Научная статья на тему 'Оценка параметров специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина'

Оценка параметров специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА / ПАРАМЕТРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / STANDARD OF SPORTS TRAINING / SKI JUMPING / PARAMETERS OF THE SPECIAL FITNESS / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедев Георгий Константинович

В данной работе представлены результаты оценки специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина. Проведен сравнительный анализ параметров технической и психологической подготовленности, координационных способностей, морфологических параметров, скоростно-силовых качеств юных лыжников-прыгунов юношей и девушек. Выявлено, что показатели, заложенные в федеральном стандарте спортивной подготовки, не позволяют объективно оценить подготовленность спортсмена. Предложена методика тестирования с использованием батареи тестов, наилучшим образом характеризующих возможности спортсмена, особенно скоростно-силовые. Доказана эффективность системы оценки последовательного освоения трех уровней техники прыжка и анализа кинематических параметров техники прыжка на лыжах с трамплина для определения уровня технической подготовленности юных лыжников-прыгунов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF PARAMETERS OF THE SPECIAL FITNESS OF YOUNG SKI JUMPERS

In this article, the authors have investigated the test results of special fitness of young ski jumpers. The authors presented a comparative analysis of the parameters of technical and psychological fitness, coordination abilities, morphological parameters, speed-power qualities of young ski jumpers for boys and girls. The comparative analysis of the parameters of technical and psychological preparedness, coordination abilities, morphological parameters, speed-strength qualities of young skiers-jumpers of young men and girls is carried out. It was revealed that the indices laid down in the Federal Standard of Sports Training do not allow to evaluate objectively the athlete’s preparedness. A testing technique is proposed using a battery of tests that best characterize the capabilities of the athlete, especially speed-power. The effectiveness of the system for assessing the successive mastery of three levels of the technique of jumping and analysis of the kinematic parameters of the ski jump technique for determining the level of technical preparedness of young skiers.

Текст научной работы на тему «Оценка параметров специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

Г.К. ЛЕБЕДЕВ,

УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

В данной работе представлены результаты оценки специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина. Проведен сравнительный анализ параметров технической и психологической подготовленности, координационных способностей, морфологических параметров, скоростно-силовых качеств юных лыжников-прыгунов юношей и девушек. Выявлено, что показатели, заложенные в федеральном стандарте спортивной подготовки, не позволяют объективно оценить подготовленность спортсмена. Предложена методика тестирования с использованием батареи тестов, наилучшим образом характеризующих возможности спортсмена, особенно скоростно-силовые. Доказана эффективность системы оценки последовательного освоения трех уровней техники прыжка и анализа кинематических параметров техники прыжка на лыжах с трамплина для определения уровня технической

подготовленности юных лыжников-прыгунов.

Ключевые слова: стандарт спортивной подготовки, прыжки на лыжах с трамплина, параметры специальной

подготовленности, сравнительный анализ.

ESTIMATION OF PARAMETERS OF THE SPECIAL FITNESS OF YOUNG SKI JUMPERS

G.K. LEBEDEV,

UrFU named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,

Ekaterinburg city, Russia

Abstract

In this article, the authors have investigated the test results of special fitness of young ski jumpers. The authors presented a comparative analysis of the parameters of technical and psychological fitness, coordination abilities, morphological parameters, speed-power qualities of young ski jumpers for boys and girls. The comparative analysis of the parameters of technical and psychological preparedness, coordination abilities, morphological parameters, speed-strength qualities of young skiers-jumpers of young men and girls is carried out. It was revealed that the indices laid down in the Federal Standard of Sports Training do not allow to evaluate objectively the athlete's preparedness. A testing technique is proposed using a battery of tests that best characterize the capabilities of the athlete, especially speed-power. The effectiveness of the system for assessing the successive mastery of three levels of the technique of jumping and analysis of the kinematic parameters of the ski jump technique

for determining the level of technical preparedness of young skiers.

Keywords: standard of sports training, ski jumping, parameters of the special fitness, comparative analysis.

Введение

Отставание российских прыгунов на лыжах с трамплина от ведущих спортсменов Австрии, Германии, Словении, Норвегии, Японии и других стран вызвано, прежде всего, отсутствием должной конкуренции при включении в сборные команды России, отставанием в параметрах их подготовленности, многие из которых формируются на ранних этапах многолетней подготовки - начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочном этапе (УТЭ).

