Для цитирования: Смаилов С.Т., Подшивалова М.В. Генезис инновационной системы Республики Казахстан // Управление в современных системах. 2022. №2. С. 41-54.
DOI: 10.24412/2311-1313-34-41-54
УДК 332.1 JEL: O32
ББК 65.7
ГЕНЕЗИС ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Смаилов С.Т.1, Школа инноваторов Подшивалова М.В. 2, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»
Аннотация
Статья посвящена исследованию структуры инновационной системы Республики Казахстан, ее основных элементов, их функций и способов взаимодействия. Целью исследования служило изучение трансформации инновационной системы на протяжении двух десятилетий под влиянием внутренних и внешних экономико-политических факторов. В результате исследований были систематизированы элементы государственной инновационной политики Республики Казахстан, проанализированы качественные и количественные характеристики деятельности институтов инновационной инфраструктуры, а также определена специфика стадий жизненного цикла инновационной системы Республики Казахстан.
Ключевые слова: инновационная политика, инновационная система, Республика Казахстан, «Цифровой Казахстан», технологическое предпринимательство.
Введение
Основные подходы к индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (РК) были сформированы в 2003 г. в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., однако последующие кризисы 2007-2009 гг., 2014-2016 гг. внесли свои корректировки в реализацию ее мер.
С 2020 г. началась реализация 3-й программы индустриально-инновационного развития. В настоящее время регуляторное влияние государства на инновационные процессы постепенно усиливается, диверсифицируются его формы, направления и механизмы; существенно расширяется и углубляется участие государства как в финансировании, так и технической реализации инновационных и смежных с ними процессов; увеличивается роль государственных институтов в обеспечении инновационной деятельности. В силу чего есть основания утверждать о «прогрессирующем» состоянии в реализации современной государственной инновационной политики. В поддержку этого свидетельствует то, что за последнее время принят ряд нормативно-правовых документов в сфере государственного регулирования инновационной деятельности и технологического предпринимательства. Большое количество этих документов представляет собой акты общенационального масштаба, регулирующие инновационную сферу, что также подчеркивает активную роль государства. Если бы она была более пассивной, то трансакционные издержки субъектов инновационной
1 Смаилов Сергей Темирбулатович - Основатель и руководитель «Школа инноваторов»; Республика Казахстан, 010000, г. Нур-Султан, ул. Калдаякова 1-361; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 3942-3610; Author ID РИНЦ: 1142638; ORCID: 0000-0002-9702-7271.
2 Подшивалова Мария Владимировна - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и Финансы», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»; Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 6340-3629; Author ID РИНЦ: 462758; Scopus Author ID: 57190409538; ORCID: 0000-0003-3589-8386.
деятельности были бы слишком высоки.
В научном сообществе проблемы стимулирования инновационного развития за счет грамотно выстроенной государственной политики изучаются с момента перехода на рыночные отношения. Так, классическими работами в этом направлении могут быть признаны исследования Полтеровича В.М. [2009] Курнышевой И., Сивяковой М. [1994], Ракитова А.И [2009], Сурина А.В. [2007]. Проблемы становления инновационных систем на примере России и Казахстана изучали Кулбатыров Н.Н., Асенова А.Е. [2014], Баядилова Б.М., Кайсаевна К.Г. [2019], Рахметулина Ж.Б., Рыскулова Ж.О. [2021]. Особенностью данной темы последних 3-5 лет стало активное изучение технологического предпринимательства как драйвера инновационных экосистем на национальном уровне. Среди основных авторов, чьи исследования затрагивают эти вопросы, ученые России и Казахстана (Кусакина О.Н., Левушкина С.В. [2013], Бабкин А.В., Чистякова О.В. [2014], Ставбуник Е.А., Нурмаганбетов А.С. [2019]). Стоит отметить и институциональные аспекты формирования инновационных систем, которые отражены в работах Хайруллиной М.В. [2016], Балашовой Е.С., Громовой Е.А. [2016]. Однако, несмотря на столь активное изучение концептуальных основ инновационного развития национальных экономик, незначительно число работ, посвященных систематизации пройденного пути, в частности через построение соответствующего генезиса, особенно на данных Республики Казахстан. В силу чего наша работа - это попытка авторов восполнить этот исследовательский пробел.
