Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Б.В. Титлинов
Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (род. 1730 г., ум. 1801 г.) в первые годы жизни и служения
Опубликовано:
Христианское чтение. 1914. № 11. С. 1327-1345.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Гавріилъ Петровъ, митрополитъ новгородскій и е.-пе-тербургекій (род. 1780 г., ум. 1801 г.), въ первые годы жизни и служенія.
і.
fABPIHJTb родился 18 мая 1730 года въ Москвѣ *). Отца его звали Петромъ Федоровымъ, по фамиліи же, кажется, Шапошниковымъ * 2). При крещеніи будущій Гавріилъ % былъ названъ Петромъ 3), а по фамиліи сталъ потомъ [ называться Петровымъ. Петромъ Петровымъ онъ былъ зачисленъ въ Московскую академію: въ тогдашнемъ обычаѣ было отчество превращать въ фамилію 4). Отецъ Петра Пет-
О Записки Антонія Знаменскаго, въ рукол. новгор. сем. библ. № 6833, на л. 114.
2) Въ вѣдомости московской академіи 1748 г., присланной въ Сиг нодъ, отецъ Гавріила названъ Петромъ Федоровымъ, синодальнымъ иподіакономъ. Но Федоровъ, повидимому, было отчествомъ отца Гавріила, какъ и самъ онъ назывался потомъ по отцу Петровымъ. У Венгерова же въ „Источникахъ Словаря русскихъ писателей“, т. I, сказано, что фамилія Гавріила была, собственно, Шапошниковъ. Однако, откуда почерпнулъ это свѣдѣніе Венгеровъ, неизвѣстно.
3) Въ запискахъ Антонія Знаменскаго мірское имя Гавріила обозначено: Григорій. Но это невѣрно, потому что въ академіи Гавріилъ назывался Петромъ и подъ этимъ именемъ былъ извѣстенъ до принятія монашества. Петромъ Петровымъ называетъ его и его сотоварищъ и современникъ митр. Платонъ въ своей автобіографіи (стр. 210 у Снегирева, „Жизнь м. Платона“, Москва, 1891 г.). Вѣроятна догадка архим. Макарія („Сказаніе о жизни и трудахъ преосв. Гавріила, митр. новг. и спб.“, СПб. 1857 г., стр. 3, прпм.), что Антоній смѣшалъ мірское имя Гавріила Петрова съ мірскимъ именемъ Гавріила Кременецкаго.
4) Подъ именемъ Петрова значился Гавріилъ и въ Академіи, и на службѣ.
87
рова былъ синодальнымъ иподіакономъ *). Впослѣдствіи, послѣ 1753 года * 2), онъ, повидимому. былъ священникомъ церкви Козьмы и Даміана въ Москвѣ, что въ Китай городѣ 3). Мать будущаго Гавріила, какъ можно догадываться, звали Ириною4). Что касается другихъ родныхъ, то положительно извѣстна лишь личность старшаго брата Гавріила, Варлаама Петрова, бывшаго съ 1768 года сначала епископомъ, а потомъ архіепископомъ тобольскимъ 5 6). Затѣмъ, въ завѣщаніяхъ Гавріила упоминаются имена усопшихъ, о поминовеніи которыхъ онъ завѣщаетъ молиться: княгини Іуліаніи, Григорія, Гликеріи, Николая, Евдокіи (въ завѣщаніи 1782 т.)\ іерея Петра, Іоанна, Ирины, Іоанна, Стефана, Іоанна, Василія, Вассы, Льва (въ завѣщаніи 1785 г.). По всей вѣроятности почти всѣ названныя лица были родственники Гавріила, но кто именно, неизвѣстно. Неизвѣстно также, кто были братья Генцовы, упоминаемые въ завѣщаніи Гавріила отъ 4 янв. 1801 г. в).
О Записки Антонія'Знаменскаго, въ рукоп. новг. сем., на л. 114; въ академическихъ спискахъ (дѣло Арх. Син., 1753 г. № 391) Петровъ названъ также сыномъ синодальнаго иподіакона.
2) Послѣ 1753 г. потому, что въ акад. спискѣ 1753 г. отецъ Петра Петрова названъ еще иподіакономъ.
3) Въ завѣщаніи Гавріила отъ 25 іюля 1783 г. (дѣло Арх. Син. 1801 г. № 75) говорится, что родители его погребены при церкви Козьмы и Даміана, очевидно потому, что отецъ служилъ здѣсь предъ смертью. Отсюда же, между прочимъ, видно, что отецъ п мать Гавріила скончались до 25 іюня 1783 г. Значитъ, ошибается Бентышъ-Каменскій (Словарь достопамятн. людей, ч. II), полагая, будто отецъ Гавріила видѣлъ сына въ санѣ митрополита. Ближайшимъ образомъ можно опредѣлить, что отецъ и мать Гавріила умерли между 30 іюля 1782 г. и 25 іюля 1783 г. Дѣло въ томъ, что въ другомъ завѣщаніи Гавріила, отъ 30 іюля 1782 г., гдѣ также вносится сумма на поминовеніе, въ числѣ лицъ, о упокоеніи которыхъ Гавріилъ завѣщалъ молиться, нѣтъ именъ іерея Петра и Ирины, упоминаемыхъ въ завѣщаніи 2 дек. 1785 г., подъ которыми надо подразумевать родителей Гавріила (д. А. С. 1801 г. № 75).
4) Ирина—первое женское имя, упомянутое въ завѣщаніи 2 декабря 1785 г.
5) Своему брату Варлааму, архіеп. тобольскому, Гавріилъ, умирая, завѣщалъ брилліантовыя вещи. Варлаамъ былъ настоятелемъ монастырей тверской епархіи, сначала Желтикова, потомъ Новоторжскаго, въ бытность Гавріила епископомъ тверскимъ (д. А. С. 1768 г. № 104); въ 1768 году назначенъ епископомъ тобольскимъ (д. А. С. 1768 г. № 93); скончался въ 1802 г. (д. А. С. 1803 г. № 37/167). См. о немъ у Аскоченскаго, Кіевъ съ Академіею, т. II, стр. 290. Въ октябрьской кн. „Странника“ за 1863 г. помѣщена ст. П. Абрамова: „Варлаамъ І-й Петровъ, архіеп. тобольскій и сибирскій“, впрочемъ, бѣдная содержаніемъ.
6) Завѣщаніе Гавпіи.тгя. rt, ттѣтгѣ. А С. 1Я01 г. № 75.
