Л. Е. Тарасова. Гендерные особенности адаптационных способностей выпускников школы
УДК 159.922.8
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
Л. Е. Тарасова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье теоретически осмысляется феномен взаимодействия человека и среды в условиях нестабильности и динамичности современной жизни, разрабатываются прикладные аспекты оптимизации процессов адаптации и развития личности, выделяются факторы и условия развития адаптационных способностей выпускников, исследуемая тема рассматривается в аспекте ген-дерной проблематики.
Ключевые слова: взаимодействие человека и среды, адаптационные способности, оптимизация процессов адаптации, ген-дерные особенности.
Gender Peculiarities of Adaptation Abilities of School Graduates
L. E. Tarasova
The paper theoretically interpreted the phenomenon of interaction between man and environment in conditions of instability and dynamism of modern life, develop applied aspects of optimization of the processes of adaptation and personality development, high lighted the factors and conditions for the development of adaptive abilities of graduates, and studied the theme of the gender aspect. Key words: human interaction and the environment, adaptive capacity, optimization of processes of adaptation, gender-specific.
Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования на происходящие изменения. Общеобразовательная школа неотделима от современной жизни, ученики, являясь ее непосредственными участниками, как и взрослые члены общества, вынуждены приспосабливаться к реальностям современной действительности, которые предъявляют качественно новые требования к человеку, к его способностям быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия, быть готовым к переменам как в макромикросоциуме, так и в собственной судьбе. Пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Новые условия, требования, взаимоотношения начинают формировать у человека новый образ мира, поэтому в основе процесса адаптации - преодоление затруднений, связанных с новизной условий.
Проблема адаптации учащихся в образовательном пространстве представляет собой одну из важнейших общетеоретических проблем и уже
© ТарасоваЛ. Е., 2013
долгое время является традиционным предметом дискуссий, поскольку остается единой для всех подсистем образования, несмотря на разницу в целях, формах и содержании учебных учреждений. Школьникам всех возрастов, а особенно выпускникам приходится адаптироваться не только к кардинальным изменениям во всех сферах жизни, но и к внутришкольной ситуации, обусловленной многообразием образовательных учреждений различной направленности, наличием разных программ и учебников, чрезмерными учебными нагрузками и т.д.
В период окончания школы, отличающийся сложностью становления личностных черт, происходит возрастной кризис. В это период закладывается база будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создаются условия освоения новых социальных ролей, формируется всесторонне развитая личность, готовая вступить во взрослую жизнь, и практически от этого зависит её дальнейший жизненный успех. Применительно к процессу взаимодействия с образовательной средой адаптация определяется как процесс взаимодействия учащегося и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Особенностью процесса адаптации старшеклассников является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов.
Очевидно, что педагогическая система средней школы с ее целями, задачами, требованиями, методами обучения и воспитания существенным образом отличается от такой же системы средних специальных и высших учебных заведений. Вступление вчерашнего школьника в новую образовательную среду требует изменения моделей поведения, связанных с ломкой выработанного школьными годами динамического стереотипа. Переход из одного социального положения в другое («школьник» - «студент») вызывает напряжение, определенные трудности. Установлено, что выпускники чаще, чем учащиеся 810-х классов, переживают эмоциональный дис-
комфорт, более критичны к себе и сверстникам. Можно предположить, что это связано с несоответствием выбранного профиля жизненным планам, что, скорее всего, отразится на четкости представлений о будущей профессии и удовлетворенности настоящим.
Гарантией успешного осуществления любой деятельности является устойчивая адаптация личности к ее условиям, которая рассматривается как предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Более того, эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность освоения последующих видов деятельности, например, обучения в вузе.
Старшая школа являет собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит, в силу достижения соответствующего возраста, социальное, профессиональное и гражданское самоопределение выпускников. К основным условиям, обеспечивающим эффективное управление процессом адаптации, следует отнести благоприятный социально-психологический климат и взаимоотношения, сложившиеся в ученическом коллективе, а также всемерный учет личностных свойств (психических, темперамента, характера и т.п.) учащихся.
При рассмотрении определенных личностных характеристик необходимо обратить внимание на социальную психологию гендера, занимающуюся исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагирует на половые различия отдельный человек, группа или культурное сообщество. Дословно gender переводится как «род», и в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии и социологии гендер трактуется как «социальный пол», «социальные отношения полов». При этом, если термин «пол» означает, прежде всего, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами, то термины «гендер», «гендерные различия» употребляются, когда речь идет о социальных, культурных, психологических и иных поведенческих особенностях каждого пола1.
Важными условиями адаптации являются включение в деятельность, направленную на обучение, правильное отношение к людям, окружающему миру, умение устанавливать взаимосвязь между организмом и окружающей средой. Оптимальное сочетание деятельностного и психологического компонентов в реальном адаптационном процессе служит необходимым условием, позволяющим эффективно и быстро осуществлять адаптацию.
