Научная статья на тему 'Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента'

Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1935
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / АНАЛИТИЧНОСТЬ-СИНТЕТИЧНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / FIELD-DEPENDENCE-INDEPENDENCE / ANALYTICITY-ABSTRACTION / TEMPERAMENT / GENDER DIFFERENCES / CORRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семяшкин А. А.

В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER DIFFERENCES AT INTERRELATIONS OF COGNITIVE STYLES AND TEMPERAMENT

The relationships, which exist between cognitive articulation, conceptual differentiation and formally-dynamic characteristics of individuality, are described and analysed in the article. The influence of sex on quantitative and qualitative structure of interrelations of cognitive styles with temperament is ascertained empirically. The hypothetical reasons and psychological mechanisms, which determine correlations of parameters of cognitive styles and temperamental attributes in men and women, are discussed.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента»

УДК 159.92

А. А. Семяшкин

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ТЕМПЕРАМЕНТА

В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин.

Ключевые слова: полезависимость-поленезависимость, аналитичность-синтетичность, темперамент, гендерные различия, корреляция.

В настоящее время интенсивно разрабатываются новые и бурно развиваются существующие информационные технологии и методы обучения. Роль познания и человеческих познавательных ресурсов, а также связанных с ними естественных психофизических ограничений и возможностей непрерывно возрастает. В этой связи как сами познавательные возможности и способности человека, так и их изучение приобретают все большее значение.

Наряду с этим укрепляется научная позиция, утверждающая центральную роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека. Число исследований познавательных процессов и объем накопленных данных в этой области постоянно растут. В центре внимания психологов оказываются различные психические познавательные процессы, с помощью которых субъект получает, организует и перерабатывает поступающую информацию.

Большинство проведенных исследовательских работ направлены на углубление и расширение знаний о когнитивной сфере как отдельно взятого психического явления. Между тем осознается важность и необходимость изучения процессов приема и переработки информации в связи с личностными характеристиками субъекта и в зависимости от социальнодемографических факторов.

За последние годы особую актуальность приобрело направление исследований познавательных способностей, связанное с изучением когнитивно-стилевых характеристик, выражающихся в проявлении индивидуальных различий между людьми по предпочтительным способам восприятия, организации и переработки информации. Однако в настоящее время те или иные параметры когнитивных стилей редко становятся самостоятельным объектом психологических исследований, зачастую включаясь в общий контекст научных работ.

Несмотря на то, что в психологии на протяжении достаточно длительного периода времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивно-стилевых и личностных характеристик в психической структуре субъекта, данная проблематика и по сей день остается мало изученной и чрезвычайно дискуссионной.

Споры, в частности, вызывает определение места и роли когнитивных стилей в психическом строении личности. До сих пор не разработано единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Полученные в эмпирических исследованиях результаты фрагментарны и часто носят противоречивый характер.

Принимая во внимание недостаток научных исследований, посвященных анализу взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом, настоящая работа представляется актуальной как в теоретическом, так и практическом плане.

Приходится констатировать, что немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности, как правило, проводились без учета гендерных различий.

Сложность и неоднозначность выявленных взаимосвязей когнитивно-стилевых параметров с другими индивидуальными особенностями человека, недостаточное количество конкретных эмпирических исследований делают актуальным изучение соотношения определенных параметров когнитивных стилей с личностными особенностями.

Таким образом, актуальность сформулированной темы статьи продиктована не только социально-экономическими переменами, происходящими в современном обществе, но и логикой развития самой психологической науки. Сопоставление динамико-энергетических и формально-эмоциональных характеристик со стилевыми особенностями познавательной деятельности человека дает возможность обогатить и конкретизировать научные представления о своеобразии функционирования когнитивной системы и механизмах взаимодействия различных уровней индивидуальности.

Актуальность, научная и практическая значимость проблемы определили выбор цели настоящей работы -изучение соотношения когнитивно-стилевых и психодинамических характеристик у мужчин и женщин.

