Гендерные особенности выбора способов совладания со стрессом
Холина С.Е.
Научный руководитель — Быструшкина Н.Г.
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
г. Челябинск
Холина С. Е. — студент факультета «Лечебное дело», ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск, [email protected]
Быструшкина Н. Г. — кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава РФ, Российская Федерация, Челябинск
Аннотация
Исследование посвящено анализу тендерных особенностей выбора стратегий совладания со стрессом у студентов медицинских университетов. С этой целью применялся опросник Р. Лазаруса и С. Фолкмана для измерения копинг-стратегий. Практическая значимость работы состоит в использовании результатов для разработки программ психологической помощи, адаптированных в соответствии с гендерной принадлежностью учащихся, что будет способствовать повышению эффективности стресс-менеджмента в образовательной, профессиональной и социальной сферах.
В ходе исследования были установлены достоверные гендерные различия в выборе стратегий совладания со стрессом, в частности, в частоте выбора такого способа совладания со стрессом, как положительная переоценка.
Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, гендерные особенности, способы совладания.
Актуальность исследования способов совладания со стрессом у студентов-медиков обуславливается высокой распространенностью факторов, вызывающих состояние нервно-психического напряжения у обучающихся медицинских университетов. Во время обучения они сталкиваются с высокой учебной и психологической нагрузками, которые могут приводить к хронической усталости, снижению академической успеваемости, к проблемам со здоровьем, как физическим, так и эмоциональным. Психолог Е.В. Захаров отмечает, что в трудах Н.А. Агаджанян, Ю.В. Щербатых[1] особое внимание уделяется проблеме стресса и стрессовых ситуаций в учебном процессе студентов. Результаты их
исследований показывают, что среди обучающихся медицинских вузов частота стресса выше, по сравнению с другими направлениями обучения, из-за особенностей учебной программы.
Практическая значимость исследования заключается в установлении преобладающих стратегий совладания со стрессом у юношей и девушек, что позволит разработать гендерно-ориентированные программы психологической поддержки, направленные на повышение уровня психологического благополучия. Результаты также могут способствовать лучшему пониманию индивидуальных особенностей студентов, в частности, влияющих на преодоление стрессовых состояний, возникающих в процессе учебной деятельности.
Студенты живут в контексте непрерывного обучения, таким образом, стресс, связанный с учебной деятельностью, - это неотъемлемая часть жизни каждого учащегося. Факторы, влияющие на формирование стресса во время образовательной деятельности, хорошо изучены исследователями. Среди них основными являются:
- недостаток сна;
- несданные вовремя работы;
- невыполненные или выполненные неправильно задания;
- большое количество пропусков;
- отсутствие на нужный момент работы по дисциплине;
- недостаточно полные знания по дисциплине;
- плохая успеваемость по определенной дисциплине;
- отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
- увеличение учебной нагрузки;
- конфликтные ситуации;
- плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.);
- личностные особенности обучающихся.
Все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что студенты постоянно находятся в стрессовом состоянии, и для того, чтобы предотвратить негативное влияние данного состояния требуется использование эффективных стратегий совладания с ним.
Таким образом, факторы, провоцирующие возникновение стресса у обучающихся медицинских вузов, проанализированы достаточно детально. Однако остаётся неизученным вопрос о том, влияют ли гендерные особенности на выбор способов совладания с нервно-психическим напряжением. По этой причине было осуществлено изучение способов совладания со стрессом, выбираемых студентами медицинских вузов. Цель проведенного
исследования заключалась в сравнении стратегий совладания со стрессом, выбираемых юношами и девушками, обучающимися в медицинских вузах.
В исследовании приняли участие 58 студентов 2 курса специальности «Лечебное дело» Южно-Уральского медицинского университета (ЮУГМУ) и медицинского университета Астаны (МУА) в возрасте от 17 до 20 лет. Выбор групп испытуемых был обусловлен тем, что учебный процесс в медицинских вузах отличается высоким уровнем интенсивности и требовательностью ответственного отношения учащихся к своему профессиональному становлению. Кроме того, большое значение придается формированию эмоциональной устойчивости у будущих врачей. Таким образом, исследование способов совладания со стрессом у обучающихся медицинских университетов актуально, а его результаты могут стать основой для повышения качества образовательного процесса, профилактики психосоматических и психических расстройств.
Методы исследования включали: теоретический анализ источников информации, опрос через систему Yandex forms, статистическую обработку результатов с помощью программы Excel. Для сбора данных использовалась методика Р. Лазаруса и С. Фолкмана, которая предназначена для определения копинг-стратегий, то есть способов преодоления трудных ситуаций, возникающих в различных сферах жизнедеятельности. Данный опросник считается первой стандартизированной методикой в области измерения копинга. Тест был разработан Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирован в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.
Первый этап исследования был посвящен выявлению стратегий совладания со стрессом, доминирующих у лиц мужского и женского пола. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средняя величина копинг-стратегий, применяемых студентами медицинских университетов
Шкалы Юноши Девушки
Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение Среднее арифметическое значение Стандартное отклонение
Конфронтационный копинг 57,19 19,22 52,44 16,29
Дистанцирование 66,99 22,86 54,74 18,82
Самоконтроль 73,67 17,34 64,58 14,52
Поиск социальной поддержки 67,65 25,93 61,52 22,44
Принятие ответственности 69,61 21,64 63,21 20,66
Бегство-избегание 52,45 21,85 55,39 18,05
Планирование решения проблемы 59,48 28,85 69,92 21,87
Положительная переоценка 47,62 16,32 65,97 14,81
При проведении анализа среднего арифметического значения у группы мужского пола было обнаружено, что наиболее выраженными у них являются такие стратегии, как: самоконтроль, принятие ответственности. Наименее выраженной стратегией является положительная переоценка.
Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и пробуждения, связанные с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.
Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. В ряде случаев она сочетается с самокритикой и самообвинением. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их
последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.
В наименьшей степени мужчины применяют стратегию положительной переоценки, которая предполагает попытки преодоления негативных переживаний за счет положительного переосмысления проблемы, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Таким образом, доминирование таких стратегий, как самоконтроль и принятие ответственности, говорит о рациональном подходе юношей в решении трудных жизненных ситуаций, они стараются управлять своими эмоциями и поведением, полагаясь на свои силы. Такая активная позиция может являться не только позитивной чертой, но и быть фактором риска перегрузки из-за чрезмерного чувства ответственности. Низкая выраженность стратегии положительной переоценки свидетельствует об отсутствии использования когнитивной гибкости и слабой оценки стрессовых ситуаций с позитивной стороны, что ограничивает возможность справляться с нервно-психическим напряжением долгосрочно.
При анализе стандартного отклонения было обнаружено, что стратегией, имеющей максимальное сходство внутри группы, является положительная переоценка, а минимальное - планирование решения проблемы.
При анализе результатов, полученных в ходе опроса группы студентов женского пола, установлено, что наиболее выраженными у них являются такие стратегии, как планирование решение проблемы и положительная переоценка. Наименее выраженной стратегией выступает конфронтационный копинг. Остановимся более подробно на рассмотрении стратегии планирования решения проблем.
Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.
Использование конфронтационного копинга предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления
40
конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выборе этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
Таким образом, такая совокупность преобладающих стратегий говорит о структурированном и рациональном подходе к стрессовым ситуациям, способности находить позитивные аспекты и проводить рефлексию, что снижает общий уровень стресса. Также переосмысление трудных ситуаций способствует быстрой адаптации к изменениям и восстановлению после стрессовых событий.
,.|и |и|| ¡¡.-¡И
Ш1IIНIIIIII
Рисунок 1 - Среднегрупповая величина стратегий совладания со стрессом, выбираемых
студентами медицинских университетов
Анализ значений стандартного отклонения показал, что стратегия положительной переоценки имеет максимальное сходство внутри группы, а поиск социальной поддержки -наименьшее.
Кроме того, для межгруппового сравнения средней величины копинг-стратегий, выбираемых обучающимися медицинских вузов, результаты исследования были отражены на рисунке 1.
При проведении межгруппового сравнения было выявлено, что стратегия бегство-избегание имеет наибольшее сходство среди студентов двух групп. Выбор данной стратегии можно объяснить влиянием учебного процесса, высокая интенсивность которого вызывает желание «убежать» от факторов стресса. Выбор данной стратегии также может быть обусловлен незрелостью механизмов совладания, в силу отсутствия опыта конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций.
