Научная статья на тему 'Генезис и уровни познания структуры триады в философии'

Генезис и уровни познания структуры триады в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2287
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ / ДУХ / МАТЕРИЯ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / ГЕНОДРЕВО / ТЕЗИС / АНТИТЕЗИС / ОТРИЦАНИЕ / "GENODREVO" / UNITY / OPPOSITES / SPIRIT / MATTER / ANALYSIS / SYNTHESIS / THESIS / ANTITHESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонович Евгений Николаевич

Предлагается генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод (единства аксиологического и генетического), который дает целостное, более углубленное и широкое понимание триады в процессах развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and structure of the levels of knowledge of the triad philosophy

The paper proposes a three-pronged a “genodrevo” of philosophy of triune synthesis (PTS). It is a universal method (genetic and axiological unity) which gives a more in-depth and broad understanding of sustainable social development.

Текст научной работы на тему «Генезис и уровни познания структуры триады в философии»

УДК 165

Антонович Евгений Николаевич

Россия. Санкт-Петербург

Генезис и уровни познания структуры триады в философии

Предлагается генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод (единства аксиологического и генетического), который дает целостное, более углубленное и широкое понимание триады в процессах развития.

Ключевые слова и словосочетания: единство, противоположности, дух, материя, анализ, синтез, генодрево, тезис, антитезис, отрицание.

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все существа... Слепота и глухота - это не только физические состояния. Разум тоже имеет эти недостатки (Лао-Цзы). Тезис - антитезис - синтез (Гегель). Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывают его истинности. Нередко видно обратное (В.И. Вернадский). Понимание «Книги перемен» до сих пор представляет непреодолимые трудности - столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции (Ю.К. Шуцкий).

Представления философов о триаде в истории познания деградировали от понимания триады как структурной основы всех учений, философий в далеком прошлом до полного ее исключения из познания сегодня. Если в СССР философские словари давали понимание триады, то в 1994 г. этого понятия уже нет. Триада требует более глубокого изучения научной философией, которой у нас не было ни вчера, ни сегодня.

Диалектический материализм (ДМ) односторонне использовал триаду в познании для обоснования закона отрицания отрицания: «Понятие «Т.» впервые применено Платоном. развитие получило. у Гегеля. процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе. черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. . Гегель абсолютизировал Т. . превратил ее в схему. трехступенчатого развития понятия» [1].

80

(**) Триада у Гегеля не использовалась в теории познания, формальной логике (ФЛ) и ДМ, была неподвижной (круговой), не способной отражать процессы развития в понятиях. Она была известна задолго до Платона Пифагору, Гераклиту, Пармениду и использовалась древними религиями и учениями Зогара, Тота, Каббалы, но только в Дао она была подвижной, развивающейся в понятиях.

В наше время триаду исследовали Е.П. Борзова, Н.Н. Александров, П.Я. Сергиенко, отчасти В.Л. Обухов и др., все они, признавая в ней единство духовного и материального, видели ее закрытой, не способной к развитию в глубину анализа противоречий.

ДМ был основан на материальном единстве мира, от которого современное мышление еще не отказалось. Мы в ФТС считаем, что целостность мира заключается в динамическом единстве духовного и материального начал окружающего мира (ОМ). Материя и сознания в движении, развитии взаимосвязаны и влияют друг на друга, образуя единство ОМ в динамике триады.

(****) Закон отрицания отрицания ДМ в процессе раздвоения единого отражает только одну материальную сторону процесса развития. В ФТС закон «двойственности двойственных отрицаний» утверждает, что процесс развития не заканчивается в одной триаде синтезом: тезис-антитезис-синтез, а продолжается в 2-х триадах раздвоением тезиса (духовного) и антитезиса (материального), что образует цикличность материальное развитие - отрицание отрицания материального начала, вызывает духовное развитие (и наоборот). В одном цикле развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции (духа и материи), переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает скачок (снятие) -изменение направления развития, который ответствен за кризисы [2, 3].

В ФЛ и ДМ отношения тезиса и антитезиса (диады) линейные (Я-неЯ), замкнутые на триаде, т.е. не полные даже арифметически. В арифметике сложение 2 и 1 дает 3, умножение 2 на 2 - 4. Процессы вычитания, деления, умножения (удвоения) западная философия отразить в понятиях не умеет - нет понимания направления развития, перехода от диады к тетраде и монаде (низкий уровень научности).

Западноевропейскому, одномерному мышлению, видящему логикой или-или (Аристотеля) в тезисе-антитезисе что-то одно: духовное или материальное, трудно понять, что их чередование - не смена одного на другое, а единство, сохраняющееся в процессе развития.

