Научная статья на тему 'Генезис и правовая природа бродяжничества и попрошайничества в России на современном этапе'

Генезис и правовая природа бродяжничества и попрошайничества в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2009
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОДЯЖНИЧЕСТВО / БЕЗДОМНОСТЬ / ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО / ТУНЕЯДСТВО / НИЩЕНСТВО / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / VAGRANCY / HOMELESSNESS / BEGGING / IDLING / DESTITUTION / RESOCIALIZATION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеев А. Ю.

В статье анализируются понятие и правовая природа бродяжничества и попрошайничества, генезис развития законодательства, регулирующего данную сферу с учетом зарубежного опыта, криминологические аспекты данных негативных социальных явлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and legal problems of resocialization of vagrant and begging persons

The notion and legal nature of vagrancy and begging, genesis of legislation development regulating this sphere including foreign practices, criminological as-pects of these negative social events are analized

Текст научной работы на тему «Генезис и правовая природа бродяжничества и попрошайничества в России на современном этапе»

ПРАКТИКА

ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРОДЯЖНИЧЕСТВА И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

SOCIAL AND LEGAL PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF VAGRANT AND BEGGING PERSONS

УДК 316

А.Ю. ГОРДЕЕВ, A.YU. GORDEEV

кандидат юридических наук candidate of law

(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

МВД России) Interior of Russia)

alexis81@yandex.ru

Аннотация: в статье анализируются понятие и правовая природа бродяжничества и попрошайничества, генезис развития законодательства, регулирующего данную сферу с учетом зарубежного опыта, криминологические аспекты данных негативных социальных явлений.

Ключевые слова: бродяжничество, бездомность, попрошайничество, тунеядство, нищенство, ресоциализация, предупреждение.

Abstract: the notion and legal nature of vagrancy and begging, genesis of legislation development regulating this sphere including foreign practices, criminological as-pects of these negative social events are analized.

Keywords: vagrancy, homelessness, begging, idling, destitution, resocialization, prevention.

В последнее время в современном российском обществе вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств для существования, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Указанные явления стали следствием произошедших в предыдущие годы не совсем удачных социально-экономических преобразований в стране, которые породили целый ряд негативных изменений в нашем обществе. Деградация промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение уровня доходов населения, безработица, рост неравенства, отчужденности, отсутствие действенной системы поддержки населения привели к тому, что в обществе сформировалась значительная часть бедного населения, низший слой которого стал активно вытесняться на социальное дно. Вследствие этого на улицах российских городов увеличилось число бродяг и попрошаек, появление которых было связано отчасти с отменой правовых норм, предусматривающих применение репрессивных санкций за занятие бродяжничеством и попрошайничеством [1, с. 3-4].

Бродяжничество является актуальной социально-правовой проблемой в настоящее время, т.к. бродяги в основной своей массе представляют собой асоциальный тип личности, который наделен значительным криминогенным потенциалом.

Еще в 2007 году, говоря о структуре криминальной среды и социальной характеристике преступников, Министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев в интервью «Российской газете» отметил, что «...около 60 процентов преступников не имеют постоянного источника дохода. Каждое третье-четвертое преступление совершается теми, кто уже ранее преступал закон. Каждое шестое - в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое-двенадцатое - несовершеннолетними или при их соучастии. В основе многих преступлений лежит и нерешенность некоторых социальных проблем.» [2].

В причинах ухудшения криминогенной обстановки бродяги (или лица-бомж) также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия. Так, примерно в 80 случаях из 100 лица-бомж уже имеют в своем послужном списке судимость и, как правило, не одну. Причем нередко ими совершаются достаточно тяжкие преступления, такие как грабеж, разбой, убийство. Каждое пятое преступление по линии уголовного розыска совершается бомжами. Это огромный пласт так называемой «латентной преступности», тысячи криминальных деяний, о которых полиция никогда ничего не узнает.

Негативное влияние самого существования бомжей на жизнь остальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнении

криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки в том или ином районе, городе.

Стоит отметить, что бродяги и попрошайки являются носителями таких социальных болезней, как туберкулез, гепатит С, педикулез (вши), дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, венерические и другие заразные заболевания, что также представляет серьёзную опасность для здоровых законопослушных граждан, соприкасающихся с ними на улице, транспорте и в иных общественных местах. Если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля.

Курс России на построение социального государства предполагает решение проблем бродяжничества, что связано с разработкой механизма по преодолению бездомного состояния населения. Политика в отношении рассматриваемой категории граждан должна носить многосубъектный характер, что предполагает привлечение к решению проблемы помимо государства, неправительственных организаций, коммерческих организаций и частных лиц.

Проблема бродяжничества и профессионального нищенства (попрошайничества) наравне с другими формами девиантного поведения является острой, но вследствие интегративности и нечеткости границ не должна трактоваться только как общественно опасная, она требует специального комплексного подхода, методологической основой которого может быть теория социальной исключенности, а также выработки особых методов превенции и минимизации [1, с. 14].

Вместе с тем, по нашему мнению, деятельность по предупреждению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами неработающими и не имеющими постоянного источника дохода, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством, должна быть обеспечена необходимыми правовыми ресурсами, включающими возможность применения различных мер принуждения.

Отметим, что государственная концепция предупреждения бездомности, ресоциализа-ции лиц, без определенного места жительства и занимающихся попрошайничеством, пока ещё полностью не сложилась. В этой связи, на наш взгляд, необходимо проанализировать все аспекты обозначенной проблемы с учетом исторического и зарубежного опыта ее решения, а также выработать конкретные и эффективные меры (социальные, экономические, организационные, правовые), которые будут направлены на устранение, нейтрализацию причин и условий, способствующих распространению бродяжничества и попрошайничества, а также ресоциализа-цию лиц, которые в этот процесс вовлечены.

= ПРАКТИКА

Рассматриваемые негативные социальные явления для российского государства и общества не новы, они существовали всегда и не только у нас. Исторический аспект анализируемой проблемы позволяет опереться на отечественный опыт использования разнообразных рычагов в борьбе с этим явлением, а также установить социальные, нравственно-этические традиции функционирования системы социального контроля, дающие возможность установить границы допустимого репрессивно-принудительного воздействия применительно к бродяжничеству и попрошайничеству.

Для начала необходимо сказать несколько слов о понятии и правовой природе данных явлений.

Итак, под термином «бродяжничество» понимается: 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2) скитание, поведение, быт бродяги; 3) систематическое перемещение лица, не имеющего постоянного места жительства, из одной местности в другую (или в пределах одной местности), с существованием при этом на нетрудовые доходы [3, с. 258].

Отношение закона к бродяжничеству различалось в разных странах и в разные времена. Оно могло считаться уголовным преступлением, мелким правонарушением или же просто асоциальным явлением, которое способствует вовлечению в преступную деятельность, но само по себе нарушением закона не является. Различались и юридические определения этого понятия, признаки, по которым человека можно было отнести к бродягам.

Так, например, начиная с XIX в. во Франции характерным признаком бродяжничества считалось отсутствие определенного места жительства, средств к существованию и занятия, дающего возможность добыть эти средства [4]. При наличии этих условий бродяжничество рассматривается как проступок, подлежащий наказанию. Мотивируется это обыкновенно тем, что люди без очага и промысла (фр. gens sans aveu, как выражается французское законодательство), существуя за счёт остального населения и ничем не связанные, являют собой весьма опасный социальный элемент, представляющий, как указывает уголовная статистика, самый большой процент всякого рода преступников.

В Германии бродяжничеством признавался бесцельный переход из одного места в другое, превратившийся в привычку, при отсутствии средств к существованию и нежелании приобретать их собственным трудом. При наличии этих

ПРАКТИКА

условий бродяжничество рассматривалось как проступок, подлежащий наказанию.

В России при правлении Николая I, который утвердил 15 августа 1845 года Уложение о наказаниях уголовных и исправительных [5, с. 9798] - первый кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных деяний. Бродяга, называющий себя не помнящим родства или же под иным каким-либо предлогом упорно отказывающийся объявить о своем состоянии или звании и постоянном месте жительства, или давший при допросе ложное показание, присуждался к отдаче в исправительные арестантские отделения на четыре года, после чего, а равно и в случае негодности к работам в арестантских отделениях, ссылался в сибирские или другие отдаленные губернии по усмотрению министерства внутренних дел.

Женщины заключались в тюрьму на тот же срок, а потом отправлялись на водворение в Сибирь. Сверх этого наказания, за ложное показание о своем состоянии, звании и месте жительства бродяги подвергались ещё наказанию розгами от 30-40 ударов. Бродяги обоего пола, оказавшиеся глухими, слепыми, немыми или из-за совершенной дряхлости вовсе не способными к следованию в Сибирь, отдавались в приказы общественного призрения или заменяющие их учреждения; но губернское начальство обязано было стараться открыть их истинное происхождение, и в случае, если люди эти окажутся принадлежащими к городским или сельским обществам, возвращать их туда за счёт обществ.

Применение наказания за бродяжничество было обусловлено достижением 17-летнего возраста. Что касается подсудности дел о бродягах, то по Уставу уголовного судопроизводства (ст. 202 и 209) дела о бродягах, называющих себя не помнящими родства или сделавших ложные показания о звании своем и состоянии, были подсудны окружному суду без участия присяжных заседателей. Бродяги подлежали суду там, где были пойманы; но называющиеся чужими именами и пересланные в те места, из коих они показали себя бежавшими или вышедшими, в случае доказанной лживости показаний их, не возвращались в места первоначального задержания, а предавались следствию и суду в том месте, в которое препровождены [6, с. 52].

В дореволюционной России при Николае II бродягами признавали лиц как проживающих где-либо, так и переходящих или переезжающих с места на место без уведомления соответствующих полицейских чиновников и без необходи-

мых документов, а также не способных доказать свое звание или состояние либо отказывающихся сделать это. Основанием наказуемости по российскому законодательству являлось не бродяжничество само по себе, а неуказание (в связи с нежеланием или невозможностью сделать это) или ложное указание лицом своего истинного состояния или звания. Для наличия состава преступления требовались оба эти условия. Если же лицо не имело паспорта, но могло иным образом доказать свое состояние и звание, то оно подвергалось не уголовному преследованию, а взысканию, предусмотренному для лиц, не имеющих паспорта. Бродягами в России признавались также иностранцы, двукратно высланные за границу с запретом возвращаться в Россию, но снова задержанные в России.

В советский период в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. и других республиках Союза ССР бродяжничество рассматривалось как проявление «паразитического образа жизни», который, в силу конституционной обязанности каждого трудоспособного члена общества трудиться, подлежал уголовному преследованию. Например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (после двух административных предупреждений) признавал систематическое занятие бродяжничеством преступлением (ст. 209), общественная опасность которого, по мнению коммунистических идеологов, заключалась в том, что виновное в нем лицо не участвовало в процессе создания материальных ценностей, потребляя их. Оно наказывалось лишением свободы на срок от 1 года до 2 лет или исправительными работами на тот же срок, а при отягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет [7].

Второе негативное явление, рассматриваемое нами, «попрошайничество» - это выпрашивание у окружающих денег или других материальных ценностей. Часто сочетается с бродяжничеством.

Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, «попрошайничество» - это занятие нищенством либо постоянное, надоедливое приставание с просьбами о чем-нибудь [8].

Если в девятнадцатом веке попрошайками были обедневшие в неурожайные годы крестьяне, то сейчас среди попрошаек четко выделяются несколько категорий граждан: освободившиеся из мест лишения свободы заключенные, спившиеся люди, пенсионеры, лица-бомж, сбежавшие из дома подростки. Эти люди не интегрированы в современное общество.

Среди них есть тоже определенная стратификация: например, «христарадники» - это богомолы, просящие милостыню на церковной паперти; могильщики - просящие милостыню на

кладбищах; «горбачи» - побирающиеся по домам с сумой; «иерусалимцы» - мнимые странники; «железнодорожники» - просящие милостыню на вокзалах железных дорог; «афганцы» - изображающие отставных солдат, раненых и не раненых; «барабанщики» - просящие милостыню под окнами; безродные, просто бродяги, «складчики», берущие милостыню не только деньгами, но всем, что дадут; «погорельцы» - выдающие себя за пострадавших от пожара; «переселенцы» - выдающие себя за возвращающихся на родину неудачных переселенцев.

Также существует своеобразный подвид попрошайничества - аскерство (от англ. ask -спрашивать). Аскер (человек, который аскает) - помощник уличных музыкантов, человек, проходящий среди зрителей и собирающий (выпрашивающий) добровольные пожертвования от слушателей.

Обычно музыканты нанимают аскера со стороны и отстегивают ему часть прибыли. Лежит чехол от инструмента или же с ним работает аскер, чаще всего - симпатичная девушка, со словами «поддержите».

Попрошайничество сегодня стало трендом и в робототехнике. В Корее и Шотландии уже с 2004 года существуют роботы-попрошайки.

Созданный южнокорейскими специалистами робот по имени DONA уже собрал пожертвования для детского фонда Save The Children. Робот прошёл путь от коробки на колёсиках и пребывает в третьем поколении. Он обнаруживает присутствие рядом человека посредством инфракрасных датчиков и реагирует на внесённое пожертвование поклоном, морганием и движениям рук [9].

Шотландский дизайнер Тим Прайд (Tim Pryde) представил робота с замысловатым названием DON-8r. Если корейский робот DONA собирает деньги в стоящую у ног баночку, то DON-8r оборудован монетоприёмником. Получив денежку, робот начинает двигаться в случайном направлении и буквально светиться благодарностью изнутри. DON-8r собирает средства на нужды научного центра, в котором учится его 21-летний создатель.

В современной России попрошайничество является основным занятием бомжей. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не устанавливает за это наказание, а предусматривает ответственность лишь за вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»). Но совершеннолетнее лицо освобождается от ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в занятие

= ПРАКТИКА

бродяжничеством, если это деяние совершено родителем несовершеннолетнего вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Попрошайничество, как правило, является следствием нищенства. Нищенство - это состояние человека, у которого нет средств и возможностей заработать себе на хлеб, жить в нормальных условиях и прилично одеваться. Тогда человек вынужден идти просить милостыню. Это социальная болезнь, живущая почти во всех странах мира. И масштабы её впечатляют. Например, в сравнительно благополучной Бразилии из 160-180 миллионов граждан 40 миллионов живут за чертой бедности, то есть каждый четвертый.

В Индии, где более миллиарда человек, причем три четверти из них придерживаются старых кастовых традиций, около 200-300 миллионов индийцев прозябают в нищете и бедности, имея годовой доход на человека менее 100 долларов США. На Западе нищета тоже есть. В Америке целые районы, населенные афроамериканцами и индейцами, считаются нищими. В Европе нищих можно найти на рабочих окраинах.

Исторически сложилось, что нищенство в Западной Европе было запрещено. Нищих преследовали, считая их преступниками, пойманных сажали в тюрьму, жестоко наказывали, даже казнили. Западное мировоззрение, поддерживаемое протестантской церковью, диктовало презрительное отношение к попрошайкам, считая их попросту лентяями и тунеядцами, которые подрывают общественную мораль и трудовую мотивацию. Поэтому борьба с нищенством на Западе привела к созданию системы домов призрения, которая стала примером для отечественных государственных деятелей.

В средневековой Англии королева Елизавета издала специальный закон о бедных. В Европе были организованы работные дома, где бродяг и нищих заставляли работать. Это были закрытые учреждения, по сути тюрьмы для нищих. Со временем отношение к нищим становилось все более непримиримым, милосердие уступало место законам капитализма.

Мировоззрение Востока изначально по-другому оценивало нищих. Подача милостыни канонизирована исламской религией. Просить подаяние можно в нескольких случаях, но только до выхода из бедственного положения. Нищенство как источник заработка запрещено. В уголовных кодексах аравийских стран наказания за попрошайничество не предусмотрены.

В России по православной традиции нищих-юродивых считают блаженными. «Бла-

ПРАКТИКА

женны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное».

Русский ученый И. Пыжов писал: «Нищими на святой Руси называется сословие людей, ничего не делающих и промышляющих сбором подаяний Христа ради». Существовал симбиоз, при котором «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается» [10]. Сердобольное отношение к нищим вызвало появление профессиональных побирушек.

С этим явлением в России стали активно бороться в начале ХХ века, первый съезд «Всероссийского союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению» 1910 г. дал определение профессионального нищего и предложил конкретные меры по его уничтожению.

Так, например, в Петербурге задержанные полицией нищие распределялись по разрядам, в соответствии с которыми потом занимались их судьбой. В первый разряд попадали те, кто стал таковым в результате несчастных обстоятельств, сиротства, старости, болезни, то есть те, кто сам не в состоянии зарабатывать себе на хлеб. Их помещали в богадельни или дома призрения при Московском Комитете для разбора просящих милостыню. Во второй разряд попадали сироты, больные, старики. Им давали работу или помещали в дома трудолюбия, на фабрики, заводы казенные или частные. От комитета по призрению они получали одежду и денежное пособие. К третьему сорту отнесли «профессиональных» нищих, занимающихся этим промыслом из-за лени и отвращения к труду. Таких людей передавали суду и, по отбытии наказания, иногородние высылались на два года без паспорта, а столичные передавались в распоряжение градоначальника. Четвертый разряд пополняли временные нищие, потерявшие паспорт и поэтому не могущие найти работу, не могущие вернуться домой из-за нехватки средств. Таким нищим комитет выписывал новые паспорта, давал работу у себя или помещал к частным лицам, помогал вернуться домой, снабжая или деньгами или бесплатным билетом на проезд по железной дороге.

Весной 1914 года был проведен Второй Всероссийский съезд по общественному призрению, по итогам которого было выпущено два солидных тома с изложением стратегии борьбы с нищетой, в частности среди детей из социальных низов как составной частью серьезного обновления страны. Развитию планов помешала Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция 1917 года, которая только способствовала росту беспризорности и нищеты.

После революции 1917 года «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а также Конституцией РСФСР 1918 и 1924 годов,

принятой V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года, был заложен принцип, согласно которому лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест"» [11].

4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он гласил: «Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность - честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения.

Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни.

Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, как лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни.

В СССР попрошайничество рассматривалось как форма паразитизма и стремление уклониться от общественно полезного труда и за него пред-

усматривалась уголовная ответственность по ст. 209 УК РСФСР «Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством», образующие самостоятельные составы преступления, -занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни.

Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени, подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года, и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами, наказывалось лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

При этом под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. Учёба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».

В СССР лицам, обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура - БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т.н. «блатном» жаргоне появились формулировки - «борзой» и «борзый», то есть человек, стойко не желающий работать.

К сожалению, с ростом благосостояния народа и развитием государства феномен нищенства не исчез. В СССР официально бедных не было, лишь в 1960 г. был введен термин «малообеспеченные», а в 70-80-е гг. имеющим доход менее 50 рублей стали выплачивать пособия.

Борьба с тунеядством уголовно-правовыми средствами велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения» и признания безработицы, после чего 5 декабря 1991 года была отменена ст. 209 УК РСФСР [12] как несоответствующая нормам о правах человека. После этого бродяжничество и попрошайничество перестали быть преступлением. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин «тунеядство» не употребляется.

Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г. [13] положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и

ПРАКТИКА

занятий. Однако, не успев реализоваться, утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.02.2004 № 151.

В настоящее время в Российской Федерации бродяжничество и попрошайничество больше не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением. Вместе с тем рассматриваемая проблема с каждым годом становится все более серьезной, и перед тем как предложить конкретные меры по её решению, целесообразно затронуть отдельные её криминологические характеристики.

Рассмотрим личность лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Откуда берутся? Что заставляет таких людей скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются:

1) лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с жильем;

2) бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с:

а) продажей жилья родственниками или его потерей вследствие их смерти;

б) нежеланием родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади);

в) несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья;

3) лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться;

4) лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь;

5) беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран;

6) дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов-интернатов;

7) иные лица, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации [14].

По мнению лиц, занимающихся бродяжничеством, обострение проблемы бездомности в нашей стране за последние годы вызвано следующими факторами:

- падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье (50,2% респондентов);

- утрата жилья (11,0% респондентов);

- недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы и других с лицами без определен-

ПРАКТИКА

ного места жительства (8,6% респондентов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками (8,6% респондентов);

- несовершенство законодательства Российской Федерации (8,2% респондентов);

- прозрачность границ России (7,3% респондентов);

- наличие локальных войн на территории России (4,5% респондентов);

- ухудшение социально-экономического положения в стране, существенное увеличение тарифов на содержание жилья, отсутствие доступного и дешевого муниципального жилья (0,8% респондентов);

- другое (0,8% респондентов) [1, с.14].

Точная статистика лиц без определенного места жительства отсутствует. По мнению некоторых специалистов, в одной только Москве находится от 50 до 300 тысяч бомжей, а по России их число давно уже перевалило полумиллионный рубеж.

Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; в среднем их возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них - трудоспособны. Источниками существования для представителя этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).

Бомжи разделяются на так называемых «коренных» и «иногородних». «Коренные» живут на чердаках, в подвалах, в квартирах в заброшенных домах и (даже!) под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах. Место «иногородних» - в основном вокзалы и прилегающие к ним территории.

Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование. Им приходится постоянно «отвоевывать» «теплое» место или «прибыльный» пятачок у метро, бороться за пищу, алкоголь и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят.

К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первого взгляда. Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории.

По данным международной благотворительной организации «Врачи без границ» душевнобольные составляют примерно 12% столичных бомжей. Еще 24% бомжей «ненормальные» с общепринятой точки зрения, так как сознательно выбрали себе такой странный и явно некомфортный образ жизни [15].

Пожалуй, самым страшным в общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж - ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу.

Такие дети, зная только бродяжную жизнь, просто не имеют представления о традиционном образе жизни и не желают подчиняться ее нормам. Часто они живут целыми колониями на вокзалах, некоторые рискуют существовать самостоятельно. Эти мальчики и девочки так или иначе попадают «под патронаж» взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступный мир или занятия проституцией.

Основные условия правонарушений и направления в создании криминогенных ситуаций, совершаемых лицами без определённого рода занятий:

- наличие значительного количества свободного времени;

- предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности;

- наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).

Основные формы правонарушений лиц без определённого рода занятий сводятся к следующим:

- кража как случайное средство для приобретения «лёгких денег»;

- грабеж как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию;

- мошенничество - добывание средств путём обмана;

- хулиганство - как одна из характерных форм поведения и развлечения;

- попрошайничество - как источник средств к существованию и обогащению;

- вымогательство - чаще встречается так называемое бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых);

- причинение вреда здоровья другому человеку - как правило, при разделе «сфер влияния» в своем кругу.

Группа лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, неоднородна по составу, для нее характерны отсутствие стабильных связей, взаимной поддержки, слабая степень организованности, бедность, социальная изоляция. Вытеснение из общества, лишение поддержки лиц без определенного места жительства и занятий приводит их к необратимой социальной и психологической деградации. Условия, в которые они поставлены, предопределяют высокую

смертность и низкую рождаемость в их среде.

Установление объективных причин роста бродяжничества и попрошайничества важно, так как их устранение является стратегической задачей в деятельности государства, в противном случае новые «кандидаты» будут пополнять социальное дно. Выработка стратегии не отменяет необходимости решения тактических задач, связанных с определением необходимых мер по оказанию экстренной помощи лицам без определенного места жительства. Важнейшей задачей является определение границ этой помощи и определение критериев ее эффективности. Исследование социально-экономических условий, ведущих к развитию бродяжничества и попрошайничества, способствует выработке и уточнению концепции предупреждения бездомности в обществе с учетом практических потребностей, связанных с необходимостью оказания оперативной помощи лицам, находящимся в экстремальной жизненной ситуации. Поиск форм и методов совершенствования социального контроля отвечает целям

ПРАКТИКА

общества, которое стремится к построению социального и правового государства.

Изучение генезиса законодательства, регулирующего данную сферу, а также эффективность его применения на разных этапах исторического развития нашего общества, с учетом зарубежного опыта, позволит нам обеспечить реальную возможность регламентировать правовой статус данных лиц, закрепить их права и обязанности, порядок оказания правовой помощи с учетом возможности применения к ним необходимых мер принуждения.

Дальнейшие предложения по реализации обозначенной концепции в рамках решения проблемы ресоциализации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, будут предложены в следующей статье на эту тему.

Литература

1. Лиходей О.А. Девиантное поведение и социальный контроль: на примере бродяжничества и попрошайничества в России: автореф. дис. ... док. соц. наук: 22.00.04. - Спб., 2006. С. 3-4.

2. Российская газета. 2007. № 28.

3. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев, С.В. Бородин, В.С. Нерсесянц, Ю.В. Кудрявцев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическая литература, 1989. С. 258.

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

5. Свод Законов Российской Империи / И.Д. Мордухай-Болтовский. Том XV. Неофициальное репринтное издание. - СПб: Русское Книжное Товарищество «Деятель», 1912. С. 97-98.

6. Галай Ю.Г., Черных К.В. Нищенство и бродяжничество в дореволюционной России: законодательные и практические проблемы: монография. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. С. 52.

7. Закон РСФСР от 27.10.1960 «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР» (вместе с «Уголовным кодексом РСФСР»)» // Свод законов РСФСР 1988. Т. 8. С. 497.

8. Толковый словарь русского языка. в 4 т. / под ред. Ушакова Д.Н. - М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1947.

9. В Корее и Шотландии дебютировали роботы-попрошайки // Интернет- журнал «Мембрана». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/16079. Публикация от 27 апреля 2011 г.

10. Рыбас Е. Бедные люди вчера и сегодня. Между традицией и социальной болезнью. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.whoiswho.ru/old_site /russian /Curnom/62002/bl.htm

11. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года). [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm

12. Закон от 5.12.1991 № 1982-I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1991. № 52. Ст. 1867.

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 08.11.1993. № 45. Ст. 4327.

14. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 147.

15. Данные с официального сайта организации «Врачи без границ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.msf.org

— References —

1. Likhodey O.A. Deviant behavior and social control: the case of vagrancy and begging in Russia: abstract. dis. ... Doc. soc. Sciences: 22.00.04. - SPb., 2006. Р. 3-4.

2. Russian newspaper. 2007. № 28.

3. Kudryavtsev V.N. Social deviance / V.N. Kudryavtsev, S.V. Borodin, V.S. Nersesyants, Y.V. Kudryavtsev. 2-e izd., rev. and extra. - M.: Legal literature-tour, 1989. Р. 258.

4. Encyclopedic dictionary Brockhaus and Efron: In 86 volumes (82 tons and 4 additional). - SPb., 1890-1907.

5. The Code оf Laws оf the Russian Empire / I.D. Mordukhai-Boltovskii. Volume XV. Unofficial reprint. - St. Petersburg: Russian Book Association «Leader», 1912. P. 97-98.

6. Galay J.G., Chernykh K.V. Beggary and vagrancy in corevolution Noi Russia: legal and practical problems: monograph. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod law Academy, 2012. P. 52.

ПРАКТИКА

7. The law of the RSFSR dated 27.10.1960 «On approval of the Criminal code of the RSFSR» (with «the Criminal code of the RSFSR»)» // The code of laws of the RSFSR. 1988. Vol. 8. P. 497.

8. Explanatory dictionary of the Russian language. In 4 t. / under the editorship of D. N. Ushakov. - Moscow: State Institute «Soviet encyclopedia», 1947.

9. In Korea and Scotland, debuted robots-beggars // The Internet - the magazine «Membrane». [Electronic resource]. - Access mode: http://www.membrana.ru/particle/16079. Publication from April 27, 2011

10. Rybas E. Poor people of yesterday and today. Between tradition and social disease. [Electronic resource]. - Access mode: www.whoiswho.ru/old_site /russian /Curnom/62002/bl.htm

11. Constitution (fundamental law) of the Union of Soviet Socialist re-publics (approved by the Extraordinary eighth Congress of Soviets of the USSR on 5 December 1936). [Electronic resource].- Available at: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm

12. The law dated 5.12.1991 № 1982-I «On amendments and additions to the criminal code of the RSFSR, Criminal procedure code of the RSFSR and the code of RSFSR about administrative offences» // Gazette of the Congress ND the RF and the RF armed forces. 1991. № 52. PT. 1867.

13. Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation. 08.11.1993. № 45. PT. 4327.

14. Technology of social work: textbook. a manual for students. the high. proc. institutions / under the editorship of I.G. Zainasheva. -M.: Humanitie. ed. centre VLADOS, 2000. P. 147.

15. Data from the official website of the organization «Doctors without borders». [Electronic resource]. - Access mode: www.ru.msf.org

(статья сдана в редакцию 14.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.