Н. В. Лебедева
(Москва)
Гендерные особенности учебной мотивации
СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье анализируются особенности обучения взрослых на курсах повышения квалификации, роль непрерывного образования в повышении профессионального уровня специалистов. Представлены результаты исследований по изучению гендерных особенностей учебной мотивации слушателей, работающих психологами и педагогическими работниками учреждений социальной защиты населения
В современных условиях постоянных перемен и обновлений, активного внедрения инноваций во всех сферах жизни вопросы непрерывного образования приобретают особую актуальность. Непрерывное образование рассматривается как пожизненный процесс освоения знаний и умений, обеспечивающий постоянное развитие творческого потенциала личности, которое опирается на прогнозный характер обучения, то есть на способность личности соответствовать будущим тенденциям развития общества.
При этом процесс образования взрослых людей не должен выстраиваться в строго последовательные, логические ряды, не должен сводиться к строго очерченным темам учебных дисциплин, взрослый человек имеет право почерпнуть те знания, которые необходимы именно ему для самоопределения, профессионального становления и личностного развития [6, с. 62].
Процесс обучения взрослых нужно ориентировать на расширение общей культуры, развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности. Направленность на развитие творчества и введение всевозможных инноваций нужно сочетать с формированием умений видеть социальные последствия технических, технологических и других нововведений, с развитием чувства личной ответственности за результаты и последствия своей деятельности в плане сохранения и улучшения среды обитания, развития профессиональной и общей культуры [8, с. 26].
Качество обучения взрослых во многом определяется мотивами, побудившими слушателей участвовать в учебно-образовательном процессе. Мотивация в психологии является одним из ключевых понятий, объясняю-
щих основу активности личности, рассматривается как «совокупность внутренних побуждений и индивидуальных стремлений» [3, с. 33], составляющих основу готовности к обучению, как внутренний импульс, который стимулирует человека строить вектор любой деятельности. Мотив - внутренний диалог с самим собой, главная тема которого - поиск ответа на вопрос: «Зачем мне это надо?» Отвечая на него, человек руководствуется тем, что для него является ценным в данный момент [1].
Ю. Н. Кулюткин, изучая психологию обучения взрослых, определяет мотивацию как основу учебно-познавательной деятельности. При этом проблема мотивации обучения рассматривается с разных уровней анализа, начиная прежде всего с общей направленности интересов личности. Необходимо помнить, что учебная деятельность является лишь одним из конкретных видов общей жизнедеятельности человека как субъекта труда, познания и общения. Интересы, познавательные потребности каждого человека определяются целостной системой установок и ценностей личности, ее общей жизненной направленностью [4, с. 56].
С другой стороны, мотивация - это «проблема внутренней динамики познавательных процессов: проблема порождения и реализации побуждений, выбора и принятия решений, формирования намерений, а также реализации этих решений и намерений. По существу этот аспект анализа связан с исследованием внутренних мотивационных механизмов познавательной деятельности, с изучением того, как мотивируется процесс учения» [4].
Потребность в познавательной деятельности относится к главным человеческим
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37) 2013
59
потребностям, на ее основе происходит освоение индивидом многовекового человеческого опыта. Что касается учебно-познавательной деятельности, то она мотивируется познавательными интересами, направленными на научные факты и закономерности, на методы и приемы познания, то есть на ценность теоретического знания.
Запросы взрослых людей, обращающихся к различным источникам знаний, можно охарактеризовать как: интерес к новому, выступающему в форме простой любознательности; эмоционально-личностные запросы, с которыми взрослый человек обращается, как правило, к произведениям искусства, художественной литературе с желанием удовлетворить устойчивые эстетические запросы; чисто практические запросы, связанные с получением информации, необходимой для решения профессиональных задач.
С возрастом возникают дифференцированные запросы по отношению к различным источникам знаний. В молодом возрасте (1620 лет] люди обращаются к источникам информации с различными целями, в основном преобладают направленные на расширение кругозора. Взрослея, люди начинают подходить к профессиональной литературе, другим источникам более дифференцированно, избирательно, специализированно [5, с. 123].
