М.А.Джаман1, П.В.Шуканов2.
ГЕОЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭТНОСФЕРЫ
Основной формой международных экономических отношений является международная торговля, так как именно обмен товарами между различными этносами и регионами мира всегда был важнейшим признаком уровня развития всех социально-экономических систем.
Ещё в средине XIX века в мире преобладало местное производство, т. е. около 90 % всех товаров и услуг производилось на основе сырья и материалов, приобретённого в радиусе 150 км. Примерно в таких же пределах и реализовывалась подавляющая часть местной товарной продукции. В настоящее время в экономически высокоразвитых странах мира в среднем 50 % товарной продукции производится заграничными филиалами и дочерними компаниями различных ТНК.[1]
Почти такая же доля сырья и полуфабрикатов импортируется или производится заграничными филиалами. Это и есть один из результатов глобализации предпринимательской деятельности, который способствует дальнейшей трансформации не только самих ТНК и отдельных национальных экономик, но и в целом всего мирового хозяйства. При этом деятельность крупнейших ТНК мира всё больше характеризуется развитием региональных торгово-экономических сетей как формы контроля над соответствующим пространством. А налоги таких сетей в древности, на уровне определённых этногосударственных образований, были основой для формирования империй. Примерами таких торгово-экономических и этнополитических взаимосвязей являются древние финикийцы и их деятельность в Средиземноморском регионе, а также ацтеки, торговая сеть которых и их политическое влияние распространялись на территории современной Мексики и всей Центральной Америки. Аналогичные сети в эпоху Великих географических открытий первоначально создавали испанцы, голландцы, португальцы и другие европейские народы. Поиски европейцами дешёвого сырья, рабочей силы, золота, серебра и новых рынков сбыта своей продукции способствовали формированию могущественных империй, на основе которых формировались и распространялись по планете фундаментальные ценности современной мировой цивилизации. Одновременно с этим отвергались, осуждались, высмеивались, предавались забвению, а то и вовсе извращались многие достоинства и культурные ценности покорённых народов. В значительной степени то же самое происходит и сейчас, когда мировое хозяйство, во многих случаях уже необратимо, трансформируется в глобальную экономику. При этом разрушаются и искореняются не только сохранившиеся этнокультурные основы экономики слаборазвитых стран и народов, но и всё более откровенно отвергаются и извращаются цивилизационные ценности и устои тех народов, от имени которых и якобы ради которых стимулируются процессы глобализации мира. Фактически поощряется процесс столкновения цивилизаций, что может привести их к существенному ослаблению и даже самоуничтожению. Таким образом, умело контролируя и направляя эти процессы, можно окончательно подорвать этнокультурные и морально-нравственные основы современной цивилизации, довести человечество до всеобщего хаоса, раздуть пожар мировой революции, разрушить существенный порядок, чтобы на его обломках попытаться создать Новый Мировой Порядок, который уже формируется и официально провозглашается, как конечная цель глобализации.
Поэтому и международная экономическая интеграция, по ряду взаимосвязанных объективно-субъективных причин, активизировалась и в уже обновлённых формах проявилась именно во второй половине XX столетия. Создание мирового хозяйства в начале века
1 Михаил Алексеевич Джаман зав. кафедрой общеэкономических дисциплин, Полтавский университет экономики и торговли, д.э.н., профессор, e-mail: [email protected]
2 I
Павел Васильевич Шуканов, докторант Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, к.г.н., e-mail: [email protected]
свидетельствовало о завершении раздела мира между, в первую очередь, цивилизованными странами и народами. Поэтому уже не было возможности обеспечивать растущие экономические потребности за счёт открытия и колонизации новых территорий. В то же время опыт двух мировых войн показал, что стремление обеспечить себя новыми ресурсами, восполнить свои жизненно-необходимые энергозатраты и потребности, а также расширить свои пространственные возможности за счёт военных конфликтов в итоге приводит к нагнетанию конфронтации в мире. Это порождает энергетическое перенапряжение, которое стимулирует межэтнические и межгосударственные конфликты не только на военно-политическом, но и на социально-экономическом уровне. В итоге приходим к выводу, что этнополитическая нестабильность вынуждает значительную часть энергопроизводственного потенциала этносов тратить на действия, направленные на самозащиту или на подчинение других стран и на захват территорий. При этом затраченные людские и материальные ресурсы по отношению к большинству населения превосходят поступления энергии и дополнительные возможности для удовлетворения своих потребностей.
