МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ■ ^
УДК 623.764(73+470+571) ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТВЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРО США В ЕВРОПЕ
И. М. Лёвкин В. И. Шацкая
* Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний просп. В.О., 57/43.
Поступила в редакцию 11.10.2011 г.
Рассматриваются проблемы размещения элементов системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки в Восточной Европе. Общеевропейская система ПРО США — это лишь компонент направленной на претворение в жизнь своеобразной концепции по мировому лидерству США. Анализируются возможные ответные действия со стороны России в военно-технической и политической областях. Предложенные меры разделяются на три подгруппы (мягкие, средние и жесткие) в зависимости от реализации США принятой концепции по ПРО. В исследовании использовался структурно-системный метод и метод актуализации. Приводятся положительные и негативные последствия таких действий как для РФ, США, стран Восточной Европы, так и сопредельных государств, в том числе стран Балтии. Предложенные и обоснованные авторами ответные действия России могут лечь в основу сценариев развития международной обстановки и помочь спрогнозировать уровень напряженности в отношениях России и США.
Ключевые слова: противоракетная оборона, «Искандер», НАТО, концепция, воздушно-космическая оборона.
Идея создания новой концепции противоракетной обороны (ПРО), озвученная президентом Дж. Бушем-младшим в 2001 г. [19], и сама концепция развертывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе, представленная администрацией президента США в январе 2006 г. [15],
ф
вызвали резкую отрицательную реакцию со стороны РФ и ее союзников. Несмотря на постоянные заявления администрации США о том, что размещение радаров и противоракетных комплексов в Восточной Европе никоим образом не направлено против РФ, российское руководство считает, что США преследуют именно эту цель. Суть общей концепции ПРО заключается в создании «глубоко эшелонированной системы, рассчитанной на применение неядерных средств перехвата баллистических ракет любых типов на всех участках траектории полета — начальном, среднем и конечном» [15, с. 2]. Новая американская система ПРО, получившая название «Железная сеть», должна была иметь вид гигантского треугольника, один угол которого будет находиться в Восточной Европе и два — в США: на Аляске (Форт-Грили) и в Калифорнии (Вандерберг). При этом элементы системы на американской территории уничтожали бы боеголовки ракет противника на последней стадии их полета с помощью зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Пэтриот» (Patriot). Объекты ПРО, расположенные на территории Европы, отвечали бы за обнаружение стартов ракет и их уничтожение на раннем и среднем участках. И наконец, элементы космического базирования должны уничтожать ракеты на среднем участке полета [10]. С приходом к власти нового президента США Б. Обамы и его администрации в 2009 г. первоначальные планы Дж. Буша-младшего, хоть и были пересмотрены и скорректированы, легли в основу новой концепции общеевропейской ПРО НАТО, которая должна создаваться в четыре этапа. В 2018 г. система ПРО США вводится в эксплуатацию, но начнет действовать уже в мае 2012 г. [11].
В связи с этим Россия готова принять любые меры для того, чтобы не допустить возрастания угроз своей международной безопасности. Перечень этих мер будет зависеть от конкретных действий США при практической реализации концепции по ПРО.
В рассматриваемом случае все возможные действия РФ при реализации США принятой концепции по ПРО можно разделить на две основные группы: действия в политической и военно-технической областях (табл. 1, 2).
Действия в политической области представляют собой мягкие, средние и жесткие меры, направленные на достижение альтернативного варианта ПРО либо заключение коалиций с государствами, поддерживающими Россию, а также на обеспечение законности действий РФ в случае угрозы со стороны стран третьего позиционного района.
Действия в военно-технической области представляют собой меры, включающие обеспечение защиты РФ, разработку военно-технических предложений по созданию совместной ПРО и совершенствование собственной системы ВКО.
