ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ СПОРТСМЕНОВ 9 - 12 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ
В УШУ-ТАОЛУ Баев И.В. Email: [email protected]
Баев Иван Вячеславович - тренер-преподаватель, Центр боевых искусств, г. Череповец
Аннотация: представлены результаты оценки двигательной координации и зрительно-моторных реакций спортсменов учебно-тренировочной группы отделения ушу. Установлено значительное превышение нормативных требований к уровню двигательной координации спортсменов на тренировочном этапе в ушу-таолу в обеих гендерных группах. В результате проведения рефлексометрических тестов выявлены некоторые гендерные особенности в реагировании на световой сигнал и подтверждено положительное влияние тренировочного занятия на зрительно-моторные реакции спортсменов.
Ключевые слова: ушу-таолу, двигательная координация, зрительно-моторная реакция.
GENDER FEATURES OF MOTOR COORDINATION AND VISUAL-MOTOR RESPONSE IN WUSHU-TAOLU ATHLETES AGED 9 - 12 YEARS Baev I.V.
Baev Ivan Vyacheslavovich - Trainer-Teacher, CENTER OF MARTIAL ARTS, CHEREPOVETS
Abstract: the results of assessment of motor coordination and visual-motor responses in Wushu-Taolu athletes aged 9-12 years are presented. Level of motor coordination of athletes at a stage of sports specialization in both gender groups is estimated at Wushu-Taolu as above requirements of the standard. By means of carrying out tests some gender features in response to a light signal are revealed. Besides, positive influence of a training on visual-motor responses of the athletes is confirmed. Keywords: wushu-taolu, motor coordination, visual-motor response.
УДК 796.85
Активное развитие восточных боевых искусств в числе других нетрадиционных физкультурно-спортивных видов в настоящее время в нашей стране отмечается как тенденция [4]. Популярность восточных единоборств специалисты объясняют не только их экзотичностью, но и значительным воспитательным потенциалом: благодаря своей философии, морально-этической базе такие занятия стали эффективным способом не только физического, но и нравственного, психологического и духовного совершенствования человека [3].
Анализ литературы показывает, что система китайских боевых искусств ушу привлекает пристальное внимание исследователей в области педагогики физической культуры (А.В. Гаськов, 2001; О.С. Васильев, 2003; Л.М. Калакаускене, 2005; Р.Д. Абиев, 2007; Т.Н. Брук, 2007; О.В. Кустов, 2010; Р.Р. Зарипов, 2013; О.О. Кастальский, 2017, и др.). В работах указанных авторов ушу рассматривается как
средство укрепления здоровья [1], психоэмоционального совершенствования [5], снижения гиперактивности и агрессивности детей [2], развития их координации [7]. Специалистами подчеркивается универсальность системы ушу, позволяющая использовать ее при любом состоянии здоровья и в любом возрасте [6]. Таким образом, проблема использования ушу для решения задач физического, нравственного и духовного воспитания детей и подростков к настоящему времени достаточно полно раскрыта в научно-методической литературе. Однако в связи актуализацией проблемы модернизации системы подготовки спортивного резерва и внедрением федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) по рассматриваемому виду спорта требуют специального изучения вопросы оценки уровня физической и функциональной подготовленности юных спортсменов, специализирующихся в спортивных дисциплинах ушу.
Как следует из ФССП по виду спорта ушу, наиболее значительное влияние на результативность в спортивной дисциплине «Таолу, традиционное» оказывают скоростные способности, гибкость и координационные способности, при этом высокая степень влияния скоростных и координационных способностей (КС) на результативность соревновательной деятельности в спортивных единоборствах доказана многочисленными научными исследованиями [8]. Очевидной также представляется важность обращения к вопросам развития координации спортсменов в ушу-таолу на этапе спортивной специализации, поскольку возраст с 7 до 11 -12 лет традиционно признается благоприятным периодом для целенаправленного развития всевозможных КС [9].
Исследование проводилось на базе МБУ ДО «ДЮСШ боевых искусств» г. Череповца. В нем приняли участие спортсмены УТГ 2-3-го годов обучения отделения ушу (n=23). Возраст испытуемых на момент обследования составлял от 9 лет 10 месяцев до 12 лет 6 месяцев.
