Научная статья на тему 'Географическое распространение Навруза'

Географическое распространение Навруза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Авеста / Навруз / арийцы. Географическое распространение / обычаи / традиции / культура / праздники / история / эпоха / Avesta / Navruz / the Aryans / geographical expansion / customs / traditions / culture / festivals / history / era

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лутфуллоева Парвина Махмадуллоевна

В статье исследуются вопросы истории возникновения Навруза как древнейшего праздника ираноязычных народов, который праздновался в таких странах, как Афганистан, Таджикистан, Пакистан, Турция, Албания, Босния. Герцеговина и др. Автором в статье отмечается, что Навруз это светлый, радостный арийский праздник и отражает в себе жизненно важные элементы для человека. По истечении времени, вводились новые элементы в традиции Навруза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL EXPANSION OF NAVRUZ

The paper examines the questions of history of emerge of Navruz as an ancient holiday of Iranian peoples from the ancient times to present days which is celebrated in countries like Afghanistan, Tajikistan, Pakistan, Turkey, Albania, Bosnia, Herzegovina and others. The author of the article notes that Navruz is a bright, cheery Aryan holiday and reflects the vital elements for humans. Through periods of time, of course, new elements were introduced in the tradition of Navruz.

Текст научной работы на тему «Географическое распространение Навруза»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 37 П.М.ЛУТФУЛЛАЕВА

ББК 71

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАВРУЗА

Навруз является древнейшим праздником ираноязычных народов, а период его возникновения, согласно достоверным источникам, приходится ко времени правления династии Пешдодийцев. Пешдодийцы считались первой правящей династией у арийцев, появившейся приблизительно в VIV веках до нашей эры (по данному вопросу у ученых различные мнения), была расположена в обширном евроазийском регионе, её границы на западе находились у Альпийских гор и берегов Средиземного моря, на востоке - у границ Индии и Индийского океана. В этих регионах проживали народности, близкие по языку, (по мнению Геродота (V в. до нашей эры) большинство этих народностей говорили на иранском языке) и входили в андроновские группы (афанасевская, фёдоровская, гиссарская, ферганская, впоследствии масаггетская, сакийская, скифская, сарматская), и ныне в большинстве этих регионов остались в наследство пирамиды, памятники со специфически различными культурно-хозяйственными признаками. Они имели один основной центр номинального управления, то есть были автономными и собирались вместе в тяжелые минуты (война), при проведении праздников (Навруз и Мехргон), свадеб вельмож, общих праздников и траурных обрядов (уход из жизни шахов и именитых воинов), различных соревнований. Похожи были и их религии. Их вожди были связаны родственными отношениями. Поэтому они подчинялись одному шаху из династии шахиншахов, но были автономны в делах управления собственными землями. Шах шахов имел свои земли и прислуг. Однако дети других шахов были обязаны некоторое время выполнять различные задания в шахском дворце, и таким путем определялась подчинённость того или иного царевича. В случае невыполнения установленного порядка шах мог наказать отдельных принцев или заменить их. Дошедшие до наших времён центры арийцев своим величием и великолепием удивляют учёных. Среди таких центров можно назвать следующие: Аркаим (Челябинск), Дербент (Дагестан), Намозгох, Анау, Ниса, Мерв (Туркменистан), Балх (Афганистан), Саразм (Пенджикент, Таджикистан), Тахти Джамшед, Истахр (Иран), Кулиоб (у Черного моря), Курган (Южная Украина), Капчагай (Казахстан), Хорезм, Афрасияб, Бухара, Самарканд (Узбекистан) и др. Перечень большинства этих разрушенных арийских городов находит своё отражение в статье Н.Н.Негматова,

С.П.Толстова, В. Массона, В. Сариматова (6). В течение всего XX века в различных культурных областях V-I в-в до н. э. проводились археологические раскопки и на основании полученных археологических находок исследователями определены и частично изучены доарийская цивилизация и арийский период государственности Арии, Маргиён, Хорезма, Согда, Бохтара V-I в-в до н. э, а также величайшие памятники: Анау, Намазгахтеппа, Олтинтеппа, Тоголок, Улугтеппа, Каратеппа, Гонур, Самбар, Келлели, Геоксеор, Язтеппа, Саразм, Замонбобо, Дашти Кази, Муминабад, Чует, Дилварзин, Эйлатан, Шурадашт, Кайраккум, Сапалли, Джарпутан, Бустон, Молали, Кучуктеппа, Бешкент, древний Гулкар, древняя Арукта, Вахш, Шортугай, Давлатабадский округ, Фаррухабадский округ, Даштли и др. В этих исследованиях очень велик вклад известных археологов В. М. Массона, В. А. Сарианиди, И. Хлюпина, А. Мандельштама, А. Аскарова, Е. Кузьминой, Ю. Заднепровского, А. Исакова, Л. Пянкова, И. С. Максимова, Г. Н. Лисициной, Э. Сайко и др.

