Научная статья на тему 'Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации'

Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1842
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гастрономическая идентичность / дестинация / туризм / исследование / предприятие / общественное питание / путешествие / услуга / сервис / продукт / gastronomic identity / destination / tourism / research / enterprise / public catering / travel / service / product

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Щербакова Надежда Васильевна, Жданова Ольга Витальевна

Предметом исследования является продвижение туристской дестинации на примере Ростовской области. Тема исследования актуальна, потому, что сегодня туристская дестинация является основным элементом туристской системы. Туристская дестинация выступает в роли одной из наиболее значимых составляющих в туристской системе, в связи с тем, что сами туристские дестинации и их стиль привлекательны для путешественников, мотивируют визит, и таким образом, активизируют всю туристскую систему. Гипотеза научного исследования предполагает возможность активизации продвижения туристской дестинации Ростовской области через её гастрономическую идентичность. Теоретическую и методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению гастрономической идентичности как инструмента продвижения туристской дестинации. В работе применено onlinе-анкетирование для изучения предпочтений респондентами видов туров в Ростовской области. В работе использованы научные труды учёных и специалистов в области гастрономической идентичности на рынке туристских услуг. Информационную базу исследования составили материалы периодических специальных изданий, результаты проведённых аналитических исследований. Научная новизна выводов и результатов исследования состоит в практическом подходе к продвижению туристских дестинаций через гастрономическую идентичность. Гастрономический туризм быстрыми темпами развивается во всем мире, зарождаются новые направления, становятся популярными турпоездки для гурманов – популярность изучения кулинарной культуры влияет на этот вид туризма и способствует его продвижению. Предпосылки к развитию гастрономического туризма имеют все страны и это отличительная характерная черта данного вида туризма. Гастрономический туризм выступает в роли составляющего элемента всех туров. Но главной отличительной особенностью от остальных видов туризма является то, что знакомство с национальной кухней выступает главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия. Гастрономическая идентичность дестинации зависит от экономических и климатических условий региона, экологизации сельского хозяйства, религиозной принадлежности этнической группы. В результате исследования установлено, что гастрономический туризм в Ростовской области необходимо развивать на основе следующих составляющих: гастрономических туров, маршрутов, экскурсий; предприятий общественного питания, предлагающих блюда национальных кухонь; кулинарных мастер-классов; гастрономических фестивалей, ярмарок, выставок продуктов питания. Результаты исследования представляют интерес для туристических фирм, предприятий общественного питания, предприятий производителей продуктов питания. Предполагается продолжить исследование эффективности гастрономической идентичности как инструмента продвижения туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRONOMIC IDENTITY AS A TOOL TO PROMOTE A TOURISM DESTINATION

The study is focused on the promoting tourism destination through the example of Rostov region. The research topic is relevant because today the tourism destination is the main element of the tourism system. The tourism destination acts as one of the most important components in the tourism system due to the fact that the tourism destinations themselves and their style are attractive to travelers, motivate the visit, and thus activate the entire tourism system. The hypothesis of scientific research suggests the possibility of activating the promotion of the tourism destination of Rostov region through its gastronomic identity. The theoretical and methodological basis of the study is a systematic approach to the studying gastronomic identity as a tool to promote a tourism destination. The article uses on-line survey to study the respondents’ preferences in choosing tours in Rostov region. The work uses scientific works of scientists and specialists in the field of gastronomic identity in the market of tourist services. The information base of the research consists of materials of special periodicals, the results of analytical studies. The scientific novelty of the study is a practical approach to the promotion of tourist destinations through gastronomic identity. Gastronomic tourism is developing rapidly all over the world, new directions are emerging, and gourmet tours are becoming popular. The popularity of studying culinary culture affects this type of tourism and contributes to its promotion. All countries have prerequisites for the gastronomic tourism development and this is a distinctive feature of this type of tourism. Gastronomic tourism acts as a constituent element of all tours. But the main distinguishing feature from other types of tourism is that familiarity with the national cuisine is the main motive, purpose and element of gastronomic travel. The gastronomic identity of the destination depends on the economic and climatic conditions of the region, the greening of agriculture, and the religious affiliation of the ethnic group. As a research result it is established that gastronomic tourism in Rostov region needs to be developed on the basis of the following components: gastronomic routes, excursions; the catering establishments offering dishes of national cuisines; culinary master classes; gastronomic festivals, fairs, exhibitions of food. The results of the study are of interest to travel agencies, catering companies, food manufacturers. It is planned to continue the study of the effectiveness of gastronomic identity as a tool for promoting a tourist destination.