Следовательно, идеологи глобализации стимулируют на практике не кратковременное, а более длительное столкновение между враждующими этногосударственными образованиями, чтобы достигнуть следующих целей: во-первых, увеличить поступление прибыли уже непосредственно в ходе войны; во-вторых, временно поддерживая одних, можно добиться ослабления и устранения других конкурентов; в-третьих, как можно больше истощая потенциал конфликтующих этносов, в перспективе, сразу же после войны, побеждённым легче навязывать свои условия, а союзникам помощь, но также на определённых условиях и отнюдь не бескорыстно. В результате, с экономической точки зрения, расширяются рынки сбыта товарной продукции, обогащается ресурсная база, окупаются предыдущие затраты и создаются условия для роста прибыли. Политическая выгода сводится к усилению могущества той страны, которую данные ТНК и ТНБ в основном представляют. В любом случае как для экономической, так и для политической элиты общества достигается определённая выгода, связанная с расширением контроля над другими пространствами и этносами, их населяющими. Таким образом, подтверждается известный в среде американских бизнесменов тезис о том, что «любой бизнес - это война, а любая война - это бизнес». Следовательно, представителями более мощных и влиятельных бизнес-структур в некоторые периоды времени, война может рассматриваться как основа для максимального роста прибыли, если даже не в настоящем, то в будущем времени. Также подтверждается и англо-американский политический принцип: у государства не может быть постоянных союзников, а могут быть только постоянные интересы.[1]
После. Второй мировой войны в Европе появился дополнительный стимул к интеграции. Это объясняется тем, что в условиях сложившейся геоэтнополитической реальности этногеографические факторы, с учётом необходимости возрождения национальных экономик, стимулировали западноевропейские народы к сближению между собой. Отдельно как «стареющие» этнополитические системы, они не могли успешно противостоять такому же развитому, но относительно более «молодому» и потому энергетически более мощному американскому государству. Всё больше распространялось понимание того, что ослабляя друг друга в своём регионе, можно способствовать усилению влияния других этносов, представители которых не только укрепляют контроль над своей территорией, но и могут распространить его на территории ослабленных народов. Поэтому одной из главных причин зарождения Европейского Союза стало стремление западноевропейских государств противостоять гегемонии США в сфере международных отношений и вернуть утраченные позиции на мировом рынке. Фактически с самого начала своего формирования Европейское сообщество, или так называемый «Общий рынок», являлось «объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов»[7, с.8].
Формирование региональных суперэтносов может осуществляться только на основе развитых региональных интеграционных объединений, появление которых предполагает
постепенный отказ от своих национальных суверенитетов государств, в них входящих. Со временем возможно возникновение нескольких крупных государственных образований, взамен тому множеству стран, которые существуют ныне как относительно независимые, но постепенно растворяются в будущих субимпериях. После этого, в соответствии с критериями экономической целесообразности, с учётом усугубляющегося экологического, природно-ресурсного и демографического кризисов, станет возможным открытый переход к единому сверхгосударству, управляемому общепланетарным, мировым правительством. Это не означает, что со временем все страны и народы войдут в данное государство, это как теоретически, так и практически невозможно. Будущее сверхгосударство может быть создано только на основе объединения наиболее высокоразвитых стран мира, узкий круг которых во многом очевиден уже и в наше время. Остальные территории будут находиться под контролем суперимперии в различных формах колоний или полуколоний, например в виде буферных зон или так называемого «внешнего пространства». Создать такое глобальное государство можно на основе либерально-рыночных и федерально-демократических принципов, но удерживать его от распада возможно только с помощью жёстко тоталитарных методов контроля и управления. Стремление инициаторов и сторонников международной интеграции концентрировать внимание на её значимости в повышении уровня социально-экономического развития определённых стран и народов является, во многих случаях, вполне успешным и обоснованным. Поскольку зависимость человека от пространства и этногеографических факторов проявляется в основном опосредованно и на уровне более сложных территориальных социально-экономических систем, т. е. на уровне этносов, государств и т.д., то эти факторы обычно недооцениваются или игнорируются учёными и политическими деятелями. В то же время зависимость от экономического фактора очевидна для каждого человека. Поэтому экономический детерминизм более понятен как отдельным этнофорам, так и представителям властных структур. Благодаря этому культивируемые экономические приоритеты представляются как главенствующие и наиболее значимые в развитии любого общества. На этой основе формируется убеждение, суть которого в следующем: всё что экономически целесообразно, то полезно, более значимо и достойно первоочередной поддержки. Поэтому и развитие интеграции, а на её основе регионализации как промежуточной стадии глобализации в основном сводится к экономическим вопросам и к правовому обеспечению эффективности функционирования крупнейших ТНК и ТНБ мира в масштабах расширяющихся и всё более однообразных рыночных пространств. В связи с этим при рассмотрении современного этапа интеграционного развития мирохозяйственных связей обычно выделяют следующие формы (этапы) интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, единый или общий рынок, экономический и валютный союз[4, с.58].