Диагностический инструментарий для проведения констатирующего эксперимента включал контрольное упражнение «челночный бег 3х10 м», рекомендуемое ФССП по виду спорта ушу для оценки КС спортсменов на всех этапах спортивной подготовки, и тесты «реакция выбора» (РВ) и «реакция на движущийся объект» (РДО), позволяющие по времени зрительно-моторной реакции оценить сенсомоторную координацию. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы «Statistica v10.0 (StatSoft)».
Результаты выполнения контрольного упражнения «челночный бег» в разрезе гендерных групп представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка выполнения упражнения «челночный бег 3х10 м» спортсменами УТГ 2-3-го годов обучения отделения ушу
Пол Результаты выполнения контрольного упражнения (M±w), с Норматив для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) Норматив для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
Юноши (n=11) 8,36±0,39 не более 9,9 с не более 8,9 с
Девушки (n=12) 8,66±0,67 не более 10 с не более 9,2 с
Из таблицы 1 видно, что в среднем уровень координации обследованных спортсменов по результатам челночного бега, как в группе юношей, так и в группе девушек, значительно превышает требования ФССП для спортсменов при переходе на тренировочный этап спортивной подготовки и вполне соответствует требованиям этапа совершенствования спортивного мастерства. Расчет достоверности различий с
помощью непараметрического критерия Манна-Уитни не обнаружил достоверных различий в результатах выполнения контрольного упражнения в выделенных группах, что согласуется с возрастными закономерностями развития КС в младшем подростковом возрасте.
Рефлексометрические тесты (РВ и РДО) проводились до начала (1) и после окончания (2) тренировочного занятия. Результаты хронорефлексометрии представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты выполнения тестов зрительно-моторной реакции спортсменами УТГ 2-3-го годов обучения отделения ушу, Mean
Показатель Пол Уровень статистической значимости (p)
Юноши Девушки
РВ1 (зел.), мс 381,17 327,20 0,177
РВ1 (красн.), мс 349,25 374,47 0,418
РДО1 (опер.), % 45,62 41,48 0,655
РДО1 (опер.), мс 110,00 93,13 0,480
РДО1 (запазд.), % 18,29 18,73 0,947
РДО1 (запазд.), мс 52,58 109,07 0,019
РВ2 (зел.), мс 329,50 399,40 0,108
РВ2 (красн.), мс 347,50 377,07 0,298
РДО2 (опер.), % 29,17 39,66 0,312
РДО2 (опер.), мс 64,08 106,50 0,153
РДО2 (запазд.), % 28,12 16,45 0,208
РДО2 (запазд.), мс 80,00 43,64 0,072
Для оценки корреляции между состоянием зрительно-двигательной координации и КС спортсменов был использован непараметрический критерий Спирмена, а в качестве переменных были приняты показатели среднего времени, процента опережений, процента запаздываний по результатам выполнения рефлексометрических тестов и результаты выполнения контрольного упражнения «челночный бег». Проведенный корреляционный анализ не выявил статистически значимых связей между переменными по всем показателям, что еще раз подчеркивает сложность и неоднозначность природы координации в двигательной сфере.
При сравнении показателей зрительно-двигательной координации в группах юношей и девушек по реакции выбора на зеленый и красный цвет до начала тренировочного занятия, как видно из таблицы 2, есть различия в значениях среднего выборочного, но без достоверной разницы, так же как и в проценте опережений и запаздываний при реакции на движущийся объект. Между тем среднее время запаздывания у юношей достоверно ниже при примерно одинаковом проценте запаздывающих реакций между группами. После завершения тренировочного занятия достоверных различий между группами не установлено, однако у юношей среднее время запаздываний стало несколько больше, чем у девушек, как и процент запаздываний.
При сравнении динамики реакции под воздействием тренировки с большой достоверностью можем утверждать, что время запаздывания у девушек снизилось, а у юношей увеличилось. При этом в группе юношей достоверные изменения произошли в проценте опережающих реакций и среднем времени опережения, в том время как у девушек - в среднем времени запаздывания.