Инновационная система Республики Казахстан
Инновационная политика представляет собой отношение государства к инновационной деятельности, выражаемое через определение целей, направлений этой деятельности, форм и видов деятельности государственных институтов в области науки, техники и инноваций. В этой связи рассмотрим основные уровни, задачи, документы и субъекты государственной инновационной политики Республики Казахстан. Для реализации инновационной политики в государстве, ею необходимо управлять, что осуществляется через специальные институты: национальные компании, государственные агентства, инвестиционные фонды и т. д. (рис. 1).
На рисунке 1 приведены основные институты индустриально-инновационного развития и государственной поддержки инноваций в Казахстане по состоянию на начало 2021 года. Конечно, данным перечнем не ограничивается совокупность институтов, участвующих в управлении и регулировании инновационных процессов, на данном рисунке не представлены научные организации, институты, различные общественные организации и аскелераторы. Как видно, каждый из уровней государственной инновационной политики решает свои специфические задачи, и, соответственно задействует свои субъекты инновационной деятельности, а также создает специальные регламентирующие документы.
Управленческое воздействие основных институтов индустриально-инновационного развития и государственной поддержки инноваций в Казахстане осуществляется в следующих направлениях: программирование; создание инфраструктуры (обеспечение инновационной деятельности); предоставление грантов и организация венчурного финансирования (обеспечение и участие); содействие в реализации проектов; общее инновационное стимулирование и развитие инновационной культуры.
Создание инновационной экосистемы в Казахстане является одним из важнейших направлений работы государственной программы «Цифровой Казахстан». Эта задача была поставлена первым Президентом Казахстана - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, в Послании от 5 октября 2018 г. Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в связи с этим ведется работа по созданию инновационных кластеров (технологических платформ). Это объединение стартапов, бизнес-объектов, исследовательских организаций, которое действует в одном секторе и регионе, и нацелено на объединение усилий, мощностей и передового опыта.
Рисунок 1. Государственная инновационная политика РК Примечание: авторская разработка.
По приоритетным направлениям определены 8 кластеров (рис. 2):
Источник: составлено авторами на основе1.
Для каждого из направлений, представленных на рисунке 2, будет создан собственный центр компетенций - базовая организация, отвечающая за реализацию пилотных проектов, который будет обладать возможностью для наращивания и масштабирования компетенций, а также международных партнерских связей. Основной задачей этих центров будет формирование кластера с привлечением корпораций, стартапов, инвесторов, научных организаций и вузов.
Управленческое воздействие государственной инновационной политики в Казахстане условно можно разделить на три основные группы:
- создание специальных субъектов, уполномоченных на реализацию мер государственной поддержки (национальные управляющие холдинги, национальные компании, национальные институты развития);
- формирование инфраструктуры индустриально-инновационной системы;
- управление инструментами поддержки предпринимательства в инновационном процессе.
Отдельно выделим процесс финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности. Любой проект упирается в финансовый вопрос. Как было отмечено на рисунке 2, важное значение для реализации инновационной политики в стране имеет система государственной поддержки, которая непосредственно реализует программы развития инноваций и технологического предпринимательства.
Согласно Закону РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «.. .программы содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности разрабатываются и реализовываются уполномоченным органом, отраслевыми уполномоченными органами, местными органами, а
1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827. «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан». // Эдшет [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: 20.11.2021).
также могут разрабатываться и реализовываться ВУЗами, научными организациями и научно-образовательными консорциумами»1.