Федеральный стандарт спортивной подготовки по прыжкам на лыжах с трамплина (далее ФССП) [1] устанавливает совокупность требований к подготовке спортсменов по данному виду спорта. Содержание ФССП определяет требования к разработке и реализации программ спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях. Согласно ФССП, в России установлена продолжительность этапов начальной спортивной подготовки для прыгунов на лыжах с трамплина для спортсменов с 9 лет - 3 года и учебно-тренировоч-

ного этапа для спортсменов от 11 до 15 лет - 4-5 лет. Установлены требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки.

В настоящее время наблюдаются существенные различия в тренировочных и соревновательных нагрузках, планируемых результатах юных лыжников-прыгунов в программах подготовки в России и в ведущих странах в прыжках на лыжах с трамплина [2]. Сравнение показывает, что: 1) к занятиям по прыжкам на лыжах с трамплина за рубежом привлекаются дети на 3 года раньше, чем в России, из-за чего, в частности, не удается привлечь в прыжки на лыжах с трамплина перспективных детей, уже занимающихся другими видами спорта; 2) в ФССП не регламентируется необходимое количество прыжков с трамплинов в год на разных этапах подготовки из-за невозможности обеспечения подготовки на современных трамплинах разной мощности в большинстве организаций, осуществляющих спортивную подготовку по данному виду спорта; 3) нормативное количество соревнований, в которых должны участвовать спортсмены в России, примерно в два раза меньше, чем для зарубежных прыгунов одного с россиянами возраста; 4) начиная с 11-12 летнего возраста наиболее перспективные спортсмены за рубежом уже включаются в составы региональных сборных команд для усиленной подготовки.

Для устранения отставания российских лыжников-прыгунов от зарубежных к системе подготовки юных спортсменов в России должны предъявляться особые требования, а именно: на этапе НП необходимо поставить задачу привлечения к занятиям как можно большего числа детей 9-12 лет, годных по состоянию здоровья и с хорошей динамикой проявления двигательных качеств и физического развития; с самого начала занятий прыжками на лыжах с трамплина подготовка должна включать эффективную систему развития основных, определяющих высокие спортивные достижения в будущем, качеств лыжников-прыгунов, освоения техники прыжков; для перспективных спортсменов создавать необходимые условия для качественной подготовки, включающие современное научно-методическое сопровождение.

Актуальными являются исследования, посвященные критической оценке и анализу положений ФССП как основного документа, регламентирующего требования к подготовке лыжников-прыгунов. В частности, специалистами Чайковского института физической культуры [3] было установлено, что ни один из показателей физической подготовленности, рекомендуемых стандартом для учета при зачислении в группы на этапы спортивной подготовки, не имеет сильной статистической взаимосвязи с результатами соревновательной деятельности лыжников-прыгунов. Кроме того, с повышением уровня спортивного мастерства растет процент спортсменов, не выполняющих нормативы федерального стандарта. Ключевым для соревновательного успеха прыгунов на лыжах с трамплина зарубежные специалисты считают, прежде всего, специальную подготовленность, включающую техническую и психологическую подготовленность, координационные способности, морфологические

параметры, скоростно-силовые качества и гибкость [8], часть из которых формируется до 15 лет, и сенситивные периоды развития которых приходятся на данный возраст. Особенностью спортсменов на этапе НП и УТЭ являются существенные различия в их физическом развитии и физических качествах, являющихся результатом как естественного роста, так и полового созревания. Необходимо учитывать и различия в темпах физического развития девочек и мальчиков.

Организация и методы исследования

Исследования специальной подготовленности юных прыгунов на лыжах с трамплина проводились на базе ГАУ ДО СО СДЮСШОР «Аист» (г. Нижний Тагил) и ГАПОУ Свердловской области «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)» с привлечением 149 юных лыжников-прыгунов. При определении перечня параметров контроля уровня специальной подготовленности спортсменов из значительного числа показателей было отобрано оптимальное, на наш взгляд, количество с учетом специфики подготовки лыжников-прыгунов в индивидуальном сложно-координационном виде спорта ско-ростно-силовой направленности на этапе НП и УТЭ. Использовались показатели, меняющиеся незначительно при повторных определениях, однако их значения у разных лыжников-прыгунов на разных этапах подготовки были значимы, для этого подбирались соответствующие тесты.