Восточное мышление в философии Дао изначально в процессе познания было основано на подвижной триаде: единое-монограммы: ян-инь,

81

где центром, осью развития считалась середина, монада (единое), которая, уравновешивая монограммы ИЦЗИНа, переходит в тетраду - 4 диаграммы (рис. 1/20). Триада в Дао понималась широко: Небо-Человек-земля, Ян (светлое, духовное, мужское)-Единое-Инь (темное, материальное, женское).

(******) История философии Китая, считая, что ИЦЗИНу по преданию - более 9000 лет, отмечает в нем связи с теорией чисел, двоичным счислением, ЭВМ, триадой, диалектикой противоречий в обществе и др.

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала о структуре триады, мы даем краткое содержание ФТС - философии дуалистического монизма (единства духа и материи) и ее метода познания -генодрева, довольно сложного для понимания.

Для лучшего понимания генетической структуры генодрева рассмотрим процесс образования и взаимосвязи понятий ИЦЗИНа. ИЦЗИН был создан для отражения универсального процесса развития противоречия (Ян-Инь) в глубину и ширину системы понятий, в основе которых лежит логика триады: Единое-Ян-Инь (что нашло широкое применение и в гадании).

Если в Европе познание мира сводится к категории бытия, то в Китае - к понятию изменения (перемен), которое отражает процесс взаимодействия сменяющих друг друга состояний Ян и Инь. Известно, что наше сознание основано на восприятии разности двух состояний. Основная трудность понимания ИЦЗИНа, как и генодрева ФТС, состоит в том, что наше сознание, создавая логикой образы мышления, не видит за ними процесса, механизма их создания. Структура ИЦЗИНа, генодрева раскрывает простоту порядка образования элементов системы, требующего пространственного воображения, сложного для понимания одномерным, западным мышлением:

1) развитие структуры генодрева идет через раздвоение исходного элемента (черты) на две новые, одна (ЯН,+) - выше оси симметрии, другая (Инь, -) ниже (в ИЦЗИНе правило симметрии утеряно);

2) новая черта накладывается сверху старой;

3) процесс развития генодрева сложнее.

Нами в ФТС предлагается универсальная структурная модель (метод) познания - генодрево взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий (рис. 2/34). Генетика метода - внешняя структура генодрева, аксиоматика - внутреннее содержание - логически взаимосвязанная система принципов, понятий [2].

82

гШт%

I

я ^

э

л -■ ■■

Рис. 1/20. Древняя двоичная система счисления ИЦЗИН

В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея единства духа и материи (по Ведам, Дао, Платону и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис - антитезис (логика «или-или»).

Сущность системы противоречий генодрева (рис. 2/34) проста. Точка (начало генодрева) - принцип логики целого (синтеза «и-и»). Из начала вытекает два рода идей тезиса-антитезиса (логики «или-или»): Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женщина, субъект-объект, Я-неЯ. В основе логики развития структуры генодрева лежит процесс раздвоения противоречия: Я, неЯ, которые раздваиваясь, на новые Я и неЯ, образуют на 2-м уровне 4-е элемента системы: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне - 8. Это универсальный процесс развития по прогрессии: 1-2-4-8-... .

Иначе, генодрево ФТС,- симметричный граф (или древнекитайская двоичная система ИЦЗИН: монограмм - диаграмм - триграмм -...), на котором процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности тезиса (дух, волна, эволюция) и антитезиса (материя, частица, инволюция). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма), где духовное должно иметь материальное воплощение, а материальное-духовное, образуя «золотую» прогрессию: 1-2-4-8-... .

Современные ученые (Н. Сазеева и др.) утверждают, что логика ритмов развития (1-2-4-8-...) свойственна всем процессам развития: «основной формой движения материи является колебательный процесс. окта-

83

ва. отражает принцип зеркальной симметрии. Ряд октавных ритмических резонансов представляет собой последовательность чисел 2П . Например, 1, 2, 4, 8. спираль с основанием логарифма, равным 2. лежит в основе развития природных процессов на всех структурных уровнях мироздания» [4].

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО (АБСТРАКТНОЕ)

духовная(вертикальная) иерархия

материальная(горизонтальная)

{единство противоп-й)

иерархия анализ_

7

(борьба, разделение протавоп-й)

МАТЕРИАЛЬНОЕ НАЧАЛО {КОНКРЕТНОЕ)

=ДВДУКЦИЯ=

=я-я=

(частноутвердит-я логика) =новые умозаключения= (идеи)

=ЛО ГМ КА АНАЛОГИ И=

=не Я-Я= (общеугвердит-я логика) =представления=

=ИНДУКЦИЯ= =Я-не Я= (общеотрицат-я логика) =понятия=

=ОДНОМЕРНАЯ ЛОГИКА= (измерения, -опыт-) =не Я-не Я= (частноотрицательная логика, суждения)

Рис. 2/34. Сущность диалектической логики мышления (в ФТС)

Структура генодрева: (1-2)-4-8-., на первых 2-х уровнях триады отражает невидимый процесс мышления (духовного творения), далее идет материальное развитие, творение.

