ти высших учебных заведений (основная выборка) и 12-ти различных учреждений начального профессионального образования (контрольная выборка) г. Самары.. Соответственно было обследовано 5193 и 992 единиц эмпирического материала (п=6185). В ходе качественного анализа было выделено 4. формации граффити: числовая, символическая, изобразительная, дискурсивная, В основной выборке соответственно эти формации составили: числовую -127, символическую-328, изобразительную-476, дискурсивную - 4262 граффити. В контрольной выборке наблюдается следующее распределение граффити формаций: числовая - 92, символическая - 80, изобразительная - 96, дискурсивная - 724 граффити. Для обработки данных использовались критерии /2 Пирсона, угловое преобразование Фишера ф*. Целью исследования являлось определение особенностей коммуникации граффити различных формаций и топографических областей. Отметим, что непосредственной коммуникации как способа передачи сообщения в граффити встречается крайне.мало. Большинство граффити представляют собой Оазеш в чистом виде - это бытие, адресованное неадресованному адресату, претендующее на самостоятельность существования и не нуждающееся в понимании потенциального коммуниканта; Тем не менее, некоторая часть
надписей содержит обращение к адресату. При анализе коммуникативной активности авторов граффити продуктивным является обращение к понятию «функции граффити». -
По нашему мнению, правомерно говорить о функциях граффити. Функция, по определению, это - «деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит» [4, с. 783]. Функция отражает то, для чего предназначена деятельность объекта, а также последствия этой деятельности или ее связь с другим объектом (субъектом).
Функция, как уже указывалось, представляет собой особенности существования объекта в рамках некоторой системы, частью которой он является. Функции граффити — это особенности существования высказываний-граффити в рамках всей психосемиотической системы граффити. Они отражают надындивидуальные смысловые и социально-психологические особенности надписей и рисунков. Функции граффити - это психосемиотические регу-лятивы поведения. Функции могут вычленяться, описываться на основе качественного и количественного анализа всей системы. В ходе исследования на основе эмпирических данных в числе прочих была выделена функция общения. Общение определяется как «многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной» [7, с. 355].
Под общением также понимают «осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, доведении и личностно-смысловых образованиях партнера» [7, с. 355]. В общении происходит раскрытие и реализация межличностных и общественных отношений человека.
Вслед за Г. М. Андреевой мы рассматриваем три основные стороны общения: коммуникацию (обмен информацией между индивидами), интеракцию (обмен действиями) и перцепцию (восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания) [1, с. 82]. Критериями отнесения граффити к функции общения служат, во-первых, наличие партнера (реального или потенциального) по общению (реципиента), а, во-вторых, обмен информацией, действиями или оценками, сложившимися на основе межличностного общения.
В основной выборке граффити, реализующие функцию общения составили 7,7%, в контрольной - 4,7%. Коммуникативная функция представлена в основной выборке - 2,2%, в контрольной -1,1%, интерактивная соответственно - 5,1% и 3,4%, перцептивная - 0,38% и 0,13%.
Таким образом, в граффити наиболее представлена функция интеракции, то есть надписи, непосредственно являющиеся способом взаимодействия между индивидуумами или социальными группами, а наименее - содержательные оценки личности или социальных ситуаций. ■
А. И. Белкин
По функции общения основная выборка превосходит контрольную (Р<0,01).
Функция общения представлена в числовой формации граффити (п=127 в основной выборке и п=92 в контрольной), где ее реализуют номера телефонов, представляющие собой тип «чистых» числовых граффити. Эти граффити представляют собой средства для установления возможного контакта отправителя с адресатом. Основная тема - «общение», и граффити рассматриваемого типа, несомненно, создаются на основе потребности в общении. Здесь отсутствует указание на время. Можно с уверенностью отнести эти граффити к смеховой культуре, так как они представляют собой лишь указание на вероятное общение без дополнительных пояснений, которые позволили бы включить их в рамки «официального» сообщения. Номер телефона указывает адресата и дает возможность для коммуникации с ним. Отметим, что при этом адресат оказывается психологически защищенным, так как он сам не выразил прямого желания вступить в общение с потенциальным реципиентом.
