О.С. Тулохонов, канд. экон. наук, и.о. доцента, кафедра экономической теории и региональной экономики, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия, [email protected]
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Статья посвящена анализу основных факторов развития территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия, которые могут стать для него ограничителем или импульсом. Разработаны предложения по активизации и усилению развития институтов гражданского общества в целях решения вопросов местного значения через общественное самоуправление. На основе статистических данных и социальных паспортов территориальных общественных самоуправлений автором определен численный состав членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2015 года. На основе сопоставления таких показателей, как количество зарегистрированных территориальных общественных самоуправлений в поселениях или городских округах и их информационная активность в средствах массовой информации, выделены основные факторы развития территориального общественного самоуправления. Исходя из анализа основных факторов развития территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия, автор дает ряд рекомендаций по активизации развития институтов гражданского общества, повышению инициативности местного населения в решении вопросов местного значения. Это, прежде всего, использование современных информационных технологий; мероприятия, направленные на активное взаимодействие с научно-образовательными учреждениями; привлечение субъектов хозяйственной деятельности и т. п.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, факторы развития, муниципальное регулирование, местная власть, информационные технологии, интернет-ресурсы, гражданское общество, общественная инициатива.
Территориальное общественное самоуправление в форме первичных общественных образований получило свое развитие в Республике Бурятия только в последние три года. По этой причине в республике не накоплен соответствующий опыт их эффективной работы. В то же время, самоуправление становится реальной силой, способной, с одной стороны, оказывать действенную помощь муниципальному управлению, а с другой - контролировать местную власть1.
Правовое определение термина «территориальное общественное самоуправ-
ление» закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-ФЗ, где в п. 1 ст. 27 указано, что «...территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения»2. На наш взгляд, данное определение является достаточно емким, понятным и лаконичным, что и объясняет вос-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
требованность и популярность его в научной литературе.
Мы предлагаем рассмотреть основные элементы системы территориального общественного самоуправления на примере Республики Бурятия.
Численность постоянного населения и членов территориальных общественных самоуправлений (ТОС) Республики Бурятия по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2015 года3 представлена в таблице.
Численность членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия на 1 января 2015 года составляла 93 217 человек. Доля членов ТОС от общего количества жителей, имеющих право вступить в территориальное общественное самоуправление, - 12,3 %, т. е. в процесс управления территорией включились 12,3 % жителей республики в возрасте старше 16 лет.
«В разрезе муниципальных районов лидерами по численности членов территориальных общественных самоуправлений
Численность постоянного населения и членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2015 года
Муниципальное образование Всего, чел. В том числе в возрасте 0-15 лет, чел. Численность населения, имеющего право вступить в ТОС, чел. Численность членов ТОС, чел. Доля членов ТОС в общем числе жителей, %
Всего по республике 971810 216349 755461 93217 12,3
В том числе:
1. ГО «Город Улан-Удэ» 416079 82433 333646 32342 9,7
2. ГО «Город Северобайкальск» 24449 5182 19267 648 3,4
3. МО «Баргузинский район» 23026 5678 17348 1692 9,8
4. МО «Баунтовский эвенкийский район» 9161 2165 6996 864 12,3
5. МО « Бичурский район» 24390 5368 19022 529 2,8
6. МО «Джидинский район» 26575 7306 19269 2259 11,7
7. МО «Еравнинский район» 18097 4856 13241 5372 40,6
8. МО «Заиграевский район» 49403 11161 38242 1147 3,0
9. МО «Закаменский район» 27708 7926 19782 7789 39,4
10. МО «Иволгинский район» 40715 10061 30654 3320 10,8
11. МО «Кабанский район» 58901 12601 46300 4961 10,7
12. МО «Кижингинский район» 15902 4573 11329 2272 20,1
13. МО «Курумканский район» 14570 3833 10737 3663 34,1
14. МО «Кяхтинский район» 38855 9296 29559 5918 20,0
15. МО «Муйский район» 11869 2581 9288 906 9,8
16. МО «Мухоршибирский район» 24395 5789 18606 2825 15,2
17. МО «Окинский район» 5413 1594 3819 45 1,2
18. МО «Прибайкальский район» 26935 6389 20546 3318 16,1
19. МО «Северо-Байкальский район» 13454 2809 10645 3995 37,5
20. МО «Селенгинский район» 44639 10534 34105 1425 4,2
21. МО «Тарбагатайский район» 17069 3548 13521 1969 14,6
22. МО «Тункинский район» 22084 5953 16131 3049 18,9
23. МО «Хоринский район» 18121 4713 13408 5649 42,1
дискуссия
журнал научных публикаций
являются Еравнинский, Закаменский, Ку-румканский, Северо-Байкальский и Хорин-ский районы. Именно в этих районах органы местного самоуправления уделяют внимание развитию гражданских инициатив. Проводятся консультационные мероприятия, разработаны и действуют меры стимулирующего воздействия, реализуется информационная политика и т. п. Вследствие этого практически во всех поселениях вышеназванных районов зарегистрированы и активно функционируют органы территориального общественного самоуправления, участвующие и побеждающие в республиканских и муниципальных конкурсах. Минимальная доля членов территориальных общественных самоуправлений от общего количества жителей наблюдается в Бичурском, Заиграевском, Муйском, Окин-ском, Селенгинском районах. Однако это не говорит о том, что в этих муниципальных районах зарегистрировано минимальное количество территориальных общественных самоуправлений. Здесь наблюдается нехватка информации об их составе и деятельности, что препятствует развитию гражданских инициатив в вышеназванных муниципальных образованиях»4.
