России (1649-1833) // История государства и права. 2010. № 8.
10. Гражданское уложение 1809-1814 годов: проекты // Архив Государственного совета. Т. IV: Журнал по делам Департамента законов. СПб., 1874.
11. Гуляев А. М. Русское гражданское право. СПб., 1911.
12. Рождественский Н. Руководство к российским законам. СПб., 1851.
23. Рождественский А. Основы общей теории права: курс лекций. М., 1912.
34. Малышев К. И. Курс общего гражданского права. СПб., 1878.
45. Кавелин К. Русское гражданское уложение // Журнал гражданского и уголовного права. 1882. № 8.
16. Пахман С. В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т. 2.
57. Коркунов Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1890.
18. Кассо Л. А. Общие и местные гражданские законы. Харьков, 1896.
19. Устав промышленный 1832 года // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 12. Ч. 2.
20. Горохов Д. Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
21. Рассказов Л. П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII -начало XXI века): монография / под ред. Л. П. Рас-сказова. Краснодар, 2013.
22. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Законодательное развитие института земельной собст-
венности в Российской империи второй половины XIX - начала XX века// Право и государство: теория и практика. 2013. № 11.
23. Алейников Б. История возникновения и развития собственности в России: от общинной собственности к усилению роли частной собственности // Право и жизнь. 2007. №9 7.
24. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
25. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Ленинская идея национализации земли и ее реализация в процессе формирования законодательной базы, определявшей статус земельной собственности после Октябрьской революции 1917 года // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №9 94.
26. Право собственности в СССР / отв. ред.: Ю. К. Толстой, В. Ф. Яковлев. М., 1989.
27. Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов редакционной комиссии): в 2-х т./ под ред. И. М. Тютрюмова. СПб., 1910.
28. Рассказов Л. П., Верхогляд Д. А. Правовые основы разгосударствления собственности на землю в СССР в период перестройки (19851991 гг.)// Право и государство: теория и практика. 2013. № 12.
29. Рассказов Л. П. Деятельность органов государственной безопасности по реализации политики ВКП(б) (конец 20-х - 1941 гг.). М., 2001.
30. Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968.
Л. П. Рассказов
ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена генезису национальных правовых систем Франции и Германии в Средние века. Автор приходит к выводу, что данные страны, появившиеся на политической арене после распада Франкской империи в IXвеке, имели много общего. В то же время в ходе становления их государственности появились специфические особенности, которые оказали влияние на развитие их права.
Ключевые слова: национально-правовая система, правовая семья, право собственности, государство, феодальное право.
Основные тенденции развития романо-гер-манской правовой семьи наиболее четко можно проследить в процессе формирования и функционирования французской и германской правовых
систем, которые оказали наибольшее влияние на другие государства континента. Отметим, что у Франции и Германии имелись как общие черты, так и отличия, которые определяли специфику
правовых систем данных государств и являлись моделью для национальных правовых систем других стран.
Исходя из этого, проведем сравнительно-правовой анализ процесса генезиса национальных правовых систем Франции и Германии в Средние века.
Германия и Франция утвердились в качестве государств после распада Франкской империи в IX веке, созданной Карлом Великим и по Вер-денскому договору 843 года распавшейся на ряд государственных образований [1, с. 324]. В этом аспекте можно говорить об общих исторических корнях германской и французской правовых систем.
В течение некоторого времени Франция (название утвердилось с Х века) как бывшая крупная часть Франкской империи продолжала распадаться на более мелкие сеньории с весьма пестрым этническим составом населения, хотя номинально Франция считалась отдельным государством. В данный период ее истории (ГХ-ХШ века -период сеньориальной монархии) политическая власть во Франции фактически была разделена между королем и феодалами разного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Крупнейшими феодалами король вообще рассматривался «как первый среди равных». Полномочия короля фактически оставались ограниченными (он считался главой войска, осуществлял суд, должен был поддерживать мир в стране), поскольку он не имел рычагов реализации этих полномочий.
В отличие от Франции, Германия в Х-ХГ веках представляла собой единое государство, созданное путем объединения племенных герцогств. В этот период в результате успешных завоевательных войн произошло значительное территориальное расширение Германского государства, в частности, к нему были присоединены Италия, Бургундия, Чехия и другие страны, что привело к образованию Священной Римской империи германской нации.
