Теологического факультета университета Улудаг. - Бурса, 2009. - Т. 18. - № 1. -С. 247-278. - На киргиз. яз. 11. Faculty of Theology // Сайт Кыргызско-Турецкого университета «Манас». - На англ. яз. - Mode of access: http://intl.manas.edu.kg/en/theology
2018.03.005. ОГУРЦОВ М.И. АФГАНСКИЙ ФАКТОР В АМЕРИКАНО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 2001-2014 гг.
Ключевые слова: Узбекистан; США; сотрудничество; Афганистан.
В 2014 г. завершился процесс вывода коалиционных сил НАТО из Афганистана. В стране осталось лишь несколько тысяч американских военных, задачей которых станет инструктаж и обучение афганских военных и полиции, которые постепенно возьмут под свой контроль обеспечение безопасности в стране. Это событие ознаменовало собой завершение важного этапа реализации политической стратегии США в Афганистане и Центрально-Азиатском регионе. Очевидно, что США не потеряют интерес к региону и будут предпринимать дальнейшие шаги по закреплению своих позиций в Центральной Азии. Америка будет приводить новые доводы в пользу необходимости своего присутствия в регионе. Для США встает вопрос поиска стратегического партнера для будущего сотрудничества и взаимодействия по вопросам, касающимся проблем безопасности и устойчивого развитии Центральной Азии.
Как было сказано ранее, после 11 сентября 2001 г. Вашингтон достиг нового уровня взаимопонимания с правительствами всех стран данного региона; каждая из них воспринимала Афганистан как угрозу своей безопасности, и поэтому все эти страны проявили готовность оказывать содействие [1]. На протяжении всей военной компании в Афганистане в качестве перспективного партнера американские политики не раз выделяли Узбекистан. Для выстраивания нового эффективного внешнеполитического курса США с ведущими странами региона, главным образом, с Республикой Узбекистан, необходимо будет учитывать социально-культурный контекст и текущую религиозную ситуацию. Узбекистан заслуживает особого внимания ввиду географических и этнических особенностей страны.
С самого начала операция «Несокрушимая свобода» («Operation Enduring Freedom») ставила целью борьбу с международным
терроризмом, ядром которого стали такие радикальные исламские организации, как Талибан и Аль-Каида [2]. Реализация стратегии предполагала не только участие коалиционных сил НАТО, но и опору на государства ЦА - соседей Афганистана. И здесь основная ставка американского руководства была сделана на Узбекистан.
Поэтому для анализа и прогнозирования будущих сценариев развития ситуации в регионе необходимо знать этнорелигиозный контекст процессов, происходящих в ЦА и четко понимать особенности американо-узбекских отношений в период Афганского кризиса (2001-2013).
«Идеологическими миссионерами» исламизации в Центральной Азии были суфии. Они активно пропагандировали религиозное реформаторство и просветительство среди мусульман. Суфии являлись основными носителями и толкователями исламских норм и законов. Суфийский шейх был чрезвычайно авторитетным лицом. Немаловажно, что суфизм проявлял способность выживать в условиях давления. Усиление «народного ислама» стало способом приспособления к атеистическому режиму, в том числе во время Советской власти. Это особенно характерно для Узбекистана, Таджикистана.
Ислам в Узбекистане был господствующей религией как у кочевых, так и у оседлых народов. В конце XX в. в стране начали происходить процессы религиозного возрождения, характерными чертами которого стало: увеличение числа людей, считающих себя мусульманами, присвоение статуса государственным праздникам Курбан Байрам и Ураза Байрам, расширение международных контактов Узбекистана с мусульманскими странами, увеличение количества мечетей, медресе. Со временем происходила трансформация этих школ в религиозные центры радикального толка.
Часть Ферганской долины, располагающейся на территории Узбекистана, в религиозном плане представляет собой специфический район. Местное узбекское население долины имело более прочные контакты с узбеками из других республик, проживавшими в долине и даже с представителями других народов Центральной Азии [3].
Еще в 1980-х в Ферганской долине увеличивается число нелегальных религиозных школ. Происходит трансформация идеологии, религиозные учреждения из традиционных превращаются в
центры радикального толка. В этих условиях И.А. Каримов попытался адаптироваться к новой ситуации: было открыто около 2000 мечетей, религиозный университет. Президент Узбекистана начал апеллировать к исламской духовности. Большое опасение вызвало появление в Намангане в 1991 г. движения «Адолат». Члены этого движения организовали патрулирование улиц, задерживали людей, которые, по мнению участников движения, являлись «подозрительными» [3].
Тогда же статус и деятельность религиозных движений были определены Конституцией Республики Узбекистан. Статья 57 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, ... пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду. Запрещается создание тайных обществ и объединений. Статья 61 говорит о следующем: религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений» [4].
Подпольная оппозиционная деятельность перекинулась на регионы, где прежде не отмечалось распространение религиозного радикализма: Ташкент, Хорезм, Кашкадарьинская область. Авангардом религиозного радикализма стало «Исламское движение Узбекистана» (далее ИДУ), которое со временем превратилось в военную структуру, осуществляющую не только террористические акты, но и широкомасштабные боевые операции [5]. Один из идеологов движения Абу Зарр провозгласил целью ИДУ захват всех земель региона, где ранее правили мусульмане - это территория современных Индии, Бангладеш, Пакистана, Мьянмы, Шри-Ланки, Мальдив, Бутана. Эта цель, по мнению Зарра, должна быть реализована посредством военного похода, названного «Газват уль Хинд», что можно перевести как «военная экспедиция на Индийский субконтинент» [6].
Религиозный и политический компоненты в афгано-узбекских отношениях имели принципиальную важность для обеих стран. Для Америки ключевым является опыт двусторонних отношений Узбекистана и Афганистана. Узбекистан обладает рычагами воздействия на некоторых важных афганских представителей.
Кроме того, у Каримова хорошие связи с лидерами антиталибов-ских группировок, многие из этих лидеров владеют недвижимостью в Узбекистане [7].
Еще во второй половине 1990-х Узбекистан стал одним из самых активных участников натовской программы «Партнерство ради мира». Это было продиктовано стремлением заручиться поддержкой на случай обострения ситуации в Афганистане и возможного перенесения конфликта на узбекскую территорию. После того как Узбекистан вышел в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности, Вашингтон заговорил о возможности оказания помощи Узбекистану в борьбе с исламскими фундаменталистами [8].
Широкое сотрудничество Узбекистана и США по борьбе с терроризмом началось сразу после цепи катастроф 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Уже 12 сентября Ислам Каримов направил Джорджу Бушу послание, в котором выразил сочувствие по поводу трагедии. Через неделю состоялся телефонный разговор Каримова и Буша, в котором президенты дали оценку текущим двусторонним отношениям, обсудили дальнейшие перспективы сотрудничества, сделав акцент на борьбу с терроризмом и необходимость активизации усилий международного сообщества по уничтожению корней возникновения терроризма и источников его финансирования [9, с. 42].
28 сентября 2001 г. И. Каримов заявил, что Узбекистан готов рассмотреть вопрос об использовании своего воздушного пространства для борьбы с террористами для обеспечения безопасности, а также в гуманитарных целях. Каримов также добавил: «При оказании содействия и помощи в антитеррористической акции республика должна иметь соответствующие гарантии незыблемости своих границ и сохранения безопасности» [10]. С конца октября 2001 г. на всех возможных аэродромах - Тузель, Кокайды, Фергана, Карши, Чирчик, Кагана - базировались американские ВВС [8]. Узбекистан становился самым важным региональным партнером США в сфере обороны, хотя и не очень крупным [11, с. 44].
Ввиду длительного военного сотрудничества Узбекистан стал ключевым членом антитеррористической коалиции. Именно Узбекская Республика получила большую часть средств, выделенных странам ЦА после событий 11 сентября 2001 г. - 41% всех
средств, выделенных в 2002 г. или, приблизительно, 162 из 394 млн
долл. [9, с. 44].
Важно отметить, что Узбекистан стал первой страной, предоставившей военным силам США право базироваться на своей территории и начал вести самостоятельную политику в отношении Афганистана, резко контрастирующую с общей линией стран СНГ. Можно предположить, что столь активное сотрудничество Узбекистана и США было обусловлено давними амбициями Ташкента играть роль регионального лидера. Вероятно, Узбекистан также надеялся, в случае необходимости, на помощь американских подразделений в борьбе с внутренней оппозицией. Ташкент расценил сложившуюся ситуацию как возможность упрочить статус партнера США в регионе [12, с. 37]. В связи с этим Ташкент даже начал проводить определенные мероприятия, направленные на «демократизацию». Узбекистан пригласил международных экспертов для рассмотрения обвинений в ненадлежащем обращении с заключенными, а также оказал содействие недавним инициативам США по улучшению процедур местного государственного управления и проведения выборов [1].
