Научная статья на тему 'Гемодинамические характеристики и их коррекция средствами физической культуры у студентов вуза'

Гемодинамические характеристики и их коррекция средствами физической культуры у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОЗГОВАЯ ГЕМОДИНАМИКА / ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / CEREBRAL HEMODYNAMIC / HEMODYNAMIC CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Большаков Семен Владимирович

Проанализированы особенности центральной и мозговой гемодинамики студентов. Представлены результаты исследований по применению упражнений для коррекции отдельных гемодинамических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CEREBRAL HEMODYNAMICS AND CORRECTION OF INDIVIDUAL HEMODYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The peculiarities of Central and cerebral hemodynamic students. Presents the results of studies on the use of exercises for the correction of certain hemodynamic characteristics.

Текст научной работы на тему «Гемодинамические характеристики и их коррекция средствами физической культуры у студентов вуза»

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT PROCESS IN THE EXECUTIVE AGENCY OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMMITTEE

S.A. Arkhipova

Considered the organization of the activities of the Executive body of the Department of physical culture and sports. The basis of the procedure laid algorithm of the control process, on the basis of which is the rational decision-making, contributing to efficient management in this sphere.

Key words: physical culture and sport, management, decision making algorithm, the tree of the purposes of, information.

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, arkhipov777@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.012:612

ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

С.В. Большаков

Проанализированы особенности центральной и мозговой гемодинамики студентов. Представлены результаты исследований по применению упражнений для коррекции отдельных гемодинамических характеристик.

Ключевые слова: средства физической культуры, мозговая гемодинамика, гемодинамические характеристики.

В настоящее время успешная реализация задач сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи не представляется возможной без использования современных методов контроля за их функциональным состоянием [1]. По мнению Р.М. Баевского и А.П. Берсеневой приоритетное значение в оценке адаптивных реакций организма, в том числе и к физическим нагрузкам, должно принадлежать показателям системы кровообращения [2]. Выбор показателей системы кровообращения в качестве базовых обусловлен значительным влиянием сердечно-сосудистой системы на показатели, характеризующие уровень здоровья человека. К наиболее информативным гемодинамическим показателям традиционно относятся показатели артериального давления, частоты сердечных сокращений в покое и при дозированной физической нагрузке.

В последнее время значительно увеличился перечень гемодинамических характеристик, используемых в педагогической практике. М.А. Ронкин, Л.Б. Иванов отмечают, что для оптимизации

регуляторных процессов в организме человека в процессе занятий физическими упражнениями целесообразно учитывать изменения со стороны церебральных сосудов, заключающиеся в изменении величины пульсового кровенаполнения, повышении сосудистого тонуса, увеличении периферического сосудистого сопротивления и различного рода венозных дисфункций [3].

Целью нашей работы являлось изучение особенностей отдельных гемодинамических характеристик и их коррекция у студенток вуза средствами физической культуры.

Для достижения цели исследования было предусмотрено решить следующие задачи:

1. Изучить характеристики центральной и мозговой гемодинамики у студенток вуза.

2. Разработать экспериментальную программу по физической культуре на базе избранного вида спорта (на примере волейбола).

3. Оценить оздоровительную эффективность комплексного использования средств общей физической подготовки (ОФП) и волейбола, в сочетании с упражнениями корригирующей направленности в рамках учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования: анализ научно-методической

литературы и нормативных документов, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы реоэнцефалографии и математической статистики.

Исследование проводилось на базе кафедр пропедевтики внутренних болезней и физического воспитания и спорта Тульского государственного университета. На начальной стадии исследования приняли участие 96 студенток первого курса в возрасте 17-18 лет, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе. В педагогическом эксперименте были задействованы 46 студенток, из них 24 девушки вошли в экспериментальную группу и 22 девушки - в контрольную.

На начальном этапе исследования выявлено, что у студенток вуза показатели центральной гемодинамики - артериальное давление (АД), длительность сердечного цикла (ИЯ) и частота сердечных сокращений (ЧСС) соответствовали среднестатистическим значениям нормы для данной возрастной группы. Большинство значений регионарной гемодинамики у девушек как в бассейне внутренних сонных, так и позвоночных артерий находились в пределах мягкой нормы. Исключение составлял показатель венозного оттока (ИВО). Его незначительное превышение норм для данного обследуемого контингента указывало на

наличие дисфункций венозного кровообращения у девушек. Результаты первого обследования представлены в таблице.

Параметры мозговой гемодинамики у студенток вуза в течение педагогического эксперимента (М ± т)

№ Показатели Экспериментальная Контрольная

п/п группа группа

1 обсл. 2 обсл. 1 обсл. 2 обсл.

Фронто-мастоидальное отведение

1 РИ ФМср.л. 0,16 ± 0,01 0,16 ± 0,01 0,15 ± 0,01 0,16 ± 0,02

2 РИ ФМ ср. пр. 0,16 ± 0,01 0,18 ± 0,02 0,14 ± 0,01 0,15 ± 0,02

3 ВРПВ ФМ ср.л. 149,5 ± 3,9 150,0 ± 4,4 146,7 ± 9,2 148,0 ± 8,2

4 ВРПВ ФМ ср.пр. 149,2 ± 4,0 154,7 ± 4,5 144,3 ± 7,6 147,0 ± 6,3

5 ИВО ФМ ср.л. 21,5 ± 1,2 16,8 ± 1,6 15,3 ± 1,1 16,6 ± 1,4

6 ИВО ФМ ср. пр. 20,5 ± 1,6 17,3 ± 1,2 17,3 ± 2,2 19,9 ± 2,6

7 ДКИ ФМ ср.л. 65,0 ± 2,6 51,9 ± 3,0 56,0 ± 2,8 55,3±3,2

8 ДКИ ФМ ср. пр. 61,7±3,9 55,8±2,8 56,8±3,9 58,9 ± 4,3

9 ДСИ ФМ ср.л. 73,5 ± 2,9 60,7 ± 2,2 60,8 ± 2,3 60,1 ± 2,9

10 ДСИ ФМ ср. пр. 71,3 ± 3,5 65,1 ± 2,4 62,7 ± 3,9 65,0 ± 3,8

Окципито-мастоидальное отведение

1 РИ ОМ ср.л. 0,13 ± 0,01 0,13 ± 0,01 0,13 ± 0,02 0,14 ± 0,02

2 РИ ОМ ср. пр. 0,11 ± 0,01 0,15 ± 0,02 0,11 ± 0,02 0,16 ± 0,03

3 ВРПВ ОМ ср.л. 137,8 ± 4,7 143,8 ± 4,2 139,7 ± 7,1 143 ± 5,3

4 ВРПВ ОМ ср.пр. 141,6 ± 4,7 149,7 ± 4,1 139,3 ± 6,5 147,3 ± 5,6

5 ИВО ОМ ср.л. 25,1 ± 2,2 20,0 ± 2,3 21,0 ± 2,1 19,0 ± 1,4

6 ИВО ОМ ср. пр. 29,4 ± 3,3 21,0 ± 2,3 21,5 ± 2,3 21,1 ± 2

7 ДКИ ОМ ср.л. 71,8 ± 5,9 60,5 ± 4,5 68,5 ± 3,3 61,9 ± 4,8

8 ДКИ ОМ ср. пр. 72,0 ± 6,1 60,5 ± 5,0 53,2 ± 6,1 57,4 ± 6

9 ДСИ ОМ ср.л. 83,7 ± 4,1 70,0 ± 3,6 74,8 ± 3,0 68,7 ± 4,2

10 ДСИ ОМ ср. пр. 85,7 ± 6,3 71,6 ± 4,4 65,33 ± 3,5 66,1 ± 4,6

Примечание: РИ - реографический индекс; ВРПВ - время распространение пульсовой

волны; ИВО - индекс венозного оттока; ДКИ - дикротический индекс; ДСИ - дистолический индекс; ФМ - фронто-мастоидальное отведение; ОМ - окципито-мастоидальное отведение; ср. л. - средний левый; ср. пр. - средний правый

На основе результатов педагогического наблюдения и принимая во внимание организационно-методические особенности действующей рабочей программы отделения «Волейбол», нами разработана и апробирована в течение учебного года экспериментальная программа, особенностью которой являлось комплексное использование средств ОФП и волейбола в сочетании с упражнениями корригирующей направленности.

Основными средствами ОФП являлись разновидности бега, общеразвивающие упражнения, упражнения с сопротивлением,

разновидности прыжков, эстафеты и элементы видов спорта. Среди средств специальной физической подготовки основное внимание уделялось специально-подготовительным и имитационным упражнениям, а также элементам соревновательных и подводящих упражнений. В качестве корригирующих использовались упражнения, способствующие улучшению состояния внутренних сонных, вертебральных и кровеносных сосудов головного мозга.

При сравнительном анализе видно, что наибольшее количество времени в экспериментальной группе уделялось средствам волейбола - в октябре и марте по 7 часов. В контрольной группе максимум приходился на март - 8 часов. Наибольший объём использования средств ОФП как в экспериментальной, так и в контрольной группах отмечен в мае, соответственно, 6,5 и 7 часов.

Корригирующие упражнения выполнялись с низкой интенсивностью, в конце основной части занятия. Моторная плотность занятий за счет уменьшения интервалов отдыха между упражнениями увеличилась в среднем на 5-7 %.

Оздоровительная эффективность экспериментальной программы определялась по динамике отдельных гемодинамических характеристик у студенток вуза в течение педагогического эксперимента.

Из таблицы видно, что в начале исследования у студенток экспериментальной группы большинство значений регионарной гемодинамики как в бассейне внутренних сонных, так и позвоночных артерий находились в пределах мягкой нормы. Исключение составляли показатель венозного оттока и показатель тонуса артерий. Их незначительное превышение указывало на наличие дисфункций венозного кровообращения и повышенного тонуса артерий мелкого калибра и артериол в задних и передних отделах мозга.

В контрольной группе большинство показателей кровообращения головного мозга не превышали нормы, исключение составил индекс венозного оттока в окципито-мастоидальном отведении. Его значение равнялось 21 % при норме 5-20 %. Это указывало на затрудненный венозный отток.

По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное обследование, в результате которого выявлено, что у студенток, выполнявших корригирующие упражнения, значительно снизился показатель венозного оттока в бассейне внутренних сонных артерий и приблизился к норме в вертебральных артериях. В переднем отделе головного мозга уменьшение наблюдалось с 21,5 % до 16,8 % слева и с 20,5 % до 17,3 % справа, а в окципито-мастоидальном отведении с 25,1 % до 20 % слева и с 29,4 % до 21 % справа.

Анализ показателей контрольной группы показал, что индекс венозного оттока во фронто-мастоидальном отведении имел отрицательную динамику: с 15,3 % до 16,6 % слева и с 17,3 % до 19,9 % справа. Это указывало на тенденцию затруднения венозного оттока. В бассейне вертебральных артерий индекс венозного оттока, несмотря на небольшие изменения, остался в пределах нормы.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что комплексное использование средств ОФП и волейбола в сочетании с упражнениями корригирующей направленности способствовало получению положительной динамики по отдельным гемодинамическим показателям. К концу учебного года показатели индекса венозного оттока, значение которых до эксперимента было повышенным, достигли уровня допустимой нормы.

Список литературы

1. Актуальные проблемы оптимизации физического воспитания в вузе / Ю.Л. Веневцева [и др.] // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в 21 веке: сб. науч. тр. Вып. 2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 50.

2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 200 с.

3. Ронкин М.А., Иванов Л.Б. Реография в клинической практике. М.: МБН, 1997. 403 с.

Большаков Семен Владимирович, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

PECULIARITIES OF CEREBRAL HEMODYNAMICS AND CORRECTION OF INDIVIDUAL HEMODYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

S.V. Bolshakov

The peculiarities of Central and cerebral hemodynamic students. Presents the results of studies on the use of exercises for the correction of certain hemodynamic characteristics.

Key words: means of physical culture, cerebral hemodynamic, hemodynamic characteristics.

Bolshakov Semyon Vladimirovich, post-graduate student, lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.