При этом универсальный метод генодрева отражает процессы: эволюции материи, от единства поля-частицы (триады) до образования 4-х видов взаимодействий и процессов материализации -дематериализации; эволюции - инволюции сфер, видов обществ [2].

84

В методе генодрева ФТС (рис. 2/34) познание - не однонаправленный процесс (в ДМ), а логика взаимосвязи системы понятий: внешняя структура - генетика, внутренняя - аксиоматика, системы понятий, где процесс познания идет в 4-х направлениях: анализа-синтеза, тезиса-антитезиса.

Каждая вершина генодрева, кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие, образующие по вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; по горизонтали прогрессию:1-2-4-...

Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад генодрева [5, 6, 7].

Триада по горизонтали развития имеет 2 уровня: синтеза и диады, по вертикали диады синтез может быть внутри диады или вне. Познание по горизонтали основано на принципе единства синтеза и анализа. Процесс познания в триаде Гегеля и ДМ замкнутый, круговой (тезис-антитезис-синтез, синтез образует новую триаду), что образовало 2 монизма (идеализма, материализма).

В Дао триада открыта для познания через новое раздвоение - системный анализ: (1-2)-4-8-...

Противоречие в ФТС - логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня) - источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1(2)-2(4)-... иначе систему триад. На 2-м уровне (внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействия: 1) внутреннее-внутреннее - развитие без перемены направления (смена одного другим внутри); 2) внутреннее - внешнее (перемена направления развития) - снятие; 3) внешнее-внутреннее (обратное направление)^) внешнее-внешнее (смена внутри). Усложнение системы снижает уровень ее живучести, но единство и гармонизация взаимодействия ее частей - повышают живучесть (подробнее логику ФТС см. [7]).

Таким образом, в отличие от Гегеля и ДМ, направления развития противоречий в ФТС двойственны: вертикальное - эволюция - инволюция (тезис - антитезис: духовное - материальное и др.) на каждом уровне познания; горизонтальное - синтез-анализ в уровнях глубины познания (1-24-.).

85

Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса - антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа, различными уровнями глубины-сложности системы.

ФТС - натурфилософия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, человека и природы, но и времени и пространства, энергии и движения, объединяет в единое целое субстанциональную и реляционную концепции, идеализм и материализм.

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство - триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС - принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству теории и практики, путь к познанию истины.

В основе структуры генодрева ФТС лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из обратной гегелевской триады синтез: синтез-тезис-антитезис, но и принципа перехода от троичности к четве-ричности (2-му уровню структуры генодрева), до сих пор не понятых и не используемых философами в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером. Они впервые были даны китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны подробнее на рис. 59 [2]).

Методология компромисса Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.) - поиск золотой середины между двумя крайностями триады - теория третьего пути развития: «Конфуций говорил: «Золотая середина . является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» . «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности, так и отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение... это теория компромисса и ... смягчения противоречий» [8].

86

Метод генодрева ФТС отражает не только логику: единства духовного-материального, анализа-синтеза, диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов: мышления, познания, развития сфер общества [2].

Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.

«Толкования к Книге Перемен», объясняющие превращения противоречий, дают решение триады в Дао - синтезе, третьем пути: «Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются Дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое. без темного. они. толкают. трутся. взаимно подавляют друг друга, в результате чего происходят изменения в движении предметов. В «Толкованиях» проводится идея о превращении противоречий... все предметы под влиянием противоположных сил. идут к своей противоположности. от соединения Неба и земли рождаются все предметы, от соприкосновения темного и светлого начал возникают перемены [8].

В отличие от догм ДМ, признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.

Чжу Си (1130-1200) считал диалектический принцип разделения одного на два всеобщим, отражающим характер противоречий во всех предметах и явлениях. Чжу Си раскрывает глубину отношений тезиса - антитезиса (которые оказались запертыми в триаде Гегеля и ДМ): «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности. - высший принцип». противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности. «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее». в каждом предмете и явлении есть противоречие. «Все говорят, что темное и светлое начала - два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала. существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы» [8].

87

Китайские философы, задолго до ошибочных выводов, основанных на формальной логике «или-или» (истина-ложь) и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, будучи гибкими прагматиками, считали, что их борьба - относительна, единство - абсолютно, развитие -циклично. Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, «все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы. и взаимопревращаемы . в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений». . «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед . то, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем [2, 3, 4, 6]. «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным. «. соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей . при отсутствии единства не могут возникать противоречия...» Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство (единство анализа и синтеза - Е.А.) [8].

Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории познания (развития), что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [9].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомии, дающую начало процессам развития, и познания синтеза [7].

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия как источника развития заключаются в том, что при преподавании философии сама триада: тезис - антитезис (логика «или-или») - синтез (логика «и-и») -раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в познании синтеза, исключающий связи начал и направлений развития в методе познания.

Первый уровень противоречий, одномерной дуальной логики, Я или неЯ (тезиса или антитезиса), создает преграду, барьер в познании синтеза, не преодолеваемый многими сегодня.

88

Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза в познании (синтез - 3-й элемент). П. Успенский отмечал: «Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья - нейтрализующей (по Гегелю, тезис-антитезис-синтез - Е.А.) . Две первые силы. понятны нам, . третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать в. ограничениях психики. категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений» [10].

Успенский в поисках ответа на проблемы научного знания видит необходимость синтеза всех видов знаний: «Философия, психология, математика, естествознание, социология. каждая имеет свою литературу. Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других . Что нам нужно теперь - это синтез!» (но метода познания, основанного на синтезе, Успенский не дал, дает его метод генодрева, который можно считать философским механизмом, отражающим процесс логики мышления - Е.А.)» [11].

Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания выражал В. Шмаков: «Сознание. есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств. Восприятия. разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи. Принципы. наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [12].

Идеи Успенского, Шмакова о целостности сознания в триаде подтверждаются, развиваются не только ФТС, но и Академией развития сознания (АРС) СПб: «Философский энциклопедический словарь (М., 1989) сообщает, что "сознание . осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность". Если сознание отражает в форме образов внешний по отношению к нему мир, то что такое эволюция сознания? Раньше философы подчеркивали, что понятие «психика» шире понятия «сознание». Главным, центральным ядром в сознании считали знания. Здесь видны два пути эволюционного развития сознания: 1) расширение и углубление знаний об окружающем мире и о себе; 2) включение бессознательного в сферу осмысленного. В АРС используются оба пути. Итак, что же такое сознание? . «Сознание - модель мира, присущая данной субстанции». Как происходит осознание? Осознание - это всегда построение целого

89

из отдельных частей (это синтез в ФТС - Е.А.). Рассмотрим, например, построение треугольника. Есть три отрезка. Их надо соединить. В момент соединения произошло осознание. Теперь есть новое целое, новая идея целого. Выводы: сознание не тождественно осознанию; при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве (это связь троичности и четверичности - Е.А.) - раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат сознания [10].

Структура генодрева ФТС в процессе анализа-синтеза раскрывает связи каждого предыдущего уровня со следующим (принцип единства анализа и синтеза). Уровень целого (синтеза «и-и») раскрывает структуру диады (тезиса и антитезиса); уровень диады раскрывает 2 направления: синтеза в триаде, анализа при дальнейшем раздвоении тезиса и антитезиса - тетраду (четверичность); ур. тетрады: 2 уровня синтеза (1-2) и в анализе - уровень октады и т.д.

Религии сохранили только часть древнего знания в принципе креста (диады) и триады. Крест в религиях, образованный вертикальной и горизонтальной чертами, обладал философским смыслом единства двух частей мира: духовного и материального, это означало единство духа и тела. Религии превратили триаду в тождество: Отец - Сын- Св. Дух; Брама-Майя-Вишну.

Философы прошлого понимали триаду более широко и глубоко. Триада понималась не только как единство 2-х начал: активного - пассивного, дающее результат объединения в синтезе, но и переход к четверично-сти (материальности мира) в принципе творения.

У древних числа в арифметике имели и философско-понятийное содержание: 1) тезис - 1 (вертикаль, активное духовное начало) - 2) антитезис -2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) - 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Триада понималась еще более широко: отец-мать-дитя; духь-материя-единство; делитель-делимое-частное; движение-покой-равновесие; кислота-основание-соль; свет-темнота-полутень.

Философы, исключившие логику «и-и» в понимании диады-триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в мышлении, который отбрасывает процессы мышления к крайностям диады.

Структура целостного сознания дана нами [2] как единство не только 4-х элементов: ощущений, чувственных представлений, логических понятий, сверхчувственных восприятий, но и левополушарного и правополу-90

шарного мышления (тезиса и антитезиса), без которого не возможно понимание синтеза и снятие узостей «завесы» в сознании.

Рассмотрим триаду мужчина-женщина - дети шире и составим ге-нодрево всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева - понятие синтеза - семья (единство); 1) уровень генодрева - противоречие (тезис-антитезис): мужчина-женщина; 2) уровень генодрева - 4-е комбинации его разрешения (анализа): мужчина-мужчина - гомосексуализм, мужчина - женщина - дочь, женщина-мужчина - сын, женщина-женщина - лесбиянство.

Природа, древние ученые полноценными вариантами избрали средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе, сохранению и развитию жизни самого человека. Крайние варианты избрало сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? По формальной логике, одно из них ложно. Из этого примера видно, что это полная чушь.

О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий. Китайские философы, ранее АРС, осознавая уровни синтеза, утверждали, что в «каждом истинном есть ложное, в каждом ложном есть истинное».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип единства синтеза-анализа генодрева углубляет эти выводы. Понятие синтеза в ФТС - божественное единство (Истина - у древних философов, Бог - у религии). Триада (1-2) - духовное творение; тетрада (4-.) -процесс анализа, уровни материального творения человека. Духовное творение мира утверждает единство Истины и Лжи, Добра и Зла (тезиса и антитезиса). Материальное творение, развитие Мира (системы) в глубину рождает новые уровни Добра и Зла, Истины и Лжи. Человеку, воспитанному на догмах, узостях духовного или материального мышления, трудно, почти невозможно это осознавать.

Российский исследователь ИЦЗИНа А. Лукьянов описывает горизонтально-вертикальную структуру ИЦЗИНа, построенную на логике раздвоения единого, когда понятие синтеза находится внутри тезиса-антитезиса (Ян-Инь) - это модель развития вселенной по Дао, где Ян и Инь задают направления развития: эволюции-инволюции (аналогичную структуре генодрева ФТС): «То инь, то ян - это и есть Дао . Вселенско-космический ритм инь-ян, выраженный диадной оппозицией, на самом деле представляет собой генетическую триаду: ян, тождество инь-ян, инь. В проекции на биоло-

91

гическую сущность ян - мужское начало, инь-ян - детское (среднее, синтез двух - Е.А.), инь - женское» [14].

Давайте, используя структуру генодрева, найдем все возможные пространственные комбинации расположения элементов триады: тезис - синтез (анализ) - антитезис на рис. 2/34, в зависимости от направлений развития (места синтеза, анализа в триаде). Две линии креста задают два направления развития: горизонтальная: анализа (вправо) и синтеза (влево) и вертикальная: тезис (духовного, эволюции-вверх) - синтез-анализ (ось генодре-ва) - антитезис (материального, инволюции - вниз).

В структуре генодрева логика развития триады дает 8 вариантов направлений развития (23=8). При этом в каждом из 2-х направлений: горизонтальном - анализ и синтез, вертикальном - эволюция и инволюция, сами направления меняются местами (без пространственного мышления многим это будет понять трудно). В итоге в универсальном процессе возникают циклы развития:

1) тезис - антитезис - синтез (1-2-3а) - исходная триада процесса развития познания по Гегелю, горизонтальный анализ с вертикальным инволюционно-эволюционным развитием, приоритетом материально-духовного начала,вариант развития с логикой познания, отрицающей синтез (логика развития, познания материальное-духовное, приведшая древние религии к кризису);

2) антитезис - тезис - синтез (2-1-3а) - горизонтальный анализ с вертикальным эволюционно-инволюционным развитием и приоритетом развития: духовное-материальное, направление развития смены приоритета духовного на материальное и логикой познания, отрицающей синтез (логика развития, познания, приведшая человечество с XVII в. на путь духовной инволюции);

3) анализ - тезис - антитезис (3ас-1-2) - горизонтальное единство анализа-синтеза с приоритетами анализа и вертикального инволюционного (материального) развития, ведущего процессы развития, познания к кризису (материально-экономическое развитие, противоречащее приоритету синтеза в познании,- идеологии марксизма, либерализма, приведшие мир к глобальному кризису);

4) синтез - антитезис - тезис (3ас-2-1) - горизонтальное единство анализа-синтеза, с приоритетами анализа в познании и вертикального духовного развития (вариант духовного, религиозного развития человечества, не сохраняющий его целостность при приоритете анализа в познании);

5) тезис - синтез - антитезис (1-3с-2) - горизонтальное единство синтеза-анализа, при приоритете инволюционного, материального развития, 92

вариант инволюционного развития с приоритетом материального начала, когда наука отдает приоритет синтезу, а система управления - анализу, развивая материально-экономическое начало (инволюция современного духовно и социально неразвитого человечества, руководимого целями получения прибылей монополиями);

6) антитезис - синтез - тезис (2-3с-1) - горизонтальное единство синтеза и анализа в познании, с вертикальным приоритетом духовно-нравственного начала (вариант духовного прогресса, сохранения целостности человечества с приоритетом науки, руководящей системой управления);

7) тезис - анализ - антитезис (1-3а-2) - горизонтальное единство анализа-синтеза в познании, когда неразвитая наука отдает предпочтение анализу, а система управления - приоритету материального начала в развитии (материально-экономическое развитие современной России с приоритетами системы управления и экономики при отсутствии приоритета науки в развитии);

8) антитезис - анализ - тезис (2-3а-1) - горизонтальное единство анализа-синтеза с вертикальным приоритетом духовного начала (вариант духовно-религиозного развития человечества, не обеспечивающий сохранение его целостности).

Наш анализ процессов развития общества на основе структуры ге-нодрева показывает верность выводов, данных «Толкованиями к Книге Перемен», «развитие под влиянием противоположных сил идет к своей противоположности».

Цикл духовного развития, начатый древними цивилизациями (1-й вариант), во 2-м варианте закономерно привел к его деградации - развитию материального начала. В наше время духовную инволюцию человечества заканчивают - 3, 5, 7 варианты материалистических идеологий, что неизбежно ведет к его вырождению (современный, глобальный духовно-нравственный, социально-экологический кризис). Развитие при приоритете духовно-религиозного начала (4, 8 вар.) не обеспечивает целостности человечества ввиду религиозных противоречий, приведших к религиозному терроризму и войнам.

Единственно возможным (оптимальным) путем развития человечества (общества) является 6-й вариант развития в синтезе духовного, научного, социального и управляющего начал. Для его развития необходимо создание нового мировоззрения, построенного на синтезе всех видов знания (логике «и-и»), основы которого даны ФТС. Только логика философии единства (синтеза «и-и») духовного и материального начал, древнего и современного знания, основы которых даны древними философиями и ФТС, способна

93

объяснить ошибочность современного пути познания - духовной деградации познания и социально-экономического развития человечества (Ниже дан вариант более полного и простого понимания развития на примере триады ДТД: деньги-товар-деньги.)

(****) к. Маркс в «Капитале», исследуя отношения в основном 2-х формул товарного производства: Т - Д - Т; Д - Т - Д, использует логику Гегеля: тезис-антитезис-синтез, но это по существу есть только 2 ступени из 8 от полного цикла процесса логики развития системы противоречий (совершенно очевидно, что неспособность ДЛ и ДМ исследовать циклы и глубину социально-экономических процессов развития привела идеологию коммунизма в СССР к поражению). Но этого оказалось достаточно, чтобы многие философы ДМ до сих пор восхваляли «Капитал», не замечая неполноту его логики (посредственность любое учение превращает в догму): «Логика «Капитала» Маркса до сего дня остается непревзойденным образцом действия диалектической логики как науки о построении систем знаний» [15].

На 3-х уровнях структуры построим генодрево процесса логики развития товарных отношений: Т-Д, показывающего на 3-м уровне не 2, а 8 исследуемых Марксом вариантов (логикой ДМ вырванных из восьми возможных), отражающих цикличность процесса их эволюции. 0-й ур. - единство Денег и Товара (тезиса и антитезиса). 1-й ур.: тезис - Деньги, антитезис -Товар. 2-й ур.: Т-Т, Т-Д, Д-Т, Д-Д. На 3-м уровне генодрева последовательность процесса эволюции отношений (Т-Д) дает известная схема: 1-5, 2-6, 37, 4-8:

1. Т-Т-Т - отношения простого товарного обмена, бартера (товар: ме-няемый-посредника-необходимый).

5. Т-Т-Д - товарный обмен имеющий целью приобретение денег (товар-товар посредника-деньги).

2. Д-Т-Т - за деньги покупается ходовой товар, обмениваемый на дефицитный или необходимый.

6. Д-Т-Д - формула оборота промышленного капитала Маркса (сегодня ее используют для обогащения и спекулянты на рынке).

3. Т-Д-Т - известная формула Маркса продажи-покупки товара на

рынке.

7. Т-Д-Д - формула продажи, обмена одних денег на другие (поездка за границу или спекуляция).

4. Д-Д-Т - формула обмена денег (на другую валюту) для покупки товара (за границей).

8. Д-Д-Д - формула накопления спекулятивного финансового капитала (СФК), денежные пирамиды СФК, банков, монополий.

94

Как мы видим, процесс развития товаро-денежных отношений сегодня отражает последний завершающий этап их эволюции, которая неизбежно вызовет необходимость их изменения на новые, более глубокие (революционные), дающие пространство для их развития. Возможно, таким периодом станет необходимость их отмены, а на первом этапе - замены на универсальную валюту, обеспеченную золотом.

Эволюция знания идет от простого к сложному - это общеизвестно. Сложные структуры живых организмов невозможно познать, используя методы познания материалистических теорий и философий. Усложнение технологического, научного и социального развития человечества неизбежно ведет к развитию сознания и усложнению методов научного мышления человека и обратно. В основе прогрессивного развития познания человечества лежит забытый сегодня принцип древней триады, универсального синтеза, единства духовного и материального, субъекта и объекта, нового и старого. Но этому пути мешают догматизм и бюрократизм в науке, отрицающие синтез нового и старого. Новое знание они не замечают, а древнее (забытое, как триада) отвергают, препятствуя даже их изданию. В результате современное познание подошло к глобальному научному кризису в количественном описании мира - переизбытку информации. Выход из информационного кризиса познания видится в создании универсального метода, основанного на логике триады (синтез-тезис-антитезис), который предлагает метод генодрева ФТС. Он не только систематизирует познание, но и создаст новые условия для его дальнейшего прогресса.