Что касается источников финансирования инновационной деятельности в Казахстане, то они представлены различными грантами (рис. 3): отечественными и международными, средствами бизнес-ангелов, венчурными фондами. Работают государственные и венчурные финансовые инструменты поддержки: грантовое и программно-целевое финансирование научных разработок осуществляют Министерства согласно отраслевым программам, Программа Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций», другие международные программы, «QazTechVenture» и венчурные фонды.
2003 Национальный инновационный фонд
В настоящее время АО «QazTech Ventures» - не предоставляет гранты, а осуществляет венчурное финансирование
2010
АО «Казахстанский институт развития индустрии»
2018
АО «Казахстанский институт развития индустрии и экспорта»
2019
АО "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry"
АО «0а71Мшйу» - с 2018 года взял на себя некоторые функции АО «НАТР», а с 2020 года не предоставляет инновационные гранты
2003 АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий»
Ф
2005 уставный капитал и функции переданы в АО "НАТР"
V___'
О
2019 уставный капитал и функции переданы в Холдинг "Зерде"
О
2019 выделено в отдельный институт АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations»
АО «QazInnovations» с 2021 года предоставляет инновационные гранты
Рисунок 3. Реорганизация трех институтов, предоставляющих гранты на инновации и
технологическое развитие Примечание: авторская разработка.
Операторские функции по предоставлению мер государственной поддержки в рамках государственных программ индустриально-инновационного развития в разные годы выполняли различные организации, в т. ч. дочерние организации АО «НУХ «Байтерек», различные агентства и институты развития. Передача функций от одной организации к другой в области финансирования инноваций вносила сложности в процесс коммерциализации технологических разработок.
Принятый в 2015 г. Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» ставит перед собой основной целью разработку новых способов и направлений взаимодействия бизнеса и науки, а также в части стимулирования предпринимательства к вовлечению в научные проекты и внедрению их результатов в
1 Закон Республики Казахстан от 31.10.2015 года № 381-V ЗРК. «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2021 г.). // Эдшет [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000381 (дата обращения: 11.01.2022).
практическую реализацию.
Для реализации Закона РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» на практике в 2016 г. оператором по грантовому финансированию проектов коммерциализации РННТД был определен АО «Фонд науки».
Финансирование проектов осуществлялось по 44 приоритетным направлениям, указанным в Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг., Стратегическом плане развития РК до 2020 г., Посланиях Президента РК народу Казахстана от 31 января 2017 г. и 10 января 2018 г.
В соответствии с Конкурсной документацией, заявитель мог выбрать один из трех механизмов реализации проектов по коммерциализации РННТД:
1) в качестве Грантополучателя выступает стартап-компания, созданная Заявителем -Победителем конкурса совместно с Частным партнером;
2) в качестве Грантополучателя выступает Частный партнер по предварительной договоренности с Заявителем-Победителем конкурса;
3) в качестве Грантополучателя выступает Заявитель-Победитель конкурса или стартап-компания созданная Заявителем-Победителем конкурса.
Всего по итогам конкурсов АО «Фонд науки» за 2016-2018 гг. только в части грантового финансирования проектов по направлениям коммерциализации результатов научной, научно-технической деятельности поддержано 156 проектов. Из них 90 проектов достигли этапа продаж, было создано более 1300 рабочих мест (табл. 1).