В исследовании участвовали 241 человек обоего пола в возрасте от 13 до 52 лет, проживающих, обу-

чающихся либо работающих в городе Москве. Возрастной размах составил 39 лет. Медиана равна 26 годам.

В соответствии с заявленной целью исследования все испытуемые были разделены по критерию пола на 2 группы численностью 100 мужчин и 153 женщины соответственно. Далее каждая группа в соответствии с уровнем выраженности мотивации достижения была разделена еще на 3 подгруппы.

Психодиагностика проводилась с помощью следующего комплекса методик.

Когнитивно-стилевые параметры оценивались с помощью методики «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модификации В. Колги; группового теста включенных (замаскированных) фигур Г. Уиткина.

Для диагностики свойств темперамента были выбраны тест-опросник Г. Ю. Айзенка (ЕР1) (форма А) в адаптации В. М. Русалова; опросник формально-ди-

намических свойств индивидуальности человека (ОФ-ДСИ-В) В. М. Русалова; опросник формально-динамических свойств индивидуальности подростка (ОФ-ДСИ-П) В. М. Русалова.

Математико-статистический анализ данных включал методы непараметрического корреляционного анализа (критерии ранговых коэффициентов корреляций Спирмена и Кендалла). Для одних и тех же данных коэффициент корреляции Кендалла имеет преимущество в уровне значимости по сравнению с коэффициентом корреляции Спирмена, уступая последнему в величине определяемой силы связи.

В табл. 1 приведены коэффициенты корреляций между когнитивно-стилевыми показателями и формально-динамическими свойствами мужчин.

Как видно из представленных данных, психодинамические свойства мужчин взаимосвязаны с когнитивно-стилевым параметром «полезависимость-поленезависимость».

Т аблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязей параметров когнитивных стилей со свойствами темперамента

у мужчин (п = 82)

Свойства темперамента Когнитивно-стилевые параметры

Узость-широта диапазона эквивалентности Полезависимость- поленезависимость

количество выделенных групп число объектов в наибольшей группе количество правильных решений

Коммуникативная эргичность 0.02 -0.08 -0.21*

Интеллектуальная эмоциональность 0.03 -0.06 -0,26*

Нейротизм -0.03 0.02 -0.15*

Примечание: * двусторонний уровень статистической значимости коэффициента корреляции р < 0.05.

Так, величина поленезависимости у мужчин оказывается отрицательно взаимосвязанной с показателем коммуникативной эргичности (г = -0.21 при р < 0.05), что следует интерпретировать как рост по-лезависимости при увеличении эргичности в коммуникативной сфере. Найденная взаимосвязь не противоречит большинству данных из проанализированных литературных источников и может быть объяснена посредством доводов в пользу более сильного стремления к общению у полезависимых лиц, нежели это присуще поленезависимым. Для сравнительно продолжительной коммуникации и поддержки определенной широты круга общения требуется проявлять коммуникативную активность, обладать желанием исследовать социальные формы деятельности, быть открытым к новым социальным контактам.

Подтверждение характера выявленной взаимосвязи мы находим в диссертационном исследовании И. П. Шкуратовой [1], где показана прямая связь показателей низкого уровня общительности и вторичной экстраверсии (по 16-факторному опроснику Кэт-телла) с показателем числа правильных решений (по тесту АКТ-70 К. И. Эттриха), что свидетельствует о

сравнительно малом проявлении общительности у поленезависимых субъектов.