В условиях глобализации, при сопоставлении целей и средств для их достижения, особое значение имеют конечные результаты. Конечной целью усиления интернационализации международных отношений является создание условий для оптимального удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и человеческих сообществ. В условиях глобализации мира принцип эгоизма всё больше трансформируется в эгоцентризм, который определяется как негативная, болезненная черта характера, проявляющаяся в крайнем эгоизме и индивидуализме. Это объясняется тем, что бесконтрольная либерализация международных отношений направлена на ослабление национальных государств и этнокультурных различий вплоть до их принудительного устранения или самоликвидации. Ослабление или трансформация этнокультуры способствует факторной унификации потребностей и облегчает возможности реализации однотипных товаров как в пределах полиэтнических обществ, так и на мировом рынке. Это и есть одно из условий формирования глобальной экономики и одна из промежуточных целей глобализации. Поэтому и региональные интеграционные процессы начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле.
Многие компании и отдельно взятые люди прямо или косвенно участвуют в международной торговле. В условиях глобализации торгово-экономическая взаимозависимость между народами усиливается по мере ослабления их этнокультурной неповторимости.
Трансформируя и искажая основные виды культур, глобализация разрушает непосредственную взаимосвязь этносов с природой, способствует их дезорганизации и, в конечном итоге, саморазрушению этносферы.
В условиях геоэтнополитического противостояния этническое сознание людей обусловлено их желанием и необходимостью укрепить своё положение в определённом пространстве. Поэтому и этничность можно рассматривать как явление политическое. Политическая роль этногеографических факторов может проявляться как опосредованно, так и непосредственно. Например, саамы в Норвегии, отстаивая возможности сохранения и развития своего языка, косвенно используют и политические методы. В то же время, после приобретения суверенитета, в государстве Фиджи на протяжении нескольких лет сохранялось непосредственное политическое противостояние между фиджийцами и фиджииндийцами именно по причине их этнической неоднородности. В таких случаях этничность в значительной степени перекрывает другие отличительные признаки между людьми, в том числе профессиональные, экономические и классовые. Именно поэтому, с точки зрения гармонизации межэтнических отношений, на различных уровнях территориально-политических процессов каждой этнополитической системой и соответствующей территорией не должны управлять люди чужеродной культуры.
Поскольку любой этнос является своеобразным олицетворением самобытных, неповторимых духовных и материальных ценностей, то возрастает значение принципа сохранения этнокультур и наносится чувствительный удар по этноцентризму. На основе сходства культур различных народов было сформулировано такое понятие, как «хозяйственно-культурный тип», под которым понимают «определённые комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях»[8, с. 177].
В соответствии с принципом самоорганизации человеческих общностей, если социальная система гибнет организационно, то, со временем, она гибнет и физически[9, с.59-64]. Для сохранения и развития любого народа как открытой этносоциальной системы необходимо сосредоточение верховной власти в руках людей, которые соответствуют следующим критериям: во-первых, они должны обладать потенциальными способностями к деятельности, направленной на достижение общего блага; во-вторых, такие руководители должны иметь желание и условия для реализации своего потенциала, подкрепляя его необходимой квалификацией и компетентностью; в-третьих, должно быть обеспечено эффективное взаимодействие управляемой этносоциальной системы с такими мегасистемами как этносфера и природа.
Только при выполнении этих условий правящая политическая элита любой этносоциальной структуры сможет стимулировать переход из аморфного состояния этноса в состояние эффективно организованной нации. При этом следует учитывать, что существует двузначное толкование понятия «нация»: во-первых, как естественноисторический этап развития этноса, следующий за народностью, тогда это этническая нация; во-вторых, как общий базис для политики правительства и идеологическое обоснование движения к социальной справедливости и прогрессу, тогда это чисто политическая нация, значение которой совпадает с понятием «государство». По своей сущности этническая нация - это древняя историко-культурная общность людей, которая может отождествляться с определённой религией и всегда тесно связана с ритмами природы. При этом происхождение и тесная связь со своей территорией часто являются олицетворением священного и непреодолимого барьера на пути распространения современных технологий и антинациональных идеологий[6, с.176]. В процессе формирования такой нации, как правило, местное этническое самосознание постепенно заменяется сознанием принадлежности к общенациональному целому. Поэтому более обоснованным будет выделение не однонациональных или многонациональных государств, а моноэтнических, диэтнических и полиэтнических территориально-политических систем.
История развития человечества свидетельствует о том, что в большинстве случаев странами и этносоциальными организмами управляют олигархические структуры либо их представители. При этом они руководствуются, преимущественно, собственными эгоистическими интересами, а потенциал нации и соответствующей ей территории используют для удовлетворения определённых политических амбиций.
