УДК 37.0
Колос Лариса Николаевна
Вологодский государственный педагогический университет
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
Разработка национальной системы женского образования в середине ХК века осуществлялась на основе западного опыта, но с учетом российского менталитета. Целями образования русской женщины в обозначенном историческом периоде признавались формирование физически, нравственно и интеллектуально здоровой личности на таких базисных гуманистических ценностях, как самоактуализация, самоопределение и самореализация.
Ключевые слова: цели, содержание, образование, ценностно-смысловой, гуманистический, семейный, трудовой, социально-политический, духовно-нравственный аспекты женского образования.
/^енский вопрос», сформировавшийся в дебатах о тенденциях об--Ж- V. новления российского общества в середине XIX века, изначально касался проблемы улучшения женского образования. Дискуссия о том, стоит ли улучшать женское образование, сменилась вопросом, насколько стоит его менять и с каких позиций подходить к организации образования женщин. Начался поиск путей воспитания активной, инициативной женской личности, способной к длительной самостоятельной деятельности без постоянного внешнего принуждения.
Идеи содержания женского образования были почерпнуты из европейской научной мысли середины XIX в. и сформированы под воздействием развития философской мысли во Франции, Англии и Германии. «Пусть Сириус больше, чем наше Солнце, но не он согревает нашу Землю, не на нем созревают наши лозы» [3, с. 222]. Осознание того, что российское педагогическое пространство не тождественно западному, обусловило необходимость разработки национальной системы женского образования на основе западного опыта, но с учетом российского менталитета. Отечественное образование женщин «должно быть в тесной связи с характером и духом народа, условиями его жизни», - писал В.Я. Сто-юнин [12, с. 17].
Первым, кто в России комплексно рассмотрел различные аспекты «женского вопроса», был радикальный поэт и публицист М.Л. Михайлов. С антропологических позиций он опровергал мнение Ж. Мишле и Г.-Ж. Прудона об интеллектуальном несовершенстве женщины, которые в своих трудах развивали идею о том, что главное назначение женщины - производить род челове-
ческий и женщина не должна отвлекаться от этой миссии. М.Л. Михайлов обосновал, что для развития интеллекта и творческих способностей необходимы наблюдение и жизненный опыт, а изоляция женщины от общества была равносильна отказу в возможности ее интеллектуального совершенствования [14].
Целями образования русской женщины признавалось формирование физически, нравственно и интеллектуально здоровой личности, способной к самоактуализации, самоопределению и самореализации. Сущностно значимые положения содержания женского образования, выражавшие кредо тогдашнего российского педагогического сообщества, имели следующую направленность:
Образовательно-гуманистическое направление
1. Ценностно-смысловой аспект нацелен на признание целью образования женщины развитие физических, умственных и нравственных способностей, «развитие мышления и воли для женщины столько же нужны, как и для мужчины .. .нужно знать искусство понимать, .. .нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать, мышление, чтобы избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей» [9, с.82].
2. Гуманистический аспект, в рамках которого приоритетным направлением признавалось литературное образование и эстетическое воспитание женщины. Исходя из принципа воспитания «человека и гражданина», В.Я. Стоюнин особо подчеркивал значение литературы как одного из важнейших школьных предметов. Высокая оценка литературы в системе школьного женского образования мотивировалась тем, что, во-первых, добиваясь глубокого и органического ее усвое-
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Колос Л.Н., 2010
ния, школа тем самым воспитывает в ученицах характер, убеждения и нормы поведения, какие должны быть свойственны передовому человеку, «гражданину». Во-вторых, литература, как искусство слова, обладает специфическими средствами воспитательного воздействия, так как развивает чувство прекрасного и вызывает отвращение ко всему ненормальному, несправедливому, ложному. «Развейте в человеке искусством эстетические стремления, научите его понимать все прекрасное и наслаждаться им, и вам не нужно будет читать им мораль» [13, с. 26].
3. Гендерный аспект направлял разработку содержания и форм женского образования с учетом специфики женского восприятия жизни, переживаний, отношения к миру, к детям; обеспечивал равноправие между женщиной и мужчиной во всех сферах жизни, в том числе в образовании. Н.И. Пирогов писал, что при организации системы женского образования необходимо учитывать, что «человек есть коллективность, состоящая из мужчины и женщины, и с ним следует обращаться по его различным, но обоим полам свойственным дарованиям. Что наши предки у женщин отняли, то мы должны возвратить с лихвой .мы не должны забывать, что цель и путь к цели - одни и те же для мужчин и для женщин, но способы, употребляемые для совершения этого трудного пути, должны быть различные...» [9, с. 554)]. П.Ф. Каптерев обратил особое внимание на характер и специфику восприятия жизни и мира женщиной. В ее сознании, подчеркивал он, окружающая среда и человеческая личность занимают столь большое место, что получаемое ими образование должно быть сориентировано на эту особенность. Основой женского образования должны быть не грамматика и математика, а антропология, естествознание, словесность, история, Закон Божий. Именно в этих областях женщина может добиться больших успехов, поэтому в учебный курс необходимо включать больше материалов, стимулирующих наблюдение, зовущих к серьезным размышлениям о фактах окружающей жизни [5].
При этом совместное образование девочек и мальчиков является необходимым условием реального представления о представителях противоположного пола и формирования духовной близости (М.Л. Михайлов, В.Я. Стоюнин, Н.К. Крупская) [14; 13]. Одно из направлений гендерного аспекта образования - это физическое развитие
женщины, разработанное в трудах П.Ф. Лесгафта, которое он предлагал осуществлять с учетом ее биологических особенностей, прививать санитарно-гигиенические навыки и сформировать потребность в здоровом образе жизни [7].
4. Этнопедагогический аспект призван обеспечить всесословность обучения в целях приобщения девочек к отечественной культуре, национальным традициям, родной литературе для более осознанного выполнения своих гражданских ролей. С позиций народности обеспечить в общественном воспитании обязательное первоначальное обучение девочек на родном языке (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский). Так, В.Я. Стоюнин, изучая историю русской школы, подчеркивал необходимость национального воспитания для женщины: «Явилось сознание, что русскую женщину нужно воспитывать на русских началах, чтобы, гордо называясь женщиною и гражданкою, она прониклась лучшим смыслом того и другого слова» [13, с. 22]. Принцип народности образования женщин не вызывал разногласия среди педагогов, как теоретиков, так и практиков.
5. Исторический аспект предполагал осуществлять воспитание на основе принципа историзма в соответствии с определенной конкретной исторической средой, в которой живет женщина и которую она должна хорошо знать, с тем чтобы активно включаться в реальную деятельность. [1].
Социально-гуманистическое направление
1. Трудовой аспект обеспечивал обоснование связи женского образования с трудом. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины на труд, оставалась дискриминация женщин в области образования. По мнению Д.И. Писарева, в основе брака лежат экономические отношения и «для прочной связи между мужчиной и женщиной необходим общий труд» [10, с. 18]. Очень большое значение придавал Н.А. Добролюбов воспитанию трудолюбия. Это объясняет высокую роль труда в жизни человеческого общества. Кроме того, отмена крепостного права обосновала расширение сферы женского труда, что требовало создания системы профессионального образования для женщин, а также существенных изменений в учебных планах и программах.
2. Социально-политический аспект, в рамках которого предполагалось обеспечение связи общественной деятельности женщины с семейной
жизнью, вооружение женщины знаниями, расширяющими ее кругозор и обеспечивающими ее включенность в общественную деятельность. Школа должна готовить девушку к самостоятельному труду в обществе, к полноценной общественной деятельности [13, с. 200].
В печати того времени стали появляться статьи, в которых отмечалась полезность и необходимость образования женщины трудящихся сословий, так как трудящаяся женщина была лишена всякого, самого элементарного образования. Признавая очевидность пользы образования для женщин из низших сословий, Н.А. Добролюбов отмечал: «Чтобы самое образование могло успешно производить свое влияние, для этого нужно, чтобы ...во многом изменились их [ремесленных классов] гражданские права и общественные отношения» [2, с. 32]. Н.А. Добролюбов выставлял требование уничтожить веками закрепленное бесправие женщины, покончить раз и навсегда с варварским отношением к ней [2]. В конце XIX - начале ХХ века идеи политической образованности, правовой защищенности женщин отстаивали Н.К. Крупская, А.М. Коллонтай и другие марксисты и социалисты.
3. Семейный аспект. Нравственное, физическое и умственное совершенство общества во многом зависит от совершенства института семьи, поэтому разработке проблем правильного семейного воспитания, проблеме формирования ответственности за воспитание детей родителями, проблеме разграничения сферы образования и воспитания между семьей и школой педагоги придавали первостепенное значение. Воспитательная роль женщины-матери признавалась приоритетной всем российским обществом, поэтому особая значимость придавалась формированию у женщины адекватного, ответственного отношения к выполнению этой миссии. Женщина должна иметь возможность, как будущая мать, независимо от своего социального положения получить не только общее образование, но и основы элементарного педагогического образования. Главная причина общественного зла в любом его проявлении, по мнению многих педагогов, заключается в необразованности, грубости и безнравственности матерей семейства. Д.И. Писарев отмечал, что «для достойного выполнения обязанностей .необходимо .предварительное теоретическое приготовление, необходимо умственное развитие, которое внушило бы матери-
воспитательнице правильный взгляд на ее задачу .в деле воспитания» [10, с. 26.].
К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина - чересчур видный член общества», -писал К.Д. Ушинский. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки, действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни, через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь [15, с. 149-157].
Духовно-гуманистическое направление
1. Религиозно-нравственный аспект содержания образования женщин, сторонники которого исходили из того, что в рамках религиозного воспитания ребенок переживает самые высокие и скорбные события человеческой жизни, дополняя ими житейский опыт. В этом заключается великая общественная функция религии. При этом важно не удалять религиозный элемент из воспитания, а устранить догматические положения (Н.В. Гоголь, К.Д. Победоносцев) [3].
В отношении религиозного воспитания женщины в российской общественности прослеживалась противоречивая позиция. Значение религии не отрицалось в воспитании детей, но признавалось, что патриархальная мораль не выдерживает столкновения с современной цивилизацией. В перспективе виделось утверждение морали гражданской, в основе которой должно быть совпадение личного и общественного интереса. Проблема соотношения научного образования и религиозного воспитания, поставленная в начале XX века, получила оригинальное решение у П.Ф. Каптерева, считавшего, что можно искать и находить в рамках научного познания ответы на вопросы практики и вместе с тем это не должно мешать вере в Бога.
К.Д. Ушинский считал, что воспитание совершенного человека включает в себя кроме прочего и религиозное воспитание [16]. Свой взгляд на проблему взаимоотношения человека и Бога имел Л.Н. Толстой, который он изложил в своем религиозно-нравственном учении. Религия - это общее понимание, ответ на вопросы о предназначении человека в его жизни, «главная и единственная забота людей, занятых вопросами обра-
256
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
зования, может и должна состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное или нравственное учение и, выработав такое, поставить его во главе образования. В этом состоит первое .единственное дело не только образования. Но и всей науки нашего времени.» [6, с. 85].
H.А. Добролюбову, напротив, новое воспитание представлялось абсолютно светским, совершенно свободным от какого бы то ни было религиозного влияния. Критически резко оценивал В.Я. Стою-нин взаимоотношения школы и церкви [13].
2. Личностный аспект. Центральной проблемой образования женщины признавалось ее нравственное совершенствование, формирование у женщины ответственного отношения к собственной личности с опорой на ее эмоциональную сферу в своем интеллектуальном развитии [2].
3. Духовно-нравственный аспект. Ввведение в содержание образования женщины идей духовного становления личности, смысла человеческой жизни, семейного благополучия, женского счастья необходимо для того, чтобы женщина, наравне с мужчиной, обрела нравственный смысл жизни, занимаясь самовоспитанием, могла воспитывать своего ребенка как личность в соответствии с разумом и совестью (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой).
Таким образом, педагоги-просветители второй половины XIX века обосновали и создали теоретические основы системы женского образования, изучение и критическое использование которых в современных условиях формирования российского общества имеет прогностическое значение для совершенствования современного отечественного образования, принесет несомненную пользу педагогической науке и школьной практике.
Библиографический список
I. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с. (Педагогическая б-ка).
2. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения / Вводная статья В.З. Смирнова. - М.: б. и., 1952. - 734 с.
3. Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. - СПб.: Издание бр. Башмаковых, 1910. - 261 с.
4. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с. - (Б-ка учителя).
5. Каптере в П.Ф. Душевные свойства женщин: лекции и статьи / Сост., вступ. статья, послесловие, комментарии, именной указатель Л.Э. Заварзиной. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2007. - 396 с.
6. Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н. Толстого // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 85.
7. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951. - 334 с.
8. ОгурцовА.П., ПановЕ.М., ЛисеевИ.К. и др. Биология в познании человека. - М.: Наука, 1989. -256 с.
9. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Вводная статья проф. В.З. Смирнова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1952. - 702 с.
10. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.В. Большакова. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с. - (Педагогическая библиотека).
11. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л.Ю. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1991. -176 с. - (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории педагогической мысли).
12. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. - (Педагогическая библиотека).
13. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Н.А. Константинова; вступ. ст. Я.А. Ротковича. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1954. - 400 с.
14. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 616 с.
15. Российские женщины и европейская культура: Материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. ГА. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 149-157. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.portalus.ru/.
16. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. -Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 610 с.