ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ JOURNALISM AND PUBLIC RELATIONS
УДК 070 (510) (043.3)
DOI 10.52575/2712-7451-2024-43-1-5-14
Газета "Global Times" в медиакомплексе Китайской Народной Республики для зарубежных аудиторий
1 Кононова Е.И., 2 Короченский А.П., 1 Саенкова-Мельницкая Л.П.
1 Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, пр. Независимости, 4 2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 3008015, г. Белгород, ул. Победы, 85 [email protected]; [email protected]; [email protected]
Аннотация. Влиятельной силой во внешней коммуникации Китая в последние годы становятся иноязычные медиа, которые используют свои преимущества для освещения внутренних и зарубежных новостей в противовес мощному информационно-пропагандистскому аппарату США. Современная геополитика ставит перед Китаем актуальные задачи поиска своего места в мире. В фокусе исследования находится медиакомплекс КНР, направленный на зарубежные аудитории, а также актуальные перемены в тоне и содержании публикуемых медиатекстов, что наиболее ярко проявляется в деятельности англоязычной газеты Global Times. Целью исследования является краткое описание деятельности издания, обобщение наиболее актуальных тематических направлений на примере наиболее значительных публикаций газеты. Проведенный анализ показал, что эволюция внешней коммуникации Китая выходит сегодня на новый уровень. Деятельность Global Times в медиакомплексе демонстрирует изменения в интерпретации мировой политики и методах подачи информации, развивает и обогащает традиции национальной журналистики. Успех Китая заключается в преемственности достигнутых внешнеполитических результатов, а также расширении и эффективности своего влияния через внешние информационные каналы коммуникации.
Ключевые слова: медиакомплекс КНР, англоязычные медиа, международная аудитория, иновещание, информационное пространство
Для цитирования: Кононова Е.И., Короченский А.П., Саенкова-Мельницкая Л.П. 2024. Газета "Global Times" в медиакомплексе Китайской Народной Республики для зарубежных аудиторий. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(1): 5-14. DOI: 10.52575/2712-7451-2024-43-1-5-14
The Newspaper "Global Times" in the Media Complex of People's Republic of China for Foreign Audiences
1 Elena I. ^nonova, 2Alexandr P. Korochensky, 1 Ludmila P. Sayenkova-Melnitskaya
1 Belarusian State University 4 Nezavisimosti Av., Minsk 220030, Republic of Belarus 2 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod 308015, Russia [email protected]; [email protected]; [email protected]
Abstract. In recent years, foreign-language media have become an influential force in China's foreign communication, which use their advantages to cover domestic and foreign news abroad in contrast to the
© Кононова Е.И., Короченский А.П., Саенкова-Мельницкая Л.П., 2024 5
powerful information and propaganda apparatus of the United States. A high level of external communication is an important indicator of the comprehensive development of the country and forms an appropriate national image. If the state does not have a strong communication tool that provides clear and constructive support for foreign policy, then its own image is largely subject to processing and unfavorable ideological interpretation in the outside world. Modern geopolitics poses urgent tasks for China to actively search for its place in the world. This has caused changes both in the composition of media for abroad, as well as in the content and style of their activities, which requires study. The study focuses on the PRC media complex aimed at foreign audiences, as well as current changes in the tone and content of published media texts, which is most clearly manifested in the activities of the English-language newspaper Global Times. The purpose of the study is a brief description of the publication's activities, a generalization of the most relevant thematic areas using the example of the newspaper's most significant publications. The analysis showed that the evolution of China's external communications is reaching a new level today. The activities of the Global Times in the media complex demonstrate changes in the interpretation of world politics and methods of presenting information, develop and enrich the traditions of national journalism. China's success lies in the continuity of the achieved foreign policy results, as well as the expansion and effectiveness of its influence through external information communication channels.