По словамъ Антонія Знаменскаго, отецъ Гавріила былъ «человѣкъ добродѣтельный, равно какъ и его жена» 1). Въ качествѣ синодальнаго иподіакона, Петръ Федоровъ получалъ до 300 рублей въ годъ, каковая сумма по тому времени доставляла «изрядное содержаніе» 2). Стало быть, съ матеріальной стороны семейство Петра Петрова было достаточнымъ, и онъ не терпѣлъ въ дѣтствѣ нужды, а, навѣрно, жилъ въ полномъ довольствѣ. Какою можно себѣ представить обстановку жизни московскаго духовенства въ 30—40-хъ годахъ XVIII вѣка, объ этомъ даетъ нѣкоторое понятіе описаніе быта духовныхъ лицъ хотя бы въ сѣверной столицѣ—Петербургѣ, въ XVIII в. Такое описаніе, хотя очень краткое, мы находимъ въ V томѣ «Историко-статистическаго описанія СПбургской епархіи» и въ статьѣ Н. И. Барсова: «Петербургскій приходскій священникъ второй половины ХѴ’ІІІ и начала XIX ст.» 3). Это была простая трудовая жизнь, обыкновенно весьма патріархальная, особенпо же патріархальная въ патріархальной Москвѣ. Въ то время дѣтей въ духовномъ кругу довольно рано начинали учить грамотѣ, что было по тогдашнему задачей весьма нелегкой. Въ автобіографіи митр. Платона (Левшина), почти сверстника Гавріила (Платонъ родился въ 1737 г., около Москвы), разсказывается, что его начали учить грамотѣ (азбукѣ, часослову и псалтыри, а потомъ писать) на шестомъ году 4). Навѣрно и заботливые родители Гавріила приблизительно въ такіе же годы начали учить своего сына, тѣмъ же «обычнымъ» домашнимъ порядкомъ, о какомъ говоритъ и митр. Платонъ 5). Послѣдній сообщаетъ и о достигнутыхъ имъ успѣхахъ: черезъ два года онъ обучился грамотѣ и письму, и на восьмомъ году уже въ церкви не только читалъ, но и пѣлъ церковные обыкновенные стихи; а черезъ годъ могъ одинъ отправлять на клиросѣ все пѣніе литургіи и). Такъ какъ Гавріилъ не уступалъ своему знаменитому сверстнику въ способностяхъ, то и
*) Въ рукоп. новг. сем. № 6833 на л. 114.
2) Ibid. Дѣйствительно, по вычисленіямъ Ключевскаго (В. Ключевскій, Русскій рубль XVI—XVIII в., Москва 1884 г.), сдѣланнымъ въ началѣ 80-хъ годовъ, рубль 1730—1740 г.г. равнялся 10 нынѣшнимъ (т. е. 80-хъ г.г.); а въ настоящее время эта расцѣнка можетъ быть увеличена раза въ полтора. Значитъ, на современныя цѣнности отецъ Гавріилъ получалъ до 4500 р. въ годъ.
3) „Хр. Чтеніе“ 1876 г., ноябрь—дек.
4) У Снегирева стр. 204. s) Ibid. 6) Ibid., стр. 204—205.
87*
его ученіе, надо полагать, было столь же успѣшно; и онъг навѣрно, также утѣшалъ своего отца, участвуя въ пѣніи на клиросѣ съ малыхъ лѣтъ. Правда, въ Москвѣ, да особенно въ. московскихъ кремлевскихъ соборахъ, дѣтскія упражненія были не такъ удобны, какъ въ селѣ Чашниковѣ или Липищахъ, гдѣ проводилъ дѣтство будущій Платонъ. Но въ будніе дни, возможно, что и маленькій Петръ Петровъ, восьми-девяти лѣтъ, воспѣвалъ уже въ церкви церковныя пѣснопѣнія. Нечего и говорить, что благочестивые, какъ подобаетъ духовенству, родители Петра вели его воспитаніе въ самомъ религіозномъ духѣ, подобно родителямъ Левшинова *). Въ доброе старое время село и городъ мало отличались въ семейныхъ нравахъ духовенства; а свободныя идеи екатерининскаго вѣка еще не всколыхнули московскую жизнь, когда будущій Гавріилъ проводилъ здѣсь свое дѣтство.
Въ 1740 году, т. е. на одиннадцатомъ году своей жизни (навѣрно осенью), Петръ Петровъ былъ отданъ учиться въ московскую академію 1 2). Въ такомъ же приблизительно возрастѣ, на десятомъ году жизни, поступилъ въ академію и Платонъ 3). Что Петровъ былъ отданъ въ московскую академіюг это вполнѣ естественно. Московскіе священнослужители прямо* обязывались отдавать дѣтей въ академію, которая, надо замѣтить, нуждалась въ ученикахъ. Въ 1742 году былъ изданъ синодальный указъ, который подъ угрозой штрафа требовалъ, отъ московскаго духовенства помѣщенія сыновей въ академію 4). Поэтому скорѣе представляется странной судьба брата Петра-Петрова, будущаго Варлаама, который не попалъ въ академію. Варлаамъ, въ мірѣ Василій, родился въ 1729 году и былъ почти однолѣтокъ Петру. Но онъ былъ отданъ отцомъ учиться пѣнію въ капеллу московскаго синодальнаго дома и былъ пѣвчимъ, а потомъ уже, когда у него пропалъ голосъ, онъ отправился въ Кіевъ для поступленія въ Печерскую Лавру, гдѣ былъ послушникомъ и одновременно учился въ Кіевской ака-
1) Ibid., стр. 204.
2) О поступленіи Петра Петрова въ академію въ 1740 г. отмѣчается въ спискѣ учениковъ академіи 1748 г. У Антонія Знаменскаго же (на
л. 114), а отъ него и въ Словарѣ м. Евгенія и въ сказаніи Макарія указанъ 1741 г.; но академическій списокъ заслуживаетъ большаго довѣрія.
3) Автобіографія, у Снегирева стр. 205.
4) П. С. II. и Р. Цар. Елиз., т. I, № 187.
деміи *). Очевидно, однако, что отецъ потому и не отдалъ Василія въ академію, что у него былъ хорошій голосъ и онъ назначался въ пѣвчіе; а потомъ поступать въ академію Василію Петрову было уже поздно (въ 1753 году), и если онъ поступилъ все-таки въ Кіевѣ, то уже на монашескомъ положеніи. Петръ Петровъ пошелъ обычной дорогой, и потому попалъ прямо въ московскую академію.