К этой функции в основной формации относятся 5,8%, а в контрольной -18,2% числовых граффити. В символической и изобразительной формациях функция общения не представлена, а находит свое основное выражение — в дискурсивной формации (п=4262 в основной выборке и п=992 в контрольной),, где они относятся к жанру автохарактеристики, который предполагает выявление отношения авторов граффити к отдельным явлениям и предметам окружающего мира [2]. В этом жанре осуществляется движение к самопознанию, происходит самораскрытие, направленное на характеристику качеств авторов граффити. К граффити, реализующим функцию общения, относятся, прежде всего, приветствия, междометия, поздравления, признания в любви и сообщения о любви. При психологическом анализе высказываний-граффити мы учитывали их культурную принадлежность: смеховая, официальная, информационная культура [2].
В приветствиях («Привет! Как тебя зовут?», «С новым годом!», «Уо, чуваки!», «Приветики!») происходит выражение привязанностей, так как приветствия всегда обращены к реальной или подразумеваемой общности, в них происходит декларация индивидуального и группового социального признания. Приветствия представляют собой определенную парадигму общения, в которой фиксированы основные характеристики процесса общения авторов граффити: обрывочность, определение пристрастий, синкретическая дифференциация. Приветствия в подавляющем большинстве являются социально позиционированными или не содержат признаков позиционирования, но при этом за ними также угадывается голос некоего сообщества.
Междометия («Аах», «Ау», «Да», «Е, Уо», «Ля-ля», «ха-ха», «уо-уо», «ля-ля-ля-Ух-хрю-хрю», «ля-ля-ля-тра-ля-ля». «Уля!», «Уо»,- «Эй», «Ура», «Ша»)
реализуют функцию общения, а именно, интерактивную функцию, так как содержат в себе черты непосредственного взаимодействия индивидов. В их основе лежит потребность в общении. Они представляют собой экстериори-зацию позиции автора. Главная тема — эмоции. В данном случае мы имеем дело со смеховой культурой, так как междометия, так же, как и буквенные изображения, являют собой яркий пример двутонного слова. Категория времени и характеристики позиционирования здесь отсутствуют. В нескольких случаях междометия выполнены на английском языке («Уев-уез-ез»), что служит признаком информационной культуры. В одном случае междометие соединено с названием группы («Эй, уо, Самара!»).
Отдельную группу дискурсивных граффити составляют признания в любви и сообщения о любви. Высказывания, являющиеся признаниями в любви («Юрик, я тебя люблю, мое солнышко», «Слава! Я тебя люблю», «Таня! Я тебя люблю! Алексей» и др.), реализуют экзистенциальную функцию и функцию общения (интерактивную функцию). В данном случае присутствует указание на настоящее время, имеется коннотация с индивидуальным субъектом. Эти граффити принадлежат официальной культуре, а их важнейшими характеристиками являются: обращение к другому, диалогизм,-конструирование другого как значимого для себя объекта. Сообщения о любви («Я люблю Солдаеву», «Аня любит Андрея», «Юра + Наташка = Любовь») реализуют экзистенциальную функцию и функцию общения (коммуникативную функцию). Высказывания этого типа имеют коннотацию с индивидуальным субъектом («Я», персонаж) или социальную коннотацию («Юра+Наташа-Любовь»). Главная тема в обоих случаях - любовь.
Поздравления («С 8 марта!», «С днем рождения!», «С новым годом!») реализуют функцию общения (интерактивную функцию), основная тема-праздник. Высказывания этого типа созданы в рамках официальной культуры. Здесь отсутствует указание на время и очень редко есть коннотация с субъектом.
В дискурсивной формации основной выборки граффити, реализующие функцию общения составляют 9,8%, в контрольной - 4,3% от всего корпуса граффити. Среди них соответственно коммуникативную функцию составляют - 2,9% и 1,7%, интерактивную - 6,4% и 2,4%, перцептивную - 0,5% и 0,2%. По функции общения (р<0,01), в том числе по коммуникативной (р<0,01), интерактивной (р<0,01) и перцептивной (р<0,05) функциям, основная выборка превосходит контрольную. Содержательный анализ нелигити-мированных надписей и рисунков показывает, что в студенческой группе возникает интерес к социальному общению и возрастает стремление к общению с другими людьми, то есть общение в большей степени становится частью социализации.
Интерпретация творчества авторов граффити близка герменевтическому методу. Герменевтика — искусство истолкования и понимания. В Древней
А. И. Белкин
Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний, а позднее - поэтических произведений,-особенно поэм. Гомэра. В средние вСка герменевтика - искусство толкования библейских текстов, в эпоху Возрождения - искусство перевода и интерпретации античных авторов. У истоков философской герменевтики стоит Э. Гуссерль, который, показал, что сознание предмета и предмет сознания неотделимы друг от друга. Первичной реальностью в феноменологии выступает не «сознание», «мышление», «дух», с одной стороны, и «природа» или «материя» с другой, а «жизненный мир», с самого начала предпосланный субъект - объектному членению [8]. .
