Научная статья на тему 'Увеличение миграционного потока в Италию и страны ЕС (во 2-й половине 1940-х гг. -начале XXI В. ) и изменение миграционных законодательств'

Увеличение миграционного потока в Италию и страны ЕС (во 2-й половине 1940-х гг. -начале XXI В. ) и изменение миграционных законодательств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
497
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ / МУСУЛЬМАНИН / ПОТОКИ МИГРАНТОВ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / АРАБСКАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ЗАКОН О МИГРАЦИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА / МАССОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИСЛАМСКИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КСЕНОФОБСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / MIGRATION POLICY / FOREIGN WORKERS / MUSLIM / MIGRATION FLOWS / LABOUR MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION / ARABIAN LABOUR FORCE / MIGRATION LAW / LEGAL BASE / MASS MIGRATION / ISLAM TERRORIST ORGANIZATION / XENOPHOBE SENTIMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медведев Александр Иванович

В статье автор рассматривает мероприятия Италии на законодательном уровне по регулированию трудовой миграции. А также ужесточение законодательных норм в отношении нелегальных иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREAS

The author considers the activities in Italy at the legislative level to regulate labour migration. As also tightening of legislation against illegal immigrants.

Текст научной работы на тему «Увеличение миграционного потока в Италию и страны ЕС (во 2-й половине 1940-х гг. -начале XXI В. ) и изменение миграционных законодательств»

УДК 93/94 : 314.74 Медведев Александр Иванович

преподаватель Академии маркетинга и социальноинформационных технологий - ИМСИТ, филиал в г. Новороссийске тел.: (918) 486-18-52

УВЕЛИЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ПОТОКА В ИТАЛИЮ И СТРАНЫ ЕС (ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГГ. -НАЧАЛЕ XXI В.)

И ИЗМЕНЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ

Аннотация:

В статье автор рассматривает мероприятия Италии на законодательном уровне по регулированию трудовой миграции. А также ужесточение законодательных норм в отношении нелегальных иммигрантов.

Ключевые слова:

миграционная политика, иностранные рабочие, мусульманин, потоки мигрантов, трудовая миграция, нелегальная миграция, арабская рабочая сила, закон о миграции, юридическая база, массовая миграция, исламские террористические организации, ксенофобские настроения.

Medvedev Alexander Ivanovich

lecturer of Academy of marketing and social and information technologies - IMSIT, affiliate in Novorossiysk tel.: (918) 486-18-52

INCREASy OF THE MIGRATION FLOW TO ITALY AND EU COUNTRIES (AT THE 2ND HALF OF 1940-S -THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY) AND CHANGES OF MIGRATION LEGISLATIONS

The summary:

The author considers the activities in Italy at the legislative level to regulate labour migration. As also tightening of legislation against illegal immigrants.

Keywords:

migration policy, foreign workers, Muslim, migration flows, labour migration, illegal migration, Arabian labour force, migration law, legal base, mass migration, Islam terrorist organization, xenophobe sentiments.

Западные политологи и социологи (среди них американский социолог Роберт Э. Парк) отмечают, что исторический прогресс и развитие цивилизации возможны лишь при постоянном передвижении людей и смещении народов и культур [1].

Проблема трудовой миграции в Западной Европе актуализировалась после окончания Второй мировой войны, обозначив начало третей глобальной миграционной волны [2]. В условиях глобализации миграционные потоки растекаются по всей планете. Люди из стран с отсталой экономикой проникают через границы благополучных государств, к числу которых относится Италия. Внушительный рост нелегальной миграции уже стал вызовом европейской безопасности. Из более чем 6 млн. (2,5 %) живет вне стран, где они родились [3].

В период с 1945 по 1973 гг. иностранные рабочие ввозились на основе систем ротации, а их присутствие рассматривалось как временное и даже полезное для поддержания экономического роста. Но после нефтяного кризиса 1973 г. произошло коренное изменение систем миграции в Европе. За несколько лет после кризиса все основные принимающие страны Евросоюза заморозили программы въезда. И были разработаны программы оказания помощи в репатриации иностранных рабочих в их родные страны, но эта акция завершилась полным провалом. Это произошло потому, что во многих случаях вместо ротации иностранных рабочих предприниматели стали оставлять у себя одних и тех же рабочих. Вдобавок эти рабочие стали обзаводиться семьями.