Московская славяно-греко-латинская академія въ періодъ обученія въ ней Петра Петрова представляла схоластическую школу, устроенную по образцу кіевской академіи главнымъ образомъ кіевскими выходцами—учителями. Въ ней были обычные тогдашніе классы, начиная съ низшаго—фары и кончая высшимъ—богословскимъ. Въ фарѣ учили читать и писать по латыни; въ инфимѣ изучались первыя грамматическія правила славяне-русскаго и латинскаго языка. Въ классѣ грамматики продолжалось преподаваніе латинской грамматики и славянской; здѣсь же, по Регламенту, надлежало учить географіи и исторіи, и начинали ученіе катихизическое и ариѳметику. Въ синтаксимѣ, или высшемъ грамматическомъ классѣ, читали латинскій синтаксисъ, продолжали изученіе катихизиса, ариѳметики, географіи и исторіи. Въ піитикѣ преподавалось стихотворное ученіе русское и латинское. ’Въ риторикѣ учили краснорѣчію. Въ философіи—логикѣ, физикѣ, математикѣ и политикѣ. Въ богословіи изучали богословіе въ томъ видѣ, какъ то указывалось въ § 7 главы Регламента о домахъ училищныхъ * 2). Въ 1738 году въ академіи введено было преподаваніе греческаго языка; съ. 1743 года греческій классъ соединенъ съ еврейскимъ; греческому языку учились ученики синтаксимы и піитики, а еврейскому—риторики и философіи 3). Годы ученія въ академіи распредѣлялись обычно слѣдующимъ образомъ: курсъ богословія—четыре года, философіи—два года,
*) Аскоченскій, Кіевъ съ Академіею, х. II, стр. 290—291. Должно Сыть именно потому, что Василій Петровъ былъ послушникомъ въ Лаврѣ, онъ въ академическихъ спискахъ названъ Петровымъ-Лавровскимъ. Въ Лавру онъ поступилъ въ 1753 г.; черезъ шесть лѣтъ, будучи въ философскомъ классѣ, постриженъ въ монахи съ именемъ Варлаама.
2) Программа академическаго курса въ общихъ чертахъ указана въ Духовномъ Регламентѣ. О московской академіи см. у С. Смирнова въ „Исторіи московской славяно-греко-латинской академіи“, Москва 1855 г., стр. 109—П4.
3) Смирнов7>, Исторія академіи, стр. 114.
•риторики—два года, піитики и синтаксимы но году; а въ прочихъ школахъ ученики проводили разное время, смотря по успѣхамъ 1]. Нормальный стажъ ученья былъ 12 лѣтъ. Но немногіе кончали курсъ въ такой срокъ, хотя нѣкоторые кончали его и раньше (наприм. Платонъ) 2). Учились ученики по тогдашнимъ схоластическимъ латинскимъ руководствамъ 3). Классныя занятія учениковъ состояли въ чтеніи уроковъ, въ переводахъ съ древнихъ языковъ, въ приготовленіи экспромтовъ. Успѣхи испытывались на диспутахъ и экзаменахъ 4). Нельзя сказать, конечно, чтобы учебное дѣло стояло въ то время на должной высотѣ. В. Н. Татищевъ, напримѣръ, даетъ весьма нелестный отзывъ о московской академіи 30-хъ годовъ XVIII в. 5). По его словамъ, въ кіевской и московской академіяхъ «языкъ латинскій не совершенъ», потому что многихъ нужныхъ книгъ и прежде всего лексикона и грамматики совершенныхъ въ учебномъ употребленіи не имѣется; необходимыхъ классическихъ авторовъ, какъ то Ливія, Цицерона, Тацита и друг., не читаютъ и не понимаютъ, слѣдовательно и въ философіи успѣвать не могутъ. Что касается риторики, «то болѣе вралями, нежели реторами именоваться могутъ, зане отъ недостатка вышеобъявленнаго часто всѣ ихъ слоги реторическіе пустыми словами болѣе, нежели сущимъ дѣломъ наполняютъ», а еще удивительнѣе, что иные риторы не знаютъ грамматическихъ правилъ правописанія и не умѣютъ правильно говорить. Философы ихъ, по Татищеву, не лучше, какъ только годятся въ лекарскіе ученики; сами учителя у нихъ не знаютъ математики, которая служитъ основаніемъ философіи. Физика ихъ «состоитъ въ однихъ званіяхъ или именахъ, новой же и довольной, какъ Картезій, Малебранжъ и другіе преизрядно изъяснили, не знаютъ». Логика ихъ состоитъ въ пустыхъ и не всегда правильныхъ силлогизмахъ. «Законоученію» и нравоученію не только правильно, на основаніи права естественнаго, не учатъ, «но и книгъ Грошевыхъ, Пуффрендоровыхъ и тому подобныхъ, которыя за лучшихъ во всей Европѣ почитаются, не
х) Смирновъ, Исторія академіи, стр. 181.
2) См. примѣры у Смирнова, стр. 182.
3) Перечисленіе ихъ у Смирнова, стр. 112—114, а подробный разборъ у него же стр. 136—176.
4) Ibid., стр. 182, 184.
*) Разговоръ о пользѣ наукъ и училищъ, въ „Чтен. въ Общ. Ист. и др. Росс.“, 1887 г. кн. I, стр. 116—117.
имѣютъ. О исторіи же съ хронологіею и географіею, врачествѣ и гіроч., что къ филозофіи принадлежитъ, про то и не слыхали. И тако въ семъ училищѣ (московской академіи) не токмо шляхтичу, но и подлому научиться нечего». Такъ сурово оцѣниваетъ Татищевъ учебное значеніе академіи. Но приговоръ этотъ несомнѣнно слишкомъ строгъ и не совсѣмъ справедливъ. Какъ ни несовершенна была схоластическая школа, она учила своихъ питомцевъ настолько хорошо, что изъ нихъ выходили замѣчательные дѣятели на всѣхъ поприщахъ. Платоновъ, Гавріиловъ и под. не было бы, если бы въ московскомъ святилищѣ науки тогда рѣшительно нечему было бы научиться. Вообще, давно доказано, что схоластика не была такъ плоха и безплодна, какъ ее нѣкоторые представляютъ.
Платонъ Левшинъ въ своей автобіографіи сообщаетъ, что онъ, по опредѣленіи въ академію, двѣ недѣли учился читать и писать по латыни, потомъ переведенъ былъ въ фару, гдѣ пробылъ годъ; потомъ по году былъ въ классахъ гра&зр-тики, синтаксимы и піитики, по два года—въ реторикѣ и фй$юсо-фіи, и черезъ два года богословскаго ученія былъ опредѣленъ учителемъ *). Если мы предположимъ, что весьма вѣроятно, что приблизительно такимъ же образомъ двигался въ низшихъ классахъ Петръ Петровъ, обладавшій не менѣе хорошими способностями, чѣмъ Левшиновъ, то годы ученія Гавріила распредѣлялись такимъ образомъ. Поступивъ въ 1740 году, возможно, что уже послѣ начала учебнаго года, Петръ Петровъ до осени 1741 г. пробылъ въ русской школѣ, а съ осени поступилъ въ фару. Въ 1742 году онъ перешелъ въ классъ грамматики, въ 1743 году—въ классъ синтаксимы, въ 1744 г. въ піитику, въ 1745 г. въ реторику, въ 1747 году въ философію и бъ 1749 году въ богословіе. Богословскій курсъ Петровъ изучалъ полностью четыре года, какъ полагалось, и окончилъ академію въ 1753 году 2). Почему Платонъ Левшинъ учился въ богословіи только два года, это не представляетъ чего-либо необычнаго. Платонъ былъ взятъ на учительство, а въ учителя лучшихъ студентовъ брали и до окончанія богословскаго класса. Ректорами академіи во время ученія будущаго Гавріила были: Платонъ Левитскій (1739—
г) У С негарева стр. 206, 210.
