Библиографический список
1. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании за 1991 год. - Париж, 1991.
2. Дворянкина, Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография. - Хабаровск, 2006.
3. Дворянкина, Е.К. Управление повышением квалификации учителей в поствузовский период непрерывного профессионального образования: монография / Е.К. Дворянкина, Р.Г. Колпаков, Ю.К. Татаренко. - Хабаровск, 2011.
4. Гусинский, Э.Н. Образование личности. - М., 1994.
Bibliography
1. Doklad YuNESKO o polozhenii del v mirovom obrazovanii za 1991 god. - Parizh, 1991.
2. Dvoryankina, E.K. Sistemnihyj podkhod k upravleniyu obrazovaniem pri podgotovke buduthikh uchiteleyj: monografiya. - Khabarovsk, 2006.
3. Dvoryankina, E.K. Upravlenie povihsheniem kvalifikacii uchiteleyj v postvuzovskiyj period neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya / E.K. Dvoryankina, R.G. Kolpakov, Yu.K. Tatarenko. - Khabarovsk, 2011.
4. Gusinskiyj, Eh.N. Obrazovanie lichnosti. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 37.01
Pavlova Ya. A. GENESIS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MILITIA OFFICERS IN 30s-40s OF THE XX CENTURY. The article is devoted to the analysis of the notion of professional education at colleges of militia in the USSR in the period between the 30s and 40s of the twentieth century. The undertaken analysis of historical documents helps to observe the dynamics of the changing requirements and the improvements in the connotation of professional training at the colleges of militia during this historical period.
Key words: professional training, educational contents, working specialists, law enforcement.
Я.А. Павлова, соискатель каф. педагогики Хабаровского гос. педагогического университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИЛИЦИИ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
В работе рассматривается содержание профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в школах милиции в первой половине прошлого века. На основе анализа исторических документов в статье представлена динамика изменений в системе требований к профессиональной подготовке кадров правоохранительных органов и в содержании обучения в образовательных учреждениях и на курсах милиции в период с 30-х по 40-е годы ХХ века.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание обучения, кадры, правоохранительные органы.
Государство и общество на каждом историческом этапе своего существования формулируют определенные требования к подготовке квалифицированных кадров правоохранительных органов. Согласно этим требованиям и выдвигаемыми задачам в 30-е - 40-е годы прошлого века в учебных заведениях милиции происходили изменения содержания образования и правил приема в них.
Советское руководство осознавало, что успешное строительство социализма невозможно без знаний основ наук и умений их практического применения трудящимися разных профессий. Поскольку этих специалистов из числа большевиков и большевистски настроенного населения не хватало, партия во главе с И.В. Сталиным поставила задачу подготовить новых специалистов-большевиков по всем отраслям знаний [1, с. 29]. Это касалось и повышения общеобразовательной, политической и профессиональной подготовки кадрового состава милиции.
В связи с тем, что в начале 30-х годов Коммунистическая партия объявила о взятии курса на активное строительство социализма, стремительно возросло значение идеологической и партийно-политической подготовки кадрового состава милиции. В результате была возобновлена ранее приостановленная работа политаппарата, на который возлагались задачи активизации деятельности по повышению политического, культурного и общеобразовательного уровня работников милиции.
Необходимость улучшать качество политической учебы, поднимать идейно-политический уровень коммунистов настойчиво подчеркивал в своем докладе о состоянии партийной учебы один из участников партгруппы следственного и технического отделов милиции Хабаровского края С.Г. Белан [2, с. 127]. В выступлении на собрании парторганизации 10 декабря 1935 г. один из сотрудников УРКМ Хабаровского гарнизона товарищ Васюков заявил, что задача обучения сотрудников милиции состоит в том, чтобы освоить учение Маркса-Ленина-Сталина и технику милицейского
дела [3, с. 119]. На открытом партсобрании УРКМ УНКВД 10 февраля 1935 года внимание сотрудников в очередной раз было обращено на важность Марксистско-Ленинской учебы и необходимость ее усиления в связи с борьбой милиции против контрреволюционных элементов на территории СССР [4, с. 20]. Высокий уровень политической учебы должен был способствовать более эффективному исполнению сотрудниками милиции своих обязанностей по обеспечению правопорядка в стране и внутренней безопасности Советского государства.