Текст научной работы на тему «Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации»

Щербакова Н.В., Жданова О.В. СТЕПОМ

Гастрономическая идентичность как инструмент С|ТЛ\/ии1 1М

продвижения туристской дестинации х1х\/пи лп НЫ

ЖУРНАЛ

УДК 658.64

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10110

ЩЕРБАКОВА Надежда Васильевна

Донской государственный технический университет, Институт сферы обслуживания и

предпринимательства (филиал) (Шахты, Ростовская обл., РФ); кандидат технических наук доцент; e-mail: navasherbakova@mail.ru ЖДАНОВА Ольга Витальевна Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, Шахтинский автодорожный институт (филиал) (Шахты, Ростовская обл., РФ);

кандидат технических наук, доцент; e-mail: o.zhdanova@mail.ru

Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации

Предметом исследования является продвижение туристской дестинации на примере Ростовской области. Тема исследования актуальна, потому, что сегодня туристская дестинация является основным элементом туристской системы. Туристская дестинация выступает в роли одной из наиболее значимых составляющих в туристской системе, в связи с тем, что сами туристские дестинации и их стиль привлекательны для путешественников, мотивируют визит, и таким образом, активизируют всю туристскую систему. Гипотеза научного исследования предполагает возможность активизации продвижения туристской дестинации Ростовской области через её гастрономическую идентичность. Теоретическую и методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению гастрономической идентичности как инструмента продвижения туристской дестинации. В работе применено опИпе-анкетирование для изучения предпочтений респондентами видов туров в Ростовской области. В работе использованы научные труды учёных и специалистов в области гастрономической идентичности на рынке туристских услуг. Информационную базу исследования составили материалы периодических специальных изданий, результаты проведённых аналитических исследований. Научная новизна выводов и результатов исследования состоит в практическом подходе к продвижению туристских дестинаций через гастрономическую идентичность. Гастрономический туризм быстрыми темпами развивается во всем мире, зарождаются новые направления, становятся популярными турпоездки для гурманов - популярность изучения кулинарной культуры влияет на этот вид туризма и способствует его продвижению. Предпосылки к развитию гастрономического туризма имеют все страны и это отличительная характерная черта данного вида туризма. Гастрономический туризм выступает в роли составляющего элемента всех туров. Но главной отличительной особенностью от остальных видов туризма является то, что знакомство с национальной кухней выступает главным мотивом, целью

Ключевые слова:

гастрономическая идентичность, дестинация, туризм, исследование, предприятие, общественное питание, путешествие, услуга, сервис, продукт

и элементом гастрономического путешествия. Гастрономическая идентичность дестинации зависит от экономических и климатических условий региона, экологизации сельского хозяйства, религиозной принадлежности этнической группы. В результате исследования установлено, что гастрономический туризм в Ростовской области необходимо развивать на основе следующих составляющих: гастрономических туров, маршрутов, экскурсий; предприятий общественного питания, предлагающих блюда национальных кухонь; кулинарных мастер-классов; гастрономических фестивалей, ярмарок, выставок продуктов питания. Результаты исследования представляют интерес для туристических фирм, предприятий общественного питания, предприятий производителей продуктов питания. Предполагается продолжить исследование эффективности гастрономической идентичности как инструмента продвижения туристской дестинации.

Туристская дестинация выступает основным элементом туристской системы. Она характеризуется как центр (территория) с разнообразными удобствами, средствами сервиса и услугами для обеспечения разнообразных потребностей туристов. Слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Понятие «туристская дестинация» было введено Ней-лом Лейпером в 1979 году, профессором Мейсенского университета (г. Окленд, Новая Зеландия) [1].

Туристские дестинации рассматриваются исследователями как отличные по размерам территориальные образования - континенты, страны, регионы, территориальные образования, курорты и даже самостоятельные аттракции, которые выбирают туристы как пункт назначения своего путешествия. В рамках этого направления туристскую дестинацию рассматривают в своих работах российские и зарубежные авторы.

