Вестник Челябинского государственного университета. 2011. N9 13 (228).
Филология. Искусствоведение. Вып. 54. С. 147-149.
Э. С. Хузина
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
Статья посвящена исследованию гендерных стереотипов в татарском языковом сознании. На примере паремий татарского языка дается краткое описание психологической характеристики образа мужчины, выявляются приписываемые ему положительные и отрицательные качества. Материалом для работы послужил трехтомный словарь Н. С. Исанбета «Татарские народные пословицы».
Ключевые слова: татарский язык, гендерная лингвистика, гендер, гендерные стереотипы, образ мужчины в языке.
Г ендерные исследования представляют собой интенсивно развивающуюся область знаний. Ключевым понятием в гендерных исследованиях является термин ‘гендер'. Он обозначает совокупность понятий и норм поведения, обычно ассоциирующихся с лицами мужского и женского пола. В основе гендера лежит идея о том, что важны не только биологические и физические различия между мужчинами и женщинами, но и то социальное и культурное значение, которое общество придает этим различиям.
Гендерные проблемы в языке исследует гендерная лингвистика. На первых этапах своего существования она сосредоточивала внимание на проблемах гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов. Сегодня уже «в сфере ее интересов находятся самые разнообразные вопросы, затрагивающие связь языка со всеми видами человеческой деятельности»1. В языке гендерные различия проявляются на фонетическом, грамматическом, лексико-семантическом уровне, а также на уровне текста.
Исследованию гендера в отечественном языкознании посвящены работы О. А. Ворониной, Е. И. Горошко, А. Б. Кирилиной, Д. Ч. Мали-шевской, Н. Л. Пушкаревой, М. В. Томской. Исследования этих и многих других авторов посвящены изучению гендерных исследований в отечественной лингвистической гендероло-гии; лингвистических аспектов понятия “гендер'; гендерных проблем в дискурсе; изучению мужской и женской речи в области судебной лингвистики; гендерных проблем во фразеологии, изучению номинативной системы языка, в том числе мужских и женских наименований, категории рода и связанных с ней вопросов референции; изучению лингвокультурологических исследований гендера и др. вопросам.
К сожалению, в татарском языкознании до сих пор нет специальных исследований, посвященных проблемам гендера. Однако некоторые аспекты данной темы затрону ты в работах таких языковедов, как Дж. Валиди, Ф. С. Баязитова, Д. Б. Рамазанова, Н. Б. Бурганова, Р. Р. Зама-летдинов, Д. А. Салеева, X. X. Кузьмина, Г. Р. Мугътасимова, А. И. Хайруллина.
В данной статье мы попытались выявить гендерные стереотипы образа мужчины в татарском языковом сознании. Материалом для работы послужил трехтомный словарь Н. С. Исанбета «Татарские народные пословицы»2.
Слово ‘стереотип' близко по значению слову ‘шаблонный', в свою очередь определяемому как 'избитый, лишенный оригинальности и выразительности'. С точки зрения языка это не всегда так. Мы поддерживаем мнение С. Г. Тер-Минасовой о том, что «стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира»3, так как признаки, содержащиеся в стереотипах, используются для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик.
В понятие ‘гендерные стереотипы' мы вкладываем тот же смысл, что и в исследованиях А. В. Кирилиной, - «культурно и социально обусловленные и прочно закрепленные в общественном сознании мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов»4. Гендерные стереотипы помогают понять реальную ситуацию, так как в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно.
Представления о мужественности и женственности присутствуют в каждой культуре. Особенно ярко представлены они в произве-
148
Э. С. Хузина
дениях фольклорных жанров, в которых отражается исторический опыт и мировоззрение народа. Зафиксированные в паремиях реалии объективной действительности видоизменяются на каждом этапе развития общества, однако основные ценностные установки передаются из поколения в поколение, сохраняя и воспроизводя законы общенародного менталитета5.