В аспекте гендерной проблематики традиционно изучается протекание когнитивных
процессов и личностных особенностей, поэтому, прежде всего, мы сосредоточились на изучении тендерных различий в стилевых особенностях интеллектуальной деятельности и личностных характеристик лиц юношеского возраста. Под когнитивным стилем интеллектуальной деятельности (КСИД) понимаются устойчивые стили восприятия и переработки информации, сформированные в процессе развития и воспитания индивида. Существует шесть типов КСИД: креативный, популяционный, ригидный, продуктивный, дефицитный и дискордантный (по классификации М. М. Решетникова)2.
По результатам нашего исследования на выборке 60 человек (30 юношей и 30 девушек) с использованием методов наблюдения и анкетирования выявлено, что креативный тип, отличающийся ярко выраженным рациональным компонентом мышления, одинаково часто встречается как у девушек, так и у юношей. Популяционный тип наиболее часто встречается в популяции юношеской возрастной группы 16-18 лет, причем как у девушек, так и у юношей. Подавляющее большинство выпускников общих образовательных учреждений демонстрируют достаточный уровень продуктивности, эффективности и надежности интеллектуальной деятельности при выполнении психодиагностических методик, направленных на оценку уровня общего интеллектуального развития.
Ригидный тип характеризуется более низким темпом мышления, склонностью к выполнению деятельности с ориентацией на надежность и безошибочность, избегание неудач. Установлено, что приблизительно у 7% девушек встречается данный тип, у юношей - в 2 раза реже (1,54,5%). Поскольку традиционное воспитание девочек ориентировано на формирование у них опрят-ности,аккуратности, скрупулезности, точности и безошибочности выполнения деятельности, это непосредственно влияет на формирование у них определенного индивидуального стиля деятельности. Продуктивный тип, характеризующийся быстрым темпом мышления и склонностью к быстрому выполнению заданий, но отличающийся пренебрежением к точности, немного чаще встречается у юношей.
Дефицитный тип, отличающийся самыми низкими характеристиками продуктивности, эффективности и надежности интеллектуальной деятельности, довольно часто встречается у девушек (20-30%), тогда как у юношей - значительно реже (15-18%). Лица, отнесенные к данному типу, отличаются скромными успехами в процессе учебы в школе. Дискордантный тип, которому свойственны несогласованность и разобщенность психических процессов, их мимического и речевого выражения, встречается с одинаковой частотностью как у юношей, так и у девушек (18-30%).
Л. Е. Тарасова. Гендерные особенности адаптационных способностей выпускников школы
Полученные при исследовании данные свидетельствуют, что в изучаемых выборках существуют определенные стили интеллектуальной деятельности, в большей степени характерные для того или иного гендера: девушкам в большей степени присущи дефицитный и ригидный типы, у юношей же чаще встречаются популяционный и продуктивный, что, скорее всего, связано с особенностями воспитания мальчиков и девочек.
Рассматривая успешность социальной адаптации личности вообще, предполагается, что она зависит от жизненных целей, ценностных ориен-таций, их поведенческой реализации, социальной среды, в которой происходит их реализация. Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании. А их поведенческая реализация происходит в социальной среде, образуемой школой. Успешность социальной адаптации - это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды.
Для выявления ярких различий при адаптации в образовательной среде выпускников школы рассмотрим следующие характеристики: самооценку, самоуважение, конформность и агрессивность.
Самооценка трактуется как ценность, которая приписывается индивидом себе в целом или своим отдельным качествам. От того, какие положительные или отрицательные качества находят у себя девушки и юноши, оканчивающие школу, будет зависеть и адаптация в образовательной среде и в социуме в целом. Речь идет о том, как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании, выявлении того, кто - юноши или девушки - адекватнее оценивают себя.
В психологической литературе отмечается явное различие в самооценке у разных гендеров: если девушки при субъективной оценке характеризуют свои коммуникативные и нравственные качества, описывают свою эмоциональную сферу, то юноши описывают творческий потенциал, интеллектуальные характеристики и волевую сферу. При негативной оценке социумом личностных характеристик гендеров такая оценка переносится и на субъективное мнение, причем юноши более подвержены влиянию социума, нежели девушки. Отсюда возникает одна из проблем адаптации: человек не хочет взаимодействовать с той средой, где его качества не оценены по достоинству.
Конформность определяется как тенденция изменять свои убеждения или поведение в результате реального или воображаемого давления группы. Многие люди, экономя время и силы, подчиняясь социальным нормам, фактически «экономят» мышление: все, что от них требуется в определенной социальной ситуации, это бездумно демонстрировать социально ожидаемое
поведение. Изначально считается, что женщины больше подвержены влиянию общества, нежели мужчины, и, следовательно, стараются сохранять гармонию в группе и добрые чувства ее членов друг к другу. Юноши и мужчины менее конформны, следуя социальным нормам, которые предписывают им быть независимыми и не поддаваться влиянию со стороны.