В этих обширных регионах существовали 16 областей «Арианах Веджах» (Просторы Ориёно). В том числе Бохтар (Бахти, Согда), Мерв (Маргуш, Ария) Харайва (Герат), Дрангиана (Зранка или Хайтумат (область Заранджу озера Хамун), Ариана (Ария, Кандагар), (Хархвати, Туран, Кабул) Паронамис, Параупарисайя, Хорезм (Хваразм - по мнению некоторых ученых, Саразм), Азербайджан (Антропоген) и другие. Это наименьший перечень тех областей, которые приведены в «Авесте». Однако до настоящего времени месторасположение некоторых авестийских регионов остаётся неконкретным и неизвестным.

Также отмечается и то, что большая часть арийских регионов не упомянута в «Авесте». Вероятно, в «Авесте» отражены только те области, которые приняли зороастрийскую религию или находились вдоль их границ. Если первый раскол среди арийцев произошел в эпоху Фаридуна, то второй раскол произошел тогда, когда часть арийцев приняла зороастрийскую религию. Именнов это время появляется термин «дивопоклонники», то есть противники

228

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Заратустра. По мнению Р. Шарофзода, «они составляли большую часть арийцев» (7). В частности, за чертой Ариана остались большие регионы Турана, Хорезма, Сибири, регионы верхней части Черного моря, пространство Дона, регионы, расположенные у берегов Средиземного моря. По мнению современных ученых, большие центры арийцев были расположены на юге нынешней России и нынешней Украины. Однако в IV-II в-в до н. э переселялись в более южные регионы. Но до этого времени возникали и развивались различные обычаи и традиции арийских народностей. Поэтому наврузовские обычаи и традиции родились в эту древнюю арийскую эпоху и были распространены и в других больших арийских регионах. Навруз связан с дописьменным периодом развития арийских народов.