*) Объ окончаніи курса Петромъ Петровымъ въ 1753 г. имѣются документальныя свѣдѣнія, которыя см. ниже.
1741 г.), Кириллъ Флоринскій (1741 —1742 г.), Порфирій Крайскій (1742 —1748 г.), Іоаннъ Ковловичъ (1748—17сЗг.)‘). Никто изъ этихъ ректоровъ не представлялъ достаточно яркой личности, чтобы можно было говорить о ихъ вліяніи на питомцевъ, въ частности на Петрова. Въ фарѣ Петровъ учился, вѣроятно, у учителя Григорія Кондакова (1741—1744 г. былъ учителемъ фары) * 2): въ грамматикѣ—у іерод. Ѳеофила Бен-клевскаго 3); въ синтаксимѣ—у іером. Ананіи Мокрицкаго 4); въ піитикѣ—у іером. Иларіона Завалевича 5); въ реторикѣ— у іером. Никодима Рудинскаго 6); въ философіи—у іером. Константина Бродскаго ,); у того же Бродскаго онъ обучался и богословію 8). Греческому языку Петру Петрову, должно быть, приходилось учиться у іером. Іакова Блонницкаго 9). Изъ этихъ лицъ Блонницкій былъ ученымъ человѣкомъ 10); но по самой постановкѣ греческаго языка въ академіи съ его стороны нельзя предполагать особаго вліянія на Петра Петрова. Говорить о вліяніи на послѣдняго можно развѣ только со стороны Константина Бродскаго, у котораго Гавріилъ учился 6 лѣтъ, при томъ самымъ важнымъ и развивающимъ наукамъ— философіи и богословію. Бродскій былъ, можно сказать, главнымъ руководителемъ образованія Петра Петрова. Однако, тогдашній способъ преподаванія и отношенія между учителями и учениками не даютъ возможности предполагать много въ указанномъ отношеніи. Сверстникъ Гавріила Левшиновъ, находившійся въ аналогичныхъ условіяхъ, въ своихъ воспоминаніяхъ не передаетъ никакихъ впечатлѣній отъ академическаго преподаванія. Значитъ, эти впечатлѣнія были слишкомъ незначительны, чтобы оставлять глубокій слѣдъ въ душѣ учащагося юношества.
Учился будущій Гавріилъ хорошо, какъ и слѣдовало ожидать отъ благонравнаго и способнаго мальчика. Въ вѣдомости
*) Смирновъ. Исторія академіи, стр. 198—200. .Платонъ Левитскій былъ незамѣтной личностью. О немъ въ „Русскомъ Біографическомъ Словарѣ, изд. Имп. Рус. Ист. Общ.“. Здѣсь же біографич. свѣдѣнія и литература о Порфиріи Крайскомъ (дѣятельный архіерей впослѣдствіи, но не Особенно ученый), Іоаннѣ Козловичѣ (будучи еп. переяславскимъ, былъ милостивымъ, но ученостью также не отличался). О Козловичѣ и у Аскоченскаго, Кіевъ съ Академіею, II, стр. 118.
2) Смирновъ. Ист. ак., стр. 220. s) Ibid. 4) Ibid.
5) Ibid., стр. 214. 6) Ibid., стб. 221. 7) Ibid., стр. 209.
8) Ibid., *) Ibid., стр. 220. 10) См. Рус. Біограф. Словарь.
объ ученикахъ академіи 1753 г., въ годъ окончанія курса, Петръ Петровъ отмѣченъ: «понятенъ, ученія добраго и надеженъ». Рекомендація—одна изъ самыхъ лучшихъ для его класса. Также отмѣченъ былъ въ названной вѣдомости младшій сверстникъ Петрова Левшиновъ *). Жилъ Гавріилъ—Петровъ дома, на собственномъ содержаніи * 2). Поэтому ему не приходилось испытывать той матеріальной нужды, которая такъ тяжело отражалась на жизни академіи и ея питомпевъ 3). Не испытывалъ юноша Петровъ и всѣхъ прелестей «бурсацкой» жизни. Однако, конечно, и ему приходилось чувствовать на себѣ тѣ неудобства, какія переживала академія изъ-за недостатка и тѣсноты помѣщенія въ 1740-хъ годахъ, когда разные классы должны были странствовать съ одного мѣста на другое и вся академія готовилась къ переводу изъ Заиконоспасскаго монастыря 4).
Какъ протекали учебные годы жизни Гавріила въ школьной и домашней обстановкѣ, можно отчасти судить по воспоминаніямъ Платона. Левшиновъ, подобно Гавріилу, жилъ въ Москвѣ у родныхъ, а именно у своего брата, служившаго діакономъ у церкви Спаса въ Спасской. Обстановка жизни Левшинова должна была быть скромнѣе; но общій характеръ быта былъ, навѣрно, одинаковъ. А Платонъ такъ описываетъ домашній образъ жизни въ ученическіе годы. «Жилъ онъ при братѣ своемъ Тимофеѣ, который былъ діакономъ у Спаса въ Спасской, гдѣ вмѣстѣ жили и родители его. Петръ, исправивъ задачи, назначенныя отъ школы, дома упражнялся въ чтеніи книгъ, и въ хожденіи въ церковь на службу Божію... Но книгъ дома никакихъ не было... Почему Петръ, чтобы утолить жажду свою, читалъ всѣ книги, какія въ церкви могли найтиться, яко то: Четьи Минеи, Прологи, Камень вѣры, Маргаритъ, Обѣдъ духовный, Вечерю, исторію Баронія, а паче всего посланія Апостола Павла...; и никто ему столько не нравился, какъ сей высшаго имени и духа мужъ и святый Іоаннъ Златоустъ. А къ лучшему знанію въ латинскомъ языкѣ много ему послужила книжка Цицеронова о должностяхъ..., а другая:
х) Дѣло А. С. 1753 г. № 391.
-) „Безъ жалованья“, какъ отмѣчено въ вышеозначенной вѣдомости.
3) См. у Смирнова стр. 97, 99; дѣла А. С. 1743 г. № 376; 1744 г. № 458, 459.
4) Смирновъ. Ист. акад., стр. 91—94. Дѣла А. С. 1741 г. № 561; 1742 г. № 583; 1744 г. № 433; 1744 г. № 434; 1751 г. і№ 215.
исторія Курціева... Въ чтеніи книгъ Левшиновъ препровождалъ домашнее время, а притомъ никогда не оставлялъ ходить въ церковь, когда отъ школъ было свободно... Въ церкви былъ первый изъ читающихъ и поющихъ... Никуда, даже весьма рѣдко и къ сродникамъ хаживалъ... На гулянья также весьма рѣдко куда хаживалъ... Былъ крайній уединенія любитель» *). Вотъ жизнь скромнаго учащагося духовнаго юноши того времени. Конечно, многое зависѣло отъ личнаго характера. Но мы имѣемъ право думать, что Петръ Левшиновъ и Петръ Петровъ имѣли много общаго въ отношеніи ко вкусамъ и привычкамъ юности. Чтеніе книгъ, навѣрно, Петровъ любилъ не меньше Левшинова, и посвящалъ ему свободные часы. Любовь къ церковной службѣ—естественная черта для такого церковника въ будущемъ, какимъ былъ Гавріилъ. А любовь къ уединенію, удаленіе отъ шума улицы и общества, можно думать, свойственны были Гавріилу въ юности, при его замкнутомъ характерѣ, еще больше, чѣмъ Платону.