Интеллектуальная эмоциональность и нейротизм мужчин также отрицательно связаны с показателем поленезависимости (г = -0.26 при р < 0.05 и т = -0.15 прир < 0.05 соответственно). По характеру полученных данных можно сделать вывод, что рост независимости от поля происходит одновременно с понижением эмоциональности в интеллектуальной сфере и повышением эмоциональной устойчивости. Данные результаты могут быть объяснены тем, что поленезависимые субъекты менее ориентированы на получение какой-либо информации от социального окружения, чем зависимые от поля лица. Благодаря этому поленезависимые в меньшей степени нуждаются в проявлении своей эмоциональности, в частности в интеллектуальной сфере, для поддержания социальных контактов. В то же самое время в силу относительной независимости от социального окружения поленезависимые индивиды меньше подвержены стороннему влиянию, нежели полезависимые субъекты, что позволяет первым быть более независимыми от изменяющихся мнений и эмоциональных реакций

других людей и сохранять эмоциональную устойчивость. Подобное объяснение согласуется с описанием полезависимых индивидов как подверженных влиянию внешних факторов [2].

Еще одним косвенным доказательством вышесказанному служит результат исследования Е. В. Головиной, в котором когнитивная артикулированность соотносилась с показателями личностной уверенности: выяснилось, что поленезависимые лица оценивают себя как более уверенные [3].

В целом обнаруженные закономерности не противоречат результатам современных исследований, указывающих на развитую коммуникативную сензи-тивность, социальную компетентность и гибкий контроль выражения своих чувств полезависимых испытуемых [4-6].

Однако в работе И. П. Шкуратовой была выявлена отрицательная связь между временем решения заданий теста «АКТ-70» и эмоциональной стабильностью (по 16-факторному опроснику Кэттелла) [1], что говорит о большей эмоциональной устойчивости полезависимых лиц. Данная рассогласованность может явиться следствием применения различных психодиагностических методик и сопоставления качественно различных показателей параметра «полезависимость-поленезависимость» с личностными характеристиками. По-видимому, следует признать, что психодиагностические показатели поленезависимости, декларируемые как равнозначные, отражают нетождественные аспекты когнитивно-стилевой сферы, соотносясь при этом с не всегда совпадающими личностными особенностями. Сходной позиции в отношении обсуждаемого вопроса придерживаются и другие ученые [7, 8].

Что касается обнаруженной связи когнитивной артикулированности с эмоциональностью в интеллек-

туальной сфере, то мы ожидали увидеть другую эмпирическую картину. По нашему предположению высокая значимость результатов умственной работы должна быть характерна для поленезависимых лиц, что согласуется с интерпретацией представителей полюса поленезависимости как склонных к интеллектуальной деятельности [4]. Успешная коммуникация, в свою очередь, предполагает наличие хорошо развитой способности к идентификации эмоциональных состояний собеседников. Это теоретическое представление находит подтверждение в результатах современных исследований, свидетельствующих о положительной корреляции полезависимости с точностью распознавания эмоций других людей [9, 10]. Однако мужчинам, видимо, свойственны специфичные психологические механизмы, обеспечивающие наличие связи между интеллектуальной эмоциональностью и полезависимостью, что подтверждается нашими данными (табл. 1) и требует дальнейшего осмысления.

Исходя из структуры и характера анализируемых взаимосвязей (табл. 2), можно прийти к заключению, что свойства темперамента у женщин оказываются связанными только с когнитивно-стилевым параметром «аналитичность-синтетичность».

Эмпирически установлены слабые корреляции между количеством выделенных групп и числом объектов в наибольшей группе с показателем интеллектуальной эргичности (г = 0.2 при р < 0.05 и г = -0.19 прир < 0.05 соответственно). Это означает, что с ростом аналитичности отмечается повышение эргичности в интеллектуальной сфере. Можно предположить, что у женщин обеспечение преобладания аналитических мыслительных стратегий требует несколько больших интеллектуально-энергетических затрат для своего оптимального функционирования при решении разнообразных задач по сравнению с

Т аблица 2

Корреляционная матрица взаимосвязей параметров когнитивных стилей со свойствами темперамента

у женщин (п = 159)

Свойства темперамента Когнитивно-стилевые параметры

Узость-широта диапазона эквивалентности Полезависимость- поленезависимость

количество выделенных групп число объектов в наибольшей группе количество правильных решений

Интеллектуальная эргичность 0.2* -0.19* 0.1

Психомоторная эмоциональность -0.07 0.16* -0.09

Коммуникативная эмоциональность -0.11 0.16* -0.11

Индекс коммуникативной активности 0.18* -0.08 -0.09

Индекс общей адаптивности 0.18* -0.13 0.04

Примечание: * двусторонний уровень статистической значимости коэффициента корреляции р < 0.05.

