Научная статья на тему 'ГЧП в сфере общественных благ: опыт России'

ГЧП в сфере общественных благ: опыт России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерябина Марина

Сфера общественных благ традиционно считается опекаемой государством. Участие бизнес-сообщества в ее организации, функционировании и развитии в недалеком прошлом предполагалось исключительно в форме меценатства и благотворительности. Примечательно, что к категории общественных товаров могут относиться не только те, потребление которых возможно исключительно как совместное и равное (классическое «генетическое» понимание), но и те, затраты на производство и потребление которых осуществляются за счет бюджетных средств. Государственно-частное партнерство, ставшее в последние десятилетия одной из укоренившихся институциональных форм производства и потребления общественных благ, методологически опирается на обе эти трактовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership in the sphere of public goods: the experience of Russia

The scope of public goods is traditionally considered a ward of the state. The participation of the business community in its organization, functioning and development in the recent past, it was assumed only in the form of philanthropy and charity. It is noteworthy that the category of public goods may include not only those whose consumption is only possible as a joint and equal (the classic "genetic" sense), but also those costs of production and consumption which are at the expense of budget funds. Public-private partnership, has become in recent decades a well-established institutional forms of production and consumption of public goods, methodologically relies on both of these interpretations.

Текст научной работы на тему «ГЧП в сфере общественных благ: опыт России»

ГЧП в сфере общественных благ: опыт России

Сфера общественных благ традиционно считается опекаемой государством. Участие бизнес-сообщества в ее организации, функционировании и развитии в недалеком прошлом предполагалось исключительно в форме меценатства и благотворительности. примечательно, что к категории общественных товаров могут относиться не только те, потребление которых возможно исключительно как совместное и равное (классическое «генетическое» понимание), но и те, затраты на производство и потребление которых осуществляются за счет бюджетных средств. Государственно-частное партнерство, ставшее в последние десятилетия одной из укоренившихся институциональных форм производства и потребления общественных благ,

методологически опирается на обе эти трактовки.

марина Дерябина,

завсектором Института экономики РАН, кандидат экономических наук

С одной стороны, научный, технический и технологический прогресс может раздвигать и просто изменять критерии отнесения блага к классу общественных, добавляя им те или иные свойства частных благ. Это относится, например, к таким сферам, как культура, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги. В результате публичные блага из чисто общественных эволюционируют в сторону так называемых смешанных общественных товаров, полезных для общества, но потребляемых в том числе и как частные блага. В этом случае речь идет о дополнении общественного блага «пучком» частных, а это, в свою очередь, позволяет встроиться в схему финансирования и управления частному капиталу. И напротив, частные блага не всегда остаются таковыми в

чистом виде, а выгоды от их потребления достаются не только тем, кто за них заплатил. В этом случае имеет место присвоение членами общества так называемого вторичного потребительского эффекта изначально частного блага [1]. Иными словами, частичное смещение общественных благ в сторону смешанных создает поле деятельности для частного капитала, а сохранение общественной природы блага обусловливает и сохранение преимущественно государственных форм регулирования и финансирования сферы публичных благ.

С другой стороны, усложнение и удорожание в производстве и потреблении общественных благ приводит к нехватке государственных финансовых ресурсов для полноценного обеспечения граждан и общества этими благами. Поэтому возможность получения дополнительных средств рассматривается как одно из первоочередных преимуществ партнерства государства и бизнеса в решении крупных национальных задач. Это в полной мере относится и к сфере общественных благ. К этому следует добавить, что речь идет не только о финансах. Государство в не меньшей степени нуждается в ресурсах

знаний, которые можно получить от частнопредпринимательского сектора.

К числу сфер, за которые оно традиционно несет ответственность перед обществом, можно причислить всю социальную инфраструктуру, причем приоритетны для ГЧП социальные услуги - здравоохранение, образование, наука, коммунальное хозяйство [2]. В сфере традиционных общественных благ происходят определенные сдвиги в сторону, во-первых, большего их разнообразия и, во-вторых, одновременного увеличения доли упоминавшихся смешанных общественных благ, часть которых население готово полностью или частично потреблять как частные. А набор классических публичных благ пополняется такими звеньями социальной инфраструктуры, как дошкольное воспитание, рекреационные услуги, услуги по решению проблем занятости, сфера экологии и даже система исполнения наказаний. В этой связи в теоретических и методологических подходах к ГЧП следует учитывать, что с расширением доли смешанных благ суверенитет государства перемещается с проблемы обеспечения общественных благ как таковых в сторону гарантирования их достаточности и надлежащего качества.

В отличие от реального сектора ГЧП в сфере общественных благ имеет свою специфику. Это прежде всего касается институционально-организационного обеспечения партнерств. Если в реальном секторе со стороны частного партнера с успехом могут выступать конкретные компании и промышленные группы, то в проектах ГЧП в сфере общественных благ трудно ожидать активного и добровольного стремления частных фирм к долговременному институциональному сотрудничеству с государством. Частник скорее будет заин-

ГОСУДАРСТВО - НАУКА - БИЗНЕС: НА ПУТИ К КОНСОЛИДАЦИИ

тересован в приватизации объектов социальной инфраструктуры, нежели в разделе правомочий и рисков с государством. Эту проблему можно обойти путем создания так называемых институционально-инвестиционных посредников, в качестве которых могут выступать, например, специальные инвестиционные фонды, основная миссия которых - поиск, налаживание связей и технический контроль за партнерскими отношениями государства и бизнес-структур. Так, в сфере фундаментальной науки и образования уже в течение длительного времени работают специальные фонды, распределяющие гранты поддержки научных и образовательных организаций на конкурсной основе.

Вместе с тем, как уже было упомянуто, в целом ряде объектов инфраструктуры общественных благ следует ожидать совершенно естественной, явной или скрытой заинтересованности частных партнеров в приватизации соответствующих объектов. Это может касаться образовательных, медицинских, рекреационных, коммунальных и других объектов, в функционировании которых государство как партнер может постепенно вытесняться частником, оставляющим титульному собственнику только вывеску, ответственность и несение рисков. В связи с этим в законодательном обеспечении должны быть предусмотрены эффективные защитительные нормы. Это касается прежде

всего спецификации и мер охраны правомочий государственного или муниципального собственника. При этом в отличие от производственных партнерств в сфере общественных благ необходимо специально учитывать интересы своего рода «третьей стороны», то есть населения. В идеале государственный или муниципальный партнер должны представлять именно интересы населения, однако на практике такого представительства интересов автоматически никогда не происходит. Более того, очень реальна опасность блокирования интересов курирующих чиновников с представителями бизнеса за счет ущемления интересов потребителей общественных благ. Это хорошо знакомо по опыту неуклонной коммерциализации медицины, образования, градостроительства, науки и культуры.

Но важно и другое. Даже в сотрудничестве с государством невозможно до бесконечности растягивать «социальную ответственность» бизнеса, игнорируя его главную задачу - коммерческий успех. Политический призыв или принуждение предпринимательских структур к участию в начинаниях властей возможны только в виде исключения и не могут быть нормальной практикой партнерства. Конечно, российский крупный бизнес послушно поучаствует в создании иннограда в Сколково или новых исследовательских университетов, но даже в таких объектах без коммерческой

выгоды ожидать от него партнерского поведения не приходится. Следствием в этом случае может быть только одно - увод средств и дистанцирование от интересов государства, какими бы громкими ни были объекты партнерства.

Примером наиболее продвинутого ГЧП в сфере общественных благ в России может служить образование. Его система гибко и достаточно оперативно отреагировала на потребности инновационной экономики и общества, основанного на знаниях. В исторически короткий срок сформировались формы и механизмы, учитывающие эффективные мировые тенденции в этой сфере. Немаловажен и тот факт, что образовательные услуги, как и медицинские, и коммунальные, по самой своей природе несут потенциал коммерческого успеха. В качестве основных институциональных форм ГЧП и объектов управления в образовании выступают целые образовательные организации или их структурные звенья, с одной стороны, и образовательные программы и проекты, с другой. Сложились и основные адекватные потребностям образовательной сферы финансовые, организационно-административные и правовые механизмы [3].

