УДК 330.322
Олег Игоревич Водяненко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
Наталия Вячеславовна Митяева,
доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
СПЕЦИФИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ*
В статье обобщены основы анализа инвестиционного процесса в сфере предоставления общественных благ. Предложены авторские классификации общественных благ в зависимости от объема необходимых ресурсов, источников финансирования инвестиционных проектов в их производство, национальной принадлежности субъектов инвестирования. Раскрыты сущностные характеристики инвестиций в производство общественных благ. Выделены черты инвестиционного проекта в производство общественных благ. Определен круг субъектов инвестирования в развитие сферы предоставления общественных благ. Предложено разделять промежуточные и конечные издержки и выгоды производства общественных благ. Выявлены особенности инвестиционной деятельности государства в сфере предоставления общественных благ. Проведен анализ форм и способов привлечения частных инвестиций в сферу предоставления общественных благ.
Ключевые слова: общественные блага, инвестиционный проект, общественное благосостояние, государственный бюджет, некоммерческие организации, государственно-частное партнерство.
O.l. Vodyanenko, N.V. Mitiayeva
SPECIFIC APPROACH TO INVESTMENTS IN THE PRODUCTION OF PUBLIC GOODS
The paper presents a comprehensive analysis of investments in the provision of public goods, gives an original classification of public goods according to the amount of necessary resources, sources of financing for investment projects, national characteristics. The authors reveal the essential characteristics of investments in the production of public goods, highlight the features of investment projects in the production of public goods, define business entities that invest in the development of public goods, and suggest to identify intermediate and final costs and benefits of public goods. The paper considers the specific features of state investment activities with regard to the provision of public goods, and analyzes forms and methods of attracting private investment into the provision of public goods.
Keywords: public goods, investment project, wealth, state budget, non-profit organizations, public-private partnership.
Производство и предоставление общественных благ является традиционным провалом рынка. В настоящее время, когда обостряются социальные противоречия и усиливается социальное неравенство, проблема финансирования сферы производства и предоставления общественных благ приобретает новое звучание.
Одной из классификаций общественных благ является классификация, связанная с объемом ресурсов, необходимых для производства благ: от капиталоемких производств до экономных. В современных условиях инвестиции в производство общественных благ необходимы с учетом не только реальных, но и монетарных (проявляющихся в изменениях совокупного спроса), а также теневых (проявляющихся в различиях частной и
общественной ставок дисконтирования) общественных выгод и издержек.
В анализе должны учитываться промежуточные и конечные издержки и выгоды производства общественных благ. Конечные выгоды получают индивиды, промежуточные - создают основу для разработки и реализации новых направлений. Например, прогноз погоды является конечным продуктом для отпускника и промежуточным - для авиакомпаний.
Инвестиционный проект в производство общественных благ характеризуется специфическими чертами:
- затраты несоразмерны выгодам по величине и форме проявления (денежные доходы и нематериальные, отложенные и косвенные выгоды);
* Статья подготовлена по проекту 6.3263.2011 «Ресурсная матрица воспроизводства опекаемых благ», выполняемому в рамках государственного задания на 2013 год.
- в процессе производства и предоставления общественных благ, как правило, не принимают участия их потенциальные получатели;
- период окупаемости отличается большой длительностью и затрагивает интересы будущих поколений, при этом существует временной интервал, в течение которого возможна наибольшая отдача от проекта;
- наличие значительного (в экономическом и социальном плане) мультипликативного эффекта;
- наличие политической составляющей в процессе принятия решения об ассортименте и объеме производства.
Инвестиции в производство общественных благ обладают специфическими чертами по сравнению с инвестициями в частные блага: несоразмерность затрат выгодам по величине и форме проявления, несовпадение сферы действия инвестиционного проекта в общественные блага с потенциальным кругом реципиентов, большая длительность и рискованность по сравнению с вложениями в физические или финансовые активы, наличие отложенного и мультипликативного эффектов.
Производство общественных благ предполагает использование не только бюджетных средств, но и негосударственных фондов, а также средств коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц. Производство общественных благ относится к классическим провалам рынка, устранение которых берет на себя государство. Государство может выступать производителем общественных благ, инициатором их производства в частном секторе как за счет собственных средств коммерческих организаций, так и за счет субсидий и дотаций. Большинство современных общественных благ имеют институциональную составляющую и связаны со спецификацией и защитой прав собственности и свободы.