выделяемыми интеллектуально-энергетическими ресурсами, необходимыми при доминировании мыслительных операций синтеза.

У женской выборки число объектов в наибольшей группе положительно связано с показателями психомоторной и коммуникативной эмоциональности (г = 0.16 при р < 0.05 и г = 0.16 при р < 0.05 соответственно), что говорит об определенном увеличении синтетичности при повышении эмоциональности в психомоторной и коммуникативной сферах. По-видимому, для женщин-«синтетиков» реализация задуманного физического действия, достижение результатов в физической работе и сфера общения оказываются более значимыми, нежели для женщин-«ана-литиков». Последнее обстоятельство косвенно согласуется с данными других авторов. Согласно данным одного из проведенных исследований у представителей узкого диапазона эквивалентности доминируют эмоции страха, в то время как лица с широким диапазоном эквивалентности характеризуются преобладанием эмоций гнева [11]. Страх, в свою очередь, относится к переживаниям астенического (пассивного) характера, гнев - к переживаниям стенического (активного) характера [7]. Соответственно, у женщин-«синтетиков» эмоциональные реакции проявляются несколько активнее и ярче, чем это происходит у жен-щин-«аналитиков», что и находит отражение в очень слабом согласованном росте синтетичности и эмоциональности в области коммуникации.

Обнаруженные связи можно объяснить и по-другому. Женщины с выраженным полюсом аналитичности могут обладать более развитым самоконтролем, что способствует эффективной регуляции эмоциональных процессов и их проявлений. Такая гипотеза подтверждается исследованием И. П. Шкура-товой [1], в котором была обнаружена положительная корреляция между аналитичностью и фактором самоконтроля (по опроснику Кэттелла). Однако выдвинутое выше предположение встречает определенное противоречие в виде результата другого современного исследования, согласно которому «синтетики» более эффективно управляют собственными эмоциями [9]. Подобное расхождение результатов может объясняться особенностями исследуемой выборки испытуемых в связи с их половой принадлежностью. Вероятно, склонность использования разных стратегий совладания для разных эмоций положительно сказывается на самоконтроле женщин с узким диапазоном эквивалентности.

Индексы коммуникативной активности и общей адаптивности женщин положительно взаимосвязаны с общим числом объектов в группе (г = 0.18 при р < 0.05 и г = 0.18 при р < 0.05 соответственно). Следовательно, за увеличением аналитичности просматривается рост активности в коммуникативной сфере и повышение общей адаптивности. Возможно, женщины-«аналитики» в целом несколько активнее

женщин-«синтетиков» проявляют общительность, что не согласуется с большинством исследований, утверждающих преобладание экстраверсии у людей с широким диапазоном эквивалентности [8]. Здесь, правда, следует сделать поправку на то, что в большинстве проводимых исследований не учитывался фактор пола. Именно гендерными различиями может быть вызвано выявленное противоречие, тем более результаты настоящего исследования не обнаружили каких-либо значимых связей «аналитичности-синтетичности» с личностными психодинамическими свойствами у мужчин (табл. 1).

Несколько большую общую адаптивность у женщин, склонных чаще пользоваться интеллектуальными операциями анализа, можно объяснить положительной связью узкого диапазона эквивалентности с фактором самоконтроля по опроснику Кэттелла [1]. Есть основания полагать, что развитый самоконтроль у женщин способствует процессу психической адаптации в различных жизненных ситуациях и положительно сказывается на его скорости и эффективности.

