Научная статья на тему 'Институциональные механизмы мирового рынка услуг и Россия'

Институциональные механизмы мирового рынка услуг и Россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / СПЕЦИФИКА УСЛУГИ КАК ПРОДУКТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ / СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГАТС «ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ» / GATS «THE GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES» / THE WORLD MARKET OF THE GOODS AND SERVICES / SPECIFICS OF SERVICE AS PRODUCT OF WORLD TRADE / SYSTEM OF THE INTERNATIONAL AGREEMENTS IN THE FIELD OF WORLD TRADE BY THE GOODS AND SERVICES / THE WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биндиченко Е. В.

В статье реализуется попытка исследовать сущность, генезис и основные функции институциональных механизмов мирового рынка услуг, определяющих специфику экспортно-импортных отношений стран мирового сообщества в их экономических взаимоотношениях друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные механизмы мирового рынка услуг и Россия»

Предпринимательство

- привлечение средств для реализации эффективных инновационных проектов и организационное обеспечение взаимодействия представителей науки и производства, развитие инновационного бизнеса;

- содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

- создание инфраструктуры, облегчающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);

- подготовка кадров, способных работать в инновационной сфере;

- использование механизмов снижения инновационных рисков, в том числе за счет государственной поддержки исследований и разработок на заключительных стадиях, доведения их до коммерческого исполнения;

- привлечение внебюджетных средств с целью ускорения реализации наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства.

На региональном уровне необходимо совершенствовать систему регионального законодательства в области инноваций в пределах компетенции субъекта федерации. По каждому из основных научно-технических и производственных направлений развития региона следует определить компетенцию полномочных органов и источники финансирования. Помимо региональной целевой программы развития инновационной деятельности, необходимо вести разработку и реализацию целевых ведомственных программ с указанием возможных исполнителей (определяемых на конкурсной основе) и источников финансирования. Особенно тщательно надо готовить проекты государственно-частного партнерства, предусматривать эффективную систему взаимодействия и контроля за их реализацией, привлекая к этому представителей от высшего образования, учреждений науки, общественных организаций (союзов) и бизнеса.

В настоящее время формирование и реализация инновационной политики на уровне региона, ее нормативно-правовое регулирование происходит на фоне незавершенной федеральной законодательной базы.

Во-первых, до сих пор отсутствует единый федеральный закон, который бы закреплял понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной политики в РФ. Неоднократные попыт-

ки принять такой правовой акт пока не увенчались успехом. В частности, проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный в 2010 г. депутатами Госдумы И. Грачевым, Н. Левичевым, О. Дмитриевой, который содержит толкование понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования ее развития на федеральном уровне, в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не прошел все стадии обсуждения.

Во-вторых, в законодательстве недостаточно проработаны вопросы косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь путем предоставления различных налоговых льгот и преференций. Это ослабляет стимулы к созданию и внедрению хозяйствующими субъектами в производство научно-технических результатов. Устранить такого рода барьер можно путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования системы налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

В-третьих, не предусмотрен порядок регулирования процессов, связанных с коммерциализацией результатов научно-технической деятельности. Данный пробел должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть IV Гражданского кодекса РФ.

В условиях модернизации и поощрения инноваций чрезвычайно актуальным становится принятие Федерального закона «О рисковом финансировании». В нем должно содержаться определение понятия «венчурный фонд», предусмотрены особенности его создания, реорганизации и ликвидации, описаны организационно-правовые формы венчурного фонда, а также установлено, кто может быть его участником и в каких формах может осуществляться инвестирование венчурным фондом тех или иных проектов. Представляется, что это может быть приобретение долей участия - привилегированных акций акционерных обществ (до 49 %) в уставном капитале организаций - субъектов инновационной деятельности или заключение инвестиционных договоров о предоставлении средств с последующим участием в распределении прибыли пропорционально вложенным средствам.

Важно, чтобы принятие законов и других правовых актов, касающихся инновационного развития, на федеральном уровне и в регионах было соответствующим образом согласовано.

Биндиченко Е.В.

доктор социологических наук,

профессор кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.4:64

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ И РОССИЯ

В статье реализуется попытка исследовать сущность, генезис и основные функции институциональных механизмов мирового рынка услуг, определяющих специфику экспортно-импортных отношений стран мирового сообщества в их экономических взаимоотношениях друг с другом.

Ключевые слова: мировой рынок товаров и услуг, специфика услуги как продукта мировой торговли, система международных соглашений в области мировой торговли товарами и услугами, Всемирная Торговая Организация, ГАТС «Генеральное соглашение по торговле услугами».

INSTITUTIONAL MECHANISMS OF THE WORLD MARKET OF SERVICES AND RUSSIA

In article attempt to investigate essence, genesis and the main functions of institutional mechanisms of the world market of the services defining specifics of the export-import relations of the countries of the world community in their economic relationship with each other is realized.

Key words: the world market of the goods and services, specifics of service as product of world trade, system of the international agreements in the field of world trade by the goods and services, the World Trade Organization, GATS «the General agreement on trade in services».

В настоящее время ни одна страна в мире не может динамично развиваться без интеграции с мировым сообществом. Отчетливо прослеживается взаимозависимость между степенью интеграции страны в мировое хозяйство и уровнем развития ее внутреннего экономического потенциала. Как правило, эти показатели однозначны: чем более страна интегрирована в мировую экономику, тем более развитой и стабильной выглядит ее внутреннее экономическое пространство, эффективность его структурных составляющих и социальных показателей в целом.

Особую роль в современных процессах глобализации играют диверсификационные формы сотрудничества стран и, в частности, внешняя торговля товарами и услугами. Нулевые годы характеризовались активным всплеском объемов мировой торговли. Этому в немалой степени способствовала революция в области информационных технологий. Существенную долю мирового рынка составляет экспорт услуг. Основное отличие услуги от товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Леонард Берри в статье «Маркетинг услуг имеет свое отличие» замечает: «Физический товар - это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга является поступком, исполнением или усилием».

