Научная статья на тему 'Генеральный план города Ханоя на 2010-2050 годы: особенности и перспективы реализации'

Генеральный план города Ханоя на 2010-2050 годы: особенности и перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
236
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ХАНОЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / РАЗВИТИЕ / MASTER PLAN / HANOI / MUNICIPAL DISTRICT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ха Дуй Ань

The article is devoted to actual problems of the design and implementation of the Master plans of the Hanoi city in the period from mid-XIX century to the beginning of the XXI century. The most peculiar characteristics of Hanoi city development and some limitations that arose when implementing the general plans, corresponding to different periods of history are described here. According to the experience of the design and implementation of previous Master plans of Hanoi the guidelines of the city development are shown in the new Master plan for2030-2050. The new Master plan of Hanoi that is being carried out by the architecture group "PPJ" from USA, Korea and Vietnam is presented in this article. According to the new Master plan, Hanoi is a system of settlements with a single center, consisting of five cities-centers of provinces and three ecological areas. The purpose of this Master plan is the development of Hanoi as a modern, civilized and green city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Master Plan of the Hanoi City for 2030-2050: Features and Perspectives of Implementation

The article is devoted to actual problems of the design and implementation of the Master plans of the Hanoi city in the period from mid-XIX century to the beginning of the XXI century. The most peculiar characteristics of Hanoi city development and some limitations that arose when implementing the general plans, corresponding to different periods of history are described here. According to the experience of the design and implementation of previous Master plans of Hanoi the guidelines of the city development are shown in the new Master plan for2030-2050. The new Master plan of Hanoi that is being carried out by the architecture group "PPJ" from USA, Korea and Vietnam is presented in this article. According to the new Master plan, Hanoi is a system of settlements with a single center, consisting of five cities-centers of provinces and three ecological areas. The purpose of this Master plan is the development of Hanoi as a modern, civilized and green city.

Текст научной работы на тему «Генеральный план города Ханоя на 2010-2050 годы: особенности и перспективы реализации»

Генеральный план города Ханоя на 2010-2050 годы: особенности и перспективы реализации

Ха Дуй Ань

Ханой - один из древнейших городов Вьетнама, основанный в 1010 году. В течение веков Ханой развивался вдоль Красной реки, главным образом на ее правом берегу. Река служила источником водоснабжения, являлась транспортной коммуникацией и оборонительным рубежом.

С XI века ядром композиции города была старинная крепость Хоанг Тхань, возведенная на правом берегу Красной реки. Она сохранялась до XIX века, а в начале XX века ее разобрали (рис. 1). От крепости были проложены радиальные дороги и улицы города. Основные городские дороги ориентировались по направлению к реке с целью соединения центральной части города с берегом.

Численность населения города впервые была определена в 1860-х годах. К1866 году она составляла 18 тыс. человек, территория города - 102 км2. Основная жизнедеятельность старого города происходила на правобережье Красной реки. Почти все государственные и городские учреждения были расположены на территории старинной крепости.

Французы захватили Ханой в 1873-м и находились там до 1945 года. Они продолжили его развитие. Во время французского периода Ханой расширился вдоль правого берега реки в южном направлении. Город стал крупнейшим центром торговли северной части Вьетнама. Река являлась внешней транспортной артерией и играла значительную роль в перевозке товаров для города.

Рис. 1. План Ханоя 1866 года: 1 - территория старинной крепости; 2 - Красная река; 3 - Западное озеро

К началу XX века численность населения города составила 41 тыс. человек. Площадь территории к этому времени достигла 152 км2. По плану города, разработанному французской администрацией, центр был перенесен из старинной крепости на территорию вокруг озера под названием «Возвращение меча» (рис. 2). Территория нового центра города формировалась прямоугольной сеткой улиц.

Левобережная часть развивалась не интенсивно, представляя собой незастроенные территории. Активное развитие левого берега начинается в конце XX века вместе с развитием промышленности на его территории и строительством в прибрежной зоне рабочих поселков. В 1945 году французы ушли из Вьетнама, и северная часть страны обрела независимость. В период с 1945 по 1975 год шла война за объединение северной и южной территорий страны.