США, в свою очередь, намеревались укрепить военный потенциал Узбекистана: планировалось оснастить узбекскую армию новейшими образцами военной техники, соответствующими стандартам НАТО, а также разместить базы по ремонту техники и вооружений. Кроме того, не исключалась возможность создания новой системы противовоздушной обороны и единой системы связи на территории Узбекистана [13]. В марте 2002 г. США и Узбекистан подписали Декларацию о рамках стратегического партнерства и сотрудничества. В ней говорилось о том, что США будут рассматривать любую внешнюю угрозу безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан с максимальной серьезностью [12, с. 37].
В систему сотрудничества с Узбекистаном включились не только США, но и многие другие партнеры Америки по НАТО. Так, например, Лондон и Ташкент организовали ряд встреч, посвященных вопросам сотрудничества министерств обороны Великобритании и Узбекистана. Канада и Нидерланды готовы были оказать финансовую поддержку Узбекистану для приобретения
различного рода оборудования, медицинской техники и медикаментов [13].
Как утверждает политолог А.К. Быстрова: «В свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 г. новым объектом внимания США стала также железнодорожная сеть этой страны» [14, с. 30]. США выделяют Узбекистан в качестве важного звена сети военных поставок в Афганистан - так называемая «Северная сеть поставок». Значительная часть грузов поступает в Афганистан через железнодорожный путь Термез-Хайратон. Узбекистан предоставил также для пользования НАТО аэродром в Термезе. В целом, сумма реализуемых контрактов в Узбекистане возросла с 11,7 млн долл. в 2007 г. до 20,2 млн долл. в 2010 г. [15].
Для Соединенных Штатов Узбекистан теоретически остается важным звеном во всей центральноазиатской схеме безопасности, но при этом в Вашингтоне особого доверия к политике Ташкента давно уже не наблюдается. Общие фразы о совместной борьбе с международным терроризмом и содействии в проведении операции силами коалиции в Афганистане не могут заслонить значительную настороженность, которую американское руководство испытывает по отношению к политике Ташкента. Узбекистан рассматривается в Вашингтоне как центральный и наиболее весомый игрок в Центрально-Азиатском регионе. Он обладает региональными гегемо-нистскими амбициями и более других способно бросить вызов Москве. Крупные узбекские диаспоры имеются во всех соседних государствах, что дает Ташкенту возможность вмешиваться в политику каждого из них. Также он является самодостаточным в плане продовольствия и энергии, в отличие от других постсоветских государств этого региона, за исключением Казахстана. И в отличие от Казахстана он граничит не с Россией, а с Афганистаном. Фактически для США это мог быть самый важный потенциальный партнер. Узбекистан не только имеет шоссейное и железнодорожное сообщения с Афганистаном, а на его территории также расположена советская военная база, которой уже пользовались американцы. Ко всему этому Узбекистан убедительно доказал за последние месяцы, что, несмотря на российско-грузинскую войну, не опасается России. Именно на этот факт обращают особое внимание американские аналитики. Значение Узбекистана для США на данном этапе теоретически возрастает в связи с тем, что именно через уз-
бекскую территорию можно доставлять многие натовские и американские грузы по самым коротким и надежным маршрутам [16, с. 191].
Активность американо-узбекских отношений резко пошла на убыль, если практически не прекратилась, после известных андижанских событий, когда узбекские власти жестоко подавили народный мятеж. Американцы не могли не заметить данного факта и конечно же обрушились с критикой на узбекские власти. Требовалось провести международное расследование по андижанским событиям. Однако Ислам Каримов после критики в адрес его правительства в связи с расстрелом сотен демонстрантов ввел ограничения на использование США этой авиабазы для военных операций. Были запрещены ночные полеты, а также ограничены полеты самолетов С-17 и других тяжелых транспортных самолетов. Запрет на ночные полеты является неприемлемым для самолетов НС-130, которые используются в поисково-спасательных операциях, а также в операциях по дозаправке в воздухе других самолетов и, следовательно, должны иметь возможность летать в любое время суток. Поэтому эти самолеты были перебазированы в Афганистан, на авиабазу Баграм вблизи Кабула [17]. Нота МИД Узбекистана по поводу вывода американского воинского контингента с базы в Ханабаде, расположенной в Кашкадарьинской области республики, была передана американской стороне в конце июля 2005 г. [18, с. 148] Активная фаза военных действий в Афганистане завершилась еще в 2002 г. Соглашение от 7 октября 2001 г. о передаче в пользование Вооруженным Силам США аэродрома Ханабад для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций на время осуществления боевых действий в Афганистане истекло.