ГЧП в образовании исходит из принципа так называемой трехсекторной модели взаимодействия социально-экономической и властно-управленческой системы современного общества. Вы-

ОАЗ технико-внедренческого типа «Томск» специализируется на развитии ИТ, электроники, медицины, биотехнологий, ресурсосбережении и др.

Задача ОАЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» - развивать лечебно-оздоровительный и спортивный туризм в Алтайском крае

№11(105) Ноябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 25

деляются три подсистемы: институты публичной власти (государство или муниципалитет), предпринимательское сообщество и корпоративный сектор, гражданское общество, представленное совокупностью некоммерческих организаций.

Такой широкий социальный фон позволяет адекватно определить место ГЧП во всей системе отношений бизнеса и власти, которая оказывается значительно шире, чем собственно партнерство. На правомерность широкого социального подхода указывает и весь мировой опыт партнерских отношений государства и бизнеса. В профессиональном образовании партнерство - одна из форм многочисленных социальных инвестиций в образование. В их числе: прямые инвестиции в образовательные и научные проекты; целевые денежные пожертвования; участие менеджмента компаний в наблюдательных и управляющих советах учреждений профессионального образования; пожертвования товаров и услуг на нужды образовательных учреждений; использование имиджа компаний для продвижения идей и проектов образовательных организаций. Как видим, проекты ГЧП - это только одна из форм сотрудничества образования и бизнес-структур, которая без системной общественной среды эффективной быть не может.

Российским компаниям партнерство позволяет получить определенные конкурентные преимущества. К их числу относят следующие: возможность повысить лояльность к компаниям общества и органов власти - поддержка образования понимается и разделяется всем обществом; снижение репутационных и конъюнктурных рисков, а также стратегических ошибок, уход от опасных для бизнеса конфликтов; развитие корпоративной культуры и сплоченность компании вокруг социально значимых целей; комфортные условия ведения бизнеса и инвестиционная привлекательность за счет предсказуемости социально-политической и экономической среды; более высокие конкурентные позиции в отношении дефицитных квалифицированных трудовых ресурсов; лояльность массового потреби-

Приоритетные направления деятельности производственной ОЭЗ «Алабуга» - автомобилестроение, нефтехимическая отрасль, производство строительных материалов и товаров народного потребления

теля, улучшающая маркетинговые стратегии; снижение бюрократических издержек развития бизнеса, более прозрачные отношения с органами власти [3].

Принципы эффективного взаимодействия государственных и бизнес-структур нашли отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. [4].

Надо отметить, что уже используются многочисленные инструменты и механизмы конструктивного взаимодействия государственных учреждений образования и бизнес-структур. Так, хорошо зарекомендовали себя такие институциональные и программно-проектные формы ГЧП, как образовательные ваучеры, грантовые программы, образовательные кредиты, стипендиальные и гарантийные программы. Успешно работают общественные, управляющие, попечительские и наблюдательные советы, ярмарки проектов. Появились и специальные правовые инструменты ГЧП в сфере образования -концессионные соглашения, договоры на аренду и лизинг, контракты на управление, а также инвестиционные контракты.

В настоящее время в России есть практически все предпосылки для успешного развития ГЧП в сфере общественных благ. Более того, страна остро нуждается в продвижении по этому пути для реального улучшения дел в такой значимой для общества

сфере. Есть и интерес бизнеса к участию в развитии, эффективном функционировании и управлении организаций образования, здравоохранения, коммунального обеспечения и даже фундаментальной науки. Однако реальный прогресс в этой сфере возможен лишь при соблюдении определенных условий. А именно: понимание государством, что участие бизнеса в развитии сферы общественных благ не может базироваться только на «социальной ответственности», что необходимы действенные инструменты вовлечения его в эту сферу на основе коммерческого успеха; глубокая правовая проработка вопросов правомочий и спецификации прав собственности; создание благоприятного инвестиционного климата и равных возможностей для всех агентов, а не только для привилегированных объектов и программ.

Литература

1. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. - СПб., 2008. C. 108-110.

2. Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. - Белгород, 2008. C. 37, 277.

3. Государственно-частное партнерство в образовании (сборник). - М., 2009.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Электронный ресурс: www. dvgu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.