Платонъ говоритъ, что онъ проводилъ все-таки часть времени среди немногихъ вѣрныхъ товарищей и друзей 2). Кто были такими сотоварищами и друзьями у Гавріила, мы не знаемъ. Въ московской академіи было много учащихся, хотя годы ученія Гавріила были уже временемъ сравнительнаго малолюдья академіи. Всѣхъ учениковъ въ 40-хъ годахъ бывало 200—300 чел. 3). Среди нихъ были не только изъ московской епархіи, а и изъ другихъ епархій, каковыхъ въ 1753 г. съ Гавріиломъ въ богословскомъ классѣ числилось около половины 4). Не имѣя свѣдѣній, съ кѣмъ Гавріилъ былъ близокъ на школьной скамьѣ, мы во всякомъ случаѣ можемъ отмѣтить, съ кѣмъ изъ своихъ будущихъ сотоварищей по церковному служенію онъ могъ познакомиться еще въ школѣ. Сюда прежде всего надо отнести Платона Левшинова, такъ долго украшавшаго каѳедру старой столицы одновременно съ тѣмъ, какъ Гавріилъ украшалъ каѳедру столицы новой, ближайшаго сотрудника Гавріила по многимъ дѣламъ въ первые годы ихъ церковнаго служенія. Платонъ, какъ выше сказано, поступилъ въ московскую академію въ 1747 г., т. е., когда Гавріилъ переходилъ въ философскій классъ. Они были одновременно въ академіи шесть лѣтъ, и въ спискахъ
*) Автобіографія у Снегирева, стр. 208—209. 2) Ibid., стр. 209.
3) Смирновъ. Ист. акад., стр. 181. *) Дѣло А. С. 1753 г. № 391.
1753 года, когда Петръ Петровъ кончалъ курсъ, 23-лѣтнимъ молодымъ человѣкомъ, 16-лѣтній Петръ Левшиновъ числился въ школѣ риторики Разница въ годахъ Платона и Гавріила была довольно большая. Но вполнѣ возможно, что они знали другъ друга, и не только по имени, на школьной скамьѣ, тѣмъ болѣе, что оба жили дома, у родныхъ, въ средѣ московскаго городского духовенства. Быть можетъ и родители ихъ были знакомы между собою. Правда, Платонъ въ автобіографіи ничего не говоритъ о школьномъ знакомствѣ съ Гавріиломъ. Но автобіографія его вообще не касается товарищеской среды юности, да и отношенія съ Гавріиломъ у Платона впослѣдствіи сложились не такія, чтобы особенно располагать его къ воспоминаніямъ о прежней связи. Старшимъ сверстникомъ Гавріила по академіи былъ другой видный іерархъ екатерининской эпохи, человѣкъ, въ теченіи тридцати лѣтъ трудившійся рука объ руку съ Гавріиломъ въ дѣлахъ церковнаго управленія,—Иннокентій Нечаевъ, потомъ архіѳп. псковскій. Иннокентій родился въ 1722 году 2). Значитъ, онъ могъ поступить въ академію въ 1732—1733 гг. и учиться здѣсь, по разсчету ученія Гавріила, до 1746 г., а можетъ быть и дольше. Когда Гавріилъ учился въ низшихъ классахъ, Иннокентій проходилъ философію и богословіе; и у нихъ была такая же возможность знать другъ друга, какъ у Гавріила съ Платономъ. Въ подобныхъ же условіяхъ должно было произойти знакомство Гавріила съ третьимъ знаменитымъ современникомъ и сотрудникомъ на церковномъ поприщѣ—протоіереемъ Іоанномъ Памфиловымъ, впослѣдствіи духовникомъ имп. Екатерины II и вліятельнымъ синодальнымъ членомъ. Памфиловъ родился въ 1720 г. 3); съ 1733 г. онъ учился въ с.-петербургской семинаріи, а въ 1740 году поступилъ въ московскую академію, такъ какъ отецъ его былъ переведенъ въ Москву. Въ академіи Памфиловъ пробылъ до 1744 года и стало быть четыре года учился одновременно съ Петромъ Петровымъ. Принимая же во вниманіе, что отецъ Памфилова былъ назначенъ священникомъ Благовѣщенскаго собора, т. е. принадлежалъ къ тому же кремлев*
х) To-же дѣло.
2) См. объ Иннокентіи у Смирнова, Ист. ак., стр. 210; я „Рус. Біо-графич. Словарь“, гдѣ и литература.
О Объ Іоаннѣ Памфиловѣ въ „Рус. Біогр. Словарѣ“, гдѣ и подроби, литература.
скому духовенству, гдѣ состоялъ и отецъ Петра Петрова, можно съ достовѣрностью полагать, что мальчикъ Петровъ и юноша Памфиловъ были знакомы другъ съ другомъ и не только по школѣ, а и внѣ школы. Въ послѣдній годъ своего ученія въ академіи Гавріилъ могъ видѣть въ ней и еще одного будущаго виднаго церковнаго дѣятеля — Дамаскина Руднева, поступившаго въ академію въ 1752 году 1). Не даромъ впослѣдствіи Дамаскинъ пользовался особымъ покровительствомъ Гавріила. Старшій покровитель могъ цѣнить не только таланты молодого іерарха, а и память о школьной жизни, упроченную дальнѣйшею связью.
И.
Петръ Петровъ окончилъ курсъ академіи въ 1753 г., въ числѣ лучшихъ учениковъ, какъ значится онъ въ академическомъ спискѣ 1753 г. Естественная дорога для талантливаго студента, по тому времени, открывалась къ учительству въ той же академіи. Младшій сверстникъ Гавріила Платонъ, напримѣръ, послѣ двухлѣтняго богословскаго ученія былъ взятъ на учительство. Тѣмъ болѣе, изъ доношеній назначеннаго ректоромъ академіи лѣтомъ 1753 г. архим. Варлаама Ля-щевскаго 2) видно, что академія тогда нуждалась въ учителяхъ 3). Однако, Петръ Петровъ не былъ избранъ къ учительству и нѣсколько мѣсяцевъ по окончаніи курса жилъ безъ службы при своихъ родителяхъ. Чѣмъ объяснить этотъ фактъ: начальство ли забыло о талантливомъ воспитанникѣ, или онъ самъ не желалъ поступать въ учителя? Первое предположеніе едва ли вѣроятно, потому что академія тщательно слѣдила за своими питомцами, а духовная власть всячески старалась использовать образованныхъ людей. Вѣроятнѣе всего, что причиною неназначенія Петра Петрова въ учители лежала въ немъ самомъ. По словамъ Антонія Знаменскаго, будущій Гавріилъ, «конча курсъ не хотѣлъ жениться, а вести уединенную жизнь, не вступая въ монашество. Посему хотѣлъ испросить мѣсто просвирническое, чтобъ имѣть маленькій кусокъ
х) Я. Горожанскій, „Дамаскинъ Семеновъ-Рудневъ, еп. нижегородскій“. Кіевъ, 1894 г., стр. 15.