Объективным является факт, что женщины в целом имеют более низкий социальный статус и на производстве, и дома. Лица, обладающие меньшей властью и более низким статусом, вынуждены во многом уступать влиянию тех, кто выше их по статусу. Роли с высокими статусом чаще принадлежат мужчинам - женщины вынуждены выступать в роли подчиненных. Конформность непосредственно влияет на адаптацию в обществе, но из-за того, что ее понимание ограничивается стереотипами, адаптация может носить негативные черты.
Агрессивность в контексте нашего исследования понимается как личностная черта, подразумевающая направленное, умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Традиционно считается, что мужчины и юноши чаще проявляют агрессивность, чем женщины и девушки, причем как в физической форме (драке), так и в форме прямой вербальной агрессии - ругани, брани, а женщины и девушки - в косвенной вербальной агрессии - сплетнях.
Понятие «школа» в высказываниях ряда авторов стоит рядом с понятием «стресс». Любые школьные затруднения выступают как психо-травмирующий фактор. Неудовлетворенность в какой-либо сфере школьной жизни, наличие барьеров, затрудняющих или блокирующих деятельность, вызывают изменение поведения ребенка, подростка или юноши, появление признаков нарушения адаптации. В ситуациях со-владания со стрессом выпускники используют продуктивные паттерны поведения, но юноши значительно чаще выбирают такие копинг-стратегии, как проблемный анализ (? = 4,12, при р < 0,001), а девушки - оптимизм (? = 3,96, при р < 0,001) и пассивную кооперацию (? = 2,07, при р < 0,05), т.е. юноши чаще используют когнитивные копинги, а девушки - эмоциональные. Возможным объяснением этого факта может быть стремление юношей и девушек соответствовать своей гендерной роли, а направленность в разрешении проблемных ситуаций у выпускников на продуктивность, результат, а у выпускниц на экспрессию, взаимодействие.
Анализ результатов современных педагогических и психологических исследований позволил выделить ряд факторов и условий адаптации личности школьников: сюда можно отнести жизненные цели, ценностные ориентации, их проявления в поведении, социальную среду, в
Психология
77
которой происходит их реализация. В этой связи большое значение придается особенностям семейного воспитания, социальной среде школы, взаимоотношениям между учащимися в классе, предшествующему опыту общения с окружающими взрослыми и сверстниками.
Взаимоотношения между сверстниками в классном коллективе являются одним из факторов успешной адаптации. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы будет способствовать быстрой адаптации, но если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Именно через контакты со сверстниками формируется умение воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является одним из необходимых условий адаптации личности в группе, в обществе.
Большая роль отводится предшествующему опыту: юноши и девушки, которые имеют богатый опыт общения со сверстниками и взрослыми, получившие много разнообразных впечатлений, адаптируются быстрее. Кроме того, на характер адаптации влияют уровень психического развития, состояние здоровья адаптантов, их индивидуально-психологические особенности.
Сравнительный анализ гендерных выборок (¿-критерий Стьюдента) показал, что имеются различия в уровне адаптированности девушек и юношей. Девушки имеют более высокие показатели по шкале «внутренний контроль» (? = 2,64, прир < 0,01) и более низкие показатели по шкале «непринятие других» (? = 2,27, при р < 0,05).
Значимые отличия выявлены и по методике «Самоактуализационный тест». Девушки имеют более низкие показатели по шкалам «принятие агрессии» (? = 5,28, при р < 0,001) и «контактность» (? = 1,96, при р < 0,05) и более высокий показатель по шкале «познавательные потребности» (? = 2,66, при р < 0,01) .
Таким образом, у девушек в большей степени, чем у юношей, выражено стремление к приобретению знаний, при этом они менее, чем юноши, способны принять свое раздражение, гнев как естественные проявления человеческой природы. Несмотря на то, что девушки менее критичны и требовательны по отношению к другим (шкала «неприятие других»), они испытывают большие трудности при установлении взаимоотношений с окружающими людьми и, прежде всего, при установлении взаимоотношений со сверстниками в классе.
И юноши, и девушки высоко активны при установлении контактов со сверстниками, ставят перед собой высокие цели, продумывают действия по их достижению, гибки и мобильны в поста-
новке и достижении целей, что можно связать с высокой пластичностью нервных процессов, характерных для периода ранней юности. Данные особенности объясняются возрастными задачами, стоящими перед старшеклассниками, - личностного и профессионального самоопределения, самоутверждения.
