Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ граффити различных формаций'

Социально-психологический анализ граффити различных формаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белкин А. И.

В статье рассматриваются социально-психологические особенности символических и изобразительных типов граффити. Граффити это любая надпись или рисунок высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского исследования символических и изобразительных граффити: выделены типы граффити соответствующих формаций, описаны социально-психологические особенности символических и изобразительных граффити, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений начального и высшего профессионального образования г. Самары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF GRAFFITI OF SYMBOLIC AND GRAPHIC STRUCTURES

The socially-psychological features of symbolic and graphic types of graffiti are examined in the article. Graffiti is any inscription or figure the statement executed by hand and carrying non-institutional character. The author's research of symbolical and graphic graffiti are presented: types of graffiti corresponding formations are allocated, socially-psychological features symbolical and graphic graffiti are described, the comparative analysis of graffiti in Samara educational institutions of initial and high vocational training is lead.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ граффити различных формаций»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФФИТИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАЦИЙ

©2008 А.И.Белкин Самарский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются социально-психологические особенности символических и изобразительных типов граффити. Граффити - это любая надпись или рисунок - высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского исследования символических и изобразительных граффити: выделены типы граффити соответствующих формаций, описаны социально-психологические особенности символических и изобразительных граффити, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений начального и высшего профессионального образования г. Самары.

Социально-психологический анализ граффити позволяет разделить весь эмпирический массив неинституциональных надписей и рисунков на четыре формации: числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Наиболее разнообразной по своему содержанию и смысловой наполненности является изобразительная формация. Настоящая статья посвящена анализу особенностей граффити символической и изобразительной формаций с позиций культурно-исторического подхода.

Исследование настенных и туалетных граффити проводилось на базе 14-ти высших учебных заведений и 7-ми различных учреждений начального профессионального образования г. Самары1. Соответственно было обследовано 5193 и 992 единиц эмпирического материала (п=6185). Для обработки результатов применялись математико-статистические методы: критерии Пирсона, угловое преобразование Фишера ф*.

Социально-психологический анализ граффити проводился по следующим основным параметрам: функции граффити, отражающие особенности их функционирования в рамках всей психосемиотической системы граффити; потребности авторов граффити, получающие сублиматическое удовлетворение в ходе реализации неинституциональной изобразительной деятельности; принадлежность граффити к культурной системе - смеховой, официальной или информационной культуре;

1 Белкин А.И. Социально-психологический анализ граффити. - Дисс. к.псх.н. - Самара: 2003; Белкин А.И. Настенные надписи Самары. - Самара: Академия наук, 2005.

темы, отражающие соответствующие ценности; особенности позиционирования, коннотации с субъектом.

Символическая формация состоит из граффити, являющихся символами социальных групп и явлений действительности. Данные граффити представляют собой выражение функции социальной идентификации, соединенной с символизацией действительности. К наиболее распространенным символическим граффити относятся: звезды, серпы с молотом, свастика, сердечко. Основная выборка в численном отношении значимо превосходит контрольную (п=328 при п=80 в контрольной).

Символические граффити в целом представляют собой понятия, фиксирующие способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. В отличие от простого знака, символ представляет собой не просто указание на какой-то аспект реальности, а целостное отражение этого фрагмента реальности во всем множестве его связей с другими фрагментами.

С точки зрения постмодернистской психологии, символ выступает одним из основных культурных способов конституирования реальности. Символические граффити реализуют три основные функции: экзистенциальную, идентификационную и функцию выражения витальности (сексуальную функцию). Символические экзистенциальные граффити представляют собой символизацию важнейших сфер человеческой жизни: любви (сердечко), смерти (череп), материального благосостояния (символ доллара) и религии (крест). В основе

граффити данного типа лежат экзистенциальные потребности.

Символические экзистенциальные граффити принадлежат к официальной культуре, так как не имеют антиинституциолизирован-ной направленности и характерного для сме-ховой культуры подчеркивания телесного аспекта жизни.