Таблица 1
Грантовое финансирование проектов, единиц
Показатели 2016 2017 2018 Базисный темп прироста, %
Получено заявок 337 502 431 27,9
Одобрено заявок 32 72 78 143,8
Реализуется (по сост. на начало 2020 г.) 20 66 67 235,0
Имеется софинансирование со стороны бизнеса 14 60 65 364,3
Доля софинансирования 11,3% 14,4% 15% 32,8
Примечание: составлено авторами на основе1
Однако было выявлено множество нарушений и несоответствий с нормативно-правовой базой процесса финансирования РННТД, которые препятствовали эффективному процессу коммерциализации, в т.ч.:
- несоответствие некоторых основных понятий, используемых в законах РК «О коммерциализации РННТД» и «О науке»;
- несоответствие закона РК «О коммерциализации РННТД» и бюджетной программы Министерства образования и науки разработана;
- ограничение участников проектов в финансировании нормами Закона РК «О науке», что противоречит основным принципам государственной политики в области коммерциализации результатов научной и (или)научно-технической деятельности;
- отсутствие законодательно урегулированных вопросов внедрения конечного
научного продукта в производство, т.к. процесс коммерциализации РННТД последовательно должен проходить стадии от рождения инновационной идеи/технологии до получения коммерческого эффекта;
- проблемы с формированием состава научного совета при определении проектов на финансирование.
В настоящее время стоит вопрос о приведении понятийного аппарата различных законов в сфере регулирования инновационной деятельности в единую норму, в урегулировании порядка финансирования проектов коммерциализации результатов научных и научно-технической деятельности; в законодательном закреплении механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 13.12.2018 г. №830 «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития» функция предоставления инновационных грантов уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности была передана АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта», а в 2021, как выделено на рисунке 4 - в АО «QazInnovations».
Гранты в рамках бизнес-инкубирования
Гранты на поддержку определенных кластеров
Рисунок 4. Пересечение деятельности основных органов, реализующих инструменты
предоставления инновационных грантов Примечание: составлено авторами по данным Фонда прямых инвестиций (Казына Капитал Менеджмент).
В настоящее время остается не вполне урегулированным объединение понятий инновационный грант и грант на финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности.
Таким образом, в законодательстве Республики Казахстан не совсем четко определены меры поддержки и инструменты финансирования инновационных проектов и программ, направленных на развитие и применение новых технологий. Тем не менее уже разделены основные направления: АО «QazTech Ventures» осуществляет развитие рынка венчурных инвестиций, в т. ч. создание и развитие венчурных фондов; АО «QazInnovations» развивает систему бизнес-инкубирования, а QazIndustry предоставляет гранты на поддержку определенных кластеров (в настоящее время обрабатывающая промышленность, в будущем -также и иные промышленные гранты).
В Главе 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан определен механизм по предоставлению инновационных грантов. При этом в данном кодексе четко закреплено понятие инновационного гранта. Так, согласно определению «.. .под инновационным грантом понимаются бюджетные средства, предоставляемые субъектам индустриально-инновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их индустриально-
инновационных проектов в рамках приоритетных направлении предоставления инновационных грантов»1. Гранты выдаются по трем ключевым направлениям.
1. Инновационные гранты на коммерциализацию.
2. Инновационные гранты на технологическое развитие действующих предприятии.
3. Инновационные гранты на технологическое развитие отраслей.
Всего, за период с 2011 г. по 2020 г. в Республике Казахстан было выдано грантов на 18 741 млн тенге (рис. 5).
8000
- млн.тенге
о sa н
о щ
Т -
Ч
о «
140 120 100 80 60 40 20 0
7 130
□ кол-во договоров
4 674
129
1 99 6 1 687 \ 1 687
821 1 _641 > 608 s
44 41 66 ^ Н V 78
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
о
н =
es &
-
£
Э &
■а • а =
« 5
SB S
н
es &
н es со
2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рисунок 5. Статистика выданных грантов на инновационные цели, 2011 -2020 гг. Примечание: рассчитано авторами по данным2.
Интересно посмотреть результаты обратной связи по выданным грантам. Величина выпущенной продукции за 2011-2020 гг. грантополучателями составила 198,5 млрд тенге. При этом на 1 тенге выданного гранта произведено продукции на 10,6 тенге (198,5 млрд тенге выпущенной продукции к 18,7 млрд тенге выданных грантов). При этом реализовано продукции - 202,1 млрд тенге (64,2 млрд тенге на внешний рынок). Можно заключить, что грантовая политика имеет положительный мультипликационный эффект для экономического развития Республики.