Учебная мотивация определяется как частый вид мотивации, включенный в деятельность обучения. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т.д.]; в-четвертых, субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системой его отношений к слушателю, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета [2, с. 46].
Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью. А. К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Интерес к учению может быть широким, пла-
нирующим, результативным, процессуальносодержательным, учебно-познавательным и его преобразующим [7].
На основе системного анализа были определены основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным обучаемому. Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности - выработкой обобщенного способа действия - и «опредмечивается» в нем, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например, самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения, аффилиации, доминирования и др. [9, с. 28].
Исследования учебной мотивации слушателей Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения Москвы (ИПК ДСЗН] показывают следующую картину: у мужчин и женщин преобладают разные мотивы, побудившие пройти обучение на курсах повышения квалификации.
Объем выборки составил 132 человека. Это психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги и воспитатели, работающие в учреждениях социальной защиты населения города Москвы. Все они были слушателями курсов повышения квалификации, проходившими обучение по различным учебным программам кафедры психологии и педагогики ИПК ДСЗН.
Слушателям был предложен ряд мотивов, среди которых необходимо было отметить собственные мотивы учебно-образовательной деятельности.
Несмотря на то, что количество мужчин составило чуть более 10% от общего количества слушателей, особенности учебной мотивации по гендерному составу имеют ряд отличий. Среди мотивов, побудивших мужчин пойти на курсы повышения квалификации:
1. Приобретение или пополнение теоретических знаний по направлению курса.
2. Повышение уровня общей культуры.
3. Развитие исследовательских знаний и навыков.
4. Знакомство с зарубежным опытом.
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что у мужчин, работающих в учреждениях социальной защиты населения Москвы по названным специальностям, преобладает стремление к пополнению или приобретению новых теоретических знаний в области психологии и педагогики, то есть базовый багаж знаний, полученных в вузах, не совсем удовлетворяет запросы социально-психологических и педагогических работников для осуществления профессиональной деятельности в современных условиях модернизации системы социальной защиты населения города Москвы.
Интерес представляет мотив «повышение уровня общей культуры». У мужчин, работающих в социозащитных учреждениях, в отличие от женщин, почти в два раза больше преобладает стремление к повышению уровня культуры. Это связано с тем, что психологопедагогические работники данной отрасли работают с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в основном это социальные сироты, пожилые люди, одинокие мамы, родители, воспитывающие детей-инва-лидов и др. Для работы с данными категориями граждан каждый специалист должен обладать высоким уровнем культуры, чтобы профессионально осуществлять свою профессиональную деятельность. В данной ситуации у мужчин иногда возникают трудности в проведении психологического и социального консультирования, оказания социально-психологического, педагогического сопровождения в рамках профессиональной деятельности, в умении разрешить конфликтные ситуации, возникающие у клиентов и т.д. Женщины обладают большей коммуникабельностью, умением демонстрировать свой уровень культуры, гибкостью в отношениях с трудными категориями граждан, находящихся на обслуживании в социозащитных учреждениях.
Мужчины чаще отмечают, что хотели бы изучить опыт работы коллег из других учреждений отрасли, а также и знакомство с зарубежным опытом. Это также связано с различным уровнем коммуникабельности. Женщины, работающие психологами, педагогами, воспитателями в учреждениях социальной защиты населения, чаще в отличие от мужчин участвуют в конференциях, семинарах, круглых столах, выезжают в регионы Россий-
ской Федерации и за рубеж с целью изучения опыта работы коллег.
Необходимо обратить внимание на мотив, побудивший мужчин пойти учиться на курсы повышения квалификации: «развитие исследовательских навыков». Данный мотив преобладает у мужчин, а не у женского состава слушателей. Мужчины хотели бы повысить свой уровень исследовательских знаний, заняться изучением и проведением научных исследований в рамках своей профессиональной деятельности.
