Научная статья на тему 'Гендерная идентичность основа ранней хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола'

Гендерная идентичность основа ранней хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1685
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / гендерная идентичность / нарушение формирование пола / хирургическая коррекция у детей с нарушением формирования пола / gender / gender identity / impaired formation of gender / surgical correction in children with disorder of sex development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наиль Рамилович Акрамов, Ильсияр Амировна Акрамова, Айдар Камилевич Закиров, Аида Фаридовна Минуллина

Статья посвящена формированию гендерной идентичности у детей с патологией пола. Рассмотрены возрастные особенности гендерной идентификации.Показаны современные представления о нарушениях когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого компонентов в структуре половой гендерной идентичности в детском возрастев зависимости от пороков формирования половой сферы ребенка. Выявленные психологические факторы явились основой для рекомендаций к ранней хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наиль Рамилович Акрамов, Ильсияр Амировна Акрамова, Айдар Камилевич Закиров, Аида Фаридовна Минуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER IDENTITY A BASIS FOR EARLY SURGICAL CORRECTION OF CHILDREN WITH DISIRDER OF SEX DEVELOPMENT

The article is devoted to the formation of gender identity in children with abnormal sex. Age-specific gender identity was considered. There wasmodern understanding of cognitive, affective and evaluative, and behavioral components of the disorders was shown in the structure of sexual gender identity in childhood, depending on the formation of genital malformations of child. Detected psychological factors were the basis for recommendations to early surgical correction in children with disorder of sex development.

Текст научной работы на тему «Гендерная идентичность основа ранней хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола»

этиологическая структура острых респираторных заболеваний и пневмоний у новорожденных, были выделены факторы риска, способствующие развитию пневмонии, исследованы показатели иммунитета при острых респираторных вирусных инфекциях и пневмониях у новорожденных, разработаны методы их лечения и профилактики. По результатам исследований выполнены 4 кандидатские диссертации (О.И. Пикуза, М.И. Котова, Е.П. Гуревич, РА. Уразаев), изданы 3 монотематических сборника, написано много статей. Е.В. Белогорской совместно с К.А. Святкиной и Н.П. Кудрявцевой изданы учебник «Детские болезни» для учащихся медицинских училищ (Медицина, Москва, 1987), учебное пособие для студентов «Острая респираторная патология у новорожденных» (Казань, 1979). Е.В. Белогорская явилась основоположником неонатологической школы Казанского медицинского института. Она приняла большое участие в организации отделения патологии новорожденный (ОПН) ДГКБ № 1 г Казани. Ею подготовлены ведущие неонатологии: О.И. Пикуза, РА. Уразаев, Л.Я. Александрова, которые проводили огромную лечебно-консультативную работу в отделении патологии новорожденных, внедряли научные достижения в практику отделения.

С 1990 по 2000 г кафедрой заведует профессор Афина Гумеровна Шамова. Направлением научных исследований кафедры являлись проблемы аллергологии детского возраста и неонатологии. За данный период выполнены 3 кандидатские диссертации (А.М. Абдуллина, Т.Г. Маланичева, А.Н. Степанова). Изучены частота и структура аллергических заболеваний у детей в районах города с различной экологической обстановкой, эпидемиологические, клинико-иммунологические особенности аллергических заболеваний, разработаны информативные математические модели прогнозирования различных клинических форм аллергии по факторам риска и результатам комплексного иммунологического обсле-

дования, внедрены эффективные профилактические мероприятия в группах риска. Большое внимание уделялось вопросам неонатологии и сотрудничеству с ОПН ДГКБ № 1. В ОПН проводились профессорские обходы, консультации доцента Р.А. Уразаева, ассистента Л.Я. Александровой. Совместно с сотрудниками отделения — заведующей отделением В.М. Локатуниной и врачом отделения Н.А. Абрамзон выполнялись научные исследования, которые широко внедрялись в практику здравоохранения.