Н. Лейпер даёт определение туристской дестинации как региона туристического назначения, который привлекает туристов для временного пребывания и особенности, способствующие такой привлекательности (аттракции) [2]. В. Альтхоф также обозначает туристскую дестинацию местом назначения или целевым регионом (места для прогулок, сооружения для проведения свободного време-

ни, коммуны, регионы и прочее) [3]. С. Медлик дополняет определения Н. Лейпе-ра и В. Альтхофа и под туристской дестинаци-ей предлагает понимать места назначения туризма - страны, регионы, города и другие области, привлекающие туристов и выступающими основными местами туристической деятельности (как правило, занимают большую часть времени и расходов туристов), и он выделяет три фактора, отличающие туристскую дестинацию от территории: доступность, аттракции и удобства [4].

Дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. Отличительной особенностью «дестинации» от «туристского центра», «туристского направления» служит целостность всех её частей, которые в комплексе делают её схожим с товаром или продуктом, качеством которого можно управлять, продвигать и продавать. Дестинация предполагает под собой культурную ценность: гости должны находить её привлекательной и стоящей времени и денег, затраченных на путешествие. Дестинация неразделима, то есть туристский продукт потребляется там, где он производится, и, чтобы его опробовать, туристы должны физически находиться в дестинации. Процессы производства и потребления туристского продукта

схожи не только в пространстве, но и во времени, поэтому, сезонность дестинации считается наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств [4].

Территория может быть дестинацией при наличии определённых условий:

-отели, предприятия общественного питания, развлекательные центры и мероприятия, с высоким уровнем сервиса и высокоразвитой транспортной системой;

-достопримечательности интересные для туристов (один из факторов привлечения туристов на территорию дестинации);

-информационные и коммуникационные системы (незаменимый способ информирования туристского рынка о дестинации) [5].

Для каждой дестинации характерны индивидуальные отличительные особенности:

-дестинация имеет туристский ресурсный потенциал;

-современная туристская дестинация представляет управляемую систему, имеющую органы государственного и общественного управления, которые определяют совокупную политику развития, формирует инвестиционный климат, регулирует критерии перемещения туристских потоков;

-дестинация имеет культурную значимость;

-дестинация неделима (туристский продукт потребляем там, где он произведён);

-сервисы и удобства дестинации могут использоваться не только туристами, но и местными жителями;

-продукция дестинации имеет важное значение в социально- экономическом развитии территории, т.е. туризм выступает в роли важного экономического фактора областной экономики [5].

В настоящее время в мире интерес к гастрономическим брендам туристских дести-наций стал явно выраженной тенденцией. Город с успешным брендом - это товар на рынке территорий, обладающий значительными

конкурентными преимуществами, так как бренд отражает его уникальность и неповторимость, обеспечивает направленное позиционирование города в числе аналогичных [6].

Интерес к гастрономии обоснован стремлением туристов через потребление гастрономических услуг лучше понять специфику и характерные свойства туристской дести-нации, разнообразить и углубить впечатления от её посещения. Гастрономия - это туристский ресурс территории. Гастрономия, как культурное достояние, даёт возможность приобрести уникальный туристский опыт, в связи с тем, что позволяет отразить характер и менталитет местного населения; она впитывает в себя мифы, сказки, местную историю, традиции, религиозные особенности и др. [7].

Гастрономический фактор играет важную роль в создании туристских предпочтений отдельных дестинаций. Например, классификация видов туризма, предложенная Hall, Mitchell and Sharpies. В её основе - значимость гастрономического компонента при создании разных видов туризма [7]:

1) «Туризм гурманов» - посещение определенных ресторанов, рынков, винных погребов.

2) «Кулинарный туризм» - посещение фестивалей еды, ресторанов.

3) «Путешествие и туризм» - невысокий интерес или даже его отсутствие к гастрономическому фактору (посещение ресторанов только потому, что во время поездки требуется употреблять пищу).

Признавая значение гастрономического фактора для развития различных видов туризма, Гордин В. и Трабская Ю. разработали классификацию по видом туризма [8]:

1) Профессиональный или образовательный гастрономический туризм - туризм для специалистов, приезжающих в страну для обучения по специальным программам соме-лье и шеф-поваров.

2) Туризм, нацеленный на гурманов, гастрономических эстетов - главный и исключительный мотив таких путешествий - гастроно-

мический туризм. Особую ценность представляет исключительно кухня страны, конкретный ресторан или даже определенное блюдо. Культура, история страны не интересуют либо мало интересуют гурманов.

3) Креативный туризм - чётко определяется гастрономическая комплектующая, туристы самовыражаются через кулинарные способности и готовы объединяться по этому признаку.

