ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программы развития образования // Вопросы методологии. 1994. № 1-2.
2. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы / http://www.eduhmao.ru; Ашмарин И., Юдин Б. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3.
3. Гуманитарная экспертиза: Возможности и перспективы / Отв ред. В. И Бакштановский, Т.С. Караченцева. Новосибирск, 1992.
4. Экспертология // Ученые записки Таврического национального университета. Вып. № 6 (45).
5. Лисичкин В. А. Экспертные методы // Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977.
6. Федоров Ю. М. Гуманитарная экспертиза: основные понятия интратеории // Гуманитарная экспертиза. Возможности и перспективы. Новосибирск, 1992.
7. Фактор ркжа / Психология. Словарь /Под общ. ред. AB. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990.
8. Нежметдинова Ф.Т., ИслановаН.Н. Гуманитарная экспертиза как фактор сохранения человеческого потенциала // Вестник ТИСБИ. Вып. № 1. 2000.
9. По материалам с айта http ://www .c ourier. com.ru/
10. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экс -пертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
E.H. КАМЕНСКАЯ, д-р пед. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
В настоящее время тендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитар ных знаний, что вызвано объективными процессами, отмечаемыми в современном обществе.
• Эгалитаризм становится одним из приоритетных направлений в государственной политике все большего количества стран, приводя к необходимости переосмысления места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности.
• Происходит ломка традиционной системы тендерной стратификации, ослабление поляризации женской и мужской социальных ролей (традиционное тендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность).
• Изменяются культурные стереотипы маскулинности и фемининности, они становятся менее жесткими и поляр ными (происходит трансформация архетипов маскулинности и фемининности).
• Наблюдаются объективные перемены в тендерных характеристиках брачно-семейных отношений: а) происходит становление нового тендерного качества брачно-семейных отношений: растет эгалитаризация брака и семьи; обоюдность вклада в материальную обеспеченность семьи; б) наблюдаются объективные перемены в брачно-семей-ном статусе современной женщины и мужчины. Следствием этих процессов является (как показывают результаты исследований):
• нарушение тендерной идентификации мальчиков и девочек (по рисункам школьников в большинстве случаев сложно определить половую принадлежность как рисующих, так и членов их семьи). Таким образом, наблюдается ориентация в
формировании личности ребенка с четко фиксированной тендерной модели на смешанную модель («унисекс» (нивелирование половых различий) в одежде, формах поведения и т.д.) или инверсионную модель (маскулинная модель для девочек и фемининная для мальчиков), что таит в себе определенную опасность для общества;
• повсеместная феминизация нашего образования (в особенности школьного) отрицательно сказывается на формировании тендерной идентичности представителей обоих полов. Как правило, женщины* педагоги исходят из своих фемининных ценностей и не учитывают интересы мальчиков и их психические особенности. Такая феминизация небезразлична и для развития женственности у девочек;
• «Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную работу в доме и часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. У представительниц женского пола не формируется умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье. Дефицит тендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Причина этого - не-сформированностъ у молодежи умений строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности.
Очевидно, что педагогика нуждается в осмыслении обозначенных изменений и корректировке своих позиций в вопросах тендерной идентификации. После длительного периода «бесполой педагогики» в России наступило время обращения к тендерным проблемам. За последние 25 лет на уровне диссертационных исследований рассматривались исторические, философские, филологические, экономические и психологические аспекты тендерных проблем в отечественной науке, но педагогические аспекты тендерной проблематики по-прежнему находятся на периферии современных научных исследований, а перечень педагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме невелик (Т.Ю. Абаева, Л.А Арутюнова, Л.В. Градусова, Е.А Кудрявцева, Т.Г. Куку-лиге, Н.К. Дедовских, ИИ Лунин, Л.И Столярчук, Н.В. Плисенко и др.). Разработки в области тендерных исследований в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции; педагогическая наука нуждается в собственном тендерном понятийно-категориальном аппарате; необходима разработка педагогической теории тендерного подхода; требует пересмотра понятие полового воспитания с позиций тендерного подхода и т.д.
Таким образом, в настоящее время появилась необходимость выработать целостную концепцию тендерного образования, выявить пути и механизмы формирования тендерной культуры в реформируемом российском обществе.
При разработке теории тендерного подхода в педагогике мы опирались на культурологическую концепцию личное тно-ориентиро ванного образования Е.В. Бондареве кой. Теоретический анализ позволил сделать вывод, что тендерный подход в педагогике основан на человекоцентрированной картине мира, личностном, культурологическом и междисциплинарном подходах, идеях развития тендерного воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.
Основная идея тендерного подхода в педагогике состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов факторов учебно-воспитательного процесса: содержание, методы обучения, организация учебного процесса, педагогическое общение и т.д.