В новом государстве не было прочных экономических и политических связей между составными частями. Их объединение в значительной мере определялось внешней политикой королей, преследовавших главную цель - захват территорий соседних государств [2, с. 210].
Король Германии в данный период избирался небольшой группой крупнейших феодалов. Значительное усиление королевской власти произошло при Оттоне Г (936-973 гг.), который, воспользовавшись феодальными раздорами в Италии, был коронован в 962 году в Риме императором, и таким образом германский король
стал контролировать избрание Папы (лишь в конце ХГ века папство освободилось от опеки германских императоров).
Центральный аппарат в Германии в Х-ХГГ века сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной позднему Франкскому государству. Особый аппарат был создан для управления Италией.
В ХГГГ веке в Германии начинается период раздробленности. Она стала распадаться на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений. Развитие товарно-денежных отношений не привело, как и в других западноевропейских странах, к централизации государственной власти, напротив, экономическая и политическая раздробленность усилилась. Соответственно, возросло значение князей. Власть императора во многом стала чисто номинальной, он был зависим от князей-выборщиков (курфюстов), которые определяли его во власть.
Окончательная феодальная раздробленность германских государств была закреплена в Золотой булле 1356 года. После этого Германская империя представляла собой совокупность множества (до 300) монархий и автономных политических образований, имеющих весьма слабые единые органы управления: рейхстаг (из представителей светских феодалов и духовной знати), армию (не более 40 тысяч человек), имперский суд (в качестве высшей аппеляционной инстанции). По своему государственному устройству такая империя была больше похожа на конфедерацию.
С ХГГГ века центральный аппарат во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился под контролем курфюстов (наиболее влиятельных князей, избиравших короля). С ХУ века коллегия курфюстов имела в руках громадную долю государственной власти (они не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами). Помимо императора, с ХГУ-ХУ века в Германии существовали еще два постоянных общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг представлял собой представительный орган власти, состоящий из 3 коллегий:
- курфюстов;
- князей, графов и свободных господ;
- представителей имперских городов.
Рейхстаг обладал правом законодательной
инициативы, утверждал указы императора, согласовывал важные императорские решения по военным, международным и финансовым вопросам. Решения рейхстага не имели строгой обяза-
тельной юридической силой, и, таким образом, в этом органе власти превалировали законодательные функции.
Империя не имела постоянного войска. С XV века основой имперской и княжеских армий стали отряды наемников.
В целом центральные органы империи не могли обеспечивать ее единства. До конца XVIII века существовала формальная монархия при фактическом феодальном многовластии курфюстов.
В то же время в самих княжествах имела место значительно более централизованная сослов-но-представительная монархия (в частности, функционировали ландтаги - представительные органы духовенства, рыцарей и горожан), а в XVII веке, то есть позднее, чем в Англии и Франции, в германских государствах утвердились абсолютные монархии (так называемый княжеский абсолютизм); среди этих княжеств наиболее значимое положение занимали Пруссия и Австрия.
В то время когда Германия переживала период феодальной раздробленности, во Франции начинается процесс «собирания земель», и в XIV-XV века завершается перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации духовенства, дворянства и «третьего» сословия (городское население и крестьяне-цензитарии, то есть лично свободные). Сословная консолидация неизбежно вела к ослаблению власти отдельных сеньоров на контролируемых ими территориях. В частности, у них было отнято право чеканить сво монеты, иметь свое войско; любое решение сеньора можно было обжаловать в королевский суд.
В 1303 году была выдвинута формула: «Король является императором в своем королевстве». Этим подчеркивалась полная независимость французского короля в международных отношениях. Тем не менее король не мог не считаться с оппозицией в виде феодальной олигархии, а также с укрепляющимся третьим сословием.
К началу XIV века оформился политический компромисс между королем и представителями разных сословий. Организационно-политическим выражением этого стали особые сословно-пред-ставительные учреждения - генеральные штаты и провинциальные штаты, где предусматривались выборные представители от различных сословий. Таким образом, был найден баланс исполнительной и представительной ветвей власти.
С XVII века во Франции происходит становление абсолютизма, способствовавшего завершению территориального объединения страны, формированию единой французской нации, ускоренному развитию промышленности и торговли.