Все выделенные группы испытуемых по критерию пола характеризуются специфичной структурой взаи-мосвязей между параметрами когнитивных стилей и свойствами темперамента. Взаимосвязи между психодинамическими и когнитивно-стилевыми характеристиками у мужчин и женщин носят различный характер. В частности, такие формально-динамические свойства, как коммуникативная эргичность, интеллектуальная эмоциональность и нейротизм, положительно коррелируют с полезависимостью среди мужчин. Интеллектуальная эргичность, психомоторная и коммуникативная эмоциональность, а также общая коммуникативная активность и адаптивность образуют разнонаправленные взаимосвязи с «узостью-широтой диапазона эквивалентности» в женской группе.

Таким образом, показано влияние гендера на изменение структуры и характера взаимосвязей понятийной дифференцированности и когнитивной арти-кулированности со свойствами темперамента.

Полученные данные наглядно демонстрируют тесное взаимодействие и взаимопроникновение когнитивно-стилевых характеристик и формально-динамических свойств, что формирует единый сложный уникальный корреляционно-структурный симптомоком-плекс в психической структуре личности, изменяющийся под воздействием фактора пола.

Приведены доказательства в пользу качественных структурно-стилевых различий в способах построения, организации и функционировании познавательной системы и целостной психической структуры индивидуальности в зависимости от гендерной принадлежности.

Предложена различная интерпретация психических механизмов, обуславливающих разнообразные соотношения параметров когнитивных стилей и свойств

темперамента у мужчин и женщин. Основные акценты в объяснении соответствующих взаимосвязей сделаны с опорой на регулирующую, контролирующую, адаптивную и компенсаторную функции когнитивных

стилей и темперамента в психике человека, а также на основании связей когнитивных стилей с другими личностными свойствами, эмоциональными состояниями и поведенческими проявлениями.

Список литературы

1. Шкуратова И. П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983.

2. Zhang L. F. Field-Dependence/Independence: Cognitive Style Or Perceptual Ability? - Validating Against Thinking Styles and Academic Achievement // Personality and Individual Differences, 2004. V. 37. P. 1295-1311.

3. Головина E. В. Категория «уверенности в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивным процессам / Под ред. E. А. Сергиенко. М., 2004. С. 160-187.

4. Pithers R. T. Cognitive Learning Style: A Review of the Field Dependent - Field Independent Approach // Journal of Vocational Education and Training, 2002. Vol. 54. No. 1. P. 117-132.

5. Salmani-Nodoushan M. A. Field Dependence / Independence and Iranian EFL Learner's Performance on Communicative Tests. Tehran, 2002.

6. Riding R. J., Cheema I. Cognitive Styles: An Overview and Integration // Educat. Psychology, 1991. V. 11. P. 193-215.

7. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.

8. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994.

9. Овсянникова В. В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 40-46.

10. Овсянникова В. В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2007.

11. Палей А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 118-126.

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

Ул. Верхняя Радищевская, 16-18, г. Москва, Россия, 109240.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 27.10.2009

A. A. Semyashkin

THE GENDER DIFFERENCES AT INTERRELATIONS OF COGNITIVE STYLES AND TEMPERAMENT

The relationships, which exist between cognitive articulation, conceptual differentiation and formally-dynamic characteristics of individuality, are described and analysed in the article. The influence of sex on quantitative and qualitative structure of interrelations of cognitive styles with temperament is ascertained empirically. The hypothetical reasons and psychological mechanisms, which determine correlations of parameters of cognitive styles and temperamental attributes in men and women, are discussed.

Key words: field-dependence-independence, analyticity-abstraction, temperament, gender differences, correlation.

M. A. Sholohov Moscow State University of Humanities.

Ul. Verhnyaya Radischevskaya, 16-18, Moscow, Russia, 109240.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.