В эпоху Пешдодийцев Навруз праздновался вначале во дворце, а затем и среди обычных людей. Основоположником арийского летоисчисления является Каюмарс (по мнению Бируни, Фирдоуси, Хайяма, Истахри, Масуди, Хамзаи Исфахани, Балхи, Исо-ал-Кисрави и др.). В этот период устанавливаются круги движения Солнца и каждый месяц получает своё название. После Каюмарса арийцами правят Хушанг и Тахмурас, и во времена правления Тахмураса появляется письменность (письмо). По мнению некоторых ученых, Истахр в эпоху Джамшеда был местом обитания шахов. В частности, Истахри в своей книге «Мулк-ул-ар-вал анбиё» рассказывает о царствовании Тахмураса: «Он (Тахмурас) был первым падишахом и в городе Истахре сел на трон. Поэтому Истахр называют «землёю шахов». В период правления Тахмураса появляется письменность. На взгляд Р. Шарофзода, «и её начало (письменность) уходит корнями в далекую древность, в эпоху Тахмураса». Однако впоследствии, отрицая истинную религию, становится солнцепоклонником. Поэтому, не доверяя ему, народ выбирает своим шахом его брата Джама. Таким образом на трон восседает Джам. Праздник Навруз, появившийся до этого, в эпоху Джама получает новые очертания, окраску и празднуется до настоящего времени. Кисрави в своём трактате «Китоб-ул-махосин-вал-ачдод» пишет: «Джамшед был первым, кто распространил Навруз «основал шахство, восстановил государственную символику, нашёл и обработал золото, серебро и другие металлы, из железа создал оружие, приручил коня и других животных, приобрел много жемчуга, мускуса, амбры и всякого аромата, построил дворцы и замки, вырыл каналы и оросил земли. Он основал Навруз, так как в этот день он захватил весь мир и восстановил Иран и земли Бобула». Навруз был началом восстановления правления. Позднее это приобрело соответствующую форму и стало традицией для народа. На взгляд Махмуди Гардези: «Джамшед основал Навруз в знак благодарности Богу, что Он спас людей от жары и холода, болезней и смерти». Во времена правления Каянидов «Навруз» уже был праздником арийских народов и праздновался в обширных степях Евразии. Хотя эта точка зрения обоснована фактами и исследовательскими материалами археологов, но мнения ученых XX века о появлении и распространении арийских народов различаются. Если мы появление арийцев из существующих источников поищем в V-IV в-в до н.э, то встретимся со взглядами ученых, утверждающих, что арийцы проживали на просторах Евразийских степей, степей Южной Украины (Киев и её юг до Черного моря), на юге России (у низовий Волги, Камы (Пермь) и её юга (Челябинск) и в целом на Южном регионе Сибири, Кавказа, в Казахстане до озера Байкал и на юге Якутии, а во II веке до н. э переселились в нынешние регионы ираноязычных народов. Данная точка зрения приведена в трудах таких русских археологов, как С. П. Толстов, В. Массон, В. Сарианиди, А. П. Окладников, В. А. Ранов, И. Н. Хлопин, А. Н. Мандельштам, А. А. Аскаров, Е. Е. Кузьмина, Ю. А. Заднепровский, А. И. Исаков, Л. Т. Пянькова, И. С. Максимов, Е. Н. Лисыцина, Э. В. Сайко, К. Ф. Смирнов, А. Д. Ерач, Б. В. Ковалевская, Б. Н. Траков, Б. Ставицкий, А. А. Росляков, Е. Н. Бонград-Левин, Э. А. Ерантовский, также Ееродот, В. В. Струве, М. Бойс, Ф. Трене, И. Бернштам, Б. Литвинский, В. А. Лившиц, С. Н. Соколов, Т. В. Еампрелидзе, В. В. Иванов и другие. В них исследованы такие великие центры арийцев, как Озеро воды, Триполь, Лука, Врублеская, Кукутепа и другие (Украина), Дербент (Дагестан), Аркаим (способ построения города похож на арийский крест) в Челябинске, арийские находки недалеко от Перми, находки из Пазирик, Тувы, Якутии, Верховья Енисея, находки у Байкала, в Монголии, Восточном Туркестане и другие, что остаются за рамками, указанными Истахри и большинством восточных ученых. Такова точка зрения академика Н. Н. Негматова, который появление арийского народа видит шире его нынешних пределов (6). Общество арийцев (из-за большой популярности и авторитета) было вынуждено начать большое и малое переселение в свободные и малонаселённые степи и горы Евразии, через Северный и Южный Кавказ, в города, расположенные у рек Днепра и Дуная и горных хребтов Карпат (культурные находки Триполь - Лука, Врубелевская - Кукутепа), на Южный и Восточный Урал (памятники Аркаима), в степи между реками Волга и Енисей

229

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

(андроновская этническая культура). Стоит заметить, что до времен Геродота (V век до и. э) в районах степей Евразии, особенно на Севере Черного моря, Южной Украине, Кавказе, Юге России, в Казахстане скифы и их соседи и правили говорили на иранском языке. Другие группы арийцев переселились в Северную Индию, районы Афганистана и Ирана, на юг Каспия и Кавказа, Малой Азии, через пролив Дарданела во Фракию и регион Эгейского моря. Это в истории называют великим переселением арийцев. В этом великом переселении они смогли распространить свою высокую культуру в больших регионах Евразии среди различных народностей. Эти результаты сегодня мы наблюдаем в находках археологов. До сих пор в культуре народов этих регионов сохранены некоторые арийские элементы. В том числе, сжигание чучел и выбрасывание старой или сломанной вещи из дома, изготовление цветочных корзинок, украшение невесты перед свадьбой (выданьем), обрызгивание водой друг друга и встреча нового года 14 марта (до эпохи правления Петра I в России и на Украине) и другие.

По мнению Н.Н.Негматова, «Второй период историко-географического развития Средней Азии - это века неолита, энеолита и бронзы. Он, с начала перехода человеческих общин, включал в себя усваивание различных видов хозяйственных сборов (сбор диких фруктов, корней растений, начальной охоты и т.д) и производственно-земледельческих и животноводческих хозяйств, превращал малые природные регионы Средней Азии (Северный Копеттог (Кабушаки), Нижний Мургаб, Средний Зерафшан и др. в долины, земледельческие и животноводческие хозяйства. Таким образом, формируются два историко-географических региона: оседлое земледелие и кочевое животноводство. В первом появляются профессия и культура земледельцев, охватывающих следующие районы: Анав, Намозгох, Олтинтеппа (у подножий гор Северного Копетдага), группа городков Ееоксюра (оазисы Нижнего Мургаба) и Саразма (Средний Зерафшан), впоследствии городки, обладающие гончарной культурой, Даштли в верховьях Амударьи и другие (5). Это проявление считается началом формирования отдельных историкокультурных, природных регионов, где проживали наши древние предки. Этот период, на наш взгляд, становится основой государственности арийцев. И эти династии правили в различных регионах «арийского пространства». Например, когда-то город Дербенд (бытует мнение, что его построил отец Справедливого Ануширвана) или Аркаим считались центрами арийских правителей.