В 30-е - 40-е годы ХХ века функции органов милиции значительно расширяются: усиливается борьба с преступностью несовершеннолетних, бродяжничеством, беспризорностью и безнадзорностью детей, для чего при органах милиции создаются специальные центры; начинается борьба с появлением пьяных в общественных местах и нарушением ими общественного порядка, для этого создавалась сеть медицинских вытрезвителей. К концу 30-х годов прошлого века НКВД СССР стал достаточно сильной государственной структурой, чьи функции и, следовательно, влияние распространялись почти на все сферы государства и общества, и в свою очередь потребовал совершенствования системы профессиональной подготовки кадров.
Укрепление позиций правоохранительных органов в государстве было сопряжено с необходимостью повышения профессионализма кадров милиции. Это привело к кардинальным изменениям в концепции профессионального образования сотрудников ОВД. Если до начала 30-х годов в качестве основной перед милицией стояла задача обеспечить безопасность правящего режима и поддержать правопорядок в стране, то в 30-е и 40-е годы приоритетными позициями становятся участие органов правопорядка в ликвидации последствий социального неблагополучия общества, а также подготовка к осуществлению мероприятий по регулированию жизнедеятельности гражданского населения в условиях военного времени.
В рассматриваемый исторический период школы рабоче-крестьянской милиции готовили начальствующий состав на должности от участкового инспектора до начальника районного, городского отделений РК милиции (рабоче-крестьянской милиции - Я.П.). Возраст поступающих в школы милиции определялся от 22 до 35 лет, состояние их здоровья и уровень физического развития должен был соответствовать требованиям медицинского отбора в школы РКМ. Кроме того, необходимо было иметь базовую общеобразовательную подготовку не менее 6 классов средней школы, знать основы Конституции СССР и своей Союзной республики, а также уметь разбираться в вопросах текущей политики [5, с. 414].
Отмечалось, что командированию в школу не подлежали лица, участвовавшие в прошлом в антипартийных группировках или разделявшие антипартийные взгляды; лица, имевшие репрессированных или проживающих за границей близких родственников; находившиеся под судом или ранее отчисленные или уволенные из школ и органов НКВД, РКМ. Данные ограничения показывают, что отбор по идеологическому признаку производился еще на этапе приема в учебные учреждения и курсы милиции. Это являлось прочной основой для развития и укрепления идеологической стойкости кадров милиции и НКВД.
В целях усовершенствования знаний и профессиональных навыков начальствующего состава РКМ и внештатных инструкторов боевой и физической подготовки, приказом № 0126 от 3 апреля 1940 года было объявлено о проведении лагерных сборов РК милиции [5, с. 403]. Согласно учебному плану переподготовки начальствующего состава РК милиции на лагерном сборе 1940 года, учащиеся должны были изучать вопросы текущей политики (в соответствии с указаниями Политотдела ГУРКМ), организацию охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью, организацию общественного порядка в условиях ПВО, а также пройти огневую и строевую подготовку [5, с. 408].
Материалы государственного архива показывают, что руководство НКВД СССР уделяло особое внимание качеству работы учебных учреждений, готовящих милицейские кадры. Специальные проверочные комиссии регулярно производили оценку эффективности их работы. В результате очередной проверки работы отдельных школ РКМ весной 1940 года удалось вскрыть целый ряд недочетов руководства в организации школьно-курсовой подготовки и переподготовки кадров начальствующего состава. В частности оказалось, что при наличии большой сети школ и курсов состав обучающихся в них был малочислен, соответствующая учебная и материальная база, как и твердо установленные учебные планы, отсутствовали, в различных по типу учебных заведениях (в двухгодичных школах и на одногодичных курсах) осуществлялась подготовка одних и тех же кадров. Комиссия сделала вывод, что переподготовка начсостава РК милиции по своей пропускной способности не удовлетворяла действительной потребности в кадрах и проводилась по одному учебному плану для всех слушателей, независимо от должности и специальности.