Для обработки разнообразной информации, полученной в результате контрольных испытаний, и для соизмеримости было принято, чтобы все показатели различных сторон оптимальной подготовленности спортсменов имели величину, равную 1 (единице). Это позволяет создать систему условий градации значений коэффициентов того или иного показателя и строить номограммы. В них по величине значений показателей были выделены четыре зоны: модельная (от 1,0 до 0,90); высокая (от 0,89 до 0,70); средняя (от 0,69 до 0,40); низкая (от 0,39 до 0).

По результатам измерений антропологических параметров тела определялся: вариант биологического развития спортсменов-подростков на этапе НП по индикатору зрелости по методу А.А. Зайцева; уровень соматической зрелости на УТЭ по индексу физического развития по методу Вучерка; тип телосложения по индексу Пинье; определялось изменение показателя площади поверхности тела, рассчитанного по формуле Изаксона [4].

Среди показателей физической подготовленности лыжников-прыгунов были выбраны:

- быстрота (оценивалась по результату теста «Бег на 30 м с высокого старта»);

- скоростная мощность (прыжок в высоту по Абала-кову с махом);

- латентные координационные способности (тест «Челночный бег 3x10 м», разница между тестом «Бег на 30 м» и челночным бегом, тест «Три кувырка вперед»);

- гибкость (наклон вперед из положения «сидя»).

В качестве критериев оценки выбранных параметров для спортсменов разного возраста были использованы данные нормативов по физической культуре [5] и оценки

<&

ФНЦ ВНИИФК

уровня координационных способностей В.И. Ляха [6] с последующей интерполяцией.

В связи с поэтапным освоением юными спортсменами уровней освоения техники прыжка (начальной техники, хорошей техники в нормальных условиях, стабильной техники в соревновательных условиях) были разработаны нормативы оценок для каждого уровня. По результатам экспертной оценки (количество ошибок из 15 возможных во время тренировочных прыжков) определялся уровень освоения начальной техники. Оценка кинематических параметров техники прыжка на лыжах с трамплина (устанавливалось среднее количество отклонений от 21 модельных угловых характеристик выполняемого тренировочного прыжка, предложенных Брунстремом А.Б. [7]) использовалась для определения уровня освоения хорошей техники в нормальных условиях. Биомеханический контроль осуществлялся с помощью программ оценки видеоизображения Dartfish (версия ProSuite 9.0) и VideoMotion (версия 4.4). Получение видеоизображений прыжка осуществлялось с помощью видеокамер (Brickcom OB-200Np LR WDRPro-20X Kit), установленных в семи местах на трамплинах в соответствии с требованиями обеспечения получения изображения всех фаз прыжка без разрыва изображения. Уровень освоения стабильной техники прыжка на лыжах с трамплина в соревновательных условиях оценивался по средней оценке судей за технику прыжка по итогам наиболее значимых соревнований: первенства и чемпионата России, этапов Кубка России, Молодежных и Юношеских игр, Кавголовских игр, Рождественского турне.

Оценка динамических параметров психического состояния спортсменов, которые характеризуют их абсолютные координационные способности, осуществлялась с использованием тестов хронорефлексометрии. С помощью теста «Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР)» измерялась скорость зрительно-моторной реакции, стабильность реакции, оценивалась степень устойчивости внимания, способность нервной системы к выполнению заданий. С помощью теста «Реакция на время (РВ)» измерялось время сенсомоторной реакции, оценивались подвижность нервных процессов и время, необходимое на обработку информации. С помощью теста «Реакция на движущийся объект (РДО)» определялось число точных реакций и вероятность возникновения ошибок (энтропия), характеризующих уравновешенность (сбалансированность) нервных процессов в ЦНС. Теппинг-тест использовали для оценки силы нервных процессов. Двигательные компоненты психического состояния оценивались с помощью программно-аппаратного комплекса «НС-Психотест» компании Нейрософт.

Результаты исследования

В результате исследований антропометрических данных юных лыжников-прыгунов в течение годичного тренировочного периода выявлено следующее. Астенический тип телосложения был практически у всех спортсменов, но наблюдались различия значений индекса Пенье у спортсменов разных групп подготовки с тенденцией снижения у юношей в заключительные годы УТЭ в сто-

рону нормостенического типа телосложения. Индекс массы тела постепенно увеличивался с возрастом у юношей-прыгунов. Выявлены спортсмены на этапе НП с растянутым, обычным и укороченным вариантом биологического развития и лыжники-прыгуны на УТЭ подготовки, у которых было отстающее, нормальное и опережающее физическое развитие. Установлено большее количество юниорок в пубертатном периоде развития в 1-й год тренировочного этапа подготовки (ТЭП), а у юниоров -во 2-й год ТЭП, выявлены спортсмены с более ранним и поздним сроком наступления пубертатного периода, а также различия в продолжительности пубертатного периода от полугода до двух лет у разных спортсменов.

Показатель площади поверхности тела по формуле Изаксона, характеризующий физическое развитие спортсменов, изменяется неравномерно по мере взросления спортсменов. Анализ изменения (в %) индекса площади поверхности тела у лыжников-прыгунов группы подготовки УТ-4 в предыдущие годы подготовки (рис. 1) выявил периоды неравномерного изменения индекса и его заметный рост в пубертатный период. Скорость изменения индекса у ряда спортсменов в этот период также была разной, что соответствовало ускоренному раннему (у спортсмена ККН), нормальному (у спортсменов ЕВА, ЛБЕ, ЕЕЕ, ЕПМ), позднему (у спортсменов ЛОС, ЛХЮ) и замедленному (у спортсмена ГДД) физическому развитию спортсменов. Анализ изменения индекса площади поверхности тела лыжников-прыгунов, не прошедших отбор после подготовки в группе УТ-1, показал, что в ряде случаев (показатели спортсменов КГК, ККН, ТКМ на рис. 1) причиной прекращения подготовки могло быть раннее наступление пубертатного периода и ускоренное физическое развитие, о чем свидетельствовало резкое изменение индекса площади поверхности тела спортсменов.

В результате оценки скоростно-силовых способностей лыжников-прыгунов в конце учебно-тренировочного года (УТГ) было установлено, что в рамках начального этапа подготовки они достигают заметного повышения параметров скоростно-силовых качеств, снижение наблюдается у девушек в 1-й и у юношей во 2-й год УТЭ и последующее быстрое восстановление в заключительные годы УТЭ подготовки.

Средние значения оценок латентных координационных способностей лыжников-прыгунов по результатам итогового контроля в конце УТГ представлены на рис. 2. Показатель координационных способностей, устанавливаемый по результатам теста «Челночный бег 3x10 м», нормативы для которого установлены для спортсменов в ФССП, оказался у лыжников-прыгунов на относительно высоком уроне. Вместе с тем другие латентные показатели координационных способностей, среди которых разность во времени тестов «Челночный бег 3х 10 м» и «Бег 30 м по прямой» (Т2 - Т1) и времени выполнения теста «Три кувырка вперед», были относительно средними. Также наблюдалось недостаточное улучшение или даже снижение у мальчиков показателей латентных координационных способностей по результатам годичного тренировочного процесса на этапе НП.

Теория и методика детско-юношеского спорта

п I I I I I I НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4

Группа подготовки

НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4 Группа подготовки

Тест «Бег на 30 м» (Т1)

—о.---- Тест «Челночный бег 3x10 м» (Т2)

----О---- Т2-Т1

-•- Тест «Три кувырка вперед»

ДЕВУШКИ:

ЕЕЕ ЕПМ ЛХЮ ТКМ

1,2

®

з х

ш

н

пЛ

ф О Щ

о.

о

Рис. 1.

Изменение показателя площади поверхности тела в течение годичных циклов подготовки у лыжников-прыгунов юношей и лыжников-прыгунов девушек из группы учебно-тренировочного этапа подготовки УТ-4 и спортсменов, прекративших занятия

прыжками на лыжах с трамплина в первые годы учебно-тренировочного этапа подготовки

ЮНОШИ

—гГ^^г—»-

------ ----------^

НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1 УТ-2 УТ-3 УТ-4

Группа подготовки

Рис. 2.

