УДК 159.9:37.015.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
© 2016
Целуйкина Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической психологии и психологии государственной службы Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Саратов (Россия)
Аннотация. В статье представлен анализ различных подходов к определению понятия «гражданственность». Выделены различные аспекты формирования гражданственности личности. Особое внимание уделяется исследованию основных критериев и показателей формирования гражданственности будущих государственных и муниципальных служащих. Цель эмпирического исследования заключалась в изучении особенностей формирования гражданственности государственных и муниципальных служащих на разных этапах профессионального обучения. Основными критериями и показателями формирования гражданственности молодежи являются определенный уровень сформированности их смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, гражданской идентичности. Результаты исследования смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций и различных компонентов гражданской идентичности студентов позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности данных критериев гражданственности у студентов последнего курса выше по сравнению со студентами первого курса. В статье представлен авторский спецкурс «Формирование гражданской позиции и ответственности», позволяющий оптимизировать работу по формированию гражданственности будущих государственных и муниципальных служащих. Полученные результаты исследования позволят спрогнозировать необходимые условия для формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих, будут способствовать профессионализации кадрового обеспечения государственной службы, помогут скорректировать современные программы подготовки государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: гражданственность, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, гражданская идентичность, социальная зрелость личности, гражданское самосознание, компоненты гражданской идентичности: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN FUTURE STATE AND MUNICIPAL SERVANTS
© 2016
Tseluikina Tatiana Gennadevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of economical psychology and psychology of civil service Stolypin Volga Region Institute of Administration - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov (Russia)
Abstract. The article presents the analysis of different approaches to the definition of the notion "civic consciousness". The different aspects of formation of a personality's civic consciousness were identified. Particular attention is paid to the study of the main criteria and indicators of how civic consciousness of future state and municipal servants is formed. The aim of the empirical study was to research peculiarities of civic consciousness formation of state and municipal servants on different levels of professional education. The main criteria and indicators of young people's civic consciousness formation are a certain level of formation of their life-purpose orientations, systems of values, civil identity. The results of the research of life-purpose orientations, systems of values and different components of students' civic consciousness lead to the conclusion that the level of formation of these civic consciousness criteria of the students in their senior year is higher than that of the first year students. The article presents the author's special course "Formation of civic stance and responsibility" that allows to optimize the work on the formation of civic consciousness of future state and municipal servants. The obtained results of the study will allow to predict the necessary conditions for the formation of civic consciousness in future state and municipal servants, to contribute to the professionalization of personnel maintenance of the public service, to improve current training programs of state and municipal servants.
Key words: civic consciousness, life-purpose orientations, system of values, civil identity, social maturity of personality, civic consciousness, components of civic identity: cognitive, emotional and evaluative, behavioural
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изучению феномена гражданственности в последнее время посвящены работы многих ученых, которые предлагают множество различных определений данного понятия, что говорит о дискретности исследований и не совсем точных формулировках основных особенностей этого явления. Понятие гражданственности разрабатывалось в различных науках, поэтому проблема формирования гражданственности носит междисциплинарный характер.
Центром понятия «гражданственность» выступают такие элементы его содержания, как правовая и нравственная культура, воплощенные в соответствующих действиях, поступках, стратегиях поведения, деятельности. Гражданственность рассматривается учеными с различных сторон, но недостаточно исследованным остается определение гражданственности как психического явления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В статье И.С. Ереминой [1] описывается позиция Л.М.
Архангельского, который выделяет в структуре личности иррациональную (чувственную) сферу личности, которая содержит признаки гражданственности. В понятие «гражданственность» Л.М. Архангельский включает «развитие сознания общественного долга, возрастание моральной, личной ответственности за порученное дело, дела коллектива, всего общества, то, что можно назвать расширением масштаба совести...».
Гражданственность в более обобщенном смысле, по мнению Л.М. Архангельского, является высшим уровнем нравственного сознания человека [2]. Конструктивный предмет общественного долга излагается через основные потребности, запросы «безупречного и чистосердечного взаимоотношения» к обучению - как центральной деятельности молодежи. В то же время долг, как обязательство осознается человеком через необходимость выполнять обязанности, что является центральным моральным мотивом, который напрямую мотивирует человека к совершению поступка.
С развитием гражданского общества в настоящее время остро встает вопрос о компетентности государственных и муниципальных служащих. Личностные и профессиональные качества студентов имеют особое
значение для работодателей. Мы считаем, что одним из важных интегративных личностных качеств будущих государственных и муниципальных служащих является гражданственность [3].