4) Туризм, ориентированный на любителей конкретных видов кухни, с различной формой углубления в другие формы туристской активности.

5) Гастрономический туризм - туристы, интересуются местной кухней только лишь как элементом национальной (региональной) культуры. Гастрономия важна для этих туристов вкупе с другими компонентами путешествия (природой, традициями, достопримечательностями).

Гастрономический туризм рассматривается как инструмент межкультурного взаимодействия, уважения к культурному разнообразию, наравне с языком, религией. Объектами гастрономического туризма выступают:

1) Страны, кухня которых наиболее известна по всему миру (Китай, Франция, Италия, Япония, Испания).

2) Регионы, имеющие известность благодаря продуктам, которые производятся в данной дестинации. Например, такие регионы Франции как Бордо, Эльзас, Бургундия, Шампань, входящие в классификацию Appelation d'Origine Controle (название продуктов по месту их производства) известны своими винами.

3) Нарекаемые, «ресторанные города» -наличие учреждений представляющих разнообразные виды гастрономии, направлений и форматов. Например, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Рим, Гонконг, Барселона и др.

4) Отдельные рестораны, которые выделяются качеством и эксклюзивностью кухни, необычным меню или же с присвоенным статусом «лучших» (например, обладатели трёх звёзд ресторанного гида «Мишлен»: «Ла

Пергола» в Риме, Италия, «Фэт Дак» в городе Брей, и др.).

5) Предприятия, прославленные кулинарными продуктами. Например, самая большая в мире фабрика по производству шоколада «Альпрозе» в Швейцарии и известные монастырские пивоварни «Андекс» и «Эт-таль» в Верхней Баварии, Германия.

6) Учреждения, которые предоставляют образовательные услуги по направлениям кулинарии и гастрономии. Например, Французская академия кулинарного искусства «La Cordon Bleu», Высшая школа итальянской кухни (Italian Cuisine High School) [9].

Гастрономические туры позволяют посетить разнообразные кулинарные фестивали, праздники и ярмарки. Основные направления гастрономического туризма приведены на рис. 1.

Тур по сельской местности - временное нахождение туристов в сельской местности с целью дегустации местной кухни и продуктов, изготавливаемых в этом регионе, а также может дополняться участием в сельскохозяйственных работах. Обязательный фактор -фонды размещения туристов должны располагаться в сельской местности или маленьких городах без многоэтажной застройки. Данные туры увлекательны не только гастрономической компонентой, но и предоставлением возможности через пищу, продукты углубиться в повседневную жизнь местных людей, узнать их традиции, повадки, режим, диковинные и малопонятные представителям другого языка и культуры [10].

Ресторанный тур - путешествие, включающее посещение наиболее известных и популярных ресторанов, отличающихся высоким качеством, эксклюзивностью кухни, национальной направленностью. Первое место среди «ресторанных» городов занимает Париж -столица моды и в кулинарном смысле тоже. Поход по заведениям знаменитых рестораторов - Алена Дюкасса, Мишеля Труагро, Пьера Гарнье и других, вереница ресторанов высокой кухни со звёздами ресторанного гида «Мишлен», рестораны при легендарных отелях.

Рис. 1 - Направления гастрономического туризма (сост. по [10])

Образовательный тур - это поездка, целью которой выступает обучение в специализированных образовательных учреждениях с кулинарной квалификацией, а также курсов и мастер-классов. Например, знаменитая французская кулинарная школа «Le Cordon Bleu» объединённо с отелем «Four Seasons Hotel George V» предлагает программу под названием «Открытие французской кухни» - пять ночей в парижском паласе с пятидневными кулинарными курсами в самой школе.

Экологический тур - тур, который включает экскурсии по экологически чистым хозяйствам и производствам, знакомство с экологически чистыми, биопродуктами и их производством.

Событийный тур направлен на посещение территории с целью принятия участия в общественных и культурных событиях с кулинарной тематикой: выставки, ярмарки, шоу, фестивали, праздники.

Комбинированный тур сочетает в себе все вышеупомянутые направления. Такие путешествия подходят для туристов «со стажем», тех, кто ранее был знаком с гастрономией той или местности, в противном случае тур может быть информативно перенасыщен [10].

Основные факторы, определяющие гастрономическую культуру региона (по [11]):

• экономические условия региона;

• климатические условия региона;

• экологизация сельского хозяйства;

• религиозная принадлежность этнической группы.

