УДК 332.1 © О.С. Тулохонов
Генезис территориального общественного самоуправления
в России
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №13-32-01303 «Муниципальное регулирование развития территориального общественного самоуправления в городских и сельских поселениях Республики Бурятия»
Статья посвящена основным этапам становления и формирования системы территориального общественного самоуправления в России. Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, история развития ТОС.
© O.S. Tulokhonov
Genesis of territorial self-government in Russia
The article deals with the basic stages in the formation of territorial self-government in Russia.
Keywords: territorial self-government, the history of: territorial self-government.
Процесс формирования и развития территориального общественного самоуправления в научной литературе рассматривается в контексте истории развития местного самоуправления в России. Другими словами, эво-
люция отечественной системы самоуправления на каждом своем этапе отражала не только интересы населения, но и влияла на социально-экономическое развитие территории. В отечественной истории различные формы самоуправления существовали, однако степень их развитости и влияния была незначительна.
Предлагаем рассмотреть ключевые исторические события, которые в той или иной степени значительно повлияли на уровень развития территориального общественного самоуправления в России.
Становление местного самоуправления в России начиналось с общинного самоуправления. Это прежде всего элементы самоорганизации в первобытнообщинном строе. Далее можно выделить производственные общины. Здесь функции жизнедеятельности социума обеспечивались внутренними возможностями, интересами племени.
С принятием христианства на Руси, с появлением государства место и роль территориального общественного самоуправления в социальной системе постоянно изменялись. На данном этапе функции местных сообществ принадлежат исключительно государству. Управление осуществлялось наместниками и жителями, которые собирали с местного населения «кормы» в свою пользу.
Значительные изменения произошли в системе местного самоуправления в ходе губернской и земской реформ (1539-1556), которые сформировали выборную систему самоуправления (выборы губернских и земских старост). Данная система местной власти имела ряд особенностей:
- всесословный характер выборов;
- функционирование земских учреждений вне системы государственных органов;
- наличие у земских органов широких полномочий;
- существование только на двух административных уровнях - уездном и губернском;
- четкая правовая регламентация земской системы;
- наличие прочной финансово-экономической базы; общественный характер природы и т.п.
Свою долю в развитие системы самоуправления России внесла административная реформа Петра I, в результате которой созданы 8 губерний, 45 провинций и множество округов (дистриктов). Другими словами, была создана внешне стройная, иерархичная структура власти. Однако роль самоуправления была незначительна.
Существенный вклад в усиление местного самоуправления внесла губернская реформа Екатерины II, создавшая на местах твердую административную власть, придавшая городу самостоятельный статус и т.п. Далее начали появляться новые формы общественного управления. Это прежде всего «сельское общество», которое было представлено сельским сходом и старостой.
В современных условиях командно-административной системы управления XXI в. начались кардинальные изменения в системе самоуправления. Несмотря на ослабление роли, появились новые формы общественной самодеятельности граждан - советы, комитеты самоуправления жителей микрорайонов, жилищных комплексов, поселков. В основном, кроме воспитательной функции, они осуществляли взаимодействие с местными органами государственной власти. Органы общественной самодеятельности избирались на общем собрании местными жителями и в своей деятельности были подотчетны избирателям и местным Советам. Основными полномочиями органов общественной самодеятельности являлись следующие:
1) привлечение населения к работам по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния населенных пунктов; охрана памятников истории и культуры; организация соревнований между жителями за надлежащее содержание населенных пунктов, придомовой территории, домов;
2) оказание помощи учреждениям здравоохранения в проведении профилактических противоэпидемиологических мероприятий, санитарно-просветительской работы;
3) проявление заботы об инвалидах, одиноких престарелых гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей;
4) оказание помощи учреждениям культуры, спортивным организациям в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения, развитии народного творчества, художественной самодеятельности, физической культуры и спорта;
5) оказание содействия депутатам в организации их встреч с избирателями, приема граждан и др.
После распада Советского Союза были приняты следующие законы, которые внесли существенные изменения в развитии общественного самоуправления.
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Появилась регламентация некоторых вопросов в организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Это прежде всего полномочия органов ТОС; представление интересов жителей; обеспечение исполнение решений собраний граждан; осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории и иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан; право осуществлять правотворческую инициативу.
Таким образом, общественное самоуправление - это одна из разновидностей и производных народовластия и в то же время важный фактор
его становления и развития. В рамках исторического развития менялись его формы и виды в зависимости от форм и методов государственного управления. Например, местное самоуправление, казачье самоуправление, территориальное общественное самоуправление, профессиональное самоуправление и т.п.
В настоящее время развитая система территориального общественного самоуправления является неотъемлемым элементом народовластия, показателем становления гражданского общества, гарантом развития местных сообществ в Российской Федерации, реальной силой, способствующей, с одной стороны, оказывать действенную помощь муниципальному управлению, а с другой, контролировать местную власть.
Литература
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-Ф3 (КонсультантП-люс, 1992-2012). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.rU/popular/selfgovernment/57_5.html#p921.
2. Административные реформы в России XVIII-XIX вв. в сравнительно-исторической перспективе. - М., 1990.
3. Байкалов Н.С. История государственного управления в России. - Улан-Удэ, 2010.
4. Верт Н. История Советского государства. - М., 1992.
5. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М., 1990.
6. Кизеветтер А. Городовое положение Екатерины II // Знание - сила. - 1995. - №2. - С. 88-100.
7. Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность. право // Отечественная история. - 2001. -№2. - С.3-27.
8. Эскин Ю.М. Местничество в России XVI-XVII вв. - М., 1994.
Тулохонов Олег Сергеевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ИЭИ БГУ, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, у. Смолина, 24 а, тел.: 8(3012)21-35-06, e-mail: [email protected]
Tulokhonov Oleg Sergeevich, candidate of econ. sciences, senior lecturer of department of state and municipal management of the Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel.: 8 (3012) 21-35-06, e-mail: [email protected]