Со стороны государства инвестиции в производство общественных благ финансируются из государственного бюджета. Производство общественных благ чаще всего требует участия государства в силу таких специфических особенностей общественных благ, как неконкурентность в потреблении и неисключаемость. Государство выступает инициатором и организатором производства общественных благ, но его участие в этом процессе может выражаться и в целевой поддержке частного сектора экономики, который по собственной инициативе не берется за это производство, невыгодное с рыночной точки зрения. В редких случаях производство общественных благ может оказаться выгодным в институциональном плане: например, частная компания ожидает или положительные экстерналии от производства либо потребления конкретного блага, или надеется получить выгоду нематериального характера (улучшение имиджа, влияние на общественное мнение). Специфика процессов производства и предоставления общественных благ обусловливает необходимость формирования стимулирующих механизмов, направленных на привлечение частных лиц в сферу предоставления общественных благ.
В структуре инвестиционных проектов государства можно выделить проекты, направленные на воспроизводство и развитие текущих направлений деятельности, приносящих операционный доход, и проекты по созданию новых направлений, способных в перспективе при-
носить инвестиционный доход. Применительно к инвестициям в общественные блага мы предлагаем разделить деятельность (по поддержанию простого воспроизводства общественных благ) и инвестиционную деятельность (по обеспечению расширенного воспроизводства существующих общественных благ или созданию новых).
Выбор критериев оценки инвестиционного проекта зависит от структуры издержек и вида прибыли, метода оценки, ставки дисконтирования. Объектом анализа являются не только рыночные, но и социальные выгоды и издержки. Уподобление процессов в общественной сфере рыночным неправомерно, так как индивиды не могут проявлять свои предпочтения относительно общественных благ без участия в политическом процессе [3, с. 21]. В идеальном случае потребителей необходимо было бы опросить путем голосования по целому ряду вопросов относительно бюджета и распределения налогов, обеспечивающих этот бюджет, причем по всем вопросам должно быть достигнуто полное единодушие. В отсутствие принуждения каждый индивид будет надеяться «поживиться» за счет соседей, что в конечном счете приведет к недопроизводству общественных благ.
В отличие от традиционного макроэкономического подхода, рассматривающего государственные инвестиционные расходы как элемент совокупного спроса, сущность государственных инвестиций в общественные блага должна раскрываться с учетом специфических целей инвестирования - усиления социальной ориентации экономической системы и достижения существенного полезного эффекта для общества, что позволяет уточнить методологию исчисления системы национальных счетов.
Общественные расходы могут осуществляться в формах финансирования эксплуатационных расходов организаций общественного сектора, закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, а также денежных и натуральных выплат лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования [1, с. 14]. Перечисленные формы зачастую выступают в качестве взаимозаменяемых либо, сочетаясь, дополняют друг друга.
Высокую теоретическую и практическую значимость приобретает описание процедуры выявления реальных выгод инвестиций в производство общественных благ, независимо от субъекта инвестирования связанных с приростом общественного благосостояния относительно реальных затрат ресурсов, отвлеченных от альтернативного использования, и монетарных последствий, проявляющихся в краткосрочном изменении макроэкономического равновесия. Выгоды инвестиционного проекта легко могут быть измерены деньгами по аналогии с измерением потребительского излишка.
Следует признать наличие реальных и монетарных издержек и выгод. Реальные выгоды проявляются, когда производственная функция занятого в проекте производителя или функция полезности потребителя, затронутого проектом, изменяются. Денежный внешний эффект проявляется в форме изменения относительных цен, заработной платы и прибыли, но не измеряет технологических возможностей производства или потребления.
Реальные выгоды выражаются в увеличении уровня и качества жизни населения по итогам осуществления
производства конкретного блага. В данном случае имеет значение соответствие реальных затрат ресурсов и реальной отдачи от произведенных затрат. Монетарные величины отражают изменения относительного уровня цен, которые возникают, когда экономика подстраивается под изменения объема производства общественных благ.
