ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
А.И. КРУПНОВ
Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
H.H. БУДРЕЙКА
Кафедра социальной и этнической психологии Московский гуманитарный университет Ул. Юности 5/1, 111395 Москва, Россия
O.A. ТЫРНОВА
В статье анализируются тендерные особенности в проявлениях общительности. Психологические различия рассматриваются в качественных признаках и в факторной структуре общительности. Делается заключение о том, что тендерные особенности проявляются не только в степени выраженности различных составляющих общительности, но и в их психологической структуре.
Половые различия в проявлениях свойств личности изучались различными авторами. Установлено, что общение со сверстниками своего и противоположного пола в юношеском возрасте влияет на сознание себя как личности определенного пола. Недостаточный опыт такого общения может привести к формированию неадекватного уровня самооценки, который, в свою очередь, затрудняет общение со сверстниками. Большее число контактов и опыт общения способствуют формированию адекватного уровня притязаний в сфере межличностных отношений. Осознание себя как личности мужского пола происходит у юношей, в основном, через общение со сверстниками своего пола. Осознание себя как личности женского пола происходит у девушек в большей степени через общение со сверстниками противоположного пола [см.: Асеев, 1987, с. 152-158].
По другим данным, у девочек раньше возникают сложные формы рефлексии, чувство одиночества, сильнее выражена потребность во взаимопонимании и психологической близости. Оценивая себя, девочки указывают на меньшую общительность и большую искренность. Они свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками. У мальчиков больше выражены потребности в
достижении своих целей и ориентации на будущее. Мальчики уверены в своей самооценке, а девочки более конформны и склонны к тревожности [Голонд, 1972; Кон, 1981].
Рудей O.A. установила, что у мальчиков значительно труднее, чем у девочек сформировать такие личностные качества, как настойчивость, терпеливость, старание и аккуратность. Девочки более терпеливы, аккуратны и дисциплинированы в выполнении поручений, но меньше инициативы. Среди девочек наблюдается наибольшая активность во всех видах общественно-полезного труда, побуждаемая мотивами ответственности, долга перед близкими людьми и обществом.
Обобщая эмпирический материал, И.С. Кон замечает, что мужской стиль жизни большей частью бывает предметно-инструментальным, а женский - эмо-ционалыю-экспрессивным. Выбирая род занятий, мужчина интересуется, прежде всего, предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большее значение эмоциональному климату, межличностным отношениям. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, женщины полнее и свободнее выражают свои чувства и эмоции. У них раньше возникает способность к эмпатии. Мужчины проявляют больше явную агрессию, а у женщин чаще встречается скрытая враждебность [Кон 1981, 1989].
В ряде исследований имеются утверждения о том, что у мужчин преобладают такие качества, как уверенность, независимость, сила воли, упорство, последовательность, настойчивость, агрессивность, общая активность и т. д. У женщин - социальная интроверсия, депрессивность, уход от решения проблем, тревожность, эмоциональная экспрессивность и настороженность.
В целом, при изучении личностного аспекта гендерных различий часто исходят из разделения и противопоставления тех или иных свойств личности. Например, наделяют целеустремленностью, деловитостью, настойчивостью, агрессивностью - мужчин и нежностью, эмоциональностью, эмпатией - женщин и т. д. На наш, взгляд, подобное разделение свойств личности по полу вряд ли целесообразно. В этом случае мы должны отказать в деловитости и настойчивости представителям женского пола, а также в эмпатии и эмоциональности мужчинам. Полученные нами данные, свидетельствуют о том, что те или иные свойства личности присущи как мужчинам, так и женщинам. Однако они проявляются по-разному, в зависимости от степени их выраженности и психологической структуры.
Другой момент в рассмотрении гендерных различий личностных свойств, который вызывает сомнение - это односторонняя оценка черт личности преимущественно по внешним поведенческим показателям. Вместе с тем, свойства личности имеют системную природу, которые содержат в себе не только поведенческие, регуляторно-динамические признаки, но и содержательные, мотива-ционно-смысловые составляющие. Без них личностное свойство как бы выхолащивается и необоснованно формализуется в бихевиральную схему. Необходим целостный подход к изучению личностных свойств с учетом их системной структуры [Крупнов, 1986, 1989].