Средние значения оценок быстроты и латентных координационных способностей лыжников-прыгунов юношей и лыжников-прыгунов девушек в конце учебно-тренировочного года

5 X

н

со 1 аз а> и а> о

х И

а> а. О

1,2 1

0,8 0,6 0,4

ДЕВУШКИ

НП-1 НП-2

НП-3 УТ-1 УТ-2 Группа подготовки

УТ-3 УТ-4

Средние значения оценок уровня освоения техники прыжка спортсменов в конце УТГ представлены на рис. 3.

Установлено освоение уровня начальной техники большинством лыжников-прыгунов к концу этапа НП. Происходит существенное снижение уровня освоения хорошей техники в нормальных условиях и стабильной техники в соревновательных условиях у лыжников-прыгунов в группах подготовки УТ-1 у девушек и УТ-2

у юношей. Также заметно отставание (наиболее существенно у девушек) уровня освоения стабильной техники в соревновательных условиях от уровня освоения хорошей техники в нормальных условиях в последние годы тренировочного этапа подготовки.

Изучение двигательных компонентов психического состояния, характеризующих абсолютные координационные способности, выявило в целом высокие значения

их параметров. В группах начальной подготовки установлена более высокая скорость зрительно-моторной реакции у девочек по сравнению с мальчиками. Более высокое время сенсомоторной реакции (более низкая скорость нервных процессов) было у девочек по сравнению с мальчиками. По мере тренированности у лыжников-прыгунов число точных реакций по результатам

юноши

Группа подготовки

теста РДО увеличивается. У девочек выявлено преобладание числа запаздываний, у мальчиков - опережений. Результаты теппинг-теста показали, что у лыжников-прыгунов на УТЭ подготовки максимальная частота движений фиксируется в течение первых 15 с, затем темп движений снижается.

УТ-4

Освоение начальной техники

Освоение хорошей техники в нормальных условиях

Освоение стабильной техники в соревновательных условиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕВУШКИ

НП-1 НП-2 НП-3 УТ-1

УТ-2 УТ-3 УТ-4

Группа подготовки

Обсуждение результатов

Оценка морфологических параметров юных лыжников-прыгунов позволяет объективно и индивидуально оценить биологический возраст спортсмена, своевременно фиксировать время начала и окончания пубертатного периода, его продолжительность, уровень физического развития в этот период.

Заметное повышение скоростно-силовых характеристик на этапе НП при низком темпе прироста и даже снижении латентных координационных способностей у ряда спортсменов объясняется повышенным вниманием тренеров к скоростно-силовой подготовке в ущерб развитию координационных способностей, сенситивный период для развития которых как раз приходится на данный возраст.

Отставание уровня освоения стабильной техники в соревновательных условиях от уровня освоения хорошей техники в нормальных условиях в последние годы УТЭ подготовки объясняется как недостаточным опытом участия спортсменов в соревнованиях на трамплинах разного размера и профиля, так и недостаточным вниманием тренеров к обучению технике прыжка в изменяющихся погодных условиях.

Высокая скорость зрительно-моторной и сенсомотор-ной реакции юных лыжников-прыгунов указывает на то, что в экстремальной ситуации ими будет продемонстрирована высокая скорость ориентировки и адаптации к деятельности в изменяющихся условиях, осмысления постав-

Рис. 3.

Средние значения оценок уровня освоения техники прыжка у лыжников-прыгунов юношей и лыжников-прыгунов девушек в конце учебно-тренировочного года

ленной задачи и мобилизации возможностей организма для ее выполнения. Реакция на движущийся объект характеризует уравновешенность/неуравновешенность нервных процессов в ЦНС. У девочек выявленное преобладание числа запаздываний, а у мальчиков опережений является свидетельством доминирующей у девочек реакции нервной системы (в виде дисбаланса течения нервных процессов в сторону возбуждения) в ответ на предложенную нагрузку. Явное преобладание числа реакций опережения у спортсменов свидетельствует о возможности проявления поспешных, «необдуманных» реакций.

Оценка силы нервных процессов показала, что большинству прыгунов на лыжах с трамплина на УТЭ подготовки присущ промежуточный (средне-слабый) тип нервной системы. Данный «спринтерский» тип нервной системы характеризуется способностью переносить кратковременное, но очень сильное возбуждение (максимальная интенсивность деятельности в первые 10-15 с) в начале двигательной деятельности, что как раз важно при выполнении прыжка на лыжах с трамплина продолжительностью 6-10 с.

