Научная статья на тему 'Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв'

Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2526
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв»

Роман Владимирович Нутрихин СИМВОЛИКА СФИНКСА В МАСОНСТВЕ XVIII-XIX ВВ.

Сфинкс не упоминается в масонских ритуалах и не относится к традиционным ремесленным символам франкмасонов, таким как циркуль, наугольник, отвес, уровень etc. Однако этот знак все же очень распространен в масонстве и находится в тесной связи с его эзотерическим наследием. Во все времена Сфинкс служил отличительным титулом (названием) для многих масонских лож по всему миру. Его изображения присутствуют на орденских грамотах и патентах, на печатях и эмблемах «вольнокаменщичес-ких мастерских», на масонских предметах и аллегорических картинах этого Братства1. Наконец, Сфинкс — важный атрибут масонской архитектуры. Хорошо известны, например, статуи Сфинксов с закрытыми и открытыми глазами, стоящие по обе стороны от входа в Храм Шотландского Обряда в Вашингтоне2.

Попутно следует развеять миф, распространенный в глобальной сети и среди экскурсоводов по крупным историческим городам Европы, о том, что все Сфинксы с закрытыми глазами являются масонскими изваяниями, и у всякого масонского Сфинкса глаза якобы должны быть закрыты. Этот ошибочный вывод делается, очевидно, на основании необычного вида скульптур при входе в упомянутое орденское святилище. Надо, однако, заметить, что архитектор Джон Рассел Поуп, спроектировавший это знаменитое масонское здание в 1911 году, сделал с закрытыми глазами только одного из Сфинксов, тогда как у другого, стоящего рядом, глаза открыты.

1 Мак-Налти У.К Масонство. Символы, тайны, учения / Пер. с англ. И.Д. Голыбиной. М.: Арт-Родник, 2007. С. 46, 126, 221.

2 Там же. С. 275.

Такая особенность данных скульптур легко объясняется представлениями американских масонов того времени о египетской мифологии. Ведь Сфинкс, как считается, изображал Гора-ахути, покровителя рассвета и заката, «бога горизонтов запада и востока»1. Возможно, именно поэтому статуи Сфинкса в самом Египте нередко были ориентированы по оси восхода и захода Солнца — лицом к востоку. Это представление и иллюстрируется парой Сфинксов на ступенях Храма Шотландского Обряда в Вашингтоне, где один — с открытыми глазами — символизирует рассвет, а другой — с закрытыми — закат. Потому-то масонские Сфинксы вовсе не обязательно должны быть со смеженными веками, равно как ничто не препятствует изображать их таким образом и тем, кто никак не связан с братством вольных каменщиков.

Что же привлекало последних в этой мифологической фигуре?

Масонский энциклопедист XIX столетия Роберт Макой дает в своем словаре такое описание Сфинкса: «В древности эта символическая фигура, составленная из головы и груди женщины и тела льва, была, по некоторым утверждениям, египетским символом тайны. Это предположение возникает само собой из того факта, что данный символ всегда находился у входа в египетские храмы. Кроме того, баснословный монстр, как говорили, обитал в местности вокруг Фив. Согласно мифологической истории, его отцом был Тифон, гигантский сын Земли, а послала его Юнона, чтобы поразить Фивы, и делал он это, загадывая людям загадки и убивая их, если они не могли их разгадать. У египетского Сфинкса не было крыльев, каковые придатки ему добавили греки. Как символ тайны,

1 Рубинштейн Р.И. Гор // Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская Энциклопедия, 1987. С. 311.

молчания и древности он был принят в качестве масонской эмблемы»1.