Таблица 1
Меры по противодействию системе ПРО США в политической области
Мера Потенциальные возможности Негативные последствия
Мягкие
Продолжение консультаций и переговоров с администрацией США о недопустимости размещения средств ПРО в странах Восточной Европы Всестороннее рассмотрение сложившейся ситуации Замедление процесса строительства совместной ПРО Вялотекущий обмен аргументами между США и РФ и продолжение строительства ПРО в третьем позиционном районе
Детальная проработка возможных вариантов действий/рекомендаций по введению переговоров с Соединенными Штатами в области ПРО
Выработка возможного текста двустороннего или многостороннего договора/соглашения
Постоянное информирование военно-политического руководства РФ о ходе переговоров, успехе или неудаче принятия альтернативного варианта
Демонстрация готовности России к равному сотрудничеству с США в сфере ПРО
Разработка предложений по заключению нового Договора о совместной ПРО США и РФ Развитие отношений США и России в русле сотрудничества Рост напряженности двусторонних отношений России и Ирана, России и КНДР
Осуществление взаимного наблюдения за возможными пусками со стороны Ирана (И КНДР)
Проведение политики ракетно-ядерного сдерживания Ирана
Разработка предложений по заключению нового договора по ПРО с США с учетом положительного опыта договора по ПРО между СССР и США 1972 г. Развитие отношений США и России в русле сотрудничества Возможен рост напряженности в россий-ско-китайских отношениях
Сокращение наращивания стратегических наступательных и оборонительных вооружений
Ограничение создания систем ПРО будущего поколения
Ограничение возможности США и РФ по перехвату МБР системами ПРО
Снижение расходов ВПК обеих стран на ПРО в отличие от расходов в рамках гонки вооружений
Использование договора как аргумента в переговорном процессе для опровержения попыток стран Европы рассматривать возможную ракетную угрозу со стороны России
Мера Потенциальные возможности Негативные последствия
Организация международных слушаний по вопросам разоружения в целом и по проблеме ПРО в частности, с обязательным принятием соответствующих политических решении Включение в обсуждение данного вопроса значительно более широкого круга международных акторов, тем более что все участники причастны к проблеме Отсутствие консенсуса при принятии решений
Формирование более широкой коалиции сторонников создания совместной ПРО
Привлечение нейтральных стран (страны, не участвующие в вышеперечисленных организациях) для создания совместной ПРО
Разработка международных документов, обязательных к выполнению, по проблеме разоружения и ограничению ПРО
Повышение вероятности пересмотра позиции США
Замедление темпов строительства ПРО НАТО
Внимание к несоблюдению/нарушению норм международного законодательства по вопросам разоружения, ядерного оружия, т. е. увязка строительства системы ПРО НАТО с возможным нарушением международного права Несоблюдение политических решений всеми участниками международных слушаний
Создание предпосылок для формирования международного органа по контролю за ограничением систем ПРО
Проведение переговоров с Ираном Снижение ракетно-ядерной угрозы со стороны Ирана Отсутствие консенсуса в переговорах с Ираном Тайное развитие ракетно-ядерной программы Ирана
Урегулирование дипломатическим путем вопроса о ракетно-ядерной программе Ирана, что может свидетельствовать о дипломатической победе России
Заключение с Ираном письменной договоренности не создавать БР большой дальности и не использовать ядерные материалы в военных целях
Определение цели развертывания третьего позиционного района: если Иран обещает не создавать БР большой дальности, то против кого он направлен?
В случае продолжающегося развертывания американской ПРО, возможно, проведение переговоров о присоединении Ирана к коалиции России
Обязательная увязка вопроса по ПРО с ключевыми вопросами разоружения и ограничения вооружений в мире и Европе, особенно в отношении стран ЕС Постоянное акцентирование внимания мирового сообщества на проблеме ПРО Несоблюдение сторонами обязательств по разоружению и ограничению вооружении в мире
Проведение переговоров по вопросу ПРО в рамках разоружения и ограничения вооружений
Призыв сторон к урегулированию вопроса по ПРО в рамках разоружения и ограничения вооружений
Принятие документов по разоружению и ограничению вооружений, содержащих обязательства сторон по ПРО
Указание на нарушение/несоблюдение сторонами обязательств по разоружению и ограничению вооружений при строительстве третьего позиционного района
Отсутствие мер по одностороннему разоружению
Проведение информационной кампании по вопросу ПРО в контексте разоружения и ограничения вооружений
Согласие России с предложениями США, выдвигаемыми по ПРО Создание совместной ПРО Возможная нейтрализация ядерных сил РФ Возможная нейтрализация ядерных сил Китая Охлаждение российско-китайских отношений Укрепление обороноспособности Китая и совершенствование средств нападения
Средние
Убеждение в рамках информационного противоборства военно-полити-ческого руководства стран Восточной Европы о негативных последствиях размещения элементов ПРО США на их территориях Проведение возможного информационного (и другого) воздействия на страны Восточной Европы не только извне, но и изнутри Возможное обвинение России в оказании давления на страны Восточной Европы со стороны противоборствующей стороны
Возможный отказ руководства стран Восточной Европы от размещения элементов ПРО на своих территориях
Предоставление возможности населению высказать свое мнение в рамках действующего законодательства
Демонстрация мировому сообществу способности России решить данный вопрос не прибегая к крайним мерам и подтверждение ранга мировой державы в информационном пространстве
Мера Потенциальные возможности Негативные последствия
Частичное согласие России с предложениями, выдвигаемыми США по ПРО Создание совместной ПРО Консенсус в создании совместной ПРО Возможная нейтрализация ядерных сил Китая Охлаждение российско-китайских отношений Укрепление обороноспособности Китая и совершенствование средств нападения Охлаждение российско-иранских отношений
Жесткие
