206
Научная жизнь
подлежать условно-досрочному освобождению (С. 9). Так, по мнению автора, условно-досрочному освобождению, например, не может подлежать осужденный, отбывающий пожизненное лишение свободы, злостно нарушивший установленный порядок отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Очевидно, автор не внимательно ознакомился со ст. 11б УИК РФ, в противном случае, он мог бы обратить внимание на то, что большая часть нарушений режима, позиционируемых законодателем как злостные, не обладает значительным зарядом общественной опасности.
Кроме того, это положение также не нашло отражения в содержании работы.
Диссертация не лишена и других положений дискуссионного характера.
В целом же, оценивая проведенное Д. А. Щербой исследование, следует признать, что в нем содержится целый ряд идей, положений и выводов, которые отличаются новизной и могут иметь значение для правоприменительной деятельности.
Таким образом, Д. А. Щерба заслужи -вает присуждения ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право).
В.М. Степашин, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Генрих Кутдусович Садретдинов (05.12.1939 - 10.11.2008)
10 ноября 2008 г. после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни заведующий кафедрой всеобщей истории Омского государственного университета кандидат исторических наук, профессор Генрих Кутдусович Садретдинов.
Г. К. Садретдинов родился S декабря 19З9 г. в с. Красные Челны, Набержно-Челнинского района ТАССР в семье педагогов. В 19 S? г., окончив школу, он поступил на первый курс историкофилологического факультета Казанского государственного университета.
И вскоре здесь произошла встреча, во многом определившая всю его жизнь. В 19S9 г. в Казанском университете начинает
работать доктор исторических наук Александр Иванович Данилов. Именно под влиянием идей и личности А.И. Данилова сформировался интерес Г. К. Садретдинова к западноевропейскому средневековью и связанная с этим проблематика собственных научных исследований. А.И. Данилов стал для молодого ученого настоящим учителем, глубочайшую признательность которому он пронес через всю жизнь, а Г.К. Садретдинов, в свою очередь, стал для А.И. Данилова одним из любимых учеников.
В апреле 1961 г. после переезда А.И. Данилова в Томск Г. К. Садретдинов переводится в Томский государственный университет, который заканчивает в 1962 г. В том же году он начал работать ассистентом кафедры всеобщей истории Томского государственного университета, а с 1963 г., после реорганизации, - ассистентом кафедры истории древнего мира и средних веков, где проработал (с уходом в аспирантуру в 1966-1969 гг., после чего вернулся старшим преподавателем) до 1975 г.
С середины 1960-х гг. на страницах издаваемого Томским государственным университетом сборника «Методологические и историографические вопросы исторической науки» начинают публиковаться первые работы молодого ученого, посвященные изучению проблем перехода от античности к средневековью во франкоязычной медиевистике. Среди них такие статьи, как «К критике куланжист-ской методики исторического исследования» (1964), «Теоретико-методологические основы исторической концепции Анри
Персоналии
207
Пиренна» (1966), «К становлению и эволюции общеисторических взглядов Анри Пиренна» (1969), «Суд Салической Правды в интерпретации Фюстель де Куланжа» (1965). Последняя из названных статей получила высокую оценку таких крупных отечественных медиевистов, как А.И. Не-усыхин, Е.В. Гутнова, О.Л. Вайнштейн. Базирующиеся на скрупулезном знании текстов средневековых источников (в частности, Салической Правды), эти статьи являются прекрасным образцом высокопрофессионального историографического анализа.
Наряду с В.В. Стоклицкой-Терешко-вич и Ю.Л. Бессмертным Г. К. Садретди-нов одним из первых в отечественной историографии обратился к специальному рассмотрению исторической концепции крупнейшего бельгийского медиевиста первой половины ХХ в. Анри Пиренна, теоретическое наследие которого оказало огромное влияние на развитие медиеви-стки. Именно Г. К. Садретдинов является автором статей о бельгийском ученом в «Большой советской энциклопедии» и «Советской исторической энциклопедии».
В 1975 г., защитив кандидатскую диссертацию по теме «Анри Пиренн и его концепция перехода от античности к средним векам», Г. К. Садретдинов переехал в Омск, став преподавателем кафедры всеобщей истории Омского государственного университета. В Омске он продолжал заниматься изучением истории французской медиевистики - выходят его статьи, посвященные творчеству Л. Аль-фана, А. Сэ, М. Блока, однако основные его усилия сосредоточились теперь на преподавательской деятельности. Это объясняется спецификой работы в молодом вузе, созданном в городе, не имевшем на тот момент серьезной традиции высшего гуманитарного образования. Не было даже нормальных научных библиотек, и многое приходилось начинать буквально с нуля. Генриху Кутдусовичу приходится разрабатывать и читать новые лекционные курсы по истории западного средневековья, истории стран Азии и Африки в средние века, истории средневековых славян (впоследствии по истории христианства), разрабатывать и вести семинарские занятия, одновременно решая вопросы их методического обеспечения, читать спецкурсы. Нагрузка была дейст-
вительно гигантской. Но со всеми этими задачами Генрих Кутдусович блестяще справился. И потому не будет преувеличением сказать, что историческое образование в Омском университете состоялось во многом благодаря титаническим усилиям Г. К. Садретдинова, ставшего в 1991 г. заведующим кафедрой всеобщей истории. И двенадцать кандидатских диссертаций, защищенных под руководством Г.К. Садретдинова аспирантами и соискателями кафедры, - очевидное подтверждение этому.
Это был, безусловно, очень яркий, красивый (во всех смыслах этого слова), неординарный человек, талантливый ученый и блестящий преподаватель. За многие годы работы на историческом факультете Омского государственного университета (а он отдал факультету более 30 лет своей жизни) он превратился в настоящую легенду, а его многочисленные афоризмы - в крылатые фразы, передаваемые историками (и не только омскими) из поколения в поколение. Среди его учеников (спецсеминар, которым руководил Генрих Кутдусович, неизменно пользовался огромной популярностью среди студентов и в Томске, и в Омске) немало известных ученых, докторов и кандидатов наук. И добрую память о своем учителе они пронесли через годы, вспоминая его с неизменной благодарностью и уважением.
Природа щедро наделила Генриха Кутдусовича и талантом, и обаянием, а судьба не поскупилась на тяжелейшие испытания. Он пережил много трагических минут, проводив в последний путь сына и жену. Но он «не сломался», став для многих образцом настоящего человеческого мужества и источником жизненного оптимизма. Более того, он всегда умел выслушать и поддержать другого в трудную минуту. Он был настоящим учителем не только в науке, но и в жизни.
Генрих Кутдусович был по-настоящему душой кафедры всеобщей истории, заражая своих коллег энергией, энтузиазмом, идеями, планами. Он умел и сам жить ярко, и освещать этим светом жизнь других. Память о нем навсегда сохранят коллеги, друзья, ученики.
А.В. Якуб, Л.Р. Ротермель, А.В. Свешников