Хайдеггер М. считает, что герменевтика должна спрашивать не об условиях мыслимости сущего, но об условиях его бытия. Феноменология должна стать онтологическим исследованием человеческого бытия. Герменевтика - это феноменология человеческого бытия. Оно выявляет онтологические параметры человеческого бытия, то есть те условия, благодаря которым человеческое существование может быть тем, чем оно есть. Эти условия суть фундаментальные определения Ваэеш, его «экзисгенци-алы». К ним относятся «положенность» и «понимание». Оаэет определено не мышлением, а фактом своего присутствия в мире. Бытие всегда предпослано мышлению о нем. Акту сознания, в котором субъект противопоставляет себя объекту, предшествует изначальная вовлеченность мыслящего в то, что им мыслится, он всегда «пред-находит» себя в определенном «месте» или «ситуации». Способ, каким осуществляется это нахождение, есть понимание. Понимание реализуется через истолкование, интерпретацию. Поэтому человеческое бытие изначально «герменевтично». Основным вопросом герменевтики становится вопрос о том, как устроено то сущее, бытие которого состоит в понимании. Из этого вытекает ряд следствий: превращение герменевтики из методологии понимания в его онтологию; отказ от феноменологического подхода к сознанию как самодостаточному и беспредпо-сылочному, ограничение принципа рефлексии принципом интерпретации. К сущности Оазет принадлежит «понимание бытия», то есть то обстоятельство, что человек испытует (имеет в опыте) собственное бытие. Но этот опыт не застрахован от искажающих интерпретаций и должен сначала быть раскрыт - Базетапа1узе не открывает какого-то положения вещей, а осуществляется внутри здесь-бытия, позволяя последнему понять себя. Хайдеггер противопоставляет Базет. против представления об изолированном субъекте, вступающем в процессе опыта и познания в то или иное отношение к вещам. Здесь-бытие тождественно «бытию в мире», то есть Оаэет находится в сфере определенных возможностей опыта, а все встречи с другими уже находятся в контексте «совместного бытия» и.заключенных в нем возможностей встречи. Здесь-бытие — прежде всего возможное бытие, Его смысл — возможность находится в «расположенности», позволяю-
щей явиться пространству мира и в «понимании», которое совпадает с открытостью предстоящим возможностям. Хайдеггер различает «временность» - подразумевает структуру будущего, прошлого и настоящего и «темпоральность» - время в той мере, в какой из нее понимается бытие. Художественное творение — это «устроение мира», в произведении искусства открываются пути для осуществления целостной взаимосвязи исторической жизни и указывается на то, во что нельзя проникнуть, что ускользает от понимания. В искусстве осуществляется «истина», понятая как игра «наличия» и «отсутствия», как «несокрытость». Истинностному характеру искусства философ противопоставляет ориентацию науки и техники на «правильность». Построение картины мира - особым образом осуществленное представление о мире. Мир должен быть представлен, чтобы, руководствуясь этой картиной, организовывать и овладевать им, Большая роль в этом процессе отводится языку, который понимается как сфера, в которой поэтическое, то есть раскрытие сущего, только и может произойти. Язык есть бытие человека, более того, то, что испытывается как бытие, нуждается в языке, чтобы смочь осуществиться [9].
В граффити происходит встреча автора с самим собой, при этом темпоральность превалирует над временностью, время связано с самим бытием, а не иерархичностью трех временных измерений человеческого бытия. Время граффити - темпоральное, близкое по содержанию и характеру времени коллективного бессознательного, в котором все классические измерения времени присутствуют как рядоположенные, что делает возможным авре-менные взаимодействия между временными потоками, нарушение линейной детерминации времени.
По сути, создание своеобразной коммуникации, в большей степени полемичной, полипонимающей позволяет идентифицировать себя в пространстве легитимированных смыслов и занять позицию неопределимости, сущего в себе. Авторы граффити имплицитно заявляют о наличии факта непонимания сущности их бытия. Большинство надписей и рисунков не содержит коммуникации, это путешествие Я к самому себе с помощью обращения к городскому пространству и потенциальным читателям, как средствам кон-ституирования определенного образа собственного Я, как внешним маркерам осуществления внутреннего диалога с самим собой.
