УДК 342.83
ГЕНДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ
Слободчикова Светлана Николаевна,
Байкальский государственный университет,
старший преподаватель
В статье рассмотрены международные акты, закрепившие за женщинами равное право на управление делами государства и возможность его реализации наряду с мужчинами. Проанализированы исторические предпосылки борьбы женщин за возможность свободно реализовы-вать свою активное и пассивное избирательное право. Аккумулирован опыт Франции в вопросе достижения гендерного паритета на выборах в представительные органы власти. Определены ключевые задачи Российской Федерации, решение которых может способствовать установлению фактического равенства женщин и мужчин в векторе реализации своих гражданско-политических прав.
Ключевые слова: свободные выборы; избирательные права женщин; международный стандарт; суфражизм; гендерный паритет; активное избирательное право; пассивное избирательное право.
GENDER PARITY IN THE CONTEXT OF THE PRINCIPLE OF FREE ELECTIONS
Svetlana Nikolaevna Slobodchikova,
Baikal State University,
senior lecturer
In the article are considered international acts that enshrined women's equal right to manage the affairs of the state and the possibility of their implementation along with men. The historical preconditions of women's struggle for the opportunity to freely realize their active and passive suffrage are analyzed. Accumulated the experience of France in the matter of achieving gender parity in elections to representative bodies of power. The key tasks of the Russian Federation are identified, the solution of which can contribute to the establishment of de facto equality of women and men in the vector of realization of their civil and political rights.
Keywords: free elections; electoral rights of women; international standard; Suffrage; gender parity; active electoral right; passive electoral right.
2
Свободные выборы - фундаментальный конституционный принцип, на котором строится современное демократическое государство с легитимными органами власти. Содержательным наполнением принципа свободных выборов является свободное участие в выборах, свобода выбора политического поведения и свободное волеизъявление. Правовым ключом к реализации составных частей принципа свободных выборов является соблюдение государством международных стандартов и их имплементация в национальное законодательство.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года [2] определила, что в управлении делами государства могут участвовать не только мужчины, но и женщины. К числу базовых международных источников, официально установивших такое равноправие, можно отнести Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года [7], Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года [6]. Фактически за женщинами закрепили возможность реализации как активного, так и пассивного избирательного права без какой-либо дискриминации. К тому же государства, присоединившиеся к конвенциям, обязались принять меры для ускорения фактического проявления равенства между мужчинами и женщинами.
Принятие столь значимых для женщин международных актов явилось апофеозом борьбы за политические права, начавшейся еще в середине XIX века. Идеологическая концепция женского движения, набиравшего обороты в то время, получила оформление в труде английского философа и политического деятеля Джона Стюарта Милля (1806-1873). Его работа, посвященная, в частности, введению законов и общественных институтов, гарантирующих равенство выбора и возможностей, получила название «Подчинение женщины» [10]. Обсуждение идей и концепции данной работы привело к формированию различных движений и организаций, ратующих за установление гендерного баланса. Так, в
Великобритании оформляется движение за предоставление избирательных прав женщинам, получившее название «суфражизм» (от англ. suffrage - избирательное право). В связи с этим в 1865 году была создана первая суфражистская организация - Комитет женских избирательных прав [15, с. 87]. Для достижения своих целей суфражистки использовали различные методы: личные связи, поддержку парламентариев, одобряющих суфражизм, петиции в парламент, митинги, шествия. В данном ключе интересна кампания No vote, no tax («Нет права голоса, нет налогов»), в ходе которой женщин, имеющих доходы или собственность, призывали не исполнять обязанность перед государством по уплате соответствующих налогов до тех пор, пока им не будет предоставлено право голоса [1, с. 25-26]. Рассматривая явление суфражизма в современном контексте, беспристрастно, стоит отметить последовательность и целеустремленность женщин на пути к своей цели. Традиционные стереотипы были переформатированы и установлены новые принципы. Благодаря этой борьбе в Англии к 1918 году женщины уже получили политические права. В свою очередь, некоторые методы лоббирования суфражистками своих идей и интересов могут найти применение и в современной действительности.
В это же время в Советской России правительство большевиков стремилось отойти от гендерного неравенства, в том числе и в политическом аспекте. После Великой Октябрьской социалистической революции была принята первая Конституция РСФСР 1918 года, закрепившая за женщинами наравне с мужчинами активное и пассивное избирательное право [9].
Несмотря на принятие во второй половине XIX века конвенций, определивших равный политический статус женщин и мужчин, не все страны, выбравшие демократический вектор развития, стремились такое равенство обеспечить. В частности, в Швейцарии избирательное право для женщин было введено только в 1971 году. В Испании все женщины
3
№1/201»
получили такое право только с 1976 года [12, с. 80].
В рамках статьи 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин государства-участники должны в формате доклада отчитываться об обеспечении мер по ликвидации такой дискриминации на своей территории. Доклады освещаются на заседаниях Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. Франция является одной из первых стран-участниц, принявших в рамках национального законодательства правовые антидискриминационные документы, направленные на достижение равенства между женщинами и мужчинами в политической жизни. 28 июня 1999 года в Конституцию Французской республики 1958 была внесена поправка, закрепившая принцип равного доступа женщин и мужчин к участию в выборных органах. В 2000 году был принят закон об обеспечении равного доступа женщин и мужчин к депутатским мандатам и избирательным функциям, нормы которого нашли свое дальнейшее закрепление в Избирательном кодексе Франции. В результате принятия данных мер Франция стала первым государством, где официально закреплен избирательный паритет, согласно которому в избирательном списке число кандидатов каждого пола может составлять 50 процентов. В практической плоскости результат законодательных мер в короткий срок нашел свое отражение. Так, на муниципальных выборах в 2001 году женщины получили 47,5 процента мест муниципальных советников в местных округах с населением свыше 3 500 жителей. По результатам частичных выборов в 2001 году в Сенат - верхнюю палату парламента Франции - женщины получили 20 процентов мест, что значительно выше 6 процентов, полученных на предшествующих выборах. В 2003 году был принят закон о выборах в Европейский парламент, в рамках которого кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины должны чередоваться в избирательных списках. В результате 40,2 процента среди выигравших кан-4 дидатов на соответствующих выборах составили женщины [14].
Антидискриминационные меры, принимаемые Францией, могут служить образцом для других стран - участниц Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Такая концепция стремления к балансу гендерного паритета в политической жизни страны отражает сущностную составляющую свободных выборов, когда народное представительство действительно является зеркалом равноценных и разноаспектных идей, образов жизни, мировосприятия и мироощущения.
В Российской Федерации на основании части 3 статьи 19 Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года [8], мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующая Конституция РФ представляет собой в определенной части отражение международных принципов в национальном законодательстве. В России сформировано многоаспектное законодательство о правах и свободах человека, которое в целом соответствует самым высоким международным стандартам и постоянно совершенствуется. Следует отметить, что стратегия стремления к политическому гендерному балансу в рамках преемственности советского опыта нашла свое отражение и в новом государстве, образовавшемся в конституционном смысле в 1993 году. В указе Президента РФ от 4 марта 1993 года № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» [11] определена необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций. По статистическим данным на 1995 год, численность женщин среди депутатов Государственной Думы РФ - 13,6 процента, среди членов Совета Федерации - 5,6 процента. В 1996 и 1997 годах были приняты соответственно Концепция улучшения положения женщин в РФ и Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин [12, с. 91], определившие общую стратегию и приоритетные
направления государственной политики в отношении женщин.
Исходя из положений действующего законодательства и принятых концепций, каких-либо ограничений политических прав по половому признаку в Российской Федерации не предусмотрено, однако на практике ген-дерный паритет представительства в органах публичной власти по прошествии двадцатилетнего периода на настоящий момент до сих пор традиционно смещен в пользу мужчин. Так, в Государственной Думе VII созыва доля женщин среди депутатов составляет 15,6 процента, а в Совете Федерации численность членов женского пола - 17 процентов [4]. Для сравнения: в Государственной Думе предыдущего созыва 14 процентов депутатов женского пола получили право представительства, а в Совете Федерации, по данным на 2014 год, -7,8 процента [12, с. 88]. Наглядно видно, что хоть число женщин в парламенте увеличивается, однако по сей день важнейшие политические решения принимаются органом, в котором численно превалируют мужчины. Тем не менее стремление к гендерному балансу в политическом аспекте определенно имеет положительные основания. Так, по мнению действующего главы Российской Федерации В.В. Путина, присутствие в законодательном органе не менее 20 процентов женщин от общего числа может способствовать росту эффективности работы, особенно в вопросах социальной защиты населения [3]. В связи с этим Союз женщин России выступил с инициативой включения в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» нормы о закреплении за женщинами не менее 30 процентов мандатов депутатов в нижней палате парламента. Однако пока такое предложение не нашло нормативного подкрепления. В целом установление «женских квот» в законодательных и представительных органах в международной практике не распространено. И в данном случае интересен вышеописанный опыт Франции в принятии мер
по реализации гендерного паритета в избирательных списках. Представляется, что с позиции толкования статьи 19 Конституции такое квотирование не может подорвать принцип равенства между мужчинами и женщинами в политическом контексте, но будет способствовать обеспечению и признанию соответствующей конституционной нормы-принципа в реальной действительности. Полагаем, что весьма эффективно увеличивать численность женщин в парламенте еще и с помощью превентивных общественно-политических мер, повышая авторитет и заинтересованность в возможности реализации права на управление делами государства женской части гендерно-го представительства. В ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год в рамках пункта 5.1, посвященного защите прав женщин [5], к 2022 году предполагается сформировать систему мер, обеспечивающих повышение политической активности женщин в контексте увеличения их процентной доли среди лиц, замещающих государственные должности, преодоление стереотипных взглядов о социальных ролях мужчины и женщины. Нашему государству в современном векторе развития необходимо строить свою политику, исходя из Целей устойчивого развития на период 2016-2030 гг., утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2015 года [13], в данном случае в соответствии с целью № 5, определяющей, что каждая страна должна поддерживать «обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин».
В рамках реализации принципа свободных выборов государству, определяющему себя как демократическое, необходимо поддерживать возможность реализации права на управление делами государства, в частности реализации активного и пассивного избирательного права, в равной степени как мужчинами, так и женщинами. Для поддержания гендерного паритета в политической плоскости следует сосредоточиться на решении следующих задач:
5
№1/201»
6
1) привести национальное законодательство, затрагивающее права женщин, в соответствие с международными стандартами о правах человека;
2) использовать опыт зарубежных стран в области обеспечения гендерного паритета, установив, к примеру, определенный процент представительства женщин в законодательных и представительных органах власти;
3) определить критерии оценки политической дискриминации в отношении женщин, например освещая в СМИ конкретные прецеденты и результат их разрешения;
4) формировать новые социальные нормы, направленные на широкое вовлечение женщин в состав органов власти;
5) регулярно освещать статистику представительства мужчин и женщин в органах власти;
6) реализовывать, например в рамках школьного и высшего образования, программы правового просвещения женщин в части возможности реализации ими своих политических прав;
7) освещать в СМИ, через социальные сети процесс выполнения в России Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других актов о правах женщин;
8) изучать и освещать зарубежный опыт становления гендерного политического паритета между мужчиной и женщиной.
Перечень указанных задач, безусловно, не является исчерпывающим. В рамках исследуемого вопроса необходимо претворять концепцию гендерного баланса на федеральном, региональном и местном уровне, определять конкретные меры, финансовое обеспечение, сроки реализации, исполнителей и осуществлять контроль за выполнением соответствующих мер. При должном комплексном подходе гендерный паритет в рамках реализации принципа свободных выборов и формирования легитимных органов власти будет обеспечен.
1. Бугашев, С.И. Британский суфражизм в XIX - начале XX века / С.И. Бугашев // Труды кафедры истории нового и новейшего времени. - 2012. - № 8.
2. Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
3. В новой Госдуме в 4 раза больше женщин: 7 интересных фактов о седьмом парламенте. - Режим доступа: https://360tv.ru/news/tekst/v-novoj-gosdume-v-4-raza-bolshe-zhenshin-sem-interesnyh-faktov-o-sedmom-parlamente-72807/. Дата обращения: 01.06.2018.
4. Гендерное равенство // Офиц. сайт Росстата. - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/ r5.htm. Дата обращения: 31.05.2018.
5. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Офиц. сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. - Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/ ombudsman/document/ezhegodnye_doklady. Дата обращения: 01.06.2018.
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин : принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН 18 дек. 1979 г. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw. shtml. Дата обращения: 25.05.2018.
7. Конвенция о политических правах женщин : принята резолюцией 640 (VII) Генеральной Ассамблеи ООН 20 дек. 1952 г. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/women_politrights.shtml. Дата обращения: 25.05.2018.
8. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. - Режим доступа: http://www.constitution.ru. Дата обращения: 30.05.2018.
9. Конституция РСФСР : принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. - Режим доступа: http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm. Дата обращения: 26.05.2018.
10. Милль, Дж. С. Подчиненность женщины / Дж. С. Милль.
- СПб., 1869.
11. О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин : указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/ bank/3176. Дата обращения: 30.05.2018.
12. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы. Учебно-методический комплекс / под ред. проф. Авакьяна С.А. - М. : Юстицинформ, 2015.
13. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Цели устойчивого развития на период 2016-2030 гг.) : приняты Генеральной Ассамблеей ООН 28 сент. 2015 г. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf. Дата обращения: 02.06.2018.
14. Сводный третий и четвертый периодический доклад и пятый периодический доклад Франции 2003 г.
- Режим доступа: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/ FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhskcA JS%2FU4wb%2BdIVicvG05Ryng4EIK3bWaqQj%2BIML 3tGG8RYGs6Ar28Cpx2oX8DKBpm2LpYEyNhBEg5%2B qwZdvSh2eCSrUECi2U5kIwosQyAAq. Дата обращения: 29.05.2018.
15. Школьников, И.А., Шнырова, О.В. Суфражизм и политические партии в Великобритании в середине XIX - начале XX века: опыт взаимодействия. Гендерная реконструкция политических систем / И.А. Школьников, О.В. Шнырова. -СПб., 2004.