В 2021 г. уполномоченный орган поддержки инновационной деятельности QazInnovations запустил грантовую программу с ориентацией на стартап-проекты, направленные на инновационные технологии. Программу отличают гибкие условия направлений финансирования, а также увеличивается доля финансирования государства. С 2021 г. грант QazInnovations покрывает до 90% расходов (до 150 млн тенге) на коммерциализацию технологий. Это связано, в первую очередь, с тем, что потенциальные получатели - это субъекты малого и среднего бизнеса и стартапы. Еще одной особенностью программы является упрощенная подача документов первичного пакета через онлайн портал и ускоренный период рассмотрения и отбора заявок. Совет по рассмотрению (документов) заявок состоит из инвесторов и независимых экспертов, имеющих опыт коммерциализации и инвестирования.
Общая характеристика процесса выделения грантовых средств QazInnovations представлена в таблице 2.
1 Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.07.2021 г.). .// Эдшет [Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения: 11.01.2022).
2 Официальный сайт Фонда прямых инвестиций (Казына Капитал Менеджмент) [Электронный ресурс]. URL:
https://kcm-kazyna.kz/ru/investment-activity/funds/ (дата обращения: 11.01.2022).
Таблица 2
Выделение грантовых средств на инновации QazInnovations с 2021 г.
Статус проекта Акселерационный период Реализация проекта Коммерциализация проекта
Период реализации до 3 месяцев 12 месяцев 9 месяцев
Грантовые средства, тенге 10 миллионов до 140 миллионов
Примечание: составлено авторами по данным1.
Общий срок освоения инновационного гранта не превышает 24 месяцев. В свою очередь, получившие грант предприятия, имеют обязательство реализации продукции не менее чем 10% от суммы гранта в течение трех лет после освоения средств. Также программой предусмотрена ответственность грантополучателей за некачественное или несвоевременное исполнение обязательств, во избежание недобросовестного использования государственных средств. На постоянной основе будет обеспечиваться мониторинг по проектам грантополучателей, в том числе путем выездного мониторинга в регионы страны с проверкой выполнения мероприятий согласно календарным планам, наличия приобретенного оборудования, материалов и комплектующих, достоверности финансовых документов и т. д.
Далее рассмотрим систему венчурного финансирования инновационной деятельности. Структура венчурного инвестирования Республики Казахстан, состоящая из главенствующей организации и дочерних компаний, представлена на рисунке 6.
АО НУХ «Байтерек»
АО «QazTech Ventures»
4->
Капитал Казына Менеджмент (софинансирующий инвестор), другие инвесторы
- ---- Венчурный фонд
i - Г V
Стартапы Технологические предприятия Предприятия в рамках ГПИИР
Рисунок 6. Структура венчурного инвестирования в Казахстане Примечание: составлено авторами.
QazTech Ventures, ответственно за такое направление стратегических задач как венчурное финансирование. QazTech Ventures напрямую взаимодействует с венчурными фондами и Капитал Казына Менеджмент, а с помощью управляющей компании производит финансирование проектов. При этом выбором наиболее перспективных проектов руководит Управляющая компания.
АО «Казына Капитал Менеджмент» фокусируется на привлечении международных
институциональных инвесторов и локальных инвесторов к софинансированию проектов в приоритетных секторах экономики Казахстана. Модель соинвестирования и уникальная сеть партнерских отношений, созданная ККМ, обеспечивают возвратность вложенных инвестиций. В таблице 3 представлены основные фонды, участвующие в венчурном финансировании индустриально-инновационных проектов страны.
Таблица 3
Фонды, сотрудничающие с АО «Казына Капитал Менеджмент»
Фонд Инвесторы фонда Отраслевые приоритеты
Baiterek Venture Fund ККМ Приоритетные отрасли ГПИИР
KCM Sustainable Development Fund I C.V. ККМ, BV Management АПК, обр. промышленность, технические услуги и предоставление сервиса, здравоохранение, информация и связь, энергетика и т.д.