Предлагаемый нами подход к исследованию гендерных различий в личностной сфере исходит, во-первых, из системного понимания свойств личности и их многомерной природы; во-вторых, из не противопоставления или разделения
черт личности по полу, а в изучении общих и специфических моментов в их психологических проявлениях; в-третьих, целостного рассмотрения свойств личности в единстве инструментальных, стилевых и мотивационно-смысловых составляющих; в-четвертых, анализа не только количественных, но и качественных, а также структурных особенностей в тендерных проявлениях личностных свойств.
В соответствии с разработанной нами концепцией многомерно-функциональной организации свойств личности общительность включает в себя восемь основных компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный (см. рис. 1). При этом каждый компонент представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные - гармоническую и агармоническую. В качестве гармонических переменных, то есть способствующих развитию общительности, выступают: «общественно-значимые» цели в установочно-целевом компоненте; «энергичность» в динамическом; «стеничность» в эмоциональном; «предметная продуктивность» в результативном; «осмысленность» в когнитивном; «социоцентричность» в мотивационном; «интернальность» в регуляторном компонентах общительности. Соответственно к агармоническим переменным, затрудняющим общительность, относятся: субъктно-значимые цели, «эгоцен-тричность», «осведомленность», «субъектая продуктивность», «аэнергичность», «астеничностть», «экстернальность» и «субъективные трудности». Все вышеуказанные переменные общительности диагностировались у 50 юношей и 50 девушек с помощью разработанного нами опросника [Крупнов, 1993].
Результаты исследования O.A. Тырновой, выполненного под нашим руководством, показали, что девушки обладают довольно широким арсеналом приемов и способов общения. Их поведение часто характеризуется потребностью поделиться с другими людьми своими мыслями впечатлениями, намерениями завязать разговор, не упустить возможность побывать на различных встречах и вечеринках. Гамма переживаний положительных и отрицательных эмоций у девушек очень богата. Они не только испытывают чувства радости при знакомстве с интересным человеком; наслаждение от процесса общения; но и некоторое смущение, неловкость, опасения, настороженность при знакомстве с новым человеком. Девушки характеризуются интернальным типом регуляции общительности. Они считают, что от них самих зависит, как сложатся отношения с другими людьми. Разделяют мнение и о том, что человек, не добившийся к себе расположения, не проявил к этому достаточно усилий. Часто девушки сами проявляют инициативу в общении. Не исключают они и того, что удача в общении может зависеть от стечения обстоятельств. В конфликтных ситуациях они ждут, когда проблемы решатся сами собой.
Что касается мотивационных характеристик общительности, то можно отметить достаточно широкий арсенал различных побуждений к общению. Девушки часто исходят из желания поделиться своими мыслями и переживанимя с другими людьми, намерением глубже познать других и наладить дружеские отношения. Они готовы оказать внимание, сочувствие, помощь и поддержку другим людям; стремятся заслужить уважение и признание окружающих. Нередко в общении ими руководит чувство долга. Девушки стремятся быть на людях и среди людей, лучше себя узнать, раскрыть свои способности и возможности, не забывая развлечься и повеселиться.
Мотивационно-смысловые составляющие
Когнитивный компонент
Осмысленность
Осведомленность
Общесвенно-
значимые
Установочно-
целевые
намерения Личностно-значимые
Энергичность
Аэргич-ность
Динамический компонент
Мотитвационный компонент
Социоцентрич-ность
<—►
Стеничность
Эгоцентрич-ность
Астеничность
Эмоциональный компонент
Продуктивный компонент
Предметная сфера
Субъектная сфера
\
Операциональные трудности
Эмоционально-личностные трудности
Рефлексивно-оценочный компонент
Интерналь-ность
Экстерналь-ность
Регуляторный компонент
Регуляторно-динамические составляющие Рис. 1. Черта личности как функциональная система (А.И. Крупнов)
Характеризуя когнитивные признаки общительности, можно сказать, что наряду с существенными признаками данного свойства девушки включают в нее достаточно широкий круг характеристик, относящихся к поверхностному толкованию общительности. Они трактуют общительность как средство обмена опытом, как контактность одного человека с другим, или как степень готовности субъекта межличностному взаимодействию. Общительность часто рассматривается ими и как необходимое условие развития личности, реализация взаимоотношений между людьми, умение жить и работать вместе с другими.