Китайские философы (Чжу Си, Ван Фуджи и др.) в противоположностях видели единство и различие, считая, что «противоположности и единство - условия взаимного существования и развития, их нельзя отрывать друг от друга. Аристотель, Гегель, ДМ и большинство современных философов, не осознавая глубину процесса развития единства анализа и синтеза, понимали и до сих пор понимают триаду линейно, разорвав целое на части, не связанные друг с другом системой.

Е. Борзова и другие исследователи трактуют целостность и «системность» элементов триады линейно, одноуровнево, равноправно (как в религии), без познания глубины процесса развития противоречий: «Триадой можно назвать совокупность из трех элементов, взаимосвязанных между собой в единое целое. В зависимости от вида связи современный российский исследователь тринитарных архетипов единства Р. Баранцев выделяет следующие типы триад: линейные - это связь рядоположенных трех элементов ., диалектические, характеризуемые известной формулой «тезис-

95

антитезис-синтез» и... Системные (целостные) - их единство создается тремя равноправными элементами одного уровня» [16].

Принцип перехода троичности в четверичность (по древнему знанию)

Св. ДУХ (2) Духовный мир „

(1) < БОГ-ОТЕЦ (Единство)

3

• Троицк

Огонь Воздух

'Материальный мир1

четыре стихии

БОГ-СЫН Материальный мир (3)

Земля

Вода

3 — триада, треугольник (тетраксис, тетраграмматон), три кита, божественная троица, духовный мир, макромир, духовный человек

4 — четыре стихии, четыре слона, материальный мир, микромир, невежественный человек

7=(3+4) — принцип творения {три кита, на которых стоит Земля и четыре слона, поддерживающие Небо)

Человек, человеческое царство {духовное начало в человеке, ментальное тело)

(Воздух) Высшие растения и низшие

______: ^ Г ( * животные, растительное царство

Ч—У {эфирное тело, низшие чувства у человека)

Высшие животные, животное царство (астральное тело, психическое начало у животных и человека)

Микроорганизмы, минералы (Вода) I — ) и низшие растения, минеральное ^—царство {физическое тело

у растений, животных и человека)

Рис. 3/59. Принцип творения, этапы эволюции и генодрево развития материи в сознание

Китайские философы в древности, считая «единство и противоположности условиями взаимного существования», как и ФТС в принципе единства синтеза и анализа видели в прогрессии: 1-2-4-8-...не только системное единство триады: 1-2 (единства и различия), но и процесс его развития в тетраде (4). Оно отражено структурой ИЦЗИНа и генодрева ФТС. Е. Блаватская и другие источники показывают, что единство триады и тетрады (3+4) было известно как принцип творения (рис. 3/59).

Е. Борзова, исходя из противоречивости единой субстанции, видит три направления развития философии. Первое - материализм, основанный на первичности материи. Второе - идеализм, первичность духа, сознания. Третий подход, куда она относит триалектику, «лишен односторонности и соответствует закону единства противоположностей, составляющему своеобразную триаду, третий элемент которой является ее основой и связующим

96

звеном двух других. Такое триадическое понимание мира предполагает диалектическое понимание мира и отказ от односторонности, как материализма, так и идеализма».

Интересно, что Е. Борзова, формально понимая сущность триады, не сумев в структуре Дао (точнее ИЦЗИНа) увидеть процесс ее развития, в итоге оставила ее, как и религия, замкнутой на себя и неподвижной: «Само единство представляет собой связь как некий третий элемент триады, имеющий в себе стимул для движения и развития, как в самой природе, так и в мышлении. Только при условии наличия триадичной структуры нечто в природе начинает развиваться, образуя «новое» и «другое». Инь и Ян, «положительное» и «отрицательное», женское и мужское и т.п., лишь соединяясь, образуя связь, имеют возможность создания некоторого «нового», которое само по себе уже не является этой связью и третьим в тринитарной структуре основания, а относится к следующему моменту процесса взаимодействия противоположностей (следующим моментом развития 2-х монограмм: Ян-Инь, являются 4-е диаграммы, а не тождество Ян-Инь - Е.А.). Гегель называл их тождеством, различием, доведенным до противоречия, конкретным единством и отмечал: «Тождество не внешне, а в самом себе, в своей природе таково, но оно разно». Вопрос заключается в том, каким образом тождество превращается в различие, т.к. предполагается, «что тождество как голое, т.е. абстрактное тождество, есть нечто самостоятельное, независимое». Согласно диалектике различие развивается в самом тождестве, растворяя его в себе. Тождество «в своем равенстве с собой, - отмечал Гегель, - неравно себе и противоречиво в своей разности . в нем самом совершается это движение перехода одного из определений в другое; и это именно потому, что каждое из них есть в самом себе противоположность самому себе». оно, тождество, сохраняется как момент, т.е. в «снятом» виде. Оно исчезает в различии, как сахар в воде: растворяясь, сохраняется».

Совершенно очевидно, что Гегель, религии и все последующие философы, на основе аристотелевской логики или-или, заменив процесс развития (1-2: единство-различие) в триаде тождеством, сделали само различие неподвижным, а триаду внутренне замкнутой самой на себя и не способной в «следующем моменте взаимодействия противоположностей» стать тетрадой.

Е. Борзова совершенно верно отмечает, что «в процессе формирования христианской религии одним из сложных вопросов является отношение лиц в божественной Троице.Возникшие в середине 1 столетия и продолжавшиеся около пяти веков дискуссии вокруг тринитарной сущности божественной Троицы привели к образованию христианской философии».

97

Древние философы понимали, что троица соединяет и разделяет (в ФТС - единство синтеза и анализа - Е.А.). Но это понимал только один участник дискуссии - Арий, очевидно знакомый с эзотеризмом древних: «.для Ария Троица не есть единый Бог. Есть единый и единственный Бог - Бог Отец (логика «и-и» - Е.А.), а Сын и Дух (следующий уровень развития логики «или-или» - Е.А.) являются высшими существами тварного мира, посредники в миротворении... Никейское определение отвергало арианское учение: в отношении Бога Сына к Богу Отцу был принят термин «единосущий» (далее закрепленный окончательно предложением Ф. Аквинского, основанного на философии Аристотеля, - Е.А.).

Начатая папством идеологическая борьба против интереса мыслящих людей к естественнонаучным проблемам привела к пониманию церковью необходимости обновления самого христианского учения, в конечном счете соединения аристотелизма и христианства, приспособления учения Аристотеля церковным доктринам. Христианизацию аристотелизма и долгожданное обновление христианского учения удачно произвел Ф. Аквин-ский и в целом орден доминиканцев .Троицу Ф. Аквинский интерпретирует: «имя «лицо» обозначает общность идеи по отношению к божественным лицам . божественные Лица едины в своем бытии», но не различны. «Они суть одно действительное сущее, но не одно лицо». Отец не исключает Сына и Святого Духа в силу единосущности».

Отбросив древнюю логику «и-и», единства, целостности мира, аристотелевская логика «или-или» завела в тупик не только религию, но и философию, разделив ее на идеализм и материализм, что в конечном итоге привело к кризису и тупику развития и само человечество.

1. Философский словарь. - М.: ИПЛ, 1972.

2. Антонович, Е.Н. Третий путь развития философии и общества. Ч. 1. ФТС / Е.Н. Антонович. - СПб.: Деан, 2007. - 543 с.

3. Антонович, Е.Н. Диалектика универсального единства материализма и идеализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.dialog-21.ru.

4. Сазеева, Н.Н. Единый источник ритмов - основа единства природных процессов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science.poisk 2020.org/dos/Sazeeva/dos.

5. Антонович, Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС / Е.Н. Антонович // Актуальные исследования. - 2012 - №1.

98

6. Антонович, Е.Н. Системный синтез принципов познания - метод ге-нодрева ФТС / Е.Н. Антонович // Сознание и физическая реальность. -2012. -№9.

7. Антонович, Е.Н. Логика синтеза, включенного третьего - основа познания; 2) Самое слабое звено в познании- философия, в философии -логика: логика целостности - синтез единого и многого, духовного и материального и др. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.dialog21 .ru.

8. История китайской философии / пер. В.С. Таскина. - М.: Прогресс.

9. Гегель для начинающих / пер. с англ. Л.В. Харламова. - Ростов-н/Д.:

Феникс, 1998. - С. 86.

10. Успенский, П. Психология возможной эволюции человека. - СПб.: Комплект, 1995. - С. 80-82.

11. Успенский, П. Ключ к загадкам мира. - М., 1992. - С. 146-159.

12. Шмаков, В. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. - К.: София, 1994. -С. 193-219.

13. Заикин, Н.И. Что такое сознание? - СПб.: АРС,1997. - С. 5-7.

14. Лукьянов, А.Е. Дао «Книги Перемен». - М.: Инсан, 1993.

15. Николаев, И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики: учеб. пособие. - СПб.: РГПУ, 1998.

16. Борзова, Е.П. Триадология / Е.П. Борзова. - СПб.: СПбГУКИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.