Таким образом, по результатам оценки могут быть сделаны выводы о том, что между гендерными группами нет достоверных различий в исходном состоянии зрительно-двигательной координации, за исключением среднего времени запаздывания - у девушек оно выше. После проведения тренировочного занятия достоверных различий между группами также нет. Однако изменения в группах
произошли с несколько различной степенью выраженности: юноши стали точнее реагировать на движущийся объект за счет уменьшения процента опережающих реакций и снижения среднего времени опережения, в то время как у девушек достоверно сократилось среднее время запаздывания. Кроме того, стоит заметить, что подобные изменения произошли в результате несколько различного протекания адаптивных процессов к нагрузке у девушек и юношей, что подтверждается достоверными различиями в средних и максимальных значениях ЧСС во время тренировки: у юношей - 129,33 и 169,78 уд./мин соответственно, у девушек - 148,56 и 185,78 уд./мин соответственно. Вместе с тем, несмотря на это, в целом физическая нагрузка тренировочного занятия положительно повлияла на время реагирования на световой сигнал и в группе юношей, и в группе девушек, в большей степени - по методике РДО. У юношей реакция на движущийся объект стала точней за счет уменьшения количества опережений и их среднего времени, а у девушек - за счет сокращения времени запаздываний.
В целом полученные результаты не противоречат литературным данным о гендерных и возрастных различиях в выполнении сенсомоторных тестов [11], об особенностях динамики показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев [10] и могут быть учтены в практике физической подготовки спортсменов в ушу-таолу.
Список литературы /References
1. Абиев Р.Д. Организация занятий по ушу-саньшоу в начальных классах общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 3. С. 61-62.
2. Брук Т.Н. Психолого-педагогические условия эффективности воспитания в процессе занятий ушу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. № 5. С. 78-79.
3. Варфоломеева З.С., Ямковенко А.В., Чирков В.С. Занятия каратэ как средство социализации детей и подростков // The value system of modern society»: materials digest of the XVII International Scientific and Practical Conference (London, January 19-January 23, 2012). Odessa: InPress, 2012. С. 63-65.
4. Васильев О.С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003. № 2. С. 5-6.
5. Гаськов А.В., Марковец И.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001. № 4. С. 49-50.
6. Калакаускене Л.М., Кустов О.В. Традиционное ушу. Адаптивная методика занятий для детей младшего и среднего школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2005. № 5. С. 42-45.
7. Кастальский О.О., Манукян С.С. Влияние ушу на координацию детей среднего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университет, 2017. № 2. С. 24-29.
8. Козырева Д.А., Бицадзе Н.Г., Варфоломеева З.С. Оценка функционального состояния центральной нервной системы и координационных способностей дзюдоистов на начальном этапе спортивного отбора // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 08.1 (62). С. 77-80.
9. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
10. Соколова Л.В., Сунцов С.А. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12-14 лет / Л.В. Соколова, // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки», 2015. № 4. С. 99-106.
11. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университет, Серия: Естественные и технические науки, 2013. № 18 (5). С. 2831-2840.
ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ШАГ ПЕРВЫЙ: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОСТАВ Казанцева С.И. Email: [email protected]
Казанцева Светлана Ивановна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия № 2, г. Красноярск
Аннотация: сегодня одной из актуальных тем в современном образовании является внедрение кардинально новых федеральных государственных образовательных стандартов. В данной статье рассматриваются государственные образовательные стандарты. Были выявлены пути становления данных стандартов и внедрение федерального образовательного стандарта нового поколения. На примере учебного заведения в данной статье был проведен анализ апробации образовательного стандарта, были выявлены основные этапы, которые подлежат изменению при внедрении его в современные школы.
Ключевые слова: образование, стандарт, учитель, педагог, администрация, школа.
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL STANDARDS. STEP ONE: ADMINISTRATIVE COMPOSITION Kazantseva S.I.
Kazantseva Svetlana Ivanovna - Deputy Director for Teaching and Educational Work, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION GIMNAZIUM№ 2, KRASNOYARSK
Abstract: today one of the urgent issues in modern education is the introduction of radically new federal state educational standards. This article examines state educational standards. Ways to establish these standards and introduce a new generation federal education standard were identified. On the example of the educational institution in this article, an analysis of the approbation of the educational standard was carried out, the main stages were identified that are subject to change when it is introduced into modern. Keywords: education, standard, teacher, teacher, administration, school.
УДК 37.088
На сегодняшний день актуальной темой в образовании является внедрение кардинально новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам