Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МЕДИА'

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
186
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные ресурсы / журналистика / международные отношения / геополитический информационный образ / СМИ / медиадискурс / information resources / journalism / international relations / geopolitical information image / mass media / China / Russia and USA in media discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гао Ивэнь

Исследованием, проведенным в статье, выявлено, что деятельность аудиовизуальных, печатных и интернет-СМИ, а также иных информационных медиаресурсов КНР осуществляется в условиях «контролируемой информационной открытости» и социальной поддержки тиражируемых СМИ инициатив по всестороннему формированию своего геополитического образа как международного актора, а также проведению объективного аналитического анализа деятельности и позиций таких главных современных геополитических фигур, как Российская Федерация и США. Автор делает вывод о том, что большинство материалов, доступных в китайских СМИ, формируют положительный образ России как мощного стратегического союзника с крупным военным потенциалом, самодостаточной нацией, исторически культурно богатым народом; важным геполитическим союзником Китая в вопросе паритетного противостояния существовавших или существующих угроз со стороны США и НАТО, к которым КНР относится достаточно объективно осторожно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN IMAGE OF THE USA AND RUSSIA IN CHINESE MEDIA

The research conducted in the article reveals that the activities of audiovisual, print and Internet media, as well as other information media resources of the People’s Republic of China are carried out in conditions of “controlled information openness” and social support of replicated media initiatives for the comprehensive formation of its geopolitical image as an international actor, as well as an objective analytical analysis of the activities and positions of such the main modern geopolitical figures like the Russian Federation and the United States. The author concludes that most of the materials available in the Chinese media form a positive image of Russia as a powerful strategic ally with a large military potential, a self-sufficient nation, a historically culturally rich people; an important geopolitical ally of China in the issue of parity confrontation of existing or existing threats from the United States and NATO, to which the PRC is quite objectively cautious.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МЕДИА»

Сихало са даькхина, собаро лам баькхина. - «Торопливость души лишилась, терпение взяло гору».

Далла хууш дерг - нахана ца хиъча ца долу. - «То, что знает бог узнает народ».

Дикачу девнал вон машар тоьлу. - «Худой мир лучше доброй ссоры».

Доттаг1чуьнца эг1а лиъча, нуьйран х1оь бехна. - «Захотевший порвать дружбу, попросил луку от седла».

Дош - дош дацахь, дуй - дуй а бац. «Если слово - не слово, то и клятва -не клятва».

- Во фразеологизмах:

Дуьне дуаш. - Букв.: «кушать мир» (в свое удовольствие).

И дуьне маж дир ду хьун. - «жить не захочется».

Юъхь ду. - Букв.: «лицо есть» (о приветливом человеке).

Юъхь доцу. - Букв.: «лица не имеет» (бессовестный) и т. д.

Фразеологизмы отражают народную культуру своими прототипами - свободными словосочетаниями, описывающими определенные обычаи, праздники, подробности быта и культуры, исторические обычаи в жизни народа и многое другое [4, с. 37].

- В народных песнях (в них проглядывается ход развития описания концепта, через который отражается процесс становления духа чеченского народа):

Вайн дегнех кхерсташ ю алу, Вайн ирсан дайъина доь, Ларйойла хьо везчу Дала, Бусулба сан Нохчийчоь! Дог доьхна бер санна, г1ийла, Оллалой ма хьежа соьга, Хьан седа лепийта сирла, Со лойла хьан, Нохчийчоь! «Наши сердца в огне, Нашего счастья и след простыл,

Библиографический список

Но тебя пусть хранит Всевышний, Правоверная моя Чечня! Как с разбитым сердцем ребёнок, Не смотри на меня, грустно поникнув, Чтобы звезда твоя горела ясно, Пусть я умру, моя Чечня!»

В чеченских народных песнях поется о любви к отчему краю, что говорит о распространенности концепта «Чечня» и его составляющих. В чеченских народных песнях проглядывается ход движения вербализации рассматриваемого концепта, который отражает бесконечную любовь к отчему краю, Родине, Чечне. Через прием обращения происходит олицетворение Чечни: «Правоверная моя Чечня, не смотри на меня, грустно поникнув......

В контексте чеченских народных сказок происходит осмысление ценности концептов «честь», «достоинство» через клятву: - Аса ца бехира хьоьга, борз, къера дуй ма баа?! Ла ца дуьйг1ира ахьа соьга, цундела хьуна хила деззарг хи-ли-кх! - «Не предупреждала ли я тебя, волк, не давать ложную клятву?! Не послушался ты меня, вот и получил должное!».