Автор граффити редко пишет, заранее планируя содержание высказывания. Высказывание, чаще всего, приходит как результат инсайта, отреа-гирования сильного эмоционального переживания, спонтанного движения руки, то есть непреднамеренно, незапланированно как выражение Базет-существования, которое таким образом становится доступным пониманию не столько других индивидуумов, сколько большему пониманию-самого автора граффити. ■ ' • •
I
I
А. И, Белкин •
Говоря некодифищфуемьш языком, автор граффити раскрывает в акте нелигитимированного изобразительного творчества свое Я. Прежде всего, для автора важен сам факт, что его «не-понимают», то есть его бытие недостижимо пониманию или ОазетапаГузгз других. Это не всегда тоска по такому пониманию, которое само по себе дает личностное наполнение, это часто возможность скрыть свое Я. Автор граффити часто оказывается в ситуации, когда его личность «огкрыта» в относительном смысле - оценкам, социальной категоризации со стороны других людей. Результаты такой оценки, будучи доступны сознанию автора граффити, оказывают влияние на его сознание. Автор граффити стремится к уходу от определения его личности, поступков в категориальной сетке социальных групп, культур, к которым он принадлежит, он утверждает принципиальную неопределимость, ценность своего Я, своего Базет-существования. Он неопределим, независим, замаскирован - вот что является движущей силой, бессознательным мотивом нелигитимированного изобразительного творчества. На этой основе может быть построена типология личности авторов граффити.
Среди авторов граффити по критерию Оазет-участия, герменевтического понимания можно выделить два основных типа - истинные или неопределимые Базет-авторы граффити-утверждают неопределимость своего Багет, а их творчество служит средством понимания себя и понимания другими своей личносш. Авторы граффити находят адекватный инструментарий противостояния категориям и понятиям социальной категоризации. Граффити представляют собой особый род герменевтического понимания, ведь неопределимую личность с отсутствием жесткой фиксации своего Я можно адекватно понять и описать не через логическую систему понятий или традиционный психологический профиль личности, а через отражение, описание, осознание, предъявление и интерпретацию форм ее существования, которые до конца неопределимы. Граффити адекватно отражают специфику личности их авторов и являются более верными, диагностически валидными и надежными средствами понимания. Понимание авторов граффити содержит неопределимость Базеш, изначальную целостность жизни, ее сопротивление любой социальной объективации.
Ситуативные авторы граффити создают надписи и рисунки как средство отреагирования психического напряжения и выражают мысли и установки, не совпадающие с общепринятыми нормами, то есть девиантные по своей сути. Однако они утверждают не неопределимость своего Я, а лишь несогласие с социальной несправедливостью, оценкой наличной ситуации и т. д. То есть, в данном случае, мы имеем дело с превалирующим влиянием ситуационных факторов на создание нелигитимированных надписей и рисунков, отсюда и авторы граффити могут быть отнесены к ситуативному или Баэеш - само-определимому типу.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что общение авторов граффити носит герменевтический характер. Неинституциональная изобразительная деятельность служит медиатором герменевтического общения, целью которого является утверждение индивидуальности персональной идентичности, неповторимости и неопределимости своего бытия Оаэет, которое в постсовременной виртуальной знаково-символической среде адекватно описывается образно-дискурсивными символическими средствами конструирования персональной и социальной идентичности - граффити.
Библиографический список
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г, М, Андреева. - М.: МУ, 1999.-376 с.
2. Белкин, А. И. Настенные надписи Самары [Текст] / А. И. Белкин. - Самара: Самарский научный центр РАН, 2008. - 430 с.
3. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.-387 с.
4. Леонов, Н. Н. Функция [Текст] / Н. Н. Леонов. // Новейший философский словарь. - Минск, 1998. - 783 с.
5. Русский язык. Энциклопедия. [Текст] / Гл. ред, Ю. Н. Караулов. -М,: Большая российская энциклопедия, Дрофа, 1997. - 703 с.
6. Сильверберг, Р. Приключения в археологии [Текст] / Р. Сильверберг. - М.: Вече, 2007.-384 с.
7. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с,
8. Современная западная философия. - М.: ТОН-Остожье, 1998. — 544 с.
9. Хайдеггер, М. Время и бытие [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 448 с.
УДК: 316.6
Е. А. Петраш, В. Б. Никишина
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕТЕРМИНАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
Проблема социально-психологической адаптации безработных, рассматриваемой в качестве функции профессиональной идентичности, относится к числу недостаточно исследованных как с теоретической, так и с практической точки зрения. Одна из особенностей социально-психологической адаптации безработных состоит в том, что личность, адаптируясь к данному статусу, закрепляется в нем. В последствии социально-психологическая