Эту точку зрения поддержал и Филипп Котлер, который предложил определять «услугу как любое действие или исполнение, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».

Еще более образно и убедительно представил суть главного (родового) отличия услуги от других продуктов журнал «Economist»: «Услуги - это все, что можно купить или продать, но нельзя уронить на ногу».

Производство и потребление услуг в сути своей подчинено закону стоимости. Обмен услуг на соответствующий эквивалент - товары в материально-вещественной форме или другие услуги - производится в общем случае в соответствии с количеством затрачиваемого на их производство труда. Однако в практике продажи услуг потребителю, особенно на мировом рынке, встречается множество ситуаций,

когда соответствие между количеством затраченного на производство услуги труда и ее фактической стоимостью нарушается. Примером может служить потребление так называемых брендированных услуг, то есть услуг, демонстрирующих принадлежность их потребителя к определенному социальному слою.

В сфере услуг размещено сегодня около 40 % объема прямых иностранных инвестиций в мире. В ведущих странах мира этот показатель еще выше. Этот глобальный рынок услуг в своей структуре содержит множество специализированных рынков услуг, в оптимальном варианте учитывающих их специфику.

Международная статистика свидетельствует, что мировая торговля услугами является сегодня наиболее динамичным и быстропрогрессирующим сектором мирового хозяйства. Особенно быстрыми темпами процесс развития международного рынка услуг пошел в 90-е гг. прошлого столетия, что связано в первую очередь с глобализацией мирового экономического и социетального пространства и формированием в ряде стран экономики сервисного типа, замещающей собой постиндустриальную экономику. Характерным признаком новой экономики выступает динамичное формирование четвертичного и пятеричного секторов народного хозяйства, включающих в себя высокоинтеллектуальные сферы услуг, сформировавшиеся в первую очередь на базе высоких технологий. Не удивительно, что в структуре экспорта услуг, наряду с транспортными и туристическими услугами, услуги указанных секторов составляют основную долю экспорта услуг в целом.

Так, в США, которые являются сегодня крупнейшим в мире экспортером услуг, доля этого продукта составляет свыше 27 % общей стоимости вывоза. По стоимостному показателю экспорта услуг Россия занимает примерно 50 место в мире.

В практике экономической российской статистики принято выделять три группы услуг, принимающих участие в экспортно-импортных операциях:

• транспортные услуги, включающие в себя непосредственно перевозку пассажиров и грузов, а также все сопутствующие этому виду услуг операции (экспедирование, страхование и др.);

• международный туризм;

• другие виды услуг.

В третью, самую многочисленную, группу услуг включаются услуги в сфере экономики, финансов, юриспруденции, торговли, технического обслуживания оборудования, услуги в сфере предпринимательской деятельности и др. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовку, производ-

ственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

С точки зрения организации предоставления услуг их целесообразно разделить на несколько категорий:

1. Услуги, перемещаемые вместе с субъектом их производства за границу, на территорию другой страны и предлагаемые здесь к реализации потребителю. В этом качестве чаще всего выступают услуги по ремонту и техническому обслуживанию находящегося в стране потребителя оборудования, строительству и реставрации, запуску в эксплуатацию сложной техники, консультационные услуги, инжиниринг, обработка информации, предпроект-ные, проектные и проектно-конструкторские услуги, услуги по подготовке персонала и др.

2. Услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из другой страны. В эту категорию услуг входят практически все виды услуг, предлагаемые к потреблению в данной стране. Но, поскольку потребителем услуг выступает гражданин другой страны, само потребление услуг может быть оговорено специальными условиями, а их ассортимент расширен до приемлемых для данной страны границ.

3. Поставка услуг через границу. Этот вид услуг существенным образом отличается от услуг первой и второй категории, в процессе реализации которых сама услуга не пересекала границу, но «экспортным» или «импортным» субъектом выступал соответственно производитель услуг или их потребитель.

Здесь, при поставке услуг через границу, ее пересекает в конкретном своем качестве сама оказываемая потребителю услуга, а не ее поставщик или потребитель. К такого рода услугам относятся услуги международного транспорта, а также услуги, материализующиеся в вещественную форму (информационные базы данных, программное обеспечение, проектные разработки и др.).

Внешнеторговый оборот услугами ежегодно увеличивается практически во всех трех рассмотренных категориях. Причем эти показатели растут быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией. Для двукратного увеличения объема торговли услугами потребовалось всего 7-8 лет. Во внешнеторговых операциях с товарной продукцией для этого понадобилось 15 лет. Еще более быстрыми темпами растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами, за этот же период она увеличилась в два с половиной раза.

Основными участниками внешнеторговой деятельности на рынке услуг выступают постиндустриальные, индустриальные и новые индустриальные страны. В качестве экспортеров - это, в первую очередь, США, Нидерланды, Франция и Великобритания.

Среди стран - импортеров услуг лидирующие места занимают Германия, Япония, Италия, хотя доля экспортируемых этими странами в мировое экономическое пространство услуг также достаточно велика.

По показателям внешнеторговой деятельности в сфере услуг на мировом рынке сегодня доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более половины их импорта. Доля первой пятерки составляет более 50 % экспорта. При этом на четыре страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится

44 % всего мирового экспорта услуг. Многие компании этих стран, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, развертывают производство услуг на своих зарубежных филиалах.

В мире сложилась определенная специализация в торговле услугами. Так, Швейцария и Сингапур выступают общепризнанными международными центрами банковских и финансовых услуг, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, в этом же качестве на европейском рынке выступает Турция. Мексика и Франция являются мировыми туристическими центрами. Многие мелкие островные государства и карликовые государства Европы основную часть экспортных доходов получают за счет туризма, игорного бизнеса, в качестве оффшорных зон и т. д.