Относительно низкие показатели латентных при высоких оценках абсолютных координационных способностей (двигательных компонентов психического состояния) свидетельствуют о недостаточном активном запасе двигательных умений и навыков (малого двигательного опыта) у обследованных юных лыжников-прыгунов.

Выводы

1. Оценке уровня специальной подготовленности с использованием современных надежных и информативных тестов должно уделяться большое значение в рамках учебно-тренировочного процесса юных лыжников-прыгунов.

2. Оценка морфологических параметров юных лыжников-прыгунов призвана обеспечить эффективность тренировочного процесса, в том числе во время пубертатных периодов, и объективность отбора юных лыжников-прыгунов.

3. Оценка координационных способностей по результатам теста «Челночный бег 3x10 м», нормативы для которого установлены в ФССП, не является объективной для лыжников-прыгунов, которых характеризуют высокие скоростные способности.

4. Анализ результатов исследований двигательных компонентов психического состояния юных лыжников-прыгунов позволяет оценить динамику изменения функционального состояния ЦНС.

5. Для совершенствования координационных способностей, которые лежат в основе овладения спортивной техникой, в учебно-тренировочный процесс юных прыгунов должны быть включены методики освоения новых двигательных действий.

6. Представленная система оценки последовательного освоения трех уровней техники прыжка, анализ кинематических параметров техники прыжка на лыжах с трамплина эффективны для определения уровня технической подготовленности юных лыжников-прыгунов.

Литература

1. Приказ Минспорта России от 18.06.2013 № 394 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "Прыжки на лыжах с трамплина"»: зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2013 № 29122 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_150441/? frame =1 (дата обращения: 28.11.2017).

2. Гюртлер, Р. Специальная методика тренировки в прыжках на лыжах с трамплина // Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России [Офиц. сайт] // URL: http://www.skijumpingrus.ru / data/files/16/posobie_dlya_trenerov.pdf (дата обращения 24.11.2017).

3. Ардашев, А.Е. Исследование физической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина [Текст] / Е.А. Ардашев, А.И. Попова, Е.Ю. Плехов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 4 (146). - 2016. - С. 12-17.

4. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-

М.:

педагогические аспекты [Текст] / Л.А. Семенов. Советский спорт, 2005. - 142 с.

5. Таблица нормативов по физической культуре. [Электронный ресурс]. URL: http://gto-normativy. ru/tablica-normativov-po-fizkulture-dlya-shkolnikov-fizicheskaya-kultura/ (дата обращения 24.11.2017).

6. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

7. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки [Текст] / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев и др. // НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. -СПб, 2013. - 132 с.

8. Jost, B. The structure of reduced potential performance model in ski jumping / Journal of Human Kinetics / D. Jost, M. Tusak. - 2002. - 8. - Pp. 3-15.

References

1. Ministry of Sport of the Russian Federation, Order of June 18, 2013 number 394 "On the approval of the Federal Standard of sports training in the form of sport ski jumping from a springboard", Online available at: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150441/?frame = 1 (accessed 28 November 2017).

2. Gurtler, R. (2013), Special technique for training in ski jumping, Online available at: www.skijumpingrus.ru/data/ files/16/posobie_dlya_trenerov.pdf (accessed 24 November 2017).

3. Ardashev, A.E. (2017), Research of physical fitness of jumpers in ski jumping, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 146, no. 4, pp. 12-17.

4. Semenov, L.A. (2005), Defining sports fitness of children and adolescents: biological, psychological and pedagogical aspects, Moscow, Sovetsky sport.

5. Table of standards for physical education (2015), Online available at: http://gto-normativy.ru/tablica-normativov-po-fizkulture-dlya-shkolnikov-fizicheskaya-kultura/ (accessed 24 November 2017).

6. Ljach, W.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, Moscow, TVT Division, 290 p.

7. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A., Yakovlev A.A. et al. (2013), Methods of developing comprehensive programs prepare regional national teams qualified athletes to four-year cycle of training (for example, cross-country combinatory RF), St. Petersburg, National State University of Physical Culture, Sport and Health P.F. Lesgaft.

8. Jost, B. and Tusak, M. (2002), The structure of reduced potential performance model in ski jumping, Journal of Human Kinetics, no. 8, pp.3-15.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.