Общение девушек больше реализуется в сфере саморазвития. Для них важно, что общение способствует разрядке и поднятию настроения, развитию новых интересов. Кроме того, данное свойство является стимулом для их новых дел и занятий; помогает получить новую производственную и учебную информацию; ощутить свою значимость для других людей. Она способствует появлению у них интереса к самовоспитанию, лучшему осознанию мотивов своего поведения, а также помогает в формировании их жизненной позиции и в решении личных проблем.
У юношей характерной особенностью общительности является то, что они также испытывают (хотя и в меньшей мере) потребность поделиться мыслями с другими людьми; проявляют инициативу в общении с незнакомыми людьми и т. п. В то же время для них характерно сохранение старых привязанностей независимо от новых знакомств. Большинство их имеет друзей с детства, а многие сознательно ограничивают круг знакомых. Преобладание признаков аэнергич-ности можно объяснить недостаточным набором приемов и способов реализации общительности и меньшей гибкостью их применения.
Что касается эмоциональных характеристик общительности, то юноши в меньшей степени эмоциональны. Они испытывают чувство радости при знакомстве с другими людьми. Однако проявление указанных эмоций у юношей довольно сдержанное. Присуще юношам и чувство смущения при неудачном ответе собеседнику, настороженность при знакомстве с новыми людьми. В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что юноши стараются больше контролировать проявление эмоций в общении.
Специфика регуляторных признаков общительности проявляется в их суждениях в том, что люди, не добившиеся признания, должны винить в этом только себя, так как не проявили к этому достаточно усилий. При этом они не отвергают и влияния внешних обстоятельств и усовий на реализацию общительности.
Рассматривая мотивационные признаки общительности юношей, нужно отметить некоторую узость их побудительных мотивов. Их общение, прежде всего, побуждается общностью интересов и дел с другими людьми; необходимостью совместного выполнения различных видов деятельности. Доминирующим является желание получить новую для себя информацию и стремление решить практические решения, то есть их общительность носит более деловой, прагматический характер.
В отношении когнитивных характеристик следует отметить, что юноши менее осведомлены о функциях данного свойства личности, чем девушки. Тем не менее, они часто ориентируются на существенные признаки в толковании общительности. Прежде всего, юноши рассматривают ее как средство взаимовлияния друг на друга, как обмен знаниями, информацией и личным профессиональным опытом.
В целом качественный анализ общительности у юношей и девушек показал ее тендерную специфику. Она проявилась, во-первых, в своеобразии набора признаков в кругу различных составляющих общительности. Во-вторых, в степени предпочтения и доминирования специфических признаков в реализации общительности как целостной черты личности.
Рассмотрим теперь результаты факторного анализа матрицы интеркорреляций показателей общительности у юношей и девушек.
В первом факторе у юношей наиболее значимые веса набрали динамические и регуляторные характеристики общительности. Кроме того, в этот фактор вошли переменные продуктивного, эмоционального компонентов, а также показали эгоцентрической мотивации и характеристики осведомленности. Иными словами, данный фактор является наиболее общим, поскольку в него входят показатели почти всех компонентов общительности, за исключением показателей стремления быть общительным и трудностей в их осуществлении. Полученные данные свидетельствуют о том, что первый фактор, в основном, фиксирует актуальные характеристики общительности, поскольку не вошедшие в него показатели альтруистической мотивации и стремления к общению составляют, в основном, потенциальные возможности общительности юношей. Следует отметить, что показатели аэнергичности, астеничности, экстернальности вошли в данный фактор с отрицательными знаками. Во второй фактор вошли почти все мотивационные и продуктивные характеристики общительности в субъектной сфере, а также осмысленности, астеничности и экстернальности саморегуляции общительности. Наибольший удельный вес в данном факторе занимают показатели мотивации общительности, осмысленности, а также ее продуктивности в субъектно-личностной сфере. Поэтому данный фактор можно условно назвать «субъектно-смысловым». Третий фактор представлен переменными продуктивности общительности в предметной сфере и эгоцентрической - мотивации - на одном полюсе; социоцентрической мотивацией, стеническими эмоциями и операциональными трудностями в реализации общительности - на другом. Условно этот фактор можно назвать - «предметно-смысло-вым». Он свидетельствует о том, что недостаток приемов и способов общения напрямую связан с выраженностью отрицательных эмоций и обратно - с продуктивностью общительности в предметной сфере.