Кроме перечисленных выше недостатков отмечалось, что центральная школа РКМ по качеству подготовки кадров ничем не отличалась от других школ усовершенствования начсостава РКМ, сами школы не были укомплектованы штатными преподавателями по специальным милицейским и правовым дисциплинам, а привлеченные из числа начсостава милиции инструкторы допускали частые срывы и проводили занятия без необходимой подготовки.
С целью устранения выявленных недостатков был издан приказ под № 00410 от 5 апреля 1940 года, согласно которому требовалось установить следующие четыре типа учебных заведений в рабоче-крестьянской милиции. Школой первого типа стала Центральная школа РКМ с двухгодичным сроком обучения по подготовке старшего начальствующего, политического состава и работников научно-технических отделений. Для школ второго типа, известных как межобластные школы РКМ, был установлен двухгодичный срок обучения. В этих школах профессиональную подготовку получал средний начальствующий и политический состав РКМ. Были учреждены также школы РКМ с годичным сроком обучения по подготовке инструкторов и проводников служебных собак. Помимо вышеуказанных типов заведений профессиональной подготовки, учреждались курсы переподготовки начсостава РКМ с шестимесячным сроком обучения, организованные по служебно-специальному признаку [5, с. 399]. Учреждение четырех основных типов учебных заведе-
ний позволило упорядочить структуру и определить специфику профессиональной подготовки специалистов ОВД.
Приказом № 00410 от 5 апреля 1940 года были определены следующие требования: обеспечить школы и курсы программами и стабильными учебными планами, с предусмотренной в них производственной практикой для слушателей; укомплектовать школьно-курсовое отделение ОК ГУРКМ квалифицированными работниками в соответствии утвержденным штатам; укомплектовать в 1940 году школы и курсы штатными преподавателями по специальным милицейским дисциплинам; обеспечить живое руководство и конкретную помощь в работе школ и курсов и представить к 15 мая 1940 г. тематику и план издания учебников и учебных пособий для школ и курсов РКМ на утверждение в ОК НКВД [5, с. 399].
Одновременно были пересмотрены требования к отбору кандидатов для обучения в школы милиции. 21 апреля 1941 года вышел приказ № 47-3/391 за подписью заместителя Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР по Кадрам капитана Государственной Безопасности товарища Обручникова, в котором предлагалось немедленно принять меры по обеспечению отбора кандидатов в школы милиции из наиболее способных, проявивших себя по работе товарищей из рядового, младшего и среднего начсостава милиции, а в центральную школу - из старшего и высшего начальствующего состава милиции. Кроме этого, отбираемые кандидаты должны были иметь общеобразовательный ценз не ниже семи классов средней школы, который надлежало подтвердить соответствующими документами. Следует отметить, что последнее не являлось обязательным условием при отборе кандидатов в предшествующие годы.
В приказе особенно подчеркивалось, что отправку на учебу надлежит рассматривать как поощрение за хорошую работу и дисциплину.
Таким образом, условия приема кандидатов на обучение в школы и на курсы милиции стали значительно строже. Это позволило улучшить качество общеобразовательной подготовки сотрудников правоохранительных органов и дало возможность производить набор учащихся из числа перспективных работников.
Во второй половине 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны, к основной задаче милиции (охране общественного порядка и борьбе с преступностью) добавились новые. Сотрудники милиции должны были вести борьбу с военным и трудовым дезертирством, мародерством, хищениями на железнодорожном транспорте, обеспечивать передвижение транспорта на фронт и охрану объектов народного хозяйства, оказывать помощь беспризорным детям.
В связи с тем, что большинство сотрудников милиции были отправлены на фронт, личный состав пришлось почти полностью обновить. Новые кадры, пришедшие на места, не обладали требуемой профессиональной подготовкой в условиях военного времени, что немедленно сказалось на качестве их работы. Так в 1942 году уровень преступности вырос на 20% по сравнению с 1941 годом.