В 1614 году были в последний раз (до начала
буржуазной революции) созваны Генеральные штаты. Оппозицией королю оставался лишь Парижский парламент, представлявший интересы крупных феодалов. Однако в 1688 году Людовик XIV отменил право парламента опротестовывать и отменять королевское законодательство. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании Людовика XIV: «Государство - это я!». Окончательно абсолютизм оформился при кардинале Ришелье, который сурово подавлял восстания крестьян и городских низов и в то же время решительно разбирался с непокорными представителями феодальной олигархии. Ришелье совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула.
Таким образом, во Франции в Средние века выделяются 3 этапа развития феодального государства:
- сеньориальная монархия (IX-XШ века);
- сословно-представительная монархия (XIV-XV века);
- абсолютная монархия (XVI-XVШ века).
В то же время Германское феодальное государство прошло в своем развитии 2 характерных этапа:
- становление и развитие централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X-XII века);
- территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX века) на основе сеньориальной монархии с элементами сословно-пред-ставительной монархии.
После относительно короткого периода единства в Германии, в XIII веке, начался необратимый процесс феодальной раздробленности, и, в отличие от Франции, в Германии Средних веков так и не произошло становление централизованного целостного государства. Германия продолжила развиваться по пути территориальной раздробленности и утверждения на поздних стадиях княжеского абсолютизма, когда отдельные княжества и земли превращались в мелкие государства, лишь формально связанные между собой императорской властью [3, с. 108-111, 113-116].
Данные особенности Франции и Германии оказали влияние и на развитие их права.
Вплоть до Великой французской буржуазной революции (1789 г.) французское право представляло собой симбиоз многих локальных правовых систем, распространявшихся на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и так далее) или на сравнительно небольшие территории. По меткому выражению Вольтера, во Франции «меняя почтовых лошадей, меняют право».
К Х веку во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи. На смену им в период раздробленности пришли территориальные правовые обычаи, отличавшиеся большим разнообразием, особенно в крупных феодальных имениях (Нормандия, Анжу, Бретань и другие). С ХГГ века отдельные кутюмы (нормы обычного права) стали записываться, а в ХГГГ веке уже был составлен сравнительно полный сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии. Позже в подобные сборники добавляли нормы римского и канонического права. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.
В последующее время предпринимались попытки унифицировать право. В обработанном виде кутюмы стали более удобными и для их доктринального толкования. В ХУП-ХУШ века выходит ряд работ Авуазеля, Дома, Потье, в которых кутюмы были не только унифицированы, но и согласованы с судебными решениями, и таким образом обосновывали идею создания единого общефранцузского права.
Если на севере Франции преобладало обычное право, то на юге - римское, к которому у французских королей отношение было неоднозначным. Одно время римское право даже запрещали преподавать в Парижском университете (при короле Филиппе Августе), чтобы даже в этом не признавать верховенства римско-германского императора. Однако, несмотря на это, римское право стало частью французского права.
Важным источником французского феодального права было городское и каноническое право, а также правовые акты королей (ордонансы, эдикты, приказы, декларации и другие).
В праве собственности особенностью была иерархическая структура феодальной земельной собственности. Важное место занимал договор займа. В уголовном праве вплоть до 1789 года уголовная ответственность непосредственно связывалась с сословным положением виновного.
Французское феодальное право уже знает разделение на публичное и частное.
В развитии феодального права Германии выделяются 3 этапа:
- период преобладания обычного права (Х-ХГУ века);
- период рецепции римского права (ХГУ-ХУГГ века);
- период оформления самостоятельных правовых систем в княжествах (ХУП-ХУШ века).
В ХГГГ веке укрепившиеся обычаи стали записываться и приобретать форму законов. Наибольшую известность в данный период имели
Саксонское зерцало и Швабское зерцало. Первое преобладало в северных и северо-восточных землях Германии, второе - на юге [4, с. 201].
Саксонское зерцало построено по типу судебника и делится на две части, посвященные земскому и ленному праву. Земское право включало нормы государственного, гражданского, уголовного (в том числе процессуальные аспекты). Ленное право регулировало отношения между высшими слоями феодалов. Зерцало признавалось во всех германских землях, и на него ссылались вплоть до конца ХГХ века. В Швабском зерцале, также состоящем из земского и ленного права, ощущалось влияние канонического права, в частности, подробно регламентировались взаимоотношения императора и Папы. Имперские законы как источник права в данный период играли незначительную роль.
В ХГУ-ХУП века возрастает значение римского права. Рецепция его основных институтов была обусловлена развитием, прежде всего, товарно-денежных отношений и способствовала установлению определенного правового единообразия, однако она так и не получила логического завершения.
С ХГГГ века в качестве источника права все чаще стали использоваться комментарии ученых-юристов (глоссаторов), благодаря усилиям которых и стало возможным проникновение и широкое распространение в Германии римского права, превратившегося в ведущий источник права, прежде всего в сфере гражданского права.
Важнейшим источником права феодальной Германии ХУГ века стало Уголовно-процессуальное уложение Карла V - «Каролина». В Уложении еще отсутствует четкое разделение материального и процессуального права, но вместе с тем содержится ряд общих положений уголовного права, что расценивается как значительный шаг вперед по сравнению с предшествующим законодательством.
Германское феодальное право впервые в европейском праве установило тюремное заключение как вид уголовного наказания. Это было сделано в «Каролине». Так, согласно ст. СЬУП в случае поимки вора с поличным тот должен уплатить двойную стоимость вещи, а если ему нечем платить, то он «должен быть наказан заключением в тюрьму на некоторый срок».
В уголовном праве феодальной Германии получили развитие институты Общей части, среди которых: необходимая оборона; смягчающие и отягчающие обстоятельства; умысел и неосторожность, покушение, соучастие. Это свидетельствует о значительном продвижении вперед в развитии права.
Следует отметить, что «Каролина» получила признание во всех германских землях. С XVII века в связи с тенденцией абсолютизма в германских землях стали складываться собственные правовые системы. В этот период заметно активизировался процесс кодификации права в землях. Так, в Баварии, Австрии, Терезиане в XVIII веке издаются уголовные и гражданские кодексы, сыгравшие огромную роль в развитии права во многих странах, в том числе и в России [3, с. 111-112, 116-117].
Итак, Германия и Франция, появившиеся на политической арене в результате распада Франкской империи в IX веке, имели много общего. В то же время в ходе становления их государственно-
сти появились специфические особенности, которые оказали влияние и на развитие их права.
Литература
1. История государства и права зарубежных стран. М.; Ставрополь, 2003.
2. История государства и права зарубежных стран. М., 2006.
3. Рассказов Л. П., Упоров И. В., Карнаушен-ко Л. В. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. Краснодар, 2004.
4. Романенко В. Б., Серегин А. В. История государства и права зарубежных стран. Ростов н/Д, 2009.
Г. С. Працко, В. Ю. Шпак ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ
В статье рассматривается проблема институционализации политической науки в России. Авторы отмечают, что законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика представляет собой деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты, субъекты, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Ключевые слова: политология, институционализация, государственная власть, общество, средний класс, политика, юриспруденция.
Институционализация политической науки в нашей стране не имеет четкого начала, но она была вызвана общественно-политической потребностью ученых, которые в XIX веке и ранее проводили исследования в рамках более определенных и признанных властью отраслей знания. Этот период Ю. Г. Пивоваров называет «предпо-литологией».
В 1917 году началась эпоха негативного отношения к политической науке со стороны государственной власти. Моноидеологизация на десятилетия затормозила развитие политологии в нашей стране.
25 января 1989 года принята новая номенклатура научных специальностей, среди которых была и политическая наука. С 1990 года в вузах стали организовываться кафедры политологии, открываться советы по защите диссертаций по этой отрасли знания. Начался новый этап, который институционализировал политическую науку, придал ей мощный интеллектуальный научный стимул к творческой деятельности.
Зарождение политической науки не имеет четкого определения в научной среде. Но главное все
же заключается в том, что можно назвать имена десятков ученых, которые в той или иной мере исследовали политическое в разных аспектах, сюжетах и даже выделяли отдельные междисциплинарные отрасли знания, в которых «присутствовало» политическое измерение содержания.
Б. Н. Чичерин был основоположником «государственной школы», последователем гегельянства в России. Поскольку Гегель был государственником и отдавал первенство государству в его взаимоотношениях с гражданами и обществом, то и Чичерин много внимания в своих трудах уделял государству в его различных ипостасях. Так, государство он считал высшей социальной и духовной формой, союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Государство есть единство власти, территории и свободы, скрепляемое законом и принципом справедливости. Частное благо - цель гражданского общества, основанного на праве. «В государстве лицо не есть только разумно-свободное существо, равное со всеми другими; оно является членом высшего целого, в котором оно при-