Рассмотрим факторы, влияющие на развитие территориального общественного самоуправления. А.А. Овсянников выделяет прямые и косвенные факторы. К прямым исследователь относит следующие факторы: организационные (качество и эффективность управления, границы полномочий ТОС, количество активистов ТОС, занятость населения), демографические (возрастная дифференциация активистов, пол, семейное положение), факторы обеспеченности ресурсами (финансовыми, трудовыми, материальными, информационными). К косвенным принадлежат политико-правовые факторы, социокультурные, экономические, факторы влияния внешней среды (СМИ, управляющие компании, бизнес и т. д.)5.
Мы предлагаем совокупность факторов разделять на внутренние и внешние
Пассивность населения относится к факторам, препятствующим
развитию территориальных общественных самоуправлений.
Большое количество жителей по различным причинам не желают участвовать в общественной жизни.
факторы. К внутренним факторам можно отнести имущественные (сооружения, транспорт и т. п.), финансовые (денежные средства и т. п.), организационно-управленческие, со-циально-демографиче-ские (статус, половозрастной состав и т. п.). К внешним - правовые факторы (нормативно-правовая база), социокультурные (национальные традиции), политические (отношение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления), экономические и т. д.
В научной литературе описываются факторы, негативно влияющие на активность территориальных общественных самоуправлений. Прежде всего, это формализм органов местного самоуправления, которые в целях достижения установленных индикаторов регистрируют фиктивные территориальные общественные самоуправления. Такие организации самоуправления в последующем никак не проявляют себя в решении вопросов местного значения и не предоставляют информацию о себе различным средствам массовой информации.
Пассивность населения также относится к факторам, препятствующим развитию территориальных общественных самоуправлений. Большое количество жителей по различным причинам не желают участвовать в общественной жизни. Социологические опросы и данные социальных паспортов показывают, что пассивной является молодежь6.
Следующим негативным фактором можно назвать отсутствие общности интересов у граждан. Только возникающие временные проблемы или проекты стимулируют в настоящее время население к объединению и действиям на определенной территории. На наш взгляд, проектная деятельность (деятельность, направленная на достижение конкретной цели или решение конкретной проблемы) физических и юридических лиц (населения, организаций и органов местного самоуправления) - современный и очень гибкий формат взаимоотношений, и данный
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
тренд надо учитывать органам власти при формировании различных программ развития территорий.
Отсутствие организаторских способностей у компетентных специалистов и профессиональных навыков у инициативных людей также можно назвать определенным барьером, который частично может быть преодолен через организацию методического центра, где проводились бы обучение, тренинги и т. п. Обучение членов территориальных общественных самоуправлений необходимо осуществлять с целью повышения их компетенции и профессионализма в правовой и финансовой сфере.
Агитационная деятельность органов местного самоуправления среди населения является важным фактором, способствующим развитию институтов гражданского общества. В настоящее время в Республике Бурятия недостаточно уделяют внимание этому аспекту, что подтверждают данные различных социологических опросов, в том числе проведенных нами7. Есть прямая связь между агитационной деятельностью органов местного самоуправления и степенью развитости и активности территориальных общественных самоуправлений муниципальных образований. Там, где ведется просветительская деятельность, видны конкретные результаты работы территориальных обще-
ственных самоуправлений муниципальных районов.
Рассмотрев факторы функционирования территориальных общественных самоуправлений, мы предлагаем основные пути активизации тех процессов, которые дают дополнительный импульс развитию территориального общественного самоуправления, и преодоления тех сил, которые ему препятствуют.
Такой фактор, как отсутствие общности интересов, может быть ликвидирован с помощью организации различных объединений, кружков и т. п. В целях представления и защиты интересов местного населения в органах государственной власти и местного самоуправления на различных уровнях необходимо создать объединения, ассоциации территориальных общественных самоуправлений. Эти объединения должны формироваться и функционировать не только на муниципальном и региональном уровне, но и на окружном и федеральном.