Из-за неблагоприятной ситуации с кадрами и их подготовкой в очередной раз изменились требования к поступающим в школы рабоче-крестьянской милиции. Было решено производить комплектование отделения усовершенствования профессиональной подготовки руководящего начальствующего состава милиции из числа сотрудников, перспективных в плане руководящей работы. Для кандидатов, отбираемых в школу для обучения на отделении руководящего начсостава милиции, был увеличен возрастной ценз и снижен обязательный общеобразовательный ценз - не ниже пяти классов средней школы. Это позволило в некоторой степени решить проблему улучшения руководства в милиции. В то же время для претендентов на обучение на научно-техническом отделении обязательным требованием стало наличие законченного среднего образования.
Содержание приемных испытаний, в целом, оставалось прежним: русский язык в объеме пяти классов средней школы и Конституция СССР - для командированных на отделение усовершенствования; русский язык, математика и химия в объеме средней школы и Конституция СССР - для командированных на научно-техническое отделение.
Изменения, которые произошли в условиях приема в межобластные школы по подготовке среднего начальствующего состава милиции (участковых уполномоченных, оперуполномоченных и помощников оперуполномоченных), носили незначительный характер: отбираемые кандидаты должны были быть
в возрасте не старше 40 лет и иметь общеобразовательную подготовку не ниже 5 классов средней школы. Приемные испытания в межобластные школы теперь ограничивались только двумя дисциплинами: родной язык и Конституция СССР [5, с. 364].
В силу того, что в кратчайшие сроки требовалось повысить качественный уровень профессиональной подготовки новых кадров милиции, период обучения в школах рабоче-крестьянской милиции по стране сократился с двух лет до девяти месяцев.
Во второй половине 40-х годов ХХ века на фоне всплеска бандитизма ситуация с кадрами в органах милиции оценивалась как критическая по причине недокомплекта и неподготовленности. Если проблему количества удалось решить с помощью испытанного средства - партийных мобилизаций, то решение вопроса о качестве профессиональной подготовки требовало развития ведомственной системы учебных заведений по подготовке сотрудников правоохранительных органов по разным специализациям.
Таким образом, в конце 40-х годов ХХ века школы милиции осуществляли подготовку политработников, сотрудников оперативного состава и участковых уполномоченных органов милиции, а также предусматривали переподготовку руководящих политработников и партполитработников, сотрудников руководящего и оперативного состава милиции СССР Учебно-воспитательная работа в школах милиции строилась на основе решений ЦК КПСС и постановлений Советского правительства, приказов, уставов и инструкций Министерства внутренних дел СССР, приказов, инструкций, и указаний Управления учебных заведений МВД СССР, а также учебных и тематических планов. Учебные и тематические планы разрабатывались для очного и заочного отделений школ милиции. Наравне с программами и указаниями МВД СССР, они служили той основой, на которой осуществлялась организация и планирование всего учебного процесса.
Учебные планы школ и курсов начальствующего состава милиции были рассчитаны на два и три года обучения и в своем содержании предусматривали три направления: политическая и общеобразовательная подготовка, юридическая и специальная подготовка, военная и физическая подготовка.
Политическая и общеобразовательная подготовка включала такие дисциплины как история ВКП(б), история СССР, экономическая география, логика, русский язык и литература. В раздел юридической и специальной подготовки вошли советское государственное право, советское административное право, советское уголовное право, дисциплина № 1 и дисциплина № 2 (агентурно-оперативная и следственная работа органов милиции). Раздел военной и физической подготовки предусматривал один набор дисциплин: строевую и физическую подготовку, огневую подготовку, топографию, тактику и самбо. Помимо этого были предусмотрены факультативные занятия по фотографии и автомотоделу.