Гастрономической идентичностью региона считается комплекс отличительных черт существующих в нем гастрономических культур и придающих ему определенную исключительность наравне с другими регионами.

Гастрономическая идентичность представляется (по [11]):

• формами существующих гастрономических традиций;

• особенностями функционирования агропромышленного комплекса;

• особенностями организации пищевой промышленности;

• технологиями приготовления пищи;

• технологиями подачи пищи;

• технологиями потребления пищи. Сегодня в Ростовской области наблюдается значимый подъем в сфере гастрономического туризма. Ежегодно проводятся новые гастрономические фестивали. Ростовская об-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ласть одна из наиболее привлекательных территорий гастротуризма. В 2017 году область в числе первых вошла в состав «Гастрономической карты России». По данным туристского портала Ростовской области, в данном регионе на 2016 год насчитывалось 268 туристических компаний1. Только 25% турфирм предоставляют гастрономические туры в различные страны, а также в некоторые регионы России. Гастрономические туры по Ростовской области редкое явление, так как данное направление является новым для туристского рынка Ростовской области.

В целях определения спроса на предложения гастрономического характера для Ростовской области было проведено опИпе-анкетирование, в котором приняли участие 165 человек, выборка случайная. Анкета была размещена в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники»). Половозрастная характеристика респондентов: 56% опрошенных -женский пол, 44% - мужской пол. Возрастные группы респондентов: 18-25 лет - 36%, 26-35 лет - 16%, 36-45 лет - 18%, младше 18 лет -18%, старше 45 лет - 12%. Относительно места проживания респондентов результаты исследования показали, что 65% опрошенных проживают в Ростовской области, 35% опрошенных проживают в других регионах России (15% - Краснодарский край, 8% - Волгоградская область, 7% - Ставропольский край, 5% -Московская область).

Предпочитаемые респондентами виды туров показаны на рис. 2.

Проявили интерес и отправились бы в гастрономический тур по Ростовской области 58% респондентов. Составляющие гастрономического тура, заинтересовавшие респондентов: особенности национальной кухни вызвали интерес у 28% опрошенных; экскурсия

1 Динамика основных показателей туристской отрасли Ростовской области за 2014-2016 годы по результатам исследований, проведённых в 2017 году. URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspxPpagei d=124053&mid=128713&itemId=127355 (Дата обращения: 26.09.2018).

по предприятиям общественного питания интересна 21% респондентов; 17% - за дегустацию блюд, 11% - отметили кулинарные мастер классы, 9% - экскурсии по местам производства продуктов питания, 8% опрошенным было бы интересно в рамках тура посетить гастрономический фестиваль, 6% респондентов интересны сопутствующие культурные мероприятия - дополнительные экскурсии, развлечения (рис. 3).

8%

14%

21%

19%

I экскурсионный тур I индивидуальный тур I горнолыжный тур I гастрономический тур I лечебный/оздоровительный тур I экстрим тур

Рис. 2 - Предпочитаемые респондентами виды туров

21%

11%

28%

11%

9%

■ дегустация блюд 6%

■ кулинарные мастер-классы

■ экскурсии по местам производства продуктов питания

■ гастрономический фестиваль

■ сопутствующие кулинарные мероприятия

■ национальная кухня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ экскурсии по предприятиям общественного питания

Рис. 3 - Составляющие гастрономического тура, интересующие респондентов

Востребованность гастрономического туризма обусловила разработку рекомендаций для продвижении туристской дестинации Ростовской области.

Ростовская область имеет достаточный потенциал для развития гастрономического туризма. Данное направление является инновационным для данного региона, да и для России в целом. Управление по туризму Ростовской области, общественные туристские

организации, туристские предприятия ведут активную деятельность по развитию гастрономического туризма и признают его перспективным направлением.

В Ростовской области ежегодно составляется «Календарь событий Ростовской области с гастрономической составляющей»2.

Для туристических фирм региона разработан «Календарь гастрономических событий Ростовской области на 2019 год» (табл. 1).