В настоящее время структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования стабильного экономического развития [2, с. 15]. Руководством страны признается, что средства, направляемые из бюджета на реализацию проектов развития сферы образования и науки, недостаточны [4, с. 61]. На данный момент можно констатировать не только низкую эффективность осуществляемых бюджетных расходов, но и недостаточный уровень социально-экономического эффекта. Таким образом, противоречие между рыночной эффективностью и социальной справедливостью вышло на новый уровень.
В каждом конкретном случае инвестиционный проект может быть неделим, несравним и неравномерен по издержкам и выгодам. Если располагаемый бюджет неограничен, то необходимо сопоставлять эффективность использования ресурсов в частном и государственном секторах. Общественный проект должен быть принят, если выгоды по нему превышают издержки. Таким образом, по нашему мнению, выбор правила принятия решения при проектном анализе инвестиций в общественные блага зависит от того, является ли бюджет фиксированным или переменным, а также является ли проект делимым или нет.
В процессе исследования были выявлены зависимости объема и характера инвестиций от фиксированности бюджета и делимости проекта: прямая зависимость между объемом инвестиций в общественные блага и фиксированностью бюджета (ограниченность бюджета обусловливает ограниченность инвестиций); обратная зависимость между объемом инвестиций в общественные блага и делимостью инвестиционного проекта (рост инвестиций в производство общественных благ в ряде случаев приводит к недофинансированию производства частных благ). Доказано, что, поскольку конкретный инвестиционный проект может быть неделим, несравним и неравномерен по издержкам и выгодам, окончательное решение должно приниматься в соответствии с принципами теории общественного выбора. Таким образом, можно утверждать, что в практике хозяйствования проявляются прямые и обратные зависимости объема и характера инвестиций от фиксированности бюджета и делимости проекта, что объясняет существующую ограниченность и недостаточную эффективность инвестирования в производство общественных благ и позволяет принять решение о целесообразности конкретного инвестиционного проекта с позиции теории общественного выбора.
Общественные блага могут производиться с использованием не только национальных, но и иностранных ресурсов, а также их сочетания. Как правило, общественные блага в отдельном государстве финансируются из национального бюджета. Мы поддерживаем идею о том, что должно действовать ограничение на привлечение иностранных капиталов в сферы национальных интересов и независимости государства, использования
природных ресурсов, функционирования производственной инфраструктуры, спутниковой связи, телекоммуникационных отраслей. Однако во всех остальных случаях привлечение иностранных ресурсов представляется возможным. Иностранные вложения могут реализовы-ваться посредством всех видов современных ресурсов, как традиционных, так и инновационных.
Проблема повышения эффективности государственных инвестиционных проектов и поиска альтернативных или дополнительных источников финансирования производства общественных благ приобретает все большую актуальность. Привлечение частного предпринимательства к общественным проектам призвано уменьшить нагрузку на государственный бюджет, перераспределить предпринимательский риск между частными и общественными инвесторами, повысить уровень эффективности организации управления. Нами предлагаются следующие способы привлечения частных инвестиций в сферу производства общественных благ: государственно-частное партнерство и внешние корпоративные социальные инвестиции. Это позволяет выработать рекомендации по повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере производства общественных благ.
Следует указать ряд принципиальных преимуществ государственно-частного партнерства в сфере производства общественных благ: возможность привлечения дополнительных средств за счет расширения субъектов инвестиционного процесса посредством включения представителей частного бизнеса; более эффективное разграничение обязанностей между субъектами сферы производства общественных благ относительно распределения рисков, компетенций и ответственности сторон; использование широкого арсенала методов и инструментов осуществления инвестиционной деятельности (контракты, соглашения, договоры, институциональные альянсы); сохранение за государством права собственности и функции долгосрочного планирования, контроля и регулирования сферы производства общественных благ, что дает возможность принимать обоснованные решения о целесообразности передачи тех или иных государственных полномочий частным предприятиям на условиях частно-государственного партнерства.
На основе известных моделей государственно-частного партнерства мы дополнительно выделяем особые модели ГЧП в общественном секторе:
- контрактное ГЧП: строительство, реконструкция, поставка оборудования, оказание специализированных услуг с использованием высокотехнологичного оборудования. Контракт может быть заключен в виде инвестиционного, концессионного или операционного соглашения, договора аренды муниципального имущества с внесением необходимых улучшений (реконструкция, модернизация), соглашения о ГЧП (ВОТ/ВОН и т.д.), контракта на предоставление услуг или управление;
- институциональное ГЧП: совместное предприятие с оформлением долей собственности и порядка принятия решения (например, холдинг).
Условия, препятствующие и способствующие развитию корпоративного социального инвестирования:
- препятствующие развитию: вторичность внешних корпоративных социальных инвестиций по отношению
к внутренним; бессистемность и эпизодичность инвестиций; несоответствие стратегическим целям организации, субъективность при принятии решения;
- способствующие развитию: динамика структуры капитала компании; фаза жизненного цикла компании; соответствующая отраслевая принадлежность; определение приоритетов государственной макроэкономической политики.
Представляются целесообразными следующие мероприятия по развитию корпоративного социального инвестирования в общественные блага: через инструменты фискальной политики, через информационную поддержку и путем разработки единых стандартов для оценки степени полноты и комплексности процесса осуществления затрат корпораций на общественные блага. Таким образом, необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере производства общественных благ, начать активное внедрение государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами. Государство может целенаправленно стимулировать частные инвестиции в общественные блага посредством налоговых послаблений, правовых методов, информационной поддержки.
В качестве тенденций развития инвестиций в производство общественных благ можно выделить:
- расширение видовой структуры субъектов инвестирования (наряду с традиционным государственным сектором в инвестиционный процесс включаются предприятия частного и некоммерческого секторов, а также смешанной формы собственности). Бюджет некоммерческих организаций формируется за счет правительственных субсидий и налоговых льгот, членских взносов, благотворительных вкладов, имущественных взносов организаций и частных лиц, поступлений средств от осуществления предпринимательской деятельности, необходи-
мой для достижения общественно-полезных целей, ради которых создана некоммерческая организация;
- включение в процесс инвестирования в производство общественных благ самого человека (через индивидуальные инвестиции в здоровье и образование), гражданского общества (через институт волонтерства и благотворительности) и мирового сообщества (через неправительственные международные организации и институциональных инвесторов);
- увеличение валовых объемов инвестирования в производство общественных благ практически во всех странах.
Выявление вышеперечисленных тенденций позволяет скорректировать в среднесрочной перспективе структуру производства общественных благ и сконцентрировать внимание только на тех сферах деятельности, где специфика государственного хозяйствования положительно отражается на качестве услуг. В ближайшем будущем должна быть разработана и реализована общенациональная научно-исследовательская программа анализа особенностей и тенденций развития инвестиций в производство общественных благ, включающая обоснование целей, предмета, объекта, логики и методов исследования.
1. Ивашина М.М. Роль социальной составляющей в современной экономической политике // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
2. Миляева Н.В. Институциональные преобразования российской экономики: задачи и промежуточные итоги // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1 (45).
3. Митяева Н.В., Фёдорова Ю.В. Специфика функционирования факторных рынков в сфере предоставления общественных и опекаемых благ // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4 (48).
4. Ростовский Р.В. Модели финансирования образования // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1 (45).
Лиана Евгеньевна Грицак,
аспирантка кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
СПЕЦИФИКА ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Исследование цикличности развития российской экономики имеет свои особенности, поскольку хозяйственный опыт нашей страны содержит примеры формирования конъюнктурных колебаний в весьма специфических условиях системных трансформаций, в которых эволюционные изменения сочетаются с революционными преобразованиями социально-экономической сферы.
В статье представлена разработка дискуссионных теоретико-методологических проблем циклического анализа экономического развития. Важнейшими проблемами теории и методологии циклического развития экономики остаются: хронологические аспекты определения и взаимосвязи периодических закономерностей экономической динамики; взаимодействие факторов в различных теоретических моделях экономических циклов; особенности переходных состояний циклической динамики в условиях системных социально-экономических трансформаций. Предпринята попытка выявления и систематизации типологических особенностей циклической динамики современной российской экономики. Обосновывается необходимость формирования в России экономической модели инвестиционно-интенсивного роста.
Ключевые слова: цикличность экономического развития, теоретико-методологические проблемы циклического анализа, длинные волны, дезинвестиционный цикл, реконструктивный цикл, модель инвестиционно-интенсивного роста.
УДК 330.101.541 |Д5| [email protected]