И.С. Еремина считает, что каждый человек формирует свои определенные ценностные и мировоззренческие установки, которые становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении [4].
Под гражданственностью общепринято понимать осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству: общегражданскую организованность и повиновение.
Во временном отрезке со второй половины 70-х и в начале 80-х годов стали появляться социологические исследования, акцентирующие внимание на феномене гражданственности как показателе социальной зрелости человека, ценности формирования личности (И.С.Кон, В.Т.Лисовский, Л.П. Буева, Л.К.Фомичева, А.С. Капто, В.П.Киселев, И.Н.Руссу). Эти социологические исследования трактовали показатели гражданственности сквозь призму физических, психологических и социальных показателей возраста, выделяя последний как доминирующий, необходимый для фиксации статуса и ценности личности в окружающем его обществе. Можно сказать, что феномен социальной зрелости позволял объяснить изменение приобретенных социальных ролей, а ответственность расценивалась как барометр социальной зрелости.
В.П. Киселев рассматривает гражданственность как порождение реальной общественной жизни. Предпосылкой возникновения противоречий становится столкновение в общественном развитии проблем старого и нового. А гражданственность является системой для разрешения внутренних противоречий социальной жизнедеятельности [5].
Эту исследовательскую точку зрения разделяют и другие исследователи, например, Ю.М. Резник отмечает, что увлеченность идеями гражданского общества в современности вызван поиском и пересмотром существующих социальных идеалов [6].
Объясняя свое понимание гражданственности, И.Н. Руссу направляет к потребности воздействовать на все сферы личности через осознание долга. Непосредственное олицетворение гражданственности, по его мнению, мы увидим в реализации гражданского долга, социальных обязанностей. В этом долге сравнивается общность, близость сознания, чувств и поступков человека как гражданина.
Уровень развития гражданственности диагностируется через оценку характеристик гражданской зрелости человека, которая выражается в его социальном сознании, креативной осмысленной деятельности и морально-волевой направленности.
«Гражданственность - не только убеждения, но и активная жизненная позиция, это деятельность за претворение своих жизненных убеждений. Гражданское самосознание предполагает не только знание и осознание гражданских требований, а также соответствующее к ним отношение» [7].
В педагогических исследованиях акцент делается на становлении идейно-нравственных личностных качеств, воплощенных в политической осмысленности поведения, обязанностях перед обществом и государством, на создании критериев воспитания гражданственности выпускника, на воспитании в нем патриотизма, изучении характеристик гражданской активности (Ю.Л. Маринкина, Н.А. Шатунова, Н.Н. Щукин, Л.К.
Фомичева, Е.И. Кокорина, Р.Р. Бандура, Н.И. Шевченко, И.В. Николаенко и др.).
В 80-х годах появляются новые тенденции к опера-ционализации понятии «гражданственность». Работы с философской и юридической направленностью выстраивают новую объяснительную парадигму воспита-324
ния гражданственности через осмысление идей свободы личности, изменении места и ценности личности в социуме, государстве, новую потребность в человеке как носителе демократической правовой культуры (А.П. Бутенко, Ю.В.Колесниченко, Е.Л. Лукашева и др.).
Подобные идеи исследователей обращают внимание к развитию интереса с акцентом на историко-культурной русской гражданственности, осознании своих гражданских прав и обязанностей (Л.В. Кузнецова, М.П. Чумакова, Т.А. Шингирей). Однако в этих исследованиях заявлялось, что гражданственность не формулируется как социально-психологическое личностное качество.
Уход от трактовки гражданственности как высшей ступени развития политической сознательности личности раскрывает разносторонние перспективы для гражданского и патриотического воспитания.
В 90-е годы акцент в исследованиях смещается на развитие гражданственности через просвещение, через формирование правовых знаний (Г.П. Давыдов, Е.В. Известнова, Ф.Б. Горелик).
В это же время многими учеными гражданственность трактуется как многообразный социально-психологический феномен, который воплощается в осознании и анализе личностью своего статуса в социуме, прав и обязанностей гражданина, представителя конкретной социальной группы; воплощается в сумме чувств и личностных качеств. Формируется предположение, что уровень сформированности гражданственности определяется обстоятельностью знаний прав и обязанностей (интеллектуальной сферой личности), ценным является формирующаяся ее основа. В монографии А.И. Турчинова представлен анализ уровней сформирован-ности гражданственности через понимание ее природы как социально-педагогического явления [8]. Работы С.В.Черенковой, О.С.Богдановой, М.Г.Тайчинова, Р.Г.Гуровой и др. описывают формирование гражданственности через опыт вовлечения личности в систему социальных и межличностных отношений, ответственной зависимости и нравственного выбора.