Возникновение Навруза сочетается с усилением и развитием земледелия, разработкой новых методов в этой сфере и различных семян, орошением земель для посева, появлением календаря посева сельскохозяйственных культур, увеличением роста местного населения. Всё это воспевается Заратуштрой в «Авесте». Возникновение и развитие зороастрийской религии связано с эпохой Каянидов. Это подчеркивается и в «Шахнаме» Абулькасыма Фирдоуси. Несмотря на это, Навруз, на наш взгляд, возник в эпоху Сасанидов и с точки зрения зороастрийской религии он признаётся как один из священных и светлых праздников в жизни арийских народов.

Доавестийское празднование Навруза доказывается историческими фактами. По мнению известных ученых-археологов мира, в местах проживания арийских народностей (IV-II в-в до н.э.), которые были подвергнуты археологическим раскопкам, найдено немало домашней утвари, свидетельствующей о существовании традиций Навруза. Эти находки учёных в основном составляли керамические обломки хозяйственных материалов, различные статуи (по мнению некоторых ученых), различные божества: богоматерь, богиня изобилия (Анахита) и другие, большие тазы с огнём и другие. С наступлением нового года, то есть Навруза, вся домашняя утварь обновлялась, старьё выбрасывалось из дома. С надеждой и мечтою о хорошем будущем члены семьи полностью меняли свои вещи и освобождались от старых вещей. Данная традиция просуществовала до эпохи Сасанидов и ушла в небытие с нашествием арабов и тюркоязычных племен. Другим фактом является то, что в III веке до нашей эры, на археологических раскопках найден трактат, известный под названием «Агрономический трактат». В нём приведён конкретный календарь посева и соответствующего ему времени, конкретно показано время сбора урожая, пути и способы его хранения. Эта находка свидетельствует о том, что традиции Навруза -это традиции земледельческие, которые существовали до появления «Авесты». С другой стороны, существуют точные сведения о том, что книги Заратуштра состоят из 21 наска (Наск - каждая из 21 книг «Авесты»), где предложены материалы, относящиеся ко всем сферам и наукам того времени. По мнению «Ееапоники» (X век в Европе) (8), книги Заратуштра дают сведения о земледелии, минералогии, астрономии, животноводстве, географии, пользователем которых был Аристотель. То есть «Авеста» своим великолепием, распространённостью и охватом различных наук своего времени стала популярной во всем мире. То же самое подчеркивает Абулкасым

230

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Фирдоуси в своей бессмертной поэме «Шахнаме» и говорит: «Занд даёт мне знания каждой науки» или «Взгляни на это назидательное письмо». К сожалению, это великое произведение Заратуштры (написанное золотом на 12000 бычьих шкурах) почти затерялось, ибо от него осталось 5 неполных насков. Тогда, можно заключить, что «Авеста» и Заратустры появились намного раньше чем мы их приняли? Разве во II в до и. э. уже существовали произведения Заратустры? Эти вопросы требуют ответа археологов и фундаментальных исследований в этом направлении.

Навруз - это светлый,радостный арийский праздник и отражает в себе жизненно важные элементы для человека. По истечении времени, конечно, вводятся новые элементы в традиции Навруза. Было время, когда под влиянием чужестранцев не праздновался Навруз.

Это прежде всего грабительское нашествие Македонского и развал могучего государства Хакаманидов, нашествие монголов, после чего были уничтоженью большие города - Термез, Балх, Нисо, Мерв, Хорезм, Хамадон, Нишапур и более ста больших и малых городов, а Самарканд, Бухара, Чоч, Насаф, Худжанд, Охангарон, Ош, Джалалабад, Хива, Пенджикент потеряли 90% своего населения и в целом таджики потеряли более 10 миллионов человек в больших городах и ещё более - в малых городах и областях. Долгое время Навруз не праздновался, и ушла в небытие большая часть элементов Навруза. Советский период также оказал отрицательное влияние на празднование Навруза. Только в последние годы Союза разрешили праздновать Навруз.