Как и любому народу, татарам присущ свой национальный характер, исторически сформировавшийся стереотип поведения, отличающий их от других народов. Немецкий ученый, врач Карл Фукс, который впервые дал характеристику физического типа татар, пытался описать и их национальные черты характера: «Татары горды, гостеприимны, честолюбивы, довольно просвещены, рождены для торговли, дружелюбны, во всем умеренны и довольно трудолюбивы...»6. С малых лет татары готовили своих сыновей быть защитниками и патриотами своей родины. В семейном хозяйстве татар мужчина исполнял роль главы. Он был обязан содержать семью в достатке и для этого трудиться, как подобает мужчине.
Рассмотрим отражение гендерных стереотипов в языке.
Гендерные особенности мужчин и женщин отражаются в языке в виде устойчивых сочетаний, чаще всего в паремиях. И объяснить это можно тем, что они используются широким кругом людей и в наиболее концентрированном виде содержат информацию о культурных особенностях этноса, его традициях, нравах и обычаях.
В результате гендерного анализа паремио-логичеких единиц можно выявить положительные и отрицательные качества, наиболее часто приписываемые мужчинам и женщинам
- носителям норм татарской культуры.
Рассмотрим пословицы, которые дают яркое стереотипное представление в татарском языке о мужчинах.
Во время нашей работы методом сплошной выборки были отобраны пословицы с опорными словами 'ир-егет' (мужчина), 'ир' (муж), 'егет' (парень, джигит).
В большинстве татарских паремий характеризующей чертой мужчин является: мужество ('Батырлыкта — матурлык ‘Красота в мужественности’), сила и смелость (‘Герой булу очен белэк тэ, йерэк тэ кирэк' ‘Чтобы стать героем, нужно иметь и силу, и отвагу'), здоровье и физическая сила: ‘Ир белэге тау жицэ' ‘Руки мужчины побеждают горы'; ‘Типсэ тимер езэрдэй' ‘Топнет ногой - железо раздавит’.
У татар принято, что мужчина рождается для защиты родины, для того, чтобы служить народу: 'Атац белэн мактанма, атыц белэн мактан ' 'Не козыряй своим отцом, гордись именем своим 'Ат чанада, батыр яуда сынала' ‘Лошадь испытывается в санног! упряжи, герой в сражении 'Ир егет узе вчен туа, иле вчен ' улэ 'Мужчинародится для себя, умирает за родину'Атац улы гына булма, уз халкыцныц улы бул' 'Не будь только сыном своего отца, будь сыном своего народа
Первостепными качествами мужчины являются честь н достоинство: Кулне камыш матурлый, ирис намус матурлый' Озеро украшает камыш, мужчину честь': достижение своих целей, настойчивость: 'Ир кичмэслек елга юк' 'Нет таких преград, которых не преодолел бы мужчина
О внешности мужчины говорится: ‘Ир-ат мыегы белэн матур' ‘Мужчин украшают усы (борода)'; ‘Ат иренле килсен, ир борынлы кил-сен' ‘Лошадь по губам, а мужчину по носу оценивают'. Но внешность не является главным качеством, главное — дела. В паремиях подчеркивается способность мужчины к разным ремеслам: ‘Егет кешегэ житмеш терле Ьенэр дэ аз' ‘Для настоящего джигита и семидесяти видов ремесел мало'; ‘Егетнец тесен эйтмэ, эшен эйт' 'Джигита характеризирует не внешность, а его дела'.