С1980 по 2008 год Ханой развивался по двум Генеральным планам. По Генеральному плану, разработанному в рамках научно-технического сотрудничества между СССР и СРВ и утвержденному в 1980 году, город развивался до 1998 года.

В данном Генеральном плане было отражено значение Ханоя как столицы социалистической республики Вьетнам, крупнейшего политического, административного, научного, культурного и исторического центра страны. Центр города по этому проекту был перенесен от озера «Возвраще-

ние. 2. План Ханоя 1911 года: 1 - территория старинной крепости; 2 - Красная река; 3 - Западное озеро; 4 - озеро «Возвращение меча»

58 4 2010

ние меча» на территорию вокруг Западного озера (рис. 3). На правобережных территориях было предложено развитие и озеленение рекреационных территорий. Процент застройки на обоих берегах реки был ограничен Генпланом и составлял 10-20%. Освоение территорий правого берега Красной реки также было возможно, этому не препятствовали сезонные перепады уровня воды, достигавшие 11 метров [1, стр. б].

Особенностью Генплана развития Ханоя 1980 года являлось сочетание территориального расширения города со сбалансированным ростом численности населения на основе экономического роста. На расчетный период 20 лет градостроительное развитие предполагалось за счет территорий правобережной части. На дальнейшую перспективу Генеральный план рассматривал возможность активного градостроительного освоения левого берега Красной реки.

В процессе реализации этого Генерального плана выявился ряд проблем. К основным из них относились следующие.

Функциональные. С1987 года вьетнамская экономика перешла от планово-централизованной системы хозяйствования к рыночной форме экономических отношений. В связи с этим усложнились механизмы реализации Генплана, системы контроля и управления процессом урбанизации. Прогнозные показатели механического прироста населения, использованные в проекте Генплана, оказались меньше, чем реальный рост населения. В результате нерегулируемого роста численности населения, развития промышленности и обслуживания территория города развивалась на левом берегу быстрее, чем это предлагалось в Генплане.

Транспортные. Количество средств транспорта непрерывно возрастало. Главные магистрали продолжали оста-

ваться без вспомогательных дублеров. Пропускная способность транспортных узлов была также недостаточна для современных транспортных потоков. В планировочной структуре города не хватало мостов, соединяющих правый берег с приречными территориями левого берега реки.

В связи с данными проблемами и новыми социально-политическими и экономическими условиями был разработан новый Генеральный план города Ханоя, утвержденный в 1998 году (рис. 4). Это Генплан был завершен за 30 месяцев (январь 1996 - июнь 1998) архитекторами и инженерами из Вьетнамского института урбанистики с консультацией трех международных архитекторских групп (корейская группа Дайу, американская S0M и голландская ОМА). Период реализации Генерального плана 1998 года был определен в 10 лет.

К настоящему времени на левом берегу Красной реки возведено много новых городских жилых районов и объектов инфраструктуры, таких как мосты через реку, городские дороги, система канализации, очистные сооружения и т.д. Генплан 1998 явился важной основой для будущего детального градостроительного проектирования районов города и реализовывался до 2008 года.

Однако процесс развития и преобразования города зависит нетолько от Генерального плана, но и от таких условий, как

Рис. 3. Генеральный план Ханоя; утвержденный в 1980 году: Рис. 4. Генеральный план Ханоя, утвержденный в 1998 году

1 - Западное озеро; 2 - Красная река

4 2010

59

инвестиции и средства управления. Рост ВВП Вьетнама в течение следующих 15 лет предполагается на уровне 7% в год. Городское население будет увеличиваться с 6,35 млн. человек в 2009 году до 9,4 млн. человек в 2030 году. Для Ханоя как большого культурного, технического, образовательного, экономического и международно-биржевого центра Вьетнама существующая городская черта должна быть расширена в западном и южном направлениях за счет присоединения муниципальной территории Хатай. По решению вьетнамского парламента новая городская черта была утверждена 29 мая 2008 года. При этом общая территория города увеличится с 924 км2 до 3344,6 км2 и население - с 3,65 млн. человек до 6,35 млн. человек (по статистическим данным на 1 апреля 2009 года) [2, стр. 3].

В настоящее время Ханой сталкивается с такими проблемами, как недостаток медицинского обслуживания, нехватка образовательных и дошкольных учреждений, перегруженность транспортной системы, неконтролируемый рост населения в основном за счет иммигрантов из пригородов, резкое ухудшение экологии.

В 2008 году руководством Вьетнама для проектирования нового Генерального плана города Ханоя была выбрана объединенная архитекторская группа PPJ из трех стран:

ЭКСПЛИКАЦИЯ

| ГОРОДСКОЕ ЯДРО

I ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. □

РАСШИРЕННАЯ ЧАСТЬ: ДОНГ-АНЬ. | РАСШИРЕННАЯ ЧАСТЬ: ЗА-ЛАМ. | МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ Я МУНИЦИПАЛЬНЫЙ Я МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ^ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ^ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

Рис. 5. Система муниципальных районов Ханоя по новому Генеральному плану группы РРЗ: 1 - историческая часть городского ядра; 2 - расширенная часть городского ядра Ме Линг; 3 - расширенная часть Донг Ань; 4 - расширенная часть За Лам; 5 - муниципальный район Шок Шон; 6 - муниципальный район Цон Тай; 7 - муниципальный район Хоа Лак; 8 - муниципальный район Сюань Май; 9 - муниципальный район Фу Суен; 10- экологический район Фук Тхо; 11 - экологический район Куок Оай; 12 - экологический район Чук Цон

США, Кореи и Вьетнама. Целью этого Генплана является развитие Ханоя в 2010-2030-2050 годах как цивилизованного, озелененного города.

Процесс реконструкции и развития Ханоя в соответствии с данным Генеральным планом имеет много проблем, требующих дальнейшего изучения. Из них особо важными представляются следующие.

1. Сложность прогнозирования численности и расселения населения Ханоя к 2030 году (первый срок реализации Генплана).

2. Отсутствие территорий для новых городских центров, где могут происходить большие городские и национальные события, развиваться обслуживающие и рекреационные функции городского уровня.

3. Сохранение и реконструкция исторического центра, его исторической планировочной структуры, объектов архитектурного и исторического наследия.

4. Освоение ресурсов Красной реки и озер Ханоя для городского развития и организация мероприятий по защите от наводнений.

5. Преобразование и развитие прибрежных территорий с целью их использования для развития рекреационной и жилой функций, в особенности территорий левого берега.

6. Развитие городской транспортной системы в новых городских границах.

7. Необходимость обновления и расширения технической и социальной инфраструктуры города.

8. Необходимость выбора территорий новых промышленных районов.

9. Разработка программ строительства социального жилья и поиск необходимых для этого территорий.

10. Поиск источников финансирования отмеченных выше видов строительства и реконструкции.

11. Совершенствование системы и средств городского управления.

По разрабатываемому Генплану Ханой будет представлять собой систему поселений с единым частично сложившимся центром, пятью городами - центрами провинций и тремя экологическими районами (рис. 5). Городское ядро Ханоя является многофункциональным политическим и культурным центром как региона города Ханоя, так и Вьетнама. Предполагается включение в будущую городскую черту поселений, которые являются в настоящее время центрами провинций, располагающихся вокруг центра Ханоя. Это - Шок Шон, Цон Тай, Хоа Лак, Сюань Май и Фу Суэн. Эти поселения имеют отдельные функции и помогают развитию будущего центра. По Генплану три экологических района - Фу Тхо, Куок Оай, Чук Цон - расположены в зеленой зоне, находящейся между городским ядром и рассмотренными выше поселениями.

Расчетная численность населения города по проекту Генплана определена до 2030 года в 9,694 млн. человек. В том числе население центра города - 6,412 млн. человек и периферии - 3,282 млн.человек [2, стр. 9].

60

2010

Городское ядро центра Ханоя будет состоять из двух частей: исторической и трех вновь развиваемых. Исторический центр города является объектом сохранения культурного наследия и традиционного образа жизни Ханоя. Здесь будут строго регламентированы плотность населения и процент застройки. Максимальное население исторического центра по проекту Генплана может достигнуть 0,8 млн. человек.

В развиваемых частях центра, расположенных между историческим центром и кольцевой дорогой, новое строительство предусматривается в следующих районах:

• район МеЛинг-развитие промышленности, многоотраслевых высоких технологий, связанных с международным аэропортом Ной Бай. Здесь же предполагается строительство выставочного центра «Экспо», выставочного Центра цветов. Население района по проекту предусматривается до 280 тыс. человек, площадь территории 4200 га [2, стр. 14];

• район Донг Ань - развитие международных торговых операций,хай-тек-индустрии,экотуризма, строительство спортивного центра Ханоя. Население этого района предполагается до 600 тыс. человек, площадь территории 8100 га [2, стр. 14];

• район ЗаЛам - развитие высококачественныхуслуг,таких как торговля, финансы, банковское дело, профессиональная подготовка, строительство специализированных медицинских центров. Население района по проекту предполагается до 230 тыс. человек, площадь территории 3200 га [2, стр. 14].

Таким образом, в данных существующих районах центра предусматривается развитие общественных функций как городского, так и международного уровней.

Целью появления пяти новых муниципальных районов -бывших поселений является расселение городских жителей из центра и предотвращение миграции из пригородов в городской центр. Население каждого нового муниципального района насчитывает примерно от 20 тыс. до 70 тыс. человек. Каждый новый муниципальный район будет иметь одно или несколько производств, создающих новые рабочие места, и свои специфические функции:

• муниципальный район Шок Шон является северными воротами Ханоя со стороны Китая. Он характерен развитием городской тяжелой промышленности и сферы услуг. Его население по проекту Генплана 300 тыс. человек, площадь территории 5500 га [2, стр. 16];

• муниципальный район Цон Тай представляет собой историческое поселение с развитыми туристическими функциями. В нем преобладает кустарная промышленность и экологическое сельское хозяйство. Население 250 тыс. человек, площадь территории 5000 га [2, стр. 16];

• муниципальный район Хоа Лак будет развиваться как современное научное и технологическое поселение. Население 650 тыс. человек, площадь территории 10000 га [2, стр. 17];

• муниципальный район Сюань Май, здесь проектировщики предлагают развивать легкую промышленность, сферу услуг и образование. Население 220 тыс. человек, площадь территории 3500 га [2, стр. 17];

• муниципальный район Фу Суен характерен развитием сельского хозяйства. Население 250 тыс. человек, площадь территории 4000 га [2, стр. 18].

С целью снижения роста населения и загрязнения окружающей среды промышленные производства постепенно будут перенесены из исторической части города на его периферию, ближе к городским границам. В будущем это будут такие районы, как Тханг Лонг, Ме Линг, Донг Ань, За Лам, Шок Шон, Хоа Лак и Фу Суен (рис. 6).

Проблемы внутреннего и внешнего транспорта являются одним из основных при разработке будущего Генплана Ханоя. Железнодорожные системы обладают отсталой технологией, поэтому они занимают малую часть от общего объема перевозок. Водный транспорт тоже не играет главной роли из-за зависимости от природных условий, таких как сезонные перепады уровня воды в Красной реке. Городской транспорт сильно перегружен. Общественный транспорт отвечает только 15% требованиям пассажирских перевозок (по стандарту 40-60%).

Для устранения этих проблем группа РРС1 предлагает следующие решения.

Рис. 6. Схема распределения крупных промышленных районов в Ханое: 1 - промышленный район Тханг Лонг; 2 - промышленный район Ме Линг; 3 - промышленный район Донг Ань; 4 - промышленный район За Лам; 5 - промышленный район Шок Шон; 6 - промышленный район Хоа Лак; 7 - промышленный район Фу Суен

4

2010

В пределах городской черты: создание трех видов магистралей - высокоскоростные магистрали непрерывного движения, магистрали общегородского значения и пешеходные и транспортные магистрали в экологическом районе (рис. 7).

В центре города: постройка двухуровневых магистралей для решения транспортных проблем в районах центра, имеющих ограниченные условии расширения и реконструкции дорог; завершение кольцевых дорог; развитие пассажирских городских железных дорог (11М1*Т) в сочетании с сетью скоростных автобусов; постройка 7 новых линий надземных городских железных дорог, соединяющих центр города с новыми муниципальными районами. Семь новых мостов и один тоннель будут построены через Красную реку для улучшения соединения обоих берегов реки.

В новых муниципальных районах: постройка совершенно новой транспортной системы, соответствующей характерам и функциям каждого района. Эта транспортная система, формируемая тремя видами отмеченных выше магистралей, позволит эффективно связывать муниципальные районы с городским центром. Предполагается также развитие системы общественного транспорта для снижения количестваличного транспорта.

Кроме того, проектировщики нового Генплана обратили внимание на развитие водного транспорта на Красной реке, вниз по течению до порта Хайфонг. По проекту Генплана эти водные транспортные линии будут завершены, и часть из них - соединена с морскими контейнерными терминалами.

Городские контейнерные терминалы предполагаются к строительству в южной части города в пределах городской черты.

Проект Генерального плана столицы Ханой 2030-2050 годов будет осуществляться в соответствии с расчетными сроками, предусматривающими следующие мероприятия:

• первый расчетный срок 2010-2020: постройка системы социальной и инженерно-технической инфраструктуры, в том числе создание сети общественного транспорта, инфраструктуры промышленных и коммерческих зон, объектов инфраструктуры университетов. Постройка транспортной и социальной инфраструктуры самого крупного муниципального района Хоа Лак;

• второй расчетный срок 2020-2030: постройка социальной инфраструктуры в расширенных районах городского центра и в четырех остальных муниципальных районах. Реконструкция исторической части центра Ханоя;

• Третий расчетный срок 2030-2050: гармоничное развитие освоенных территорий и продолжение строительных работ, отмеченных в предыдущих периодах 2010-2030 годов.

По расчету консультантов общая сметная стоимость капитальных инвестиций на инфраструктуру территории города Ханоя составит около 60 млрд. долларов к 2030 году. Бюджет проекта будет сформирован из государственного бюджета, вьетнамских и иностранных кредитов, прямых иностранных и вьетнамских инвестиций.

Рис. 7. Схема общей транспортной системы в Ханое по новому Генплану: белая линия - магистрали общегородского значения, черная линия - высокоскоростные магистрали непрерывного движения, черно-штриховая линия - пешеходные и транспортные магистрали в экологическом районе

The Master Plan of the Hanoi City for 2030-2050:

Features and Perspectives of Implementation.

By Ha Duy Anh

The article is devoted to actual problems of the design and implementation of the Master plans of the Hanoi city in the period from mid-XIX century to the beginning of the XXI century. The most peculiar characteristics of Hanoi city development and some limitations that arose when implementing the general plans, corresponding to different periods of history are described here. According to the experience of the design and implementation of previous Master plans of Hanoi the guidelines of the city development are shown in the new Master plan for2030-2050. The new Master plan of Hanoi that is being carried out by the architecture group "PP3" from USA, Korea and Vietnam is presented in this article. According to the new Master plan, Hanoi is a system of settlements with a single center, consisting of five cities-centers of provinces and three ecological areas. The purpose of this Master plan is the development of Hanoi as a modern, civilized and green city.

Ключевые слова: генеральный план, Ханой, муниципальный район, развитие.

Key words: master plan, Hanoi, municipal district development.

62 4 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.