УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФФИТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАЦИЙ
©2008 А.И.Белкин Самарский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются социально-психологические особенности символических и изобразительных типов граффити. Граффити - это любая надпись или рисунок - высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского исследования символических и изобразительных граффити: выделены типы граффити соответствующих формаций, описаны социально-психологические особенности символических и изобразительных граффити, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений начального и высшего профессионального образования г. Самары.
Социально-психологический анализ граффити позволяет разделить весь эмпирический массив неинституциональных надписей и рисунков на четыре формации: числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Наиболее разнообразной по своему содержанию и смысловой наполненности является изобразительная формация. Настоящая статья посвящена анализу особенностей граффити символической и изобразительной формаций с позиций культурно-исторического подхода.
Исследование настенных и туалетных граффити проводилось на базе 14-ти высших учебных заведений и 7-ми различных учреждений начального профессионального образования г. Самары1. Соответственно было обследовано 5193 и 992 единиц эмпирического материала (п=6185). Для обработки результатов применялись математико-статистические методы: критерии Пирсона, угловое преобразование Фишера ф*.
Социально-психологический анализ граффити проводился по следующим основным параметрам: функции граффити, отражающие особенности их функционирования в рамках всей психосемиотической системы граффити; потребности авторов граффити, получающие сублиматическое удовлетворение в ходе реализации неинституциональной изобразительной деятельности; принадлежность граффити к культурной системе - смеховой, официальной или информационной культуре;
1 Белкин А.И. Социально-психологический анализ граффити. - Дисс. к.псх.н. - Самара: 2003; Белкин А.И. Настенные надписи Самары. - Самара: Академия наук, 2005.
темы, отражающие соответствующие ценности; особенности позиционирования, коннотации с субъектом.
Символическая формация состоит из граффити, являющихся символами социальных групп и явлений действительности. Данные граффити представляют собой выражение функции социальной идентификации, соединенной с символизацией действительности. К наиболее распространенным символическим граффити относятся: звезды, серпы с молотом, свастика, сердечко. Основная выборка в численном отношении значимо превосходит контрольную (п=328 при п=80 в контрольной).
Символические граффити в целом представляют собой понятия, фиксирующие способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. В отличие от простого знака, символ представляет собой не просто указание на какой-то аспект реальности, а целостное отражение этого фрагмента реальности во всем множестве его связей с другими фрагментами.
С точки зрения постмодернистской психологии, символ выступает одним из основных культурных способов конституирования реальности. Символические граффити реализуют три основные функции: экзистенциальную, идентификационную и функцию выражения витальности (сексуальную функцию). Символические экзистенциальные граффити представляют собой символизацию важнейших сфер человеческой жизни: любви (сердечко), смерти (череп), материального благосостояния (символ доллара) и религии (крест). В основе
граффити данного типа лежат экзистенциальные потребности.
Символические экзистенциальные граффити принадлежат к официальной культуре, так как не имеют антиинституциолизирован-ной направленности и характерного для сме-ховой культуры подчеркивания телесного аспекта жизни.
Символические идентификационные граффити являются символами различных социальных групп. К ним относятся, прежде всего, изображения свастики, пятиконечной звезды, серпа и молота. Эти граффити реализуют функцию социальной идентификации и возникают на основе потребности в идентичности. Они относятся к официальной культуре, так как содержат коннотацию с определенными структурированными социальными группами. В отличие от символов официальной культуры, для информационной культуры характерны символы, не имеющие ярко выраженной коннотации и обладающие «виртуальным» характером изображения. Главное отличие символических идентификационных граффити от других типов граффити символической формации состоит в наличии коннотации с социальным (групповым, общественным) субъектом.
К символическим телесным граффити относятся символы телесного низа: фалл и лоно. Эти граффити реализуют функцию выражения витальности (сексуальную функцию) и создаются на основе витальных потребностей их авторов. Это единственный тип символических граффити, принадлежащий к смеховой культуре, главной и единственной темой которого является «телесный низ». Здесь отсутствует коннотация с субъектом.