Сегодня, когда Республика Таджикистан получила независимость и праздник Навруз на мировой арене признаётся как международный, нам необходимо найти его первые элементы которые сделают этот праздник ещё краше и посредством этого выразить признательность древним арийцам, инициаторам Навруза, и предложить человечеству бесценные достижения предков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авеста: избранные гимны/ Пер. с авест. и коммент проф. И.М.Стеблин - Каментского.-Душанбе:Адиб, 1990. - 176 с.

2. Афзалов, X., Таърихи педагогикаи халқи тоцик / Х.Афзалов, Б.Раҳимов. - Душанбе: Маориф, 1994. - 192 с.

3. Берунӣ, Абурайҳон. Осор-ул-боқия/А.Берунӣ -Душанбе: Ирфон, 1990. - 432 с.

4. Лутфуллоев, М. Наврӯз ва цойгоҳи расму ойинҳои мардумй дар тарбият//. Паёми Академияи таҳсилоти Тоцикистон. - Душанбе, - 2013. - С. 129 - 130.

5. Негматов, Н. Н. Ориёнҳои бузург. Эрониёни шарқӣ// Н. Н.Негматов Тоцикон, Тоцикистони таърихй, Тоцикистони муосир. - Душанбе, 1993. - С. 7-8.

6. Негматов, Н. Арийская «Золотая подкова»: книга 1. СПБ, Госэрмитажа, 2003, С. 62 - 54.

7. Шарофзода, Р. Таърихи номаҳои Адам/ Р.Шарофзода.- Душанбе: Маориф ва фарҳанг, 2010. -С. 86. (216 с.).

8. Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X века/Пер., комм. Е.Э.Липшиц - Л., 1960.- 400 с.

REFERENCES:

1. Avesta: Selected hymns / Translation from Avesta language and commentaries made by prof.

1. M.Steblin - Kamentskiy.- Dushanbe: Adib, 1990. - 176 p.

2. Afzalov, Kh. The history of Tajik people pedagogy / Kh.Afzalov, B.Rahimov. - Dushanbe: Maorif, 1994. - 192 p.

3. Beruni, Aburaihon. al- Athar al-baqiyyah (The chronology of ancient nations) / A.Beruni-Dushanbe: Irfon, 1990. - 432 p.

4. Geoponics. Byzantine agricultural encyclopedia of X century / translation and commentaries made by E.E.Lipshits - L., 1960.- 400 p.

5. Lutfulloev, M. Navruz and the role of folk customs and traditions in education // Herald of the Academy of Education of Tajikistan. - Dushanbe - 2013. - P. 129 - 130.

6. Negmatov, N.N. The great Aryans. The Eastern Iranians // N. N.Negmatov Tajiks, historical Tajikistan, modern Tajikistan. - Dushanbe, 1993. - P. 7-8.

7. Negmatov, N. The Aryan "Golden Horseshoe": book 1. St. Petersburg Gosermitaj, 2003, P. 62 - 54.

8. Sharofzoda, R. The history of Ajam (Persian) letters / R.Sharofzoda.- Dushanbe Maorif va farhang, 2010. - P. 86. (216 pp.).

231

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Географическое распространение Навруза

Ключевые слова: Авеста, Навруз, арийцы. Географическое распространение, обычаи, традиции, культура, праздники, история, эпоха.

В статье исследуются вопросы истории возникновения Навруза как древнейшего праздника ираноязычных народов, который праздновался в таких странах, как Афганистан, Таджикистан, Пакистан, Турция, Албания, Босния. Герцеговина и др. Автором в статье отмечается, что Навруз - это светлый, радостный арийский праздник и отражает в себе жизненно важные элементы для человека. По истечении времени, вводились новые элементы в традиции Навруза.

Geographical expansion of Navruz

Keywords: Avesta, Navruz, the Aryans, geographical expansion, customs, traditions, culture, festivals, history, era.

The paper examines the questions of history of emerge of Navruz as an ancient holiday of Iranian peoples from the ancient times to present days which is celebrated in countries like Afghanistan, Tajikistan, Pakistan, Turkey, Albania, Bosnia, Herzegovina and others. The author of the article notes that Navruz is a bright, cheery Aryan holiday and reflects the vital elements for humans. Through periods of time, of course, new elements were introduced in the tradition of Navruz.

Сведения об авторе:

Лутфуллоева Парвина Махмадуллоевна, старший научный сотрудник Института развития образования Академии образования Таджикистана (Республика Таджикистан, г.Душанбе), E-mail: toji-10.02@mail.ru

Information about the author:

Lutfulloeva Parvina Mahmadulloevna, a senior researcher at the Institute of Education of the Academy of Education of Tajikistan (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: toji-10.02@mail.ru

232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.