С 2001 по 2006 г. кафедрой заведовал профессор Валерий Викторович Софронов. Кафедра занималась вопросами неонатологии и детской аллергологии. За данный период на кафедре защищена 1 докторская диссертация (Т.Г. Маланичева) и 4 кандидатские диссертации (Д.М. Низамутдинова, Д.В. Саломыков, ГЕ. Гомзина, Н.А. Тамбова). Профессор В.В. Софронов принимал и принимает в настоящее время большое участие в работе ОПН. Он регулярно проводит профессорские обходы, консультирует больных, решает организационные вопросы, проводит клинические и патолого-анатомические конференции, внедряет научные достижения в практику.

В 2006 г. кафедру объединили с кафедрой пропедевтикой детских болезней и факультетской педиатрии (зав.кафедрой — профессор О.И. Пикуза).

С 2009 г. по настоящее время кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета заведует профессор Р.А. Файзуллина, которая продолжает традиции неонатальной школы.

В настоящее время сотрудники кафедры работают в тесном сотрудничестве с отделением патологии новорожденных ДГКБ № 1 г. Казани, оказывая большую лечебно-консультативную помощь, расширяют исследования по проблемам неонатологии, а также участвуют в программе по созданию реабилитационных мер для маловесных детей.

© Н.Р Акрамов, И.А. Акрамова, А.К. Закиров, А.ф. Минуллина, 2013 УДК 612.6.058

гендерная идентичность -

основа ранней хирургической коррекции у детей

с нарушением формирования пола

НАИЛЬ РАМИЛОВИЧ АКРАМОВ, докт. мед наук, профессор, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГБОУВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия, тел. 89872978853, e-mail: [email protected]

ИЛЬСИЯР АМИРОВНА АКРАМОВА, канд. пед. наук, доцент кафедры общей и практической психологии Казанского (Приволжского) Федерального университета

АйДАР КАМИЛЕВИЧ ЗАКИРОВ, аспирант кафедры детской хирургии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия, тел. 89600426767, e-mail: [email protected] АИДА ФАРИДОВНА МИНУЛЛИНА, канд. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии Казанского (Приволжского) Федерального университета.

Реферат. Статья посвящена формированию гендерной идентичности у детей с патологией пола. Рассмотрены возрастные особенности гендерной идентификации.Показаны современные представления о нарушениях когнитивного, аффективно-оценочного и поведенческого компонентов в структуре половой гендерной идентичности в детском возрастев зависимости от пороков формирования половой сферы ребенка. Выявленные психологические факторы явились основой для рекомендаций к ранней хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, нарушение формирование пола, хирургическая коррекция у детей с нарушением формирования пола.

gender identity - a basis for early surgical correction of children with disirder of sex development

NAIL R. AKRAMOV, ILSIYAR A. AKRAMOVA, AYDAR K. ZAKIROV, AIDA F. MINULLINA

Abstract. The article is devoted to the formation of gender identity in children with abnormal sex. Age-specific gender identity was considered. There wasmodern understanding of cognitive, affective and evaluative, and behavioral components of the disorders was shown in the structure of sexual gender identity in childhood, depending on the formation of genital malformations of child. Detected psychological factors were the basis for recommendations to early surgical correction in children with disorder of sex development.

Key words: gender, gender identity, impaired formation of gender, surgical correction in children with disorder of sex development.

Рождение ребенка с патологией пола сложная ситуация для семьи. Несмотря на возможность определения пола ребенка еще до его рождения, существует вероятность ошибки. Данные полученные при помощи УЗИ, так же как и осмотр новорожденного в родильном зале, к сожалению, могут быть ложными. В последнее время специалистам неонатальной службы чаще приходится иметь дело с генной патологией. Высокая встречаемость поздно выявленной аномалии пола у детей отмечается на территориях с недостаточной технической базой медицинской сети по внутриутробному обследованию и неонатальному скринингу, с низкой информированностью населения [22]. В плане лечения эти дети получают заместительную гормональную терапию и хирургическое лечение — коррекцию пола с учетом концепции половой нейтральности младенцев John Money до 2 лет [20].

В ДРКБ МЗ РТ за период с 2008 по 2013 г. нами наблюдались 26 детей в возрасте от 0 до 17 лет с различными формами нарушения формирования пола: врожденная дисфункция коры надпочечников (46 ХХ), синдром нечувствительности андрогенов (46 ХУ), нарушение формирования пола овотестикулярная форма (46 ХХ), синдром Шершевского-Тернера (45 ХО). Хирургическая коррекция пола была проведена 22 пациентам (феминизирующая генитопластика в один или два этапа). Из всех наблюдаемых в 8 случаях был неправильно определен пол в постнатальном периоде. Поздняя диагностика в данных случаях связана с низкой осведомленностью, влиянием культуры, отдаленностью от медицинских учреждений, отсутствием угрожающей жизни патологии. Из них в 3 случаях по личным соображениям родителей хирургическая коррекция пола была отложена.

Дети с нарушением формирования пола (в литературе часто встречается как гермафродитизм) гораздо чаще сталкиваются с психологическими проблемами, чем с физиологическими. Это обычные люди с «необычными» половыми органами, что воспринимается обществом, особенно сверстниками, как уродство. С детства их дразнят; и их комплекс неполноценности вырастает так, что замещает саму личность.

Психологический гермафродитизм изначально определял соответствующее присутствие в личности характерных черт противоположного пола в зависимости от его сексуальной конституции. В своей статье «Психический гермафродитизм и мужской протест» А. Адлер (1912) гермафродитизм приравнивает к бисексуальности, обозначая таким образом присутствие в каждом индивидууме в различных пропорциях биологических компонентов другого пола [1].

Сегодня как «гермафродитизм», так и «бисексуальность» приобрели другое значение. Гермафродитизм

означает врожденное наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же животного организма (двуполость); бисексуальность предполагает одновременное существование гомосексуальных и гетеросексуальных отношений [10, 17, 18]. Вместе с тем гермафродитизм как возможная причина изменений в сексуальной ориентации представляется и сегодня. Гермафродитизм в исследованиях психологии пола рассматривается как соматическая патология, делающая невозможной половую идентификацию индивида. Нарушение половой идентичности в детстве в дальнейшем нередко сопровождается сексуальной инверсией [10]. Как теория инверсии половой идентичности гермафродитизм рассматривается наравне с трансексуализмом и гомосексуальностью [18].

В этих условиях современные врачи, хирурги отмечают, что осознание понятия «гермафродитизм» в качестве своего диагноза пациентами детского возраста, подростками, приводит к непринятию себя, нарушению своей идентичности и становится причиной проявления различных форм неадекватного поведения, вплоть до суицидального [21]. В 2006 г ведущими мировыми экспертами был принят современный консенсус лечения детей с интерсексуальными заболеваниями, согласно которому понятие «гермафродитизм» рекомендовано исключить из употребления, заменив на более корректное обозначение диагноза: «нарушение формирования пола» (Disorderssexdevelopment (DSD). I.A. Hughesetall (2006) в своей работе подчеркивают необходимость коррекции гендерных аспектов самосознания у детей с данной патологией. Отмечается необходимость полноценной помощи детям с нарушением формирования пола, которая возможна при условии ведения детей с данной патологией многопрофильной командой, включающей эндокринологов, хирургов и/или урологов, психологов и/или психотерапевтов, гинекологов, генетиков, неонатологов квалифицированных в вопросах патологии пола, а также социальных работников, медсестер с соблюдением медицинской этики [21].

Работ, посвященных исследованиям формирования гендерных представлений у детей с нарушением формирования пола, структурирования у них гендерной идентичности в отечественной литературе, недостаточно. Вместе с тем изучение особенностей формирования гендерной идентичности у детей с данной патологией, значимой для их дальнейшего психофизического развития и успешной социальной адаптации в соответствии с тендерными представлениями в обществе заслуживает пристального внимания. Разделяя значения пола и гендера, образовалось множество определений данных терминов в зависимости от различных научных концепций и теорий. В целом, пол можно рассматривать как «совокупность морфологических и физиологических

особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению» [10]. Гендер может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности [14].

Если «пол» имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Термин «ген-дер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в контексте определенной культуры [15].

С возникновением в середине ХХ в. понятия «гендер» стали проводиться исследования по изучению особенностей формирования гендерной идентичности личности. Идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности, несмотря на ее изменения и развитие, и связанное с этим ощущение, что другие также признают это (Э. Эриксон, 1963). Исторически первые работы в этом направлении принадлежат представителям психоаналитического направления З. Фрейду, А. Адлеру, Э. Эриксону, К. Гиллигану и др. Авторы в качестве механизма становления половой идентичности рассматривали идентификацию [17].

