Научная статья на тему 'Генезис и ритуалы Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального Устава Мемфиса–Мицраима'

Генезис и ритуалы Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального Устава Мемфиса–Мицраима Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
масонство / масонская ложа / Мемфис-Мицраим / эзотеризм / Masonry / Masonic Lodge / Memphis Mizraim / Esotericism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталья Викторовна Чёрная

В статье рассматривается история возникновения Устава Мемфиса-Мицраима и описываются ритуалы этой организации. Помимо указанной проблемы в исследовании уделяется внимание отличиям уставов «Мемфиса» и «Мицраима», описывается их генезис, взаимовлияние и различия. Также прослеживается эволюция «египетского» направления масонства от идей и методов его основателя графа Калиостро до наших дней. На сегодняшний день «египетское» направление масонства остается одним из наименее изученных среди других видов масонства. Данное обстоятельство определяет научную новизну предлагаемого исследования, к которой можно отнести также описание Ритуала открытых «Белых» работ и Церемонии Иоанна Летнего Устава Мемфиса-Мицраима, приведенные в исследовании, которые вводятся в научный оборот впервые. Использование аутентичных источников позволяет объективно представить описываемый предмет исследования. В работе использован описательный метод, что позволяет зафиксировать характерные особенности Устава Мемфиса-Мицраима. В заключении делается вывод об эзотерической направленности описываемого масонского устава и определяются его ключевые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and rituals of Symbolic Grand Lodge of Russia of the Ancient and Primitive Rite of Memphis-Mizraim

The article is considered with the history of the Charter of Memphis-Mizraim and analyzes the Symbolic Grand Lodge of Russia of the Ancient and Primitive Rite of Memphis-Mizraim in order to identify the compliance of the studied object with the criteria of esotericism, proposed by the Russian scholar S. V. Pakhomov. In addition to this problem, the study pays attention to the difference between the rites of «Memphis » and «Mizraim», describes their genesis, mutual influence and differences. Also it traces the evolution of «Egyptian» rites of Freemasonry from ideas and methods of their founder Count Cagliostro to the present day. To date, the «Egyptian» rites of Freemasonry remain the least studied among other types of Freemasonry. This circumstance determines the scholarly novelty of the proposed research, as well as the description of the Ritual of the Open «White» works and the Ceremony of St. John of the Summer of Memphis-Mizraim given in the study, which is introduced into scholarship for the first time. The use of authentic sources allows an objective presentation of the subject matter of study described. The article uses a descriptive method that allows to determine characteristic features of Memphis-Mizraim Rite. The conclusion characterizes the esoteric orientation of the described Masonic Rite and identifies its key features.

Текст научной работы на тему «Генезис и ритуалы Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального Устава Мемфиса–Мицраима»

УДК: 133.5

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-95-105

Дата поступления (Submitted) 24.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 14.04.2024

Генезис и ритуалы Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЧЁРНАЯ

магистрант РХГА им. Ф.М. Достоевского, факультет религиоведения Специалист научного архива РАХ 199034, Санкт-Петербург,

3-я линия Васильевского острова, 2А e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения Устава Мемфиса-Мицраима и описываются ритуалы этой организации. Помимо указанной проблемы в исследовании уделяется внимание отличиям уставов «Мемфиса» и «Мицраима», описывается их генезис, взаимовлияние и различия. Также прослеживается эволюция «египетского» направления масонства от идей и методов его основателя графа Калиостро до наших дней. На сегодняшний день «египетское» направление масонства остается одним из наименее изученных среди других видов масонства. Данное обстоятельство определяет научную новизну предлагаемого исследования, к которой можно отнести также описание Ритуала открытых «Белых» работ и Церемонии Иоанна Летнего Устава Мем-фиса-Мицраима, приведенные в исследовании, которые вводятся в научный оборот впервые. Использование аутентичных источников позволяет объективно представить описываемый предмет исследования. В работе использован описательный метод, что позволяет зафиксировать характерные особенности Устава Мемфиса-Мицраима. В заключении делается вывод об эзотерической направленности описываемого масонского устава и определяются его ключевые особенности.

Ключевые слова: масонство, масонская ложа, Мемфис-Мицраим, эзотеризм

Genesis and rituals of Symbolic Grand Lodge of Russia of the Ancient and Primitive Rite of Memphis-Mizraim

NATALYA VIKTOROVNA CHYORNAYA

Master's student of the F. M. Dostoevsky Russian Christian Humanitarian Academy, Faculty of Religious Studies, Specialist of the Scientific Archive of the Russian Academy of Arts 199034, Russia, St. Petersburg, 3rd Vasilyevskogo Ostrova line, 2A e-mail: [email protected]

Abstract. The article is considered with the history of the Charter of Memphis-Mizraim and analyzes the Symbolic Grand Lodge of Russia of the Ancient and Primitive Rite of Memphis-Mizraim in order to identify the compliance of the studied object with the criteria of esotericism, proposed by the Russian scholar S. V. Pakhomov. In addition to this problem, the study pays attention to the difference between the rites of «Memphis» and «Mizraim», describes their genesis, mutual influence and differences. Also it traces the evolution of «Egyptian» rites of Freemasonry from ideas and methods of their founder Count Cagliostro to the present day. To date, the «Egyptian» rites of Freemasonry remain the least studied among other types of Freemasonry. This circumstance determines the scholarly novelty of the proposed research, as well as the description of the Ritual of the Open «White» works and the Ceremony of St. John of the Summer of Memphis-Mizraim given in the study, which is introduced into scholarship for the first time. The use of authentic sources allows an objective presentation of the subject matter of study described. The article uses a descriptive method that allows to determine characteristic features of Memphis-Mizraim Rite. The conclusion characterizes the esoteric orientation of the described Masonic Rite and identifies its key features.

Keywords: Masonry, Masonic Lodge, Memphis Mizraim, Esotericism

Введение

Великая Символическая Ложа России Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Ми-цраима является одной из самых загадочных масонских организаций России и мира. Как утверждает специалист по истории масонства Евгений Кузьмишин, создатели этого вида масонства хотели сделать его более эзотерическим и погруженным в мистицизм, по сравнению с более традиционным для масонства по «древним и принятым шотландским уставом», а великий маг Калиостро, к которому, судя по всему, восходит появление устава, обещал адептам «египетского масонства» не только книжные знания, но подлинное просветление.