Специфика каждой специализации обусловила различия в учебных планах школ милиции. Например, учебный план подготовки политработников и партполитработников милиции МВД СССР, помимо выше перечисленных дисциплин, также предусматривал: в разделе политической и общеобразовательной подготовки - всеобщую историю, диалектический и исторический материализм, международные отношения и внешнюю политику СССР, психологию, экономическую и политическую географию СССР и зарубежных стран; в разделе юридической и специальной подготовки - советский уголовный процесс и партполитра-
Библиографический список
боту в органах милиции. В числе факультативных дисциплин, кроме фотографии и автомотодела, было введено самбо.
Учебный план подготовки оперативного состава органов милиции включал: в разделе политической и общеобразовательной подготовки - математику; в разделе юридической и специальной подготовки - судоустройство в СССР и советский уголовный процесс, криминалистику, судебную медицину и психиатрию, гражданское право, гражданский процесс, советское трудовое право, земельное и колхозное право, учет денежных средств и материальных ценностей и судебно-бухгалтерскую экспертизу, судебную статистику и партполитработу в органах милиции. В раздел военной и физической подготовки были включены дисциплины, указанные в том же разделе учебного плана по подготовке политработников и партполитработников милиции МВД СССР, а именно строевая и физическая подготовка, огневая подготовка, топография и тактика.
Учебный план подготовки участковых уполномоченных органов милиции в школах начальствующего состава милиции МВД СССР устанавливал более насыщенное содержание раздела политической и общеобразовательной подготовки: помимо перечисленных выше дисциплин, общих с другими специализациями, в раздел вошли математика, естествознание, физика, химия и психология. В раздел юридической и специальной подготовки вошли советское государственное право, советское административное право, советское уголовное право, советский уголовный процесс, криминалистика, дисциплины № 1 и № 2 (агентурно-оперативная и следственная работа органов милиции). Раздел военной и физической подготовки был дополнен учебной дисциплиной самбо. В список факультативных дисциплин вошли фотография, автомотодело и логика.
Следует отметить, что был разработан и учебный план подготовки оперативного состава органов милиции МВД, рассчитанный на три года. По многим позициям он повторял содержание указанных выше учебных планов.
На основе анализа приказов, постановлений и положений НКВД СССР в 30-е и 40-е годы ХХ века можно сделать несколько выводов. Во-первых, положение рабоче-крестьянской милиции в советском государстве никогда не было абсолютно статичным. Его изменения были тесно связаны с политической и социальной ситуацией в советском обществе. Как следствие, структура и функции милиции приобретали более сложный характер. В связи с усложнением структуры советской милиции и расширением ее функций изменялись требования к специалистам правоохранительной сферы и, соответственно, усложнялось содержание профессиональной подготовки курсантов и переподготовки действовавших сотрудников милиции.
Во-вторых, как показал анализ изученных документов, в период с 30-х до конца 40-х годов прошлого века в содержании профессиональной подготовки специалистов правоохранительных органов приоритетное положение сохраняла идеологическая подготовка, целью которой было воспитание чувства преданности партии и правящему режиму, и формирование безукоризненного морального облика будущих кадров рабоче-крестьянской милиции СССР Период военного и поствоенного времени в определенной степени оправдывает доминирующую позицию идеологической составляющей содержания профессионального образования в школах милиции. Однако, то, насколько эффективно идеология способствовала росту профессионализма среди сотрудников милиции, требует отдельного исследования.
1. Архив РАО, ф.10, оп.1,ед. хр.33
2. Государственный архив г. Хабаровска, ф.207, оп.1, д.42.
3. Государственный архив г Хабаровска, ф.207, оп. 1, д.18.
4. Государственный архив г Хабаровска, ф.207, оп. 1, д.10.
5. ГАРФ, ф.9401, оп.12, д.345.
Bibliography
1. Arkhiv RAO, f.10, op.1,ed. khr.33
2. Gosudarstvennihyj arkhiv g. Khabarovska, f.207, op.1, d.42.
3. Gosudarstvennihyj arkhiv g. Khabarovska, f.207, op. 1, d.18.
4. Gosudarstvennihyj arkhiv g. Khabarovska, f.207, op. 1, d.10.
5. GARF, f.9401, op.12, d.345.
Статья поступила в редакцию 25.04.14