2) О немъ у Смирнова въ йст. ак., стр. 200—201.
3) Дѣло А. С. 1753 г. № 391.
хлѣба и быть при церкви» *)• Повидимому, въ отношеніи Петра Петрова къ вопросу о принятіи монашества и было все дѣло. Молодой человѣкъ, хотя и любитель уединенія, монашества не желалъ. Это нежеланіе онъ обнаружилъ и четыре года спустя, при опредѣленіи въ семинарію * 2). Почему не хотѣлъ быть монахомъ Петровъ, можно догадаться. Онъ, видимо, слишкомъ высоко понималъ монашескія обязанности и не считалъ себя вправѣ принимать ихъ на себя. Но характеру Гавріила трудно допустить иное объясненіе, какое напрашивается, напримѣръ, по отношенію къ преосв. Евгенію (Болховитинову) 3). Между тѣмъ въ то время учительство почти обязательно связывалось съ монашествомъ. Наставники академіи тогда обычно были монахи; а если назначались міряне, то только временно, съ обязательствомъ принять монашество. Изъ учителей Гавріила, какъ мы видѣли, свѣтскимъ былъ одинъ младшій учитель фары, но и ему скоро пришлось совсѣмъ уйти изъ академіи, такъ какъ онъ монашество принять отказался 4). Петръ Петровъ, должно быть, рѣшительно думалъ монашества не принимать, а потому не давалъ и обѣщаній, или самъ не желалъ оказаться въ фальшивомъ положеніи.
Однако, замѣчаніе Антонія Знаменскаго о намѣреніи молодого Петрова быть просвирникомъ также не представляется правдоподобнымъ. Должность просвирника совсѣмъ не подходила для ученаго человѣка и не видно, чтобы Петровъ пытался занять ее; да это была установившаяся привиллегія вдовъ духовнаго званія. Петровъ обратился къ другому, болѣе подходящему занятію. 25 февраля 1754 г. онъ подалъ въ Синодъ прошеніе слѣдующаго содержанія: «Обучался я имянованный въ... московской академіи безъ полученія Ея Имп. В-а жалованья, и минувшаго 1753 года богословское ученіе окончалъ, а къ мѣсту никакому еще не опредѣленъ. Того ради Св. Прав. Синода всепокорно прошу опредѣлить меня... въ московскую типографію справщикомъ». На это
г) Въ рукописи новг. сем. на л. 114.
2) См. у Антонія Знаменскаго, л. 114; у Платона въ автобіографіи, стр. 210 у Снегирева.
3) См. его письма „Рус. Арх.“ 1870 г., кн. 4—5, ст. 771—772.
4) См. у Смирнова, Ист. ак., стр. 84—85. Болѣе подробно у К. В. Харламповича, „Малороссійское вліяніе на великорусскую церковную жизнь“, т. I. Казань 1914 г., стр. 639—641.
прошеніе тогда же послѣдовало синодальное опредѣленіе: «Оному студенту Петрову до указу и впредь до усмотрѣнія ему по наукѣ ево надлежащаго мѣста, въ московской типографіи справщикомъ быть, а Ея Имп. В-а жалованья на первой случай производить ему въ годъ по семидесяти Рублевъ» І). Отсюда видно, что Синодъ не считалъ справщиче-скую должность соотвѣтствующей образованію Петра Петрова и смотрѣлъ на нее. какъ на временную. Да и самъ Петровъ, поступая въ типографію, едва ли намѣренъ былъ здѣсь остаться. Служба въ типографіи составляла лишь первый служебный стажъ для ученыхъ людей; а потомъ они обычно выходили или въ монахи и на учебное поприще, или въ священники.
Петръ Петровъ въ типографіи нашелъ своего прежняго учителя, Григорія Кондакова, бывшаго теперь справщикомъ, и также потому, что уклонялся отъ монашества 2). Петровъ былъ назначенъ на самый младшій окладъ. Какъ разъ въ январѣ 1753 г. справщикамъ было возвышено жалованье до 100 р. 3), а новоопредѣленному Петрову положили старый 70-ти-рублевый окладъ. Но хотя Петровъ былъ на положеніи младшаго служащаго въ типографіи, на самомъ дѣлѣ на долю его выпали весьма серьезныя обязанности. Въ это время въ типографіи какъ разъ производилась важная работа по исправленію опечатокъ въ печатной славянской Библіи 1752 г. При печатаніи Библіи, для необходимыхъ исправленій, еще въ 1747 году были вызваны въ Москву іеромонахи Варлаамъ Лящевскій и Гедеонъ Сломинскій 4). При ихъ содѣйствіи Библія была напечатана въ 1752 году 5), Въ январѣ 1754 г. Гедеонъ Сломинскій былъ назначенъ ректоромъ Троицкой Лаврской семинаріи 6), а въ февралѣ ему снова поручено заняться исправленіемъ замѣченныхъ еще погрѣшностей
*) Дѣло А. С. 1754 г. № 424. Опис. Арх. Син., т. XXXIV, Л» 97/424..
2) П. С. II. и Р. Цар. Елиз., т. IV, Л° 1365. s) Ibid.
4) П. С. П. и Р. Цар. Елиз., т. III, № 1001.
®) См. въ П. С. П. и Р. Цар. Елиз., т. III, №№ 1026- 1030, 1035, 1045. 1047, 7051, 1057, 1058, 1066, 1067, 1069, 1072, 1080, 1083, 1084, 1086, 1090,
1091, 1098, 1100, 1122, 1123, 1131, 1132, 1133, 1136. 1137, 1138, 1139, 1147,
1148, 1155, 1160, 1163, 1167, 1168. 1169, 1171, 1172, 1173, 1175, 1176, 1177,
1178, 1183—1186, 1189, 1195, 1197, 1198, 1200. 1202, 1203, 1205, 1206, 1208,
1209, 1210, 1213, 1214, 1216, 1217, 1220, 1221, 1224, 1226, 1227, 1231. 1242,
1244, 1247, 1250—1252, 1254, 1256, 1258, 1261, 1296, 1297, 1310.
•) Дѣло А. С- 1754 г. № 354.