Содержание учебных планов и учебных предметов в современной школе, как показывает анализ теории и практики, имеет технократическую, естественнонаучную тенденцию (эти требования ближе к муж -ским характеристикам), а формы организации обучения построены таким образом, что требуют с первых шагов прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости (эти требования ближе к женским характеристикам), что приводит к негативным последствиям, а тендерный подход в педагогике помогает преодолеть эти проблемы и способствует более полному раскрытию потенциала личности мальчика и девочки.
Цель тендерного подхода в педагогике - тендерное воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей.
В своем исследовании мы исходили из положений о целостном понимании ребенка как телесного и духовного существа, о врожденных и приобретенных проявлениях мужского и женского поведения, о закономерностях психосексуального развития мужского и женского пола различных возрастных этапов школьного возраста, о ребенке как саморазвивающейся системе, способной к тендерному самопознанию, самостроительству, самореализации, развитию своей неповторимой тендерной индивидуальности.
Основные задачи теории тендерного подхода в педагогике: 1) изучение влияния взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами на особенности становления тендерной идентичности мальчиков и девочек; 2) выявление и описание возрастных особенностей формирования тендерной идентичности; 3) обоснование тендерного компонента в содержании образовательных программ, учебных пособий и урока; 4) изучение тендерных педагогических мифологем, стереотипов и установок, объяснение их природы, исторической изменчивости, социальной обусловленности и разработка методов их эффективной реконструкции; 5) анализ роли учебно-воспитательной среды школы в процессе тендерной идентификации девочек и мальчиков; 6) создание модели тендерного воспитания; 7) изучение тендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия и составление педагогических рекомендаций по работе с мальчиками и девочками, направленных на развитие их тендерной индивидуальности и т.д.
Смысл предлагаемых изменений в образовательном процессе - переориентация воспитания на тендерные проблемы детей, ценностно-смысловое тендерное развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание кулыуросообразной среды тендерного воспитания, проектирование лич-ностно-ориентированных стратегий тендерного вое -питания, т.е. на такое содержание воспитания, которое включает развитие здоровой и целостной индивидуальности мальчиков и девочек, юношей и девушек через воспитание у них качеств следующих: адекватно осознавать свои физиологические и психологические индивидуальные женские или мужские осо-бенности, обладать умениями и навыками тендерного поведения, соответствующего требованиям общества, культурой взаимоотношений полов, уметь устанавливать оптимальные взаимоотношения с представителями своего и противоположного пола, уметь делать собственный выбор как субъекта тендерных взаимоотношений.
Таким образом, тендерное воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в контексте самой жизни ребенка, его общего развития, его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками как своего, так и противоположного пола, а педагог, осуществляющий тендерное воспитание детей, должен иметь, стремление изменить в лучшую сторону общее развития, воспитанность мальчиков и девочек, юношей и девушек, развивать сущностные силы ребенка, его потенциал мужской или женской индивидуальности, направлять на овладение тендерными ролями и культурой взаимоотношений полов, соответствующих ожиданиям общества, а также фор-
мировать осознанное стремление ребенка к тендерному самопознанию, самостроительству, самореализации и развитию своей неповторимой тендерной индивиду альности.
Проведенное исследование позволяет заключить, что гендерный подход в педагогике - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обес-печивать и поддерживать процессы тендерного само -познания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Фундаментальным положением педагогической теории тендерного подхода является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия ме^ду полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Считающиеся «естественными» различия в основном конструируются в обществе под воздействием социальных институтов, передающих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе. В традиционной культуре представления о маскулинности и фе-мининности резко дифференцированы и сконструированы по принципу бинарной оппозиции.
Гендерный подход в педагогике - это методология анализа тендерных характеристик личности и педагогических аспектов межполовых отношений, которая дает возможность отойти от точки зрения о
предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности тендерных моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными тендерными стереотипами.
Таким образом, тендерный подход в педагогике характеризуется ориентацией на смягчение различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности, обоснованием нецелесообразности раздельного по полу воспитания и обучения, возможностью отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества и т.д. Следовательно, основными методологическими положениями педагогической теории тендерного подхода являются: методологическая ориентация в педагогической деятельности по воспитанию представителей обоего пола, направленная на стимулирование к самореализации их женской (мужской) индивидуальности, обоснование тендерного воспитания как культуросообразной среды, результатом которого является формирование культуры взаимоотношений девочек (девушек) и мальчиков (юношей) как граждан, нравственных личностей, способных к самореализации.
Опираясь на методологию исследования теоретических подходов в педагогике, разработанную E.H. Степановым и Л.М. Лузиной, можно выделить три составляющие данного подхода, приведённых в таблице.