2 декабря 2010 г. Госсекретарь США Х. Клинтон совершила официальный визит в Узбекистан. В ходе визита Клинтон в Ташкенте было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и технологий между Узбекистаном и США. Госсекретарь также встретилась с представителями гражданского общества для того, чтобы узнать их мнение по ряду вопросов. Приезд Клинтон стал первым визитом такого уровня с момента посещения Узбекистана Госсекретарем К. Пауэллом в декабре 2001 г. и стал подтверждением того значения, которое США придают своим отношениям с Узбекистаном [19]. Таким образом, отношения между двумя государ-
ствами стали постепенно налаживаться. В 2013 г. США уже предлагают Узбекистану разные инвестиционные проекты на общую сумму 4 млрд долл. США.
28-30 июня 2014 г. Узбекистан посетил главнокомандующий американским контингентом в Ираке Ллойд Джеймс Остин, которого принимал сам президент Каримов. Данный факт говорит об очень большом значении США для Узбекистана. На этот раз США хочет разместить новую военную базу около Термеза. В отличие от базы Карши-Ханабад, которая ранее, в 2001-2005 гг., использовалась американцами для поддержки операции в Афганистане, район Термеза имеет развитую транспортную инфраструктуру, здесь проходит железная дорога, связывающая Узбекистан и Афганистан посредством моста через Амударью. На той стороне, в Хайратоне, расположены крупные склады иностранного военного контингента, и Термез сейчас используется для транзитных перевозок [20].
Не исключено, что в будущем в Узбекистане появится Центр оперативного реагирования, в задачи которого будет входить координация действий на случай обострения ситуации в Афганистане. База должна была стать крупнейшим военным объектом США в Центральной Азии, который возьмет на себя большую часть функций по обеспечению американской группировки в Афганистане. Кроме того, США планировали передать Узбекистану часть вывозимой из Афганистана военной техники и снаряжения [21].
Но стоит заметить, что не все исследователи данной проблематики оценивают положительно столь высокую ставку Вашингтона на узбекское руководство. Например, Михаил Ходаренок склонен считать, что ставка на Ташкент может привести к увеличению военного потенциала и изменению баланса сил в регионе. Это, в свою очередь, может сформировать у И. Каримова иллюзию о возможности разрешения споров силовыми методами, что приведет к возникновению новых очагов напряженности и нестабильности. Само руководство страны придерживается позиции о том, что невозможно урегулировать конфликт исключительно военными методами, необходимо повышение роли экономической составляющей в дальнейшем развитии Афганистана.
Узбекистан является сторонником налаживания международного диалога. Еще с 1997 г. по инициативе Узбекистана стал действовать особенный формат встреч на высшем уровне по раз-
решению проблемы - формат «6 плюс 2»: шесть соседствующих стран - Пакистан, Иран, Китай, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, и страны-гаранты - США и Российская Федерация [22]. Результатом деятельности этой контактной группы стало подписание «Ташкентской декларации об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане» [23].
Американский исследователь журналист-международник Джон Дейли в 2009 г. опубликовал статью «Предложение Узбекистана по поводу ситуации в Афганистане значимо и своевременно» («Uzbek Afghanistan proposal relevant and timely»), в которой высоко оценил инициативу Узбекистана и привел аргументы в пользу перспектив регионального сотрудничества в рамках предложенного Узбекистаном формата «6 плюс 3», куда помимо упомянутых Пакистана, Ирана, Китая, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана, США и Российской Федерации был включен блок НАТО. Автор говорит, что еще задолго до событий 11 сентября 2001 г. Узбекистан не раз предупреждал мировое сообщество о том, что Афганистан превращается в центр мирового терроризма. Дейли приводит заявление Каримова, который уделяет большое внимание странам - соседям Афганистана, без которых невозможно решить сложившуюся ситуацию. В заключении статьи автор подчеркивает, что инициатива Каримова могла бы служить фундаментом для более широких международных действий [24].