Крупнейший масонский интеллектуал Южной юрисдикции Древнего и Принятого Шотландского Устава США Альберт Пайк также уделил в своих трудах некоторое внимание символике Сфинкса. В частности, он писал: «Вселенная — это загадка, символом которой является Сфинкс. Вся египетская земля была великой Книгой, и учения этой Книги были повторены, переведены и отражены в рисунках, скульптурах, архитектуре, во всех ее городах и во всех храмах. Пустыня сама имеет свои вечные учения, и ее каменное Слово лежит в виде квадрата в основании пирамид, перед которыми колоссальный Сфинкс размышляет на протяжении столь многих веков, медленно погружаясь в песок. Его голова, поврежденная временем, еще видна над его могилой, и он словно только ожидает человеческого голоса, объясняющего Новому Миру загадку пирамид, чтобы немедленно исчезнуть — уже навечно... Значение Сфинкса, ассирийских человекоголовых быков и львов (херувимов), волов, поддерживавших Медное море, мистических крылатых и многоочитых творений Иезекииля было известно только Мудрецам. Кто ныне обладает ключом к этому значению?»2.

Действительно, образ Сфинкса родом из Египта. Однако его изначальное древнеегипетское толкование считается утерянным. Некоторые масонские авторы, такие как Мэнли Палмер Холл, полагали, что уже тогда Сфинкс был эмблемой мистерий, а под его знаменитым гигантским

1 Macoy R. General History, Cyclopedia and Dictionary of Freemasonry. N.-Y.: Masonic Publishing Company, 1872. P. 355.

2 Пайк А. Загадка Хирама / Пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. URL: http:// memphis-misraim.ru/library/articles/zagadka-hirama/, дата обращения 20.02.2016.

изваянием в Гизе располагался потаенный храм, в котором совершались посвятительные действа1.

В силу такого происхождения Сфинкс, по понятным причинам, пользовался особой популярностью в «египетском масонстве» Устава Мемфиса-Мицраима. Важнейший идеолог этого послушания Джон Яркер верил в то, что уже в Древнем Египте Сфинкс был тесно связан с таинствами вольных каменщиков. На страницах своей «Школы Арканов» он утверждал, что «в тени пирамид, между лапами Сфинкса находится небольшой храм, на монолитных стенах которого, крыше и на колоннах вырезаны масонские символы»2.

Гарольд Вурис в книжке «Факты для Вольного Каменщика», созданной в форме вопросов и ответов — своеобразного катехизиса орденской символики, философии и истории — пишет, среди прочего: «Как выглядит Сфинкс? — Это чудовище с львиным телом, крыльями, головой и грудью женщины... Зачем перед пирамидами и местами древних инициаций строили изображения Сфинксов? Чтобы показать, что любая священная истина скрывается в загадках, притчах и аллегориях»3.

Согласно преданию, принятому в целом ряде западных эзотерических традиций, некоторые знания египтян перешли через Моисея к евреям. И действительно, тот же синтез человеческой, львиной и птичьей природ

1 Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Пер. с англ. В. Целищева. М.: Эксмо, 2003. С. 151-153.

2 Яркер Дж. Школы Арканов. Обзор их происхождения и древней истории, а также история масонства и его связь с теософскими, научными и философскими мистериями / Пер. с англ. О.И. Трояновского. М.: Ганга, 2015. С. 232.

3 Вурис Г.К. Факты для Вольного Каменщика / Пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. URL: http://memphis-misraim.ru/library/artides/fakty-dlya-volnogo-kamenshika/3/, дата обращения 20.02.2016.

мы находим и в Библии — сперва у иудейских пророков, а после и у апостолов христианства. Вспомним «тетраморф» из видения пророка Иезикиила, явившийся ему в виде Орла, Тельца, Льва и Человека у Престола Всевышнего (Иез., 1:5-10, 10:14). Позднее этот образ появляется в Откровении Иоанна Богослова (Откр., 4:6-8) и становится известен христианам в качестве эмблем четырех евангелистов. Нетрудно заметить, что те же составляющие образуют и Сфинкса.

Утверждается, что эта символика призвана показать гармонию, царящую во Вселенной, которая выражается в годовом прохождении Солнца через четыре зодиакальных знака — Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, где происходят Равноденствия и Солнцестояния1. Этот древний астрономический символизм по-прежнему актуален для масонов, которые начинают отсчет своего года со дня Весеннего Равноденствия, а свои главные праздники приурочивают к летнему и зимнему солнцестояниям.

Еще один крупный деятель Устава Мемфис-Мицраим — Жерар Анкос (Папюс) — связывал четырехчленную структуру Сфинкса с четырьмя темпераментами человеческой натуры, а также с сопутствующими им качествами и наклонностями.