Keywords: Chinese media complex, English-language media, international audience, foreign broadcasting, information space
For citation: Kononova E.I., Korochensky A.P., Sayenkova-Melnitskaya L.P. 2024. The Newspaper "Global Times" in the Media Complex of People's Republic of China for Foreign Audiences. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 43(1): 5-14 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2024-43-1-5-14
Введение
Последние годы ознаменованы растущей конкуренцией и противоречиями в отношениях между США и КНР. Быстрое усиление позиции Китая, превратившегося в начале XXI века в реального экономического лидера современного мира, и рост его внешнеэкономических и внешнеполитических амбиций заставили правящие круги США предпринять комплекс мер по сдерживанию китайской мощи и влияния в различных сферах -от внешней торговли и международной логистики до политики в отношении Тайваня. Отражением стремления США ослабить Китай являются как начавшиеся экономические войны, так и интенсификация американских информационно-пропагандистских усилий с целью представить КНР как растущую угрозу и даже агрессора по отношению к зарубежным партнерам Китая, дискредитация его потенциальных и взаимовыгодных связей. Эти усилия подкрепляются все еще сохраняющимся западным доминированием в глобальной массово-коммуникационной среде благодаря функционированию мощного информационно-пропагандистского аппарата США. Транснациональные массмедийные институции западноевропейских стран выступают в роли младших партнеров, образующих единый хор при освещении событий и проблем, касающихся Китая (в том числе нарушений прав человека в КНР, действий в отношении Тайваня и спорных территорий в ЮжноКитайском море).
Несмотря на то, что внешнеполитическая коммуникация является разработанной темой, в научной литературе наблюдается малое количество работ по проблематике китайского опыта, связанного с деятельностью изданий СМИ, нацеленных на зарубежную аудиторию. Вопросами имиджа государства активно занимались российские исследователи. Развитию китайской международной политики и ее различным аспектам уделяется внимание в работах А.М. Байчорова [2013], Н.Н. Вавилова [2021], Т.Н. Лобановой [2017], С.Г. Лузянина [2021] и др. Изучение образа страны предпринято в работах белорусских ученых Ю.Н. Лукьянюк [2021], Т.В. Рудаковской [2021], А.И. Соловьева [2021]. К этому можно прибавить публикации китайских авторов Цуй Баого [2020], Ли Бинь [2023] и др. Статистический и фактический материал по китайским СМИ содержится в статьях, опубликованных на китайском языке в национальных изданиях.
Однако по-прежнему актуальными и малоизученными являются как системное исследование китайского медиакомплекса для зарубежных аудиторий с учетом его новейших изменений, так и раскрытие ролевых функций конкретных изданий - в данном случае газеты «Глобал Таймс» - для имиджевой стратегии во внешней политике государства.
Целью исследования является выявление особенностей деятельности англоязычной газеты Global Times как инструмента общения с зарубежной аудиторией, благодаря которому китайские журналисты находят путь для эффективного формирования положительного имиджа Китая. Современные изменения в геополитике ставят перед медиаспециалистами актуальные задачи: показать Китай миру, помочь миру понять его, позволить стране выйти на мировой уровень и позволить Китаю влиять на мир.
Объектом данного исследования являются англоязычные китайские медиа для зарубежных аудиторий. Предмет исследования - англоязычная газета Global Times в структурной организации и дискурсной специализации китайского медиакомплекса для зарубежных аудиторий.
В процессе исследования и мониторинга издания газеты авторы придерживались медиакритического подхода в выявлении характерной для Global Times контентной ориентации [Короченский, 2003], подвергая анализу наиболее значительные публикации газеты.
Позиционирование газеты Global Times среди китайских СМИ для зарубежных аудиторий
Осознание необходимости противостоять западному доминированию в глобальной информационной среде привело к реорганизации китайского медийного комплекса и его звеньев, нацеленных на зарубежные аудитории. Так появилась China Media Group (именуется также как «Голос Китая») - созданная в апреле 2018 г. новая платформа вещания, медиахолдинг, который состоит из Центрального телевидения Китая (CCTV), Китайского государственного радио (CNR) и Китайского международного радио (CRI) и является доминирующей государственной медиакомпанией по радио- и телевещанию в Китайской Народной Республике [Kuo, 2018]. В апреле 2018 г. центральная китайская газета «Женьминь Жибао» опубликовала статью под красноречивым заголовком «Миру нужно лучше понять Китай, «Голос Китая» может помочь» [Стоун, 2018]. Одной из главных целей нового объединения было провозглашено продвижение за рубежом позитивного образа Китая. В частности, этому призвана способствовать деятельность CGTN (China Global Television Network) - Глобальной телевизионной сети Китая -международной медиаорганизации, созданной Центральным телевидением Китая (CCTV) 31 декабря 2016 г. CGTN является группой многоязычных и мультиплатформенных средств массовой информации. В настоящее время CGTN имеет четыре студии иновещания: в Пекине (главный центр), Найроби, Вашингтоне и Лондоне, а также 70 бюро по всему миру [Xi, 2021].
Действуя в унисон с китайским информационным агентством Синьхуа (Xinhua), превращенным в наши дни в мощный многоязычный мультимедийный ресурс, эти структуры дополняются китайскими периодическими изданиями для зарубежных аудиторий, которые активно используют коммуникационные возможности глобальной компьютерной сети Интернет для выхода в международное информационное пространство. Это еженедельный общественно-политический журнал Beijing Review («Пекинское обозрение»), художественно-литературный ежеквартальник Chinese literature («Китайская литература»); ежемесячные иллюстрированные журналы China («Китай»), China and Africa («Китай и Африка») и China Today («Китай сегодня»); газеты Global Times («Глобальные времена»), The Standard («Стандарт») и Shenzhen Daily («Ежедневный Шэньчжэнь»), South
China Morning Post («Южно-Китайская утренняя почта»); издания медиагруппы China Daily («Ежедневный Китай»): собственно газета China Daily, ее гонконгская версия «China Daily, Hong Kong édition), еженедельники Business Weekly («Неделя бизнеса»), Shanghai Star («Звезда Шанхая»), 21st Century («21-й век»), Beijing weekend («Пекинский выходной») и Reports from China («Репортажи из Китая») [Cui, 2020].
Только на русском языке функционируют 6 основных медийных ресурсов: сайт газеты «Женьминь Жибао» (http://russian.people.com.cn), портал информагентства Синьхуа ( http://russian.news.cn), порталы китайского ТВ и Международного радио (http://russian.cctv.com, http://russian.cri.cn), сайт журнала «Китай» ( www.kitaichina.com) [Kuo, 2018].
Флагманом воздействия на зарубежные аудитории является издательский комплекс КНР, который включает основные периодические издания: газеты «Женьминь Жибао» (People's Daily) - главный печатный орган ЦК КПК и «Глобал Таймс» (Global Times), журналы Beijing Review («Пекинское обозрение»), China Today («Современный Китай») и China («Китай»).
«Жэньминь жибао» («Народная газета») - официальное издание, печатный орган Центрального комитета КПК. Помимо основного издания на китайском языке, газета имеет выпуски на иностранных языках и языках меньшинств в Китае. Англоязычная версия газеты публикуется под наименованием People's Daily. Газета предоставляет прямую информацию о политике и взглядах КПК, в целом отличается сдержанностью в оценках явлений и персоналий международной жизни, руководствуясь провозглашаемыми Китаем в преамбуле Конституции КНР пятью принципами мирного существования с государствами мира, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования [Constitution..., 2019].
Интернет-версия газеты (People's Daily Online) была запущена в 1997 году. Вебсайты People's Daily содержат контент как на английском (en.people.cn), так и на арабском, французском, русском, испанском, японском языках. Тогда же появился Китайский центр новостей Интернета. В последние десятилетия основным каналом доступа граждан многих стран к китайским новостям и информации стали социальные сети [Li, 2023], что свидетельствует об их важности в современном коммуникационном пространстве. Помимо запуска официальных аккаунтов в социальных сетях Weibo и WeChat в Китае, национальные СМИ, такие как People's Daily и Global Times, также стали пионерами в использовании зарубежных социальных сетей для распространения контента [Ши, 2018].
Англоязычная газета «Глобал Таймс» (Global Times), специализирующаяся на освещении международных событий, была создана в 2009 году на базе газеты на китайском языке «Хуаньцю шибао», которaя выпускалась с 1993 года издательской группой «Женьминь Жибао». При открытии китаеязычной газеты ставилась задача улучшить освещение международной жизни, сделав информацию о ней более доступной для массовой внутренней аудитории [Tejada, 2009; China newspaper launch, 2009]. Содержание газеты на английском языке имеет отличия от ее версии на китайском, предназначенной для читателей из КНР. Редактором обеих версий издания стал известный журналист, приверженец сильной партийной линии Ху Сицзинь [China newspaper., 2009]. Британская «Гардиан», сообщив об открытии англоязычного издания «Глобал Таймс» с сайтом, охарактеризовала газету как «живой националистический популярный таблоид» (в зарубежной прессе встречается также определение этого издания как «джингоистского» [Zhang, 2021], т. е. агрессивного вульгарно-националистического). При этом надо учитывать, что западные журналисты зачастую не проводят водораздела между националистами и патриотически настроенной аудиторией и обращенной к ней прессой.
Отмечалось, что англоязычная версия отличается менее выраженной «националистической» направленностью по сравнению с китаеязычным изданием [Zhang,
2021]. Не осталась незамеченной и другая особенность «Глобал Таймс»: несмотря на ее принадлежность к газетной группе «Женьминь Жибао», в отличие от официальной партийной газеты это издание вольнее реагирует на международные события и проблемы, дистанцируясь при этом от умеренного стиля центрального издания КПК. «Гардиан» отмечала: «иногда в ней звучат резкие речи», а стиль больше напоминает зарубежные издания [China newspaper..., 2009].
Резкими характеристиками западная пресса наделяла редактора и ведущего автора «Глобал Таймс» Ху Сицзиня: так, он характеризовался как агрессивный националист и «король троллинга» [Zhang, 2021] за статьи и комментарии, в которых он без обиняков обозначал национальные интересы Китая и действия его противников в мире. Идеологически творчество Ху Сицзиня развивалось в русле идей и представлений о роли Китая в современном мире и о решаемых страной геополитических задачах, характерных для так называемой армейской группировки в руководстве КНР с ее лидером Си Цзиньпином [Вавилов, 2021].
Британский «Экономист» заявил об «особой роли» Global Times, претендующей на усиление влияния на зарубежные аудитории [China's Global..., 2018]. Редакция привлекла к сотрудничеству более 20 зарубежных экспертов для содействия адаптации издания к запросам и привычкам иностранной аудитории. Смысловые и стилевые акценты Global Times следует рассматривать в контексте поиска более успешного образа общения с зарубежными читателями и массмедиа. Об успешности этого поиска свидетельствует довольно высокая степень воспроизведения публикаций газеты и ее цитируемости в зарубежной прессе, в этом отношении Global Times выделяется на фоне остальных китайских изданий [Tejada, 2009]. В 2013 году Global Times запустила свое североамериканское издание.
Несмотря на достигнутые изданием успехи, в декабре 2021 г. Ху Сицзинь ушел с поста редактора Global Times, оставшись при этом ведущим журналистом-комментатором со своим персональным разделом в газете. Предположительно, это стало следствием критики со стороны конкурирующей группировки в китайском руководстве, которую российский китаевед Н. Вавилов, автор монографии «Китайская власть», назвал «шанхайскими комсомольцами» [Вавилов, 2021]. Выходцы из руководящих структур в Шанхае выступали против осложнения отношений Китая с США и выраженной антиамериканской линии в китайских массмедиа. Однако острая реакция Global Times на провокационный визит лидера демократов в американском конгрессе Н. Пелосси на Тайвань показала, что газета продолжает линию, избранную ею ранее. Визит Н. Пелосси характеризовался как антикитайская провокация, вызвавшая резкое обострение в отношениях КНР и США [Global Times. 30.07.2022, 03.08.2022] газета подчеркнула: Независимо от того, что произойдет, Китай будет находиться в состоянии повышенной готовности, чтобы быть полностью готовым к возможному военному конфликту.
На основании ряда публикаций следует вывод, что газета ставит под сомнение возможность продолжения гегемонистского курса США в современном мире, что подтверждается обострением энергетического кризиса в Европе в результате санкций против России и конфликтом интересов между Соединенными Штатами и ЕС [Clash of interests..., 2022].
В статье от 21 сентября 2021 г. Ху Сицзинь констатировал, что в наши дни риск военного противостояния Китая и США увеличивается [Global Times. 12.09.2021]. Причина в том, что стратегическая враждебность двух стран продолжает нарастать, а их взаимное доверие упало почти до нуля. Вместе с тем он отметил, что США всерьез опасаются риска возникновения военного конфликта с Китаем и Россией, который может начаться вследствие случайных непредвиденных осложнений. Кто виноват в сложившейся ситуации, чреватой неожиданным поворотом событий к войне? - задает вопрос журналист. И в своем ответе указывает на действия США и Тайваня, провоцирующие КНР. Он отмечает:
«Принцип «одного Китая» - это основополагающее понятие, которое мы будем отстаивать несмотря ни на что. Демократическая прогрессивная партия (правящая на Тайване) хочет продвигать "независимость Тайваня" - как мы можем не препятствовать этому?» [Hu, 2023]. Ху Сицзинь пишет: США должны оказать давление на власти ДПП, не позволяя им создавать проблемы. Если и материк, и США будут против «независимости Тайваня», тайваньская администрация, очевидно, струсит. Соединенные Штаты должны прекратить вмешиваться. Они не должны вмешиваться, даже если материковая часть Китая начнет атаку на тайваньских сепаратистов. В этом случае никаких конфликтов между Китаем и США в Тайваньском проливе не возникнет. Но проблема в том, что именно США подстрекают власти Тайваня к провокациям, постоянно посылая сигналы о том, что Вашингтон поддержит остров, даже если тот коснется «красной линии» материка. В то же время Америка требует от материкового Китая не допустить, чтобы так называемая конкуренция между Китаем и США привела к конфликту. Ху Сицзинь задает вопрос: Мы должны спросить: укладываются ли действия Вашингтона в Тайваньском проливе в рамки «конкуренции»? И сам на него отвечает: Мы советуем Вашингтону сначала привести в порядок свою логику. Тактика политического хулигана не будет работать с материковым Китаем [Hu, 2023].
Ведущий автор Global Times делает заключение, что несмотря на всю стратегическую ядерную мощь США, они испытывают глубокий страх противостояния Китаю. При условии, что Китай не будет активно атаковать их, США знают, что им следует находиться в рамках и не подталкивать Китай к войне не на жизнь, а на смерть. Следовательно, пока действия Китая направлены на защиту его основных интересов, у него есть мораль, и ему нечего бояться, - полагает Ху Сицзинь [Hu, 2023].
Комментируя безудержное наращивание военного бюджета США, Ху Сицзинь предостерег от ответного включения Китая в гонку вооружений. «Быть вторым по мощи государством в мире значит неизбежно сталкиваться с риском, особенно если первая в списке страна является абсолютным империалистом. Поэтому Китай не может позволить себе даже немного ослабить боевую готовность - иначе он рискует проиграть всю игру. В то же время мы не можем загнать себя в тупик всеобъемлющей гонки вооружений с США, ведь тогда наше положение окажется безнадежным. Китаю необходимо обладать военной мощью, достаточной, чтобы сдерживать дикие амбиции Америки и ее военный шантаж, и заставить ее конкурировать с нами в невоенных областях. Ведь именно так решается нормальная стратегическая игра между двумя державами. Такая тенденция уже начала формироваться, и Китаю нужно всеми силами укреплять ее, чтобы наконец позволить трудолюбию и мудрости определить в будущем, кто сильнее, а кто слабее -Пекин или Вашингтон [Hu, 2023].
Другой аспект гегемонизма США и коллективного Запада газета разъясняет в публикации от 20 апреля 2021 г. Ее автор Ху Сицзинь задается вопросом: почему после превращения России в постсоветский период в государство c многопартийной системой, склонное сотрудничать с Западом, США по-прежнему проявляют к ней враждебность? Автор замечает: перемены, которых России удалось добиться такой огромной ценой, так и не получили признания со стороны Запада. Эта ситуация, по мнению Ху Сицзиня, весьма прискорбна. Она свидетельствует о том, что отношения Соединенных Штатов и Запада не зависят от того, какова политическая система России. Они зависят лишь от характера геополитических отношений между Западом и Россией. Учитывая мощный ядерный арсенал России и тот факт, что она должна отстаивать свои собственные интересы, которые противоречат интересам Запада, Россия так и останется мишенью для Запада. Россия - это огромный «полярный медведь», с чьим существованием Запад не может смириться. Именно поэтому она обречена испытывать на себе острую неприязнь Запада, - заключает Ху Сицзинь [Ху, 2021].
Роль англоязычной газеты Global Times в функционале медиакомплекса
для зарубежных аудиторий
Китаеведы отмечают, что в современных условиях официальный Китай вынужден умерять публичную антиамериканскую и антизападную риторику ввиду угрозы потерять жизненно важные для экономики КНР рынки сбыта и лишиться притока современных западных технологий [Байчоров, 2013; Лобанова, 2017; Лузянин, 2021]. Вместе с тем существует настоятельная необходимость укреплять геополитические позиции и позитивный образ страны, направляя вовне сигналы о национальных интересах Китая как растущей великой державы, выступающей за радикальную перестройку существующих международных отношений. При этом газете Global Times, авторитетной за рубежом с ее статусом рупора центрального партийного издательства и вместе с тем менее приверженной умеренности, свойственной китайским медиа для зарубежных аудиторий, отводится роль более откровенного изложения острых вопросов геополитического свойства. Авторитетность издания подтверждается широким цитированием его публикаций за рубежом. Эта роль видится еще более заметной в сравнении с другими периодичными изданиями для зарубежной аудитории.
Так, еженедельный журнал Beijing Review («Пекинское обозрение»), располагает сайтами на пяти языках: английском (www.bjreview.com), японском, французском, немецком и китайском, и распространяется более чем в 150 странах. Журнал публикует немало аналитических материалов, докладов, спецрепортажей и других текстов, адресованных целевой аудитории - политическим и деловым лидерам, исследователям и университетским кругам. Публикациям журнала не свойственна публицистическая заостренность в духе Global Times.
Другой журнал ^ina Today («Китай сегодня») - ежемесячное издание, полностью посвященное Китаю. Вся публикуемая в нем информация имеет преимущественно страноведческий характер (описываются политические события и новости, история и памятники, живописные места, научные и технические исследования и разработки, а также светская жизнь). При этом упор делается на освещении экономических тем, вопросов делового партнерства с китайскими фирмами. Журнал издается в нескольких языковых вариантах: на китайском, английском, испанском, французском, арабском, немецком и турецком языках.
Русскоязычный журнал «Китай» выпускается с 2006 года, продолжая традиции существовавшего ранее одноименного иллюстрированного издания. Задачей журнала «Китай» провозглашено формирование у российских читателей точного и объемного представления о Китае и китайском народе, сокращение недоразумений и ошибочных представлений, укрепление дружественных отношений и углубления взаимопонимания [Журнал «Китай»..., 2005]. Журнал «Китай» имеет свой сайт www.kitaichina.com и представлен в социальных сетях.
К настоящему времени Китаем создан мощный медийный комплекс для воздействия на внешние аудитории, предназначенный для обеспечения информационной поддержки современной геополитической роли КНР как одного из новых мощных полюсов в современном мире. Видное место в нем отводится ежедневной газете Global Times.
Заключение
С момента образования Китайской Народной Республики индустрия международного информации в стране росла и развивалась, в настоящее время она вступила в период бурного развития, представляя историческое новаторство в плане использования языков, печатной продукции, эфирного времени, условий и средств охвата территорий, нахождения источников новостей. Она также является концентрацией самых влиятельных международных медиакомпаний в Китае с самой большой зарубежной аудиторией.
Имидж страны невозможно сформировать без деятельности журналистов, которые смело экспериментируют с различными методами освещения событий, по-новому развивают культурную коммуникацию и используют свои уникальные преимущества для объективного освещения внутренних и зарубежных новостей. Англоязычные издания и в том числе ведущая газета Global Times выполняют представительские функции Китая в информационном пространстве и прилагают усилия для формирования положительного имиджа страны. Они передают культуру, историю и эмоциональное настроение китайского общества. В дополнение к своим авторским материалам журналисты помещают новостные сообщения о различных областях экономики, культуры, науки и техники, интерпретируют важные события, происходящие в Китае и за рубежом, представляя страну в своей репортажной деятельности.
Китайский медиакомплекс для зарубежных аудиторий, в структуре которого находится и англоязычная газета Global Times, является эффективным инструментом создания благоприятной информационной среды, формирующей международное общественное мнение. Создание новой информационной среды будет практически стимулировать контакты и улучшать взаимоотношения между странами. Издание Global Times продвигает концепцию китайской внешней пропаганды, которая стала основой укрепления и совершенствования международной деятельности медиакомплекса в новой ситуации путем построения системы современного иностранного дискурса, создания новых понятий, категорий и выражений, объединяющих Китай и зарубежье, и практической реализации китайской внешнеполитической позиции на международном уровне. Китай все ближе продвигается к «центру» мировой геополитики. На сегодняшний день информационная концепция страны нацелена на проведение международной коммуникации, которая основывается на глобальном стратегическом мышлении, концептуальном понимании социалистической внешней пропаганды с китайской спецификой. Global Times содействует достижению конечного результата, чтобы сформировать положительный имидж страны, вносит китайскую мудрость в построение нового коммуникационного порядка.
Типологические характеристики и редакционная политика названных выше изданий для зарубежных аудиторий, в целом их ролевая специализация не позволяют им выполнять функции, аналогичные задачам ежедневной газеты Global Times с ее способностью оперативного живого реагирования на события и потенциалом их комментирования ведущим автором Ху Сицзинем. Размещенные в авторском разделе, эти комментарии воспринимаются как изложение личной (т. е. неофициальной) позиции автора. Однако статус этого комментатора - вначале как редактора, а затем и как ведущего сотрудника издания, идеологически близкого группировке Си Цзиньпина, значительно укрепившейся после ХХ съезда Компартии Китая в октябре 2022 г., придает этим публикациям дополнительный вес и значение. Они становятся выражением голоса Китая, все громче заявляющего в современном мире о своих национальных интересах, своем видении геополитических реалий и перспектив развития современного мира.
Деятельность этого издания, широко цитируемого российскими и зарубежными СМИ, заслуживает пристального внимания, поскольку в ней находит отражение новейшие тенденции в геополитической активности, внешней пропаганде Китайской Народной Республики.
Список источников
Журнал «Китай» знакомит российских читателей с Китаем. 2005. Всё о Китае из первых рук. Китайский информационный Интернет-центр China, 15.12.2005 URL: http://russian.china.org.cn/russian/211252.htm (дата обращения: 16.07.2020) Ху С. 2021. Global Times (Китай): Россия - это огромный «полярный медведь», с существованием которого Запад не может смириться. ИноСМИ, 20.04.2021 URL: https://inosmi.ru/20210420/249597762.html (дата обращения: 25.04. 2021)
China newspaper launch. 2009. The Guardian. Available at: https/www.theguardian.
com/world/2009/apr/20/ (accessed: 12.09. 2022) China's Global Times plays a peculiar role. 2018. The Economist, September 22, 2018. URL: https://www.economist.com/china/2018/09/20/chinas-global-times-plays-a-peculiar-role (accessed: 24.09.2020)
Clash of interests in EU energy crisis portends decline of US hegemony. 2022. Global Times VOICE, October
9, 2022. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202210/1276755.shtml (accessed: 12.10. 2022) Сonstitution of the People's Republic of Chira. 2019. Gov.cn, November 20, 2019. URL: https://english.www.gov.cn/archive/lawsregulations/201911/20/content_WS5ed8856ec6d0b3f0e94 99913.html (accessed: 16.01.2022) Hu X. 2023. The US's insatiable greed for military power is a warning to other countries. Global Times, March 9, 2023. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202303/1286985.shtml (accessed: 08.08.2023)
Kuo L. 2018. China state media merger to create propaganda giant. The Guardian, March 21, 2018.
Available at: https://www.theguardian.com/world/2018/mar/21/ (accessed: 17.03. 2020) Stone C. 2018. World needs a better understanding of China, "Voice of China" can help. People's Daily Online, March 22, 2018. URL: http://en.people.cn/n3/2018/0322/c90000-9440715.html (accessed: 24.04. 2021)
Tejada C. 2009. A New English-Language Paper Extends China's Media Reach // The Wall Street Journal, April 20, 2009. URL: https://www.wsj.com/articles/BL-CJB-1890?responsive=y (accessed: 07.04. 2021)
Zhang H. 2021. China's troll king: how a tabloid editor became the voice of Chinese nationalism. The Guardian, December 14, 2021. URL: https://www.theguardian.com/news/2021/ dec/14/china-troll-king-hu-xijin-tabloid-editor-became-voice-chinese-nationalism (accessed: 30.12.2021) Cui Baoguo, 2020. China Media Industry Development Report 2019. Beijing, Social Publishing House, 148 p. Xi Jinping. 2021. Tell Chinese stories well and spread Chinese voices well. Qiushi.com, 06/03/2021.
Access method: https://rn.gmw.cn/baijia/2021-06/03/34896205.html (accessed 17.06.2021) Li Bin, 2023. Empowering international communication in the new era through innovation. Guangming.com-Theory Channel, March 30, 2023. URL: https://theory.gmw.cn/2023-03/30/content_36465109.htm (accessed: 04.04.2023)
Список литературы
Байчоров А.М. 2013. Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке. Москва,
Международные отношения, 192 с. Вавилов Н.Н. 2021. Власть в Китае. Москва, Товарищество научных изданий КМК, 664 с. Короченский А.П. 2003. "Пятая власть"? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов
на Дону, Издательство Ростовского университета, 283 с. Лобанова Т.Н. 2017. Китайский фактор в конструировании нового мирового порядка в XXI веке: возвышение Китая и возможные геополитические последствия. Международные отношения, 2: 32-47. DOI: 10.7256/2454-0641.2017.2.19282 Лукьянюк Ю.Н. 2021. Системность терминологии имиджелогии. В кн.: Журналютыка -2021: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 23-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьп, прысвечанай 100-годдзю Беларускага дзяржаунага ушверсггэта (Мшск, 11 лютапада 2021 г.). Пад рэд. В.М. Самусевiч. Мшск, БДУ: 537-540. Рудаковская Т.В. 2015. Имидж Республики Беларусь: поиск путей формирования. В кн.: Журналютыка-2015: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 17-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцш (Мшск, 12-13 лютапада 2015 г.). Пад рэд. С.В. Дубовш. Мшск, БДУ: 135-138. Соловьев А.И. 2009. К вопросу развития странового брендинга. В кн.: Журналютыка-2009. Стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 11-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцын, прысв. 65-годдзю факультэта журналютыю БДУ (Мшск, 3-4 снежань 2009 г.). Минск, БДУ. http://elib.bsu.by/handle/123456789/22709
Referenses
Baychorov A.M. 2013. Kitaizatsiya: posledstviya rosta moshchi Kitaya dlya mira v XXI veke [Sinicization: Implications of China's Rising Power for the World in the 21st Century]. Moscow, Publ. Mezhdunarodnye otnosheniya, 192 p.
Vavilov N.N. 2021. Vlast' v Kitae [Power in China]. Moscow, Publ. Tovarishchestvo nauchnykh izdaniy KMK, 664 p.
Korochenskiy A.P. 2003. "Pyataya vlast'"? Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki ["The Fifth Estate"? Media criticism in the theory and practice of journalism]. Rostov-on-Don, Publ. Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 283 p.
Lobanova T.N. 2017. China and the construction of the new world order in the 21st century: the rise of China and its possible geopolitical consequences. International relations, 2: 32-47 (in Russian). DOI: 10.7256/2454-0641.2017.2.19282
Luzyanin S.G. 2021. The Sino-American Relations after D. Trump: Assessments, Approaches, Prospects. USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 51(8): 75-80 (in Russian). DOI: 10.31857/S268667300016027-9
Luk'yanyuk Yu.N. 2021. Consistency of the Terminology in Imageology. In: Zhurnalistyka -2021: stan, prablemy i perspektyvy [Journalism -2021: state, problems and prospects]. Materials of the 23rd International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of the Belarusian State University (Minsk, November 11, 2021). Ed. V.M. Samusevich. Minsk, Publ. BDU: 537-540.
Rudakovskaya T.V. 2015. Imidzh Respubliki Belarus': poisk putey formirovaniya [Image of the Republic of Belarus: search for ways of formation]. In: Zhurnalistyka-2015: stan, prablemy i perspektyvy [Journalism-2015: state, problems and prospects]. Materials of the 17th International Scientific and Practical Conference (Minsk, November 12-13, 2015). Ed. S.V. Dubovik. Minsk, Publ. BDU: 135-138.
Solov'ev A.I. 2009. K voprosu razvitiya stranovogo brendinga [To the question of the development of country branding]. In: Zhurnalistyka-2009. Stan, prablemy i perspektyvy [Journalism-2009. Status, problems and prospects]. Materials of the 11th International Scientific and Practical Conference, dedicated to 65th anniversary of the Faculty of Journalism of BSU (Minsk, December 3-4, 2009). Minsk, Publ. BDU. http://elib.bsu.by/handle/123456789/22709
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.
Поступила в редакцию 16.12.2023 Received December 16, 2023
Поступила после рецензирования 27.02.2024 Revised February 27, 2024
Принята к публикации 10.03.2024 Accepted March 10, 2024
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кононова Елена Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международной журналистики факультета журналистики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь.
Короченский Александр Петрович, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики института
общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Elena I. ^nonova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Journalism of the Faculty of Journalism, State University of Belarus, Minsk, Republic of Belarus.
Alexander P. Korochensky, Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Journalism of the Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia.
Саенкова-Мельницкая Людмила Петровна,
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой литературно-художественной критики факультета журналистики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь.
Lyudmila P. Saenkova-Melnitskaya, Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Literary and Artistic Criticism of the Faculty of Journalism, State University of Belarusian, Minsk, Republic of Belarus.