Включение в военную доктрину РФ положения О возможности нанесения Представление мировому сообществу позиции РФ по вопросу размещения ПРО США в третьем позиционном районе Попытки дискредитации России со стороны Запада — представление как агрессивно настроенного государства
Предоставление возможности государствам, входящим в третий позиционный район, пересмотреть свои позиции по размещению элементов ПРО на их территориях в связи с явной угрозой их безопасности Ускорение процесса развертывания ПРО в третьем позиционном районе
превентивного удара по объектам третьего позиционного района ПРО США, в том числе тактическим ядерным оружием Повышение авторитета России среди стран СНГ, что может привлечь на ее сторону Укрепление обороноспособности РФ и стран третьего позиционного района
новых союзников и укрепить отношения с существующими Угроза провокаций локальных и региональных конфликтов
Сплочение/расширение противостоящих коалиций
Выявление истинных намерений США по вопросу размещения ПРО в Европе Усиление гонки вооружений между РФ и США
Угроза безопасности границам РФ
Радикальное — отнесение Соединенными Штатами России к странам «оси зла»
Формирование коалиций с государствами, занимающими аналогичные с РФ позиции по третьему позиционному району ПРО США, и выступление на международной арене по данному вопросу единым фронтом Формирование коалиции, выступающей за создание совместной ПРО Возможно возрастание военно-полити-ческого противостояния ШОС и НАТО в случае согласования позиций РФ и Китая
Обозначение перспективы развертывания ПРО ШОС на базе российской ПРО
Привлечение внимания к возможности ухудшения отношений США и их союзников с Россией и поддерживающими ее странами
Укрепление военных связей (отношений) России с другими государствами в интересах повышения уровня международной безопасности
Затруднение реализации нейтрализации ядерных сил РФ и КНР
Усложнение реализации планов по размещению систем ПРО США в Японии, Индии, Тайване и Южной Корее
Предоставление возможности мировому сообществу определить негативные во-енно-политические и экономические последствия после развертывания ПРО НАТО, если существует коалиция государств, настроенная против такого развертывания
Проведение совместных учений, связанных с вопросами ПРО
Нейтрализация аргументов США о строительстве своей ПРО в ответ на угрозу со стороны Ирана и КНДР
Повышение уровня заинтересованности в вопросах ПРО не только России, но и других государств Вялотекущий обмен аргументами между США и РФ и продолжение строительства ПРО
Повышение политического веса России в глазах мирового сообщества
Отказ России от предложений, выдвигаемых США по ПРО Демонстрация решительности в вопросах ПРО Принятие мер по защите стратегических ядерных сил Одностороннее размещение ПРО США в Восточной Европе Г онка вооружений
Таблица 2
Меры по противодействию системе ПРО США в военно-технической области
Мера
Потенциальные возможности
Негативные последствия
Мягкие
Разработка военно-технических предложений по созданию альтернативного варианта ПРО с доминирующей ролью Вооруженных сил РФ
Устранение дополнительной опасности для стратегических ядерных сил РФ
Исключение из зоны контроля территории РФ и ее стратегические ядерные силы
Сохранение возможности сдерживания США российскими ядерными силами
Создание европейского противоракетного щита от угрозы со стороны Ирана и других стран (при необходимости)
Возможность беспрецедентного сотрудничества РФ и США
Возможность РФ и США выступить гарантами стратегической стабильности в Европе
Демонстрация мировому сообществу направленности России на сотрудничество с США (информационно-пропагандистский эффект)
Отказ США от создания третьего позиционного района Развитие отношений с ЕС в русле сотрудничества, отсутствие поводов для возникновения военно-политического конфликта в этой области
Снижение гонки вооружений в области ПРО
Возможно охлаждение в двусторонних отношениях России и Китая, России и Ирана
Рассмотрение сложившейся ситуации Китаем как враждебно настроенного акта, направленного на подрывание его ядерного статуса, или как объединение двух недружественных по отношению к нему государств
Проведение Китаем разработок в области преодоления альтернативной ПРО
Наращивание Китаем стратегических средств нападения, строительство собственной ПРО
Увеличение численности вооруженной армии Китая, появление новых средств ведения войны
Военно-политический конфликт с Китаем
Средние
Постоянный мониторинг экстерриториальными средствами наблюдения строящихся и функционирующих объектов третьего позиционного района ПРО США Отслеживание развертывания ПРО в третьем позиционном районе В явном виде нет влияния на изменение обстановки
Правильная оценка физико-географических условий для применения средств поражения / подавления объектов третьего позиционного района по данным экстерриториальных средств наблюдения
Готовность нанести удар по объектам третьего позиционного района
Исключение поставок в третьи страны оборудования и технологий, позволяющих организовать производство ракетно-ядерного оружия Предотвращение попадания ракетно-ядерного оружия в руки террористов Подталкивание третьих стран к заключению союзов с другими нестабильными или неблагополучными государствами в области ядерного оружия Увод ядерных программ третьих стран в теневую область Активизация поиска и получения технологий в области ядерного оружия в других государствах
Укрепление международного режима ядерного и ракетного нераспространения
Сохранение существующего стратегического баланса на мировой арене
Пересмотр США своей позиции по созданию глобальной ПРО
Снизить реализацию возможного ракетно-ядерного нападения со стороны третьих стран на РФ
Снижение вероятности реализации ракетно-ядерных программ третьими странами
Предотвращение появления новых ядерных государств
■к
Мера Потенциальные возможности Негативные последствия
Жесткие
Размещение средств поражения В случае угрозы безопасности РФ нанесение удара по объектам Открытое противостояние России и стран Запада
(оперативно-тактических ракет «Искандер») в зоне доступности до объектов третьего позицион- ПРО США, размещенным в странах Восточной Европы, а также по стратегически важным объектам стран Восточной Европы Рост напряженности в отношениях России с США и странами, заинтересованными в третьем позиционном районе
ного района ПРО США (Калининградская область, смежные области РФ с третьим позицион- Подтверждение решительности РФ в вопросах национальной Проведение военных учений НАТО с целью противодействия возможной ракетной угрозе со стороны России
ным районом) безопасности, демонстрация высоких боеспособности и боеготовности Вооруженных сил РФ Изменение Стратегической концепции НАТО: отнесение России к возможным противникам
Изменение военных доктрин стран НАТО
Развязывание локальной войны или военно-полити-ческого конфликта, организованных США, с участием Польши, Латвии, Литвы, Эстонии
Разрыв дипломатических отношений со странами Прибалтики и Польшей
Форсирование реализации планов по размещению ПРО в Европе
Внесение коррективов в намеченный план по размещению ПРО с подключением новых стран или размещение новых элементов ПРО
Реализация космического эшелона ПРО
Принятие экономических санкций со стороны США в отношении России
Демонстрация косвенного укрепления отношений со странами, открыто критикующими внешнюю политику США Дальнейшее расширение НАТО
Убеждение Запада отказаться от своих намерений и избежать возможного военного конфликта с РФ в случае размещения ПРО Подтверждение статуса РФ как великой державы Внесение коррективов в намеченный план по размещению ПРО с подключением новых стран или размещение новых элементов ПРО
Создание условий для начала переговоров по заключению нового договора по ПРО или о европейской безопасности Ведение информационной войны против России, попытки дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества
Проведение НИР и ОКР по разработке новых средств поражения (подавления) объектов третьего позиционного района Создание более эффективных средств поражения объектов третьего позиционного района с высокой точностью попадания и низким уровнем радиации Увеличение расходов на военные программы в ущерб экономике страны Скрытая гонка вооружений
Обеспечение одновременного подавления большего числа РЛС и других электронных объектов третьего позиционного района, нарушение управления системой ПРО третьего позиционного района, выведение из строя автоматизированной системы передачи команд на средства поражения/систему наведения противоракет и т. д.
Повышение в целом состояния обороноспособности страны
Совершенствование системы ВКОРФ Снижение уровня угрозы военно-космического нападения потенциального противника Повышение боевой устойчивости важнейших объектов РФ Повышение эффективности системы ПРО РФ Состояние скрытого военно-политического конфликта с США Совершенствование средств нападения и обороны США Обострение отношений с США на всех уровнях
Разработка новых средств преодоления ПРО США, форм и способов их боевого применения Гарантированное поражение цели на территории США Гонка вооружений с США
Понижение уровня эффективности ПРО США и повышение уровня боеспособности средств нападения РФ
Сохранение РФ возможности нанесения ответного удара
Проведение политики сдерживания ракетно-ядерного оружия в отношении США
Продолжение консультаций и переговоров с администрацией США о недопустимости размещения средств ПРО в странах Восточной Европы. Для достижения наилучшего результата целесообразным представляется включить в состав рабочей комиссии специалистов, создававших системы ПРО СССР и РФ, участников составления и заключения договора об ограничении систем ПРО 1972 г., представителей Совета безопасности РФ (министр обороны РФ, директора СВР и ФСБ, начальник Г енерального штаба Вооруженных сил РФ, первый заместитель министра обороны РФ, президент РАН), специалистов Космических войск (командующие Космическими войсками России и Оперативно-стратегическим командованием ВКО, начальник Главного центра предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН) Космических войск, командир дивизии ПРО), представителей Министерства иностранных дел РФ (министр иностранных дел РФ, один из заместителей министра иностранных дел, директора Департамента Северной Америки и Департамента по вопросам безопасности и разоружения), экспертов в области ядерных вооружений.
Основными задачами рабочей группы следует считать:
1. Подготовка и внесение предложений для обсуждения на переговорах: об использовании имеющихся элементов систем ПРО США и РФ (РЛС в Габале и др.), о совместном участии России и США в создании систем ПРО.
2. Рассмотрение встречных предложений администрации или рабочей комиссии США.
3. Обсуждение проблем, вызванных различными позициями сторон.
4. Информирование общественности о состоянии переговоров.
5. Оценка существующих и планируемых систем ПРО США и России, прогноз достижения договоренностей между Россией и США и последствий размещения ПРО США в Восточной Европе для России.
6. Выработка рекомендаций для военно-политического руководства РФ.
7. Подготовка документов для проведения переговоров на высшем уровне.
8. Подготовка/проектирование возможного документа в области противоракетной обороны для России, например Стратегической концепции по развитию систем противоракетной обороны РФ до 2025 г.
9. Разработка альтернативного варианта сотрудничества России и США в вопросе ПРО.
Разработка предложений по заключению нового договора о совместной ПРО США и РФ. В случае создания общей системы ПРО США и РФ в договор целесообразно включить обязательные положения, регламентирующие совместную деятельность обеих стран в этой области.
Разработка предложений по заключению нового договора по ПРО с США с учетом положительного опыта договора по ПРО между СССР и США 1972 г. В текст договора нужно включить следующие возмож-
ные положения, ограничивающие или предотвращающие (по согласованию сторон):
1. Не придавать зенитно-ракетным комплексам и системам, противоракетным комплексам мобильного наземного базирования, корабельным многофункциональным боевым информационно-управляющим системам, противоракетам среднего и большого радиуса действия и иным элементам и компонентам тактической ПРО способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях стратегической ПРО.
