Научная статья на тему 'Генезис и развитие законодательства о противодействии незаконной миграции в Италии'

Генезис и развитие законодательства о противодействии незаконной миграции в Италии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИТАЛИЯ / МИГРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЙ ОПЫТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МИГРАЦИИ / ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / INTERNATIONAL LAW / ITALY / MIGRATION / DEVELOPMENT OF LEGISLATION / LAW EXPERIENCE / OPPOSITION TO MIGRATION / GENESIS OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родинова М. Д., Байрамов Ш. Б.

В данной статье рассмотрен процесс развития законодательства в XX веке о противодействии незаконной миграции в Италии. Проанализированы основные законопроекты XX века. На основе данного исследования сделан вывод о необходимости заимствования опыта Италии в этом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and development of legislation against illegal migration in Italy

This article describes the development of legislation in the XX century on combating an illegal migration in Italy. There were analyzed the basic laws of the XX century. The conclusion is about the necessity of borrowing the experience of Italy in this sphere.

Текст научной работы на тему «Генезис и развитие законодательства о противодействии незаконной миграции в Италии»

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

УДК 341.96

М.Д. Родинова, Ш.Б. Байрамов

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В ИТАЛИИ

В данной статье рассмотрен процесс развития законодательства в XX веке о противодействии незаконной миграции в Италии. Проанализированы основные законопроекты XX века. На основе данного исследования сделан вывод о необходимости заимствования опыта Италии в этом вопросе.

Ключевые слова: международное право, Италия, миграция, развитие законодательства, правовой опыт, противодействие миграции, генезис законодательства.

История итальянской иммиграционной политики непродолжительна и противоречива. Длительное время Италия была открытой страной с символическим пограничным контролем и процедурой регистрации иностранцев.

Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. В Италии произошел ощутимый приток иммигрантов из арабского Средиземноморья и Западной Африки. По разным оценкам в Италии в 2000 г. находилось до 1 млн. иностранцев, что составляет не менее 6% всего населения страны. Квалификационный состав иммигрантов был малопривлекателен: например, 80% алжирских эмигрантов составляли разнорабочие, 13% - малоквалифицированные рабочие, 7% - квалифицированные рабочие.

В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 Международной организации труда (МОТ) о нелегальной миграции, и был дан толчок законодательной инициативе по вопросам иммиграции.

В 1986 г. первый закон о миграции 943/86 вступил в силу. Этот закон реформировал систему внутреннего контроля. Во-первых, срок действия вида на жительство был определен от срока действия трудового соглашения. Во-вторых, закон предписывал центрам занятости составлять специальные списки безработных иностранных рабочих. Этот закон стал первым шагом к созданию режима миграции и получил положительные отклики в итальянском обществе, но вскоре перестал фактически действовать.

Однако быстро выяснилась его полная нежизнеспособность. Закон не мог противостоять интересам огромного теневого сектора, который нуждался в постоянном притоке нелегальной рабочей силы. Значительное увеличение числа нелегальных иммигрантов побудили правительство Италии открыть в 1986-1988 гг. программу амнистий, легализующих положение иностранцев.

Она была направлена на легализацию живущих в Италии нелегальных иммигрантов. В результате 400 тыс. иностранцев получили вид на жительство и разрешение на работу.

После амнистий 1986-1988 гг. акцент в миграционной политике сместился с внутреннего контроля (вид на жительство и контроль над рынком труда) на внешний, а также на вопросы общественного порядка. Все это получило отражение в принятом в 1990 г. законе 39/90, больше известном как «Закон Мартелли».

© Родинова М.Д., Байрамов Ш.Б., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12

Родинова Мария Дмитриевна - студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия.

Байрамов Шакир Байрамович - кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия.

69

Новый университет

Экономика и право 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

Этот закон повышал эффективность мер, относящихся к регулированию иммиграции: отменял в отношении лиц, претендующих на статус беженца, ограничения, установленные ранее в зависимости от страны их происхождения; упорядочивая правила въезда на территорию Италии, пребывания в стране и депортации за ее пределы, обеспечивая финансирование центров адаптации для вновь прибывших иммигрантов. Впервые было введено понятие регулирования иммиграционного потока.

Но, как оказалось на практике, «закон Мартелли» явно не носил разрешительный характера: потоки легальной иммиграции оставались по-прежнему очень узкими; расширилось число государств, гражданам которых необходима была виза для въезда в Италию; особенно тщательно рассматривались заявления иммигрантов о продлении визы на пребывание.