Ярко выраженными чертами, которые наблюдаются только в выборке юношей, являются: самоуверенность, энергичность, настойчивость, нечувствительность к замечаниям, упрекам. Большинство юношей спокойны, сдержанны, невозмутимы, эмоционально устойчивы, независимы, своенравны, отличаются выраженной доминантностью в отношениях, самоконтролем эмоций и поведения. Кроме того, старшеклассники серьезны, молчаливы, малоэкспрессивны, иногда бестактны, прямолинейны, небрежны в общении, ленивы, безответственны и недобросовестны. Характерными чертами также являются напористость в поведении, большая нацеленность на успех в деятельности, чем на конформизм.
Девушки отличаются эмоциональной неустойчивостью, переменчивостью, капризностью, в то же время суровы, реалистичны, многого не замечают из-за низкой эмоциональной чувствительности, что в целом не соответствует женской гендерной роли. Вероятно, одна из причин такого положения - диспропорциональность полового состава выпускных классов, где юношей иногда в несколько раз меньше, чем девушек. Девушки вынуждены брать на себя инициативу, становиться лидерами, что не может не отразиться на изменении характера и стереотипов поведения. Девушки-выпускницы, взаимодействуя с окружающими, используют гибкость в выборе способов поведения, стремятся показать себя с лучшей стороны, более ориентированы на конформность и нормативность в соблюдении установленных правил, чем на успех в учебной деятельности. Все различия значимы.
Проведенное исследование не дает возможности однозначно утверждать, какие факторы в большей степени влияют на уровень адаптиро-ванности выпускников - внешние, к которым относятся особенности образовательного процесса, или внутренние, в частности, степень развития личностных качеств и свойств. Обобщая вышесказанное, можно охарактеризовать адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно реализует свои творческие способности. При этом, безусловно, необходимо учитывать гендерные
Р. М. Шамионов. Принцип диахронии в исследовании социализации личности
особенности, помня, что задача одна, а ресурсы юношей и девушек - разные.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант№ 11-06-00716а).
Примечания
1 См.: Вовченко О. М. Гендерное равенство как социально-философская проблема. М., 2000. С. 77-78.
2 Приводится по: Поленина С. В. Гендерное равенство : проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. С. 18.
УДК 316.6:159.923
ПРИНЦИП ДИАХРОНИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Р. М. Шамионов
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются методологические основания исследования социализации личности. Подчеркивается необходимость процессуального анализа инстанций личности с точки зрения обретения ими социального контекста. Раскрывается методологический принцип диахронии применительно к исследованиям социализации личности. Обозначаются контуры системно-диахронического подхода к социализации личности. Ключевые слова: личность, инстанция личности, социализация, система, диахронность, системно-диахронический подход.
Principle of Diachrony in Study of Socialization
R. M. Shamionov
This article discusses the methodological foundation of the study of socialization of personality. Stresses the need for procedural analysis of levels of identity from the point of view of their social context. Expands the methodological principle of synchronic studies of socialization. Presents the contours system-synchronic approach to socialization. Key words: personality, personal instance, socialization, system, diachronic, system-diachronic approach.
Исследование социализации личности в условиях динамичных общественных изменений сталкивается с недостаточной разработанностью его теоретико-методологических оснований. Понимание социализации как процесса, ограниченного усвоением правил поведения или социальных норм, оказывается совершенно неадекватным требованиям к социальной психологии как науке, ориентированной на системное изучение личности как представителя определенной группы с точки зрения ее взаимоотношений (связей) с другими, включения в деятельность различных групп и реализации социального поведения (активности) и самореализации в обществе. Назрела необходимость изучения становления социально-психоло-
гического содержания личности, того, что можно было бы назвать социальностью как инстанции, возвышающейся над усвоенными нормами или аттитюдами. Между тем ее формирование связано и с усвоением этих норм, и адаптацией поведения, и другими явлениями, что требует раскрытия всей системы сложных взаимоотношений личности со средой, а также между различными инстанцион-ными образованиями самой личности.
В процессе социализации личности как ее общесистемные, так и компонентные изменения связаны с рядом общих и частных механизмов. Становление личности в процессе ее социализации происходит неравномерно и разновременно. Это связано с внешней и внутренней детерминацией, сменой оснований и условий, что приводит к множеству функциональных и динамических изменений подсистем и их координации в многоуровневой системе.
Содержание личности в процессе социализации меняется сообразно «движениям» ее инстанций в зависимости от условий социализации. Поэтому невозможно вывести общие для всех временные ограничения ее этапов и стадий. Однако механизмы социализации и движения инстанций вполне предсказуемы. Это связано с тем, что система личности включена в метасистему с заданными исторически сложившимися значениями, в которых закреплены принципы сосуществования (за счет этого и существуют общества). Необходимо особо отметить и то, что личность в процессе своей социализации выступает не только как реактивное существо, но и активное и творческое: речь идет о самодетерминации, саморазвитии, самотворении, а также выборе тех групп, общностей, в которых
© Шамиоиов Р. М, 2013