Поэтому и экономические факторы часто используются лишь для прикрытия и постепенного достижения далеко идущих политических целей. С точки зрения геоэкономики и международных отношений такое явление называется «экономизацией политики»[3]. При благоприятных обстоятельствах и значительном потенциале определённых этносов представители их правящих элит могут претендовать на распространение своей власти на другие народы и заселённые ими территории. В результате повышается уровень пассионарного (энергетического) напряжения различных этнических систем, что способствует росту межэтнического и межгосударственного противостояний. Более сильные подчиняют и подавляют слабых, межэтническое напряжение способствует нарушению этноландшафтного равновесия, и ухудшаются условия для удовлетворения важнейших потребностей общества. Возникает естественное стремление этносистем к объединению и поиску союзников для сохранения своих жизненно необходимых организационных структур. При этом проявляется «закон перехода подсистему или принцип кооперативности: саморазвитие любой взаимосвязанной совокупности, её формирование в систему приводят к включению её как подсистемы в образующуюся или существующую надсистему: относительно однородные системные единицы образуют единое целое»[5, с.47].
Проявление данного закона на уровне этногосударственных систем соответствует принципу комплиментарности, который связан с ощущением подсознательной взаимной симпатии или антипатии среди представителей различных этносов. При сближении однородных систем складываются более благоприятные условия для развития интеграционных процессов. Однако для стимулирования международной экономической интеграции первоначально создаются официальные политические предпосылки. В геоэкономике и геоэтнополитике такое проявление территориально-политических процессов называется «политизация экономики».
Список литературы:
1. Асаул, А. Н. Цивилизационные аспекты развития этнополитических систем/ А. Н. Асаул, М.
A. Джаман, П. В. Шуканов // Вестник гражданских инженеров. - 2010. - №4(25). -С. 141-147.
2. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов; под ред. д_ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.
3. Кочетов, Э. Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства)/ Э. Г. Кочетов. - М.: Изд-во БЕК, 1999. - 462 с.
4. Международные экономические отношения. Интеграция / Ю. А. Щербанин [и др.]. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997. - 128 с.
5. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы)/ Н. Ф. Реймерс. -М.: Россия молодая, 1994. - 367 с.
6. Смгг, Э. Нацыяналiзм у дваццатым стагоддзУ Э. Смгг. - Мшск: Эурофорум, 1995. - 272 с.
7. Хойер, В. Как делать бизнес в Европе / В. Хойер; пер. с нем. и вступит. слово Ю. В. Пискулова. - М.: Прогресс, 1992. - 253 с.
8. Чебоксаров, Н. Н. Народы. Расы. Культуры / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова; под ред. Ю. В. Бромлея. - М.: Наука, 1985. - 272 с.
9. Шуканов, П. В. Вплив етнополгтичного фактора на процеси глобалiзацii i реriоналiзацii / П.
B. Шуканов // РегУональнУ перспективи. - Кременчук. - 2000. - № 1. - С. 59-64.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Civilization aspects of the development of ethno_political systems / A. N. Asaul, M. A. Jaman, P. V. Shukanov //Journal of Civil Engineers. - 2010. - № 4 (25). - P. 141-147.
2. Asaul, A. N. Ethnogeographical forces of globalization and regionalization of the world /A. N. Asaul, M. A. Jamal, P. V. Shukanov, edited by Dr. Econ. Sciences, Prof. A. N. Asaul. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. - 304 p.
3. Kochetov, E. G. Geo-economy (Mastering the World Economic Area)/ E. G. Kochetov. - Moscow: Publishing House BEK, 1999. - 462 p.
4. International economic relations. Integration / Y. A. Shcherbanin - M.: Banks and stock exchanges; Unity, 1997. - 128 p.
5. Reimers, N. F. Ecology (theories, laws, rules, principles and hypotheses)/ N. F. Reimers. - M.: Young Russia, 1994. - 367 p.
6. Smit, E. Natsyyanalizm have dvatstsatym stagoddzi/ E. Smit. - Minsk: Eyroforum, 1995. -272 p.
7. Hoyer, B. How to do business in Europe/ B. Hoyer; Ed. with him. and enter. Word Y. V. Piskulova. - Moscow: Progress, 1992. - 253 p.
8. Cheboksarov, N. N. Peoples. Race. Culture / N. N. Cheboksarov, I. A. Cheboksarova; edited by V. Bromley. - Moscow: Nauka, 1985. - 272 p.
9. Shukanov, P. V. Ethno-political factors influence the processes of globalization and regionalization / P. V. Shukanov // Regional perspective. - Kremenchug. - 2000. - № 1. - P. 59-64