Символические идентификационные граффити являются символами различных социальных групп. К ним относятся, прежде всего, изображения свастики, пятиконечной звезды, серпа и молота. Эти граффити реализуют функцию социальной идентификации и возникают на основе потребности в идентичности. Они относятся к официальной культуре, так как содержат коннотацию с определенными структурированными социальными группами. В отличие от символов официальной культуры, для информационной культуры характерны символы, не имеющие ярко выраженной коннотации и обладающие «виртуальным» характером изображения. Главное отличие символических идентификационных граффити от других типов граффити символической формации состоит в наличии коннотации с социальным (групповым, общественным) субъектом.

К символическим телесным граффити относятся символы телесного низа: фалл и лоно. Эти граффити реализуют функцию выражения витальности (сексуальную функцию) и создаются на основе витальных потребностей их авторов. Это единственный тип символических граффити, принадлежащий к смеховой культуре, главной и единственной темой которого является «телесный низ». Здесь отсутствует коннотация с субъектом.

Идентификационные и экзистенциальные символические граффити принадлежат к официальной, а телесные - к смеховой культуре. Основные различия между символическими граффити связаны с реализуемыми ими функциями и лежащими в основе создания этих символов потребностями авторов граффити. Выделяются три функции символических граффити и соответствующие им потребности: функция идентификации (потребность в идентичности), экзистенциальная функция (экзистенциальные потребности) и функция выражения витальности (витальные потребности). Основными темами символических граффи-

ти являются: группа, любовь, смерть и телесный низ.

Основную группу составляют 328 символических граффити, а контрольную - 80. Различия эмпирических распределений между выборками по типу «сердечко» значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=2,37), по типу «символы групп» различия значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=3,84), по типу «фалл» различия значимы на уровне при р<0,01 (фэмп=3,02). Специфическим для основной выборки оказалось наличие следующих типов символических граффити: лоно, крест и символ доллара. Однако в сумме они составляют всего 2,7 % от всей выборки.

Следующим этапом исследования символических граффити стал контент-анализ по-требностно-функциональных характеристик эмпирических данных. При этом наряду с уже обозначенными функциями и потребностями в качестве дополнительной учитывалась эстетическая функция. Отметим, что все символические граффити обладают художественной формой, а, следовательно, несут эстетическую нагрузку. Однако, очевидно, что при нанесении, например, символических идентификационных граффити на стены авторы в первую очередь желают обозначить свою принадлежность к определенной референтной социальной группе. При этом художественность выступает дополнительным, но неотъемлемым компонентом символических граффити. С учетом этих особенностей и осуществлялся контент-анализ символической формации граффити.

Специфическими для основной выборки темами оказались темы денег и религии. При этом в численном выражении они составляют всего 0,9 % от всей символической формации основной выборки, что делает это число статистически незначимым.

Таким образом, граффити символической формации обладают рядом особенностей:

Для основной выборки характерно наличие специфических типов символических граффити: крест, лоно, доллар. По типам «сердечко», «фалл» основная выборка превосходит контрольную, по типам «символы групп» контрольная выборка превосходит основную. В обеих выборках ведущим типом являются граффити, представляющие собой символы социальных групп.

Основная выборка превосходит контрольную по функции выражения витальности,

а также по экзистенциальной функции. Контрольная выборка превосходит основную выборку по функции идентичности. Витальные потребности, потребности в любви, а также экзистенциальные потребности больше представлены в основной выборке, а потребности в идентичности - в контрольной. В обеих выборках ведущей функцией является функция идентификации, а главной потребностью соответственно выступает потребность в идентичности.

Основная выборка превосходит контрольную выборку по числу граффити, принадлежащих к смеховой культуре, и уступает ей в числе граффити, являющихся символами официальной культуры. Однако доминантной культурой в обеих выборках является официальная культура. Основная выборка превосходит контрольную выборку по числу социально коннотированных граффити. В обеих выборках граффити, имеющие социальную коннотацию, превосходят на статистически значимом уровне граффити, не содержащие указания на социальное позиционирование. Выделяется ряд основных тем, присутствующих в символических граффити: группа, любовь, смерть, телесный низ. В основной выборке также присутствуют темы денег и религии. По темам телесного низа, любви основная выборка превосходит контрольную, а по теме группы уступает ей. Ведущей темой в обеих выборках является тема социальной группы.