Примечательно, что многие американские политики и теоретики международных отношений отводят Узбекистану ключевую роль в контексте политики по разрешению афганского кризиса. Интересна в этой связи позиция З. Бжезинского. Интересы США в отношении Узбекистана и Центральной Азии Бжезинский изложил в пяти принципах в интервью журналисту Мавляну Юлдашеву: 1. Стабильное региональное развитие и независимость находятся в центре интересов Америки, в особенности после событий 11 сентября 2001 г. и вклада Узбекистана и других стран в устранение и предотвращение последующих аналогичных событий. 2. Крайне важен баланс между секуляризмом, культурными традициями и исламской верой. Очень важно не допустить большего отклонения в одну из этих сторон. 3. Америка хочет, чтобы ЦА стала открытой и была полностью открыта для мирового рынка и мировой экономики. 4. Этот регион не должен быть объектом для доминирования
одной державы или стать ареной разрушающей конкуренции между двумя державами. В противном случае жертвой такого хода событий станет не только регион. Это может способствовать созданию условия для развития опасных не только для региона и всего мира процессов. 5. Недопустимо, чтобы страны региона попали под влияние различных радикальных и экстремистских религиозных течений, что приведет к эскалации напряженности в политической обстановке в мире, которая и так находится в неспокойном состоянии [25].
Помощники госсекретаря США Элизабет Джонс и Лорн Крейнер во время визита в Узбекистан в 2003 г. выразили аналогичную с Бжезинским позицию, рассматривая Узбекскую республику в качестве зоны стратегических, жизненно важных интересов Америки [26]. Ключевой идеей самого Узбекистана в отношении афганского урегулирования всегда было стремление снизить уровень военной составляющей и уделить больше внимания вопросам восстановления экономики, так как только это позволит снизить уровень конфликтогенного потенциала внутри Афганистана. Приоритетом должно стать оказание целенаправленной экономической помощи Афганистану, и здесь у Узбекистана есть что предложить. За последние годы Узбекистаном накоплен значительный опыт участия в реализации совместных проектов восстановления Афганистана, в частности в сфере дорожного строительства и ремонта дорог, электроэнергетики, строительства железных дорог, горнодобывающей промышленности, образования, обмена специалистами. Значительно расширилась за последние годы взаимная торговля между Узбекистаном и Афганистаном [27, с. 97].
Очевидно, что после вывода основных сил коалиции НАТО из Афганистана в 2014 г. проблемы не исчерпаны. Реализация упомянутых Элизабет Джонс жизненно важных интересов США в Центральной Азии и Узбекистане перешла в новую фазу. Узбекистан продолжает использовать афганский фактор для проведения своих интересов в регионе, наращивая торговлю с западными партнерами и пытаясь укрепить свой авторитет на международной арене. Если в Афганистане действительно установится мир, то для центральноазиатских стран дорога в Южную Азию будет открыта, а это означает появление новых возможностей интеграции и нового потенциала торгово-экономического партнерства, особенно для тех
центральноазиатских государств, которые являются экспортерами энергоносителей [28, с. 28]. Интерес к Узбекистану со стороны США не только сохраняется, но даже возрастает из-за целого ряда факторов, к которым можно отнести демографический и экономический потенциал страны, выгодное геостратегическое положение Узбекистана.
Список литературы
1. Стар Ф. В защиту Большой Центральной Азии // Геополитика: США и Центральная Азия: Сборник статей. Часть 1. - Бишкек, 2008. - С. 10-19.
2. Operation Enduring Freedom Fast // Официальный сайт информационного агентства CNN. - Режим доступа: http://edition.cnn.com/2013/10/28/world/ operation-enduring-freedom-fast-facts/
3. Абдуллаев Е. Ислам и исламский фактор в современном Узбекистане // Официальный сайт Института центральноазиатских и кавказских исследований Швеции. - Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/12-1997/st_12_abdullaev. shtml
4. Конституции Республики Узбекистан. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - Режим доступа: http://www.lex.uz/ Pages/GetAct.aspx?lact_id=3 5869
5. Калишевский М. Узбекистан: Война Ислама Каримова с исламом радикальным // Информационно-аналитический портал «Фергана news». - Режим доступа : http://www.fergananews.com/articles/8058
6. Anzalone C. The Islamic Movement of Uzbekistan: Down but not out // Новостной информационный портал «Foreign Policy». - Режим доступа: http://southasia.foreignpolicy.com/posts/2012/11/20/the_islamic_movement_of_uzb ekistan_down_but_not_out
7. Chayes S. Afghanistan's other neighbor // Официальный сайт фонда Карнеги. -Mode of access: http://carnegieendowment.org/2012/08/06/afghanistan-s-other-neighbor/d8y
8. Васькин И. Плацдарм для разведки // Информационно-аналитический портал «Независимое военное обозрение». - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/politics/ 2002-07-05M_razvedka.html
9. Шукурзода М. Хронология американо-узбекских отношений 1992-2012: Соединенные Штаты Америки и Республика Узбекистан - 20 лет со дня установления дипломатических отношений. - Ташкент: Niso Poligraf, 2012. - 223 с.
10. Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии. - М.; Вашингтон: Московский центр Карнеги, 2005. - 487 с.
11. Узбекистан может предоставить свое воздушное пространство США // Медиа портал «Караван». - Режим доступа: https://www.caravan.kz/news/uzbekistan-mozhet-predostavit-svoe-vozdushnoe-prostranstvo-ssha-153274/
12. Богатуров А. Д., Дундич А.С., Троицкий Е.Ф. Центральная Азия: «Отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000-х годах: Очерки текущей политики. - Вып. 4. - М.: НОФМО, 2010. - 104 с.
13. Ходаренок М. Новая роль Узбекистана. Ташкент готов стать региональным лидером. Соседи озабочены // Информационно-аналитический портал «Независимая газета». - Режим доступа: http://www.ng.ru/wars/2002-04-12/2_tash kent.html
14. Быстрова А.К. Проблемы глобальной инфраструктуры в Центрально-Азиатском регионе. Оптимизация роли России. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 98 с.
15. Тайнан Д. Узбекистан: Сенат США хочет, чтобы Пентагон повысил прозрачность контрактов по Северной сети поставок // Информационно-аналитический портал InoZpress. - Режим доступа: http://inozpress.kg/news/view/id/40401
16. Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы / Под общ. ред. К.Л. Сыроежкина. -Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - 456 с.
17. Graham В., Wright R. US Shifts Flights out of Uzbekistan. - Mode of access: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/06/14/AR2005061401 695.html
18. Афганистан и безопасность Центральной Азии / Под ред. А.А. Князева. -Бишкек: Илим, 2005. - Вып. 2. - 249 с.
19. Каримов и Клинтон обсудили узбекско-американские отношения // Сайт интернет-газеты Газета. уз. - Режим доступа: http://www.gazeta.uz/2010/12/03/ talks
20. Верхотуров Д. Узбекистан переметнулся к США // Сайт интернет-издания Информационная Россия. - Режим доступа: http://www.inforos.ru/ru/? module=news&action=view&id=39405
21. Шустов А. Американская база в Узбекистане? США стремятся усилить свое присутствие у южных рубежей России // Столетие: Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. - Режим доступа: http://www.stoletie.ru/geopolitika/amerikanskaja_baza_v_uzbekistane_377.htm
22. Эргашев Б. Узбекистан заинтересован в сохранении единой афганской государственности // Информационно-аналитический портал «InoСМИ». - Режим доступа: http://inosmi.ru/sngbaltia/20121225/203747740.html#ixzz2x9DXFGlG
23. Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане от 20 июля 1999 г. // Официальный сайт ООН. -Режим доступа: http://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/AF_9907 19_TashkentDeclaration(ru).pdf
24. Daly J. Uzbek Afghanistan Proposal Relevant and Timely // Информационно-аналитический портал «UPI». - Mode of access: http://www.upi.com/Top_News/ Analysis/2009/11/05/0utside-View-Uzbek-Afghanistan-proposal-relevant-and-timely/UPI-71691257429600
25. Интервью Збигнева Бжезинского журналисту Мавляну Юлдашеву // Информационно-аналитический портал «Фергана news». - Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/2301
26. Лорн Крейнер: «Результатами визита в Узбекистан удовлетворен ...» // Фергана. Информационное агентство. - Режим доступа: http://www.fergananews.com/ article.php?id=2318
27. Эргашев Б.И. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Вызовы безопасности в Центральной Азии. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - С. 96-99.
28. Иманалиев М. Сборник статей о Центральной Азии. - Бишкек: Next Print: Институт общественной политики, 2008. - 194 с.