Вместе с тем для многих развитых и большинства развивающихся стран распространенным явлением выступает наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. В эту группу в качестве развивающихся стран входят Россия и другие страны СНГ и Балтии. Все эти страны обладают потенциальными ресурсами для развития транспортных услуг, особенно в части морских перевозок, а часть этих стран имеет весьма благоприятные условия для развития международного туризма. Однако низкий уровень организации хозяйственного механизма, политическая нестабильность, неотработанное правовое поле, отсталая материально-техническая база не позволяют использовать национальные механизмы экспорта услуг в международном экономическом и географическом пространстве. К тому же западноевропейские страны дополняют высокое качество своих услуг применением широкого спектра юридически оформленных ограничений, препятствующих применению на своих территориях услуг иностранных поставщиков.

Международный рынок услуг по сравнению с аналогичным рынком товаров имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, ввиду своей специфики как продукта взаимообмена между участниками внешней торговли, в большинстве своем услуги выступают результатом непосредственного взаимодействия двух международ-

ных субъектов - производителя услуг и их потребителя. В этой связи практика посредничества на международном рынке услуг сведена до минимума и имеет место только в тех сферах, где услуги пересекают границы государств в материально-вещественной форме.

Во-вторых, мировой рынок услуг тесно взаимодействует с рынком товаров, накладывается на него, в определенной мере выступает его частью и оказывает на него все увеличивающееся давление. Все большее распространение получают формы совместного экспорта (импорта) товаров и комплекса сопровождающих его услуг. Причем в стоимостном выражении доля услуг часто сопоставима с товарным экспортом, а иногда и превышает его. Особенно велико влияние услуг в торговле наукоемкими товарами. Зарубежный маркетинг как непреложное руководство к действию принял идею, что успех товара на внешнем рынке во многом зависит не только от его технических характеристик, дизайна и пр., но от количества и качества услуг, привлекаемых для его производства, продвижения на рынки сбыта и реализации.

В-третьих, сфера услуг, ввиду специфичности продукта реализации, обычно в большей мере защищается страной-импортером от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, многие наукоемкие и интеллектуальные услуги, а также транспорт и связь находятся либо в полном или частичном (через контрольный пакет акций) владении государства или строго контролируются им, что объясняется интересами безопасности государства, его заботой о своем суверенитете и благосостоянии граждан. В то же время интервенция услуг в экономическое, социальное, информационное и др. пространство иностранного государства считается во всех вариантах чрезвычайно выгодным проектом. В конечном итоге, в сфере международной торговли услугами выстраивается больше барьеров, чем в сфере экспорта-импорта товарных потоков.

В-четвертых, товарный экспорт в своем ассортименте практически неограничен, в то время как отдельные виды услуг вообще не могут быть предметом внешнеторговых операций либо участвуют в них в крайне ограниченном количестве. Это, прежде всего, услуги бытового характера, некоторые виды услуг личного потребления, коммунальные услуги и т. п.

К началу нулевых годов доминирующее положение на мировом рынке услуг заняли услуги делового характера, в той или иной мере связанные с обслуживанием трудовой деятельности: финансовые, информационные, телекоммуникационные и др. В связи с дальнейшим и необратимым процессом деиндустриализации ведущих мировых стран, с развитием в них четвертичного и пятеричного секторов экономики этот вектор трансформации мирового сообщества в обозримом будущем останется без изменений.

Можно говорить лишь о развитии его структурных составляющих и темпах этого развития.

Однако в структуре международных субъектов услуг в последние годы произошли существенные изменения. Доминирующие еще полтора-два десятка лет назад на мировом рынке услуг (за исключением финансовых рынков) мелкие и средние фирмы уступили приоритеты в объемах, качестве и ассортименте предоставляемых потребителю услуг транснациональным корпорациям, использующим современные средства телекоммуникаций, глобальные информационные сети, а также современные технологии социальной деятельности. Широкое распространение получает штатная интервенция высокотехнологичных и наукоемких услуг за рубежом, особенно в страны со средним уровнем развития и в развивающиеся страны. Для этих целей крупные корпорации используют систему зарубежных филиалов, через которые организуются вместе с поставкой услуг товаропроводящие сети регионального характера.

Наиболее ярким примером такой интервенцио-налистской политики выглядит сервисная стратегия США, транснациональные корпорации которых производят за рубежами своей страны услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из страны. К тому же и в этом экспорте доля ТНК составляет 1/2 общего экспорта услуг. Причем на мировом рынке услуг вместе с транснациональными компаниями успешно действуют промышленно-финансовые корпорации, обладающие колоссальными финансовыми, техническими и технологическими возможностями.

Существенный рост мирового рынка услуг, участие в этом процессе крупнейших мировых экономических агентов, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК обусловили необходимость регулирования сферы услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях. Действующая многоуровневая система регулирования мирового рынка услуг носит институциализированный характер и обладает на каждом уровне рядом специфических характеристик. Достаточное распространение получили отраслевые и торгово-экономические двусторонние соглашения между странами, включающие в себя отдельные аспекты торговли товарами, услугами и смешанным ассортиментом. Существует целый ряд специфических соглашений по транспорту и связи, по международному туризму, по телекоммуникациям, программным технологиям и др.

Многосторонними соглашениями регулируются отношения внутри Европейского Союза. Этими соглашениями, в частности, снимаются ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами на территории стран, образующих это глобальное экономи-

ческое интеграционное сообщество. Как следствие, сегодня ЕС в сфере торговли услугами занимает ведущее место в мире, обеспечивая 47 % общемирового экспорта услуг. Основными экспортерами услуг здесь выступают Великобритания, Франция и Германия. ЕС также лидирует и в импорте услуг, обеспечивая 45 % его общемирового объема. Лидирующее место здесь также принадлежит Германии.