Стратегия планирования решения проблемы у студентов имеет минимальную сходную величину. Различие в использовании данной стратегии может быть связано с тендерными особенностями подхода к стрессу. Девушки больше склонны к анализу стрессовых ситуаций, что способствует активному использованию стратегии планирования, в то время как юноши склонны выбирать стратегии, связанные с самоконтролем.
Таблица 2 - Частота применения копинг-стратегий студентами медицинских университетов (в%)
Шкалы Юноши Девушки
низкий средний высокий низкий средний высокий
Конфронтационный копинг 23,53 35,29 41,18 30,00 30,00 40,00
Дистанцирование 5,88 41,18 52,94 25,00 30,00 45,00
Самоконтроль 0,00 29,41 70,59 5,00 27,50 67,50
Поиск социальной поддержки 23,53 17,65 58,82 20,00 15,00 65,00
Принятие ответственности 5,88 35,29 58,82 7,50 45,00 47,50
Бегство-избегание 11,76 70,59 17,65 15,00 45,00 40,00
Планирование решения проблемы 29,41 5,88 64,71 7,50 7,50 85,00
Положительная переоценка 29,41 41,18 29,41 7,50 22,50 70,00
Вторым этапом исследования было определение соотношения высокого, среднего и низкого уровней частоты применения способов совладания со стрессом посредством расчёта их процентного соотношения. Полученные результаты представлены в таблице 2.
В группе юношей самый высокий уровень имеет стратегия «Самоконтроль». У девушек наблюдается аналогичное соотношение. Результаты межгруппового анализа представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Частота выбора стратегий совладания со стрессом студентами медицинских
университетов (в %)
Следующим этапом был анализ эмпирических данных с помощью критерия Стьюдента, направленного на определение степени достоверности межгрупповых различий в частоте применения способов совладания со стрессом. Полученные результаты указаны в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели достоверности межгрупповых различий в частоте применения
способов совладания со стрессом (по Т-критерию Стьюдента)
Шкалы Значение р
Конфронтационный копинг 0,38
Дистанцирование 0,06
Самоконтроль 0,07
Поиск социальной поддержки 0,40
Принятие ответственности 0,31
Бегство-избегание 0,63
Планирование решения проблемы 0,19
Положительная переоценка 0,00*
*- различия достоверны при р<0,01
В результате статистического анализа были выявлены достоверные различия в частоте применения такого способа совладания со стрессом, как положительная переоценка. Высокий уровень этого способа достоверно реже встречается у юношей.
Таким образом, можно предположить, что значительная вариативность частоты применения этого способа совладания со стрессом, присущая лицам мужского пола, отражает влияние гендерных особенностей.
Девушки склонны к рефлексии и эмоциональной оценке стрессовых ситуаций, в результате чего способны находить точки роста и в дальнейшем легче адаптироваться к трудным обстоятельствам. Рациональность, которая доминирует в поведении юношей, может способствовать накоплению негативных эмоций, которые в дальнейшем будут влиять на развитие нервно-психического напряжения, так как отсутствует навык рассмотрения ситуации с позитивной стороны.
Таким образом, в ходе исследования были установлены достоверные гендерные различия в выборе стратегий совладания со стрессом, в частности, в частоте выбора такого способа совладания со стрессом, как положительная переоценка. Полученные результаты указывают на необходимость дальнейшего и более детального изучения копинг-стратегий у студентов медицинских университетов.
Список литературы
1. Захарова, Е. В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е. В. Захарова // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53736/ (дата обращения: 01.12.2024).
2. Исаева, Е. Р. Возрастные и тендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере Российской популяции / Е.Р.Исаева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 6 (84). — С. 86-89.
3. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — № 4. — С. 147-153.
4. Новгородцева, И. В. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления / И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О.Пьянкова // Вятский медицинский вестник. — 2014. — № 3-4 . — С. 34-37.
5. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса [Электронный ресурс]. — URL: https://psylab.info/ Опросник_«Способы_совладающего_ поведения»_Лазаруса#т92_тВ0тВ4тВ0Л0^^1.82тВ0Л1.86тВ8тВ8_Ю 0.9A.D1.80.D1.8E.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B9_.D0.B8_.D1.81.D0.BE.D0.B0.D0.B2.D1.8 2. (дата обращения: 01.12.2024).