«Сфинкс, — писал он, — есть полный пентакль, выражающий в своих формах все части и разновидности человеческого существа. Поэтому и предание говорит, что решением загадки, предложенной Сфинксом Эдипу, было слово "человек". У Сфинкса человеческая голова, львиные когти, тело быка и орлиные крылья (сравни символические атрибуты четырех евангелистов.). Формула, выражающая этот великий символ, гласит: знать, сметь, хотеть, молчать»2.

1 Общемасонский Форум: http://mason.ru/newforum/index.php?/ Шрк:/13150-тетраморф-евангелисгы-и-сфинкс/

2 Папюс. Практическая Магия / Пер. с фр. А.В. Трояновского. Часть I.

В греческих мифах Сфинкс тоже ассоциировался с Египтом. Это грозное существо сидело на скале близ Фив и задавало неосторожным путникам свою извечную загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Никто не мог угадать, что это, и Сфинкс сбрасывал всех со скалы. Только царь Эдип сумел дать правильный ответ: «Человек». Ибо только мы сами в младенческое утро нашей жизни передвигаемся на четвереньках, в полдень зрелости ходим на ногах, а на закате старости опираемся на палку. Сраженный мудростью Эдипа, Сфинкс бросился в пропасть.

Масоны толковали этот античный миф как аллегорию самопознания. Ведь неудачливые собеседники Сфинкса гибли только от того, что не могли узнать в его вопросе самих себя. Эдип же угадал это в сокровенной загадке Сфинкса, благодаря чему героически восторжествовал над тайнами Природы. Потому-то в масонстве Сфинкс стал прежде всего эмблемой самопознания.

В таком назидательном смысле вернее всего и будет трактовать появление изображения Сфинкса в масонских «мастерских» прошлых столетий, где оно становилось не просто украшением интерьера, а было призвано служить зримым выражением высочайших духовных максим. Так, на старинной гравюре, изображающей масона во время молитвы, в интерьере его домашнего храма, среди других эзотерических символов и аллегорий, мы видим фигуру Сфинкса1.

В русских масонских ложах конца XVIII века всем новопосвященным братьям рекомендовался к прочтению трактат Иоанна Масона «О познании самого себя», впервые

СПб., 1912. С. 43-45.

1 Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. Т. 1. М.: Задруги, 1914 . С. 240-241 (далее — Масонство в его прошлом и настоящем).

изданный в России типографией Николая Новикова в 1783 году1. Это была книга, с которой начинался масонский путь каждого ученика. На титульном листе книги был изображен Сфинкс как масонский символ древней заповеди посвященных: «Человек, познай самого себя».

Такой же точно Сфинкс красовался и на титульных листах других орденских книг — «Карманной книжки для Вольных Каменщиков»2 (1783) и «Апологии, или защищения Ордена Вольных Каменщиков»3 (1784). Еще одного Сфинкса мы находим на страницах предпринятого в 1816 году русского издания трактата Карла фон Плюменека «Влияние истинного Свободного Каменщичества во всеобщее благо государств»4. Изображения Сфинкса можно встретить во многих орденских фолиантах того периода, что и не удивительно, поскольку, как пишет Тира Соколовская, Сфинкс для масонов представлял собой «символ тайны, молчания, бесстрашия, знания и воли, а также символ посвящения в тайные науки»5.

В XVШ-XIX вв., помимо популярных масонских книг, Сфинкс регулярно появляется как на русских, так и на европейских орденских патентах. Мы видим его на грамоте Ложи Андреевских степеней, выданной в Петербурге в 1765 году6. Интересные изображения Сфинксов имеются и на патенте из знаменитой коллекции

1 Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII - первой трети XIX века в собрании Эрмитажа: каталог выставки. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013 (далее — Премудрость Астреи). С. 318.

2 Масонская коллекция Государственного музея истории религии. Каталог. СПб.: ГМИР, 2006. С. 11.

3 Премудрость Астреи. С. 319.

4 Соколовская Т.О. Масонские рисунки и виньетки // Старые годы. 1909. № 1. С. 54.