въ новонапечатанной Библіи, причемъ предоставлялось требовать себѣ въ ближайшую помощь кого-либо изъ справщиковъ, или другихъ 1). Вотъ въ этомъ-то дѣлѣ и явился Гедеону помощникомъ новый служащій типографіи Петръ Петровъ 2). Работа была кропотливая, надо было дѣлать массу выписокъ, справокъ и проч. 3). Во всемъ этомъ помогалъ Гедеону Петръ Петровъ4). На дѣятельность его обратило вниманіе и типографское начальство. Поэтому, когда въ 1756 г. (3 іюля) Петровъ обратился въ Синодъ съ прошеніемъ о прибавкѣ ему жалованья до 100 р., какъ получали другіе справщики, то типографская контора дала ему такую аттестацію: «Справщикъ Петръ Петровъ со времени опредѣленія въ московскую типографію справщикомъ въ должности справщической обращается при поступкахъ честныхъ со всякимъ трудолюбіемъ, а особливо во время производимаго въ московской типографіи библейскаго печатанія, съ прочими опредѣленными къ тому библейскому дѣлу справщиками, яко противъ ординару наго печатанія наибольшаго труда требовавшему, оща* щаяся какъ въ правленіи до справщиковъ слѣдующихъ ка-вычныхъ листовъ, такъ особенно противъ прочихъ и въ сочиненіи объ оказавшихся сумнительствахъ выписокъ. Сверхъ же того неоднократно отъ типографской конторы по-сыланъ былъ въ Свято-Троицкую Сергіеву Лавру къ соборному іеромонаху и тамошней семинаріи ректору Гедеону Сломинскому съ требованіями о разрѣшеніи оказавшихся въ исправленіи Библіи сумнительствахъ, гдѣ употреблялся въ немалыхъ трудахъ же со онымъ ректоромъ нѣсколько времени». Контора считала Петра Петрова, за его прилежные труды, вполнѣ заслуживающимъ прибавки къ жалованью 5). Прибавка была дана 6).
Въ 1757 году работы по исправленію Библіи подходили
*) П. С. П. и Р. Цар. Елиз., т. IV, № 1372.
2) Дѣло А. С. 1756 г. № 10.
3) О характерѣ работы можно судить по П. С. II. и Р. Цар. Елиз., т. IV, №№ 1412, 1437, 1570.
4) Вѣроятно Петровъ тотъ справщикъ, котораго упоминаетъ Гедеонъ П. С. П. и Р. Цар. Елиз., т. IV, X 1412.
5) Дѣло А. С. 1756 г. № 10.
6) Указъ Синода 28 авг. 1756 г. въ томъ же дѣлѣ. Антоній Знаменскій (рук. новг. сем. № 6833, л. 114) отмѣчаетъ, что Петровъ „особливо“ трудился надъ исправленіемъ Апостола.
къ концу. Весьма вѣроятно, что въ связи съ этимъ стоитъ возникшее лѣтомъ этого года предположеніе перевести Петра Петрова изъ справщиковъ въ учителя академіи. Платонъ Левшинъ въ своей автобіографіи говоритъ, что когда его опредѣляли въ 1757 г. учителемъ, то первымъ кандидатомъ въ учители піитики въ академіи представленъ былъ справщикъ Петръ Петровъ, котораго и велѣно было опредѣлить, но съ условіемъ принятія монашества; а такъ какъ Петровъ отказался, то жребій палъ на его, Левшинова *). Очевидно, духовное начальство слѣдило за Петровымъ и старалось вывести его на учебную службу. Но, хотя по свидѣтельству Антонія Знаменскаго, будущій Гавріилъ, будучи справщикомъ, упражнялся въ чтеніи книгъ и хожденіи въ церковь 2), т. е. велъ полумонашескую жизнь; однако онъ по прежнему, видимо, уклонялся отъ высокой чести иноческаго званія. Тѣмъ не менѣе жребій Петрова указывалъ ему обычную тогда для людей его положенія дорогу ученаго монашествованія и его рѣшимость скоро была сломлена. Кажется, виновникомъ этого былъ знаменитый витія и церковный дѣятель елизаветинскаго времени Гедеонъ Криновскій. Оригинальная судьба этого іерарха свела его еще на школьной скамьѣ.съ Петромъ Петровымъ. Будучи іеродіакономъ и учителемъ семинаріи въ Казани, Гедеонъ
3-го іюля 1751 г. самовольно оттуда отлучился, т. е. попросту бѣжалъ въ Петербургъ, горя желаніемъ продолжать образованіе (онъ учился въ казанской семинаріи), и подалъ въ Синодъ прошеніе о дозволеніи поступить ему въ московскую академію. Св. Синодъ удовлетворилъ прошеніе, разрѣшивъ ему поступить въ богословскій классъ и дозволивъ проповѣдовать слово Божіе 3). Въ московской академіи іерод. Гедеонъ слушалъ богословіе въ теченіе двухъ лѣтъ 1751 —1753 г., т. е. какъ разъ въ то время, когда проходилъ послѣднее двухлѣтіе и Петръ Петровъ. Значитъ, они оказались ближайшими сотоварищами, да и по возрасту были почти однолѣтки (Гедеонъ родился въ 1728 или 1729 г.). По выходѣ изъ академіи Гедеона ждала блестящая и необыкновенно быстрая карьера.
х) У Снегирева, стр. 210. 2) Рукоп. новг. сем. JM® 6833, на л. 111.
3) Проф. прот. Ѳ. Титовъ. Къ біографіи Гедеона Криновскаго, епископа псковскаго и нарвскаго. Казань, 1907. Стр. 14 — 17. Просьба Гедеона и дѣло о ней см. въ опис. д. и д. А. С., т. XXXI, № 189/220. У проф. Титова указана литература о Гедеонѣ. О судьбѣ Гедеона вспоминаетъ Платонъ въ автобіографіи, стр. 213—214.
Проповѣдническій талантъ его обратилъ на себя вниманіе, и въ сентябрѣ 1753 года онъ былъ опредѣленъ придворнымъ проповѣдникомъ 1). 31 янв. 1757 г. Гедеонъ былъ назначенъ архимандритомъ ставропигіальнаго Саввина монастыря, а 4 марта 1758 г.—членомъ Св. Синода 2). Вскорѣ изъ Саввинскихъ архимандритовъ онъ сдѣлался архимандритомъ Троицѳ-Сергіевой лавры и тотчасъ же вспомнилъ о своемъ школьномъ товарищѣ Петрѣ Петровѣ. Судя по автобіографіи Платона 3), Гедеонъ искалъ и умѣлъ находить талантливыхъ людей. Онъ выдвинулъ Левшинова; онъ же выдвинулъ и Петрова, съ которымъ у него было еще больше связей. Какимъ образомъ удалось Гедеону уговорить своего товарища вступить на учительское поприще, , неизвѣстно. Весьма возможно, что онъ убѣдилъ его сначала просто перейти на школьную службу, не настаивая на немедленномъ принятіи монашества. Во всякомъ случаѣ, едва ли безъ всякаго согласія Петрова Гедеонъ сдѣлалъ представленіе Св. Синоду объ его увольненіи изъ типографіи въ Лавру (въ апрѣлѣ 1758 г.4). Петровъ былъ уволенъ, а 30-го апрѣля сдѣланъ учителемъ реторики въ лаврской семинаріи вмѣсто вызваннаго Гедеономъ въ Петербургъ учителя Игнатія Калинина 5).