Чечня для представителя чеченской культуры - это Родина, отчий край. Если она окажется под угрозой, происходит мобилизация духовных и физических сил.

Таким образом, анализ целого ряда репрезентантов концепта «Чечня»: доьналла - «достоинство», яхь - «честь», юьх - «лицо», къонахалла - «образцовость», майралла - «смелость», нохчийн мотт - «чеченский язык», даймохк -«отчий край», дуьне - «мир», позволили прийти к выводу о том, что данный концепт активно употребляется в разных жанрах, фольклорных, художественной и публицистической литературе. В чеченском фольклоре, пословицах и поговорках, народных песнях, сказках проглядывается ход движения вербализации рассматриваемого концепта, который отражает бесконечную любовь к отчему краю, Родине, Чечне. Он является основополагающим и позитивным составляющим в языковой картине мира чеченца.

1. Дадаева А.Р Анализ лингвокультурных особенностей концепта «честь/совесть» на материале русского, немецкого и чеченского языков. Преподаватель ХХ век. 2021: 333 - 337.

2. Карасик В.И., Слышкин Г Г Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сборник научных трудов. Воронеж: ВГУ 2001: 75 - 80.

3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Москва, 1993; T. 52, № 1: 3 - 9.

4. Навразова Х.Б. Отражение фразеологизмами сходств и различий языковой картины мира (на материале чеченского и русского языков). Известия ДГПУ. 2018; Т. 12, № 3.

5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. Москва: Школа «Языки русской культуры». 1997.

6. Уфимцева Н.В. Образ мира русских: системность и содержание. Язык и культура. 2009; № 4 (8): 98 - 111.

References

1. Dadaeva A.R. Analiz lingvokul'turnyh osobennostej koncepta «chest'/sovest'» na materiale russkogo, nemeckogo i chechenskogo yazykov. Prepodavatel'KKI vek. 2021: 333 - 337.

2. Karasik V.l., Slyshkin G.G. Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya. Metodologicheskieproblemykognitivnojlingvistiki: sbornik nauchnyh trudov. Voronezh: VGU, 2001: 75 - 80.

3. Lihachev D.S. Konceptosfera russkogo yazyka. Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka. Moskva, 1993; T. 52, № 1: 3 - 9.

4. Navrazova H.B. Otrazhenie frazeologizmami shodstv i razlichij yazykovoj kartiny mira (na materiale chechenskogo i russkogo yazykov). Izvestiya DGPU. 2018; T. 12, № 3.

5. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar'russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya. Moskva: Shkola «Yazyki russkoj kul'tury». 1997.

6. Ufimceva N.V. Obraz mira russkih: sistemnost' i soderzhanie. Yazyk i kul'tura. 2009; № 4 (8): 98 - 111.

Статья поступила в редакцию 10.05.22

УДК 82

Yi-Wen Gao, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MODERN IMAGE OF THE USA AND RUSSIA IN CHINESE MEDIA. The research conducted in the article reveals that the activities of audiovisual, print and Internet media, as well as other information media resources of the People's Republic of China are carried out in conditions of "controlled information openness" and social support of replicated media initiatives for the comprehensive formation of its geopolitical image as an international actor, as well as an objective analytical analysis of the activities and positions of such the main modern geopolitical figures like the Russian Federation and the United States. The author concludes that most of the materials available in the Chinese media form a positive image of Russia as a powerful strategic ally with a large military potential, a self-sufficient nation, a historically culturally rich people; an important geopolitical ally of China in the issue of parity confrontation of existing or existing threats from the United States and NATO, to which the PRC is quite objectively cautious.

Key words: information resources, journalism, international relations, geopolitical information image, mass media, China, Russia and USA in media discourse.

Гао Ивэнь, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Е-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МЕДИА

Исследованием, проведенным в статье, выявлено, что деятельность аудиовизуальных, печатных и интернет-СМИ, а также иных информационных медиаресурсов КНР осуществляется в условиях «контролируемой информационной открытости» и социальной поддержки тиражируемых СМИ инициатив по всестороннему формированию своего геополитического образа как международного актора, а также проведению объективного аналитического анализа деятельности и позиций таких главных современных геополитических фигур, как Российская Федерация и США. Автор делает вывод о том, что большинство материалов, доступных в китайских СМИ, формируют положительный образ России как мощного стратегического союзника с крупным военным потенциа-

1Н5911991-5497.МИРНАУКИ,КУЛЬТУРЫ, 0БРА30ВАНИЯ.№3(94)2С)22

лом, самодостаточной нацией, историческикулытдрно боглым народрм; втжкымгеуолитичессимеоюзоикомКитач в вопуоое паритетногопротивостояния существовавших или существующих угроз со стороны США и НАТО, к которым КНР относится достаточно объективно осторожно.

Ключевые слова: инфо^ыщсыеиычред^сы, журнаодстика, международные отношения, геополитический информационный образ, СМИ, медиадискурс.

Целью статьи является а-алирдняиельиистзанАИ о визуальных, пзватсыс и интернет-медиаканалов Китая (КНР) в контексте приоритетов государственной информационной политики и фРнмкрнваниивНнавивкнзсаеого квнайнкмго государства, так и внешних стран, таких как СШНк РсууийсивнАнувааеоя.

Методология исследования предстзнлксс аспеывным, процессным и прогностическим нзрнсдАми.

Научная новизна состоит в установлении стратегических приоритетов функционирования средств мансов-^У|^фо^1н^1^ин1^итая сак ресррса ^ящ-держания стабильности социальной системы государства и обозначения своих геополитических позиций.

Наиболее влиятельный сеыммнз еедиысрерз! ^^тавлмдв^ысАУ нвлевиде-нием. В настоящее время в КНР масчиенмаытся (млед .О-) 1р9Д-х

гг вещает через спутник и сетьИнтернет телеканал CCTV (&ЭД №Р, China Central Television - Центральное телевидение Китая), который нередко называют «китайским CNN». В целом телевизионноммещдние 7 стране осираетоляетсзс 1958 г (первый канал назывался «Телевидение Пекина») [1-13].

Вместе с международным камам-н CCTV4, зе.зющим на кити.скдо вкыке (при этом существуют азиатсказ, еврноейрсм иаиертканская неисис), Фхн D онируют каналы на английском (CCTV News, CCTV-9 Documentary), испанском (CCTV-E), французском (CCTV-f(),appPcKOM(CCTV-^c.jjjo и русском языках (CCTV-Русский) [3].

Общенациональные телевещательные компании Китая являются примером организаций «государственного капитализма», получающих от рекламной деятельности прибыль, сравнимую с государственным финансированием. Стремление сделать эфир привлекательным для рекламодателей неизбежно отражается и на программной политике, не отрицая, однако, установленной Коммунистической партией Китая (КПК) миссии сплочения нации: «Китайцы выделили ряд телеканалов, которым можно зарабатывать большие деньги на рекламу. И сохранили идеологически выдержанныетелеканалы»[6,с.107].

В информационной деятельности Китая для зарубежной аудитории традиционно заметную роль играет радио. В стране действует более 3000 радиостанций. Среди радиостанций, ориентированных на внешнюю аудиторию, необходимо отметить в первую очередь «Голос Китая», созданный в результате реформы 2018 года на базе международной государственной радиокомпании «"Международное радио Китая» - МРК (China Radio International - CRI). Компания имеет более 40 зарубежных представительств и корреспондентских пунктов, 60 дочерних радиостанций и 15 «радиошкол Конфуция» за границей; партнерские отношения налажены с более чем 160 медиа по всему миру что обеспечивает ежедневный объем эфира 2700 часов [9].

В 2011 г была образована дочерняя компания Международного радио Китая - CIBN (China International Broadcasting Network - Китайская международная телерадиовещательная сеть) с аудиторией около 70 млн человек. В то же время создается Всемирная языковая медиакорпорация «МРК-Планета» (Global Broadcasting Media Group), ориентированная на расширение использования ресурсов Интернета и мобильной сети [7]. Несмотря на разнообразный контент и ориентацию на гетерогенную аудиторию, в сети вещания доминируют программы культурного содержания, что, на наш взгляд, также соответствует концепции «мягкой силы».

Несколько иную направленность имеет интернет-сайт «Радио Китая» - CRI Online (действует с 1998 г), представляющий собой один из самых популярных полиязычных ресурсов Китая, предлагая аудитории материалы на 65 языках. На сайте публикуется информация, касающаяся развития в стране туризма, особенностей ведения бизнеса, сотрудничества в области промышленности, спорта и культуры. С 2004 г службой радиовещания осуществляется также выпуск русскоговорящего журнала «Дыхание Китая», материалы которого отличаются аналитичностью и ориентацией на донесение до зарубежной общественности приоритетов внешней политики КНР [10].

Государственное информационное агентство «Синьхуа» является одной из крупнейших в мире медиакорпораций, имеющей представительства в 105 странах мира, распространяя новости на 7 мировых языках и выступая основным источником информации о событиях в стране для внешней аудитории. «Синьхуа» входит в структуры Министерства государственной безопасности КНР, являясь официальным медиаресурсом правительства. После стратегического решения правительства в 2009 году об увеличении количества китайских СМИ, выходящих на иностранных языках, число зарубежных корреспондентских пунктов «Синьхуа» выросло с 2 до 186. ИА «Синьхуа» круглосуточно готовит для мировых СМИ информацию, фото- и видеоматериалы, релизы на китайском, английском, французском, русском, испанском, арабском и других языках, ежедневно генерируя контент общим объемом более 400 тыс. китайских иероглифов [1, с. 104].

В Китае издается более 2 000 газет и 8 000 периодических журналов. Газета «Женьминь жибао» (ЛйЕШ, буквальный перевод «Народная ежедневная газета») является структурой ЦК КПК и имеет статус «голоса государства». К «Жэньминь жибао» относится также «Хуаньцу шибао» ftffi, эквивалентно

английскому наименованию Global Times) - ежедневная общеполитическая газета на английском и китайском языках, ориентированная на анализ событий на международной арене и донесение до национальной аудитории особенностей внешней политики Китая. Принципиально, что публикации на зарубежную тематику поступают в «Хуаньцо шибао» из зарубежных корреспондентских пунктов «Жэньминь» жибао», что позволяет поддерживать высокий уровень редакционной автономии [5].

В 2009 г начался выпуск англоязычной версии Global Times (второе в Китае ежедневное издание на английском языке после China Daily) с интернет-версией globaltimes.cn, в 2013 г. запущено издание для американской аудитории. Анализ материалов издания показывает наличие разногласий с центральным изданием «Жэньминь жибао» в трактовке внешней и внутренней политики Китая [2]. Крупнейшая международная китайская газета China Daily (на английском языке) издается компанией China Daily Group с 1981 г., являвшейся первым в стране полностью англоязычным общественно-политическим изданием, подчиненным Отделу пропаганды ЦК КПК. Миллионные тиражи сейчас имеют китайские газеты «Бейцзин ваньбао» («Вечерний Пекин»), «Янчен ваньбао» («Вечерний Гуанчжоу»), «Янцзы Ванбао» («Вечерний Нанькин»), «Синьмин ваньбао» («Веч») «Синьцзинбао» («Новости столицы»), «Бейцзин чженбао» («Утренний Пекин»), «Чжунго ценьяньбао» («Китайская молодежная газета»), «Бейцизин ценьяньбао» («Пекинская молодежная газета») и другие [12]. Кроме деятельности телерадиовещательных корпораций и традиционных печатных СМИ в медийном диалоге с внешней аудиторией растет значение интернет-пространства. Уступая развитым странам по относительным количественным показателям (КНР относится к условной третьей категории стран, где доступ к Сети имеют 40-59% населения) [8].

Таким образом, деятельность масс-медиа Китая определяется приоритетами государственной информационной политики, основным из которых является утверждение растущей роли КНР в глобальном пространстве, стремление к самостоятельному определению своего медийного образа. Поэтому перспективным для дальнейших исследований является опыт КНР в формировании благо-приятноговнешнегоимиджа и преодолении негативных стереотипов.

Мы считаем, что адекватно сформированный, устойчивый, понятный общественности медийный образ государства может стать значимым фактором успешности его функционирования. Также представляет интерес деятельность масс-медиа КНР по формированию «экспортированных» коммуникативных установок, ориентированных на прогнозируемое толерантное восприятие зарубежной аудиторией (например, «миролюбие», «лидерство», «добрососедство», «ответственность», «предпочтение» и т. д.).

Анализ СМИ Китая позволяют сделать определенные выводы относительно того, что большинство доступных материалов формируют положительный имидж России как мощного стратегического союзника с значительным военным потенциалом, самодостаточной нацией и богатой народной культурой, занимающего вместе с Китаем совместную позицию в сложившемся противостоянии Востока и Запада, против навязываемой гегемонии США и военной угрозы со стороны блока НАТО.

Исходя из этих тем становится понятным, что более широкий интерес китайские СМИ проявляют к Российской Федерации как к союзнику. Социально-культурные аспекты внутри России освещаются редко. Таким образом, Россия представлена больше как политическое образование, чем как государство с большим количеством населения и богатой историей и культурой. Китайские СМИ также обращают внимание на решения российского правительства, которое так или иначе транслирует дружеские отношения с Китаем. Например, новость о том, что Россия откорректировала структуру Фонда государственного благосостояния, в которой существенно уменьшила долю доллара США, предпочтя юань, была освещена в новостях центрального китайского телеканала CCTV [13].

Знаковой фигурой, оказывающей значительное влияние на формирование имиджа Российской Федерации в медиа КНР, является Президент России В.В. Путин. Представляя в своем лице всю нацию, он вносит большой вклад в формирование имиджа всей страны. Ван Цзяба, глава московской газеты Guangming Zhibao, так описал отношение Путина к Китаю: «Для китайцев В.В. Путин представляет Россию и российское правительство... Его очень уважают в Китае» [14].

Таким образом, китайские масс-медиа формируют имидж Путина как президента, который уважает российские народные традиции. Однако большинство новостей в основном касаются внешней политики России. Особенно распространены цитаты Владимира Путина о современных российско-американских и российско-европейских отношениях, опубликованных в китайских СМИ.

Особое место в медиадискурсе китайских СМИ отводится позиции Китая к проблематике внешней политики Российской Федерации в отношении США. К примеру, интернет-издание «Феникс», которое считается на сегодня одним из наиболее прогрессивных и объективных медиаресурсов в КНР своими статьями показывает динамику внешней политики России, уделяя значительную часть

анализа отношениям Китая, РФ и США. С этой целью Международным мозговым центром «Феникса» на сайте создан специальный раздел «Китай - Америка -Россия», где осуществляется глубокая аналитическая работа по анализу новейших изменений и возможных перспектив формирования проекта «Троецарствия» в современных международных отношениях. Например, анализируя внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения с США, китайский ресурс China.org.cn встает на российскую сторону, отмечая, что Запад чрезмерно демонизирует образ России, так как Западу не нравится тенденция стремления России к самостоятельности и самодостаточности [11].

Международное радио Китая и его интернет-ресурс CRI Online в большей степени публикует новостные материалы, стремясь избегать аналитических комментариев. Так как этот ресурс является официальным СМИ КНР, он озвучивает мнение и идеи китайского правительства, в том числе в отношении Российской Федерации. При этом китайский радиоканал акцентирует внимание

Библиографический список

на активном сотрудничестве РФ и КНР в политической, экономической и оборонной сферах [4].

Таким образом, изучение репрезентации образа одной страны в пределах иного цивилизационного и национально-культурного сообщества важно осуществлять в рамках имагологических исследований, направленных на изучение социальных и политических стереотипов, этностереотипов, национальных образов, образов, их восприятие иными социально-культурными системами. На основе нашего исследования можно убедиться, что большинство материалов, доступных в китайских СМИ, формируют положительный образ России как мощного стратегического союзника с крупным военным потенциалом, самодостаточной нацией, исторически культурно богатым народом; важным геполитическим союзником Китая в вопросе паритетного противостояния существовавших или существующих угроз со стороны США и НАТО, к которым КНР относится достаточно объективно осторожно.

1. Будрина Н.О., Фотиева И.В. Геополитические стратегии Китая в русскоязычных китайских изданиях. Сборник научных работ. 2018: 104 - 113.

2. Ван С., Конев Е.Ф. Первая англоязычная газета Китая. Журналистика - Медиалогия - Наставничество. 2021: 27 - 31.

3. Венидиктов С.В. Коммуникационная политика Китая - «управляемая информационная открытость». Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020; № 19: 35 - 42.

4. Интерпретация эксперта: каким будет китайско-российское военное сотрудничество после визита Путина в КНР? Международное радио Китая. ИноСМИ. Available at: https://inosmi.ru/military/20160705/237079208.html

5. Лин Ф., Тянэньцзы X. «Жэньминь Жибао» - онлайн как новый формат издания. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020; № 1: 106 - 108.

6. Линчжи Л. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «один пояс-один путь»: медийный дискурс. Вестник Воронежского государственного университета. 2018; № 1: 106 - 109.

7. Лю Ч. Коммуникационные стратегии международного радио Китая на русском языке в цифровую эпоху. Коммуникации в эпоху цифровых изменений. 2020: 119 - 121.

8. Ткачева Н.В. Национальные медиа как инструменты продвижения мягкой силы Китая. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019; № 6: 94 - 128.

9. Xаритонова Т. А. Становление редакционной политики «Радио Пекин». Проблемы современного радиовещания. 2019; 154 - 159.

10. Цинь Ц. Взаимодействие в сфере медиа как способ формирования позитивного имиджа Китая в странах ЕАЭС. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020; № 3: 135 - 145.

11. Цянь Ц. Формирование имиджа России в китайских СМИ (на основе анализа репортажей «Жэньминь Жибао». Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2021; Т. 3, № 29: 67 - 70.

12. Чжао Ч. Вечный бой России и США: длинный и трудный путь к примирению. Международное радио Китая. ИноСМИ.Available at: https://inosmi.ru/politic/20171125/240829568. html

13. Guangming Zhibao. Available at: http://russian.people.com.cn/ References

1. Budrina N.O., Fotieva I.V. Geopoliticheskie strategii Kitaya v russkoyazychnyh kitajskih izdaniyah. Sborniknauchnyh rabot. 2018: 104 - 113.

2. Van S., Konev E.F. Pervaya angloyazychnaya gazeta Kitaya. Zhurnalistika - Medialogiya - Nastavnichestvo. 2021: 27 - 31.

3. Venidiktov S.V. Kommunikacionnaya politika Kitaya - «upravlyaemaya informacionnaya otkrytost'». Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. 2020; № 19: 35 - 42.

4. Interpretaciya 'eksperta: kakim budet kitajsko-rossijskoe voennoe sotrudnichestvo posle vizita Putina v KNR? Mezhdunarodnoe radio Kitaya. InoSMI. Available at: https://inosmi. ru/military/20160705/237079208.html

5. Lin F., Tyan'en'czy H. «Zh'en'min' Zhibao» - onlajn kak novyj format izdaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. 2020; № 1: 106 - 108.

6. Linchzhi L. «Myagkaya sila» Kitaya v realizacii iniciativy «odin poyas-odin put'»: medijnyj diskurs. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 1: 106 - 109.

7. Lyu Ch. Kommunikacionnye strategii mezhdunarodnogo radio Kitaya na russkom yazyke v cifrovuyu 'epohu. Kommunikacii v 'epohu cifrovyh izmenenij. 2020: 119 - 121.

8. Tkacheva N.V. Nacional'nye media kak instrumenty prodvizheniya myagkoj sily Kitaya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2019; № 6: 94 - 128.

9. Haritonova T.A. Stanovlenie redakcionnoj politiki «Radio Pekin». Problemy sovremennogo radioveschaniya. 2019; 154 - 159.

10. Cin' C. Vzaimodejstvie v sfere media kak sposob formirovaniya pozitivnogo imidzha Kitaya v stranah EA'ES. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2020; № 3: 135 - 145.

11. Cyan' C. Formirovanie imidzha Rossii v kitajskih SMI (na osnove analiza reportazhej «Zh'en'min' Zhibao». Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021; T. 3, № 29: 67 - 70.

12. Chzhao Ch. Vechnyj boj Rossii i SShA: dlinnyj i trudnyj put' k primireniyu. Mezhdunarodnoe radio Kitaya. InoSMI. Available at: https://inosmi.ru/politic/20171125/240829568.html

13. Guangming Zhibao. Available at: http://russian.people.com.cn/

Статья поступила редакцию 01.05.22

УДК 82

Yi-Wen Gao, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF THE USA AND RUSSIA IN THE CHINESE MASS MEDIA IN 2000-2021. The article is dedicated to a study of the means of transmitting the image of one country or culture within another national-cultural community. The paper considers the main theoretical and methodological studies of the category of the image of the state and its influence on world politics through the use of tools for the formation of a geopolitical image in international relations at the beginning of the 21st century, when image concepts began to be formed by Western researchers. The article analyzes multidisciplinary studies devoted to various problems of the formation of the international image of the state on the example of developing the image of the United States and Russia in the China mass media. The author concludes that the image of the state is the idea of the country in the main areas of its life: political, economic, social, scientific, cultural, sports. To a large extent, the formation of the country's image is influenced by the state's foreign policy.

Key words: image of country, mass media, media discourse, media, Chinese media, image transformation, image of USA and Russian Federation.

Гао Ивэнь, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА США И РОССИИ В КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА В 2000-2021 ГГ.

Статья посвящена изучению средств трансляции образа одной страны или культуры в рамках другого национально-культурного сообщества. В исследовании рассмотрены основные теоретико-методологические изыскания категории имидж государства и его влияние на мировую политику через использование инструментария формирования геополитического образа в международных отношениях в начале XXI ст., когда западными исследователями стали формироваться имиджевые концепции. В статье проведен анализ мультидисциплинарных исследований, посвященных разнообразным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.