5 Там же. С. 48.

6 Масонство в его прошлом и настоящем. С. 35.

купца Бурылина. Здесь дети, призванные символизировать вольных каменщиков, буквально препарируют Сфинкса, что, вероятнее всего, аллегорически показывает раскрытие братьями тайн Природы1. Сфинкса в более традиционной «египетской» стилистике мы наблюдаем на патенте 1821 года из Дрездена2, находящемся ныне в коллекции Государственного музея истории религии в Петербурге.

В немецком масонстве образ Сфинкса был столь же популярен, как и у русских братьев. Сфинкс присутствовал на печати дрезденской Ложи Астреи3, на печатях других масонских «мастерских»4, а также на личной печати знаменитого масонского ученого Феслера5. Эта мифологическая фигура встречается и на печатях британских лож6.

В дореволюционной истории России известно сразу четыре ложи, имевшие Сфинкса в качестве своего отличительного титула. Первая из них — Ложа Сфинкса — была учреждена на Востоке города Москвы еще в 1778 году7. Вторая Ложа Сфинкса работала на Востоке города Санкт-Петербурга в 1811-1822 гг.8. Двум членам указанной «мастерской» в 1814 году было поручено создать еще одну, дочернюю Ложу Сфинкса в городе Порхов на Псковщине,

1 Там же. С. 112.

2 Масонская коллекция Государственного музея истории религии. Каталог. СПб.: ГМИР, 2006. С. 45.

3 URL: http://freimaurer-wiki.de/index.php/Datei:Freimaurer-logensiegel-dresden-artaea-zur-gruenenden-raute.jpg, дата обращения 22.03.2016.

4 Масонство в его прошлом и настоящем. С. 111.

5 URL: http://freimaurer-wiki.de/index.php/Datei:Freimaurer-freimaurerlogen-logensiegel-frankfurt.jpg, дата обращения 22.03.2016.

6 Gould R.F. The History of Freemasonry. Vol. VI. London: Thomas C. Jack, 1887. P. 434-435.

7 Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000. Энциклопедический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. С. 954-955.

8 Там же. С. 1099-1102.

однако в точности не известно, была ли она открыта1.

Пожалуй, самой знаменитой «мастерской», носившей это название, была петербургская Ложа Умирающего Сфинкса, основанная в 1800 году вице-президентом Академии Художеств, поэтом и переводчиком мистических трактатов Александром Лабзиным. Ложа первоначально работала в его квартире на 20-й линии Васильевского острова2.

Интересно, что на титульном листе 2-го тома изданного Лабзиным эзотерического труда Карла фон Эккартсгаузена «Ключ к таинствам Натуры» помещена аллегория «Умирающий Сфинкс»3, которую можно принять за эмблему основанной издателем одноименной масонской ложи. На ней, согласно толкованию Соколовской, «изобра-жен умирающий Сфинкс; дерево здесь — символ человека; корень его — дух, ствол — свойства души, ветви

— способности, листья — слова, цветы — воля, плод

— добродетели. С одной стороны — иссохшее дерево, знаменующее зло, с другой — зеленеющее, знаменующее добро. Под надписью «Знание добра и зла» разумелись познания в тайных науках. Лента с двумя ключами символизировала способность познавать всевозможные тайны человеческого сердца и хранить о них молчание»4.

Для интерпретации этой эмблемы прежде всего важно понять, почему Сфинкс в названии ложи Лабзина все-таки «умирающий». Вспомним миф об Эдипе. Сфинкс погиб только тогда, когда герой сумел разгадать его загадку (аллегория проникновения в тайны Природы) и узнать в его вопросе самого себя (аллегория самопознания). То есть под «умерщвлением Сфинкса» петербургские масоны начала XIX века подразумевали постижение таинств

1 Там же. С. 1112.

2 Там же. С. 1106-1108.

3 Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам Натуры. Ч. II. СПб., 1804. С. I.

4 Соколовская Т.О. Указ. соч. С. 48-49.

Натуры и, особенно, самого главного из них — познание самого себя.