Идентификационные и экзистенциальные символические граффити принадлежат к официальной, а телесные - к смеховой культуре. Основные различия между символическими граффити связаны с реализуемыми ими функциями и лежащими в основе создания этих символов потребностями авторов граффити. Выделяются три функции символических граффити и соответствующие им потребности: функция идентификации (потребность в идентичности), экзистенциальная функция (экзистенциальные потребности) и функция выражения витальности (витальные потребности). Основными темами символических граффи-
ти являются: группа, любовь, смерть и телесный низ.
Основную группу составляют 328 символических граффити, а контрольную - 80. Различия эмпирических распределений между выборками по типу «сердечко» значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=2,37), по типу «символы групп» различия значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=3,84), по типу «фалл» различия значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=3,02). Специфическим для основной выборки оказалось наличие следующих типов символических граффити: лоно, крест и символ доллара. Однако в сумме они составляют всего 2,7 % от всей выборки.
Следующим этапом исследования символических граффити стал контент-анализ по-требностно-функциональных характеристик эмпирических данных. При этом наряду с уже обозначенными функциями и потребностями в качестве дополнительной учитывалась эстетическая функция. Отметим, что все символические граффити обладают художественной формой, а, следовательно, несут эстетическую нагрузку. Однако, очевидно, что при нанесении, например, символических идентификационных граффити на стены авторы в первую очередь желают обозначить свою принадлежность к определенной референтной социальной группе. При этом художественность выступает дополнительным, но неотъемлемым компонентом символических граффити. С учетом этих особенностей и осуществлялся контент-анализ символической формации граффити.
Специфическими для основной выборки темами оказались темы денег и религии. При этом в численном выражении они составляют всего 0,9 % от всей символической формации основной выборки, что делает это число статистически незначимым.
Таким образом, граффити символической формации обладают рядом особенностей:
Для основной выборки характерно наличие специфических типов символических граффити: крест, лоно, доллар. По типам «сердечко», «фалл» основная выборка превосходит контрольную, по типам «символы групп» контрольная выборка превосходит основную. В обеих выборках ведущим типом являются граффити, представляющие собой символы социальных групп.
Основная выборка превосходит контрольную по функции выражения витальности,
а также по экзистенциальной функции. Контрольная выборка превосходит основную выборку по функции идентичности. Витальные потребности, потребности в любви, а также экзистенциальные потребности больше представлены в основной выборке, а потребности в идентичности - в контрольной. В обеих выборках ведущей функцией является функция идентификации, а главной потребностью соответственно выступает потребность в идентичности.
Основная выборка превосходит контрольную выборку по числу граффити, принадлежащих к смеховой культуре, и уступает ей в числе граффити, являющихся символами официальной культуры. Однако доминантной культурой в обеих выборках является официальная культура. Основная выборка превосходит контрольную выборку по числу социально коннотированных граффити. В обеих выборках граффити, имеющие социальную коннотацию, превосходят на статистически значимом уровне граффити, не содержащие указания на социальное позиционирование. Выделяется ряд основных тем, присутствующих в символических граффити: группа, любовь, смерть, телесный низ. В основной выборке также присутствуют темы денег и религии. По темам телесного низа, любви основная выборка превосходит контрольную, а по теме группы уступает ей. Ведущей темой в обеих выборках является тема социальной группы.
Изобразительная формация включает в себя рисунки и различные геометрические изображения. Здесь можно выделить два основных типа граффити:
1) Изобразительные идентификационные граффити - это рисунки, которые представляют собой выражение потребности в идентичности и реализуют идентификационную функцию. Они могут быть последовательно ранжированы, начиная с архаичного уровня восприятия человеком самого себя и заканчивая более «очеловеченным» восприятием.
2) Эстетические изобразительные граффити представляют собой рисунки цветов, снежинок, узоров. Их разновидностью являются изображения отдельных частей тела (как правило, руки и глаза). Другая большая группа эстетических граффити включает в себя линии, фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, кубы, круги), представляющие собой выражение материального телесного начала.