Таблица 1 - Календарь гастрономических событий Ростовской области на 2019 год2

Дата проведения Место проведения Название фестиваля и его некоторые особенности

4 - 6 января 2019 г. г. Ростов-на-Дону Рождественский фестиваль - это гастрономическая, ремесленная ярмарка, с целью сохранения и восстановления ярморочных традиций России. Областной «Город мастеров»

3 февраля «Сыр, вино и джаз» - выставка-ярмарка винодельческой продукции и сыров местных производителей. Областной «Город мастеров»

февраль Гастрономическая ярмарка «Эльбузд» - гости могут попробовать и приобрести продукцию донских производителей (вино, мясные и сырные деликатесы, шоколад ручной работы и много других продуктов). Организовано барбекю. Областной «Город мастеров»

13 мая г. Новочеркасск Фестиваль уличной еды - гриль-меню, стрит-фуд, изысканные эксперименты и новые вкусовые сочетания, блюда донской кухни. Областной «Город мастеров»

Май-июнь г. Таганрог Гастрономический фестиваль «Еда. Улица. Цветы» - выставка-ярмарка продуктов и блюд донских производителей. Областной «Город мастеров»

С мая по сентябрь г. Ростов-на-Дону Гастрономический фестиваль «Foodmarket» - гастрономический социально-просветительный фестиваль предприятий. Областной «Город мастеров»

июнь станица Багаевская День багаевского огурца - продовольственная ярмарка-праздник донских фермеров и предприятий. Областной «Город мастеров»

Июнь г. Ростов-на-Дону Стритфуд фестиваль «Гастрономическая карта России» (Welcome FoodBall Cup) - знакомство с локальной кухней Донского края. Областной «Город мастеров»

6 июля хут. Курган Азовский р-н «Донская уха» - гостей ждут вкусные рыбные блюда по рецептам казаков, концертная программа, спортивные соревнования.

25 августа г. Ростов-на-Дону «Место теста» - фестиваль, на котором представлены блюда Ростовских кафе и ресторанов. Организована территория для отдыха, танцев и развлечений, сцена для концерта. Областной «Город мастеров»

8 октября Гастрономический фестиваль «Сделано на Дону»; конкурс «Кто успел - тот и съел».

21-22 октября Гастрономический фестиваль «Ферма» -представлена продукция местных фермеров, крупных агрохолдингов, торговых домов.

19 мая хут. Пухля-ковский Усть-Донецкий р-н «День селедки» проводится в археологическом комплексе «Затерянный мир» - это веселый познавательный фестиваль для любителей донской рыбалки. Областной «Город мастеров»

28 сентября Фестиваль «Донская лоза» - фестиваль донского виноградарства и виноделия, ярмарка сельхозпродукции, развлекательная программа. Областной «Город мастеров»

4 ноября г. Ростов-на-Дону Дон гостеприимный - проводится в честь празднования дня народного единства. В рамках праздничного мероприятия донские товаропроизводители и рестораторы представляют широкий спектр готовой продукции. Все желающие могут приобрести и попробовать приготовленные на фестивале плов, шашлык, бургеры, курники, пельмени, вареники, свежую выпечку и другие кондитерские изделия. На фестивале организованы реализация сувенирной продукции и выступления творческих коллективов

По данным: «Календарь событий Ростовской области с гастрономической составляющей». URL: http://zppdon.ru/news/10212 (Дата обращения: 25.10.2018).

2

Предприятиями и производствами продуктов общественного питания Ростова-на-Дону и других городов Ростовской области организовываются гастрономические программы, предусматривающие дегустации и мастер-классы по приготовлению традиционных и оригинальных блюд. В рамках развития гастрономического туризма в Ростовской области предлагается проводить гастрономические экскурсии на следующие предприятия:

1) ООО «Фирма «Аква-Дон». Экскурсанты могут побывать на территории предприятия по изготовлению минеральных и питьевых вод «Аксинья» и «Иверская», узнать историю завода, увидеть действующие скважины, полный процесс производства продукции от выдувания бутылки, розлива воды, до упаковки. Для посетителей компании предлагается дегустация воды за сладким столом.

2) Лицей кулинарного искусства. Новый Музей общественного питания основан в 2006 г. Донской гильдией кулинаров. Экскурсанты могут увидеть большое количество интересных экспонатов (например, большой 50-литровый самовар, старинная посуда), узнать, что из себя представляет «рыбный день» и кто кормил гостей Московской Олимпиады. Для гостей проводится дегустация лакомых пирожков.

3) Завод «КОКА-КОЛА». Современный завод оснащён наиболее эффективным оборудованием, расположен на территории Азовского района. Гости могут заглянуть в нетрадиционный музей, собравший всевозможные варианты бутылочек и банок, в которые разливают газированный напиток, увидеть фильм о создателях Кока-Колы, проследить весь процесс изготовления напитков: Nestle, Sprite и Coca-Cola, увезти с собой вкусный сувенир.