У женщин преобладают мотивы «совершенствование профессиональной деятельности» и «знакомство с новыми технологиями» (психолого-педагогическими, технологиями социального обслуживания и др.]. Женщины, работающие в учреждениях социальной защиты населения города Москвы, стремятся повысить свой профессиональный уровень, изучить инновационные технологии. Они активны, мобильны, чаще проявляют интерес и инициативу в изучении нового в своей профессиональной деятельности.
Существуют личностные мотивы, побудившие женщин пройти повышение квалификации. Это «повышение зарплаты», «получение свидетельства об окончании курсов», «прохождение аттестации». Женщины стремятся повысить свой профессиональный уровень, который будет способствовать успешному прохождению аттестации на повышение тарификационного разряда или квалификационной категории, результатом чего будет повышение уровня заработной платы.
Среди слушателей женщины в отличие от мужчин почти в три раза чаще указывают мотив «возможность в перспективе карьерного роста». Данная категория слушателей, участвующих в опросе, занимает рядовые должности психологов, педагогов, воспитателей. Женщины стремятся к повышению по карьерной лестнице и хотели бы работать заведующими профильных отделений, а некоторые в перспективе стремятся стать руководителями социозащитных учреждений. Их волнует вопрос сохранения рабочего места. Особенно это актуально в условиях оптимизации и реорганизации отрасли.
Отдельный мотив, на который необходимо обратить внимание, это «повышение самооценки». Некоторые женщины, несмотря на свою активность, коммуникабельность, имеют заниженную самооценку. Это связано
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (37] 2013
61
с личностными и психологическими особенностями женщин. В результате прохождения обучения на курсах повышения квалификации женщины хотели бы повысить свой уровень самооценки.
Отметим особо мотив, имеющий гендерные различия: «заставило руководство».
Женщины чаще мужчин отметили данную причину своего обучения, так как им сложнее обосновать отказ направления на курсы повышения квалификации своему руководству. У мужчин это вызывает меньше затруднений.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать выводы, касающиеся гендерных особенностей учебной мотивации на курсах повышения квалификации. Женщины, работающие в учреждениях социальной защиты населения Москвы, чаще в отличие от мужчин-коллег стремятся повысить свой профессиональный уровень, изучить новые психологические, педагогические, социальные технологии. Они более
активны, инициативны, отличаются творческим походом к своей трудовой деятельности. Мужчины же, работающие психологами, педагогами, воспитателями, более инертны, их меньше волнуют вопросы карьерного роста, повышение зарплаты, сохранение рабочего места. Мужчины хотели бы приобрести в результате обучения на курсах повышения квалификации теоретические знания, повысить уровень общей культуры, заняться исследованиями. Из мужчин, работающих по вышеуказанным специальностям, лишь небольшой процент стремится к руководящими должностям.
Проведенное исследование должно помочь профессорско-преподавательскому составу планировать и организовывать учебнообразовательный процесс для взрослых с учетом гендерных особенностей мотивации. Это позволит повысить уровень профессионально-личностного развития слушателей разных половозрастных групп.
Литература
1. Бурцева Н. В. Аксиологические аспекты мотивации в образовании // Человек и образование. - 2011. - №2 (27). - С. 59-63.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. завед. - М. : Логос, 2005. - 382 с.
3. Кузьминов Я. И., Волков А. Е., Реморенко И. М и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 32-65.
4. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.
5. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познават. активности личности как основа готовности к самообразованию - М. : Педагогика, 1977. - 152 с..
6. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей (Теория и практика образования взрослых). - СПб.: ИОВ РАО ; Тускарора, 1998. - 271 с.
7. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1980. - №5. -С. 78.
8. Тонконогая Е. П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе // Человек и образование.
- 2010. - №1 (22). - С. 25-27.
9. Чиркина С. Е. Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Казань, 2005.
- 196 с.