Четвертый фактор можно интерпретировать как фактор стремлений и личных трудностей, то есть, чем больше выражено стремление, тем больше эмо-ционально-личностных трудностей в реализации общительности. В пятом факторе наиболее значимые веса обнаружили показатели продуктивности, внутри которого показатели продуктивности в предметной сфере отрицательно соотносятся с характеристиками продуктивности в субъектно-личностной сфере. При этом, в данный фактор входят также признаки стенических эмоций и стремлений «быть общительным».
Шестой фактор можно однозначно назвать «регуляторным», поскольку в него вошли со значимыми весами показатели, свидетельствующие о различных способах регуляции общительности: интернально-рефлексивном и экстерналь-но-импульсивном, которые находятся на противоположных полюсах данного континиума. В седьмой фактор со значимыми весами вошли показатели осмысленности, то есть осознанности общительности, а в восьмой - показатели осве-
домленности, то есть поверхностного, неглубокого понимания данных свойств. Восьмой фактор составили показатели социоцентричности и осведомленности с отрицательным знаком.
Рассмотрим теперь результаты факторного анализа различных переменных общительности девушек. В первом факторе, «продуктивно-динамическом», наибольшие нагрузки набрали показатели динамических и эмоциональных характеристик общительности, продуктивности общительности в субъектно-лич-ностной сфере и перменные, характеризующие экстернально-импульсивный тип регуляции общительности. Данный фактор является достаточно общим. При этом показатели аэнергичности, астеничности, экстернальности вошли в данный фактор с отрицательными значениями. Второй фактор, «мотивацион-но-продуктивный», объединяет в себе показатели мотивации общительности и ее осмысленности, а также переменную продуктивности общительности а предметно-деятельной сфере (учебная и учебно-профессиональная деятельность). При этом последние имеют положительный знак, в отличие от отрицательного значения мотивационно-смысловых показателей. В третьем факторе наибольший удельный вес занимают показатели трудностей в реализации общительности. При этом они положительно сочетаются с характеристиками продуктивности в предметной сфере (в учебе, профессиональном становлении), астеническими эмоциями (с отрицательным значением), а также с показателями альтруистической мотивации общительности. Данный фактор можно интерпретировать как фактор «трудностей», связанный, прежде всего, с успешностью реализации различных видов деятельности, с саморегуляцией альтруистической мотивации и отрицательных эмоций. Пятый фактор с достаточной определенностью можно интерпретировать как «мотивационный». В него входят показатели социоцентрической мотивации общительности с полярными знаками. Шестой фактор, «предметно-эгоцентрический», составляют значимые веса показателей продуктивности общительности в предметно-деятельностной сфере, эгоцентрической мотивации и стремлений быть общительным. Седьмой фактор однозначно можно назвать «интернальным», характеризующим активный тип саморегуляции общительности, независимо от внешних условий и обстоятельств. Восьмой фактор - «субъектно-аэнергичес-кий». Он, соответственно, включает в себя показатели продуктивности общительности в субъектно-личностной сфере и показатели малой контактности и стремлений к общительности.
Сравнивая результаты факторного анализа общительности юношей и девушек (табл. 1), следует отметить, что наибольшее различие наблюдается в первых двух факторах. У юношей первый фактор является более общим, так как значимые веса в нем набрали почти все переменные общительности: динамические, регуляторно-волевые, результативные, а также показатели эгоцентрической мотивации и осведомленности. У девушек же, в первый фактор вошли далеко не все показатели, характеризующие общительность. При этом у юношей данный фактор объединяет как регуляторно-динамические характеристики общительности, так и мотивационно-смысловые. В то время, как у девушек, первый фактор представлен характеристиками общительности, которые отражают ее инструментальную сторону, динамические и регуляторные ее характеристики.