4) Детская кулинарная мастерская». На уроки мастерства приглашает ресторан «Дворянский дом», который расположен в хуторе Большой Лог Аксайского района. Дети и их родители научатся делать десерты, пиццу, салаты и другие блюда, ориентироваться в ингредиентах, рисовать шоколадом. Молодые

мастера смогут узнать историю кухни народов мира.

5) Ростовский Комбинат Шампанских вин. Экскурсанты посетят различные цеха завода: приёмки виноматериалов, биохимические цеха, розлива готовой продукции, на складе; ознакомятся с донскими мастерами-виноделами, все желающие приглашаются на дегустацию фирменной продукции предприятия, а также приобрести её по выгодной цене.

6) ОАО Пивоваренная компания «Балтика». Экскурсия сопутствуется занимательным рассказом о пиве, технологии его производства, фактах из истории пенного напитка и нашего предприятия. Экскурсанты смогут посетить рабочие цеха, которые оснащены по последнему слову техники, и получить представление о мировых технологиях в области маркетинга, менеджмента и производства. Дополнительно проводится дегустация продукции компании. Данные экскурсии вводят экскурсантов в производственный процесс предприятий, изготавливающих продукцию для рынка Ростовской области. В рамках экскурсий проводятся мастер-классы и дегустации продуктов питания.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящее время туристская дестинация является основным элементом туристской системы, в связи с тем, что сами туристские де-стинации и их стиль привлекательны для путешественников, мотивируют визит, и активизируют всю туристскую систему. Результаты исследования свидетельствуют о возможности активизации продвижения туристской де-стинации Ростовской области через её гастрономическую идентичность. Результаты оп-Ипе анкетирования для изучения предпочтений респондентами видов туров в Ростовской области показали, что гастрономические туры по Ростовской области интересны большинству респондентов. Гастрономический туризм в Ростовской области необходимо развивать с помощью следующих составляющих: гастрономических туров, маршрутов, экскурсий; предприятий общественного питания, предла-

гающих блюда национальных кухонь, кулинарных мастер-классов; гастрономических фестивалей, ярмарок, выставок продуктов питания. Разработанные рекомендации в продви-

жении туристской дестинации через гастрономическую идентичность Ростовской области является перспективным направлением развития туризма.

Список источников:

1. Кирьянова Л.Г. Туристская дестинация как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник КемГУ, 2012. Т.4. №1. С. 131-136.

2. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации. Ольборг: Ольборгский ун-т, 2010. 152 с.

3. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. М.: Сов. спорт, 2014. 248 с.

4. Морозов М.А., Войт М.Н. Теоретико-экономическое содержание понятия «туристская дестинация» // Вестник Российского нового университета. 2013. №2. С. 188-195.

5. Морозов М.А. Туристские дестинации и закономерности их развития: Монография. М.: МИГМТ, 2005. 155 с.

6. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций. М.: Феникс, 2011. 409 с.

7. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. М.: Центрполиграф, 2016. 540 с.

8. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 2015. 176 с.

9. Субботина Е.В. Организация питания туристов. М.: МИИР, 2016. 211 с. 10.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных

условиях. М.: КНОРУС, 2012. 416 с. 11.Сильчева Л.В., Балынин К.А. Гастрономическая идентичность региона. Сущность и практическое значение // Естественные и математические науки в современном мире: Сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. №7(31).

Nadezhda V. SHERBAKOVA а, Olga V. ZHDANOVA b

a Institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University (Shakhty, Rostov Region, Russia);

PhD in Engineering, Associate Professor; e-mail: navasherbakova@mail.ru b Shakhty Road Institute (branch) of M. I. Platov South-Russian State Polytechnic University (Shakhty, Rostov Region, Russia); PhD in Engineering, Associate Professor; e-mail: o.zhdanova@mail.ru

GASTRONOMIC IDENTITY AS A TOOL TO PROMOTE A TOURISM DESTINATION

Keywords:

gastronomic identity, destination, tourism, research, enterprise, public catering, travel, service, product