Таблица
Гендерный подход
i i
Основные понятия Принципы Методы
• пол; • принцип эгалитаризма; • диалоговые методы: анализ кон-
• гендер; • принцип формирования тендерной кретныхгендерныхеитуаций; груп-
• маскулинность; идентичности; повые дискуссии по тендерным про-
• фемининность; • принцип тендерного равновесия; блемам;
• тендерная идентичность; • принцип природо-сообразности; • игровые методы: тендерные игры;
• тендерная роль; • принцип культуро-сообразности; • педагогическая поддержка;
• тендерная идеология; • принцип субьектности; • методы создания ситуации выбора
• сексизм; • принцип ценностно-смысловой на-
• равенство полов; правленности;
• тендерное воспитание; • принцип самоактуализатри;
• тендерные идеалы; • принцип выбора;
• тендерная культура; • принцип творчества и успеха;
• тендерное равновесие; • принцип доверия и поддержки
• субъект;
• субъекгность;
• личность;
• выбор;
• педагогическая поддержка;
• тендерное развитие;
• тендерная социализация;
• тендерная идентификация;
• взаимоотношения полов;
• тендерная индивидуальность;
• тендерная самоаюуализация;
• тендерная самореализация;
• тендерное самовыражение
Первая составляющая тендерного подхода в педагогике - основные понятия. Основные понятия тендерного подхода мы объединили в блоки:
• 1-й блок объединяет понятия, раскрывающие содержание тендерного подхода в педагогике: пол, гендер, маскулинность, фемининное тъ, тендерная идентичность, тендерная роль, тендерная идеология, сексизм, равенство полов, тендерное воспитание, тендерные идеалы, тендерная культура, тендерное равновесие;
• 2-й блок включает понятия, характеризующие тендерное взаимодействие участников воспитательного процесса: субъект, субъектностъ, личность, выбор, педагогическая поддержка;
• 3-й блок - понятия, необходимые для характеристики базовых тендерных воспитательных процессов: тендерное развитие, тендерная социализация, тендерная идентификация, взаимоотношения полов;
• 4-й блок включает понятия, характеризующие результаты тендерного воспитания: тендерная индивидуальность, тендерная самоактуализация, тендерная самореализация, тендерное самовыражение, культура взаимоотношений полов. Вторая составляющая - принципы тендерного
подхода в педагогике - общие основания, фундаментальные тенденции, выступающие как исходные ус -ловия и закономерности тендерного подхода в педагогике.
Проведенное исследование показало, что тендерный подход в педагогике строится на фундаменте междисциплинарного, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Поэтому мы выделили принципы тендерного подхода, опираясь на ценное тные ориентации перечне ленных подходов и построили их иерархию: 1) общие принципы тендерного подхода, выделенные на основе личностно-ориентированного и культурологического подходов (Е.В. Бондаревская, А В. Мудрик, О.С. Газман, Н.Е. Шуркова и др.): принципы природосообразности, культуросообразности, индивиду ально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности, самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки и 2) специфические принципы тендерного подхода, выделенные на основе междисциплинарного подхода: эгалитаризма, формирования тендерной идентичности, тендерного равновесия.
Третья (технологическая) составляющая тендерного подхода включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Мы считаем, что технологический арсенал тендерного подхода составляют 1) диалоговые методы: анализ конкретных тендерных ситуаций, групповые дискуссии по тендерным проблемам; 2) игровые методы: тендерные игры; 3) педагогическая поддержка; 4) методы создания ситуации выбора. Используя данные методы, необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Нами проведено эмпирическое исследование, цель которого - определить влияние тендерного воспитания на представления испытуемых о своем будущем (Я сам (сама); профессия; дом, семья). Испытуемые:
учащиеся школы №24 г.Таганрога (возрастные группы: 7-9 лет, 10-12 лет, 13-16 лет), студенты ТРТУ (1820 лет, группы: М13-103, Р 13-53). Испытуемых просили написать сочинение о своем будущем (студентам, кроме сочинения, предложили заполнить опросный лист и устное обсуждение своих планов на будущее в микрогруппах по 5-7 человек). Были выделены экспериментальные и контрольные группы, в экспериментальных группах в течение полугодия (в школе) и в течение семестра (в вузе) использовались методы тендерного подхода, которые вплетались в канву предметных заданий по различным предметам и во внеклассные мероприятия, в конце испытательного срока был проведен контрольный опрос, в ходе которого были сделаны следующие выводы: повысился интерес к семейной сфере у представителей обоих полов (особенно у молодых людей); повысился интерес к профессиональной сфере у женского пола на всех изучаемых возрастных этапах; мальчики и девочки (а также учителя и преподаватели, принимающие участие в исследовании) лучше стали понимать свои гендерно-индивидуальные особенности и особенности противоположного пола (уменьшилось стереотипное восприятие противоположного пола); у педагогов и воспитанников появилось понимание необходимости тендерного подхода в воспитании и установки на его реализацию; повысился уровень нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.