Таблица 1
Сравнительные данные факторной структуры общительности у юношей и девушек
Качество личности 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор 6 фактор 7 фактор 8 фактор
ю д ю д ю Д ю д ю д ю д ю Д ю Д
Энергичность 84 74 -37
Аэнергичность -79 -62 49
Предметность 44 54 -41 46 45 41
Субъектность 62 46 40 -48 48
Социо центричность -49 62 41 -53 -40
Эгоцентричность 51 45 -47 -43 49 49
Осмысленность 59 -69 62
Осведомленность 74 -73 -50
Стеничность 52 61 49 40
Астеничность -44 -49 53 -41 -48
Интерналыюсть 70 43 69
Экстернальность -51 -57 59 -45
Целеустремления -38 -70 43 45 63
Операд.трудности -44 61 72
Личностн.трудности 51 -11
Примечание: приведены только значимые факторные веса (ю - юноши, д - девушки).
Что касается второго фактора, то у юношей он включает, в основном, мо-тивационные характеристики, так же, как и у девушек. Однако у юношей моти-вационные переменные связаны с астеничностью, экстернальностью, продуктивностью, а также регуляцией общительности. У девушек же мотивационно-смысловые характеристики не связаны с самореализацией и находятся в обратных отношениях с результатами общительности в предметной сфере и личностными трудностями в ее осуществлении.
Третий фактор, как у девушек, так и у юношей составляют значимые веса операциональных трудностей. Но у юношей они связаны с преодолением сте-нических эмоций и реализацией альтруистической мотивации. У девушек же они, в основном, связаны с трудностями реализации общительности в предметной сфере.
В четвертом факторе у юношей выделяются переменные целеустремлений и личностных трудностей в общении. У девушек же данный фактор насыщен только показателями стеничности и осведомленности. Это свидетельствует о том, что чем больше девушки осмысливают роль и значение общительности, тем больше они переживают отрицательные эмоции. В остальных факторах различия не имеют существенного характера.
Итак, основные различия между девушками и юношами обнаруживаются в эмоциональности и сфере общительности. Кроме того, у юношей она преимущественно направлена на самореализацию, самоактуализацию, а у девушек общительность больше ориентирована на различные виды предметной деятельности: учебную, профессиональную и бытовую.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Асеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2, с. 152-158.
2. Голонд С.И. Социологические проблемы семьи и молодежи. - JL, 1972.
3. Трошев И.В. Психология половых различий. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.-683 с.
4. Кон КС. Психология половых различий П Вопросы психологии. - 1981. - № 2. с. 47-57.
5. Кон КС. Введение в сексологию. -М.: Медицина, 1989, с. 219-245.
6. Крупное А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов /У Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. - М.: Изд-во РУДН, 1986.
7. Крупное А.И. Исследования общительности как системного качества личности // Активизация личности в системе общественных отношений. - М., 1989.
8. Крупное А.К. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М.: Изд-во РУДН, 1995, с. 21-25.
9. Крупное А.И., Тырнова O.A., Будрейка H.H. Тендерные различия в психологической структуре общительности личности II Личность студента. - Шуя: ШГПУ, 2001, с. 91-95.
10. Рудей О. А. Психологические условия учета половозрастных особенностей подростков при организации общественно полезного труда. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М, 1987. - 21с.
11. Тырнова О.А. Факторная структура общительности у девушек и юношей // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. -М.: РУДН, 1995, с. 35-43.
GENDER DISTINCTIONS OF THE PSYCHOLOGICAL MANIFESTATION OF SOCIABILITY
A.I. KRUPNOV
The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
N.N. BUDREIKA
The Department of Social and Ethnical Psychology Moscow Humanitarian University 5/1, Yunost St., 111395 Moscow, Russia
O.A. TYRNOVA
The article analyses gender peculiarities of the manifestations of sociability. The psychological distinctions are considered in the light of the qualitative attributes and the factor structure of sociability. The conclusion that the gender peculiarities are displayed not only in the degree of the manifestation of various components of sociability, but also in their psychological structure is reached.