Изобразительная формация включает в себя рисунки и различные геометрические изображения. Здесь можно выделить два основных типа граффити:

1) Изобразительные идентификационные граффити - это рисунки, которые представляют собой выражение потребности в идентичности и реализуют идентификационную функцию. Они могут быть последовательно ранжированы, начиная с архаичного уровня восприятия человеком самого себя и заканчивая более «очеловеченным» восприятием.

2) Эстетические изобразительные граффити представляют собой рисунки цветов, снежинок, узоров. Их разновидностью являются изображения отдельных частей тела (как правило, руки и глаза). Другая большая группа эстетических граффити включает в себя линии, фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, кубы, круги), представляющие собой выражение материального телесного начала.

Основную группу составили 476, а контрольную - 96 граффити-рисунков. При анализе рисунков-граффити мы учитывали это разделение: в первой группе достаточно определенно выражена потребность в идентичности, рисунки второго типа реализуют, прежде всего, эвристически-сублимативную функцию, выступают начальными моментами познания-самовыражения.

При анализе изобразительной формации по графическим характеристикам все данные можно разделить на несколько типов:

1) Идентификационные изобразительные граффити. Эту группу составляют рисунки человеческого лица, человека, животных. Нужно отметить, что подавляющее большинство граффити данного типа схематичны. Лишь в небольшом числе случаев эти персонажи наделяются тендерными характеристиками.

2) Эстетические изобразительные граффити крайне разнообразны. Наиболее типичными являются изображения линий, фигур, цветов. Встречаются рисунки частей человеческого тела - руки, глаза, а также изображения снежинок, солнца, узоры. Отдельную группу составляют эстетические изобразительные граффити, реализующие функцию выражения витальности - схематическое изображение женского и мужского обнаженного тела, а также интимных частей тела. Небольшую группу составляют рисунки различных предметов (подковы, кувшина, меча, очков, самолета, свечи).

Для качественного анализа социально-психологических характеристик мы разделили граффити изобразительной формации на три группы: тип №1 - идентификационные граффити, тип №2 - эстетические граффити, тип №3 - либидозные граффити (непосредственное изображение обнаженного мужского и женского тела или интимных его частей).

Граффити изобразительной формации не поддаются однородной классификации. В рисунках наиболее таинственно изобилие фрагментов человеческого тела, предметов, фигур. Разумеется, к этим артефактам можно подходить с проективными критериями. Однако, если брать их в контексте психосемиотической системы граффити, то они выглядят скорее начальными моментами познания-самовыражения, то есть реализуют прежде всего эври-стически-сублимативную функцию.

К граффити, реализующих функцию идентификации, относятся схематические рисунки человеческого лица и человека, изображения животных (в основной выборке это изображения свиньи и зайца, в контрольной - кота). В идентификационных изобразительных граффити ведущей темой является тема «Я». В данном случае имеет место индивидуальное позиционирование. Ведущая потребность - потребность в идентичности.

Также был введен дополнительный стилевой критерий. Все изобразительные граффити по выделенному критерию можно разделить на две группы: схематизированные и целостные изображения.

Эстетические изобразительные граффити реализуют эвристически-сублимативную, эстетическую и прагматическую функции. Основную массу составляют граффити эвристически-сублимативной функции: изображения частей человеческого тела (глаза, руки, что характерно только для основной выборки), солнца, узоров, снежинок, цветов, а также линий и фигур. В единичных случаях встречаются изображения молнии, подковы, кувшина, очков, самолета, свечи. Граффити данного типа возникают на основе потребности в самовыражении, основные темы: «Я», тело, животные, общение, космос, природа, предмет, оружие. Прагматическую функцию реализуют изображения стрелки - попытка повлиять на процесс движения в пространстве-времени другого человека.

Либидозные изобразительные граффити представляют собой рисунки обнаженной женщины, в одном случае - изображение мужчины с женскими половыми признаками, а также единичные рисунки яичек и ануса. В контрольной группе изобразительные граффити этой функции отсутствуют. Граффити данного типа реализуют функцию выражения витальности (сексуальную функцию), создаются на основе витальных потребностей. Главные их темы - телесный низ и секс. Часть из них содержит указание на индивидуального субъекта, а другая часть не имеет жесткого позиционирования.

При определении культурной маркировки граффити изобразительной формации учитывались следующие характеристики: характер телесности и социальной направленности.