Российско-Казахстанский фонд нанотехнологий ККМ, Роснано, ВТБ Капитал, I2BF инновационные проекты
Kazakhstan Infrastructure Fund C.V. ККМ , Verno Инфраструктура и отрасли в рамках программы ГПИИР
CITIC Kazyna Investment Fund I L.P. ККМ, CITIC Group, прочие инвесторы Инфраструктура, промышленность, энергетика и др.
Kazakhstan Growth Fund LP. ККМ, ЕБРР, CEECAT Пищевая промышленность, производство оборудования, металлургия, деревообработка и текстильное производство
Da Vinci Emerging Technologies-Fund III ККМ, «Самрук Казына, DEG инновации в области программного обеспечения, цифровой трансформации, включая инфраструктурные, финансовые и телекоммуникационные сферы.
Примечание: составлено авторами на основе данных1.
Опыт ведущих зарубежных стран показывает, что на начальных этапах развития инноваций государство играет ключевую роль, так как высокорискованный характер проектов ограничивает доступ к банковскому и частному капиталу. Вместе с тем в мировом сопоставлении финансирование технологических инноваций и НИОКР в Казахстане находится на низком уровне, что влияет на качество, масштабы и уровень результатов реализации инновационной политики в стране.
Технологическое предпринимательство и инновации неразрывно связаны со сферой интеллектуальной собственности, которое является одним из основных критериев реализации и коммерциализации проекта. Обсуждение ценности интеллектуальной собственности (ИС) стало общей темой и теперь занимает центральное место в бизнес-стратегии растущего числа технологических компаний, как больших, так и малых, внутри страны и за рубежом. Акцент на ИС и права интеллектуальной собственности (ПИС) - это тенденция, которая развивалась
в течение последних нескольких лет в результате конвергенции факторов, включая рост индустрии монетизации патентов, продолжающиеся реформы патентного законодательства США, появление Китая и других стран Дальнего Востока, как лидирующих центров производства технологий и пропаганды «наукоемкой» экономики. Создание, поддержание и монетизация прав интеллектуальной собственности так же жизненно важны для успеха технологической организации, как создание продуктов или услуг. Стратегия защиты прав интеллектуальной собственности в государстве должна гармонично сочетаться со стратегией коммерциализации и финансирования проектов, а управление ПИС должно становиться неотъемлемой частью стратегии технологического предпринимательства1.
Согласно данным Республиканского государственного предприятия «Национальный институт интеллектуальной собственности» Министерства юстиции Республики Казахстан отмечается стабильность изобретательской деятельности2. Также в Казахстане растет, как количество полученных заявок на регистрации объектов ИС, так и количество зарегистрированных объектов ИС. При этом, такой вид негосударственной дополнительной услуги, как предоставление охраны товарным знакам по Мадридской процедуре показывает тенденцию к снижению количества единиц оказанных услуг. По видам зарегистрированных объектов ИС можно увидеть такую динамику: количество зарегистрированных товарных знаков растет, а изобретений - снижается, максимальный рост показали объекты авторского права. Несмотря на положительную динамику роста зарегистрированных объектов ИС в Казахстане, в сравнении с мировыми лидерами в сфере интеллектуальной собственности, Казахстан показывает незначительные результаты3. Казахстан занимает меньше 0,1% в общемировом объеме регистрации объектов интеллектуальной собственности по состоянию на 01.01.2020, по всем видам, кроме селекционных достижений, по которым показатель составил 0,11%. Это очень низкие показатели работы в сфере регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности, но они сочетаются с основными другими показателями развития инновационной деятельности и технологического предпринимательства.