По поводу формализма и агитационной деятельности можно сказать следующее. Во-первых, определение границ территориальных общественных самоуправлений в сельских и городских поселениях Республики Бурятия на практике является хаотичным, т. е. инициативная группа по своему усмотрению определяет границы территории.
дискуссия
журнал научных публикаций
Мы предлагаем в сельских и городских поселениях и городских округах границы территории самоорганизации приводить к соответствию с избирательными округами. Это позволит эффективным лидерам территориальных общественных самоуправлений быть избранными в представительный орган местного самоуправления, а также задействовать депутатов в решении вопросов местного значения на их территории. Другими словами, депутаты муниципальных образований будут заинтересованы в успешном (реальном) решении проблем определенного избирательного округа, а также в сотрудничестве (агитационной деятельности) с органами территориального общественного самоуправления (т. е. в выявлении лидеров и их назначении помощниками).
Во-вторых, в современном мире информационные технологии являются эффективным инструментом формирования и развития проектной и организационной деятельности различных организаций. Так, по мнению А.А. Овсянникова, Г.М. Самостроенко, использование информационных технологий способно повысить уровень организации и функционирования территориальных общественных самоуправлений через своевременное осведомление жителей о проблемах и возможностях организации самоорганизации, привлечение молодежи и различных источников финансирования и т. п. 8
Использование интернет-технологий кроме информационного эффекта позволяет активизировать социально-психологический эффект. Участники самоуправления, общаясь между собой (помогая друг другу) через электронный ресурс, стимулируют друг друга (успех одних жителей может стать побудительным мотивом для других), делают интернет-ресурсы (сайты, порталы и др.) привлекательными для рекламодателей, экономят время и средства (сокращаются командировочные расходы) и способствуют вовлечению молодежи в общественную деятельность.
В целях повышения результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления за счет вовлечения гражданского общества в решение вопросов местного значения, на наш взгляд,
необходимо учредить ежегодный республиканский конкурс «Лучшая местная администрация года по работе с территориальным общественным самоуправлением». Подобный конкурс проводится в Волгоградской области9. Данный конкурс даст местным администрациям дополнительный импульс к работе с территориальными общественными самоуправлениями.
Таким образом, выявив факторы, негативно влияющие на развитие территориальных общественных самоуправлений, - это формализм органов местного самоуправления, пассивность населения, отсутствие общности интересов у граждан, слабый уровень знаний и умений в финансовой и правовой сфере у местного населения, мы предложили ряд рекомендаций (инструментов), которые позволят скорректировать влияние вышеуказанных факторов и дадут дополнительный импульс к развитию территориального общественного самоуправления Республики Бурятия. Данные предложения основываются на использовании современных информационных технологий, на активном взаимодействии с научно-образовательными учреждениями, на привлечении субъектов хозяйственной деятельности, что позволит в целях успешного решения вопросов местного значения консолидировать усилия органов государственной власти, местного самоуправления, общественного сектора и экономики и обеспечит повышение качества и уровня жизни населения в сельских и городских поселениях Республики Бурятия. 'jjj
Литература
1. Тулохонов О.С., Базаров А.Ц. Развитие территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия: состояние и основные этапы // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 14. № 1. С. 110-113.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. URL: http: //b as e. co nsultant. ru/co ns/c gi/o nline. cgi?req=doc;base=LAW;n=154813 (дата обращения: 12.12.2015).
дискуссия t
журнал научных публикаций *
3. Тулохонов О.С. Особенности развития территориального общественного самоуправления в городских и сельских поселениях Республики Бурятия // Вестник-экономист ЗабГУ 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://vseup.ru/ static/articles/Tulochonov_1.pdf (дата обращения: 13.11.2015).
4. Там же.
5. Самостроенко Г.М., Овсянников А.А. Территориальное общественное самоуправление: стратегические факторы развития // Управленческий учет. 2011. № 8. С. 18.
6. Тулохонов О.С. Особенности развития территориального общественного самоуправления в городских и сельских поселениях Республики Бурятия // Вестник-экономист ЗабГУ. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://vseup.ru/
static/articles/Tulochonov_1.pdf (дата обращения: 13.11.2015).
7. Вопросы сохранения и развития толерантности, проблемы гражданской активности населения Республики Бурятия / отв. ред. Д.Ц. Будаева. Улан-Удэ, 2010. С. 139.
8. Самостроенко Г.М., Овсянников А.А. Территориальное общественное самоуправление: стратегические факторы развития // Управленческий учет. 2011. № 8. С. 22.
9. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 1947 «О Волгоградском областном конкурсе "Лучшая местная администрация года по работе с территориальным общественным самоуправлением"» [Электронный ресурс]. URL: http://tosvo.volganet. ru/ (дата обращения: 10.11.2015).