В то же время закон 39/90 не обеспечивал возможность высылать из Италии обнаруженных нелегальных иммигрантов.

В Италии в период с 1993 по 1996 гг. попытки провести всеобъемлющую иммиграционную реформу потерпели неудачу из-за политического кризиса и перестройки политической системы. Попыткой частично компенсировались неточности действующего законодательства 39/90 стал декрет № 489 от 1995 г, получивший название «декрет Дини». В него вошли правила, регулирующие иммиграционные потоки и сезонную работу иностранцев из тех государств, которые не входили в Евросоюз, правила их въезда в Италию и пребывания на ее территории, нормы принудительной высылки, условия воссоединения семей. Но этот декрет так и не стал законом. В 1996 г., после пяти предпринятых попыток принять его в парламенте был принят законопроект, состоящий из одной статьи, в которой закреплялись права иммигрантов, которые подали все необходимые для легализации документы в предусмотренные сроки. В целом, этот закон носил более ограничительный характер, чем предыдущие.

Палата депутатов итальянского Парламента в ноябре 1997 г., а затем и Сенат в феврале 1998 г. одобрили новый закон об иммиграции № 403, так называемый «закон Турко-Наполитано», ужесточивший нормы в отношении нелегальных иммигрантов. Впервые в Италии появилась норма, позволяющая депортировать с полицейским сопровождением до границы нелегала при отсутствии у него документов.

Жесткая иммиграционная политика становилась все более характерной для Италии. Среди наиболее значительных изменений в миграционном законодательстве 2002 г. можно отметить следующие: введение процедуры немедленной депортации нелегальных иммигрантов; отмену возможности воссоединения с членами семьи третьей степени родства.

Итак, на основе анализа становления зарубежного миграционного законодательства о противодействии незаконной миграции можно говорить о том, что исторически сложилось разделение развитых стран мира по месту миграционных процессов в экономической жизни государства.

В противодействии незаконной миграции следует выделить группы стран имеющих схожие модели, или же связанных географически. Это, прежде всего, североамериканский (США, Канада) и европейский регионы. Каждое государство имеет свою собственную правовую базу противодействия незаконной миграции.

Принятие Шенгенского соглашения существенно затруднило борьбу с незаконной миграцией в странах Европы. Это стоит учесть России, имеющей схожие проблемы в связи с безвизовым въездом в странах СНГ. С другой стороны, ужесточение правил въезда в Европу обусловило проблемы России и союзной Беларуси (с которой отсутствует пограничный контроль), связанные с тем, что транзитные мигранты в ЕС теперь могут скапливаться на территории Российской Федерации.

Сопоставление исторического развития законодательства о противодействии незаконной миграции Италии позволяет сделать вывод об уникальности Российского опыта развития. Это позволяет говорить о необходимости осторожного заимствования опыта стран, прошедших иной исторический путь развития законодательства в исследуемой сфере.

70

New university

Economics & Law 2015. № 12 (58)

ISSN 2221-7347

Библиографический список

[1] Любин В. Миграция как один из вызовов европейской безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2005. Выпуск 1 (17).

[2] Кирей Н.И. Этнография арабов. М. 2005.

[3] Цапенко И.П. На перекрестках иммиграционной политики // Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. № 10.

[4] European Council Meeting in Seville: Presidency Conclusions, June 21-22, 2002. P. 7-13.

[5] Боровик М.А., Шемберко Л.В. Иммиграция в Европе - вызов европейской безопасности.

[6] Медведев А.И. Увеличение миграционного потока в Италию и страны ЕС (во 2-й половине 1940х гг. - начале XXI в.) и изменение миграционных законодательств (2012, № 2) С. 197-199.

[7] Цапенко И.П. На перекрестках иммиграционной политики // Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. № 10.

[8] Италия. От Первой ко Второй Республике / Под ред. Т.В. Зоновой - М.: Весь мир. 2011 г., С. 84.

[9] Закон № 943/ 1986 об основах миграционной политики Италии. // Сайт МВД Италии

[10] Гребенкина И.В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Международные отношения С. 67-72.

kkk

UDC 341.96

M.D. Rodinova, Sh.B. Bayramov

GENESIS AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION AGAINST ILLEGAL MIGRATION IN ITALY

This article describes the development of legislation in the XX century on combating an illegal migration in Italy. There were analyzed the basic laws of the XX century. The conclusion is about the necessity of borrowing the experience of Italy in this sphere.

Keywords: international law, Italy, migration, development of legislation, law experience, opposition to migration, genesis of law.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.