В Европе с 1980-х гг. прослеживаются две тенденции: снижение роста населения и усиление влияния старения на рынок труда [4]. Миграция становится важным фактором роста населения, удержания конкурентно способности на мировом рынке. Вопросы миграции затрагивают все сферы политической и общественной жизни: охрана правопорядка, проблемы государства, благосостояние, здравоохранение, образование, культуры. Миграционная проблема, наряду с энергетической зависимостью и терроризмом привлекает внимание итальянской общественности, а также стран Евросоюза. С конца 1980-х гг. арабских эмигрантов стала принимать Италия, ставшая крупным реципиентом арабской рабочей силы. Позже в страну стали въезжать от 50 до 100 тыс. арабов [5].

В начале 1990-х гг. во всех развитых странах наметилась тенденция к сужению оснований для предоставления политического убежища [6]. Европа все более склонялась к созданию «общества безопасности» [7].

В странах Евросоюза ежегодно стало прибывать более 500 тыс. нелегальных мигрантов, не считая сотен тысяч беженцев. Общая численность нелегальных иммигрантов в Европе по разным оценкам составляет от 3 до 5 млн. чел. [8].

Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности, вряд ли возможно. Все больше нелегалов стало проникать в Европу через ее южные регионы. В Италию пошел ощутимый приток иммигрантов из арабского Средиземноморья и Западной Африки. По разным оценкам, в Италии в 2000 г. находилось до 1 млн. иностранцев, что составляет не менее 6 % всего населения страны [9]. Основная масса иммигрантов, прибывающих в Италию из стран южного Средиземноморья, являлись мусульманами. Квалификационный состав иммигрантов был малопривлекателен: например, 80% алжирских эмигрантов составляли разнорабочие, 13 % - малоквалифицированные рабочие, 7 % - квалифицированные рабочие[10].

Подталкивают арабов Передней Азии и Северной Африки к иммиграции за рубеж в последние десятилетия социально-экономические и военно-политические причины [11].

Отметим, что итальянские власти официально открыли иммиграцию в Италию лишь вначале 1980-х гг., когда перепись 1981 г. показала нахождение в стране значительное число гастарбайтеров, что делало Италию привлекательной для иммигрантов. Но отправной точкой стал 1981 г., так как именно тогда иммиграция стала законной темой публичных дебатов.

В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 Международной организации труда (МОТ) о нелегальной миграции, был, наконец, дан толчок законодательной инициативе по вопросам иммиграции.

В 1986 г. первый закон о миграции 943/86 вступил в силу. Этот закон реформировал систему внутреннего контроля. Во-первых, срок действия вида на жительство был определен от срока действия трудового соглашения. Во-вторых, дав возможность иметь вид на жительство, будущим безработным, закон предписывал центрам занятости составлять специальные списки безработных иностранных рабочих, которые искали работу. Этот закон стал первым шагом к созданию режима миграции и получил положительные отклики в итальянском обществе, но вскоре перестал фактически действовать, потому что в Италии существовала мощная теневая экономика.

Мигранты, зарегистрированные в качестве безработных, могли продолжать пользоваться видом на жительство, нелегально работая в сфере теневой экономики, где они не пользовались социальными льготами. Права, предоставленные этим законом рабочим-мигрантам, создавали возможность для рабочих-иммигрантов, так и для работодателей уклоняться от уплаты налогов. Затем Министерство труда заморозило легальный въезд, а это привело к увеличению нелегального въезда. В итоге: в 1986-1988 гг. стала проводиться политика амнистий. Она была направлена на легализацию живущих в Италии нелегальных иммигрантов. И как итог - 400 тыс. иностранцев, получили вид на жительство и разрешение на работу [12]. Таким образом, закон 943/86 провалился.

После амнистий 1986-1988 гг. акцент в миграционной политике сместился с внутреннего контроля (вид на жительство и контроль над рынком труда) на внешний, а также на вопросы общественного порядка. Все это получило отражение в принятом в 1990 г., законе 39/90, больше известном как «Закон Мартелли» [13].

Этот закон повышал эффективность мер, относящихся к регулированию иммиграции: отменял в отношении лиц, претендующих на статус беженца, ограничения, установленные ранее в зависимости от страны их происхождения; упорядочивая правила въезда на территорию Италии, пребывания в стране и депортации за ее пределы, обеспечивая финансирование центров адаптации для вновь прибывших иммигрантов [14].

Впервые было введено понятие регулирования иммиграционного потока.

Комитет по миграции должен был определять как много рабочих из стран, не принадлежащих к ЕС, должны быть допущены в страну ежегодно.

Но как оказалось на практике «закон Мартелли» явно не носил разрешительного характера: потоки легальной иммиграции оставались по-прежнему очень узкими; расширилось число государств, гражданам которых необходима была виза для въезда в Италию; особенно тщательно рассматривались заявления иммигрантов; о продлении визы на пребывание. В итоге многие иммигранты вначале оформившие свое пребывание в стране, фактически лишились возможности на основе закона оставаться в Италии.

В то же время закон 39/90 не обеспечивал в виду отсутствия необходимой юридической базы возможность высылать из Италии обнаруженных нелегальных иммигрантов.

В Италии в период с 1993 по 1996 гг. попытки провести всеобъемлющую иммиграционную реформу потерпели неудачу из-за политического кризиса и перестройки политической системы.

Попыткой частично компенсировались неточности действующего законодательства 39/90, стал декрет № 489 от 1995 г, получивший название как «декрет Дини» [15].

В него вошли правила регулирующие иммиграционные потоки и сезонную работу иностранцев из тех государств, которые не входили в Евросоюз, правила их въезда в Италию и пребывания на ее территории, нормы принудительной высылки, условия воссоединения семей. Но этот декрет так и не стал законом.

В 1996 г., после пяти предпринятых попыток принять его в парламенте, был принят законопроект, состоящий из одной статьи, в которой закреплялись права иммигрантов, которые подали все необходимые для легализации документы в предусмотренные сроки.

В целом этот закон носил более ограничительный характер, чем предыдущие. Виза на проживание предоставлялась тем иностранцам, кто мог документально доказать, что проработал в Италии за последний год не менее четырех месяцев.

Палате депутатов итальянского парламента в ноябре 1997 г., а затем и сенат в феврале 1998 г. одобрили новый закон об иммиграции № 403 так называемый «закон Турко-Наполитано», ужесточивший нормы в отношении нелегальных иммигрантов [16]. Впервые в Италии появилась норма, позволяющая депортировать с полицейским сопровождением до границы нелегала, при отсутствии у него документов.

В Италии, после долгих дебатов, в 2002 г., был принят закон Босси-Финни, направленный на регулирование с трудом сдерживаемого притока нелегальных мигрантов [17].

В результате массовой миграции из стран Северной Африки в Европе появились арабские диаспоры, исчисляемые миллионами людей, и эти диаспоры становятся базой формирования так называемого европейского ислама. Сегодня ислам - вторая по численности религия в Италии, Франции, Германии. Исламские диаспоры могут влиять на результаты выборов и успешно «продвигать» свои интересы во властных структурах Евросоюза. Важно учитывать и роль исламских террористических организаций весной 2004 г., чьи террористические акты повлияли на итоги парламентских выборов в Испании, где от власти было отстранено правительство, поддерживающее политику США в отношении Ирака [18].

Рост миграции с Юга вызывает ксенофобские настроения в Европе и соответствующее этому увеличение политического влияния ультраправых партий. Незаконная миграция из стран Северной Африки вызывает все возрастающее беспокойство европейских правительств и Евросоюза. Это беспокойство усиливается тем обстоятельством, что лидеры североафриканских стран практически признали свою неспособность прекратить незаконную миграцию. Лишь совместными усилиями европейцы смогли ответить на брошенный глобализацией вызов и решить острейшую проблему современности.

Ссылки и примечания:

1. Любин В. Миграция как один из вызовов европейской безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2005. Выпуск 1 (17).

2. Костюченко А.С. Бенилюкс в путах миграции // Современная Европа. М., 2006. № 4.

3. Там же.

4. Любин В. Указ. соч.

5. Кирей Н.И. Этнография арабов. М. 2005.

6. Цапенко И.П. На перекрестках иммиграционной политики // Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. № 10.

7. European Council Meeting in Sevilli: Presidency Conclusions, June 21-22, 2002. P. 7-13. URL:

http://evropa.eu.int/comm/external_relations/news/ipO2. htm.

8. Боровик М.А., Шемберко Л.В. Иммиграция в Европе - вызов европейской безопасности. URL: http ://www.inion. ru/prod uct/eurosec/st5vp8. htm

9. Баутдинов Г. Станет ли Италия исламской страной? // Независимая газета. 2002. 4 декабря.

10. Кирей Н.И. Указ. соч.

11. Там же.

12. Цапенко И.П. Указ. соч.

13. Legge 28 febbraio 1990, № 39 // Gazzeta Ufficiale, feb-brario. № 49. URL: http://www.ipasvi.it/archivio_news/ leggi/197/h280290n39.pdf

14. Бонифацци К., Строцци С. Опыт легализации нелегальных мигрантов в Италии. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004_4.21.html

15. После падения правительства С. Берлускони в декабре 1994 г. Л. Дини сформировал кабинет министров.

16. Legge 6 marzo 1998, № 40 // Gazzeta Ufficiale. 1998. 12 marzo. № 59. URL: http://www.handylex.org/ stato/1060398.shtml

17. Любин В. Указ. соч.

18. Троицкий М.А. Европейский союз в мировой политике // Международные процессы. 2004. Т. 2. № 2 (5). Май-август.

References (transliterated) and notes:

1. Lyubin V. Migratsiya kak odin iz vyzovov evropeyskoy bezopasnosti // Evropeyskaya bezopasnost': sobytiya, otsenki, prognozy. 2005. Issue 1 (17).

2. Kostyuchenko A.S. Benilyuks v putakh migratsii // Sovremennaya Evropa. M., 2006. No. 4.

3. Ibid.

4. Lyubin V. Op. cit.

5. Kirey N.I. Etnografiya arabov. M. 2005.

6. Tsapenko I.P. Na perekrestkakh immigratsionnoy politiki // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. M., 2000. No. 10.

7. European Council Meeting in Sevilli: Presidency Conclusions, June 21-22, 2002. P. 7-13. URL:

http://evropa.eu.int/comm/external_relations/news/ipO2. htm.

8. Borovik M.A., Shemberko L.V. Immigratsiya v Evrope -vyzov evropeyskoy bezopasnosti. URL: http://www.inion.ru/product/eurosec/st5vp8.htm

9. Bautdinov G. Stanet li Italiya islamskoy stranoy? // Nezavisimaya gazeta. 2002. December 4.

10. Kirey N.I. Op. cit.

11. Ibid.

12. Tsapenko I.P. Op. cit.

13. Legge 28 febbraio 1990, No. 39 // Gazzeta Ufficiale, febbrario. № 49. URL: http://www.ipasvi.it/archivio_news/ leggi/197/h280290n39. pdf

14. Bonifatstsi K., Strotstsi S. Opyt legalizatsii nele-gal'nykh migrantov v Italii. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004_4.21 .html

15. After the fall of Berlusconi’s government in December, 1994 L. Dini formed a Cabinet of ministers.

16. Legge 6 marzo 1998, No. 40 // Gazzeta Ufficiale. 1998. 12 marzo. No. 59. URL: http://www.handylex.org/ stato/1060398.shtml

17. Lyubin V. Op. cit.

18. Troitskiy M.A. Evropeyskiy soyuz v mirovoy politike // Mezhdunarodnye protsessy. 2004. Vol. 2. No. 2 (5). May-august.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.