DEVELOPMENT FACTORS OF TERRITORIAL SELF-GOVERMENT OF BURYATIA
O.S. Tulokhonov, Candidate of Economics, acting Docent, The department of economic theory and regional economy, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, [email protected]
The purpose of this research paper is the study of the main development factors of territorial self-government in the Republic of Buryatia, which can be a limitation or an impulse, and proposals for the revitalization and strengthening of civil society institutions in order to address local issues through public government. It determines the number of the membership of territorial self-government of the Republic of Buryatia on municipal and urban districts as of January 1, 2015, based on statistics and social passports of territorial self-government. The paper defines the main factors of territorial self-government in the Republic of Buryatia on the basis of sociological research, as well as on the basis of a comparison of indicators such as the number of registered TOC settlements or urban districts and their information activity in the media (content analysis). On the basis of these factors «problem areas» are identified. According to the key factors of territorial self-government in the Republic of Buryatia and problem areas' analysis the author offers a number of recommendations to strengthen these factors, in terms of influence on the development of civil society institutions, the activity and initiative of local communities in addressing issues of local importance. This is primarily the use of modern information technologies, events aimed at active interrelation with scientific and educational institutions, attraction of economical subjects and others.
Key words: territorial self-government, factors of development, municipal regulation, information technology, Internet resources, the number of members of the territorial self-government of the Republic of Buryatia, the population eligible to join the territorial self-government, the proportion of members of territorial self-government of the total population of the Republic of Buryatia.
References
1. Tulokhonov O.S., Bazarov A.Ts. Razvitie territorial'nogo obshchestvennogo samoupravle-niia v Respublike Buriatiia: sostoianie i osnovnye etapy [Development of territorial public self-gov-
ernment in the Republic of Buryatia: the current state and main stages]. Voprosy regional'noi eko-nomiki - The regional economy, 2013, vol. 14, no. 1, pp. 110-113.
дискуссия
журнал научных публикаций
2. Federal law of the Russian Federation of 6 October 2003 N 131-FZ "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (as amended from 28.11.2015) (in Russian). Availble at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 154813 (accessed 12.12.2015).
3. Tulokhonov O.S. Osobennosti razvitiia territorial'nogo obshchestvennogo samouprav-leniia v gorodskikh i sel'skikh poseleniiakh Re-spubliki Buriatiia [Features of development of territorial public self-government in urban and rural settlements of the Republic of Buryatia]. Vestnik-ekonomist ZabGU - Annual economic reports of ZabGU, 2014, no. 9. Available at: http://vseup. ru/static/articles/Tulochonov_1.pdf (accessed 13.11.2015).
4. Tulokhonov O.S. Osobennosti razvitiia territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniia v gorodskikh i sel'skikh poseleniiakh Respubliki Buriatiia [Features of development of territorial public self-government in urban and rural settlements of the Republic of Buryatia]. Vestnik-ekonomist ZabGU - Annual economic reports of ZabGU, 2014, no. 9. Available at: http://vseup.ru/static/articles/Tulo-chonov_1.pdf (accessed 13.11.2015).
5. Samostroenko G.M., Ovsiannikov A.A. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie: strategicheskie faktory razvitiia [Territorial public self-management: strategic factors of development].
Upravlencheskii uchet - Management accounting, 2011, no. 8, pp. 18-22.
6. Tulokhonov O.S. Osobennosti razvitiia territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniia v gorodskikh i sel'skikh poseleniiakh Respubliki Buriatiia [Features of development of territorial public self-government in urban and rural settlements of the Republic of Buryatia]. Vestnik-ekonomist ZabGU - Annual economic reports of ZabGU, 2014, no. 9. Available at: http://vseup.ru/static/articles/ Tulochonov_1.pdf (accessed 13.11.2015).
7. Voprosy sokhraneniia i razvitiia tolerantnosti, problemy grazhdanskoi aktivnosti naseleniia Respubliki Buriatiia / Otv. red. D.Ts. Budaeva [The conservation and development of tolerance, the problems of civil activity of the population of the Republic of Buryatia. Ed. by C.D. Budaeva]. Ulan-Ude, 2010. 139 p.
8. Samostroenko G.M., Ovsiannikov A.A. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie: strategicheskie faktory razvitiia [Territorial public self-management: strategic factors of development].
Upravlencheskii uchet - Management accounting, 2011, no. 8, pp. 18-22.
9. The resolution of the head of Administration of the Volgograd region from 23 December 2010 №1947 "On Volgograd regional competition "the Best local authority of the year for work with territorial public self-government"". (in Russian). Availble at: http:// tosvo.volganet.ru/ (accessed 10.11.2015).