С позиции психологического подхода К.Н.Волков [9] считает, что формирование гражданственности проходит через становление общественной и личной мотивации. С его позиции, доминирование социальной мотивации формирует бескорыстие и благородство человека, гражданскую твердость. Основной задачей педагога выступает развитие и воспитание общественной мотивации, личностных и социально-психологических черт гражданина.
Во второй половине XX века и начале XXI века гражданственность рассматривается как интегративное личностное качество и выступает центральной характеристикой ценностных ориентаций личности (А.М. Фактор [10], А.В.Беляева [10], С.Б. Калинченко [11], А.М. Князев [12,13], Т.Ф. Пушкина [14], Г.Н.Филонов [15], Г.Б. Кошарная [16], Л.В. Рожкова [16], С.Н. Беккер [17], О.Д. Халтагарова [18], Л.В. Руглова [19], Л.В. Матолыгина [19], Н.Н. Хомутова [20] и др.).
В статье А.М. Фактора А.М., Г.Ю. Беляевой дается коннотация понятию гражданственность с точки зрения Г.Н. Филонова. По определению Г.Н.Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, се-мейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [10, с. 227].
Значимые ценности, характеризующие гражданственность, способствуют развитию творческого потенциала народовластия: общественного благополучия, соблюдения прав человека, независимость в выборе на АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
основе осознанной законности, равноправие перед законом, множественность позиций и убеждений, терпимость, нравственность, патриотизм.
Г.Н.Филонов делает акцент на целесообразности сохранения «энергии в стимулировании интеллектуальных и мотивационно-волевых усилий личности, направленных на освоение всей совокупности ценностей, составляющих феномен гражданственности» [10, с. 233].
Исследования данного периода перемещают акцент на формирование гражданственности через введение новых учебных дисциплин, формирования правовой и общей культуры.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей формирования гражданственности государственных и муниципальных служащих на разных этапах профессионального обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выборочная совокупность исследования представлена студентами направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, обучающихся на первом и последнем курсах, в количестве 60 человек, в возрасте от 17 до 22 лет. Выборка представлена 37 человек женского пола и 23 человек мужского пола (1 курс - 12 человек мужского пола и 18 человек женского пола, последний курс - 11 человек мужского пола и 19 человек женского пола).
Согласно исследовательской гипотезе нами было выдвинуто предположение о динамических особенностях формирования гражданственности студентов на разных этапах профессионального обучения.
Мы считаем, что основными критериями и показателями формирования гражданственности молодежи будут являться определенный уровень сформированности их смысложизненных ориентаций, ценностных ориента-ций, гражданской идентичности.
Сначала были изучены смысложизненные ориентации студентов по методике Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». Подсчитаны средние значения по двум выборкам. Результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов представлены на рисунке 1.
Д.А. Леонтьев выделяет два уровня, на которых формируются смысложизненные ориентации:
1. уровень самых общих смысловых ориентаций, которые характеризуют степень критических изменений в смысложизненных ориентациях, происходящие путем свободного выбора или саморефлексии в определении развития и трансформации личностных смыслов.
2. смысловой уровень (отношения личности с миром).
у первокурсников - 2,98, а у старшекурсников - 4,58. Первокурсники считают, что не могут полностью полагаться на себя и контролировать процесс своей жизни. Студенты последнего курса имеют более высокие показатели средних значений смысложизненных ориента-ций. Более высокие средние значения показателей «цель в жизни», процесс жизни» и «результативность жизни» свидетельствуют о том, что старшекурсники более четче, в отличие от первокурсников, представляют себе определенные цели будущего, считают наполненность жизни более эмоционально насыщенной. Также старшекурсники отмечают более высокую удовлетворенность своей жизнью в настоящий момент времени и в прожитый отрезок времени. Интересным представляется то, что средние значения по показателю «локус контроля -жизнь» у первокурсников и старшекурсников примерно одинаковые (4,2 и 4,7 соответственно). Это может быть связано с тем, что независимо от стадии профессионального обучения, на которой находятся студенты, и те, и другие считают, что они самостоятельно могут контролировать свою жизнь и воплощать в нее свои идеи.