В ходе опытно-экспериментальной работы были подтверждены принципы, выделены закономерности и условия практической реализации тендерного подхода, а также уточнены методы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Закономерности гендерного подхода в педагогике
• Закономерность гендерного равновесия состава группы вытекает из принципа тендерного равновесия, суть её в том, что если тендерный состав группы сбалансирован (примерно равное количество мальчиков и девочек), то тендерные характеристики проявляются менее ярко, чем в группе, где представителей одного пола значительно больше, чем представителей другого.
• Закономерность формирования гендерной иден-тичности вытекает из принципа формирования тендерной идентичности, состоит в том, что если у мальчиков и девочек формируются идеалы своего и противоположного пола, то это способствует адекватному оцениванию представителей обоих полов и культуре взаимоотношений между полами.
• Закономерность гендерного равновесия преподавательского состава вытекает из принципа гендерного равновесия, суть её в том, что мужчины-педагоги оказывают благоприятное влияние на формирование гендерной идентичности не только мальчиков и способствуют развитию у них мужских качеств, но и способствуют развитию женских качеств у девочек.
• Закономерность формирования гендерного поведения вытекает из принципа эгалитаризма, состоит в том, что формирование моделей мужского и
женского поведения с учетом эгалитарных позиций способствует лучшей адаптации и самореализации воспитанников. • Закономерность формирования ген дерн ых характеристик обучаемых вытекает из принципа формирования тендерной идентичности, суть её в том, что присутствие мальчиков и девочек в одной группе способствует формированию у мальчиков мужских качеств, а у девочек - женских, чем в однополых группах.
Условия практической реализации тендерного подхода в педагогике были выделены с учетом трех уровней:
1. Макроуровень - возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества; привлечение в школу педагогов-мужчин; совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек;
2. Мезоуровень - развитие тендерной компетентности педагога, включающей тендерную компетентность в педагогической деятельности, тендерную компетентность в педагогическом общении и личностно-индивидуальную тендерную компетентность;
3. Микроуровенъ - учет тендерных особенностей как обучаемых, так и обучающих; развитие тендерного самосознания воспитанников; отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному тендерному саморазвитию; поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности; выявление скрытых возможностей
мальчиков (юношей) и девочек (девушек) и стимулирование учащихся к самосовершенствованию тендерной индивидуальности. Итак, проведенное исследование показало важность тендерного измерения личности, индивидуальности человека, востребованность этих знаний образовательной практикой и результативность использования наших рекомендаций.
Целесообразно продолжение и дополнение тендерных исследований в педагогике по следующим направлениям:
1. Детальное изучение педагогических факторов, обеспечивающих реализацию тендерного подхода;
2. Разработка методов смягчения и преодоления тендерных педагогических мифологем, стереотипов, установок, предубеждений в педагогическом процессе;
3. Изучение педагогического влияния учителя на тендерные идентичности учащихся;
4. Изучение тендерных особенностей педагогического коллектива;
5. Изучение применения тендерного подхода в кор-рекционном воспитании;
6. Разработка образовательных программ и учебных пособий, способствующих максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия.
Е.П. АЛЕКСАНДРОВ, д-р пед. наук, проф. кафедры философии и социологии ТИУиЭ
ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ
(Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Интенциональный диалог как фактор адаптации студентов к социокультурной среде вуза и профессии»
(проект №07-06-00067а)).
В современной научно-педагогической литературе педагогическая коммуникация рассматривается как интенциональная деятельность. Понятие «интенция» входит в категориальный аппарат ряда наук. В феноменолого-экзистенциальной школе философии оно адресуется к проблеме экзистенциальных выборов человека в «пространствах» Жизни, Культуры, «Я сам» и «Другой», что давало основания для понимания бытия как со-бытия, как бытия-в-мире [6].
С позиций гештальтпсихологии, гуманистического и когнитивного направлений психологии интенции представляют собой мотивационные образования, определяющие смысл переживаний. При этом подчеркивается, что человек конструирует и консти-
туирует мир, формируя образы себя самого и окружающего мира. На компенсацию «дефектных» образов и переживаний направлено внимание психотерапевтов, поскольку именно они составляют «проблемные поля» жизнедеятельности человека. Но характер ные черты интенций зависят не только от свойств индивида: в них находят отражение актуальные свойства объекта [2].
Представители семиосоциопсихологической парадигмы считают, что все виды социокультурных коммуникаций людей на всех уровнях организации социума реализуются посредством действий порождения и интерпретации цельных, психологически завершенных, иерархически организованных текстов, характеризующихся определенной интенциональной