Результаты и выводы исследования
В настоящей работе мы провели исследование основных уровней государственной инновационной политики Казахстана, стратегического, тактического и оперативного, на которых осуществляются функции управления развитием технологического предпринимательства через создание специальных институтов и программ, финансирования проектов и защиты прав собственности. Так, инновационная система Республики Казахстан в своем развитии прошла ряд этапов, каждый из которых решал специфические для того периода задачи и отличался по своим процессам. В соответствии с этим был разработан генезис развития инновационной системы РК (табл. 4).
Таблица 4
Генезис инновационной системы Республики Казахстан
Этап Описание Характеристики и задачи этапа
1997-2003 Младенчество (принятие первых законодательных актов в сфере регулирования инновационной деятельности, становление первых Диверсификация и модернизация экономики, формирование основ экономической деятельности государства. Принятие Стратегии развития «Казахстан 2030». Принятие Стратегического плана развития до 2010 года. Формирование первой законодательной базы в области индустриально-инновационного развития (Стратегия индустриально -инновационного развития Республики Казахстан на 2003 -
1 Генри Д.Дж. Права интеллектуальной собственности: раскрытие ценности этого нового класса активов, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://timreview.ca/article/504. (дата обращения: 03.12.2021).
2 Статистические данные о работе РГП «НИИС» за период 2016-2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://kazpatent.kz/ru/content/statisticheskie-dannye. (дата обращения: 11.01.2022).
3 World Intellectual Property Indicators 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2020.pdf. (дата обращения: 11.01.2022).
государственных институтов) 2015 года, Закон «О науке»). Создание первых институтов регулирования инновационной деятельности, в т.ч. Национальный инновационный фонд, АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий»
2004-2010 Детство и юность (Формирование основ инфраструктуры) Создание АО «Казына Капитал Менеджмент», АО «Фонд науки», АО «Казахстанский институт развития индустрии», открытие региональных технопарков в городах Алматы, Астане, Караганде, Петропавловске, Уральске, Усть-Каменогорске и Шымкенте и трех конструкторских бюро
2010-2013 Зрелость (Конкретизация модели государственного управления инновационной системой, «модель с большим государственным участием») Принятие Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 годы, Закона РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», создание АО «НУХ «БАЙТЕРЕК», Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан и реорганизация АО «Национальный инновационный фонд» в АО «НАТР»
2014-2019 Стабилизация (Направление вектора развития в сторону совершенствования процессов коммерциализации технологий) Принятие Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, Принятие Предпринимательского кодекса РК, Закона по развитию рынка венчурного финансирования в Казахстане, создание АО «Астана Хаб», АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry», совместных с международными организациями программ-акселераторов, реорганизация АО «НАТР» в АО «QazTech Ventures» и привлечение иностранных инвестиций в инновационные проекты Казахстана
Примечание: составлено авторами по данным1.
Генезис представляет собой категорию познания, которая отражает процессы развивающегося феномена. Методология Адизеса была положена в основу построения генезиса развития инновационной системы Республики Казахстан. Уточним, что в основе методологии находится фундаментальный закон развития организаций как живых организмов, которые проходят схожие стадии жизненного цикла [Адизес, 2007]. Мы полагаем, что концепция жизненного цикла организации актуальна и для инновационных систем, если рассматривать их как организационный механизм инновационного развития. На наш взгляд, можно выделить четыре этапа жизненного цикла инновационной системы: младенчество, детство и юность (активный рост), зрелость, стабилизация.
Далее приведены стадии жизненного цикла инновационной системы Республики Казахстан в соответствии со своими отличительными чертами (рис. 7).