Однако, не для такой скромной должности приглашалъ Гедеонъ Петрова. По всѣмъ признакамъ, у него связывались съпере-водомъ товарища другіе разсчеты. ГІовидимому, Гедеонъ съ самаго начала предназначалъ Петрова въ ректоры семинаріи и только путемъ временнаго учительства хотѣлъ смягчить для него переходъ къ монашеству, безъ котораго ректура была невозможна. Какъ разъ одновременно съ переводомъ Петрова въ лавру, ректоръ семинаріи, Гедеонъ Сломпнскій, былъ назначенъ ректо-
г) У Титова, стр. 18.
-) Ibid., стр. 19—20; здѣсь указаны и архивныя дѣла синод. архива, которыми пользовался авторъ.
У Снегирева, стр. 211—214.
4) Въ журналахъ Синода за 1758 г. доношеніе Гедеона, архим. лавры, записано подъ 3 апрѣля (Л® 3) и замѣчено, что протоколъ подписанъ того же числа. Между тѣмъ въ справкѣ, сдѣланной въ духовномъ соборѣ Сергіевой лавры, которая находится въ рук. новгор. сем. Л5 9847, сказано, что Петръ Петровъ уволенъ въ лавру 28 апрѣля. Находящаяся въ той же рукописи копія указа Синода получена именно 28 апрѣля. Значитъ, указъ нѣсколько запоздалъ. а) Въ справкѣ въ рукой, новг. сем. № 6847.
88
ромъ московской академіи *). Надо было подготовлять ему преемника, и выборъ Гедеона Криновскаго остановился на молодомъ учителѣ-товарищѣ. Этотъ товарищъ, переходя въ лавру, въ сущности долженъ былъ предвидѣть, что ему монашества не избѣгнуть. Но онъ, очевидно, не думалъ, что неизбѣжность эта наступитъ такъ скоро. По крайней мѣрѣ Антоній Знаменскій въ своихъ запискахъ сообщаетъ, что Петровъ согласился постричься только послѣ двукратнаго понужденія. Сначала онъ отказался, но когда Гедеонъ заявилъ, что онъ никакимъ отговоркамъ внимать не будетъ, Петровъ уступилъ и только просилъ, чтобы ему дали принять постригъ въ лаврѣ, а не въ Петербургѣ * 2), куда вызывалъ его указомъ 25 мая Криновскій 3). Послѣдній согласился на просьбу, но его отвѣтъ не засталъ уже Петрова въ Москвѣ: онъ уѣхалъ въ Петербургъ, опасаясь, очевидно, раздражить своего начальника промедленіемъ. Здѣсь, на троицкомъ подворьи, 28-го іюня Петръ Петровъ былъ постриженъ Гедеономъ въ монашество подъ именемъ Гавріила. 29-го іюня онъ получилъ посвященіе въ іеродіакона отъ руки новгородскаго архіеп. Димитрія Сѣченова а 1-го іюля, тѣмъ же іерархомъ, постриженъ въ іеромонахи 4). Дорога къ дальнѣйшей карьерѣ, такимъ образомъ, была открыта предъ Гавріиломъ. Правда, онъ самъ еще не зналъ, что его ожидаетъ быстрое возвышеніе. Уѣзжая изъ Петербурга послѣ посвященія, онъ спрашивалъ своего начальника Гедеона, къ чему ему готовиться: къ философіи, или чему другому? Онъ разсчитывалъ лишь на префектство. Гедеонъ не раскрылъ ему категорически своихъ плановъ, замѣтивъ: дѣлай, что заставятъ; но намекнулъ на ректуру 5). Дѣло въ томъ, что Гедеонъ Сломинскій, назначенный ректоромъ академіи, еще въ концѣ апрѣля просилъ отсрочки на два мѣсяца, ссылаясь на свои занятія по сочи-
Ч Протоколы Синода 1758 г., апрѣль, № 37. Журналъ Синода 27 апрѣля № 7.
2) У Антонія Знаменскаго, л. 114 об.
3) Въ справкѣ въ рукоп. новг. сем. Лі 6847.
4) Дата посвященія въ іеродіаконы въ запискахъ Антонія Знаменскаго указана 30-го іюня; но въ оффиціальной справкѣ, что въ рукоп. новг. сем. № 6847, она—29 іюня. Послѣднее и вѣроятнѣе (праздникъ Петра и Павла). Но Знаменскому, посвященіе въ священныя степени происходило на Карповкѣ въ домовой церкви у Димитрія (рукоп. новг. сем. N° 6833 л. 114 обор.).
5) У Знаменскаго, л. 114 об.
ненію книги объ обрядахъ, и Синодъ разрѣшилъ ему остаться въ семинаріи до 29 іюня 1). Сломинскій уѣзжать, должно быть, не очень торопился и назначеніе новаго ректора нѣсколько замедлялось. Преемникомъ его былъ назначенъ Гавріилъ. Однако, точную дату его назначенія опредѣлить затруднительно. Въ дѣлахъ, журналахъ и протоколахъ Синода мы напрасно ея искали. Въ «Сказаніи» Макарія указано 7-е іюля 2); однако, у Антонія Знаменскаго, которымъ пользовался Макарій, числа нѣтъ, а сказано, что назначеніе состоялось тотчасъ по возвращеніи Гавріила въ лавру 3). Между тѣмъ въ оффиціальной справкѣ, на которую мы уже неоднократно ссылались 4), сказано, что Гавріилъ 9-го іюля былъ назначенъ ректоромъ, богословія учителемъ и первымъ соборнымъ лавры. Всего вѣроятнѣе дата оффиціальной справки. Что касается назначенія намѣстникомъ лавры, то и эта дата въ названной справкѣ значится иначе, чѣмъ у Макарія: 3-го августа 3).
Итакъ, на 29-мъ году жизни Гавріилъ началъ свое монашеское служеніе, на обычномъ учебномъ поприщѣ. Сравнительно съ другими современниками, это было поздно. Не говоря о Гедеонѣ Криновскомъ, карьера котораго была исключительна, и другіе въ годы Гавріила двигались выше. Платонъ Левшинъ 29 лѣтъ уже нѣсколько лѣтъ ректорствовалъ и приближался къ епископству. За то Гавріилъ двинулся сразу, безъ предварительнаго учительскаго стажа, на что. конечно, •ему давали право его прежнія заслуги. *)
Б. Титлиновъ.
\) Журналы Синода 1758 г., 3-го іюня, А® 2. Протоколы, іюнь, № 24. порученіи Гедеону составить толкованіе на обряды—дѣло А. 0. 1754 г. ^ 354; Журналъ Синода 1758 г. 30 марта, JY® 1; П. С. П. и Р. Цар. Елин., т. IV, № 1593.
2) Стр. 11.
3) На л. 114 об. *) Ру коп. новгор. сем. библ. JN» 6847.
5) У Макарія—14-е августа.
Продолженіе слѣдуетъ.
88*
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки