ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ
Ю.В. Давыдова
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассмотрены различные взгляды на гендерные различия в эмоциональной сфере личности, а также представлены результаты эмпирического исследования гендерных различий в сфере эмоционального интеллекта подростков.
Ключевые слова: гендер, гендерные различия, эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — достаточно новая и в настоящее время очень популярная концепция в психологии личности. Все большее число ученых признают существование этого типа практического интеллекта, обеспечивающего гармоничное взаимодействие эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сфер личности человека, обеспечивая тем самым эффективность как в профессиональном, так и в личностном плане.
Наличие гендерных различий в сфере эмоционального интеллекта кажется очевидным фактом, однако взгляды авторов на эту проблему существенно различаются. Традиционно считается, что успешность мужчин и женщин различна в таких сферах, как эмоциональная экспрессия и эмпатия [1].
Данные Айзенберга и Леннона (1983), касающиеся гендерных различий в эмпатии и эмоциональности, показывают, что результаты эмпирических исследований во многом зависят от выбранного метода измерений. Зачастую мужчины просто не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными или эмоциональными, потому что это не соответствует их гендерной роли. Получаемые гендерные различия еще не говорят о том, что мужчины в меньшей степени, чем женщины, способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, переживать и выражать собственные эмоции. Как считают авторы, за различия в эмпатии и эмоциональности ответственны гендерные роли.
В 1973 г. Блок (1973) представила результаты люнгитюдного исследования группы мальчиков и девочек, за которыми проводилось наблюдение в течение 40 лет. Обнаружено, что родители поощряли в детях проявление разных эмоциональных качеств: у дочерей эмпатийной отзывчивости, а у сыновей — проявления независимости и контроля над эмоциями. Блок сделала вывод, что возможно более низкий уровень эмпатии у мужчин связан с отсутствием соответствующего эмоционального опыта, которому не уделялось достаточно внимания в детстве.
Таврис (1992) высказала мнение, что за различия в эмпатии между мужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так, у отцов-одиночек были
обнаружены типично женские черты, например, заботливость и сочувствие. В этом случае их социальная роль требует эмпатийного поведения и воспитывает в них нужные качества, хотя подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам.
Проведенный Холл (1984) анализ 125 исследований гендерных различий в чувствительности к невербальным сигналам показал, что женщинам в целом свойственна лучшая способность к распознаванию эмоций окружающих, нежели мужчинам. Вместе с тем многие исследования показывают минимальные различия между мужчинами и женщинами по этому показателю эмоциональности. Часто можно услышать мнение о том, что мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различием в нормах, касающихся эмоциональной экспрессии.
Ш. Берн (2001) указывает на незначительность гендерных различий в сфере эмоционального интеллекта. Так, различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если в исследовании испытуемые мужского пола должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть. Мужчины в большей мере склонны подавлять свои чувства, чем женщины, а также используют отличные от женских способы выражения своих чувств. Самый яркий пример — выражение гнева: у мужчин преобладает прямая физическая агрессия инструментального плана, у женщин — косвенная вербальная.
Исследования Г. Орме (2003) показали, что, несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню развития эмоционального интеллекта, существуют гендерные различия по уровню развития отдельных его составляющих. Так, женщины обнаруживают более высокий уровень развития по межличностным показателям эмоционального интеллекта: эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности. У мужчин преобладают внутриличностные показатели: самоутверждение, способность отстаивать свои права; способности к управлению стрессом: стрессоустойчивость, контроль импульсивности; и адаптируемость: определение правдоподобности, решение проблем [2].
Есть данные о статистически значимых различиях в уровне развития эмоционального интеллекта у мальчиков-подростков и девочек-подростков (N.R. Harrod, S.D. Sheer, 2005). Мальчики демонстрируют более низкий уровень развития эмоционального интеллекта, нежели девочки.
В исследовании И.Н. Андреевой не было выявлено гендерных различий в значении общего показателя эмоционального интеллекта у студентов, однако были отмечены различия в уровне развития некоторых его составляющих, что говорит о возможно компенсации способностей, входящих в состав эмоционального интеллекта. Так, у девушек отмечаются хорошо развитые способности к эмпатии, распознаванию эмоций других людей, а также к пониманию эмоций в целом, а у юношей доминирует внутриличностная составляющая эмоционального интеллекта и его компонента «контроль экспрессии» [2].
Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта личности и гендерной идентичности И.С. Степанова [3] показало, что интегральный показатель развития эмоционального интеллекта, как и лидерство, связан с маскулинностью, а феми-нинность, в свою очередь, имеет отрицательную корреляционную связь с таким показателем эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями».
Таким образом, большую роль в формировании и закреплении гендерных различий в составляющих эмоционального интеллекта играют социальные стереотипы, культурные нормы и ролевые ожидания. То, что «прилично» для женщин одной культуры, может быть «неприлично» для женщин другой культуры. Тот уровень развития эмоциональных способностей, который может быть принят в одной социальной группе, может оказаться нежелательным для представителей другой социальной группы. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта должны опираться на эмпирические данные по конкретной возрастной, культурной и социальной группе.
Объектом нашего эмпирического исследования стали подростки Московской общеобразовательной школы № 1272 и их интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные особенности, гендерные различия которых мы изучали в своей работе. Наблюдение за одной и той же группой подростков (32 человека, из которых 14 мальчиков и 18 девочек) мы проводили 3 года (6—8 класс). Возраст испытуемых 11—14 лет, что соответствует подростковому возрастному периоду.
Целью нашей работы стало изучение гендерных различий в сфере эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В качестве методики оценки эмоционального интеллекта нами была использована методика Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика содержит в себе пять шкал: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями (точнее эмоциональная отходчивость); самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей. В качестве результатов нами были получены баллы по каждой из шкал, которые соответствуют пяти составляющим эмоционального интеллекта, и суммарный балл по всем шкалам, который соответствует общему показателю эмоционального интеллекта испытуемого.
Основные гипотезы исследования заключались в том, что существуют гендерные различия в уровне развития интегрального показателя эмоционального интеллекта и его составляющих в подростковом возрасте; существуют гендерные особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
Статистическая обработка данных с использованием критериев описательной статистики, теста Крускала—Уоллиса, ^-критерия Стьюдента для зависимых выборок и ряда других критериев для поиска возможных различий дали следующие результаты (рис. 1—5).
Общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков, и это различие сохраняется весь подростковый период (рис. 1).
■ Мальчики □ Девочки
Класс
Рис. 1. Гендерные различия уровня эмоционального интеллекта (медиана по группе) в подростковом возрасте (6, 7, 8-й класс)
Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек связан с тем, что почти все составляющие эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек также выше, чем у мальчиков на протяжении практически всего подросткового возраста (рис. 2—5).
■ Мальчики □ Девочки
Класс
Рис. 2. Гендерные различия развития эмоциональной осведомленности (медиана по группе) в подростковом возрасте (6, 8-й класс)
5 4 3 2 1 0 -1 -2 Рис. 3.
■ Мальчики □ Девочки
Гендерные различия развития способности управлять эмоциями (медиана по группе) в подростковом возрасте (7-й класс)
■ Мальчики □ Девочки
6 7 8 Класс
Рис. 4. Гендерные различия уровня эмпатии (медиана по группе) в подростковом возрасте (6, 7, 8-й класс)
■ Мальчики □ Девочки
Класс
Рис. 5. Гендерные различия развития способности распознавать эмоции других людей (медиана по группе) в подростковом возрасте (6, 7, 8-й класс).
Такие результаты могут быть объяснены тем, что являясь социально детерминированными, отмеченные составляющие эмоционального интеллекта в российском обществе больше связаны с проявлением женских социальных ролей. Считается, что эмоции — женская сфера. Поэтому девочки раньше и больше узнают про свои чувства и эмоции и чувства других людей, а также, следуя материнскому инстинкту, с детства развивают в себе способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию, т.е. качества, которые считаются исконно женскими. Таким образом, уже к подростковому возрасту девочки демонстрируют лучшее развитие таких составляющих эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей. За счет хорошо развитого фактора «понимание эмоций» и общий показатель эмоционального интеллекта у девочек-подростков оказывается выше, чем у мальчиков-подростков. Первая гипотеза исследования подтвердилась.
Вторая гипотеза подтвердилась частично. Нами не были отмечены существенные гендерные различия в сфере развития эмоционального интеллекта и его составляющих. Изменения в эмоциональной сфере девочек хоть и присутствуют, но носят скорее количественный, нежели качественный характер. Среди мальчиков не обнаружено никаких статистически значимых изменений в значениях общего показателя эмоционального интеллекта или его составляющих. Эмоциональный
интеллект мальчиков не развивается в подростковом возрасте без специального обучения.
Таким образом, эмпирическое исследование подтвердило необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта и его составляющих в подростковом возрасте, учитывая имеющиеся гендерные различия в эмоциональной сфере подростков. Составляя программы развития эмоционального интеллекта, следует учитывать социальные стереотипы, культурные нормы и ролевые ожидания, присутствующие в той или иной группе подростков.
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 ] Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. — СПб., 2008.
[2] Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта: Доклад. иКЬ: http://www.humanities.edu.ru:8100/db/msg/44462
[3] Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и гендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — № 12 (88). — С. 110—115.
GENDER ASPECT OF RESEARCH OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS
Yu.V. Davydova
Chair of Psychology and Pedagogics Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Different views on gender distinctions in emotional sphere of a person are analyzed in the article, and also results of empirical research of gender distinctions in sphere of emotional intelligence of teenagers are presented.
Key words: a gender, gender distinctions, emotional intelligence.