В отечественной психологии внимание на половую обусловленность развития личности впервые обратили А.Г. Асмолов, И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, B.C. Мухина, А.Е. Личко. В качестве ведущего механизма формирования половой идентичности обосновывается идентификация как компонент самосознания. Половая идентичность включает когнитивный, аффективно-оценочный и поведенческий компоненты. В исследованиях особое внимание уделялось проблемам гендерной идентификации младших школьников и подростков.

Гендерную идентичность в качестве аспекта самосознания, описывающего переживание человеком себя, как представителя определенного пола рассмативает И.С. Клецина (1998) в своей работе по гендерной социализации. Половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «Я». В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному [9].Анализируя психологический пол личности в контексте гендерных исследований, О.Г Лопухова (2001) половую (или гендерную) идентичность рассматривает как интериоризо-ванные личностью социально-культурные особенности своей половой принадлежности (внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств) [14]. Гендерная или половая идентичность понимается Е.Т. Соколовой и соавт. (2001) как частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное «чувство пола», развиваются модели поведения по маскулинному или феминному типу и реализуются желаемые выборы сексуального партнера [17].

Опираясь на работы, в которых гендерная идентичность рассматривается как составляющая социальной

идентичности личности (Е. Маккоби и К. Джеклин, Дж. Мани и А. Эрхард, Дж. Стоккард и М. Джонсон и др.), И.Г. Малкина-Пых (2003) определяет следующие основные положения содержания гендерной идентичности [15]:

• Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, существующий в самосознании человека.

• Гендерная идентичность начинает конструироваться с рождения ребенка, когда на основании анатомического строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого берет начало процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о мужском и женском поле. Именно на основании эталонов общества формируются представления ребенка о своей гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.

• Конструктивистский потенциал гендерной идентичности заключается в том, что осознание принадлежности к гендерной группе и эмоциональная значимость этой группы обусловливают построение «Я-образа» и «образа групп» в конкретных социальных условиях.

• В структуре гендерной идентичности можно выделить три компонента:

- когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с помощью категорий мужественности-женственности. Это осознание степени типичности-нетипичности своих качеств как представителя гендерной группы;

- аффективный (оценочный), предполагающий оценку черт личности и особенностей ролевого поведения путем соотнесения их с эталонными моделями маскулинности-фемининности;

- конативный (поведенческий), самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также разрешение кризисов идентичности путем выбора поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

Очевидно, нарушения гендерной идентичности по представленным компонентам в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, формирования чувства неполноценности и одиночества личности.

Личностная дисгармония у лиц с нарушенной половой (гендерной) идентичностью ведет к выраженной социальной дезадаптации, переживаемой на личностном уровне как неразрешимое внутреннее противоречие. Это может провоцировать проявление суицидального поведения. Вот как обратилась к хирургу пациентка И., 14 лет, с диагнозом: 46 ХХ, нарушение формирования пола, врожденная дисфункция коры надпочечников, сольтеряющая форма: «Я хочу быть девочкой, но у меня член, как у мальчика, не знаю как жить. Доктор, если Вы мне не поможете, я покончу с собой».

В первые годы жизни гендерная идентификация происходит в семье. В качестве факторов гендерной идентификации у мальчиков и девочек в семье называют [2]:

• ценностные ориентации родителей в области воспитания сына и дочери;

• адекватные методы воспитания этих качеств;

• характер взаимоотношений взрослых и детей.

Родители с их представлениями о поле, в основном, полоролевыми стереотипами, реагируют на своих детей как на мальчиков или на девочек. Появление в семье ребенка с нарушением формирования пола для родителей обычно — шок. Они часто закрываются в своем мире, начинают считать себя ущербными, переживают глубокое чувство вины. Родители находятся в состоянии психического напряжения, не знают, что делать с данной проблемой, как относиться к ребенку, в каком направлении его воспитывать и, к сожалению, не обращаются вовремя за помощью к врачам, психологам.