зрелость
3. Конкретизация модели государственного управления инновационной системой, «модель с большим государственным участием»
стабилизация
4. Направление вектора развития в сторону совершенствования процессов коммерциализации технологий
детство и юность
2. Формирование основ инфраструктуры
младенчество
1. Принятие первых законодательных актов, регулирующих систему, становление первых государственных институтов
Рисунок 7. Авторская характеристика стадий жизненного цикла инновационной системы
Республики Казахстан
Примечание: составлено авторами
Построение генезиса показало, что в настоящее время Казахстан находится на этапе «зрелость», поскольку конкретизирована модель - выбрана модель развития инновационной системы «большое государственное участие», этап «детство и юность» пройден с некоторыми критическими факторами, инфраструктура сформирована, переформирована несколько раз, основные задачи управления инновационной деятельности осуществляются, на этапе «зрелость» происходит наращивание объемов массы инновационных проектов, талантов, выбираются способы этого наращивания и сопровождения процессов стабильного развития. Переход от этапа зрелости к стабилизации обусловлен наличием государственного базиса для развития инноваций, в т. ч. (производственные мощности, человеческие ресурсы, общественность).
В настоящее время, государство - это ключевой партнер, берущий на себя риски развития и внедрения инноваций в Казахстане. Также важно заключить, что технологическое предпринимательство на данном этапе развития инновационной системы выступит тем важным вектором развития, который приведет научно-исследовательскую и инновационную деятельность в сторону повышения результативности коммерциализации, реализации и экспорта продукции отечественных инновационных проектов.
Список источников
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб: Питер, 2007, 383 с.
2. Ахтямов М.К., Юлдашева О.У., Кузнецова Н.А. Инновационное развитие предпринимательства в экономике знаний. М: Креативная экономика, 2011, 320 с.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Развитие инновационного предпринимательства в России: понятие, динамика, проблемы, направления развития // Экономическое возрождение России. 2014. № 4(42). С. 157-170.
4. Балашова Е.С., Громова Е.А. Технологическое предпринимательство как конкурентоспособная модель инновационного развития // Экономические исследования. 2016. № 4. С. 1.
5. Баядилова Б.М., Кайсаевна К.Г. Значение инновационного потенциала экономики Казахстана и роль малых форм предпринимательства в обеспечении его роста // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Оренбург: ООО «Аэтерна». 2019. С. 24-30.
6. Кулбатыров Н.Н., Асенова А.Е. О некоторых особенностях развития инновационного предпринимательства в Казахстане // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 276-281.
7. Курнышева И., Сивякова М. Становление системы финансово-кредитной поддержки инноваций // Вопросы экономики. 1994. №7. С.56-65.
8. Кусакина О.Н., Левушкина С.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в условиях инновационно-ориентированной экономики России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3(32). С. 358-363.
9. Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы. // Экономика и математические методы. 2009. №2. С. 3-18.
10. Ракитов, А.И. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. М.: Наука, 2009, 228 c.
11. Рахметулина Ж.Б., Рыскулова Ж.О. Современное состояние инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 2(30). С. 89-96.
12. Слуцкий Е.Г. Инновационная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования /Монография / под. ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014, 734 с.
13. Сурин A.B., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент / Учебники факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Инфра-М, 2007, 368 с.
14. Хайруллина М.В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 16. С. 1831-1848. DOI 10.18334/rp.17.16.36402.
15. Stavbunik, Ye.A., Nurmaganbetov A.S. Innovative entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan: the role of the state in a forming of the institutional conditions for the development of innovative activity of enterprises // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. 2019. Vol. 95. No 3. P. 157-163.
THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN INNOVATIVE SYSTEM GENESIS
Smailov S.T., School of Innovators Podshivalova M.V., South Ural State University (National Research University)
Abstract
The article is devoted to the study of the structure of the Kazakhstan Republic innovation system, its main elements, their functions and ways of interaction. The aim of the study was to study the transformation of the innovation system over the course of two decades under the influence of internal and external economic and political factors. As a result of the research, the elements of the state innovation policy of the Republic of Kazakhstan were systematized, the qualitative and quantitative characteristics of the activities of innovation infrastructure institutions were analyzed, and the specifics of the stages of the life cycle of the innovation system of the Republic of Kazakhstan were determined.
Keywords: innovation policy, innovation system, Republic of Kazakhstan, "Digital Kazakhstan ", technology enterprise.