Для уточнения содержательной составляющей формирования гражданственности у студентов была использована методика М.Рокича «Ценностные ориентации». Наибольшее значение для нас имели те ценности, которые при ранжировании заняли первые пять мет. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты ранжирования ценностей по методике М.Рокича «Ценностные ориентации»
Терминальные ценности Инструментальные ценности
№ места Студенты первого курса Студенты последнего курса Студенты первого Студенты последнего курса
1. здоровье здоровье воспитанность независимость
2. верных друзей интересная раоота аккуратность ооразованность
3. уверенность в сеое любовь образованность ответственность
4. любовь счастливая семейная твердая воля аккуратность
5. жизнь наличие хороших я верных друзей взглядов самоконтроль
Рисунок 1 - Средние значения показателей смысло-жизненных ориентаций студентов
Результаты исследования средних значений показателей смысложизненных ориентаций студентов первого курса свидетельствуют о том, что они имеют определенные сложности при определении смысла жизни. Средние значения показателя «осмысленность жизни»
Таким образом, в результате сравнительного анализа результатов ранжирования терминальных ценностей первокурсниками и студентов последнего курса выявлены незначительные изменения в структуре ценностных ориентаций. В первую пятерку ценностей-целей как у первокурсников, так и у старшекурсников входят «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Различия имеются только в том, что в данную пятерку ценностей первокурсников входит «уверенность в себе», а у старшекурсников - «интересная работа». Различия в структуре терминальных ценностей могут свидетельствовать об актуализации у студентов последнего курса кризиса профессионального самоопределения, связанного с окончанием обучения и поиском своего места в профессиональном мире. А для студентов первого курса, только начавших обучение в новых условиях, одной из ценностей целей является поиск себя и нахождение уверенности в себе в новых изменившихся ситуациях. В результате сравнительного анализа были установлены ценности, отличающие структуру инструментальных ценностей в исследуемых нами группах. А именно, в первой пятерке ценностей-средств студентов первых курсов присутствуют большей частью ценности дела («смелость в отстаивании своего мнения», «аккуратность», «образованность», «твердая воля»), а у студентов последнего курса - этические ценности («ответственность», «независимость», «самоконтроль»).
Далее для установления особенностей формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих с помощью анкетирования были изучены особенности формирования гражданской идентичности с позиции трех компонентной ее структуры: поведенческой, эмоционально-оценочной и когнитивной составляющих. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
■студенты первого курса ■ студенты последнего курса
когн. комп. эмоц.-оцен. комп. повед. комп.
Рисунок 2 - Средние значения показателей компонентов гражданской идентичности студентов
Анализ соотношения компонентов в структуре гражданской идентичности студентов первокурсников и старшекурсников разнится, это свидетельствует о неравномерной сформированности этих компонентов. В целом по всей выборке студентов отмечается более высокий уровень сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности, что говорит о том, что у них в основном сформирован образ государства, они обладают знаниями о народах, населяющих государство, имеют представление о своеобразии их культуры, языка и традиций. Студенты осознают свою принадлежность к гражданской общности, обладают знаниями об особенностях взаимоотношений между государством и гражданами.
Развитие эмоционально-оценочного компонента гражданской идентичности связано со способностью к рефлексии знаний и представлений, наличии собственного отношения к общественно-политическим событиям, способностью четко выражать и обосновывать свою точку зрения, суждения и выводы. Средние значения показателей эмоционально-оценочного компонента сравнительно одинаковы в группах первокурсников и старшекурсников (38,4 и 39,7 соответственно). Мы считаем, что гражданская идентичность формируется не только посредством того, что человек осознает свою гражданскую принадлежность, но и при помощи того отношения, которое к ней проявляется.
При сравнении показателей поведенческого компонента в исследуемых группах были установлены определенные различия. Средние значения показателей компонентов гражданской идентичности у студентов первого курса - 21,5, у студентов последнего курса - 37,3. Так старшекурсники в отличие от первокурсников в большей мере проявляют гражданскую активность, инициативность, ответственность, законопослушание, готовы соблюдать правовые, моральные и социальные нормы, у них более развита гражданская компетентность.
С целью оценки различий между первокурсниками и старшекурсниками по уровню сформированно-сти компонентов гражданственности был подсчитан и-критерий Манна-Уитни. В результате подсчета было установлено, что уровень осмысленности жизни у первокурсников статистически ниже, чем у старшекурсников. Также были выявлены статистически значимые различия по когнитивному и поведенческому компонентам гражданской идентичности, а именно уровень сформированности когнитивного и поведенческого компонентов у первокурсников статистически ниже, чем у старшекурсников. Значимых различий между исследуемыми группами не обнаружено по факторам «локус контроля - жизнь», а также эмоционально-оценочному компоненту гражданской идентичности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, из результатов исследования видно, что уровень сформиро-ванности различных показателей гражданственности у старшекурсников выше по сравнению с первокурсниками. Но все же этот уровень не является высоким. Поэтому, в качестве одной из мер, позволяющей оптимизировать работу по формированию гражданственности будущих государственных и муниципальных служащих, был разработан спецкурс «Формирование гражданской
позиции и ответственности». Архитектура спецкурса исходит из положения о структурных компонентах гражданской идентичности: познавательный, поведенческий, эмоциональный, ценностно-ориентационный.
В составе спецкурса предусматривается 8 факультативов, рассчитанных на 8 семестров обучения (1 факультатив в семестр). Объем спецкуркурса - 576 часов (72 академически часа отводится на факультатив в семестр). В качестве основных форм проведения спецкурса можно выделить преимущественно активные формы обучения с применением интерактивных методов обучения. Заявленный спецкурс рассчитан сроком на 4 года. Тематический план спецкурса представлен в таблице 2.
Таблица 2 -Тематический план спецкурса «Формирование гражданской позиции и ответственности»
№ Тема Количество часов
1. Ценности гражданского общества и российского государства 72
2. Преемственность поколений и передача традиций в современном обществе 72
3. Я гражданин: гражданские права и обязанности 72
4. Диалог культур. Толерантность как качество гражданина многонациональной страны 72
5. Ценностные ориентации молодежи: проблемы формирования и ресурсы развития 72
6. Профессиональное самоопределение: польза государству или индивидуальная выгода? 72
7. Гражданское самосознание и самовоспитание 72
8. ПВК государственного служащего в контексте формирования гражданственности 72
ния различных личностных качеств будущих государственных и муниципальных служащих на формирование их гражданственности. Полученные результаты исследования позволят спрогнозировать необходимые условия для формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих, будут способствовать профессионализации кадрового обеспечения государственной службы, помогут скорректировать современные программы подготовки государственных и муниципальных служащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Еремина И.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №9(17). 2012. С. 61. http://www.sisp.nkгas. ги/
2. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание личности //Личность при социализме. М., 1968. С. 221234.
3. Целуйкина Т.Г. Гражданственность как интегра-тивное качество личности будущих государственных и муниципальных служащих // Теория и практика современной науки (электронный научный журнал). Выпуск № 2(8). 2016. С. 438-441. http://modern-j.ru.
4. Еремина И.С. Системный подход к становлению гражданственности в профессионально-образовательном пространстве вуза. М.: Прометей, 2012. 168 с.
5. Киселев В.П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе // Ученые записки. Серия общественных наук. Вып. 109: Горький, 1971. С.3-12.
6. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Союз, 1993. 223 с.
7. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. Кишинев-Штешнца, 1976. 239 с.
8. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта. 1998.
0
9. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. 206 с.
10. Фактор А.М., Беляева Г.Ю. Содержание деятельности как условие формирования гражданственности // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2009. № 4. С. 227-233.
11. Калинченко С.Б. Гражданственность и патриотизм как ценностные установки сознания современной молодежи //Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2014. № 1. С. 23-24.
12. Князев А.М. Сущностное содержание категории «гражданственность» и ее характеристики как особого отношения (в психологическом и акмеологическом аспектах) //Мир психологии. 2006. № 4. С. 217-230.
13. Князев А.М. Акмеологическая интуитивно-структурная модель гражданственности как сложного инте-гративного качества личности //Акмеология. 2011. № 2(38). С. 6-13.
14. Пушкина Т.Ф. Эмоционально-ценностные аспекты гражданственности личности //Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 2(267). С. 213-216.
15. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития //Педагогика. 2007. № 8. С. 38-44.
16. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Гражданственность и гражданские ценности в сознании студенческой молодежи //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №3 (23). С. 84-90.
17. Беккер С.Н. Гражданственность как системное качество личности и как базовая ценность Российского государства и общества //Философия образования. 2007. № 3. С.231-239.
18. Халтагарова О.Д. Гражданственность как компонент «Я-Концепции» государственного служащего / дисс. ... канд. псих. Наук. М., 2003.
19. Руглова Л.В., Матолыгина Н.В. Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе развития общества. СПб.: Инфо-да, 2015. 189 с.
20. Хомутова Н.Н. Роль самосознания личности в становлении гражданственности //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2. С. 7378.