Важной формой международных соглашений в торговле товарами и услугами являются соглашения в рамках международных организаций. Подготовкой этих соглашений занимаются специальные межправительственные организации, важнейшими из которых выступают: Всемирная торговая организация

- ВТО, Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация - ВТО и др. Многие соглашения подобного рода имеют давние традиции и определяют внешнюю политику стран на мировых рынках товаров и услуг десятки лет. Так, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), являющееся приложением к Заключительному Акту подготовительного комитета Конференции ООН по Торговле и Занятости, ведет свою историю с 30 октября 1947 г. На смену «ГАТТ

- 1947» пришел юридически более совершенный и отвечающий мировым изменениям «ГАТТ - 1994».

Основным направлением современной международной торговли товарами и услугами является ее либерализация. Завершение в рамках «Уругвайского раунда - 1994» переговоров по Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) дает возможность к 2000 г. уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в мировой торговле для промышленно развитых стран с 6,3 до 3,9 %, для стран с переходной экономикой - с 8,6 до 6,0 %, для развивающихся стран с 15,3 до 12,3 %, либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности. Средний уровень российских ввозных пошлин все еще составляет 13-15 %, хотя с окончанием переходного для России, периода предоставленного ей при вступлении в 2012 г. в ВТО, эти пошлины должны быть существенно снижены.

В апреле 1994 года в г. Марракеше (Марокко) более 100 стран мира подписали Соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (ВТО). Деятельность ВТО, по замыслу разработчиков, ориентирована на создание общих институциональных рамок для торговых отношений между ее членами и, в конечном счете, обеспечение более благоприятных условий для мировой торговли товарами и услугами. Согласно ст. IV Соглашения о создании ВТО, высшим ее органом является Конференция министров (Ministerial Conference) в составе представителей

всех членов этой организации. Она созывается не реже одного раза в два года. Конференция обладает полномочиями принимать решения по вопросам, относящимся ко всем многосторонним торговым соглашениям, если возникнет соответствующая просьба со стороны какого-либо члена ВТО. В период между заседаниями Конференции министров ее функции выполняет Генеральный Совет (General Council), который собирается по мере надобности. В функции Генерального Совета входит наблюдение на регулярной основе за действием Соглашения и министерских решений; разрешение споров (Despute Settlement Body); периодический обзор торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).

Под общим руководством Генерального Совета ВТО действует Совет по торговле товарами (Goods Council), Совет по торговле услугами (Servisec Council) и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (TRIP'S Council). Каждый из Советов осуществляет наблюдение за функционированием соответствующих соглашений и при необходимости может создавать в своей структуре в рамках своих полномочий вспомогательные органы.

ВТО имеет статус юридического лица. Каждый ее член делегирует ВТО такие права, которые могут быть необходимы для выполнения ее функций. Каждому члену ВТО предоставляются такие привилегии и свобода действий, которые необходимы для выполнения функций этой организации.

В отличие от ГАТТ в Соглашении о создании ВТО не содержится специальных статей, устанавливающих привилегии для развивающихся стран. Однако оговаривается, что от наименее развитых стран, если они признаны таковыми ООН, будет требоваться только принятие на себя таких обязательств, которые совместимы с имеющимся уровнем их развития, административными, институциональными, финансовыми, торговыми и другими возможностями.

ВТО - открытая международная торговая организация. Решения о присоединении новых членов принимаются Конференцией министров, которая должна одобрить договоренность об условиях присоединения большинством в 2/3 голосов членов ВТО. Каждому члену ВТО предоставляется право и возможность выхода из Соглашения с письменным оповещением об этом Генерального директора ВТО за 6 месяцев. Это же относится и к многосторонним торговым соглашениям.

Статья XV содержит условия применения Соглашения. В их числе: условия, касающиеся связи ВТО с ГАТТ, требования к каждому члену ВТО о приведении своего законодательства в соответствие с его обязательствами и др. Устанавливается также, что не может быть сделано оговорок в отношении

любого из положений Соглашения, а само Соглашение должно быть зарегистрировано в соответствии с условиями ст. 102 Устава ООН.

Весьма существенным является требование от каждого члена ВТО привести свое законодательство и административные процедуры его исполнения в соответствие с его обязательствами, как это предусмотрено в содержащихся в Приложении к Соглашению по ВТО документах.

Ст. XVI гласит, что, заменяя ГАТТ в качестве глобальной организации, определяющей принципы и правила ведения мировой торговли, ВТО сохраняет его в качестве Соглашения, регламентирующего вопросы регулирования таможенно-тарифной политики стран-членов, и включает его в свои рамки, используя накопленный опыт, руководствуясь решениями, процедурой и практикой ГАТТ и органов, созданных в его рамках.

По состоянию на начало 1996 г. полноправными участниками ВТО являлись 110 стран, еще 13 государств претендовали на членство в ВТО по завершении ратификации итоговых соглашений «Уругвайского раунда» ГАТТ. Сегодня правилами ВТО регулируется свыше 90 % мировой торговли.

На пути интеграции России в мировое хозяйство вступление в ГАТТ и ВТО является одной из основных задач, так как под юрисдикцию этих международных организаций попадает более 50% российской внешней торговли. Заявку на вступление в ГАТТ Россия подала в 1993 г., а на вступление в ВТО

- в 1994 году.

По оценкам МВС, масштабы дискриминации российского экспорта становятся критическими. По отношению к России со стороны ВТО сохраняются все прежние антидемпинговые меры. Ежегодные потери России от этих ограничений оцениваются от 1 до 3 млрд. долларов.

Соглашение о ВТО имеет 4 главных Приложения, определяющих содержание и специфику основных направлений международной торговли.

В Приложение 1 входят:

Приложение 1А - «Многосторонние соглашения по торговле товарами».

Приложение 1В - «Генеральное соглашение по торговле услугами» - ГАТС (General Agreement on Trade in Services - GATS).

Прнложенне 1C - «Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность» (Agreement on Trade-Related Aspcts on Intellectual Property Rights - TRIP'S).

Приложение 2 составляют: «Понятия правил и процедур разрешения споров» (Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes).

Приложение 3 составляет «Механизм периодического отбора торгово-политической практики» (Trade Policy Review Mechanism).

Приложение 4 - «Многосторонние торговые соглашения с добровольным участием» (Plurilateral Agreements).

Рассмотрим более подробно «Генеральное соглашение по торговле услугами» - ГАТС, составляющее основу регулирования международной торговли услугами. До включения этого раздела в Соглашение ВТО общепризнанных международных правил торговли услугами практически не существовало. Каждая страна в своде своего внутреннего законодательства и в структуре отдельных Соглашений с иностранными государствами защищала свои интересы в торговле услугами сообразно своим экономическим и, достаточно часто, политическим предпочтениям. Особенно распространенной подобная практика была в сфере международного туризма, телекоммуникаций, банковского дела, страхования, транспорта, строительства и некоторых других видах услуг. Страны, не вошедшие в ВТО, до настоящего времени используют именно этот вариант международной торговли услугами.

В ходе «Уругвайского раунда» для участников ВТО было достигнуто соглашение о бесдискрими-национной торговле в сфере услуг. В это соглашение включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, услуг воздушного транспорта и телекоммуникаций. Ввиду сложных противоречий между США и странами ЕС в соглашение не вошли положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм.

В трех основных блоках ГАТС излагаются взаимные обязательства стран - участниц договорных отношений в сфере услуг, специальные оговорки и условия доступа на рынки услуг, а также статус отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и услуг телекоммуникаций).

Кроме специальных Приложений, ГАТС содержит 35 статей, сведенных в 6 разделов:

I. Круг ведения и термины.

II. Общие обязательства и дисциплина.

III. Специальные обязательства.

IV. Прогрессивная либерализация обмена услугами.

V. Процедурные положения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VI. Заключительные положения.

Раздел I включает в себя все виды услуг, кроме услуг государственного управления. Здесь дается толкование таких терминов, как «меры», «торговля услугами», «поставка услуг».

Термин «меры» предполагает действия центральных, региональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через которые осуществляется юрисдикция правительства. При этом каждая сторона принимает на себя полную ответственность за соблюдение всех положений ГАТС и обязуется предпринять разумные шаги для обе-

спечения властями соответствующих уровней этих положений. Установленный порядок имеет важное значение для принятия и обеспечения действия на территории страны национальных законов.

Термин «торговля услугами» включает в себя следующие услуги:

- услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;

- услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (например, туризм);

- услуги, предоставляемые посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (например, банковские услуги);

- услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (например, строительные проекты, инженерноконсультационные услуги).

По этим признакам ГАТС существенным образом отличается от ГАТТ, в котором признается только один способ доставки товара - трансграничный. В ГАТС трансграничная торговля услугами представляется лишь как один из вариантов. Таким образом, согласно ГАТС, термин «торговля услугами» предполагает не только операции с услугами, перемещающимися через границы страны, но также с услугами, производимыми и потребляемыми иностранными юридическими и физическими лицами в пределах национальной территории каждой страны-участницы.

Термин «поставка услуг» предполагает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг. Иными словами, ГАТС предусматривает предоставление иностранным производителям и поставщикам услуг в пределах национальной территории тех же условий в отношении мер, регулирующих поставку (производство) услуг, что и местным поставщикам и производителям. Такое положение, означающее бесдискриминационное отношение институциональной системы страны-реципиента к иностранным агентам международного рынка услуг, распространяется только на участников ГАТС.

Слабое развитие экспорта услуг в России, кроме всего прочего, объясняется и тем, что наша страна крайне редко прибегает к торговле услугами через свое коммерческое присутствие в стране-реципиенте, предпочитая трансграничную торговлю.

Между тем выбор способа поставки услуг имеет решающее значение для определения мер регулирования доступа иностранных поставщиков услуг на национальный рынок. При трансграничной торговле услугами и товарами меры регулирования процедур их поставки мало различаются между собой. Коммерческое присутствие иностранных поставщиков услуг на внутреннем рынке страны регулируется

специальными соглашениями, существенная часть которых содержится в ГАТС.

К таким мерам относятся любые законы, правила, процедуры, административные и другие решения, которые прописаны в специальном соглашении и касаются особых условий коммерческой деятельности для иностранных поставщиков. В перечень специальных мер могут быть включены условия:

• покупки, продажи и использования услуги;

• доступа к услуге субъектов ее получения;

• предоставления услуги в части места, времени, квалификации исполнителя и др.

Каждая страна самостоятельно, но с учетом ГАТС определяет перечень этих мер.

Однако признание «коммерческого присутствия» предприятия (юридического лица) одной страны на территории другой как один из способов организации торговли услугами не обязывает открывать иностранным предпринимателям все сферы услуг. Ассортимент услуг, открываемых страной-реципиентом для иностранного агента, оговаривается специальным перечнем уступок. Во многих случаях этот перечень чрезвычайно мал и выглядит скорее символическим жестом участия страны в ГАТС. Вместе с тем ГАТС требует обеспечение рыночного доступа для иностранных участников в таких секторах, как банковское дело, страхование, телекоммуникации, морской и воздушный транспорт, финансовые услуги.

Раздел II накладывает на страны-участницы обязательства по взаимному предоставлению режима наибольшего благоприятствования, «транспарентности» и национального режима в отношении поставщиков услуг. Сюда же входит ряд специфических исключений из режима наибольшего благоприятствования с обязательством не применять их более 10 лет и их периодического пересмотра по истечении 5 лет для возможной отмены.

«Транспарентность» или гласность предполагает, что регулирование рынка услуг каждой страны должно быть в основном и в деталях известно через средства массовой и специальной информации поставщикам и потребителям услуг независимо от страны их официального проживания. Иными словами, все законы и подзаконные акты, постановления и нормативные документы ведомств, регулирующих торговлю услугами в этой стране, не должны противоречить духу и букве ГАТС и подлежат обязательной публикации в доступном для всех участников рынка виде. По условиям ГАТС, обязанности «транспарентности» в каждой стране исполняются в полном объеме, в том числе для Совета ГАТС, специальными органами, несущими ответственность перед субъектами производства услуг на уровне государственной институциональной структуры.

Вместе с тем, по правилам ГАТС, любой участник ВТО вправе отказаться от предоставления конфиденциальной информации, если ее содержание прямо или косвенно может оказать влияние на состояние его экономической, политической и иной безопасности. Кроме того, каждый член ВТО вправе принимать меры для защиты своего внутреннего рынка от предложения услуг, снижающих имеющийся уровень нравственности, здоровья людей, животных и растений или противоречащих принципам национальной безопасности. Однако эти меры должны быть прозрачными и понятными для всех участников рынка, не должны применяться произвольно или создавать необоснованную конкуренцию между странами, или скрытые ограничения торговли услугами.

Страны-участницы принимают на себя также обязательства стремиться к гармонизации своих требований в отношении квалификации поставщиков услуг (взаимное признание образования, стандартов, лицензий, сертификатов и др.).

Раздел III оговаривает условия по доступу на рынки и национальному режиму, не являющиеся общими и обязательными для всех участников, а представляющие часть национальных обязательств, содержащихся в национальных списках уступок. Национальный режим выступает в торговле услугами как принцип первостепенной важности. В понимании ГАТС он означает, что иностранный поставщик услуг получает на рынке страны-реципиента режим реализации услуг, не отличающийся от условий их реализации местным национальным поставщиком. Подобный же режим предусматривается ГАТС и при импорте услуг.

При наличии в списке специфических обязательств принимающей страны особых оговорок применение национального режима может быть обусловлено «горизонтальными» или «специфическими» ограничениями. «Горизонтальные» ограничения в толковании ГАТС - это ограничения, касающиеся, главным образом, предоставления страной-реципиентом возможности деятельности на своей территории иностранному продуценту услуг через его так называемое «коммерческое присутствие».

В числе условий, выставляемых принимающей страной иностранному поставщику услуг, могут быть следующие требования:

• обязательное учреждение компании в форме совместного предприятия;

• запрет иностранному партнеру владеть контрольным пакетом акций такой компании;

• установление в Совете управляющих компанией минимального числа его членов, имеющих гражданство данной страны;

• введение ограничений и рекомендаций относительно технологии производства и менеджмента, используемых компанией;

• обязательства профессиональной подготовки кадров компании из числа местного населения. Установление квоты по национальному, половозрастному, стратификационному признаку и др.;

• обязательное привлечение к деятельности компании в качестве агентов или субагентов местного населения;

• прозрачность информации о деятельности компании;

• соответствие правовой базы компании юридическим нормам и устоявшейся практике социального бытия, обычаям, традициям, менталитету принимающей страны.

Специфические ограничения касаются только отдельного сектора или подсектора услуг и способа предоставления услуг в их границах. Подобными ограничениями могут быть установлены требования относительно:

• количества поставщиков услуг и объемов предоставляемых ими услуг (в России, например, ограничивается число филиалов и представительств иностранных банков;

• числа операций с услугами;

• общего количества служебного персонала в конкретном секторе услуг;

• юридической и организационной формы компании;

• максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг.

Национальные обязательства, принятые страной и зафиксированные ГАТС, служат для международного сообщества своеобразной гарантией того, что принимающая страна неожиданно не изменит их даже в условиях неблагоприятной для себя конъюнктуры.

Фиксирование специфических обязательств по доступу на конкретные рынки услуг обязывает соответствующие страны выполнять следующие дополнительные условия:

1. Обеспечить исполнение национального законодательства, касающегося торговли услугами, как отмечено в Соглашении, «разумным и объективным способом».

2. Образовать судебные, арбитражные или административные органы и процедуры для рассмотрения и устранения мер, сдерживающих торговлю услугами.

3. Предоставлять иностранным поставщикам услуг разрешения, требующиеся для работы, в течение «разумного периода времени».

4. Не применять ограничений к международным переводам денежных средств и платежам, за исключением случаев серьезных проблем с исполнением своего платежного баланса. Право на подобные исключения предоставляются ГАТС развивающимся странам и странам с переходной экономикой, к которым сегодня относится и Россия. Таким образом,

Россия в случае необходимости также могла бы воспользоваться такими ограничениями для того, чтобы «обеспечить сохранение уровня финансовых резервов, необходимого для претворения в жизнь ее программ экономического развития или трансформирования экономики».

Указанные ограничения:

а) не должны быть дискриминационными в отношении других членов ВТО;

б) должны соответствовать требованиям международного валютного фонда;

в) не должны наносить ущерба коммерческим, экономическим, финансовым интересам любого другого члена ВТО, выходящего за рамки необходимого;

г) должны быть временными и устраняться по мере улучшения ситуации.

Сфера действия ограничений и процедура их ввода определяется правилами Соглашения. Страна -участник ограничений может отдать предпочтение поставкам тех услуг, которые в настоящий момент являются более существенными для ее экономики. Процедура установления таких привилегированных для отдельных стран мер во внешней торговле услугами представляет собой достаточно длительный и сложный процесс их согласования с органами ГАТС.

Раздел IV устанавливает обязательства стран-участниц осуществлять либерализацию торговли услугами посредством периодического проведения раундов переговоров и пересмотра национальных списков начальных взаимных уступок.

Раздел V содержит институциональные положения, процедуры консультаций и разрешения споров.

Раздел VI в виде краткого резюме содержит в себе заключительные положения по организации деятельности ГАТС.

Мировой рынок услуг, особенно в отдельных его секторах и сегментах, представляется выгодной сферой инвестирования капиталов. В этой связи многие специалисты признают целесообразность работы ВТО в направлении ликвидации барьеров для иностранных инвестиций в отраслях сферы обслуживания. Результатом нового видения политики ВТО в области иностранных инвестиций стало обязательство развитых стран открыть половину секторов, охваченных Соглашением, развивающихся стран -1/6 часть. Этот шаг связан, прежде всего, с тем, что отсутствие либерализации в инвестиционной области наносит ущерб самим странам - потенциальным реципиентам. Протекционизм в сфере услуг ограничивает также положительные результаты либерализации торговли товарами. Снижение таможенных тарифов сделает местных производителей более уязвимыми перед иностранными конкурентами. Слабое развитие транспорта и связи еще более обострит конкурентные противоречия. Необходимость борьбы

за выживание волей-неволей заставит местных продуцентов пойти на существенное реформирование соответствующих отраслей своей деятельности. Кроме того, важно также учесть, что иностранные инвестиции в сферу услуг могут способствовать освоению отраслью новых, более высоких технологий, каковых в стране-реципиенте ранее не было. В этом нюансе факт вхождения в ВТО для развивающихся стран, несомненно, имеет положительное значение.

Однако присоединение России к ВТО влечет за собой и некоторые негативные для ее экономики последствия.

В части торговли товарами Россия, вступив в ВТО, надеется:

• устранить на внешних рынках дискриминационное отношение к российским товарам;

• расширить перечень продукции, особенно высокотехнологичной его части, на мировые рынки и этим улучшить структуру российского экспорта в целом. Россия сегодня не относится к странам с экстра-вертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и соответственно достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте. В промышленно развитых странах соотношение экспорта и части валового продукта, идущего на внутреннее потребление, составляет, например, в Гонконге 188 %, Сингапуре - 179 %, Малайзии -77 %, Бельгии - 69 %, Ирландии - 61 %, Тайване -

45 %. Дореволюционная Россия традиционно входила в число крупнейших стран-экспортеров мира. Однако современная структура внешней торговли России имеет ярко выраженный сырьевой характер. Это объясняется многими причинами, в числе которых низкая конкурентоспособность товаров российского производства, завышенный курс доллара и низкий уровень рентной платы за природные ресурсы, исключительно дешевая рабочая сила и крайне низкая в этой связи производительность труда, неэффективная организация производства и др.;

• использовать членство в ВТО для получения статуса развивающейся страны с рыночной экономикой;

• получить доступ к механизму разрешения торговых споров, что могло бы способствовать обеспечению более высокого уровня защищенности отечественных производителей на внутреннем рынке;

• обеспечить себе доступ к нормотворческим акциям, регулирующим международные торгово-экономические связи и др.

Россия, несомненно, имела основания для вступления в ВТО. Однако выполнить все требования Соглашения ВТО в течение ближайших 2-3 лет она вряд ли в состоянии. Одной из главных тому причин

- это не просто отсутствие у России статуса страны с рыночной экономикой, но отсутствие реального и практически выполнимого курса на результат в реализации заявленного, но концептуально не обоснованного вектора экономического, политического и социетального движения. Те шаги, которые Россия уже предприняла на пути к так называемым рыночным отношениям, еще не дают ей основания получить уже продекларированный статус. Даже вступление в ВТО не гарантирует России автоматическое присвоение ей рыночного статуса, а, следовательно, отмену де-юре и де-факто дискриминационных мер со стороны других и, главное, ведущих мировых стран - членов ВТО. Конечно, кое-какие преимущества от вступления в ВТО Россия получит. Но взамен она должна пойти на еще более значительные уступки в области дальнейшего открытия своего внутреннего рынка на достаточно невыгодных для своей экономики и политики условиях. Этот шаг грозит России частичной утратой экономической безопасности. Дальнейшее открытие российского рынка (на чем настаивают ведущие страны - участницы ВТО), несомненно, приведет к потере страной многих отраслей народного хозяйства, росту безработицы и обострению социальных противоречий. После трагического для страны десятилетия 90-х такой вариант ее дальнейшего развития неизбежно поставит Россию на грань гражданской войны и территориально-политического распада.

В процессе переговоров России с ВТО выявилась еще одна не менее важная для страны особенность отношения к ней ведущих мировых стран: предъявление России требований, которые в момент принятия в ВТО нового члена не являются обязательными. В числе этих требований: консолидация таможенных тарифов во время переговоров, полная отмена пошлин на широкую гамму товаров, допуск иностранных поставщиков на рынок правительственных закупок, либерализация торговли авиационной техникой и др. В дополнение к указанным, практически «запредельным» требованиям, предъявляемым к России как к претенденту на вступление в ВТО, перед ней выставляются требования, в принципе соответствующие положениям ВТО, но реально не выполняемые большинством стран - участниц Соглашения либо выполняемые ими номинально, в расчете на отсутствие экономических санкций за подобные действия.

Наиболее сложный и многообразный комплекс стоящих перед Россией в связи с вступлением в ВТО проблем сконцентрирован в сфере торговли услугами, которая регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). Конкурентоспособность России в этой сфере внешней торговли заметно ниже, чем в секторе экспорта отдельных,

наиболее успешно экспортируемых товаров, и много ниже, чем в экспорте сырья. Отечественный рынок услуг слабо развит по ассортименту и качеству услуг, практически не имеет получившей международное признание правовой базы, на которую смогли бы ориентироваться как российские, так и иностранные поставщики услуг. Организационные формы деятельности его структур малоэффективны и нерациональны. Специфика российского рынка услуг заключается и в том, что многие его сектора никогда не были знакомы с иностранной конкуренцией, а в некоторых отраслях с начала их основания производители услуг пользовались преимуществами монопольного положения. В основе своей сфера услуг исторически была ориентирована на удовлетворение бытовых потребностей населения. Социальный престиж сферы бытовых услуг был крайне невысок и квалификация работников, по сравнению с промышленным производством, как правило, была более низкой.

В случае вступления России в ВТО в сфере услуг ей придется долгие годы балансировать на грани риска между возможными преимуществами от активизации инвестиционного, технологического, технического, кадрового и иных форм сотрудничества с продвинутыми в этих отношениях странами и реальной угрозой потери отечественного производства услуг в наиболее высокотехнологичных отраслях сервиса, где наше отставание исчисляется десятками лет. Это - система телекоммуникаций, наукоемкие технологии сервиса, система банковских услуг, услуг связи и др.

Уже сегодня Россия несет существенные потери на внутреннем и внешнем рынках транспортных пассажирских и грузовых перевозок (морских, авиационных, автомобильных), теряет позиции на рынке консалтинговых, аудиторских, рекламных услуг, в строительстве и связи. Очевидно, что эти потери носят долгосрочный характер, и кардинально изменить ситуацию в ближайшие годы не удастся.

В перспективе негативный для отечественных производителей услуг характер имеет предпочтительное для уже вступившей в ВТО страны Соглашение с ГАТС по правительственным закупкам и субсидиям. Это соглашение не носит сугубо обязательный характер, но не исключено, что некоторые наиболее влиятельные члены ВТО будут настаивать на присоединении к нему и России. В части ограничений или полного запрета применения экспортных и некоторых видов внутренних субсидий Россия может поставить своих отечественных производителей услуг в крайне трудное положение не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Достижение конкурентного паритета отечественных и зарубежных производителей услуг без субсидий на эти цели

правительства и других экономических субъектов в обозримом будущем практически недостижимо.

Проблематичной для России выглядит также ситуация со вступлением в ВТО ряда стран СНГ, образовавших с Россией таможенный союз и заключивших объемные многосторонние торговые соглашения. Форсируя процесс подписания Соглашения эти страны готовы на существенно более широкие уступки ВТО в части либерализации торговли товарами и услугами, что может быть использовано, с одной стороны, для дополнительного давления на Россию при переговорах с ВТО, а с другой стороны - осложнить процесс интеграции внутри самого СНГ.

Все эти, лежащие на поверхности, плюсы и минусы вступления России во Всемирную торговую организацию безусловно дополнятся при тщательном анализе факторов-уступок и оговорок, которыми она в будущем намерена защитить свое экономическое пространство и отстоять при минимальных потерях свой экономический, политический, духовный, культурный и др. суверенитет.

Сегодня уже вступившей в ВТО России в качестве приоритетных условий этого шага необходимо учесть следующие моменты:

1. Исходной позицией текущего этапа России как нового члена ВТО полагать (с официальным признанием ведущих членов этой организации) статус страны с развивающейся рыночной экономикой.

2. В главных и определяющих компонентах Соглашения средствами экономического, политического и иного характера обеспечить надежный уровень защиты стратегически важных отраслей и производств национальной экономики, а также сохранение менталитета российского государства и народов, его населяющих.

3. Установление переходного периода адаптации России в ВТО для осуществления в полном объеме комплекса либерализационных мер в режиме внешнеэкономической деятельности, приведения в соответствие с требованиями ВТО законодательной базы и внутреннего социетального правового пространства, обеспечения эффективной деятельности соответствующих институциональных структур, формирования идеологии субъектов услуг и массового сознания населения в соответствии с новыми реалиями общественного бытия.

В противном случае, права, которые Россия уже получила от вступления в ВТО, в конечном счете, окажутся мало сопоставимыми или слабо корреспондирующимися с внешними и внутренними проблемами, возникшими как результат ее практического освоения нового для нее институционального экономического пространства.

Источник: http://www.mbis.bashkortostan.m/posts?p=9.

Нигматуллина P.A.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 339.54:061.1(100)

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

В статье раскрываются основные принципы и задачи ГАТС, основные разделы ГАТС, общие и специфические обязательства стран - членов ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение по торговле услугами, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, либерализация торговли, специфические обязательства.

THE GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES AND ITS VALUE

In article reveal the basic principles and problems of GATS, the GATS main sections, the general and specific obligations of member countries of the WTO.

Key words: World Trade Organization, the General agreement on trade in services, national treatment, most favored nation treatment, trade liberalization, specific obligations.

Основные принципы и правила взаимоотношений стран - членов ВТО в сфере международной торговли услугами были зафиксированы в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), которое вошло в «Марракешское Соглашение об образовании Всемирной торговой организации» в качестве Приложения 1В [1]. Таким образом, ГАТС, вступившее в силу 1 января 1995 г., стало первым шагом на пути постепенного включения этого сектора мировой экономики в сферу многостороннего регулирования.

В преамбуле ГАТС указывается, что его задачами является установление принципов и правил в торговле услугами в целях ее дальнейшего развития, либерализации путем проведения периодических раундов многосторонних торговых переговоров, а также ускорения экономического развития всех торговых партнеров.

ГАТС содержит три основных раздела:

- основной, «рамочный», раздел ГАТС, определяющий общие принципы и правила, которыми страны-члены должны руководствоваться при применении национальных мер, регулирующих торговлю услугами;

- индивидуальные («специфические») обязательства стран-членов в отношении секторов услуг,

включенных ими в списки своих обязательств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приложения к основному разделу ГАТС, устанавливающие принципы и правила в отношении ряда отдельных секторов услуг (воздушные перевозки, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги);

- раздел с перечислением тех секторов, к которым принцип наибольшего благоприятствования в торговле временно не применяется.

1. Общие обязательства стран - членов ВТО в рамках ГАТС

Положениями ГАТС охватываются все виды услуг (при этом оно распространяется на их производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку), предоставляемые на коммерческой основе четырьмя способами:

- трансграничной поставкой услуг (способ 1);

- перемещением потребителей в страну-экспортер (способ 2);

- учреждением коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу (способ 3);

- временным перемещением физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги (способ 4) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.