Основную группу составили 476, а контрольную - 96 граффити-рисунков. При анализе рисунков-граффити мы учитывали это разделение: в первой группе достаточно определенно выражена потребность в идентичности, рисунки второго типа реализуют, прежде всего, эвристически-сублимативную функцию, выступают начальными моментами познания-самовыражения.
При анализе изобразительной формации по графическим характеристикам все данные можно разделить на несколько типов:
1) Идентификационные изобразительные граффити. Эту группу составляют рисунки человеческого лица, человека, животных. Нужно отметить, что подавляющее большинство граффити данного типа схематичны. Лишь в небольшом числе случаев эти персонажи наделяются тендерными характеристиками.
2) Эстетические изобразительные граффити крайне разнообразны. Наиболее типичными являются изображения линий, фигур, цветов. Встречаются рисунки частей человеческого тела - руки, глаза, а также изображения снежинок, солнца, узоры. Отдельную группу составляют эстетические изобразительные граффити, реализующие функцию выражения витальности - схематическое изображение женского и мужского обнаженного тела, а также интимных частей тела. Небольшую группу составляют рисунки различных предметов (подковы, кувшина, меча, очков, самолета, свечи).
Для качественного анализа социально-психологических характеристик мы разделили граффити изобразительной формации на три группы: тип №1 - идентификационные граффити, тип №2 - эстетические граффити, тип №3 - либидозные граффити (непосредственное изображение обнаженного мужского и женского тела или интимных его частей).
Граффити изобразительной формации не поддаются однородной классификации. В рисунках наиболее таинственно изобилие фрагментов человеческого тела, предметов, фигур. Разумеется, к этим артефактам можно подходить с проективными критериями. Однако, если брать их в контексте психосемиотической системы граффити, то они выглядят скорее начальными моментами познания-самовыражения, то есть реализуют прежде всего эври-стически-сублимативную функцию.
К граффити, реализующих функцию идентификации, относятся схематические рисунки человеческого лица и человека, изображения животных (в основной выборке это изображения свиньи и зайца, в контрольной - кота). В идентификационных изобразительных граффити ведущей темой является тема «Я». В данном случае имеет место индивидуальное позиционирование. Ведущая потребность - потребность в идентичности.
Также был введен дополнительный стилевой критерий. Все изобразительные граффити по выделенному критерию можно разделить на две группы: схематизированные и целостные изображения.
Эстетические изобразительные граффити реализуют эвристически-сублимативную, эстетическую и прагматическую функции. Основную массу составляют граффити эвристически-сублимативной функции: изображения частей человеческого тела (глаза, руки, что характерно только для основной выборки), солнца, узоров, снежинок, цветов, а также линий и фигур. В единичных случаях встречаются изображения молнии, подковы, кувшина, очков, самолета, свечи. Граффити данного типа возникают на основе потребности в самовыражении, основные темы: «Я», тело, животные, общение, космос, природа, предмет, оружие. Прагматическую функцию реализуют изображения стрелки - попытка повлиять на процесс движения в пространстве-времени другого человека.
Либидозные изобразительные граффити представляют собой рисунки обнаженной женщины, в одном случае - изображение мужчины с женскими половыми признаками, а также единичные рисунки яичек и ануса. В контрольной группе изобразительные граффити этой функции отсутствуют. Граффити данного типа реализуют функцию выражения витальности (сексуальную функцию), создаются на основе витальных потребностей. Главные их темы - телесный низ и секс. Часть из них содержит указание на индивидуального субъекта, а другая часть не имеет жесткого позиционирования.
При определении культурной маркировки граффити изобразительной формации учитывались следующие характеристики: характер телесности и социальной направленности.