Под целостными рисунками мы понимаем изображения, где учтены, а не просто наме-

чены основные характеристики объекта. Схематизм рассматривается как один из признаков смеховой культуры, не учитывающей ряд обязательных «официальных» признаков предмета изображения. Так, изображения лица представляют собой круг с двумя точками и линией, обозначающей рот. В этих случаях обязательно отсутствуют какие-то важные признаки человеческого лица: в первую очередь ресницы и волосы, зачастую нет ушей, что свидетельствует о «коммуникативной глухоте». К смеховой культуре принадлежат схематические изображения человеческого лица и человека, рисунки частей тела (глаза, руки), а также различные фигуры и линии, представляющие собой маргинальное структурирование пространства, изображения мужского и женского обнаженного тела или отдельных интимных частей человеческого тела. Изображения животных также представляют собой проявление низшей, витальной стороны человеческой природы и поэтому относятся к проявлениям смеховой культуры. К официальной культуре относятся изображения узора, цветов, снежинок, а также различных предметов, которые не несут строго смеховой нагрузки: гроба, подковы, молнии, кувшина, меча, очков, свечи.

К официальной культуре также можно отнести изображения средств передвижения (велосипед, самолет) и светил (солнце, месяц).

Более обширными являются темы изобразительных граффити. Основные темы изобразительных граффити - темы пространства, «Я» и природы. Специфическими для основной выборки являются темы: оружие, предмет, секс, телесный низ, тело, а для контрольной - тема смерти. Однако в количественном отношении в каждом отдельном случае «вес» этих тем не является большим, так как в совокупности они составляют 5, 1 % в основной выборке, а в контрольной - всего 1 %.

Можно выделить следующие особенности граффити изобразительной формации:

Качественный анализ позволил выделить следующие функции изобразительных граффити: экзистенциальную, идентификации, выражения агрессии, выражения витальности, эстетическую, прагматическую и эвристически-сублимативную.

Статистический анализ показал, что по прагматической функции контрольная выборка превосходит основную (р<0,05). Специфиче-

ским для основной выборки явилось наличие функции выражения витальности, а для контрольной - экзистенциальной функции и соответственно витальных и экзистенциальных потребностей, лежащих в основе создания данных граффити. Однако граффити, относящиеся к указанным типам функций и потребностей, составляют небольшое число от всей выборки, то есть не являются специфическими для данной формации. Ведущей функцией в обеих выборках является эвристически-сублимативная функция (р<0,01), а главной потребностью, лежащей в основе создания граффити-рисунков, -потребность в самовыражении (р<0,01). Основными функциями изобразительных граффити являются эвристически-сублимативная, эстетическая функции и функция идентификации.

Часть граффити изобразительной формации содержат указание на индивидуального субъекта, а другая часть не имеет индивидуальной коннотации. В обеих выборках не выявлено различий эмпирических распределений в

отношении позиционирования, при этом граффити, не содержащие позиционирования, превосходят индивидуально коннотированные изобразительные граффити (р<0,01). Основная выборка превосходит контрольную по числу граффити, принадлежащих к смеховой культуре, и уступает ей в числе граффити официальной культуры (р<0,01). При этом в обеих выборках доминирует смеховая культура (р<0,01).

Основными темами изобразительных граффити являются темы пространства, «Я» и природы. Специфическими для основной выборки являются темы оружия, предмета, секса, телесного низа, тела, а для контрольной - тема смерти. Контрольная выборка превосходит основную по темам движения, природы, а по теме пространства основная выборка превосходит контрольную (р<0,05). При этом доминирующей темой в обеих выборках является тема пространства (р<0,01).

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF GRAFFITI OF SYMBOLIC

AND GRAPHIC STRUCTURES

© 2008 AIBelkin

Samara State Pedagogical University

The socially-psychological features of symbolic and graphic types of graffiti are examined in the article. Graffiti is any inscription or figure - the statement executed by hand and carrying non-institutional character. The author's research of symbolical and graphic graffiti are presented: types of graffiti corresponding formations are allocated, socially-psychological features symbolical and graphic graffiti are described, the comparative analysis of graffiti in Samara educational institutions of initial and high vocational training is lead.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.