Татарам свойственна терпеливость, в тоже время их сыновья отличаются честностью, порядочностью и необыкновенной скромностью: 'Алдан свйлэу егет эше тугел' ‘Хвастливость - не мужское дело ‘Ир, ба-шын бвксз дз, тезен чу км ¿с' 'Мужчина может склонить голову, но не преклонить колени': Намуслыирхурбупмас’ ‘Добросовестный мужчина не пропадет
Жизненный путь мужчины - это поэтапное продвижение вперед, активное развитие и становление. Возможные ошибки на жизненном пути мужчины—это, скорее, допустимые случайности, из которых всегда есть реальный выход. Такие ошибки только учат их и делают более мудрыми1. Пословицы татарского народа отражают стремление мужского пола к поиску своего жизненного пути и достижению своих целейI Кайгы курми егет ир бул-мый' Торе делает из джигита мужчину ’: ‘Ат эйлэнеп тияген табар, су эйлэнеп улагын табор, ир эйлэнеп плен табар' ‘Сколько бы конь не кружил, в стойло своей вернется, сколько бы вода не кружила, к колоде своей вернет-
Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании
149
ся, сколько бы джигит не бродил, на родную землю вернется 'Кайда гына барып, кайда йврмэс ир башкае белэн ат байт ' ‘Где только не побывает джигит и его конь
На основе пословиц и поговорок можно выделить также негативные качества мужчин:
а) ленивостъ, бездарность: ‘Егет бужа, щебеп тормас, эщебеп торса егет булмас' Настоящий джигит не теряется, а если теряется, то это уж не джигит': 'Чыбыркы селти белмэшн уз-узет кизэнгэн ' 'Кто не умеет взмахнуть кнутом, тот замахивается на самого себя':
б) трусость: Куркак егет куй башын-нан да курка' 'Трусливый боится и овечьей головы': 'Ойдз арыслан кебек, урамга чыкса
- тычкан кебек' 'Дома словно лев, на улице -мышь': Олтерэк ир олтырак булыр' (дословно: 'Мужчина, который боится своего жены
- стелька');
в) хвастовство, заносчивость: 'Тонлэ -егет, квндез - улек' 'Ночью - джигит, днем покойнику подобен
г) женоподобие: 'Хатын кыяфэтле ирдэн хаты» артык' 'Женщина лучше, чем женопо-добный мужчина‘Ьэр бурек кигэн ир тугел ' 'Не всяк, кто носит ушанку, мужчина' и др. Отношение к такому мужчине резко отрицательное, так как он представляет собой отклонение от общепринятого нормы, в соответствии с которой женщина подчинена мужчине.
Таким образом, под термином ‘стереотип' мы понимаем суждение, в упрощенной форме с эмоцианальной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы являются особой формой информации, каторая облегчает ориентацию человека в мире.
Гендерные стереотипы являются частным проявлением стереотипа и обнаруживают все его свойства. Гендерные стереотипы основываются на гендерных предупреждениях, на сексизме. Они определяют модели общественного поведения, являясь частью концептуальной и языковой картины мира. Очень редко поддаются изменению.
Для целостности анализа паремий с компонентами ‘мужчина' и ‘мужественность' был выделен ряд качеств, признаков и свойств, которые в сознании носителей языка являются наиболее существенными и формирующими мужской характер, поступки и поведение, внешние и внутренние качества.
Изучая концепт ‘мужественность' в языке, мы можем представить гендерный стереотип татарского мужчины. В основном -это характеристики «идеального» человека. Мужественность, сила, смелость, здоровье, гордость, целеустремленность, свободолюбие
- это те качества, которыми обладает настоящий татарин. Он является защитником своей родины, своего народа. А такие качества характера, как бездеятельность, хвастовство и трусость, в паремиях осуждаются.
Примечания
1 Мистрюкова, Е. В. Средства репрезентации концептов «мужественность» и «женственность» в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2005. С. 3.
2 Исанбет, Н. С. Татарские народные пословицы. Собрание пословиц : в 3 т. Изд. 2-е. Казань : Татар, книж. изд-во, 2010.
3 Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2000. С. 139.
4 Кирилина, А. В. Гендер : лингвистические аспекты. М. : Ин-т социологии РАН, 1999. С. 146.
5 Денисова, Т. А. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа : дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2006. С. 69.
6 Фукс, К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях // Фукс, К. Научно-биографический сборник. Казань : Жиен, 2005. С. 155.
7 Исмагулова, Г. К. Лингвокультурологический аспект гендерных отношений : сопоставительный аспект (на материале русского, немецкого, казахского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2005. С. 13.