Другим схожим символом является изображенное Лабзиным над умирающим Сфинксом библейское Древо Познания Добра и Зла, которые всякий масон должен постигать, прежде всего, в самом себе. Изучение своих дурных качеств, а также открытие и развитие благих начал своего внутреннего существа суть цели истинного самопознания или «умерщвления Сфинкса», то есть животных рудиментов человеческой природы, ради возвышения духовных начал в человеке.

Перекрещенные ключи означают хранимую тайну и проникновение в нее лишь достойных. Заметим, что такие же наложенные друг на друга ключи приняты в некоторых масонских послушаниях в качестве знака офицерской должности Казначея1. Почему? Потому что казна — это то, что должно пребывать в сохранности, для чего и держится под замком. Только избранные, владеющие ключами, имеют к ней доступ. То же самое и здесь, с тайнами мироздания, ибо ключи к этим «таинствам Натуры» привязаны к ветвям Древа Познания Добра и Зла, то есть приобретаются лишь неустанным самопознанием.

Все это истолковывалось надлежащим образом не только в Ложе Умирающего Сфинкса, но и другими братьями той эпохи. В частности, Василий Арсеньев вспоминал в мемуарах об этой «довольно оригинального названия Ложе "Умирающего Сфинкса", — а ведь Сфинксу, — писал он, — приходилось умирать, когда разгадывали его загадку: "Что такое человек?"»2. И, должно быть, неслучайно два древнеегипетских Сфинкса из Фив,

1 Macoy R. General History, Cyclopedia and Dictionary of Freemasonry. N.-Y.: Masonic Publishing Company, 1872. P. 183-185.

2 Арсеньев В.С. Воспоминания и дневник. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2005. С. 204-205.

привезенные в Петербург в 1832 году, были установлены именно у Академии художеств, вице-президентом которой некогда был Александр Лабзин.

В.В. Кучурин полагает, что Лабзин заимствовал эту символику у особо почитаемого им мистика Эккартсгаузена1. Данная эмблема появилась на лабзинском издании именно его труда. В том же «Ключе к таинствам Натуры» читаем: «Сфинкс охранял храм Египетских таинств и служил символом, что свет скрывается под покровом таинств и тьмы. Но Эдипу не возбранен был вход во внутреннее Святилище таинств, ибо он решил загадку, и через то умертвил Сфинкса. Самая загадка, им решенная, служит доказательством, что одно только есть слово, содержащее в себе ключ к разрешению всех тайн, и сие слово есть Премудрость, то есть Бог»2.

Надо сказать, что в России Сфинкс изображался на эмблемах даже тех лож, названия которых с ним не связаны, например, на знаке и печати Ложи Согласия3, или на печати петербургской Ложи Петра к Истине4, описанной следующим образом: «Здесь представлена прекрасная богиня премудрости, глядящая в пламенное зеркало истины; в левой ее руке — циркуль, проводящий круг вечности, с правой ее стороны — Сфинкс, как знак того, что масонство есть путь к истине»5.

Сфинкс — общепринятый символ грандиозной тайны. В этом смысле он как нельзя лучше подходил в качестве аллегории для самого масонства. По этому поводу Альберт Пайк писал: «Масонство — истинный сфинкс, погребенный

1 Кучурин В.В. Масонские символы Ложи Умирающего Сфинкса: опыт интерпретации // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 9. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2009. С. 143-144.

2 Эккартсгаузен К. Указ. соч. С. 250.

3 Премудрость Астреи. С. 252-253.

4 Соколовская Т.О. Указ. соч. С. 45.

5 Там же. С. 50.

до головы в песках, сгрудившихся вокруг него веками»1.

Несмотря на то, что Сфинкс на первый взгляд не имеет прямого отношения к ремесленному наследию вольных каменщиков, он все равно, рано или поздно, должен был обратить на себя внимание спекулятивного масонства и поступить в арсенал его мистических аллегорий — в силу своей неразрывной связи с понятиями «тайны», «сокровенной древности» и «символьной назидательности», на коих испокон века зиждется эта почтенная эзотерическая традиция Запада.

1 Pike A. Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Charleston: Southern Jurisdiction of the United States, 1905. P. 819.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.