Целью исследования является анализ Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. В этой работе она будет выступать объектом исследования. Предметом исследования будут являться свойства и характеристики объекта (его описание), а также описание ритуалов Мемфи-са-Мицраима, которое позволит впервые познакомить русскоязычную публику с внутренним распорядком и обычаями данной организации.

Устав Мицраима

Устав Мицраима впервые появляется в Италии в 1810 году среди французов, осевших в Италии после ее завоевания Наполеоном. Серж Кайе в своей работе «Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима» говорит, что неизвестно, существовал ли Устав Мицраима до того времени, а также утверждает, что многое написанное о его истории не является правдой [1, 104]. Так, некоторые исследователи относят образование этого Устава к эпохе Просвещения и связывают его появление с графом Калиостро [2, 37]. Легенда, связывающая Устав Мицраим с именем Калиостро, не лишена фактических оснований. В 1784 году Калиостро учредил Устав высокого Египетского Масонства, являющийся архетипом всех Египетских уставов. В 1788 году группа венецианцев обратилась к Калиостро за помощью в получении патента Конституции [3, 227]. На их просьбу передать им магико-каббали-стический ритуал Великого Копта они получили отказ. Тогда ими был выбран тамплиерский ритуал, и Калиостро передал им право работать в трех первых английских и высших немецких градусах. Таким образом, «Египетский Устав», в котором им было отказано, попал в Милан, Геную, а уже в 1810 году - в Неаполь, где Пьер де Лассаль передал свою власть Великого Мастера Мишелю Бедарриду, а тот привез Устав во Францию.

Египетский Устав Мицраима был наполнен каббалой и кабалистикой, а Египетские черты присутствовали лишь в названии и самом герметическом учении [4, 528]. Изначальный Устав состоял из 77 градусов, 66 из которых были заим-

ствованы из других масонских систем XVIII века, а 11 появились уже в этом уставе. Подтверждением работы первого Устава Мицраима является диплом Ложи Согласие, выданный в 1811 г. и подписанный такими известными людьми как Ш. Лешанжер - член верховного совета Неаполя, Ласалль - командир наполеоновских войск и М. Бедаррид, о котором будет сказано далее. С 1811 по 1813 гг. устав расширился с 77 до 90 градусов - это время, когда масоны определяли полномочия своих представителей перед возвращением во Францию. В 1814 г. Устав Мицраима был учрежден во Франции братьями Жозефом, Марком и Мишелем Беддарридами. В марте 1817 года Устав Мицраима ввели в Бельгии, а в июне того же года в Нидерландах принц Фредерик, Великий Мастер Масонства Нидерландов, запретил в своем королевстве Устав Мицраима. Во Франции полиция очень пристально следила за Ми-цраимом, так как их симпатии к Наполеону казались властям подозрительными. 8 января 1823 года суд приговорил Марка Бедаррида к штрафу за нарушение статьи уголовного кодекса, запрещавшей собрания более 20 человек без специального на то разрешения, и постановил распустить орден Мицраима. После революции 1830 года Мишель Бедаррид получил разрешение на открытие новых лож в Париже - «Радуга», «Пирамида» и «Неопалимая купина» [1, 110].

Многие изменения претерпела ложа в своей истории. Спустя более 20 лет после смерти братьев Бедаррид, в 1877 году, Эмилем Комбом и Фердинандом Франсуа дельи Одди - Великим мастером Великого Востока Египта (работавшего по уставу Мемфиса), был подписан договор о взаимном признании, и к 90 градусам Мицраима прибавилось 95 градусов Устава Мемфиса, что стало гарантом их дружбы.

Устав Мемфиса

Прежде, чем приступать к описанию Устава Мемфиса, необходимо отметить принципиальное различие Уставов Мемфиса и Мицраима. В Уставе Мицраима от Египта осталось только название, в остальном - это измышления братьев Бедаррид на египетскую тему. Устав Мемфиса претендует на то, что это более древний устав, связанный с учением Ормуса, жреца из города Мемфиса в Египте [5, 21-27]. По легенде, Ормус был обращен в христианство святым Марком и очистил учение египтян, приведя его в соответствие с христианскими законами. Легенда устава гласит, что через рыцарей-крестоносцев учение попало в Эдинбург, где была создана Великая Ложа на основе откровений египетского жреца.

Согласно же официальным документам, устав Мемфиса учредил Жак-Этьен Маркони де Негре (1795-1868) в 1838 г. Согласно версии самого Маркони, Орден состоял из 91 градуса,

разделенных на три серии и включавших 7 классов, заключавших в себе знания всех масонских Уставов.

Мемфис развивался как модификация Египетского Устава Мицраима, объединявшего светское рыцарство, а также иные духовные ордена, обращающиеся к египетской мифологии, каббале и алхимическим практикам. Маркони был обвинен в плагиате сторонниками Устава Мицраима, и в феврале 1842 года ложа была закрыта (только во Франции, за ее пределами Ложа продолжала свою работу - Н. Ч.). Спустя 7 лет Устав Мемфиса снова появился во Франции и распространился далеко за ее пределы - Буэнос-Айрес, Бухарест, Лондон. В 1856 году Ложа проникла в Египет - в Александрии был образован Верховный Генеральный Совет и Державное Святилище, чьим Великим Мастером стал Жо-зеф де Борегар, после чего устав попал в Австралию, а затем и в Америку. В 1862 году Устав Мемфиса был признан полноправным, и парижские ложи получили право вести полноценные работы в первых трех градусах Египетского Устава - так возникла проблема высших градусов, и Маркони принял резолюцию о сокращении количества градусов с 95 до 33. Дело в том, что Великий Восток Франции, даровавший Маркони «законность» его устава, отказался признавать масонские системы с числом градусов больше 33, и создателю устава пришлось переписать ритуалы степеней, чтобы вместить содержание 95 градусов в 33 градуса [1, 135].

Устав Мемфиса-Мицраима

В 70-е годы XIX века началось движение за объединение Устава Мемфиса и Устава Мицраима. Объединение происходило постепенно. В 1888 году английский исследователь эзотерического масонства Джон Яркер, пользуясь именем и согласием известного итальянского военачальника и политика Джузеппе Гарибальди, который носил звание «Великий Иерофант Восточного Устава Мемфиса и Великий Иерофант Египетского Устава Мицраима», объединил эти два Устава, осуществив их окончательное слияние в 1889 году. С того времени началась история Древнего и Изначального Устава Мемфи-са-Мицраима во всем мире.

Великая Символическая Ложа России Древнего и Изначального устава Мемфиса-Мицраима

Перед тем как приступить к описанию, необходимо отметить, что в России существуют шесть действующих ветвей Устава Мемфи-са-Мицраима и родственных ему организаций: французская ветвь Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, которой посвящено данное исследование, итальянская ветвь Устава Мемфиса-Мицраима, а также четыре малочис-

ленные организации разных направлений персонализированных «иерофаний» Устава Мем-фиса-Мицраима и отдельного Устава Мемфиса (информация от действительного члена - Н.Ч.).

24 июля 2009 г. в Москву прибыла делегация, в состав которой входили Международный Великий Мастер Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима Ален Дюмейн и Великий Секретарь Национального Державного Святилища Франции Жак Лавийет. Эта дата является днем учреждения Достойного Треугольника «Имхотеп», получившей Патент на проведение работ и номер 125 в реестре символических Лож, работающих под эгидой Великой Символической Ложи Франции и Национального Державного Святилища Франции. Перед учреждением Достойного Треугольника «Имхотеп» Международный Великий Мастер провел ритуал аф-филяции (присоединения) российских братьев - Мастеров, Подмастерьев и Учеников вольных каменщиков, посвященных ранее в иных масонских послушаниях. Достойный Треугольник «Имхотеп» №125 был учрежден как смешанная масонская структура. Это означает, что членами ложи могут быть как мужчины, так и женщины. Устав Мемфиса-Мицраима стал первым в истории России смешанным масонским послушанием [6].

31 октября 2009 года Достойный Треугольник «Имхотеп» стал Ложей и получил патент на работы. Так появилась первая в истории России Достойная Ложа Устава Мемфиса-Мицраима [6].

24 июня 2010 года, в день Св. Иоанна Крестителя, Достойная Ложа «Имхотеп» №125 была ритуально освящена Великим Мастером Национального Державного Святилища Франции, а после освящения ложи были законно инсталлированы ее Досточтимый Мастер и другие офицеры [6].

Структура и организация

В России всемирную масонскую федерацию национальных организаций Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима представляет российское послушание Ордена. Структура Устава имеет три уровня. Высшее духовное руководство Египетским масонством в стране осуществляет Национальное Державное Святилище России и Союзных Стран, состоящее из носителей 95-го (высшего) градуса Устава, которые избирают Светлейшего Великого Мастера (среди братьев высшего градуса - Н. Ч.) на срок в 7 лет. Философскими градусами (с 4-го по 33-й градус) управляет Верховный Совет во главе с избираемым сроком на 5 лет Великим Командором. Масонскими градусами Древнего и Чистого Цеха (степени Ученика, Подмастерья и Мастера) руководит Великая Символическая Ложа во главе с Великим Мастером, избираемым сроком на 3 года [7, 378].

Руководителями российских мастерских являются их председатели. Функционирование мастерских как масонских организаций регулируется нормами Великой Международной Конституции и Общего Регламента Древнего Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. Право присваивать высший 95° Устава принадлежит только Международному Державному Святилищу Древнего Изначального Устава Мемфиса-Ми-цраима.

На сегодняшний день в России и в Прибалтике существуют следующие мастерские:

Достойные Ложи «Имхотеп» №125 (Москва), «Атон» №126 (Москва), «Маат» №127 (Рига), «Хор на Небосклоне» №129 (Санкт-Петербург), «Ахет» №132 (Рига), «Александрийский маяк» №134 (Таллинн);

Достойные Треугольники «Хепри» №128 (Иркутск), «Нуит в Садах Александрии» №130 (Москва), «Себек, Владыка восточной горы» №131 (Москва), «Серапис» №133 (Москва);

Достойная Коллегия «Анубис» №35 (4°-14°), Верховный Капитул «Анх» №1 (15°-18°), Ареопаг «Ра-Хорахти» №1 (19°-30°) и Верховный Совет России и Союзных Стран;

Национальное Державное Святилище России и Союзных Стран (герметические градусы: 34°-95°) [8].

Цели и задачи

Члены ДИУММ называют целью организации открытие пути познания Человека, Мира и Божества. Согласно информации с официального сайта, «на Собраниях при помощи старинных ритуалов масоны совершенствуют свой нравственный облик и осваивают тысячелетний духовный, философский и мистический опыт Человечества, а Величественный символизм масонских церемоний призван смирять дурные страсти, развивать добродетели, дисциплинировать разум, очищать его от заблуждений и предрассудков, углублять понимание истины, что способствует всесторонней самореализации человека, венцом которой должна быть победа над смертью».

Таким образом, можно сделать вывод о задачах, которые организация намерена достичь в своей деятельности: это, в первую очередь, нравственное совершенствование их членов, приобретение ими духовного и мистического опыта и духовная самореализация человека.

Членство

Для описания критериев членства в организации обратимся к их официальному сайту: «Двери Мастерских Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима открыты для всех людей без различия пола, расы, вероисповедания, политических убеждений, философских взглядов,

гражданства, социального положения, экономического благосостояния. Наш Устав не связан с какой-либо религией, каким-либо социальным или политическим движением и не зависит ни от одного из них. Устав предоставляет своим членам полную свободу совести при условии, что они остаются верными фундаментальным ценностям Вселенского Масонства. <...> Наша Конституция постулирует, что «Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима есть Устав духовный, предполагающий веру в Великого Архитектора Вселенной». Ритуалы Устава уточняют, что кроме веры в существование Вселенского Разума, который в различных религиях именуется Богом, а в масонстве - Великим Архитектором Вселенной, Кандидату следует также признавать бессмертие человеческой души. <...> Для того, чтобы быть принятым в число вольных каменщиков необходимо обладать свободой действий, иметь достаточное образование, быть человеком свободным и добрых нравов» [9].

Для того, чтобы стать членом Великой Символической Ложи России Древнего и Изначального устава Мемфиса-Мицраима необходимо заполнить форму «Прошение о вступлении в Орден Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Ми-цраима» на официальном сайте.

Степени посвящения Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима [10]

Система градусов и степеней Мемфис-Ми-цраим восходит своим происхождением к традициям устава Калиостро. Считается, что на высших градусах посвященные обретают тайные знания, которые гармонизируют все учение в целом и способствуют обретению просветления и гармонии. В отличие от Древнего и Принятого Шотландского Устава, который считается в масонстве «классическим», в Уставе Мемфи-са-Мицраима больше градусов. Ниже приводится классификация градусов и степеней изучаемого Устава.

Символическая ложа: 1° - Ученик, 2° - Подмастерье, 3° - Мастер;

Ложа усовершенствования: 4° - Тайный Мастер, 5° - Совершенный Мастер, 6° - Ближний Секретарь, 7° - Надзиратель и Судия, 8° - Смотритель Построек, 9° - Мастер Избранник Девяти, 10° - Достославный Избранник Пятнадцати, 11° - Верховный Рыцарь Избранник, 12° - Великий Мастер Архитектор, 13° - Сотоварищ Царственного Свода, 14° - Великий Избранник Священного Грота;

Капитул: 15° - Рыцарь Востока, или Меча, 16° - Князь Иерусалимский, 17° - Рыцарь Востока и Запада, 18° - Рыцарь Розы и Креста;

Философские степени: 19° - Великий Первосвященник, или Шотландский Рыцарь Небесного Иерусалима, 20° - Рыцарь Храма, 21° - Ноахид, или Прусский Рыцарь, 22° - Рыцарь Царствен-

ной Секиры, Князь Ливанский, 23° - Начальник Скинии, 24° - Князь Скинии, 25° - Рыцарь Медного Змея, 26° - Шотландский Рыцарь Троицы, Князь Милости, 27° - Великий Командор Храма, 28° - Рыцарь Солнца, или Князь Адепт, 29° - Великий Шотландский Рыцарь Святого Андрея, Князь Света, 30° - Рыцарь Черного и Белого Орла, Великий Избранник, Рыцарь Кадош;

Административные степени Верховного Совета: 31° - Великий Командор Инспектор Инквизитор, 32° - Возвышенный Князь Царственной Тайны, 33° - Верховный Великий Генеральный Инспектор;

Герметические степени: 34° - Рыцарь Скандинавии, 35° - Возвышенный Командор Храма, 36° - Возвышенный Негоциант, 37° - Рыцарь Шота, Мудрец Истины, 38° - Возвышенный Избранник Истины и Красного Орла, 39° - Великий Избранник Эонов, 40° - Мудрец Саваист, или Совершенный Мудрец, 41° - Рыцарь Радуги, или Рыцарь Семицветной Арки, 42° - Князь Света, 43° - Возвышенный Герметический Мудрец (Герметический Философ), 44° - Князь Зодиака, 45° - Возвышенный Мудрец Мистерий, 46° - Возвышенный Пастырь Кущей, 47° - Рыцарь Семи Звезд, 48° - Возвышенный Страж Священной Горы, 49° - Возвышенный Мудрец Пирамид, 50°

- Возвышенный Философ Самофракии, 51° -Возвышенный Титан Кавказа, 52° - Мудрец Лабиринта, 53° - Рыцарь, или Мудрец, Феникса, 54°

- Возвышенный Скальд, 55° - Возвышенный Орфический Целитель, 56° - Понтифик, или Мудрец Кадмийский, 57° - Верховный Маг, 58° - Мудрец, или Князь Брахман, 59° - Возвышенный Мудрец, или Великий Первосвященник Огигии, 60° - Верховный Страж Трех Огней, 61° - Возвышенный Неведомый Философ, 62° - Возвышенный Мудрец Элевсина, 63° - Верховный Кави, 64° - Мудрец Митры, 65° - Патриарх Верховный Учредитель, 67° - Патриарх Великий Панегирист, 68°

- Патриарх Истины, 69° - Рыцарь Златой Ветви Элевсина, 70° - Патриарх Планисфер, 71° - Патриарх Священных Вед, 72° - Верховный Мастер Мудрости, 73° - Целитель Священного Огня, 74°

- Возвышенный Мастер Слоки, 75° - Рыцарь Ливийской Цепи, 76° - Патриарх Исиды, 77° - Возвышенный Рыцарь Теософ, 78° - Великий Первосвященник Фиваиды, 79° - Рыцарь Грозной Сады, 80° - Возвышенный Избранник Святилища, 81° - Патриарх Мемфиса, 82° - Великий Избранник Храма Мидгарда, 83° - Возвышенный Рыцарь Долины Одди, 84° - Целитель Изедов, 85° - Возвышенный Мастер Лучезарного Кольца, 86° - Первосвященник Сераписа;

Герметическая степень Освятителя: 66° - Патриарх Великий Освятитель;

Arcanum Arcanorum: 87° - Возвышенный Князь Масонства, 88° - Великий Избранник Священного Двора, 89° - Патриарх Мистического Града, 90° - Верховный Патриарх, Мастер Великого Делания;

Административные степени Святилища: 91° - Верховный Патриарх, Великий Заступник Устава, 92° - Верховный Катехизатор, 93° - Великий Генеральный Инспектор Управитель, 94° - Верховный Патриарх Князь Мемфиса, 95° - Патриарх, Великий Консерватор Устава.

Символика и атрибутика

Символическая атрибутика у масонов очень разнообразна, причем толкование символов входит во внутренние тайны ордена и различается в разных градусах, хотя есть и общеизвестные моменты. Герб может называться печатью или ламеном, в документации ложи присутствуют эмблемы конкретной ложи, где проходят работы, и вышестоящей юрисдикции (Великой Ложи или Национального Святилища). На ритуалах некоторых градусов могут использоваться флаги (в том числе государственные).

Рис. 1. Эмблема Ложи Мемфис-Мицраим

Устав Мемфиса-Мицраима имеет свою отличительную символику. На рисунке 1 представлен ламен Устава - его эмблема. Свои отличия есть и у элементов одежды. Запон (фартук - Н. Ч.) является первоначальным подарком Ордена кандидату. Кандидат проносит его через всю свою масонскую жизнь. Запоны в разных градусах отличаются. Запон и перчатки - два обязательных атрибута. Среди прочих других - камилавка (шапочка без полей - Н. Ч.), стола (подобие пресвитерской епитрахили - Н. Ч.), нагрудная перевязь, коллар (нагрудная лента - Н. Ч.), а также всевозможные мечи, жезлы, ордена, медальоны и прочее.

Внутреннее убранство масонского храма также имеет особенности и пронизаны масонской символикой: шахматный пол, колонны Яхин и Боаз, престол Досточтимого Мастера, алтари (обычно 1 или 2, в зависимости от ритуала - Н. Ч.), плато (места офицеров, в разных градусах и ритуалах могут различаться - Н. Ч.). За престо-

лом Мастера - Солнце, Луна и Лучезарная Дельта, а также много разных других символических изображений и предметов, которые при разных работах - разные. Места для остальных участников обычно располагаются по бокам (Северная и Южная Колонны). Престол - на Востоке, хотя часто где Престол, там и Восток, то есть, далеко не всегда есть строгая ориентация по сторонам света [11].

Все документы: дипломы, циркуляры, приглашения, сертификаты, назначения и просто письма также снабжены масонской символикой и специальными печатями.

м паи йи тип шеяврште зеленее мд1ш [■£ и ишш

1901 1ее екнси 00 темке «ит: о с е

i 1гй тгракйи:". ИТ 1)шЦ|ЬгШ

лч1пе ш;гёкте.е|ш(е теееяаиее, вкевй

Рис. 2. Диплом Уставов Мемфиса и Мицраима, 1856 год [1, 210]

Рис. 3. Диплом 90 градусов Устава Мемфис-Мицраим, 1909 год [1, 218]

Ритуалы

Внутренние ритуалы устава, такие как обряд посвящения, скрыты от непосвященных. В ходе интервью с членом ордена, называть которого в данном исследовании неуместно из соображений анонимности, выяснилось, что существует особый формат - «Белая» ложа. Работы в формате «Белой» ложи проводятся в том случае, если на них предполагается присутствие непосвященных. Обычно это различные масонские праздники (масонская свадьба, ритуал Иоанна Летнего), агапа, банкеты, а также лекции, проводимые человеком, не посвященным в орден. На них ритуальные действия проводятся сокращенно, без углубления в символизм, без тайных слов, знаков и прочего.

Ритуал Посвящения

Посвящению предшествует «опрос под повязкой». Далее кандидат направляется в Комнату размышлений, где он находится среди помещённых там соответствующих символов. На посвящении кандидат присутствует с повязкой на глазах и петлей на шее. В ходе посвящения кандидат проходит символические испытания и дает масонскую клятву. Обряд посвящения символизирует для кандидата новую жизнь, наполненную пониманием и очищением.

Описания ниже приведенных ритуалов были любезно предоставлены членом Великой Символической Ложи России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Ми-цраима. Оригинальная орфография и пунктуация сохранены.

Ритуал открытых «Белых» работ

1. Подготовка храма.

Храм освещен только электрическим светом, Колонны на своих местах, без свечей, покрыты тканью. На пересечении диагоналей - небольшой стол, покрытый синим покрывалом. На этом покрывале расположены в ряд Наугольник, Циркуль, Линейка, а также Книга Священного Закона. Позади этих Инструментов ставится подсвечник с новой свечой, а перед ними, поперек Книги Священного Закона, кладется меч. Все это также покрыто синей тканью.

Офицеры находятся на своих местах; Братья и Сестры занимают ближайшие к Престолу места на Колоннах Севера и Юга. Приглашенные профаны сидят на дальних местах обеих Колонн; Эксперт и Обрядоначальник следят за правильностью размещения. В Трехсвечниках Досточтимого Мастера (ДМ) и Блюстителей также установлены новые свечи, но включен только электрический свет.

На Братьях и Сестрах надето подобающее облачение символических градусов. Мечи и мо-

лотки находятся на своих местах, чтобы оказать ими необходимые почести, если это понадобит-

У входа в Храм Страж принимает посетителей-профанов и дает им знать, что курить во время Белых Работ запрещено.

Рис. 4: расположение инструментов на алтаре

2. Открытие работ.

ДМ: (Ударяет молотком) Брат (Сестра) Первый Блюститель, можем ли мы открывать Работы по нашему обычаю?

Первый Блюститель: Нет, Досточтимый Мастер, ибо Храм надлежаще не покрыт, окрестности Храма не безлюдны, профаны не отделены от нас, и мы не в безопасности.

ДМ: Брат (Сестра) Второй Блюститель, разве не можем мы, как в мистериях древности, позволить профанам взглянуть на Свет, что является душою нашего Братства?

Второй Блюститель: Можем, Досточтимый Мастер, с осторожностью, но и с великодушием. Ибо миссия нашего Ордена - позволить этому Свету воссиять и в мире профанов.

ДМ: Если так, пусть наши Символы проявятся. Брат (Сестра) Обрядоначальник и Брат (Сестра) Эксперт, прошу открыть Три Светоча Ложи, и да явят они отчасти свой Свет, но не складывайте их по нашему обычаю.

Братья (Сестры) Обрядоначальник и Эксперт проходят в принятом порядке с Посохом и Мечом к центральному Алтарю, снимают с инструментов покрывала и зажигают свечи. Затем они возвращаются на свои посты.

ДМ: (Ударяет молотком) Дамы и Господа, мои Братья и Сестры, я объявляю «Белые» Работы сей Достопочтенной Ложи (сего Достойного Треугольника), собравшейся (собравшегося) под номером [номер] и отличительным титулом [название] на Востоке города [название города], открытыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее он зажигает Дельту на Востоке, и Работы проводятся согласно запланированному порядку.

3. Закрытие работ.

ДМ: (Ударяет молотком) Порядок дня исчерпан, теперь мы приступаем к закрытию «Белых» Работ. Брат (Сестра) Первый Блюститель, пришло ли нам время расстаться?

Первый Блюститель: Пришло время, Досточ-

тимый Мастер, когда Символы должны быть снова покрыты, Свет - погашен, а мы - расстаться.

ДМ: Брат (Сестра) Второй Блюститель, принесло ли добрые плоды это Открытое Собрание?

Второй Блюститель: Жесты и Слова, символы и образы, - все это несет в себе свое предназначение, Досточтимый Мастер, и семя прорастает лишь в плодородной почве.

ДМ: Тогда, мои Братья и Сестры, будем надеяться, что это Открытое Собрание принесет добрые плоды и позволит нам рассеять заблуждения и предрассудки. Брат (Сестра) Обрядона-чальник и Брат (Сестра) Эксперт, прошу покрыть наши священные Символы.

Брат (Сестра) Обрядоначальник и Брат (Сестра) Эксперт идут к Алтарю в принятом порядке. Брат (Сестра) Обрядоначальник гасит свечу и накрывает Инструменты синим покрывалом. Затем они возвращаются на свои посты. Досточтимый Мастер гасит Дельту на Востоке.

ДМ: (Ударяет молотком) Дамы и Господа, мои Сестры и Братья, я объявляю «Белые» Работы сей Достопочтенной Ложи (сего Достойного Треугольника), собравшейся (собравшегося) под номером [номер] и отличительным титулом [название] на Востоке города [название города], закрытыми. Прошу наших Братьев и Сестер оставаться в Храме, пока не уйдут наши непосвященные гости. Брат (Сестра) Страж, прошу открыть двери.

Брат (Сестра) Страж открывает двери Храма и остается на своем месте с Северной стороны.

Церемония Иоанна Летнего (для проведения на природе совместно с членами масонских семей)

Церемония проводится в этот же или на следующий день после Застольной Ложи в честь дня Иоанна Летнего, и на нее могут быть приглашены семьи и друзья Братьев и Сестер Ложи. К церемонии следует приготовить большой костер, высотой, как минимум, полтора метра (так, чтобы огонь поднимался выше голов присутствующих). Готовый костер следует прикрыть от возможного дождя и желательно пропитать жидкостью для легкого воспламенения (но не бензином). Следует также приготовить достаточное количество зеленых веток, так, чтобы хватило, как минимум, по одной ветке на каждого присутствующего на церемонии.

Обрядоначальник должен подготовить ладан (отдельно бензойный и обычный), миро и крупную соль.

Следует также подготовить шесть смоляных факелов и заранее убедиться, что они хорошо горят.

Обычно также готовится музыкальное сопровождение, хотя это не обязательно.

Перед началом церемонии Служители (Досточтимый Мастер, оба Блюстителя, Секретарь,

Оратор и Обрядоначальник) располагаются вокруг места для костра следующим образом (рис.5):

Обрядоначальник (с зажжённым Факелом)

ЗАПАД

Рис. 5. Размещение Служителей вокруг костра.

Обрядоначальник: Дамы, Господа, Братья и Сестры. Сейчас, в конце самого длинного дня года, мы собрались здесь, чтобы отпраздновать день Летнего Солнцестояния - или, как он называется у Вольных Каменщиков, праздник Святого Иоанна Летнего. Прошу каждого из вас взять по ветви и встать в круг позади Исполняющих церемонию, на достаточном расстоянии, дабы избежать любых инцидентов.

(Пауза, во время которой участники берут ветви и образуют Круг).

Обрядоначальник: Когда мы призовем вас к этому, и только тогда, вы приблизитесь к костру и бросите туда ваши ветви, и пусть при этом

каждый загадает самое заветное желание. После этого вы возвратитесь в Круг. Мы искренне благодарим вас за то, что вы среди нас, за ваше участие.

ДМ: Как был сложен этот костер?

Первый Блюститель: Руками скромных тружеников, собравших по нашей Матери Земле поленья, необходимые, дабы его воздвигнуть.

ДМ: Каковы его пропорции?

Второй Блюститель: Три локтя в основании, Четыре локтя в высоту, Пять локтей гипотенузы.

ДМ: Кто хранит его?

Первый Блюститель: Необъятный свод, усыпанный Звездами.

ДМ: Итак, он под защитой Блюстителей Небес?

Второй Блюститель: Воистину, и они - его Истинные Привратники.

ДМ: Кто защищает его?

Первый Блюститель: Пять Факелов, находящихся на должном расстоянии, обозначающих пять Священных Оконечностей Звезды.

ДМ: Зачем?

Второй Блюститель: Чтобы Законы Небесные отразились на Земле в Законах Земных, дабы то, что Наверху, было как то, что Внизу, как заповедовал нам наш Учитель ТОТ-ГЕРМЕС.

ДМ: И это хорошо, посему этот Чертеж по Слову представляет Небо во всех своих составляющих.

Секретарь: Дабы от Него к людям снизошел Мир, и слава помыслов оставалась в покое.

(Короткая пауза).

Затем Обрядоначальник направляется к Досточтимому Мастеру.

ДМ: Да отразится Небо на Земле, и да воссияет на Востоке первый Факел!

Обрядоначальник зажигает факел Досточтимого Мастера, затем направляется к Первому Блюстителю.

Первый Блюститель: Да воссоединятся Восток и Запад, и да воссияет на Северном горизонте второй Факел!

Обрядоначальник зажигает факел Первого Блюстителя, затем направляется ко Второму Блюстителю.

Второй Блюститель: Дабы установилось совершенство с Запада до Востока, да воссияет третий Факел!

Обрядоначальник зажигает факел Второго Блюстителя, затем направляется к Секретарю.

Секретарь: Да воссоединятся Небо и Земля, и да воссияет четвертый Факел!

Обрядоначальник зажигает факел Секретаря, затем направляется к Оратору.

Оратор: Да воссоединятся Запад и Восток, и да воссияет на Южном горизонте пятый Факел!

Обрядоначальник зажигает факел Оратора и возвращается на свое место на Западе.

ДМ: Да пребудет этот символ памятью о битве Света и Тьмы.

Второй Блюститель: Да пребудет наша Ночь в Свете!

ДМ: В начале был ЛОГОС, и ЛОГОС был у Бога, и ЛОГОС был Богом. Он был в начале у Бога. Все сущее было от Него, и ничто из сотворенного не было без Него. В Нем пребывала Жизнь, и Жизнь была Светом Миру. Свет во Тьме светит, и Тьма не объяла его.

Первый Блюститель: Да будут все те, кто нас окружают, движимы, подобно нам, чувствами Братства, Единства, Мира и Любви ко всем сущим.

Второй Блюститель: Да напомнят нам Тайные Факелы, от которых воспламенится этот костер,

что Духовный Огонь, который нам передали, никогда не должен угасать внутри нас.

ДМ: Да ведут нас Факелы по пути нашего общего Дела! Сделаем шаг вперед, с правой ноги, к костру! Да воспламенит нас этот Свет любовью к труду, совершенные Законы которой, управляющие Вселенной, дают нам столь достойный пример.

Первый Блюститель: Да пребудет с нами Свет!

Второй Блюститель: Да пребудет Радость в сердцах!

ДМ: Да царствуют вечно Братство и Милосердие! Все вместе, провозгласите со мной:

Свобода! Равенство! Братство! (Все повторяют)

ДМ: Зажжем костер!

Досточтимый, Блюстители, Секретарь и Оратор зажигают Малый Огонь в пять факелов.

Пауза до тех пор, пока от Малого Огня не разгорится Большой. В большинстве случаев Малый Огонь от Большого не отделяется. Его роль в этом случае выполняет так называемый «Огонь Бдения», зажигаемый примерно за полчаса до церемонии, от которого зажигается Факел Обря-доначальника. Таким образом, последовательность Огней не изменяется, но Обрядоначальник становится посредником для символической передачи Света.

Как только большой Огонь разгорится:

ДМ: Бросьте в огонь ладан, простой и отборный, и миро.

Обрядоначальник высыпает в огонь ладан и выливает миро.

ДМ: Как века и века тому назад, под сенью святилищ, Священный Огонь поднимался перед ликом Вечного Господа, да очистят и да воспламенят наши души этот огонь и эти благовония! Да прирастут наши умы, и да пребудут они всегда выше материй этого мира! Да будут радости Сущности и Духа нашими радостями! Да будем мы счастливы в этом бренном мире так, как только дозволено Человеку желать того!

Оратор: Да получит этот костер также соль, символ верной дружбы и бессмертия!

Обрядоначальник бросает в Огонь соль.

ДМ: Приблизтесь! Да принесет каждый свою ветвь, прежде чем будет дано благословение, дабы все желания и помыслы в душе каждого были исполнены.

Каждый из участников бросает в огонь свою ветвь, затем возвращается в цепь за спинами Служителей.

После этого делается долгая пауза (как минимум пять минут или более того; важно при этом продолжить церемонию прежде, чем огонь заметно ослабеет), во время которой все смогут смотреть на огонь и размышлять.

ДМ: Пусть эти угли, прежде чем исчезнуть, оставят в наших сердцах Огонь своей мощи и силы!

(Короткая пауза) Образуем Цепь Единства! Если количество участников позволяет это, то Братья и Сестры образуют Длинную Цепь (не скрещивая рук), которая трижды пройдет вокруг огня вправо (противосолонь), ведомая Досточтимым Мастером. Супруги, дети и прочие непосвященные также образуют Длинную Цепь, которая одновременно пройдет вокруг огня влево, ведомая Обрядоначальником. (Такой вид цепи не практикуется практически никогда. Обычно все становятся в одну Короткую Цепь, то есть скрещивают руки так, чтобы правая рука была всегда поверх левой, при этом левые ладони у всех должны смотреть вверх. Досточтимый Мастер единственный не скрещивает руки. Иногда Обрядоначальник с зажженным факелом в левой руке (его факел не оставлен в огне) не входит в цепь, а кладет правую руку на плечо Первого Блюстителя. Цепь при этом остается неподвижной)

ДМ: Братья и Сестры, возрадуемся верно исполненному обряду. Да будет символ пламени, который мы возродили, вести нас, с каждым днем более, к Совершенству в нашей Работе. Укрепим наши сердца Любовью к ближнему и чувством Долга, ибо мы решили служить Истине. Да будут наши Празднества Святого Иоанна все более укреплены единством и решимостью служить себе подобным. Да пребудут они всегда вместилищем Мира и Добродетелей, и да будет Цепь наших рук отныне столь сильна, чтобы ничто не смогло ее поколебать. (Короткая пауза) Оставим Цепь!

(Цепь обычно покидают церемониально по масонскому обычаю, то есть встряхивая руки трижды, прежде чем оставить цепь. Затем следует короткая пауза)

В какое время Огни Святого Иоанна должны подойти к Концу?

Первый Блюститель: Время пришло! ДМ: Раз это так, прежде чем расстаться в порядке и в гармонии, да огласится в последний раз ночь нашим знаком радости:

Свобода! Равенство! Братство! (Все повторяют.)

Выводы

В этой статье было рассмотрено происхождение масонских уставов Мемфиса и Мицраима, а также описано их последующее слияние в устав Литература и источники

Мемфиса-Мицраима. В «Речи о масонском эзо-теризме» основателя Устава Мемфиса Жака-Э-тьена Маркони, текст которой приведен по книге Сержа Кайе «Египетское масонство» говорится: «В основе Масонского Устава Мемфиса лежат тайны древности». Таким образом, данная масонская организация претендует на обладание эзотерическими тайнами древности, что находит свое выражение в наличии практик психотелесной трансформации. Приведем другой отрывок из речи Маркони. «Человек есть тело, душа и разум - задумайся об этом! И даже если эти глубокие мысли и побуждение к обучению напугают тебя, ты можешь найти себе место среди девяти небес на символическом своде Храма, девять божественных сил главенствуют там, и ты можешь занять среди них место, если сможешь доказать, что достоин их. Мудрая воля живет на первом, учтивая речь на втором, организаторский талант - на третьем, повелевающая сила - на четвертом, общественное рвение - на пятом, управление народами - на шестом, владычество разума - на седьмом, гений - на восьмом, Мудрец пребывающий в Боге, занимает девятое небо» [1, С. 65]. В ходе ритуальных, а также иных практик адептам устава Мемфис-Мицраим предлагается совершить психотелесные трансформации, чтобы достичь высших степеней организации и обрести мудрость.

Для достижения этих целей в Мемфисе-Ми-цраиме используются ритуалы, которые должны помочь адепту обрести эзотерическую мудрость, а также подготовить его. Нами был описан ритуалы, который доступен «профанам» - людям, желающим войти в организацию, либо просто посторонним людям. К подобным ритуалам можно отнести, упомянутый нами «Опрос под повязкой», а также описанные нами ритуалы «Белой Агапы» и церемонии «Иоанна Летнего». Текст «Белой Агапы» впервые опубликован в этой статье на русском языке.

В заключение хочется отметить, что в основе египетского масонства всегда присутствовали такие аспекты эзотеризма как изучение духовных наук и раскрытие оккультных способностей человека, а также различные теургические практики. Однако, существует также экзотерический аспект организации, который может выражаться в чтении публичных лекций, праздников и иных мероприятий, проводимых орденом, на которые допускаются непосвященные - ритуал открытых «Белых» работ и Церемония Иоанна Летнего, описанные в данном исследовании.

1. Кайе С. Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима. Ганга, М., 2011. C. 104.

2. Калиостро. Сочинения. Ганга, М., 2017. С. 37.

3. Евгений Кузьмишин. Масонство. Ганга, М., 2019. С. 227.

4. Галтье Ж. Сыны Калиостро. Египетское масонство, розенкрейцерство и новое рыцарство. Ганга, М.,2012. С. 528.

5. Яркер Дж. Учение египетского масонства. Ганга, М., 2016. С. 21-27.

6. Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима. Подробная история возникновения и развития российской ветви Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. URL: https://memphis-misraim.ru/hisory-

in-russia/ (дата обращения 11.10.2023).

7. Грир Дж.М. Энциклопедия тайных обществ. Рипол-Классик, 2010. С. 378.

8. Египетское масонство в России. URL: https://vk.com/memphismisraim (дата обращения 11.10.2023).

9. Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима. Прошение о вступлении в Орден Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима. URL: https://memphis-misraim.ru/contacts/ (дата обращения 11.10.2023).

10. Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима. Степени Ордена Мемфиса-Мицраима. URL: https:// memphis-misraim.ru/degrees/ (дата обращения: 11.10.2023).

11. Зелот. Символы масонского храма. Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима. URL: https:// memphis-misraim.ru/wp-content/uploads/2023/01/simvoly-masonskogo-hrama.pdf (дата обращения 11.10.2023)

References

1. Serge Kaye. Egipetskoe masonstvo Ustava Memfisa-Micraima [Egyptian Freemasonry Memphis-Mizraim Charter]. Ganges, Moscow, 2011. Р. 104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Cagliostro. Sochineniya. [Works]. Ganges, Moscow, 2017. P. 37

3. Evgeny Kuzmishin. Masonstvo. [Freemasonry]. Ganga, Moscow, 2019. P. 227

4. Galtier J. Syny Kaliostro. Egipetskoe masonstvo, rozenkrejcerstvo i novoe rycarstvo. [Sons of Cagliostro. Egyptian Freemasonry, Rosicrucianism and New Knighthood]. Ganges, Moscow, 2012. P. 528

5. John Yarker. Uchenie egipetskogo masonstva. [Egyptian Masonic Teachings]. Ganges, Moscow, 2016. Pp. 21-27

6. Drevnij i Iznachal'nyj Ustav Memfisa-Micraima. Podrobnaja istorija vozniknovenija i razvitija rossijskoj vetvi Drevnego i Iznachal'nogo Ustava Memfisa-Micraima. [The Ancient and Original Charter of Memphis-Mizraim. Detailed history of the emergence and development of the Russian branch of the Ancient and Original Memphis-Mizraim Charter]. Available at: https://memphis-misraim.ru/hisory--russia/ (accessed: 11.10.2023)

7. John Michael Greer. Jenciklopedija tajnyh obshhestv. [Encyclopedia of Secret Societies]. Ripol-Classic, 2010. P. 378

8. Egipetskoe masonstvo v Rossii. [Egyptian Freemasonry in Russia]. Available at: https://vk.com/memphismisraim (accessed: 14.10.2023)

9. Drevnij i Iznachal'nyj Ustav Memfisa-Micraima. Proshenie o vstuplenii v Orden Drevnego i Iznachal'nogo Ustava Memfisa-Micraima. [The Ancient and Original Charter of Memphis-Mizraim. Application to join the Order of the Ancient and Original Charter of Mem-phis-Mizraim]. Available at: https://memphis-misraim.ru contacts/ (accessed: 11.10.2023)

10. Drevnij i Iznachal'nyj Ustav Memfisa-Micraima. Stepeni Ordena Memfisa-Micraima . [Ancient and Original Memphis-Mizraim Charter. Degrees of the Order of Memphis-Mizraim]. Available at: https://memphis-misraim.ru/degrees/ (accessed: 11.10.2023)

11. Zelot. Simvoly masonskogo hrama. Drevnij i Iznachal'nyj Ustav Memfisa-Micraima. [Symbols of the Masonic Temple. Ancient and Original Charter of Memphis-Mizraim]. Available at: https://memphis-misraim.ru/wp-content/uploads/2023/01/simvoly-masonsko-go-hrama.pdf (accessed: 11.10.2023)

© «Клио», 2024 © Чёрная Н.В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.