Под целостными рисунками мы понимаем изображения, где учтены, а не просто наме-
чены основные характеристики объекта. Схематизм рассматривается как один из признаков смеховой культуры, не учитывающей ряд обязательных «официальных» признаков предмета изображения. Так, изображения лица представляют собой круг с двумя точками и линией, обозначающей рот. В этих случаях обязательно отсутствуют какие-то важные признаки человеческого лица: в первую очередь ресницы и волосы, зачастую нет ушей, что свидетельствует о «коммуникативной глухоте». К смеховой культуре принадлежат схематические изображения человеческого лица и человека, рисунки частей тела (глаза, руки), а также различные фигуры и линии, представляющие собой маргинальное структурирование пространства, изображения мужского и женского обнаженного тела или отдельных интимных частей человеческого тела. Изображения животных также представляют собой проявление низшей, витальной стороны человеческой природы и поэтому относятся к проявлениям смеховой культуры. К официальной культуре относятся изображения узора, цветов, снежинок, а также различных предметов, которые не несут строго смеховой нагрузки: гроба, подковы, молнии, кувшина, меча, очков, свечи.
К официальной культуре также можно отнести изображения средств передвижения (велосипед, самолет) и светил (солнце, месяц).
Более обширными являются темы изобразительных граффити. Основные темы изобразительных граффити - темы пространства, «Я» и природы. Специфическими для основной выборки являются темы: оружие, предмет, секс, телесный низ, тело, а для контрольной - тема смерти. Однако в количественном отношении в каждом отдельном случае «вес» этих тем не является большим, так как в совокупности они составляют 5, 1 % в основной выборке, а в контрольной - всего 1 %.
Можно выделить следующие особенности граффити изобразительной формации:
Качественный анализ позволил выделить следующие функции изобразительных граффити: экзистенциальную, идентификации, выражения агрессии, выражения витальности, эстетическую, прагматическую и эвристически-сублимативную.
Статистический анализ показал, что по прагматической функции контрольная выборка превосходит основную (р<0,05). Специфиче-
ским для основной выборки явилось наличие функции выражения витальности, а для контрольной - экзистенциальной функции и соответственно витальных и экзистенциальных потребностей, лежащих в основе создания данных граффити. Однако граффити, относящиеся к указанным типам функций и потребностей, составляют небольшое число от всей выборки, то есть не являются специфическими для данной формации. Ведущей функцией в обеих выборках является эвристически-сублимативная функция (р<0,01), а главной потребностью, лежащей в основе создания граффити-рисунков, -потребность в самовыражении (р<0,01). Основными функциями изобразительных граффити являются эвристически-сублимативная, эстетическая функции и функция идентификации.
Часть граффити изобразительной формации содержат указание на индивидуального субъекта, а другая часть не имеет индивидуальной коннотации. В обеих выборках не выявлено различий эмпирических распределений в
отношении позиционирования, при этом граффити, не содержащие позиционирования, превосходят индивидуально коннотированные изобразительные граффити (р<0,01). Основная выборка превосходит контрольную по числу граффити, принадлежащих к смеховой культуре, и уступает ей в числе граффити официальной культуры (р<0,01). При этом в обеих выборках доминирует смеховая культура (р<0,01).
Основными темами изобразительных граффити являются темы пространства, «Я» и природы. Специфическими для основной выборки являются темы оружия, предмета, секса, телесного низа, тела, а для контрольной - тема смерти. Контрольная выборка превосходит основную по темам движения, природы, а по теме пространства основная выборка превосходит контрольную (р<0,05). При этом доминирующей темой в обеих выборках является тема пространства (р<0,01).
SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF GRAFFITI OF SYMBOLIC
AND GRAPHIC STRUCTURES
© 2008 AIBelkin
Samara State Pedagogical University
The socially-psychological features of symbolic and graphic types of graffiti are examined in the article. Graffiti is any inscription or figure - the statement executed by hand and carrying non-institutional character. The author's research of symbolical and graphic graffiti are presented: types of graffiti corresponding formations are allocated, socially-psychological features symbolical and graphic graffiti are described, the comparative analysis of graffiti in Samara educational institutions of initial and high vocational training is lead.