The study is focused on the promoting tourism destination through the example of Rostov region. The research topic is relevant because today the tourism destination is the main element of the tourism system. The tourism destination acts as one of the most important components in the tourism system due to the fact that the tourism destinations themselves and their style are attractive to travelers, motivate the visit, and thus activate the entire tourism system. The hypothesis of scientific research suggests the possibility of activating the promotion of the tourism destination of Rostov region through its gastronomic identity. The theoretical and methodological basis of the study is a systematic

approach to the studying gastronomic identity as a tool to promote a tourism destination. The article uses on-line survey to study the respondents' preferences in choosing tours in Rostov region. The work uses scientific works of scientists and specialists in the field of gastronomic identity in the market of tourist services. The information base of the research consists of materials of special periodicals, the results of analytical studies. The scientific novelty of the study is a practical approach to the promotion of tourist destinations through gastronomic identity. Gastronomic tourism is developing rapidly all over the world, new directions are emerging, and gourmet tours are becoming popular. The popularity of studying culinary culture affects this type of tourism and contributes to its promotion. All countries have prerequisites for the gastronomic tourism development and this is a distinctive feature of this type of tourism. Gastronomic tourism acts as a constituent element of all tours. But the main distinguishing feature from other types of tourism is that familiarity with the national cuisine is the main motive, purpose and element of gastronomic travel. The gastronomic identity of the destination depends on the economic and climatic conditions of the region, the greening of agriculture, and the religious affiliation of the ethnic group. As a research result it is established that gastronomic tourism in Rostov region needs to be developed on the basis of the following components: gastronomic routes, excursions; the catering establishments offering dishes of national cuisines; culinary master classes; gastronomic festivals, fairs, exhibitions of food. The results of the study are of interest to travel agencies, catering companies, food manufacturers. It is planned to continue the study of the effectiveness of gastronomic identity as a tool for promoting a tourist destination.

References

1. Kiriyanova, L. G. (2012). Turistskaja destinacija kak kompleksnyj koncept i kljuchevoj jelement turistskoj sistemy [Tourist destination as a comprehensive concept and a key element of the tourist system]. Vestnik KemGU [Bulletin of KemSU], 4(1), 131-136. (In Russ.).

2. Goncharova, N. A. (2010). Razvitie turistskoj destinacii [Tourist Destination Development]: A tutorial. Aalborg: Aalborg University. (In Russ.).

3. Rassokhina, T. V. (2014). Menedzhment turistskih destinacij [Tourist Destination Management]: A textbook. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

4. Morozov, M. A., & Voit, M. N. (2013). Teoretiko-ekonomicheskoe soderzhanie ponjatija «turistskaja destinacija» [Theoretical and economic content of the concept of "tourist destination"]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta [Vestnik of Russian New University], 2, 188-195. (In Russ.).

5. Morozov, M. A. (2005). Turistskie destinacii i zakonomernosti ih razvitija [Tourist destinations and patterns of their development]: A monography. Moscow: MIGMT. (In Russ.).

6. Kiriyanova, L. G. (2011). Marketing i brending turistskih destinacij [Marketing and branding travel destinations]: A tutorial. Moscow: Phoenix. (In Russ.).

7. Pokhlebkin, V. V. (2016). Iz istorii russkoj kulinarnoj kul'tury [From the history of Russian culinary culture]: A textbook. Moscow: Tsentrpoligraf. (In Russ.).

8. Shimanovsky, V. F., & Ganopolsky, V. I. (2015). Pitanie v turistskom puteshestvii [Nutrition on tourist trips]: A tutorial. Moscow: Profizdat. (In Russ.).

9. Subbotina, E. V. (2016). Organizacija pitanija turistov [Nutrition of tourists]: A tutorial. Moscow: MIIR. (In Russ.).

10.Chudnovsky, A. D., & Zhukova, M. A. (2012). Upravlenie industriej turizma Rossii v sovremennyh uslovijah [Management of the Russian tourism industry in modern conditions]: A tutorial. Moscow: KNORUS. (In Russ.).

11.Silcheva, L. V., & Balynin, K. A. (2015). Gastronomicheskaja identichnost' regiona. Sushhnost' i prakticheskoe znachenie [Gastronomic identity of the region. Essence and practical value]. Estestvennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire [Natural and mathematical sciences in the modern world]: Collection of articles based on the materials of the XXXII international scientific-practical conf. Novosibirsk: SibAK, 7(31).

Щербакова Н.В., Жданова О.В. Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 1. С. 125-135. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10110.

Sherbakova, N. V., & Zhdanova, O. V. (2019). Gastronomic identity as a tool to promote a tourism destination. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(1), 125-135. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10110. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.