Мать пациентки К., 2,5 года, с диагнозом: 46 XY, нарушение формирования пола, синдром тестику-лярной феминизации, после проведения операции по коррекции пола признались: «Я так ждала дочку, а родился неизвестно кто... Наконец мы сможем оставлять дочку бабушкам. До сегодняшнего дня мы никому, в том числе и близким родственникам не показывали ее раздетой, боялись нанести психологическую травму дочке и столкнуться с непониманием окружающих». В свою очередь, судьба детских идентификаций зависит от того, насколько удовлетворительным является взаимодействие ребенка с заслуживающими доверия членами семьи.

Универсальным фактором гендерной социализации, как утверждают в своих работах И.С. Кон, В.Е. Каган (1986, 2000) является группа сверстников как своего, так и противоположного пола. Детская группа выполняет потенциально важную роль в социальном развитии ребенка, его приспособлении к окружающей среде. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности-фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его тендерную идентичность [7, 8, 10]. По рассказам пациентки А., 8 лет, с диагнозом: 46 ХХ, нарушение формирования пола, врожденная дисфункция коры надпочечников, сольтеряющая форма, она часто сталкивалась с насмешками и непониманием со стороны подруг и одноклассниц. Ей часто задавали вопрос: «А ты кто, девочка или мальчик? Ты будешь мамой или папой? Если ты девочка, почему писаешь стоя?» Возникшая ситуация стала причиной глубокого депрессивного состояния пациентки, формирования у нее комплекса неполноценности. Девочка отказывалась ходить в школу, перестала выходить на прогулку, стала больше замыкаться в себе и постоянно плакала. Только испугавшись за психическое состояние ребенка, родители лишь к восьми годам решили обратиться к врачам.

С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать гендерной роли мальчика или девочки. Первичная половая идентичность — представление о своей половой принадлежности, возникающее уже к полутора годам, — образующая наиболее ранний и устойчивый, стержневой элемент «Я». Это знание своей половой принадлежности еще не включает рефлексии и сознательного осмысления.

Двухлетний ребенок, зная свой пол, еще не умеет объяснить, почему он так считает, у него еще нет стабильных понятий о половой принадлежности и ее константности [7].

Ребенок в трехлетнем возрасте способен осваивать гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. В возрасте четырех-пяти лет дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют ее по ряду признаков, в том числе и по признаку гениталий [2]. В пять-шесть лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, а в возрасте шести-семи лет дети владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). В этом возрасте ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок [6].

В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей. На данном этапе развития личности гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях [13]. Половая типизация происходит в соответствии с биологическим полом и полом воспитания, и она не вызывает протеста у ребенка. Внешние, социальные факторы формирования половой идентичности преобладают над биологическими факторами. Однако можно столкнуться с остро переживаемым внутренним конфликтом ребенка между отнесением себя к определенному полу и отсутствием однозначных внешних биологических признаков своего пола. Органическое нарушение строения гениталий приводит к инверсии полового самосознания. Биологический фактор формирования инверсной половой идентичности имеет свои особенности. Нарушаются такие уровни биологического полового диморфизма, как хромосомный, гонадный, генитальный [5].

Осознание у себя морфологического нарушения в строении внутренних и наружных половых органов, а также вторичных половых признаков может привести к нарушению гендерной идентичности — расстройствам, характеризующимся сильным и постоянным ощущением несоответствия адекватности, возникающий в связи с осознанием собственной половой принадлежности. В детском возрасте данное нарушение проявляется в разной степени устойчивыми представлениями ребенка о том, что у него неправильное строение половых органов, не соответствующее его предпочтениям, свойственных своему полу. У детей обнаруживаются клинические признаки психологической напряженности и депрессии, что приводит к внутриличностному конфликту. В результате происходит расхождение биологического и культурного процессов развития ребенка. Дефект, создавая отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывает более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, нарушает нормальное течение

процесса социализации ребенка в определенных социокультурных условиях[2, 7, 11, 15, 17, 18].

К сожалению, в настоящее время низкая осведомленность первичного врачебного звена и родителей о психологических проблемах формирования тендерных представлений у детей с нарушением формирования пола становится основной причиной поздней хирургической коррекции этой сложной группы пациентов. В этих условиях пациентам остается крайне необходимым психологическое сопровождение в до- и послеоперационном периоде. Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности, но способен воздействовать на внутреннее психическое состояние, помочь в осознании проблемы и выбора оптимального типа поведения, принятия решения.

В рамках психологической помощи в качестве важнейшей составляющей психологического воздействия на личность, как при индивидуальной, так и при групповой формах работы, выделяется терапевтическое влияние на переживания и представления личности, связанные с отношениями к себе в своей соотнесенности с окружающим миром. Методика психологической помощи детям с нарушением формирования пола строится исходя из понимания психологической проблемы диагноза и на основе диагностики ее признаков и проявлений у конкретного ребенка. Технологии психологической работы с детьми с нарушением формирования пола могут включать несколько направлений работы [15, 16]:

I. Снятие неуверенности в себе. Направленность на повышение уверенности в себе; снятие внутренних противоречий; формирование: а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»; б) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности; в) умения выделять свои достоинства; развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников.

II. Коррекция непринятия ребенком самого себя. Направленность на создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя; интериоризация социально-культурных особенностей половой принадлежности; воспитание в ребенке уверенности в себе; коррекция поведения с помощью освоения полоролевых форм поведения.

III. Притязание на социальное признание. Задачи: привить ребенку новые формы поведения; научиться самому принимать верные решения; дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

IV. Снятие конфликтности. Задачи: коррекция поведения с помощью ролевых игр; формирование адекватных форм поведения; регулировка поведения в коллективе; обучение приемам ауторелаксации.

V. Коррекция депривации притязания на признание. Направленность на снятие депривации притязания; уменьшение тревожности; преодоление негативных переживаний, которые препятствуют нормальному самочувствию детей; воспитание уверенности в себе.

В целом гендерная терапия [15] призвана решать задачи, направленные на переосмысление Я-образов и жизненных сценариев, определяемых системой по-лоролевых представлений; обретение возможности по-новому оценить свои способности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений.

Вышеизложенные клинические и психологические аспекты, сопровождающие психофизиологическое развитие детей с патологией формирования пола, позволяют авторам статьи рекомендовать и настаивать на проведении хирургической коррекции у детей с нарушением формирования пола в более раннем возрасте до 2 лет. Такой подход позволит сохранить психическое и сексуальное здоровье ребенка и предотвратит возможные нарушения его гендерной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, А. Психический гермафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных заболеваний / А. Адлер // Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. — М.: Изд-во Института психотерапии,

2002. — С.22—30.

2. Андреева, Л.В. Проблема формирования гендерных представлений у детей 4—5 лет с нарушением речи / Л.В. Андреева, В.В. Луковникова // Психология, социология и педагогика. — 2012. — № 4. — URL: http://psychology. snauka.ru/2012/04/476 (дата обращения: 25.08.2013).

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник /А.Г.Асмо-лов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.

5. Васильченко, Г.С. Общая сексопатология / Г.С. Васильчен-ко. — Л.: Медицина, 1977. — 488 с.

6. Ильченко, Л.В. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника (4—7 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.В. Ильченко. — Ростов на/Д., 1996 — 24 с.

7. Исаев, Д.Н. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей) / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. — Л.: Медицина, 1986. — 336 с.

8. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3—7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С.65—69.

9. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина. — СПб., 1998. — 92 с.

10. Кон, И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.

11. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.

12. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. — М., 1948. — С.4—15.

13. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей / А.Е. Личко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с.

14. Лопухова, О.Г. Психологический пол личности в контексте гендерных исследований / О.Г. Лопухова // Вестник ТГГПУ. — 2001. — № 4 (26). — С.384—390.

15. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога /И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо,

2003. — 522 с.

16. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 448 с.

17. Соколова, Е.Т. Обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности / Е.Т. Соколова, Н.С. Бурлакова, Л.К. Фотула // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С.3—16.

18. Труфанова, О.К. Психологические и психофизиологические особенности инверсной половой идентичности при транссексуализме: автореф. дис. . канд. мед. наук / О.К. Труфанова. — Ростов на/Д. — 1996. — 22 с.

19. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Ленати, 1996. — 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.