2. Не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся соответственно противоракетами, пусковыми установками противоракет и РЛС ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях ПРО.
3. Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, за исключением построенных или находящихся в стадии строительства.
4. Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противоракет для пуска с каждой пусковой установки более одной противоракеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет.
5. Сохранить существующие системы ПРО на определенных условиях (определить условия сохранения систем ПРО в процессе дополнительных консультаций либо сохранить условия применения существующих систем ПРО в рамках договора 1972 г.).
Организация международных слушаний (например, в ЕС, ШОС, ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, Комитете по вопросам разоружения и международной безопасности ГА ООН (Первый комитет ГА ООН), Комиссии по разоружению ООН, ОБСЕ) по вопросам разоружения в целом и по проблеме ПРО США в частности с обязательным принятием соответствующих политических решений. Так, уже 15 июня 2011 г. на юбилейном саммите ШОС в Астане была принята Астанинская декларация — итоговый документ саммита, в котором лидеры государств-членов ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия) осудили планы США по развертыванию глобальной ПРО: «Государства-члены полагают, что одностороннее и неограниченное наращивание противоракетной обороны одним государством или узкой группой стран может нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности» [9]. Выступая перед журналистами, российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что критика направлена не только против предлагаемой к созданию в Европе американской ПРО, но и против «глобальной системы противоракетной
обороны, создаваемой США и охватывающей также Восточную и Южную Азию» [17].
Проведение переговоров с Ираном о недопустимости использования ядерных материалов в военных целях, создания ракетного оружия большой (более 5 тыс. км) дальности, возможности контроля ядерной программы международными организациями (МАГАТЭ), о необходимости борьбы с ядерным терроризмом и необходимости контроля за распространением ракетных технологий, присоединение к Режиму контроля за ракетной технологией (РКРТ) и т. п.
Обязательная увязка вопроса ПРО с ключевыми вопросами разоружения и ограничения вооружения дополнит предшествующие меры в политической области. На возможность отказа от дальнейшего разоружения и мер в области контроля над вооружениями, а также от выхода России из Договора СНВ-3 23 ноября 2011 г. обратил внимание президент РФ в заявлении по поводу ситуации, которая сложилась вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе [5].
Убеждение в рамках информационного противоборства военно-политического руководства стран Восточной Европы (Румыния, Польша, Чехия) по дипломатическим, общественно-политическим и частным каналам правительства и населения Румынии, Чехии и Польши о возможных негативных последствиях размещения элементов ПРО США на их территориях и территориях сопредельных государств:
— охлаждении политических и экономических отношений с Россией;
— охлаждении отношений с государствами, имеющими отношение к проблеме ракетно-ядерного оружия;
— возникновении разногласий внутри ЕС со сменой власти или принятием новых членов;
— появлении закрытых объектов, усложняющих размеренную жизнь европейцев;
— увеличении присутствия американских военных в этих странах;
— вовлечении в гонку вооружений между Россией и США с вероятным подключением к ней третьих стран;
— нанесения ударов, в том числе и тактическим ядерным оружием, по объектам, находящимся на их территориях;
— радиоактивном заражении местности при уничтожении головных частей с ядерным зарядом над их территориями.
Необходимы также создание и поддержка (информационная, финансовая и т. п.) неправительственных организаций, профсоюзов, влиятельных частных лиц, занимавших и занимающих места в госаппарате этих стран, деятелей науки, техники и даже культуры, жителей этих стран, выступающих против размещения элементов ПРО США на своей территории. Поскольку некоторые страны Восточной Европы относят к такому географическому региону, как Центральная Европа (например, Польша, Чехия, Румыния и др.), стоит отметить, что их реак-
ция может существенно повлиять на общую геополитическую обстановку в интересах РФ [7].
Включение в Военную доктрину РФ положения о возможности нанесения превентивного удара по объектам третьего позиционного района ПРО США, в том числе тактическим ядерным оружием. В настоящее время Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная указом президента РФ 5 февраля 2010 г., дает право России применять «ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» [3]. При этом к основным внешним военным опасностям она относит «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока»; а также «создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия» [3]. При этом «военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование <...> средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников» [3]. Кроме того, важнейшей задачей России остается недопущение ядерного военного конфликта, а к основным задачам по предотвращению и сдерживанию военных конфликтов относится «создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны» [3].
Формирование коалиций с государствами, занимающими аналогичные с РФ позиции по третьему позиционному району ПРО США (Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) и выступление на международной арене по данному вопросу единым фронтом. Расширение этой коалиции возможно за счет государств, занимающих нейтральную (или индифферентную) позицию по рассматриваемому вопросу или официально ее не определивших. Четвертого октября 2011 г. стало известно о проведении переговоров между Россией и Украиной по совместной системе ПРО [16]. Глава миссии Украины при НАТО чрезвычайный и полномочный посол И. Долгов заявил, что Украина будет участвовать в ПРО НАТО только при условии присоединения к ней России [18].
В зависимости от сложившейся обстановки к политическим мерам также относятся: отказ, согласие или частичное согласие России с предложениями, выдвигаемыми США по ПРО.
Разработка военно-технических предложений по созданию альтернативного варианта ПРО с доминирующей ролью Вооруженных сил РФ:
— использование системой ПРО США информации от средств предупреждения о ракетном нападении Вооруженных сил РФ (РЛС в Га-бале (Азербайджан) и других районах) о состоянии вероятных средств ракетно-ядерного нападения ;
— размещение средств поражения воздушно-космических целей системы ПРО РФ на южных границах России или других ракетоопасных направлениях;
— формирование совмещенного информационно-управляющего контура систем ПРО РФ и США.
На Лиссабонском саммите в ноябре 2010 г. Россия и США договорились обсуждать дальнейшее сотрудничество в области ПРО. Россия выдвинула предложение по созданию секторальной ПРО, согласно которой ракеты, летящие через территорию РФ в сторону членов НАТО, будут уничтожаться российской стороной. В свою очередь, Североатлантический альянс должен ликвидировать ракеты, пересекающие территорию стран-членов НАТО, устремленные на объекты РФ. Кроме того, стороны не будут направлять объекты ПРО против друг друга и размещать их на общих границах [4]. Тем не менее в июле 2011 г. во время встречи президента РФ с руководством НАТО в Сочи и во время визита министра иностранных дел РФ С. Лаврова в Вашингтон данная идея была отвергнута. И на состоявшемся заседании Совета Россия — НАТО 8 декабря 2011 г. стороны так и не продвинулись в решении этой проблемы. Следующий саммит НАТО состоится в мае 2012 г. в Чикаго, результаты которого могут предопределить международную обстановку.
Постоянный мониторинг экстерриториальными средствами наблюдения (космические средства дистанционного зондирования Земли, например Ресурс-ДК) строящихся и функционирующих объектов третьего позиционного района ПРО США с уточнением их координат, создания их двумерных цифровых изображений для закладки в систему наведения огневых средств поражения. Ресурс-ДК позволяет получать достаточно детальные изображения объектов и доставлять информацию по радиоканалу на Землю.
Исключение поставок в третьи страны оборудования и технологий, позволяющих организовать производство ракетно-ядерного оружия. Россия может присоединиться к санкциям по Ирану и КНДР и прекратить реализацию мирных ядерных программ.
Размещение средств поражения (оперативно-тактических ракет «Искандер») в зоне доступности до объектов третьего позиционного района ПРО США (Калининградская область, смежные области РФ с третьим позиционным районом), которое не потребует существенных финансовых затрат и будет носить характер ассиметричного ответа. Еще в 2008 г. в своем первом Послании к Федеральному собранию президент РФ сообщил о возможности установки ракет «Искандер» в случае необходимости в Калининградской области [13]. А 23 ноября 2011 г. Д. А. Медведев в специальном обращении к гражданам РФ под-
твердил намерение расположить ракетный комплекс «Искандер» в Калининградском регионе и ударные системы на западе и юге страны в случае необходимости [5]. Заявление президента России о размещении ракет «Искандер» и постановке на боевое дежурство РЛС в Калининграде вызвало негативную реакцию со стороны стран Прибалтики. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс еще раз заверил о нена-правленности ПРО НАТО против России и отметил, что на это необходимо «реагировать серьезно, но... убедить Россию, что она не должна вести себя так воинственно, мы должны. вместе в партнерами в НАТО» [14]. В то же время «министр обороны Латвии Артис Пабрикс попросил руководство Национальных вооруженных сил Латвии оценить слова Медведева «с позиции военной угрозы» [14].
Проведение НИР и ОКР по разработке новых средств подавления объектов третьего позиционного района (например, высокоточного оружия, средств радиоэлектронного подавления, в том числе из космоса, и т. п.). Для этого, возможно, потребуется корректировка положений Гособоронзаказа. Министерство обороны РФ в 2009—2010 гг. направило проводимые НИОКР в сторону создания сложных образцов для Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск, которые могут финансироваться из военного бюджета по Государственной программе вооружения на 2011—2020 гг. [2]. Согласно вышеуказанному заявлению президента от 23 ноября 2011 г., Вооруженным силам РФ была «поставлена задача по разработке мер, обеспечивающих при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО» [5].
Совершенствование системы воздушно-космической обороны РФ (информационной и ударной компоненты, методов и средств преодоления ПРО и т. п.) в процессе становления нового оперативно-стратегического объединения ВС РФ — ВКО ВС РФ. С декабря 2011 г. на боевое дежурство заступили войска воздушно-космической обороны (ВКО), созданные по приказу президента России [12]. А накануне, 29 ноября 2011 г., в соответствии с постановлением главы государства была введена в состав системы предупреждения о ракетном нападении радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» в Калининградской области [6]. По утверждению Д. А. Медведева, в рамках ВКО «будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил» [5]. «С военно-геополитической точки зрения воздушно-космическая оборона. представляет собой важный инструмент поддержания геополитического баланса сил в современных условиях. Со стратегической точки зрения воздушно-космическая оборона является гарантом своевременного обеспечения президента Российской Федерации — Верховного главнокомандующего Вооруженными силами России — достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений» [8, с. 46].
Разработка новых средств преодоления ПРО США, форм и способов их боевого применения. Например, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава», предназначенная для вооружения атомных подводных лодок, имеет радиус 8 тыс. км, а главное ее преимущество заключается в том, что она содержит маневрирующие ядерные блоки индивидуального
ф
наведения, способные менять траекторию полета по высоте и курсу [1]. Как заявил президент РФ Д. А. Медведев 23 ноября 2011 г., стратегические баллистические ракеты, поступающие на вооружение ВМФ и РВСН, «будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками» [5].
Таким образом, рассмотренные ответные действия со стороны России могут лечь в основу сценариев развития международной обстановки, с учетом реализации тех или иных действий со стороны США.
Список литературы
1. Баллистическая ракета «Булава»: технические характеристики : справка // РИА Новости. URL: http://ria.ru/spravka/20100224/210651991.html (дата обращения: 24.09.11).
2. В новой Государственной программе вооружения приоритет отдан высо-
котехнологичным образцам // Национальная оборона : [сайт]. URL: http://www. oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2011/0314/21345724/detail.shtml (дата
обращения: 24.09.11).
3. Военная доктрина Российской Федерации // Официальный сайт президента России. URL: http://news. kremlin. ru/ref_notes/461 (дата обращения: 28.06.11).
4. Габуев А. Ваш сектор возле Russia // Коммерсантъ. 2011. 16 июля. С. 1—2.
5. Заявление президента в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе // Официальный сайт президента России. URL: http://kremlin. ru/news/13637 (дата обращения: 23.09.11).
6. Калининградская РЛС заступила на боевое дежурство // Lenta.ru. URL: http://www.lenta.ru/news/2011/11/29/station/ (дата обращения: 30.09.11).
7. Косов Ю. В. Особенности геополитических процессов в Центральной Европе // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 91—97.
8. Кучерявый М. М. Геополитические противоречия между Россией и Западом в воздушно-космической сфере // Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 43—49.
9. Лидеры ШОС: наращивание ПРО узкой группой стран подрывает стабильность // рИа Новости. URL: http://ria.ru/defense_safety/20110615/388620871.html (дата обращения: 20.07.11).
10. Лукьянов Ф. США возводят ракетный забор вокруг России и ради этого готовы закопать свое оружие в Польше // Российская газета. 2005. 19 янв. С. 8.
11. НАТО пообещало запустить систему ЕвроПРО в 2018 году // KM. RU.
URL: http://www.km.ru/v-mire/2011/10/05/voenno-politicheskii-blok-nato/nato-
poobeshchalo-zapustit-sistemu-evropro-v-2018-g (дата обращения: 06.09.11).
12. Олег Остапенко: потенциал ВКО будет постоянно наращиваться // Вести^и. URL: http://www. vesti. ru/doc. html?id=649217&cid=7 (дата обращения: 02.12.11).
13. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Официальный сайт президента России. URL: http://archive.kremlin. ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.sht ml (дата обращения: 22.09.11).
14. Премьер Литвы: Мы должны убедить Россию не вести себя воинственно // NewsBalt. URL: http://newsbalt. ru/detail/?ID=2433 (дата обращения: 09.09.11).
15. Романец И. Третий позиционный район ПРО США: предназначение — мнимое и реальное // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 7. С. 1—5.
16. Россия и Украина ведут переговоры по совместной системе ПРО // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20111004/449045269.html (дата обращения: 04.09.11).
17. Саммит ШОС указывает на усиление международной напряженности // іпоСМИ. Ru. URL: http://www.inosmi.ru/world/20110622/171055975.html (дата обращения: 20.07.11).
18. Украина заинтересовалась европейской системой ПРО //KM. RU. URL: http://www.km.ru/ukraina/2011/10/06/voenno-politicheskii-blok-nato/ukraina-zain-teresovalas-evropeiskoi-sistemoi-pro (дата обращения: 09.09.11).
19. Insidepolitics. Transcript: President Bush speech on missile // CNN.com URL: http://edition.cnn.com/2001/ALLP0LITICS/05/01/bush.missile.trans/ (дата обращения: 18.09.2011).
Об авторах
Левкин Игорь Михайлович, доктор военных наук, профессор, СевероЗападный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, действительный член АВН.
E-mail: [email protected]
Шацкая Валерия Игоревна. студентка, Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.
E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF RUSSIAN RESPONSE TO THE IMPLEMENTATION OF US MISSILE DEFENCE DEPLOYMENT CONCEPT IN EUROPE
I. M. Lyovkin, V.I. Shatskaya
North-West Institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 57/43 Sredniy Prospekt (Vasilyevsky Island), Saint Petersburg, Russia 199178
Received 11 October 2011
This article is dedicated to the problems of deployment of US antimissile defence system elements in Eastern Europe. The European system of US missile defence system is just one of the components of global US missile defence. This work aims to analyse possible Russian responses within military and political spheres. The measures proposed are divided into three subgroups: soft, medium, and hard depending on the implementation of the adopted missile defence concept by the USA. This research employs the structure-system method and the method of actualisation. The authors outline both positive and negative consequences of such actions for the Russian Federation, the USA, eastern European countries, and neighbouring countries, including the Baltics. The practical significance of this study consists in
ф
that the proposed and justified responses of the Russian Federation may serve as a basis for the scenarios of development of international situation and help forecast the level of tension in Russia-US relations.
Key words: missile defence, Iskander, NATO, concept, aerospace defence.
References
1. Ballisticheskaja raketa «Bulava»: tehnicheskie harakteristiki. Spravka [Ballistic missile «Bulava»: technical specifications. Reference], RIA Novosti, available at: http://ria. ru/spravka/20100224/210651991.html (accessed 24 September 2011).
2. V novoj Gosudarstvennoj programme vooruzhenija prioritet otdan vysoko-tehnologichnym obrazcam [The new state arms program gives priority to the hightech designs], Nacional’naja oborona [National defense], available at: http://www. oborona. ru/includes/periodics/maintheme/2011/0314/21345724/detail. shtml (accessed 24 September 2011).
3. Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii [Military Doctrine of the Russian Federation], Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii [Official site of President of Russia], available at: http://news. kremlin. ru/ref_notes/461 (accessed 28 June 2011).
4. Gabuev, A. 2011, Kommersant, 16 July, pp. 1—2.
5. Zajavlenie Prezidenta v svjazi s situaciej, kotoraja slozhilas' vokrug sistemy PRO stran NATO v Evrope [Statement by the President in connection with the situation that has developed around NATO missile defense system in Europe], Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii [Official site of President of Russia], available at: http://kremlin. ru/news/13637 (accessed 23 September 2011).
6. Kaliningradskaja RLS zastupila na boevoe dezhurstvo [Kaliningrad radar was put into combat duty], Lenta. ru, available at: http://www.lenta.ru/news/2011/11/ 29/station/ (accessed 30 September 2011).
7. Kosov, Ju. V. 2009, Upravlencheskoe konsul’tirovanie [Management consulting], no. 3, pp. 91—97.
8. Kucheijavyj, M. M. 2008, Upravlencheskoe konsul’tirovanie [Management consulting], no. 4, pp. 43—49.
9. Lidery ShOS: narawivanie PRO uzkoj gruppoj stran podryvaet stabil'nost' [Leaders of SCO defense build-up a small group of countries undermines the stability of], RIA Novosti, available at: http://ria. ru/defense_safety/20110615/388620871.html (accessed 20 July 2011).
10. Lukianov, F. 2005, Rossijskaja gazeta [The Russian newspaper], 19 January, p. 8.
11. NATO poobewalo zapustit' sistemu EvroPRO v 2018 godu [NATO has promised to run a European missile defense system in 2018], KM. RU, available at: http://www. km. ru/v-mire/2011/10/05/voenno-politicheskii-blok-nato/nato-poobe-shchalo-zapustit-sistemu-evropro-v-2018-g (accessed 6 September 2011).
12. Oleg Ostapenko: potencial VKO budet postojanno narawivat'sja [Oleg Ostapenko: potential ASD will continue to grow], Vesti. Ru, available at: http://www. vesti. ru/doc. html?id=649217&cid=7 (accessed 2 September 2011).
13. Poslanie Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii 5 nojabrja 2008 goda [Address to the Federal Assembly of Russian Federation, November 5, 2008], Ofi-cial’nyj sajt Prezidenta Rossii [Official site of President of Russia], available at: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381 type 82634_208749.shtml (accessed 22 September 2011).
14. Prem'er Litvy: My dolzhny ubedit' Rossiju ne vesti sebja voinstvenno [Lithuanian Prime Minister: We have to persuade Russia not to behave aggres-
sively], NewsBalt, available at: http://newsbalt. ru/detail/?ID=2433 (accessed 9 September 2011).
15. Romanec, I. 2007, Zarubezhnoe voennoe obozrenie [Foreign Military Review], no.7, pp. 1—5.
16. Rossija i Ukraina vedut peregovory po sovmestnoj sisteme PRO [Russia and Ukraine are negotiating a joint missile defense system], RIA Novosti, available at: http://ria. ru/world/20111004/449045269.html (accessed 4 September 2011).
17. Sammit ShOS ukazyvaet na usilenie mezhdunarodnoj naprjazhennosti [The SCO summit points to increased international tensions], inoSMI. Ru, available at: http://www. inosmi. ru/world/20110622/171055975.html (accessed 20 July 2011).
18. Ukraina zainteresovalas' Evropejskoj sistemoj PRO [Ukraine is interested in European missile defense system], KM. RU, available at: http://www.km.ru/ukraina/ 2011/10/06/voenno-politicheskii-blok-nato/ukraina-zainteresovalas-evropeiskoi-sistemoi-pro (accessed 9 September 2011).
19. Insidepolitics. Transcript: President Bush speech on missile, CNN. com, available at: http://edition. cnn. com/2001/ALLPOLITICS/05/01/bush. missile. trans (accessed 18 September 2011).
About authors
Prof. Igor M. Levkin, North-West Institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, full member of the Academy of Military Sciences.
E-mail: [email protected]
Valeriya I. Shatskaya, student, North-West Institute of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
E-mail: [email protected]