УДК 18.31.51
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
СПЕЦИФИКА ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА В ПОВОЛЖЬЕ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ
Статья посвящена раскрытию специфики исламского искусства в Поволжье. Анализ произведений булгарского декоративно-прикладного искусства вышвляет процесс перехода от мифологической (легендарной) традиции, связанной с политеистическими воззрениями, к символической и условно-декоративной образности, отражающей эстетические принципы исламского монотеизма.
Ключевые слова: мусульманское искусство, булгарское искусство, изобразительность, орнамент, символика, стилизация.
G.F. Valeeva-Suleymanova specific character of Islamic art during formation in volga region
The article is devoted to the specificity of Islamic art in the Volga region. The study of Volga Bulgarian decorative-applied arts exposed the process of transformation from the mythology (legendary) tradition, that was bearing on polytheistic creed, to symbolic decorative imagines based on the aesthetic principals of Islamic monotheism.
Keywords: Islamic art, Bulgarian art, figurativeness', ornament, symbolism, stylization.
Исламская доктрина таухида, означающая Единство и Единственность Бога, находит отражение в мусульманском искусстве как многообразие в Единстве. Единство мусульманского искусства в географически, исторически и этнически многообразном исламском мире вполне очевидно, также как и многообразие стилей, художественных образов и форм, присущих ему. Общие универсальные черты характеризуют особый тип художественного творчества, основанного на эстетике Ислама, нормах шариата и адата.
Становление общности мусульманского искусства происходило по мере приобщения тех или иных народов к исламу, мусульманской культуре. Рождались новые виды искусства, утверждались новые эстетика, концепция содержания и формы, образы и стили. Они создавались как синтез местных художественных традиций с классическими образцами исламского искусства, в итоге рождались национальные и региональные его формы. Общность в произведениях исламского искусства раскрывается в художественном языке, орнаментально-декоративных принципах, критериях изобразительности и, в целом, в стилевой тенденции, пронизывающей развитие этого искусства на протяжении столетий. Целью данного изложения является раскрытие художественной специфики мусульманского искусства в Поволжье на этапе его становления
Принятие ислама способствовало освоению предками татар художественно совершенного стиля мусульманского искусства. Татарское искусство, как и искусство других мусульманских народов, начиная с 10 в., развивалось в формах орнаментального декоративно-прикладного и монументальнодекоративного творчества, стилевая направленность произведений была в рамках эстетических канонов ислама и собственно этнические традиции отражали их влияние, формируя национальное своеобразие татарской культуры. Многовековая история развития отразила процессы тесного взаимодействия с искусством арабо- , ирано- и тюрко-мусульманского миров. В то же время, многие навыки мастерства и технологии обработки материалов, принципы творчества восходят к степной кочевой и оседлоземледельческой культуре предков татар - древних тюрок, средневековых булгар, кипчаков и золотоордынских татар.
О высоком развитии художественных ремесел, ремесленного производства, находившихся в сфере влияния мусульманского искусства, и этнических традициях культуры татар свидетельствуют такие виды декоративно-прикладного искусства как кожаные мозаика и тиснение, орнаментация тканей в технике золотого шитья, вышивки, ткачества и аппликации, плоская и объемная филигрань и «полихромный стиль» инкрустации самоцветами в производстве ювелирныгс украшений, накладная резная и цветовая орнаментация в декоре деревянного жилища.
Значительную роль в становлении мусульманского искусства сыграло распространение арабской письменной графики. На ее основе высокого развития достигла каллиграфия - искусство утонченного письма в рукописной книге, татарских шамаилях, эпитафиях - каберташах и эпиграфический орнамент в убранстве монументальной архитектуры, произведениях декоративно-прикладного искусства.
Истоки исламского искусства в Поволжье базируются на высокой булгарской культуре, воспринявшей достижения арабской мусульманской цивилизации с её древневосточными корнями. Освоение новых художественных ценностей происходило на местной этнокультурной почве. Однако процесс этот быш постепенным и в искусстве 10-12 вв. продолжали преемственно развиваться
художественные традиции, сложившиеся в предшествующий период. Одновременно происходило становление мусульманского идейно-художественного направления. В аспекте последнего важно отметить, что ограничения на изображение человека и живых существ, содержащиеся в канонизированных преданиях (Хадисах) и эстетико-философских концепциях о неизобразимости Бога и слепом копировании его творений (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Абу-Хамид Ал-Газали и др.), не были чуждыми традиции сдержанного отношения к изображению человека в булгарской культуре еще в домусульманский период. С принятием ислама изображение человека не встречается за редким исключением, а изображения животных и птиц отличаются схематизмом и орнаментальной стилизацией [1, с.571].
Художественная специфика булгарского искусства раскрывается в новых принципах изобразительности, привнесенных средневековой исламской эстетикой в интерпретацию образов, связанных с более ранними культовыми, магическими и мифологическими представлениями. Однако сохранение последних следует связывать не с сохранением языческих воззрений волжских булгар, но с характерной закономерностью развития средневекового декоративно-прикладного искусства -преемственностью традиции. Именно благодаря традиции мотивы и образы, техники исполнения и часто композиции декора передаются народными мастерами из поколения в поколение, сохраняясь вплоть до современности. Поэтому, исходя из мотивов декора, образов и сюжетов, сложившихся в искусстве домусульманской эпохи, ошибочным следует признать утверждение отдельных исследователей булгарского искусства о том, что оно якобы являлось составной частью языческой культуры Восточной Европы [2, с.8 и сл.].
Наоборот, согласно сохранившимся археологическим материалам, развитие художественного языка в произведениях декоративно-прикладного искусства волжских булгар отражает идеологию складывающегося монотеистического государства. В этом искусстве утверждается своеобразный стиль, несущий в себе общность художественно-эстетических критериев с мусульманским искусством и, в то же время, преемственно развивающий систему образности, являвшую собой народную - традиционную линию развития.
Становление мусульманского искусства в Поволжье происходило во взаимодействии старого с новым, в процессе постепенного изживания мифологической (легендарной) традиции, связанной с политеистическими воззрениями, и прихода на смену ему символической и условно-декоративной образности, отражающей эстетические принципы исламского монотеизма. В результате этого возникают исторически обусловленные и присущие только системе булгарского искусства художественные явления. Его художественная специфика формируется как сплав этнокультурных и религиозноэстетических факторов. В ней воплотились вкусы господствующей верхушки булгарского общества, с его тенденциями к централизации и, в результате этого, к выработке единого идейного направления в искусстве, и вкусы народных масс, являющихся проводниками этнокультурных традиций, сложившихся в тюркской родоплеменной среде.
В 10-12 вв. искусство развивалось во взаимодействии городского, достаточно утонченного ремесла, и народного - массового искусства города и деревни. В городском художественном ремесле складывается узорный стиль и принципы декоративности, присущие мусульманской эстетике. В народном архаизирующем искусстве сохранялись образные представления, свойственные фольклорным традициям. Основная роль в развитии мусульманского искусства принадлежала городскому художественному ремеслу, отражавшему вкусы господствующей верхушки общества и выражавшему интересы, принявшего ислам, населения государства. В произведениях городских ремесленников выявляется влияние стилевых тенденций, характеризующих в целом развитие мусульманской культуры и направленных на орнаментальную стилизацию и символическую условность художественного языка [3, с.599].
В искусстве формируется принцип декоративности, новое мировоззрение художника мусульманской эпохи. В произведениях булгарского искусства наблюдается процесс постепенного складывания новой образности, в результате которой были отринуты старые мифологемы языческого мышления и воспринято новое мировоззрение, связанное с эстетикой ислама. Архаизирующие мотивы и сюжеты, все более стилизуясь и обобщаясь, включаясь в условно-декоративную систему мусульманского искусства, свидетельствуют о потере ими былой, свойственной языческому мировоззрению, содержательности.
Постепенная эволюция к средневековому символизму в рамках мусульманской эстетики характеризует образную систему декоративно-прикладного искусства волжских булгар. Для произведений этого искусства были закономерны реминисценции древнетюркских мифологических сюжетов с образами животных, птиц, фантастических существ и, в очень редких случаях, человека. Все они представлены в условно-де-коративном выражении, свойственном для изобразительной трактовки мусульманского искусства, были частью орнаментального узора. Если в раннебулгарский период (8-9 вв.) орнамент
украшал в основном только оружие, конское снаряжение и накладки на одежду и головные уборы, то в искусстве 10-12 вв. он находит широкое применение почти во всех видах материальной культуры волжских булгар. Орнамент состоял из зооморфных, растительных и геометрических мотивов. Для него характерны приверженность к принципам узорности, плоскостность, криволинейность, округлость формы, контурность (силуэтность) изображений. С конца 12 в. преобладает цветочно-растительный и появляется эпиграфический орнамент, узоры арабескового типа.
Специфика художественного языка булгарских мастеров раскрывается в предметах, связанных с украшением костюма (накладки, пряжки и подвесные ремешки к наборным поясам, бляхи и накладки к женскому костюму), бытовых изделиях (замочки, зеркала, пломбы для опечатывания товаров, навершия рукояток и др.), предметах вооружения (парадные топорики, рукоятки ногаек, булавы и др.). В них часто в качестве мотивов декора присутствуют зооморфные изображения из репертуара искусства до мусульманской эпохи. Они органично вписываются в контуры формы предметов, передаются плоскостно, графически, иногда объемно, скульптурно. Но в любом случае в них присутствует элемент декоративной стилизации, условность и схематизм.
Надо отметить, что условность во многом определяется системой художественного языка, характерной для древнетюркского кочевого искусства. В отличие от античного и эллинистического искусства земледельческих цивилизаций Востока, в которых зооморфные образы отличаются реалистической трактовкой (естественно с присутствующими в них элементами декоративной стилизации), в искусстве кочевых предков булгар изображения в «зверином стиле» всегда были выражены плоскостно и графически, условно схематически. Это связано с принципами изобразительности, присущими степной кочевой культуре и унаследованными в художественном языке булгарских мастеров [4].
Примечательно, что орнаментальные мотивы булгарского прикладного искусства по характеру их трактовки, свободному решению композиции с вариативностью художественного языка, не скованы жесткими рамками профессиональных навыков и изобразительных канонов, довлеющих в творчестве мусульманских художников классических стран Востока. Это позволяет говорить о стилевой самобытности булгарского искусства и его орнаментальном языке как живописном, но не в колористическом, а в творческом смысле. Живописность присуща системе народного искусства, отличающегося творческим импровизационным характером. Она указывает на глубинные связи булгарского профессионального ремесла с живой народной традицией, которая сохранялась в 10-12 вв. как в интерпретации мотивов зооморфного орнамента (пришедшего на смену «звериному стилю» эпохи язычества), так и в композициях цветочно-растительного узора, доминирующего в мусульманском искусстве.
При многих общих явлениях с восточным орнаментом узоротворчество булгар сохраняет свою оригинальность. Она исходит из архаических мотивов, идущих со времен древнетюркской культуры, которые составляют большой исторически сложившийся орнаментальный комплекс, восходящий к искусству Южной Сибири и Центральной Азии, тесно связанный с искусством горноалтайских племен середины 1 тыс. до н.э. (Пазырыкские курганы). К ним относятся мотивы лотосных, сердцеобразных, восточноазиатского характера многолепестковых пальметт и розеток, интегральные спирали, изображения тюльпана и другие, получившие распространение в булгарском художественном металле, резьбе по кости [5]. Эти мотивы орнамента сохраняются и позднее в декоративном искусстве казанских татар - ювелирных украшениях, вышивках, кожаной мозаичной обуви, резьбе по камню и дереву [6].
Пышные композиции цветочно-растительного узора с орнаментом из сложно переплетенных спиральных завитков, лиственных побегов, цветков тюльпана, мотивов лотосных и других украшают произведения булгарского художественного металла и ювелирного искусства времени его расцвета. Узоры делались в технике литья, гравировки, чеканки, тиснения и филиграни, сочетались с солярными и зооморфными мотивами. Последние (образы собаки, коня, хищников кошачьей породы) вписывались в круглые медальоны и сохраняя магический смысл, являлись оберегами. Например, на ручке одного из булгарских парадных топориков под медальоном с мотивом стилизованного коня размещено изображение солнечного диска и полумесяца, в то время как его лезвие украшено разветвленным мотивом «древа жизни» или «степного» цветочного букета.
Благопожелательное содержание данного сюжета прочитывается достаточно легко. Примечательно, что в нем сохраняется характерная для булгарского до мусульманского искусства семантика «древа жизни» и мотива коня, как небесного и «солнечного» животного. Новой является семантика полумесяца, дарующего благоденствие и процветание. В декоре этого, как и многих других предметов, помимо новой содержательной символики, нашла место и характерная для мусульманского
искусства ковровая система орнаментации. Узоры, подражая арабескам, целиком заполняют плоскость декорируемого изделия.
Характерный для мусульманского искусства принцип сплошной орнаментации получил широкое распространение в булгарских изделиях конца 12 - начала 13 вв. Об этом свидетельствуют остатки металлических матриц - медные и бронзовые пластины с отлитым рельефным узором, посредством которых производилось многократное басмяное тиснение на тонких листах меди, серебра и золота. Они использовались для орнаментации массовых изделий таких, как бляхи, накладки, коранницы, сосуды и другие бытовые предметы. Среди узоров орнамента представлены архаизирующие мотивы позднеэллинистической традиции, интерпретирующей херсонесские образцы, и композиции арабескового типа с геометрическими и цветочно-растительными мотивами, утверждающие стиль мусульманского искусства.
Образная система декора на матрицах прошла путь от чисто зооморфных композиций 10- 11 вв. (например, бронзовая матрица из раскопок Биляра с изображением собаки) до условно- орнаментальных с абстрагированными мотивами «цветочного стиля» 12 - начала 13 вв. Данная эволюция изобразительности в произведениях булгарского художественного металла отражает органичный переход к декоративистским принципам мусульманского искусства.
В эстетике мусульманского искусства изображение всего живого рассматривалось как подражание Аллаху, повторить творения которого представлялось невозможным. Поэтому в творчестве мусульманского художника нет натуралистического изображения, мир познается им условно и реальность переосмысливается в субъективном миропонимании - в отвлеченных и абстрактных формах. Изображение или отражение реальности происходило в рамках средневекового художественного сознания, отличительной особенностью языка которого являлись орнаментальность и условная декоративность - основные принципы мусульманского искусства.
В искусстве волжских булгар изобразительная трактовка зооморфных мотивов не была реалистической, отличалась условностью, определенным схематизмом и декоративной стилизацией формы. Данные изобразительные принципы в передаче живых существ, сложившиеся еще в эпоху булгарской языческой культуры, нашли дальнейшее развитие в период расцвета мусульманского искусства, когда был осуществлен постепенный переход в его сюжетах от мифологической образности к символической, условно-де-коративной.
Мусульманское искусство принесло также метафорическую образность. Например, интересно проследить эволюцию мотива птицы. Ее изображение постепенно отходит от реалистического и становится символическим. Затем изображение птицы теряет видовые различия, и она превращается в абстрактную «птицу счастья», которая органично вплетается в орнаментальный узор. Птица становится метафорой счастья и любви. Примечательно, что в процессе развития художественного языка мотивы животных и птиц в мусульманском искусстве постепенно заменяются цветочно-растительными и геометрическими узорами. "Цветочный стиль" с его живописной системой орнаментации, присущей специфике булгарского искусства, преемственно сохраняясь в творчестве народных мастеров, на многие столетия вперед определил развитие татарского декоративно-прикладного искусства.
Итак, становление мусульманского искусства в Поволжье выявило процессы органичной его адаптации в сложившиеся в данном регионе художественные традиции. Искусство, ставшее частью монотеистической идеологии централизованного государства, обрело новые - более высокие формы развития, отразившиеся в его художественном языке. Идейно-эстетические корни ислама дали рост новым явлениям в искусстве Поволжья. Они явились той основой, на которой в дальнейшем развивалось искусство Золотой Орды и Казанского ханства, формировалось традиционное декоративное искусство казанских татар, ставшее ядром татарской общенациональной культуры.
Литература
1.Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Казань: Фэн, 2006. -692 с.
2.Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10-начало 13 вв.). Казань: Таткнигоиздат, 1983
3.Валеева-Сулейманова Г.Ф. Булгарское искусство //История татар с древнейших времен. Т.2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: РухИЛ, 2006. - С.592-616
4.Валеева-Сулейманова Г.Ф. К вопросу о генезисе золотоордынских браслетов с зооморфными изображениями // Тюркологический сборник-2001. М.: Восточная литература, 2002. -С.187-198
5. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975 -216с.; Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань: Таткнигоиздат, 1987 -166 с.; То же. Древнее искусство Татарстана. Казань: Таткнигоиздат, 2002 -104 с.
6. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002 -296 с.